Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания как фактор возникновения профессиональной деформации преподавателя'

Синдром эмоционального выгорания как фактор возникновения профессиональной деформации преподавателя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER / PREVENTION AND CORRECTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопцева Надежда Владимировна

Проведен анализ синдрома «эмоционального выгорания» как одной из причин формирования профессиональной деформации преподавателя, а также предложены основные направления профилактики и коррекции данного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокопцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AS A FACTOR OF EMERGENCE OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER

The syndrome analysis of «emotional burning out» as one of the reasons of emergence of the teachers’ professional deformation is provided, the main directions of prevention and correction of this condition are offered.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания как фактор возникновения профессиональной деформации преподавателя»

Литература и источники

1. Астахов А.М. Введение в COBIT// Директор ИС. - 2003. - № 7.

2. Баранова О.В. Методологические подходы к аудиту информационных систем // Аудит и финансовый анализ - 2009. - № 3.

3. ВдовинИ.А. Cobit 4.1// Аудит и контроль информационных систем. - 2008.

4. Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. 20-24 февраля 2012 года: Международная научно-техническая и научно-методическая конференция материалы. № 64. - СПб.: Издательство СПбГУТ, 2012.

5. Цирлов В.Л. Основы информационной безопасности автоматизированных систем. -М.: Феникс, 2008.

ПРОКОПЦЕВ ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ - преподаватель кафедры Многоканальных телекоммуникационных систем Хабаровского института инфокоммуникаций. Россия, Хабаровск (E-mail: azp_prokoptsev@mail.ru)

PROKOPTSEV VLADIMIR OLEGOVICH - teacher of the Chair of Multichannel telecommunication systems of Khabarovsk institute of Infocommunication. Russia, Khabarovsk

УДК 159.9

ПРОКОПЦЕВА Н.В. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация преподавателя, профилактика и коррекция профессиональной деформации.

Проведен анализ синдрома «эмоционального выгорания» как одной из причин формирования профессиональной деформации преподавателя, а также предложены основные направления профилактики и коррекции данного состояния.

PROKOPTSEVA N.V. SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT AS A FACTOR OF EMERGENCE OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER

Keywords: syndrome of emotional burning out, professional deformation of the teacher, prevention and correction of professional deformation.

The syndrome analysis of «emotional burning out» as one of the reasons of emergence of the teachers' professional deformation is provided, the main directions of prevention and correction of this condition are offered.

Согласно новой образовательной парадигме, сформулированной философом А. П. Валицкой, учитель является носителем педагогического творчества, первым субъектом практики, строит образовательное пространство в учебном заведении как модель социокультурного пространства, где совершается становление личности, несет ответственность за цели и технологии, адекватные реализации этих целей.

Становление преподавателя как субъекта, отвечающего новой обозначенной парадигме в образовании, невозможно без подготовки квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе по своей специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Однако указанные требования идут в разрез со сложившимся профессиональным опытом преподавателей. Все чаще условия педагогической деятельности, а также субъектная позиция преподавателя становятся факторами деструктивного развития его личности. Данная проблема делает необходимым изучение причин профессиональной деформации личности, препятствующей совершенствованию профессионального мастерства преподавателя.

Под профессиональной деформацией преподавателя мы понимаем измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, который разрушает целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижает уровень ее адаптации к условиям образовательной сферы и эффективность профессионального функционирования под влиянием особенностей педагогической деятельности и индивидуально-психологических составляющих личности преподавателя.

К специфическим особенностям педагогической деятельности относятся:

- многообразие и разнообразие контактов в общении и взаимодействии;

- постоянная необходимость принимать решения, находить конструктивные пути выхода из проблемных ситуаций;

- невозможность однозначно предсказать развитие ситуации на занятии;

- необходимость учета многомерности профессиональной деятельности, выражающейся в сочетании задач обучения, воспитания и развития;

- высокие нагрузки;

- отсутствие адекватной оплаты труда;

- несовпадение требований и ожиданий учащихся, родителей, преподавателей, администрации;

- недостаточное материальное и бытовое обеспечение учебного процесса;

- оценка эффективности труда преподавателей по результатам учебной деятельности их учеников;

- жесткая регламентация труда преподавателя и др. [1, 3, 5, 8].

Обозначенные характеристики педагогической деятельности в ряде случаев

могут приводить к стрессовым ситуациям, безуспешный выход из которых приводит в большинстве случаев к возникновению деструктивных черт личности.

Одним из проявлений профессиональной деформации у преподавателя является наличие педагогической ригидности, т.е. частого использования преподавателем однотипных способов психологической защиты.

Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания».

Профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания в том случае, когда защитные механизмы ослабевают настолько, что преподаватель не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности.

«Эмоциональное выгорание» анализируется как феномен, относящийся в основном к профессионалам социономических видов труда и имеющий сложную и разнообразную симптоматику [6, 7, 9].

Эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты имеет и свои плюсы, так как позволяет преподавателю экономно и дозированно расходовать энергетические ресурсы. Однако в целом эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на осуществлении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами, так как проявляется в эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, хотя объективные условия профессий типа «человек -человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится сдерживать свои эмоции, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести и к неудовлетворенности своим трудом, собой, и к эмоциональной разрядке на своих близких [10].

Можно выделить следующие характеристики «синдрома эмоционального выгорания» [2, 7, 9].

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт (некоторое время тому назад таких ощущений не было), и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще -отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита».

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект

эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы работы эмоциональная защита. Преподаватель постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности преподавателя и наносит ущерб субъекту общения. Учащийся обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков преподавателя в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к учащемуся - субъекту профессионального действия. Учащийся воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой настрой. Личность утверждает, что работа неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - «выгорание» -самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Основная причина синдрома эмоционального выгорания - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к преподавателю, и его реальными возможностями. Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением преподавателей иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации активности преподавателя и контроля за ней.

Помимо синдрома эмоционального выгорания часто у преподавателей наблюдаются симптомы хронической усталости, профессиональной усталости, профессионального истощения и пр., которые составляют, по мнению психологов, «основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации» [4].

Таким образом, можно констатировать, что ряд составляющих профессиональной деятельности, а также психофизиологические особенности

преподавателя в различных комбинациях могут порождать экстремально стрессовые ситуации для личности. Частота и длительность подобных ситуаций оказывают крайне неблагоприятное влияние на преподавателя и могут при несвоевременной коррекции деформировать профиль личности.

В качестве средств профилактики и коррекции эмоционального выгорания профессорско-преподавательского корпуса в профессиональной сфере должны использоваться различные формы и методы работы, направленные на восстановление личностных ресурсов преподавателя, повышение его социальной компетентности, самооценки, а также на развитие способности к рефлексии своего профессионального поведения и своей сферы чувств.

Литература и источники

1. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: пособие для врачей и психологов. - СПб., 1997. - С. 37.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005. - С. 43.

3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 57.

4. Банковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1991. - С. 144-156.

5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Моск. Унта, 1993. - 123 с.

6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Работник социальной службы. - 2005. - № 1. - С. 99.

7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 129.

8. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. - Москва-Воронеж: Изд-во МПСИ, 2004. - С. 145.

9. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. -2003. - № 36. - С. 151.

10. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания»» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 157.

ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД РФ, Россия, Хабаровск (E-mail: azp_prokoptsev@mail.ru)

PROKOPTSEVA NADEZHDA VLADIMIROVNA - PhD in Pedagogics, teacher of the Chair of Social-Humanitarian and Economic of Far East Law Institute of the Russian Ministry of Interior. Russia, Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.