УДК 378.1:51 Е.К. Дворянкина
системный Подход к установлению условий эффективности профессионального развития студентов педагогических вузов
Раскрыты условия эффективности профессионального развития будущих учителей как субъектов педагогической деятельности. К условиям эффективности профессионального становления отнесены обретение студентами опыта, выбор целей, соотнесение целей и технологий, моделирование систем познания и поведения, организация взаимодействия для реализации поставленных целей.
Ключевые слова: обучение, воспитание, система, субъект, цели, технология, взаимодействие, моделирование, профессиональная деятельность.
В современных требованиях, заложенных в государственном стандарте высшего профессионального образования, утверждается, что деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, обучение, воспитание учащихся как субъектов образовательных систем. Этим определяется организация учебно-воспитательной работы в вузе. К ней относятся, во-первых, необходимость осознания профессиональной значимости специалиста, у которого должно быть сформировано системное видение образовательных реалий в школе, а педагогическая интерпретация культуры должна способствовать становлению субъектной позиции личности обучающихся; во-вторых, каждый учитель должен владеть современными педагогическими технологиями - целеполагания и моделирования, обладать опытом управления взаимодействием субъектов учебно-воспитательной системы, уметь технологически грамотно проводить самоанализ и анализ результатов педагогической деятельности для выявления резервов, повышающих эффективность функционирования и развития систем и их субъектов.
Проведенный анализ требований к профессиональной подготовке будущего учителя позволяет видеть дальнейшие резервы повышения эффективности педагогического образования в единстве усилий всех преподавателей вуза для подготовки высококвалифицированных специалистов. Такой результат возможен только при объединении усилий всех преподавателей, в осознании ими системы обучения в вузе как целостности (системы), обеспечивающей субъектное развитие личности.
Многие исследователи, рассматривая подготовку педагога в вузе, делают вывод, что решение поставленных задач возможно только с ориентацией на системный подход. Такой подход позволяет будущим специалистам в учебных аудиториях приобретать опыт развития и саморазвития подлинно профессиональных качеств, опыт становления их как субъектов управления саморазвитием интеллектуального, духовного и профессионального потенциала и готовность приобретенный опыт экстрапо-
ДВОРЯНКИНА Екатерина Корнеевна - к.п.н., доцент Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск
E-mail: [email protected]
лировать в трудовую деятельность и жизнедеятельность. Мы разделяем такую позицию и за методологию исследования принимаем системный подход.
Для раскрытия логики подготовки будущих учителей в образовательной целостности (системе) высшего учебного заведения к профессиональной деятельности и для определения условий эффективности профессионального их становления определимся с понятием системы. В качестве рабочего нами принято определение, данное специалистами в области теории систем и управления Д. Клиландом и В. Кингом: «Система - это организованный комплекс средств достижения общей цели» [1, с. 122]. Для более глубокого понимания феномена «система» выделяются системообразующие характеристики: состав, структура и функционирование. Состав
- «конечный перечень элементов системы» [2, с. 32]. Структура - «инвариант отношений между элементами системы» [1, с. 122]. Структура связана с упорядочением отношений, поэтому связывает элементы системы в целостность. Нами за структуру системы образования принята цель. Функционирование - динамическое состояние системы, предполагающее применение технологий для реализации ее целей. В свою очередь, под технологией мы понимаем средства реализации тактических целей системы, состоящие из алгоритма и методов моделируемой педагогической системы, соответственно - методов обучения и воспитания студентов, приемов и форм их достижения.
Выбор системного подхода в качестве методологии исследований в подготовке студентов к педагогической деятельности был обусловлен также позицией А.М. Новикова, утверждающего, что концепция системного подхода позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами, комплекс, технологический режим целевого взаимодействия которого гарантирует получение результата - профессионально подготовленного специалиста-субъекта [3]. Поэтому при моделировании системы образования в вузе мы четко ориентируемся в ее составе, в осмыслении инварианта отношений между элементами (структуре), в строгости операций при осуществлении способов (технологий) достижения целей
субъектами систем. Такой подход находит подтверждение в позиции В.В. Краевского, который, с одной стороны, определяет систему как «целостный комплекс элементов, связанных между собой... Минимальный набор характеристик, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту: состав, структура, функции.». С другой стороны, он утверждает, что «главное требование к созданию или исследованию такой системы - умение охарактеризовать ее с позиции системного подхода, четко обозначив состав, структуру и функции» [2, с. 32].
На основе рассмотренных положений о системном подходе к обучению студентов вуза становится очевидным, что в нем происходит взаимодействие преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, предметной области учебной дисциплины, выраженной темой занятия. Стратегические цели (структура) системы обучения определяют вектор развития обучающихся как субъектов духовно-нравственного, интеллектуального и профессионального саморазвития. Стратегические цели для их реализации преобразуются в оперативный уровень: мировоззренческие, содержательно-образовательные и профессионально-педагогические. Это дает возможность сделать вывод о создаваемых психолого-педагогических условиях развития и саморазвития профессионализма будущего специалиста в системе обучения и воспитания в вузе.
Размышляя о проблемах образования третьего тысячелетия, Б.С. Гершунский отмечает: «Образование может и должно взять на себя решение важнейшей задачи цивилизационного масштаба: вернуть людям веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести каждого человека к пониманию и внутреннему принятию смысла человеческой жизни, указать ему путь достижения личностных жизненных устремлений. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры» [4, с. 5].
Системный подход к управлению образовательной целостностью позволяет решать обозначенные проблемы. В понимании смысла жизни мы усилили работу в мировоззренческом аспекте педагогической деятельности, где считаем уместным остановиться на мнении Н.Н. Моисеева, который интерпретирует в современных условиях разделяемую им научную позицию В.И. Вернадского: «Биосфера перейдет однажды в сферу разума - в ноосферу», т.е. в такое состояние биологического пространства жизни, когда его развитие происходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность направлять развитие биосферы в границах познанных законов природы, в интересах Человека и его будущего.. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности» [5, с. 23].
При таком подходе к моделированию образовательных систем сложные методологические обоснования обретают обозримое состояние, а сами информационные поля представляются визуальным объектом взаимодействия с ним субъекта, для которого целевые конструкции
становятся реальным источником энергии созидания или разрушения. В этой логике считаем важным обозначить, в чем мы видим смысловой абрис системы воспитания студентов как субъектов саморазвития своего духовного, интеллектуального и профессионального потенциала. Мировоззренческой основой жизни в образовательном пространстве является идея моделирования поведения и отношений человека в границах теории синергетических самоорганизующихся систем.
В этом аспекте деятельности вузовских преподавателей мы видим то, что в основу системы воспитания и обучения должна быть положена логика конструирования субъектами образовательной системы (педагогами) информационно-целевых полей добра и зла по «дереву целей» нравственной категории (например, свобода, гуманизм, уважение, патриотизм и др.). В свою очередь, субъекты самовоспитания (студенты) несут ответственность за свободу выбора целей для моделирования своего поведения, адекватного информационному полю, которому при выборе субъектом данного образовательного пространства отдано предпочтение. Поэтому первое условие эффективности профессионального развития будущих учителей мы видим в обретении студентами опыта выбора духовно-нравственных целей из объективно существующих в Универсуме информационно-целевых полей добра и зла с одновременным осознанием и принятием тезиса об их приоритетности в логике мироздания.
Выбранные цели требуют осознания и освоения технологий их реализации. В этом аспекте системного видения педагогической реальности субъекту необходимо строго ориентироваться в том, что реализации подлежат цели только тактического уровня их декомпозиции. Поэтому определение соответствующей технологии, включающей алгоритм, методы, средства и формы, направленные на достижение прогнозируемого целью результата, могут быть диагностированы субъектом.
Для управления созидательным развитием систем и их субъектов необходимо целостное видение их системообразующих характеристик, в том числе и всех уровней целей (стратегические, оперативные, тактические), только воссоздаваемым в логике от конкретного к абстрактному: тактические цели ^ оперативные (промежуточные) ^ стратегические (идеальные). Таким образом организуется функционирование гуманитарной системы: от составляющих аспектов тактической цели к конструированию полного состава стратегического «дерева цели» в единстве информационных и эмоциональных полей, которые воссоздают личностный аспект стратегической цели, выраженной нравственной категорией.
Целевая опосредованность функционирования системы образования обеспечивает как репродуктивный и творческий режим деятельности субъектов, так и развитие образовательного пространства в целом. Исходя из понимания гармонии упорядоченного ритма природных систем можно предположить, что целевая логика функ-
ционирования гуманитарно-образовательных целостностей, согласующаяся с гармонией движения окружающего мира, ограничивает бестолковость операций и создает условия для перехода от опыта причинной деятельности к опыту целевой причинности (телеологическое, т.е. целевое мышление).
Отсутствие взаимосвязи цели и способов ее реализации приводит к тому, что искажается реальность бытия и происходит закономерное разрушение жизненного пространства и судеб многих людей, которые этого не ожидали. А происходит это потому, что оказываются задействованными технологии, которые работают совершенно на другую цель, не имеющую отношения к декларируемой. Наверное, недаром в народных преданиях и притчах говорится о том, что человечество спит. Пора просыпаться, ибо сон Разума рождает чудовищ. Спасение мира в принятии человеком целей добра и в освоении путей их претворения в жизни. Отсюда - второе условие эффективности профессионального становления будущих учителей: обретение опыта согласования деятельности (технологий) с целями, принятыми на основе свободы их выбора.
Становясь субъектом, т.е. носителем целей и технологий их реализации, будущий учитель подготовлен и может приступать к моделированию своего поведения в образовательном пространстве вуза. На этом этапе своего развития он обретает опыт творца, ибо он создает новую информацию, новые модели познания и поведения в режиме самоорганизации.
Взяв в качестве ориентира высказывание Л.М. Когана: «И мы сами, и окружающий мир - огромный набор многочисленных систем. Человек постоянно вынужден иметь дело с системами, поэтому умение предсказывать их интегративные свойства часто сильно облегчает жизнь. Между тем интегративные свойства любой системы, как правило, совершенно неочевидны. Для того, чтобы их предсказывать или создавать, нужно овладеть неким инструментом, именуемым «системный подход». Грамотное применение этого инструмента приносит плоды как в дебрях сложнейших наук (экономика, термодинамика, экология и др.), так и в сугубо бытовых ситуациях. Поскольку системы вездесущи, овладение этим инструментом будет полезно любому человеку, вне зависимости от его рода деятельности, возраста, образования и других качеств» [6, с. 4.]. Мы с понятной долей уверенности констатируем третье условие эффективности: обретение опыта опережающего моделирования своего поведения как системы, которая находится в разрушительной или созидательной позиции по отношению к саморазвитию и в состоянии синхронного или рассогласованного взаимодействия с окружающим миром систем, что определяется, регулируется и приводится в соответствие рефлексией.
Освоение логики системного подхода к осмыслению и созданию гармоничного жизненного пространства на Земле позволяет нарабатывать опыт жизни и деятель-
ности в конкретном времени и пространстве. Исходя из того, что содержание образования есть педагогическая интерпретация культуры, образовательные системы можно рассматривать как тренажерный зал для подготовки к жизни в социокультурном пространстве.
Условиями, обеспечивающими освоение опыта моделирования реального образовательного пространства в вузе и позволяющими будущим учителям экстраполировать полученный опыт в пространства учебных заведений, где они будут работать, относятся: (1) прогностический потенциал системы обучения, (2) опыт обучения и становление интеллектуального потенциала субъектов, (3) опыт воспитания и становление духовнонравственного потенциала субъектов, (4) опыт самовоспитания как самоорганизующейся системы и др.
1. Система обучения на занятиях в вузе является реальной моделью образовательной целостности. Технологическая документация для моделирования, анализа и самоанализа системы представляет собой «когнитивное клише», под которым понимается «жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления» [7, с. 109], владение которым позволяет субъекту учения моделировать пространство трудовых систем, социокультурную сферу бытия и свободной жизнедеятельности в любой отрасли профессионального труда и сферы обитания.
Управление развитием системы обучения способствует формированию у студентов системного видения образовательной целостности: осмысление состава системы (преподавание и учение) и ее субъектов; организация структурного функционирования систем, включающая:
- содержательно-образовательные цели, которые выражаются тремя уровнями усвоения (сохраняемые модели содержания образования), десятью качествами знаний (полнота, глубина, конкретность, обобщенность, свернутость, развернутость, системность, систематичность, оперативность, гибкость), для реализации которых используются адекватные технологии, что обеспечивает в качестве конечного результата развитие памяти, репродуктивного и творческого мышления с положительной мотивацией интеллектуального саморазвития субъекта. В состав технологии системы обучения входят алгоритмы (специфичные по каждому уровню усвоения), методы, средства, формы системы обучения, а также регуляторы бессознательной психической деятельности (интуиция), что создает сугубо индивидуальный механизм достижения целей интеллектуального развития субъекта, определяющего и неповторимый характер творческой деятельности человека;
- мировоззренческие цели обучения выражаются в нравственных категориях, декомпозированных до рабочего уровня и реализуемых с учетом их аспектов (информационного, мотивационного, операционного). При этом информационный аспект способствует развитию информационного поля для свободы выбора, предостав-
ляя субъектам воспитания и самовоспитания усвоить нравственную информацию о целях по уровням усвоения. Мотивационный аспект предполагает осмысление и освоение технологии достижения целей посредством прогнозирования адекватного эмоционального отклика: на положительные цели добра - положительный, на антипод - отрицательный эмоциональный отклик. Операционный аспект выражается в моделировании личностью своего поведения и в управлении взаимодействием своего поведения с другими гуманитарными и негуманитарными системами данного времени и пространства. Операционный аспект соответственно представляет собой поведенческую активность субъекта: самовоспитание положительных качеств на основе целей добра и борьбу с антиподами морали;
- развивающие цели системы обучения имманентно образуются из содержательно-образовательных и мировоззренческих целей и выражаются в том, что обучающиеся становятся субъектами саморазвития своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, т.к. субъекты указанной гуманитарной целостности становятся носителями целей и технологий саморазвития названного внутреннего потенциала.
2. Фиксирование факта целевого взаимодействия систем преподавания и учения с одновременным освоением опыта управления синхронным взаимодействием этих гуманитарно-образовательных целостностей состоит: в осмыслении единства образовательных целей в системах преподавания и учения; свободе выбора целей синхронного взаимодействия систем с логикой понимания сози-дательности целей добра и разрушительности целей зла; в установлении осознанных субъект-субъектных отношений и моделирование созидательного образовательного пространства, обеспечивающих субъектное развитие преподавателей и студентов; в понимании ведущей роли целей профессионального развития, выраженных педагогическими способностями.
Изложенный нами подход и проведенное исследование раскрывает новую область педагогической науки, которая ориентирует субъектов образовательного пространства не на «передачу» и «прием» знаний, а на развитие моделируемых образовательных систем и их субъектов.
Система обучения рассматривается нами как целевое взаимодействие преподавания и учения и их субъектов. Развитие образовательных систем происходит в условиях целевого единства деятельности субъектов этих систем, обеспечивающих синхронность взаимодействия преподавания и учения, и способствует развитию синергетических образовательных систем.
Система воспитания моделируется в условиях взаимодействия двух образовательных пространств: при изучении основ наук, т.е. в системе обучения, и во внеакаде-мической воспитательной деятельности студентов вуза. Особое внимание мы уделяем как технологии реализации целей реальных образовательных систем, так и спец-
ифике становления студентов как субъектов управления саморазвитием своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала, когда устанавливается синхронное взаимодействие систем воспитания и самовоспитания.
Моделирование вузовских образовательных систем и развитие студентов как их субъектов рассматривается нами не как самоцель, а как средство подготовки будущих учителей к педагогической работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения, т.е. приобретаемый ими опыт вузовского обучения и воспитания экстраполируется в образовательное пространство учебных заведений, где предстоит работать будущим учителям.
3. Осмысление воспитательной реальности как взаимодействия систем воспитания и самовоспитания в образовательном пространстве вуза усиливает системное видение педагогической реальности у субъектов образовательных целостностей. Свобода выбора целей воспитательного пространства из информационных полей добра и зла с одновременным фиксированием созидательности развития систем и субъектов при выборе целей добра и разрушительности при выборе целей зла. Овладение логикой целеполагания воспитывает нравственную позицию субъектов, проявляющуюся в любом времени и пространстве. Освоение механизма построения стратегического «дерева цели», являющегося источником конструирования информационно-целевых полей, объективно существующих в Универсуме, что обеспечивает понимание духовной доминанты мироздания и единства духовно-материального в природе. Овладение опытом декомпозиции целей воспитания до тактического уровня, обеспечивающего духовно-нравственное становление субъектов, обладающих высоким уровнем развития нравственного сознания, высоких нравственных чувств и созидательного поведения. Освоение технологий реализации целей с учетом тактического уровня их декомпозиции, что дает возможность освоения механизмов исполнения целей принятых решений в непредвиденнокритических ситуациях жизни. Установление субъект-субъектных отношений на основе целей добра, моделирование пространства доброты, любви, гуманности, справедливости и свободы.
Цели интеллектуального развития субъектов вузовской системы обучения определены в логике школьной дидактики как сохраняемые модели содержания образования и выражены уровнями усвоения. Развитие интеллектуального потенциала по уровням усвоения однозначно согласуется в системе обучения с технологией саморазвития субъектами своей памяти, репродуктивного и творческого мышления.
Цели саморазвития духовно-нравственного потенциала студентов выражены категориями общечеловеческой морали и для практического применения декомпозированы по аспектам оперативного уровня: информационный, мотивационный и операционный, которые реализуются
разработанными в процессе научного исследования технологиями.
Цели профессионального саморазвития студентов выражены педагогическими способностями, которые для их применимости преобразованы до оперативного уровня и реализуются адекватными им технологиями.
4. Опыт самовоспитания как самоорганизующейся системы формируется за счет: понимания субъектом самого себя как носителя целей и технологий их реализации; понимания человека как носителя моделей мира, обладающего системным видением объективной реальности и опытом управления синхронным взаимодействием своего поведения с миром природных и общественных систем; моделирования созидательного поведения на основе свободы выбора духовно-нравственных целей добра; владения опытом формирования идеала посредством наложения эталона, выраженного совокупностью нравственных целей, принятых субъектом. Происходят моделирование синергетической системы бытия и владение рефлексией; определение конечного результата в развитии системы жизни и самого себя как субъекта этого пространства по степени реализации целей.
Л и т е р а т у р а
1. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. - М.: Сов. радио, 1974. - 264 с.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -256 с.
3. Новиков А.М. Российское образование в Новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эг-вес, 2000. - 272 с.
4. Гершунский Б.С. Философско-методологическая основа стратегии развития образования в России. - М., 1993. - 17 с.
5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1987. -352 с.
6. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988. - 245 с.
7. Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамических социальных процессов. - М.: МПГУ 1992. - 109 с.
E.K. Dvoryankina
The systematic approach to creating favorable conditions for professional development of students of pedagogical institutions
The author reveals the conditions of effective professional development of future teachers as subjects of pedagogical activity. The conditions of effective professional development includes experience gained by students, goal choice, correlation of aims and technologies, modeling systems of knowledge and behavior, interaction for realization of goals defined.
Key words: training, education, system, subject, goals, technology, interaction, modeling, professional activity.
----------Sr------------------------
УДК 37 (925.11)
З.У. Колокольникова
учреждения общественного призрения сирот в енисейской губернии конца XIX-HAЧAЛA XX вв.
Представлены факты организации различных форм воспитания детей-сирот в специальных учреждениях Енисейской губернии конца ХІХ-начала XX вв. Выявлены особенности учреждений для сирот, роль государства, общества и частных лиц в воспитании сирот. Проведен сравнительный анализ задач и организационных основ сибирских учреждений для сирот конца ХІХ-начала XX вв. и в 1920-х гг ХХ в.
Ключевые слова: сироты, учреждения призрения сирот, приют, патронат, опека, усыновление, благотворительное общество, беспризорность.
КОЛОКОЛЬНИКОВА Зульфия Ульфатовна - к.п.н., доцент Лесосибирского педагогического института - филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет».
Е-таі1: [email protected]
Повышенный интерес современных ученых и практиков к проблеме социализации связан с кризисными процессами в обществе и системе образования. Самой незащищенной группой в условиях кризиса оказывается подрастающее поколение. В особо сложной ситуации находятся дети-сироты и социальные сироты, дети из не-
за