фольклор как средство формирования гуманистических отношений всецело аккумулирует эту возможность.
Таким образом, теоретическое осмысление проблемы позволило вывить комплекс педагогических условий формиро-
Библиографический список
1. Кондратьева, С.В. Учитель-ученик. - М.: Педагогика, 1984.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.
3. Петров, А.В. Необходимые условия модернизации образования в России // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 1 (26).
4. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
5. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
6. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко - М.: ИНФРА, 2003.
7. Столяренко, А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8. Лазарев, А.И. Фольклор. Фольклористика. Народоведение / А.И. Лазарев, А.С. Гришин, Г.А. Губанова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2008.
9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 2000.
10. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
11. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
12. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Центр педагогического образования, 2007.
Bibliography
1. Kondratjeva, S.V. Uchitelj-uchenik. - M.: Pedagogika, 1984.
2. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti: osnovih pedagogiki tvorchestva. - Kazanj: Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1988.
3. Petrov, A.V. Neobkhodimihe usloviya modernizacii obrazovaniya v Rossii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 1 (26).
4. Lisina, M.I. Problemih ontogeneza obtheniya. - M.: Pedagogika, 1986.
5. Solovjeva, O.V. Obratnaya svyazj v mezhlichnostnom obthenii. - M.: Izd-vo MGU, 1992.
6. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / E.F. Gubskiyj, G.V. Korablyova, V.A. Lutchenko - M.: INFRA, 2003.
7. Stolyarenko, A.M. Psikhologiya i pedagogika. - M.: YuNITI-DANA, 2002.
8. Lazarev, A.I. Foljklor. Foljkloristika. Narodovedenie / A.I. Lazarev, A.S. Grishin, G.A. Gubanova. - Chelyabinsk: ChGAKI, 2008.
9. Slastenin, V.A. Pedagogika / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko i dr. - M.: Shkola-Press, 2000.
10. Obukhova, L.F. Detskaya psikhologiya: Teorii, faktih, problemih. - M.: Trivola, 1995.
11. Soldatova, E.L. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya / E.L. Soldatova, G.N. Lavrova. - Rostov n/D: Feniks, 2004.
12. Volkov, B.S. Psikhologiya mladshego shkoljnika. - M.: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2007.
Статья поступила в редакцию 13.04.11
вания гуманистичесих отношений учащихся в социокультурной сфере начальной школы (средствами фольклора). Мы считаем, что при наличии и взаимосвязи таких условий возможна успешная реализация сконструированной модели.
УДК 378.017?62:005.321
Dborjankina E.K. GOALS AND TECHNOLOGIES DEVELOPMENT OF THE STUDENTS SUBJECTIVE POSITION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM. The article is considered the research results on the development of students subjective position as future professionals. The subject is considered as goals and technologies bearer for their implementation. The theoretical aspects of setting goals and mechanisms for their achievement by students in the education system were described.
Key words: system approach, the subject, purposes, technology, algorithm.
Е.К. Дворянкина, канд. пед. наук, доц., соискатель д-ра пед. наук, ДВГГУ, г. Хабаровск,
E-mail: [email protected]
ЦЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
В статье представлены результаты исследования по проблеме развития субъектной позиции студентов как будущих профессионалов. Субъект рассмотрен как носитель целей и технологий их реализации. Описаны теоретические аспекты постановки целей и механизмы их достижения студентами в системе обучения.
Ключевые слова: системный подход, субъект, цели, технология, алгоритм принятия решений.
Изучая проблему субъектного развития обучающихся в вузе, мы обратились к материалам исследований, которые помогают понять и, по возможности, адекватно смоделировать систему, обеспечивающую обучение и воспитание учащейся молодежи как субъектов управления саморазвитием своего интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального потенциала.
В материалах современных публикаций стабильно констатируется актуальность обучения и воспитания молодых людей как субъектов становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала. Так, В.А. Болотов и Н.Ф. Ефремов отмечают однозначно: «вся педагогическая система, с ее начальных звеньев, сегодня требует переориентации на решение основной задачи современного образования - подготовку людей, умеющих
быстро и успешно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях» [1, с. 22].
Положительным, в указанном аспекте проблем, мы считаем совпадение концептуальных позиций и преемственность развития педагогических идей в системе образования. Для нас это особенно важно, так как в практической деятельности со студентами приходится фиксировать отрицание их субъектного саморазвития в вузе и утверждается, что в обучении надо «передавать знания». Мы считаем не только возможным, но и необходимым способствовать развитию субъектного опыта у студентов. Это поможет будущим специалистам, во-первых, осмыслить идею субъектной позиции: субъект - это носитель целей и технологий их реализации. Во-вторых, освоить логику прогнозирования целей саморазвития.
З1
Развитие субъектной позиции студентов состоит в том, чтобы у них произошло саморазвитие опыта осмысления стратегического уровня целей систем обучения и воспитания, освоения логики их декомпозиции и возможности реализации целей на тактическом уровне их преобразования. В таком случае субъекты обретают опыт применения как известных технологий реализации целей, так и понимание того, что сознательно принятая цель активизирует адекватный целеполага-нию вектор бессознательной психической энергии человека.
В науке установлено, а практикой подтверждено, что технология используется при непосредственном исполнении процедур и операций трудовой деятельности. Это означает, что технология применяется для реализации тактических целей при управлении развитием систем. Под технологией мы понимаем алгоритм, соединенный с методами, формами и средствами реализации цели.
Становление субъекта происходит через осознание индивидом целей и технологий их достижения. В психологии субъект раскрывается как творец собственной жизни, как высшая системная целостность всех его качеств, как обладатель телеологического (целевого) мышления, которое обеспечивает ему свободу выбора цели бытия и гармоничность встраивания своего поведения в гармонию естественного порядка природы.
Как свидетельствует опыт развития цивилизации, новым поколениям предстоит усвоить достижения культуры, трансформировать и обогатить их в соответствии с состоянием науки нового времени и передать молодому поколению, которое «примет эстафету». Человек учится не для того, чтобы изучать предметы, а для того, чтобы стать творцом, созидателем. Такую позицию и принято называть субъектной.
Конечным результатом деятельности педагогов вуза является развитие студентов как субъектов системы образования. Каждый человек появляется на Земле, чтобы выполнить свою миссию творца, вложить свой кирпичик созидательного труда в общее дело всего человечества, для чего в обучении учащиеся должны быть не накопителями информации по предметам, а стать субъектами саморазвития. Поэтому педагогу необходимо обеспечить становление субъектной позиции обучающихся во взаимодействии систем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, управления и самоуправления, предметной области знаний).
Рассмотрим технологию становления студентов как субъектов своего интеллектуального и духовно-нравственного саморазвития, что обеспечит их дальнейшее поведение в строительстве гармоничной, счастливой жизни своей и окружающих. Каждый человек, чтобы стать субъектом, учится ставить перед собой цели в любой ситуации, учится разрабатывать технологии их достижения, моделировать свое поведение в соответствии с целями и осуществлять рефлексию степени их достижения.
Так, стратегическими целями системы обучения является интеллектуальное, духовно-нравственное и профессиональное развития студентов. Рассмотрим механизмы декомпозиции целей и технологии их реализации на тактическом уровне их состояния. Из психологии и дидактики известно, что информация может храниться в сознании человека в «сохраняемых моделях», получивших название уровней усвоения.
Интеллектуальное развитие студентов является одной из стратегических целей системы обучения в вузе. На оперативный уровень эта цель преобразуется в содержательнообразовательную, «дерево ее цели» - полный набор уровней усвоения. Тактические цели составляют часть оперативной, выбор которых осуществляет субъект учения. 1-й уровень усвоения (1-й уу) - простое воспроизведение знаний. Конечный результат - развитие памяти и реализуется оно посредством технологии, алгоритм реализации состоит из операций: восприятие ^ понимание ^ заучивание ^ воспроизведение. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (для восприятия знаний) и репродуктивный (воспроизведения знаний). Для развития студента как субъекта становления своего интеллектуального потенциала на 1-м уу педагогу необходимо
провести работу, чтобы студент воспринял, понял, заучил и воспроизвел информацию о цели и технологии своего саморазвития в системе обучения. Это позволит ему приобрести опыт целевой деятельности в обучении и овладение технологией саморазвития памяти. По словам Н.П. Бехтеревой: «Память - это ни что иное, как матрица, на которую возложены две основные функции: хранение и воспроизведение» [2, с. 15]. 2-й уровень усвоения (2-й уу) - воспроизведение знаний по образцу в сходной ситуации. Конечный результат - развитие репродуктивного мышления. В его основе заложена умственная деятельность, предполагающая преобразование усвоенных на 1-м уу знаний в технологическую форму для их применения в сходных ситуациях. Для достижения результата саморазвития мышления необходимо владеть алгоритмом, гарантирующим результат. Поэтому для этой цели разрабатываются: алгоритмы, сконструированные с учетом предметной области знаний; применяется, нами разработанный, операционный алгоритм управленческого решения. Операционный алгоритм используется безотносительно к предметной области дисциплины, играет роль технологии саморазвития интеллекта на 2-м уу. Его операции: Анализ ^ Диагноз ^ Решение ^ Результат. Анализ. При возникновении необходимости решения любой ситуации субъект осуществляет мыслительную операцию по определению той теории, которая ему потребуется для достижения цели, то есть в границах какой науки (или темы урока) ему предстоит моделировать свою познавательную деятельность и осуществлять решение по поиску требуемого результата, каковым является цель. Диагноз. Определение противоречия в ситуации. В этой операции субъект устанавливает свой целевой выбор. Решение. Эта операция устранение противоречия, выбор и применение алгоритма для ответа на поставленный вопрос. Когда цели поставлены, смоделирована и организована деятельность по их достижению, необходимо научиться определять, достигнут ли ранее планируемый результат, каковым является цель. Такую операцию в технологии выполняет четвертая операция. Метод для реализации 2-го уу - репродуктивный, но обязателен образец (алгоритм) применения усвоенных на 1-м уу знаний.
Так как репродуктивного мышления недостаточно для творчества человека, то необходимо освоить творческой уровень развития, который соответствует цели, обозначенной как 3-й уу знаний, что предполагает творческое воссоздание знаний в нестандартной ситуации. Академик В.Г. Разумовский по этому поводу утверждает, что учебный процесс должен включать не только запоминание теоретических моделей («готовых знаний») и логических выводов из них, но и творческие упражнения по созданию новых моделей для объяснения незнакомых явлений [3, с. 7-14]. Поэтому творческая деятельность требует специальной подготовки и может быть осуществлена посредством использования следующих операций: Формулирование проблемы (определение противоречия в ситуации). Разработку рабочей гипотезы. Создание программы ее проверки и пошаговое исполнение программы, наблюдение и протоколирование этапов исследования, констатация научных выводов. Принятие гипотезы как научного утверждения или ее отрицание. Творческая деятельность свидетельствует не о том, что ею занимаются ученые, а о том, что это способ жизни любого и каждого человека, вне зависимости от того, в какой области профессионально-трудовой деятельности проходит его жизнь. Обеспечивая развитие обучающихся как субъектов становления своего интеллектуального потенциала, педагоги способствуют тому, что каждый студент становится профессионалом учения, что впоследствии позволит личности экстраполировать опыт учения в любые сферы деятельности. Интеллектуальный потенциал взрослого профессионала развивается по тем же целям, с использованием тех же технологий, которые позволяют думать и развивать творческий потенциал в границах профессиональной деятельности.
Развитие интеллекта человека целиком и полностью зависит от желания и усилий самой личности. Если он специально не будет развивать свой интеллект и духовный потенциал, то
этих сфер человеческого бытия у него никогда не будет. Что человек приобретет, работая над развитием своего духовнонравственного и интеллектуального потенциала, то и будет иметь. В системе обучения студент обеспечивает свое развитие в соответствии с существующей теорией познания, на основе которой уже как субъект моделирует окружающий мир и самого себя.
Чтобы подойти к вопросу духовно-нравственного развития студентов в системе обучения, обратимся к понятию «духовность», которое определяется как свойство души, состоящее в преобладании нравственных интересов над материальными. Таким образом, в основе духовного развития и саморазвития лежит нравственное отношение к миру.
Концептуальную основу указанной проблемы, мы считаем целесообразным, согласовать с системным подходом к управлению образованием, так как человек, являясь целостностью (системой), устанавливает отношения развития или разрушения с окружающими системами природы и общества. За стратегическую цель духовного развития молодежи, имеющую личностный аспект, мы принимаем общечеловеческие ценности (нравственные категории из этики). Они представлены нами в форме «дерева цели», содержащего информационное поле добра и зла. Декомпозиция цели в оперативную предполагает выполнение операции, по которой каждая цель декомпозируются на три аспекта: информационный, мотивационный и операционный. Технология реализации этой цели следующая: 1. Информационный аспект - усвоение философско-целевого состава «дерева цели» по конкретной нравственной категории. 2. Мотивационный аспект предполагает наличие у учащихся адекватного эмоционального отклика на выбранную цель: на цель добра - положительный, на цель зла -отрицательный. 3. Операционный аспект - моделирование созидательного поведения на основе свободы выбора цели в образовательном и социокультурном пространствах [4].
Итак, для решения педагогических проблем развития субъектной позиции обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения необходимо постоянно фиксировать еще одну составляющую гуманитарной целостности, каковой является строго обозначенная субъектная позиция учителя (педагог, преподаватель, руководитель). В этом случае, являясь носителем целей образовательных систем, педагог становится «автогенератором», то есть «задавателем ритма» моделируемой им системы, где устанавливаются субъектно-субъектные отношения. Как отмечает Ю.М. Плюснин в своих исследованиях: «В однородной среде синхронизация может происходить спонтанно с помощью самоорганизации индивидуальных ритмов». Субъектно-субъектные отношения самоорганизуются на основе «единого ритма» деятельности субъектов, реализующих единые цели гуманитарной системы [5, с. 117].
Таким образом, наличие единых целей способствуют синхронизации деятельности субъектов и самоорганизации
Библиографический список
систем, где уравниваются доли активности субъектов, сокращается время регуляции и вступают в силу законы развития синергетических систем, взаимодействие которых опосредовано целями добра, что гарантирует созидательность самоорганизации и гармоничность встраивания системы поведения субъектов в гармонию окружающей среды, обеспечивая конструирование жизнеутверждающего пространства бытия.
Осознание субъектом своей целевой связи с миром помогает человеку осмыслить системное единство мира и неразрывную связь своего созидательного развития или разрушения с развитием или разрушением мира. Однозначным в такой мировоззренческой позиции становится развитие ответственности человека за свое поведение и за гармонию окружающего мира природы и общества. Ответственность - соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с точки зрения ее возможностей: 1. В соответствии ли человек вообще выполнить данные требования. 2. В какой мере он их правильно понял. 3. В какой мере он их правильно истолковал. 4. Как далеко простираются границы его деятельностных способностей. 5. Может ли человек отвечать за достижение требуемого результата и предвидеть эти последствия.
Нравственные законы - это мощные конденсаторы общечеловеческого тысячелетнего опыта отношений, обеспечивающие поступательное развитие земной цивилизации. По наследству нравственные цели не передаются, поэтому духовный потенциал субъектов жизни осваивается при обучении и воспитании личности в социально-культурном пространстве бытия, образовательных институтах, государственнополитических устройств общества и логики семейного воспитания подрастающего поколения. Как помочь подрастающему поколению понять тайну и величие духовного мира и личностного духовного развития, спасти от разрушения?
Исходя из изложенной концепции развитие субъектной позиции человека в образовательном пространстве позволяет ему понять и осуществить свободу выбора цели своего поведения, отобрав адекватные технологии их реализации. Свобода выбора цели из их информационных полей добра и зла утверждает право и ответственность субъекта за созидательное или разрушительное поведение в данном времени и пространстве.
Итак, моделирование образовательных систем (обучение, воспитание, профессионально-кадровая целостность, предметная область знаний) в соответствии с принятой концепцией системного подхода к управлению образованием гарантирует развитие обучающихся, в том числе и студентов, как субъектов самоуправления развитием памяти, репродуктивного и творческого мышления, то есть интеллектуального потенциала с одновременным воспитанием положительной мотивации учения.
1. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефимов // Педагогика. - 2006. - № 1.
2. Бехтерева, Н.П. Резервы мозга безграничны // Пробуждение. - 2000. - № З.
3. Разумовский, В.Г. Обучение и научное познание // Педагогика. - 1997. - № 1.
4. Дворянкина, Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография. - Хабаровск: Изд-во
ДВГГУ, 2006.
5. Плюснин, Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. - Новосибирск, 1990.
Bibliography
1. Bolotov, V.A. Sistema ocenki kachestva rossiyjskogo obrazovaniya / V.A. Bolotov, N.F. Efimov // Pedagogika. - 2006. - № 1.
2. Bekhtereva, N.P. Rezervih mozga bezgranichnih // Probuzhdenie. - 2000. - № З.
3. Razumovskiyj, V.G. Obuchenie i nauchnoe poznanie // Pedagogika. - 1997. - № 1.
4. Dvoryankina, E.K. Sistemnihyj podkhod k upravleniyu obrazovaniem pri podgotovke buduthikh uchiteleyj: monografiya. - Kha-barovsk: Izd-vo
DVGGU, 2006.
5. Plyusnin, Yu.M. Problema biosocialjnoyj ehvolyucii. - Novosibirsk, 1990.
Статья поступила в редакцию 12.04.11
ЗЗ