Научная статья на тему 'Достижение новообразования при саморазвитии обучающихся в образовательном пространстве вуза (на примере использования методологии системного подхода)'

Достижение новообразования при саморазвитии обучающихся в образовательном пространстве вуза (на примере использования методологии системного подхода) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВООБРАЗОВАНИЯ / NEW GROWTHS / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMIC APPROACH / MENTAL / SPIRITUAL AND MORAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PROFESSIONAL ABILITIES / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL-SETTING / СИСТЕМА / SYSTEM / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Е. К., Ерёмина И. С.

Данная статья посвящена особенностям формирования новообразования у будущего специалиста (духовно-нравственное, интеллектуальное и профессиональное развитие и саморазвитие) на методологической основе системного подхода. Для развития интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей студентов при изучении основ наук, преподавателю на каждом занятии необходимо поставить цели, а студентам, осмыслив и приняв их, включиться в их реализацию. Для более качественного осуществления целеполагания содержание образования представлено в виде системы, которая состоит из четырех элементов: знания; опыт репродуктивной деятельности; опыт творческой деятельности; опыт отношений. Показано, что приоритетной при развитии интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей обучающихся является мировоззренческая цель занятий, способствующая формированию мотивации у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACHIEVING OF NEO-EDUCATON AT SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY (WITH REGARD TO METHODS OF A SYSTEMIC APPROACH)

The article deals with the specifics of the process of formation of neo-education in future experts (spiritual, moral, intellectual and professional development and self-development), when methods of a systemic approach are used. In classes of fundamentals of sciences, with the purpose of the development of the intellectual, spiritual, moral and professional abilities in students, teachers must set goals for every lesson, and students should reflect on them and use them to develop themselves. For a better success, the authors of the paper offer goal-setting educational contents, which are presented in the form of a system that consists of four elements: knowledge, experience of reproductive activity, experience of creative activity, and experience of relations. It is shown that the priority in the development of intellectual, spiritual, moral and professional abilities of students is an ideological goal of employment, contributing to the formation of motivation among future professionals.

Текст научной работы на тему «Достижение новообразования при саморазвитии обучающихся в образовательном пространстве вуза (на примере использования методологии системного подхода)»

ценностях, отраженных в костюмных формах, использовании полученных знаний в различных видах профессиональной деятельности. Занятия проводились в форме лекции с разбором микроситуаций. В ходе видеотренинга «Человек из толпы», целью которого было развитие навыков конструктивного поведения и общения, выработка необходимой стратегии взаимодействия в опоре на видеоряд, студентам предлагалось просмотреть видеозапись с изображением улицы г. Челябинска, по которой идут обычные люди. Опираясь на визуальный образ костюмных форм воспринимаемых объектов, студенты интерпретировали содержание их эстетических ценностей, выбирали ряд людей для выяснения отношения к какой-либо марке парфюмерно-косметической продукции, марке телефона, предпочитаемых мест

отдыха и путешествий и т.д. Видеотренинг способствовал формированию умения адекватно интерпретировать знаково-семи-отическую природу костюмных форм, в вербальной форме выразить содержание эстетических ценностей воспринимаемого человека. Творческие задания включали перевод на визуальный язык индивидуальных особенностей человека, его социального статуса, сферы профессиональной деятельности человека, эстетических ценностей.

Таким образом, методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов реализовалась нами как целостный процесс, охватывающий многообразные формы учебной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».

Библиографический список

1. Кашина Н.И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 50 - 52.

2. Тагильцева Н.Г. Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад-школа-вуз. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014; Т.1: 34 - 38.

3. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 70 - 73.

4. Валеева Э.М. Проблема формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях людей в процессе изучения дисциплины «Социология моды». Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008; 28: 45 - 48.

5. Валеева Э.М. Формирование эстетических представлений у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды»): монография. Челябинск: Южно-Уральский гос. Университет, 2011.

References

1. Kashina N.I. Problema osvoeniya det'mi i molodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 50 - 52.

2. Tagil'ceva N.G. Innovacionnaya sreda razvitiya hudozhestvenno odarennyh detej: detskij sad-shkola-vuz. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014; T.1: 34 - 38.

3. Kashina N.I., Tagil'ceva N.G. Psihologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 70 - 73.

4. Valeeva 'E.M. Problema formirovaniya u buduschih sociologov predstavlenij ob 'esteticheskih cennostyah lyudej v processe izucheniya discipliny «Sociologiya mody». Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi. 2008; 28: 45 - 48.

5. Valeeva 'E.M. Formirovanie 'esteticheskih predstavlenij u buduschih sociologov (v processe izucheniya discipliny «Sociologiya mody»): monografiya. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skij gos. Universitet, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.05.16

УДК 371.487

Dvoryankina E.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Education, Pacific State University (Khabarovsk,

Russia), E-mail: [email protected]

Yeryomina I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Far East Legal Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia

(Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]

ACHIEVING OF NEO-EDUCATON AT SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY (WITH REGARD TO METHODS OF A SYSTEMIC APPROACH). The article deals with the specifics of the process of formation of neo-education in future experts (spiritual, moral, intellectual and professional development and self-development), when methods of a systemic approach are used. In classes of fundamentals of sciences, with the purpose of the development of the intellectual, spiritual, moral and professional abilities in students, teachers must set goals for every lesson, and students should reflect on them and use them to develop themselves. For a better success, the authors of the paper offer goal-setting educational contents, which are presented in the form of a system that consists of four elements: knowledge, experience of reproductive activity, experience of creative activity, and experience of relations. It is shown that the priority in the development of intellectual, spiritual, moral and professional abilities of students is an ideological goal of employment, contributing to the formation of motivation among future professionals.

Key words: new growths, systemic approach, mental, spiritual and moral, professional abilities, goal-setting, system.

Е.К. Дворянкина, д-р пед. наук, доц., Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

И.С. Ерёмина, д-р пед. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск,

E-mail: [email protected]

ДОСТИЖЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ САМОРАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА)

Данная статья посвящена особенностям формирования новообразования у будущего специалиста (духовно-нравственное, интеллектуальное и профессиональное развитие и саморазвитие) на методологической основе системного подхода. Для развития интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей студентов при изучении основ наук, преподавателю на каждом занятии необходимо поставить цели, а студентам, осмыслив и приняв их, включиться в их реализацию. Для более качественного осуществления целеполагания содержание образования представлено в виде системы, которая состоит из четырех элементов: знания; опыт репродуктивной деятельности; опыт творческой деятельности; опыт отношений. Показано, что приоритетной при развитии интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей обучающихся является мировоззренческая цель занятий, способствующая формированию мотивации у будущих специалистов.

Ключевые слова: новообразования; системный подход; интеллектуальные, духовно-нравственные, профессиональные способности; целеполагание; система.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Обучающейся должен перейти из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему в любой ситуации, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность и значимость; научиться согласовывать систему своих личных качеств (чувств, мотивации, воли и др.) с системой объективных условий и требований решаемой задачи; приобрести опыт прогнозирования возможного наступления событий.

Решение обозначенных задач вряд ли возможно сложившимся в практике высшего образования традиционным путем - передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Многие исследователи делают вывод, что решить сложившуюся праблемувозможно тол ько с ориентацие й несистемный подход, который позволяет обеспечить становление личности будущегоспуриануста как субъекта развития и саморазвития своего потенциала [1 - 10]. «Системный подход позволяет формировать будущегосоыцитыисжа в мдинжтвмжнхо внт-нуавстнен-ного, интеллектуального и профессионального развития и само-развитив»[Р,с.5Ж].

Системный подход - одно из методологических направлений в современной науке, выражающее идеи системности, уни-версальуосоеимногообрязиж форм оущтнтуаванимобъекта, базу которого определили теория социальных систем, социального управления, сиыергеомку.

Как утверждают В.Т. Волов и Д.Ф. Китаев: «... человек, имеющий поеомгавлнете о сиссеме.мущмлучше - оладммщиом»-сеналом её средств, сможет не просто использовать эти знания в конкритныуo»мacтяx(чтотнжeтoжлт Вырь тесомаполезно продуктивным). Значительно важнее, что он сможет перестроить свое мышление, сможет научиться по-новому смотреть на мир, не расчлоияяйзарем форивспостсвроя друг дррку толярные качества, а целостно, объединяя их на более высоком уровне синтеза.» [2, с. 56]т

Определимся с основными теоретическими положениями концепцnощиcсeмн»(oгюмxoтoиpимeщвpщльнщк с—aзтыaнею, для чего обозначим понятийный аппарат теории систем.

«Сисиема-^'^оосгн^|/^зсиннюЫ гомплмкссртмсгю донюиже-ния общей цели», а её системообразующими характеристиками являются: состав, структура и функционирование.

Сосвты -—нт-рый пвреоенм »мeмeюто»ниcмeмы, какевымй в образовательном пространстве вуза являются: система преподавания, где субъектомяолятссякелагог,с»стемю учмтия, где субъектом предстоит стать обучающемуся (под субъектом по-нимаетспнуиисель цeтюйитoxиoлoпгй вх лезу—ас-и), слстй-ма воспитания и самовоспитания; предметные области учебных дисциплин;проф-тс вонувунл-ктмы°ваяжел оитуосрь»

Структура - инвариант отношений между элементами системы. В гуманитарных системах, к каковым относится образо-вательнвя,сосуксуривявыяерся nУль,о»pнделяю—ao иаракрер отношений между элементами состава системы.

Функцсониоиоанме- дивамиыеккое состояние системы, предполагающее применение технологий для реализации ее целей, где под технолвпи ейпоссмгютсяалгсринм,соещвыенныв с методами, формами и средствами реализации тактических (рабочих) цулей сисяемы»[11, я. 67 - 68].

Чтобы управлять развитием интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей студентов

при изучении основ наук, преподавателю, как рекомендует наука дидактика, на каждом занятии необходимо поставить цели, а студентам, осмыслив и приняв их, включиться в их реализацию.

«Приоритетной при развитии интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей обучающихся является мировоззренческая цель занятий, способствующая формированию мотивации у будущих специалистов (о чем свидетельствует позиция ученых, общественности и Президента Российской Федерации)» [4, с. 58].

Для более качественного осуществления целеполагания представим содержание образования в виде системы, предложенной Н.Л. Терским [12]. Представим содержание образования в виде рисунка 1.

«Состав содержания образования состоит из четырех блоков, включающих в себя следующие элементы: I. З (знания); II. ^Д (оомггремртдокнив noмдиятерьнунти);Ш.щTД(опыттинpче-ской деятельности). IV. ОО (опыт отношений). Рассмотрим более подробно элементы состава образования как педагогической интерпретации культуры.

I. 3 нaнер-T-эpo cсПpaнерle чeлoвeчрcютoмcвотeния об окружающем пространстве, закономерностях, происходящих в пpитсмeт,цнTcтввтeлырocую Всем нзввнрнт.нро босвифор-мации нельзя достичь желаемого результата, добиться успеха в определенной деятельности. Конечно, все знать невероятно, нверe-нpтибя»ь, чpсcжядyeв»cвтерь, не обходимо каждому. Дидактика определила их следующим образом: 1. Существенные уосожвуия и дефисиции,смсбoщтю кооосо1оуониыиотяяс1сысл любого текста, материала. 2. Результаты научных исследований с окрсмсющей-сйcоуиоeльеocтщ.З.Ы»жнeйшщe змр^с^мтсн^тсти действительности, которые объясняют явления, происходящие в oкpyФaющeертиpюбe, 4.Kювlпeпжом,pатl-pывмющвеcиcте-му знаний науки об определенных объектах действительности и взаимосвязях существующих закономерностей, о способах разъяснения и прогноза событий выбранной области знаний. 5. Сведения о методах деятельности, описание приобретения инфoсдтуиииЮopмирооаниу ятeнтн.6.0мeнстнaoинфopма-ция, позволяющая иметь представления о существующих прави-мaомнa»твыюсм»peмуртупpocиыaнттne.

Вышеуказанная классификация знаний должна быть отра-оур кaквпт»,»мeтсыxoбУоcтрxyчобныxдиcмиплис;т»к и при применении информации о воспитании индивида во время изучения основ наук. Вот поэтому содержание образования офи-цисньяо зофепювмоиф»0^льных государственных образовательных стандартах, рабочих учебных программах, в учебной и меyчвсймытювaтнpe. В oTнозoпвнИяTнюKoиключeна

информация о закономерностях формирования познавательной деятельности чен—екн, кoтopоУMУЛжнaиcйoльрoвaтьояпDи воплощении целей образования.

ФOгlытpeыpoдыктыянoйдeяоeлы^ocD»-OУД). Сл еюсет обратить внимание, что весь накопленный опыт человеческой деятельности не станет достоянием индивида, пока будет применён всoнмяeттнй жизменнмй ситоa-в»-стнтитью -вув»тсущелтво-вать за пределами личности. Только тогда у личности появится и сработает механизм деятельности, основанный на рациональном использовании опыта предшествующих поколений. Если энoйпоeeмсовщDнocют»e навушисоя еюнессвен-

ная связь времен, а человек, говоря современным языком, будет нснодщться в поскояннсйвозмции «руобретателявевтюипмда» .

Для дальнейшего успешного развития нового уровня саморазвития обучающейся молодежи следует освоить накопленный

Знания(3) II -

-►

t

Опыт творческой деятельности (ОТД) III <-

-►

Опыт репродуктивной деятельности (ОРД) II

t

Опыт отношений (00) IV

Рис. 1. Содержание образования как система

поколениями опыт. «Освоение накопленного опыта» называется в дидактике усвоением. Эмпирическое понятие усвоения представляет собой деятельность личности, превращающей содержание образования, специфицированное границами предметной области труда, в достояние личности. Индивид сохраняет содержание образования на следующих уровнях усвоения информации: 1-й уровень усвоения (1-й уу) - простое повторение знаний, при котором развивается память; 2-й уровень усвоения (2-й уу) - воссоздание знаний по примеру в аналогичном случае. Итоговым результатом достижения 2-го уровня усвоения является формирование репродуктивного мышления; 3-й уровень усвоения (3-й уу) - креативное воспроизведение полученной информации в необычных жизненных ситуациях. Итогом организации и достижения 3-го уровня усвоения является формирование креативного мышления обучающегося, совершенствование поисковой, творческой практики, направленной на решение новых задач.

III. Опыт творческой деятельности (ОТД) является третьим блоком состава содержания образования и характеризует творческий способ деятельности.

Наука определяет следующие параметры творчества (креативности), которые служат как целями развития и саморазвития творческой деятельности индивида, так и мерой аттестации креативности в образовательной и других видах деятельности человека. К этим параметрам относятся: собственноличный перевод проблемы в привычную обстановку; распознавание другой задачи в знакомых обстоятельствах; обнаружение новых функций объекта; создание комбинаций из знакомых приемов работы; предвидение состава предмета; многовариантное мышление; создание совершенно иного пути разрешения проблемы, отличающегося от ранее известных.

В содержание образования включены как стандарты, учебная и научная литература и т. п., логика целеполагания, так и технологии воспитания и самовоспитания духовно-нравственного и интеллектуального потенциала обучающихся. Из этого видно, что происходит глубокое осознание состава содержания образования и его взаимодействие с состоянием развития мышле-

Библиографический список

ния у индивида. Уровни усвоения при этом выступают в качестве прогнозируемого интеллектуального развития обучающихся. Например, достигнув 1-й и 2-й уу, освоен репродуктивный способ мыслительной деятельности. Приобретение опыта творческой деятельности происходит на 3-м уу.

IV. Опыт отношений (ОО). В основе отношений человека к окружающей среде и общественным явлениям лежит мораль. Как известно, мораль - это этика; один, из важных регуляторов поведения личности в окружающем пространстве. На основе морали человек строит свои отношения во всех жизненных ситуациях: в семье, в дружбе, на работе и т.п. Таким образом, отношения выражены духовно-нравственными категориями, которые являются мотивами в поступках людей как в жизни, так и в обучении. Моральная позиция индивида выражена двумя диаметрально противоположными полями: добра (созидания) и зла (разрушения). Получение опыта свободы выбора положительной или отрицательной стороны в своей жизнедеятельности раскрывает сущность ^-го блока состава содержания образования.

Поэтому содержание образования заключается не в составлении программ и стандартов образовательной деятельности, а в развитии у индивида интеллектуального и духовно-нравственного потенциала посредством предметной области учебных дисциплин, что способствует приобретению опыта саморазвития, которым можно воспользоваться в любой предстоящей деятельности обучающейся молодежи» [4, с. 58 - 59].

Из этого следует, что с помощью системного подхода становится возможным переориентировать педагогов системы обучения от «передачи знаний», на развитие интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала, развития у обучающейся молодежи субъектных качеств, а именно, человека обладающего развитыми личностными качествами, способного к саморазвитию, самоутверждению во внешнем мире и к целенаправленному преобразованию расширяющейся и меняющейся среды своей жизнедеятельности, сохраняя и совершенствуя себя в течение неопределенно длительного времени, т. е. достижение новообразования при саморазвитии обучающихся в образовательном пространстве вуза.

1. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности. Москва: Наука, 1982.

2. Волов ВТ., Китаев Д.Ф. Синергетика как базовая методология гуманитариев XXI века. Самара: Самарский научный центр РАН, 2005.

3. Дворянкина Е.К. Моделирование образовательной системы вуза по развитию студентов как субъектов профессионально-педагогической деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва: МПГУ, 2012.

4. Ерёмина И.С. Содержание образования как система. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по материалам XLV Международной научно-практической конференции, октябрь 2014 г. Новосибирск: Издательство «Сибак», 2014; 10 (45).

5. Ерёмина И. С., Дворянкина Е. К. Организация взаимодействия систем обучения и воспитания в профессионально-образовательном пространстве вуза. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Москва: Международный исследовательский институт, 2014; № 1; T. 2.

6. ЖигадлоА.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

7. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. Советская педагогика. 1970; 9.

8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.

9. Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва: МГГУ, 1989.

10. Сластенин В.А., Исаев Е.П., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2002.

11. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Москва: Советское радио, 1974.

12. Tерский Н.Л. Педагогический анализ урока (дидактические основы). Красноярск: КгПи, 1984.

References

1. Ancyferova L. I. Sistemnyj podhod k izucheniyu funkcionirovaniya i razvitiya lichnosti. Moskva: Nauka, 1982.

2. Volov V.T., Kitaev D.F. Sinergetika kakbazovaya metodologiya gumanitarievHHI veka. Samara: Samarskij nauchnyj centr RAN, 2005.

3. Dvoryankina E.K. Modelirovanie obrazovatel'noj sistemy vuza po razvitiyu studentov kak sub'ektov professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: MPGU, 2012.

4. Eremina I.S. Soderzhanie obrazovaniya kak sistema. Lichnost', sem'ya iobschestvo: voprosypedagogikiipsihologii: sb. statej po materialam XLV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, oktyabr' 2014 g. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibak», 2014; 10 (45).

5. Eremina I. S., Dvoryankina E. K. Organizaciya vzaimodejstviya sistem obucheniya i vospitaniya v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve vuza. European Social Science Journal (Evropejskijzhurnalsocial'nyh nauk). Moskva: Mezhdunarodnyj issledovatel'skij institut, 2014; № 1; T. 2.

6. ZhigadloA.P. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj razvitiya grazhdanstvennosti studentov tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

7. Korolev F.F. Sistemnyj podhod i vozmozhnosti ego primeneniya v pedagogicheskih issledovaniyah. Sovetskaya pedagogika. 1970; 9.

8. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga issledovatelya. Samara: SamGPI, 1994.

9. Ovakimyan Yu.O. Teoriya ipraktika modelirovaniya obucheniya: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: MGGU, 1989.

10. Slastenin V.A., Isaev E.P., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2002.

11. Kliland D., King V. Sistemnyj analiz i celevoe upravlenie. Moskva: Sovetskoe radio, 1974.

12. Terskij N.L. Pedagogicheskijanaliz uroka (didakticheskie osnovy). Krasnoyarsk: KGPI, 1984.

Статья поступила в редакцию 10.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.