Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / PREVENTION OF PROFESSIONALLY CAUSED DEFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карев Борис Анатольевич, Прокопцева Надежда Владимировна

В статье исследуется феномен профессиональной деформации преподавателя, детально рассмотрены и систематизированы факторы ее появления. Показано, что деформации подвергаются различные сферы личности: духовно-нравственная, интеллектуальная, эмоциональная. В сфере нравственности деформированию подвергаются представления о гражданском и нравственном смысле своей профессии, притупляется чувство профессионального долга, растет эгоцентризм, исполнение профессиональной деятельности для достижения сугубо личных эгоистических целей. В интеллектуальной сфере утрачивается способность к самостоятельному мышлению, самостоятельной учебе. Обоснован вывод о том, что комплексный подход в определении причин формирования негативных профессиональных качеств конкретного преподавателя является необходимым условием эффективного преодоления или профилактики его профессиональной деформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL, SOCIAL AND PERSONAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER PROFESSIONAL DEFORMATION

In article the phenomenon of professional deformation is considered, factors of its emergence are systematized, the main directions of its prevention are proved. It is shown that the strain is exposed to various spheres of the person: spiritual, moral, intellectual, emotional. In the sphere of morality undergo deformation notions of civil and moral sense of their profession, dulled sense of professional duty, increasing self-centeredness, the performance of professional activities in order to achieve the most personal selfish purposes. In the intellectual sphere lost the capacity for independent thinking, independent study. The conclusion is that an integrated approach in determining the causes of the formation of the negative qualities of a specific professional teacher is a prerequisite for effectively overcome or prevent it professional deformation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.015.32

КАРЕВ Б.А., ПРОКОПЦЕВА Н.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, профессиональная деформация преподавателя, деструктивное профессиональное становление педагога.

В статье исследуется феномен профессиональной деформации преподавателя, детально рассмотрены и систематизированы факторы ее появления. Показано, что деформации подвергаются различные сферы личности: духовно-нравственная, интеллектуальная, эмоциональная. В сфере нравственности деформированию подвергаются представления о гражданском и нравственном смысле своей профессии, притупляется чувство профессионального долга, растет эгоцентризм, исполнение профессиональной деятельности для достижения сугубо личных эгоистических целей. В интеллектуальной сфере утрачивается способность к самостоятельному мышлению, самостоятельной учебе. Обоснован вывод о том, что комплексный подход в определении причин формирования негативных профессиональных качеств конкретного преподавателя является необходимым условием эффективного преодоления или профилактики его профессиональной деформации.

KAREV, B.A., PROKOPTSEVA, N.V.

PROFESSIONAL, SOCIAL AND PERSONAL FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE TEACHER PROFESSIONAL DEFORMATION

Keywords: professional competence of the teacher, professional deformation of the teacher, prevention of professionally caused deformation.

In article the phenomenon of professional deformation is considered, factors of its emergence are systematized, the main directions of its prevention are proved. It is shown that the strain is exposed to various spheres of the person: spiritual, moral, intellectual, emotional. In the sphere of morality undergo deformation notions of civil and moral sense of their profession, dulled sense of professional duty, increasing self-centeredness, the performance of professional activities in order to achieve the most personal selfish purposes. In the intellectual sphere lost the capacity for independent thinking, independent study. The conclusion is that an integrated approach in determining the causes of the formation of the negative qualities of a specific

professional teacher is a prerequisite for effectively overcome or prevent it professional deformation.

Существует мнение, что единственным следствием профессионального развития преподавателя является совершенствование его профессиональных и личностных качеств. Однако для многих преподавателей определенные условия профессиональной среды, и (или) неспособность грамотного объективного анализа своей деятельности являются причинами деструктивного пути их профессионального становления, что неизбежно приводит к возникновению или усилению степени развития профессиональной деформации.

Профессиональная деформация несет разрушение не только самому преподавателю, но и тем, кто его окружает.

Профессиональная деформация педагога представляет собой измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности, социально-политической и экономической обстановки в обществе, а также индивидуально-психологических особенностей личности педагога.

Деформации подвергаются различные сферы личности: духовно-нравственная, интеллектуальная, эмоциональная. В сфере нравственности деформированию подвергаются представления о гражданском и нравственном смысле своей профессии, притупляется чувство профессионального долга, растет эгоцентризм, исполнение профессиональной деятельности для достижения сугубо личных эгоистических целей.

В интеллектуальной сфере утрачивается способность к самостоятельному мышлению, самостоятельной учебе. Преподаватель испытывает затруднения с принятием решения в нестандартной педагогической ситуации. Его мышление шаблонизируется и догматизируется, абсолютизируется собственный опыт, переоцениваются наличные знания и способности.

В эмоциональной сфере происходит огрубление чувств, сужение эмоциональной сферы, ослабление способности контролировать и регулировать свои эмоции и чувства, усиливается эмоциональная неуравновешенность, конфликтность или апатия, чувство усталости, не срабатывают механизмы саморегуляции.

Как отмечают многие исследователи, появление профессиональных деформаций определяется возрастными, индивидуально-психологическими особенностями личности педагога, стажем работы, содержанием и особенностями педагогической деятельности [1, 2, 3].

Выделим ряд факторов, которые, по мнению многих исследователей, можно отнести к предпосылкам профессиональной деформации педагогов [4,

1. Особенности профессии:

Обычно профессиональную деятельность преподавателя относят к группе профессий типа «человек - человек», так как объектом, на преобразование которого направлена деятельность, является человек. Наряду с этой позицией существует точка зрения, согласно которой педагогическая деятельность относится к многофункциональной профессиональной деятельности типа «человек - оператор», связанной с необходимостью одновременного выполнения определенного числа различных функций и действий при неоптимальных для работы внешних условиях. Например: профессиональная необходимость «методически, лексически, логически аргументированной подачи учебного материала в течение строго регламентированного временного интервала в больших по численности коллективах учащихся может рассматриваться как аналог полифункциональной операторской деятельности с большим числом объектов внимания» [6].

Согласно системному подходу усилия преподавателя направлены на интеллектуальное, духовно-нравственное и профессиональное развитие учащегося. Ответственный педагог, моделируя занятие, будет в той или иной степени реализовывать поставленные цели, что само по себе является трудоемко. Задача преподавателя усложняется еще и тем, что ему постоянно приходится иметь дело с достаточно большим количеством учащихся, каждый из которых обладает своей уникальностью, непохож на другого и требует особенного подхода. Сложность заключается еще и в том, что у преподавателя существует некий эталон учащегося, с которым он невольно соотносит всех остальных. Ликвидация существующего несоответствия требует от педагога еще больших усилий. При неспособности уделить достаточное внимание каждому учащемуся, такие преподаватели, как правило, чувствуют неудовлетворенность своей профессией, что может стать катализатором в развитии нежелательных профессионально обусловленных качеств. В действительности многие преподаватели ограничиваются лишь передачей знаний, от случая к случаю разбавляя их нравоучениями без привязки их к каким либо нравственным ценностям. Такое халатное отношение к работе может быть следствием проявления профессиональной деформации или же отсутствия компетентности у преподавателя, незнание специфики педагогической деятельности.

Педагог в течение всей своей профессиональной деятельности должен обогащать сферу профессионально-важных знаний, что является непременным условием для его успешной деятельности. Некоторые работники сферы образования, неспособные грамотно организовать педагогическую деятельность, наряду с увеличением объема необходимой для работы информации, разрастанием роли информатизации рабочего места, не снижающегося документооборота, испытывают постоянную тревогу за степенью реализации своих профессиональных функций, тем самым истощая компенсаторные механизмы, обеспечивающие активное внимание, профессионально опосредованную память и логическое мышление.

Определенная социальная роль преподавателя, согласно которой он выступает высокообразованным человеком с непоколебимым багажом знаний, может выступать условием профессиональной деформации. Проблема заключается в том, что этот образ становится для преподавателя естественным и неоспоримым и чаще всего, к сожалению, приводит к появлению самоуверенности у педагога. Такие работники нетерпимы к замечаниям коллег, учащихся. В профессорско-преподавательском коллективе, в котором доминирующее положение занимают самоуверенные, неспособные критично оценить свои знания педагоги, часты конфликты, взаимные обиды, что отрицательно сказывается на работоспособности, как отдельного преподавателя, так и коллектива в целом. Редко когда преподаватель способен посмотреть на себя со стороны и оценить уровень своих знаний объективно, как правило, большинство из них считают свою систему знаний неоспоримыми и отказываются вставать на путь самосовершенствования. Помимо этого статус преподавателя требует умения убеждать в своей правоте, логически доказывать объективно истинные положения и подобное качество перерождается в доказывание своей точки зрения как самоцель. Такой педагог не задумывается об истинности тезиса, который он доказывает, самое главное для него, чтобы позиция его была принята [7].

2. Социально-политические и экономические факторы:

- неоправданно низкий престиж профессии;

- нестабильная политическая и экономическая обстановка в обществе;

- неадекватная социальная и материальная оценка труда;

- жесткий временной режим работы;

- ненормированный и неритмичный рабочий день;

- перегрузка профессиональными задачами и как следствие переутомление и повышенная нервозность, приводящая к нервным срывам

- недостаточная поддержка со стороны администрации;

- невнимательное отношение коллег и т.д.

3. Индивидуальная предрасположенность к деформациям (наличие определенных черт, которые в условиях их актуализации и развития в профессиональной деятельности могут деформировать личность).

4. Образ профессии и себя в ней.

В качестве примера можно привести определенный архетип педагога, который проявляется в абсолютизации преданности делу, жертвуя своим здоровьем, временем, семейным благополучием во имя работы [8]. Во всем должна быть мера.

Все многообразие факторов, вызывающих профессиональную деформацию можно разделить на следующие взаимозависимые группы: экономические, политические, социальные, правовые, организационные, педагогические, психологические и т.п. [7] Отдельною строкою следует прописать такой фактор профессиональной деформации как специфика деятельности субъекта. Профессиональная деятельность определенным

образом преломляет влияние указанных причин. Как следствие все многообразие причин взаимосвязано и взаимообусловлено.

Комплексный подход в определении причин формирования негативных профессиональных качеств конкретного преподавателя является необходимым условием эффективного преодоления или профилактики его профессиональной деформации.

Литература и источники

1. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст]. М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 - 240с.; Карев Б.А., Прокопцева Н.В. Стресс в деятельности субъекта труда как фактор его профессиональной деформации // Современная научная мысль. 2013. №5. С.188-193.

2. Холоднова И.В. Преодоление педагогических деформаций как условие совершенствования профессиональной культуры педагога // Наука и образование. 2003. № 2.

3. Юрченко Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога - психолога. Уссурийск, 2000. С.181; Карев Б.А., Широков А.П. Взаимосвязь педагогических технологий и педагогических методов в высшем профессиональном образовании // Современная научная мысль. 2013. №3. С.175-181.

4. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. Москва-Воронеж: изд-во МПСИ, 2004.

5. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М.: МПСИ, 2005. - 251с.

6. Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин П.С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психологический журнал. 1998. Т.19. №5. С.38-53.

7. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: 2004.- 272с.

8. Карев Б.А., Мартынова Н.В. Проблема дифференциации образования и оптимизации высшей профессиональной школы // Современная научная мысль. 2013. №3. С.197-200.

КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начертательной геометрии и инженерной графики ДВГУПС. Россия, Хабаровск (karevdok.27@mail.ru)

ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД РФ, Россия, Хабаровск (azp_prokoptsev@mail.ru) KAREV, BORIS ANATOLYEVICH - doctor of Pedagogy; professor; Head of the Chair of Descriptive Geometry and Engineering Graphics of Far East State Transport University. Russia, Khabarovsk

PROKOPTSEVA, NADEZHDA VLADIMIROVNA - PhD in Pedagogics, teacher of the Chair of Social-Humanitarian and Economic of Far East Law Institute of the Russian Ministry of Interior. Russia, Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.