Научная статья на тему 'Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов'

Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / AESTHETIC VALUES / СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ / FASHION SOCIOLOGY / БУДУЩИЕ СОЦИОЛОГИ / FUTURE SOCIOLOGISTS / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / VALUABLE REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Э.М., Кашина Н.И.

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, поскольку в ряду необходимых им знаний находится система ценностных представлений, в том числе об эстетических ценностях, так как ценности являются действующими имманентными регуляторами деятельности человека, оказывающими влияние на его поведение. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты. Авторами статьи предложена методика формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях в процессе изучения дисциплины «Социология моды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS OF AESTHETIC VALUES IN FUTURE SOCIOLOGISTS

In this article the authors study a problem of how to form ideas of aesthetic values in future sociologists. The process of formation of esthetic values is based on the knowledge of a system of values, necessary in the work with students. The authors explain that aesthetic values are values that operate as immanent regulators of an activity of a person and have a large impact on his behavior. The research launches an idea that it is fashion that is a real possessor of aesthetic values, because it combines information, esthetic and communicative aspects. The authors of the article offer a formation technique at future sociologists of ideas of esthetic values in the course of studying of a discipline of “Sociology of Fashion”.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов»

(врачей-специалистов, специалистов (дефектолога, логопеда, педагога-психолога, социального педагога, музыкального руководителя и др.), но это, прежде всего, огромный повседневный труд родителей, освящённый их любовью и наполненный повседневными занятиями. Знание основных форм аномального развития поможет родителям и специалистам понять особенности отклонений в развитии своего ребёнка.

Библиографический список

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней реабилитационной помощи и эффективными видами ее организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход нервно-психического развития ребёнка, являются мощным фактором профилактики и предупреждения инвалидности.

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие. Москва, 2002.

2. Лильин Е.Т., В.А. Доскин. Детскаяреабилитология. Москва, 2008.

3. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. О.В. Закревская. Москва, 2009.

4. Чтобы детство было здоровым (ранее вмешательство): методическое пособие. Ставрополь, 2014.

5. Мостовой Д.Ю. Социально-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Москва, 2005.

References

1. Boryakova N.Yu. Stupen'kirazvitiya. Rannyaya diagnostika ikorrekciya zaderzhkipsihicheskogo razvitiya u detej: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2002.

2. Lil'in E.T., V.A. Doskin. Detskaya reabilitologiya. Moskva, 2008.

3. Razvivajsya, malysh! Sistema raboty po profilaktike otstavaniya i korrekcii otklonenij v razvitii detej rannego vozrasta. O.V. Zakrevskaya. Moskva, 2009.

4. Chtoby detstvo bylo zdorovym (ranee vmeshatel'stvo): metodicheskoe posobie. Stavropol', 2014.

5. Mostovoj D.Yu. Social'no-pedagogicheskaya podgotovka roditelej, vospityvayuschih detej s DCP. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

УДК 378.147

Valeyeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Southern Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: valelya@mail.ru

Kashina N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia),

E-mail: koranata@mail.ru

FORMATION OF IDEAS OF AESTHETIC VALUES IN FUTURE SOCIOLOGISTS. In this article the authors study a problem of how to form ideas of aesthetic values in future sociologists. The process of formation of esthetic values is based on the knowledge of a system of values, necessary in the work with students. The authors explain that aesthetic values are values that operate as immanent regulators of an activity of a person and have a large impact on his behavior. The research launches an idea that it is fashion that is a real possessor of aesthetic values, because it combines information, esthetic and communicative aspects. The authors of the article offer a formation technique at future sociologists of ideas of esthetic values in the course of studying of a discipline of "Sociology of Fashion".

Key words: aesthetic values, fashion sociology, future sociologists, technique, valuable representations.

Э.М. Валеева, канд. пед. наук, доц. каф. социологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск,

Е-mail: valelya@mail.ru

Н.И. Кашина, д-р пед. наук, доц. каф. музыкального образования, Уральский государственный педагогический

университет, г. Екатеринбург, Е-mail: koranata@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, поскольку в ряду необходимых им знаний находится система ценностных представлений, в том числе об эстетических ценностях, так как ценности являются действующими имманентными регуляторами деятельности человека, оказывающими влияние на его поведение. Обосновывается идея о том, что носителем эстетических ценностей является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативный аспекты. Авторами статьи предложена методика формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях в процессе изучения дисциплины «Социология моды».

Ключевые слова: эстетические ценности, социология моды, будущие социологи, методика, ценностные представления.

Профессия социолога, относящаяся к профессиям социо-номического типа, требует от специалиста сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области социального познания. В ряду необходимых социологу знаний находится система ценностных представлений, так как ценности, в том числе эстетические, являются имманентными регуляторами деятельности человека (Д.А. Леонтьев). Сегодня, по мнению ряда исследователей, необходимо осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия [1, с. 50].

Выпускник-социолог, освоивший программу бакалавриата, согласно действующему Государственному образовательному стандарту высшего образования, должен быть подготовлен к уча-

стию в организации и проведении социологических исследований и их интерпретации; обеспечению маркетинговых исследований, участию в разработке рекомендаций для маркетинговых служб; идентификации потребностей и интересов социальных групп и т. д. Выпускник, освоивший программу магистратуры - к участию в формировании кадрового состава предприятий и учреждений; организации управленческих процессов в органах власти и управления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений; к преподавательской деятельности и т. д. Таким образом, ряд сфер деятельности социолога предполагают, во-первых, знание подробной карты «ценностного поля» всего общества, умение оперировать данными ценностными представлениями для успешного осуществления различных видов своей профессиональной деятельности. Например, работая

в аналитических социологических центрах и центрах социального прогнозирования, проводя прикладные социологические и маркетинговые исследования, социолог должен иметь представление о потребителях производимых товаров и услуг. Во-вторых, при работе в государственных органах социологу необходимо владеть приемами самопрезентации и визуальной костюмной коммуникации, одним из средств которой является одежда и внешний облик, где сочетаются эстетический, информативный и коммуникативный аспекты восприятия. Для создания позитивного имиджа необходимо знание эстетических представлений реципиентов, поскольку имидж накладывается на ценностные характеристики, доминирующие в обществе, и отражает его ценности и идеалы, на которые следует ориентироваться в выстраивании соответствующего зрительного образа (А.А. Деркач, Е.Б. Перелыгина). В-третьих, обращения к имиджу предполагает и работа в качестве преподавателя: ему необходимы знания в области педагогической имиджелогии - создаваемый им образ должен соответствовать ожиданиям и потребностям всех участников педагогического процесса, опираться на знание содержания стереотипных эстетических представлений о современном учителе и руководителе, сформированных в сознании учащихся и коллег (А.А. Калюжный, В.М. Шепель).

В современной науке существует ряд классификаций ценностей (С.Ф. Анисимов, Н.С. Розов, В.А. Ядов и др.). Мы опирались на классификацию ценностей, обобщенную Б.С. Ерасовым, согласно которой эстетические ценности, являясь особым классом ценностей, включают: ценности красоты (или, напротив, эстетику безобразного), эстетический идеал, стиль, гармонию, следование традиции или новизну, эклектику, культурную самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Носителем эстетических ценностей может выступать любой объект как природного, так и созданного человеком мира, любое явление экономического, социального, политического и нравственного порядка. Носителем эстетических ценностей может выступать любой объект как природного, так и созданного человеком мира, любое явление социального, политического и нравственного порядка (Р.П. Шульга). В данной работе носителем эстетической ценности рассматривается мода.

Современные исследователи (А.Б. Гофман, М.И. Килошен-ко и др.) выделяют следующие функции моды: она является поведенческим регулятивным механизмом, посредством которого происходит дифференциация групп, обозначение социальных позиций людей, социального внутригруппового и межгруппового общения, средством социальной идентификации, формой самовыражения, демонстрации эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры человека. Мода является выражением эстетической культуры как личности, так и общества в целом.

При восприятии человека человеком совершается категоризация объекта. Наиболее эффективными для категоризации считаются символы, относящиеся к образу жизни, эстетическим и ценностным приоритетам личности (А.А. Деркач, Е.Б. Перелыгина). Портрет класса объектов строится на основе накопления человеком признаков единичных образов. Степень дифферен-цированности восприятия систем ценностей разных социальных групп зависит от развитости рефлексии воспринимающего человека.

Практика показывает: осознание современными социологами факта, что костюм - это сложная семиотическая система, являющаяся носителем эстетических ценностей, во-многом происходит на интуитивном уровне. Одной из причин данного явления служит тот факт, что в системе профессиональной подготовки социологов задача формирования у студентов представлений об особенностях эстетических ценностей и формах их проявления во внешнем облике человека недооценена. На наш взгляд, дисциплина «Социология моды», ранее входящая в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Социология», а сегодня являющаяся курсом по выбору студентов, обладает в этом смысле большим потенциалом. На необходимость освоения эстетических ценностей обучающимися любых возрастных групп указывают в своих исследованиях многие педагоги, в числе которых - Н.Г. Тагильцева [2], полагающая, что это способствует развитию художественных задатков в художественные способности личности.

Педагогический потенциал моды в литературе практически не рассматривается. Однако «формирование ценностной сферы личности - сложный и многогранный процесс. Попытки его осмысления предпринимаются представителями различных наук:

социологии, педагогики, психологии» [3, с. 71]. В связи с этим, нами была создана методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, теоретическое обоснование которой было опубликовано в наших ранних работах [4; 5].

В её основу положен механизм: поэтапный переход от знака-признака, несущего определенную психосемиотическую информацию об эстетических ценностях человека, к размышлению (рефлексии), от размышления к действию.

Методика включает: методы визуализации и моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности; формы: информационная лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-«пресс-конференция», лекция с разбором микроситуаций, творческие задания, практические задания, видеотренинг. Она учитывает вышеизложенный механизм формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов и реализуется на начальном, формирующем и деятельностно-о-бобщающем этапах.

Начальный этап реализации методики заключался в расширении зрительного опыта студентов в области знаково-семиоти-ческой природы костюма, его демонстрационной, маркирующей и эстетической функции, визуальной костюмной коммуникации. Занятия проводились в форме лекции-«пресс-конферен-ции», информационной лекции и лекции-визуализации. Целью вводной лекции-«пресс-конференции» на тему «Что в облике тебе моем...Одежда как носитель эстетических ценностей» было выявление актуальности проблемы феномена моды как носителя эстетических ценностей человека. На лекцию были приглашены социолог, осуществляющий прикладные маркетинговые исследования, социолог, работающий в сфере Public Relations, социолог, работающий в общеобразовательной школе, социолог, работающий в избирательной компании. В процессе информационной лекции раскрывались функции моды, понятия «эстетические ценности» и т. д. В ходе лекции-визуализации рассматривалось, как ценности красоты, эстетика безобразного, идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизне, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде проявляются в костюмных формах (использовались видеозаписи с мировых сезонных показов моды). Применялся метод контент-анализа современных журналов «Форбс», «Деловые люди», «Международная политика», метод визуализации объекта, анализа текста художественных произведений (Б. Шоу «Пигмалион», А. Франс «Остров пингвинов») для определения типов модного поведения героев. Практические задания включали описание и показ различных стилей одежды: классический стиль, стиль Шанель, романтический стиль, спортивный стиль, деловой стиль, авангардный стиль, фантазийный стиль, диффузный стиль.

Формирующий этап реализации методики заключался в формировании у будущих социологов сознательного отношения к моде как к информационно-знаковой (семиотической) системе, во включении рефлексии, в развитии интереса будущих социологов к деятельности «декодировки» костюмных форм воспринимаемого зрительного образа человека, в развитии навыков выстраивания профессионального имиджа и самоимиджа на основе эстетических стереотипов восприятия людьми профессий различных типов. Занятия проводились в форме лекции-визуализации, где студенты знакомились со стереотипными образами людей различных типов профессий: «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-человек». Лекции с разбором микроситуаций включали анализ костюма президента России В.В. Путина и других политических деятелей в различных ситуациях, согласно уровням строгости одежды (по Г.Г. Почепцову), анализ внешности людей с точки зрения демонстрируемых ими эстетических ценностей, принятия и усвоения ими моды: определялись «инноваторы», «лидеры», «последователи», «консерваторы», «традиционалисты». В проблемной лекции рассматривался «слэнг» в одежде. Применялся метод контент-анализа (на материале современных молодежных журналов), тесты-опросники «Отношение к моде» (Е.А. Сорина, Н.А. Сорина), «Моя манера одеваться» (Е.А. Сори-на, Н.А. Сорина), «Видите ли Вы себя со стороны?» (Е.А. Петрова), тест-опросник для определения стратегии самопрезентации личности в одежде (Е.А. Петрова). Тесты-опросники способствовали включению рефлексии студентов, осознанию ими роли костюмных форм в процессе коммуникации.

Деятельностно-обобщающий этап заключался в обобщении у будущих социологов представлений об эстетических

ценностях, отраженных в костюмных формах, использовании полученных знаний в различных видах профессиональной деятельности. Занятия проводились в форме лекции с разбором микроситуаций. В ходе видеотренинга «Человек из толпы», целью которого было развитие навыков конструктивного поведения и общения, выработка необходимой стратегии взаимодействия в опоре на видеоряд, студентам предлагалось просмотреть видеозапись с изображением улицы г. Челябинска, по которой идут обычные люди. Опираясь на визуальный образ костюмных форм воспринимаемых объектов, студенты интерпретировали содержание их эстетических ценностей, выбирали ряд людей для выяснения отношения к какой-либо марке парфюмерно-косметической продукции, марке телефона, предпочитаемых мест

отдыха и путешествий и т.д. Видеотренинг способствовал формированию умения адекватно интерпретировать знаково-семи-отическую природу костюмных форм, в вербальной форме выразить содержание эстетических ценностей воспринимаемого человека. Творческие задания включали перевод на визуальный язык индивидуальных особенностей человека, его социального статуса, сферы профессиональной деятельности человека, эстетических ценностей.

Таким образом, методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов реализовалась нами как целостный процесс, охватывающий многообразные формы учебной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».

Библиографический список

1. Кашина Н.И. Проблема освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 50 - 52.

2. Тагильцева Н.Г. Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад-школа-вуз. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014; Т.1: 34 - 38.

3. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 70 - 73.

4. Валеева Э.М. Проблема формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях людей в процессе изучения дисциплины «Социология моды». Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008; 28: 45 - 48.

5. Валеева Э.М. Формирование эстетических представлений у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды»): монография. Челябинск: Южно-Уральский гос. Университет, 2011.

References

1. Kashina N.I. Problema osvoeniya det'mi i molodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 50 - 52.

2. Tagil'ceva N.G. Innovacionnaya sreda razvitiya hudozhestvenno odarennyh detej: detskij sad-shkola-vuz. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014; T.1: 34 - 38.

3. Kashina N.I., Tagil'ceva N.G. Psihologicheskie predposylki osvoeniya lichnost'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 70 - 73.

4. Valeeva 'E.M. Problema formirovaniya u buduschih sociologov predstavlenij ob 'esteticheskih cennostyah lyudej v processe izucheniya discipliny «Sociologiya mody». Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. Aspirantskie tetradi. 2008; 28: 45 - 48.

5. Valeeva 'E.M. Formirovanie 'esteticheskih predstavlenij u buduschih sociologov (v processe izucheniya discipliny «Sociologiya mody»): monografiya. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skij gos. Universitet, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.05.16

УДК 371.487

Dvoryankina E.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Education, Pacific State University (Khabarovsk,

Russia), E-mail: sispodx@inbox.ru

Yeryomina I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Far East Legal Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia

(Khabarovsk, Russia), E-mail: i.eremina27@mail.ru

ACHIEVING OF NEO-EDUCATON AT SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY (WITH REGARD TO METHODS OF A SYSTEMIC APPROACH). The article deals with the specifics of the process of formation of neo-education in future experts (spiritual, moral, intellectual and professional development and self-development), when methods of a systemic approach are used. In classes of fundamentals of sciences, with the purpose of the development of the intellectual, spiritual, moral and professional abilities in students, teachers must set goals for every lesson, and students should reflect on them and use them to develop themselves. For a better success, the authors of the paper offer goal-setting educational contents, which are presented in the form of a system that consists of four elements: knowledge, experience of reproductive activity, experience of creative activity, and experience of relations. It is shown that the priority in the development of intellectual, spiritual, moral and professional abilities of students is an ideological goal of employment, contributing to the formation of motivation among future professionals.

Key words: new growths, systemic approach, mental, spiritual and moral, professional abilities, goal-setting, system.

Е.К. Дворянкина, д-р пед. наук, доц., Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск, E-mail: sispodx@inbox.ru

И.С. Ерёмина, д-р пед. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск,

E-mail: i.eremina27@mail.ru

ДОСТИЖЕНИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИ САМОРАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА)

Данная статья посвящена особенностям формирования новообразования у будущего специалиста (духовно-нравственное, интеллектуальное и профессиональное развитие и саморазвитие) на методологической основе системного подхода. Для развития интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей студентов при изучении основ наук, преподавателю на каждом занятии необходимо поставить цели, а студентам, осмыслив и приняв их, включиться в их реализацию. Для более качественного осуществления целеполагания содержание образования представлено в виде системы, которая состоит из четырех элементов: знания; опыт репродуктивной деятельности; опыт творческой деятельности; опыт отношений. Показано, что приоритетной при развитии интеллектуальных, духовно-нравственных и профессиональных способностей обучающихся является мировоззренческая цель занятий, способствующая формированию мотивации у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.