ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Лисняк М.А., Горбач Н.А.
Красноярский государственный аграрный университет, Красноярский государственный медицинский университет,
г. Красноярск
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ВУЗОВСКИХ ПЕДАГОГОВ
В работе обсуждается профессиональная деформация преподавателей вузов. Последняя рассматривается как фактор, влияющий на состояние здоровья профессорско-преподавательского состава. В частности, авторы связывают эмоциональное выгорание с повышенным риском развития психосоматических расстройств у педагогов. В статье указываются возможные пути профилактики профессиональных деформаций у вузовских педагогов.
Ключевые слова: профессиональная деформация; профессорско-преподавательский состав;
профессиональная деятельность; состояние здоровья; эмоциональное выгорание.
Lisnyak M.A., Gorbach, N.A.
Krasnoyarsk state agrarian university,
Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk
PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSON AS A FACTOR INFLUENCING THE HEALTH OF UNIVERSITY TEACHERS
In work professional deformation of teachers of high schools is discussed, last is considered as the factor influencing health of the faculty. In particular authors connect emotional burning out with the raised risk of progress психосоматических frustration at teachers. In article possible ways of preventive maintenance of professional deformations at high school teachers are specified.
Key words: professional deformation; the faculty; professional activities; health status; emotional burning out.
Здоровье человека, качество его жизни и социальное самочувствие являются в нашей стране незыблемым национальным приоритетом [1]. Состояние здоровья во многом определяет эффективность профессиональной деятельности. В свою очередь, и профессиональная деятельность оказывает влияние на состояние здоровья человека. Несмотря на научно-технический прогресс, современный человек не уменьшил временные затраты на профессиональную деятельность. Напротив, в некоторых сферах работники стали больше времени проводить на рабочем месте, тратить на решение профессиональных проблем свое личное время. Столь длительное и интенсивное сосредоточение на предмете труда неизбежно сказывается на содержании сознания человека. Как пишет Безносов С.П., «особенность предмета труда неизбежно оказывает свое влияние на психику человека, формирует или деформирует психику субъекта профессиональной деятельности» [2].
Корреспонденцию адресовать:
ЛИСНЯК Марина Анатольевна.
660099, Красноярск, а/я 10165.
Тел. +7-908-019-98-42.
E-mail: lisnyakm@mail.ru
В первую очередь, вышесказанное имеет отношение к профессорско-преподавательскому составу вузов. Преподавательская деятельность относится к типу профессий «человек-человек» [3], предметом труда педагога является обучаемый — другой человек со своими индивидуальными особенностями психической деятельности. Для успешного процесса преподавателю постоянно приходится присоединяться к особенностям восприятия, внимания, мышления обучаемых, оказывать педагогическое воздействие на студентов. Следует учесть, что некоторые студенты по ряду причин оказывают сопротивление педагогическому процессу, и преподавателю приходится его преодолевать, совершать своеобразное психологическое воздействие на личность обучаемого.
Любой образовательный процесс заключается в передаче знаний от их носителя к обучаемому субъекту. Педагог является ключевым звеном, так как именно через его личность преломляются информационные потоки, на выходе формируется новое знание, соответствующее запросам современного общества. Кроме того, преподаватель организует педагогическое общение, в котором происходит передача культурных ценностей и образцов социального поведения. Выполняя эту общественно важную задачу, препо-
даватель осознает высокую ответственность и вынужден постоянно тщательно контролировать свои эмоциональные проявления. Отсутствие возможности свободно и разнообразно выражать свои эмоции приводит к росту внутреннего напряжения и, тем самым, способствует личностно-профессиональным деформациям преподавателей.
Под личностно-профессиональными деформациями Москвина Н.Б. понимает «существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта профессиональной и повседневной жизнедеятельности, проявляющееся в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы учителя» [4].
Рогов Е.И. предлагает называть профессиональной деформацией личности такие ее изменения, которые проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно изменяющимся условиям [5].
Некоторые авторы рассматривают деформации, как один из возможных полюсов развития профессионально важных качеств учителя. Так, дисциплинированность может трансформироваться в догматическую приверженность общепринятым правилам и инструкциям, принципиальность — в категоричность и безаппеляционность, самообладание — в сухость [4].
Важность изучения и выявления особенностей профессиональных деформаций у преподавателей обуславливается смыслосодержательными характеристиками деятельности представителей данной профессии, где выстраивание отношений к другому другим является определяющим и оказывает значимое влияние, как на самих преподавателей, так и на людей, вступающих в отношения с ними [3].
Профессионально-личностные деформации у педагогических работников имеют различные проявления: категоричность суждений, особенно касающихся социальных норм, стремление однозначно оценивать окружающих людей, склонность к нравоучениям, эмоциональная зажатость, отсутствие спонтанности при коммуникациях. Однако большинство исследователей (Митина Л.М., Вачков И.В., Петрушихина Е.Б. и др.) отмечают, что наиболее значимые изменения при педагогической деформации происходят именно в эмоциональной сфере, приводя к формированию синдрома эмоционального выгорания.
Полякова О.Б., ссылаясь на исследования Водопьяновой Н.Е., особо подчеркивает в рамках деперсонализации негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций в контексте профессиональной деятельности, а также личностную деформацию
вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек-человек» [3].
Водопьянова Н.Е. провела сравнительный анализ различных профессиональных групп и обнаружила отличия между ними как по типу выгорания, так и по количеству «сгоревших на работе». По мнению выше указанного автора, наибольшее число выгоревших сотрудников наблюдается среди учителей средних школ, причем 71 % из них имеют высокое эмоциональное истощение и 64 % — редукцию личных достижений. Также было отмечено, что педагоги, отличавшиеся высокой степенью выгорания, имеют более низкие показатели личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости по сравнению со своими коллегами, обладающими низкой степенью выгорания [6].
Проблема профессиональной деформации у преподавателей ВУЗа практически не изучена. При общей схожести характера труда профессорско-преподавательского состава ВУЗов со школьными педагогами присутствуют существенные различия. Вузовский педагог в большей степени, чем педагог общеобразовательной школы, загружен методической и научно-исследовательской работой. Особое положение занимает профессорско-преподавательский состав ведомственных вузов, когда, наряду с учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной, общественной и другими видами работ, осуществляется служебная деятельность сотрудника ведомственного ВУЗа (образовательного учреждения МВД России, образовательного учреждения ФСКН России и других). Не изучено влияние специфики деятельности преподавателей в ведомственных ВУЗах на развитие профессиональной деформации и состояние их здоровья.
Цель исследования — анализ профессиональной деформации личности как фактора, влияющего на здоровье вузовских педагогов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Был изучен профессорско-преподавательский состав ведомственного ВУЗа. В процессе исследования сравнивались результаты опроса респондентов из числа профессорско-преподавательского состава и сотрудников, не задействованных в учебном процессе. При подготовке и обработке материала использовались методы: аналитический; социологический (с использованием специально разработанной анкеты); выкопировки данных из учетной и отчетной медицинской документации.
Основываясь на результатах исследований отечественных ученых (Митина Л.М., Вачков И.В., Пет-рушихина Е.Б. и др.), отмечающих, что наиболее зна-
Сведения об авторах:
ЛИСНЯК Марина Анатольевна, канд. мед. наук, доцент, кафедра криминалистики, судебной экспертизы и психофизиологии, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Россия. E-mail: lisnyakm@mail.ru
ГОРБАЧ Наталья Андреевна, доктор мед. наук, профессор, кафедра управления в здравоохранении ИПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ Минздрава России, г. Красноярск, Россия.
60 T. 12 № 1 2G13 MedicLn^ OMSurnia
inKuzbass вК^бага
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
чимые изменения у педагогов при профессиональной деформации происходят именно в эмоциональной сфере, приводя к формированию синдрома эмоционального выгорания, нами были изучены его проявления и особенности у сотрудников ведомственного ВУЗа.
Для изучения эмоционального выгорания были задействованы функциональные возможности АИС «Профессионально-психологическое обеспечение обучаемых и специалистов» [7]. Использовался опросник Бойко В. «Эмоциональное выгорание» [8]. В процессе исследования были опрошены 141 сотрудник, из них 84 человека — из числа профессорско-преподавательского состава (ППС), 57 человек — сотрудники, не задействованные в учебном процессе.
Данные представлены в виде относительных показателей и ошибки относительного показателя (Р ± т). Статистический анализ полученных данных проводили в демонстрационной версии пакета прикладных программ STATISTICA 6. Проверку нормальности распределения количественных признаков выполняли с использованием критерия Шапиро-Уилка. Оценка статистической значимости различий относительных показателей осуществлялась с помощью 1-критерия Стьюдента. Критическое значение уровня значимости принимали равным 5 % (р < 0,05).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный анализ результатов обследования профессорско-преподавательского состава и сотрудников, не задействованных в учебном процессе, показал, что сформированный синдром эмоционального выгорания был выявлен у лиц из числа профессорско-преподавательского состава значительно чаще (10,5 ±
2,5 %), чем у других сотрудников (3,5 ± 1,5, р < 0,05). При этом, сформированная фаза «напряжение» была установлена только в группе профессорско-преподавательского состава (1,2 ± 0,9 % респондентов) и представлена в основном симптомами «переживания психотравмирующих обстоятельств» и «тревога и депрессия».
Заметные различия обнаружены в сформированной стадии «резистенция», которая была выявлена у преподавателей практически в три раза чаще (9,3 ± 2,4 %), чем у сотрудников, не задействованных в учебном процессе (3,5 ± 1,5 %, р < 0,05). В обеих группах преобладают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей». У респондентов из группы профессорско-преподавательского состава присутствует симптом «расширение сферы экономии эмоций», который не наблюдается в контрольной группе. Этот симптом эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне
профессиональной области — в общении с близкими, родными, знакомыми. Именно то, что раньше ценилось человеком при выборе профессии, становится психотравмирующим фактором и нарушает социальные отношения.
Сформированная фаза «истощение» присутствует также только у респондентов-преподавателей (1,2 ± 0,9 %), представлена в основном симптомами «эмоциональный дефицит» и «эмоциональная отстраненность», что можно считать своеобразной патологической защитой от прогрессирующего эмоционального выгорания.
Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания для стадии формирования показал, что и на данной стадии синдром выявляется чаще у преподавателей вуза (31,4 ± 3,9 %), чем у сотрудников, не задействованных в учебном процессе (20,8 ± 3,4 %, р < 0,05). При этом выявлено разное соотношение формирующихся фаз. Так, фаза «напряжение» выявлена у 12,4 ± 2,7 % преподавателей и 3,5 ± 1,5 % сотрудников, непосредственно не участвующих в педагогическом процессе (р < 0,05); фаза «резистен-ция», соответственно: 13,1 ± 2,8 % и 17,3 ± 3,1 % (р> 0,05); а фаза «истощения» выявлена только у профессорско-преподавательского состава (5,9 ± 1,9 %).
ОБСУЖДЕНИЕ
Профессиональные деформации, в частности, изменения в эмоциональной сфере, отражаются не только на успешности труда специалиста, но и на его состоянии здоровья. Сидоров П.И. и Родыгина Ю.К. предложили биопсихосоциальную модель развития профессиогенеза в виде трех взаимопроникающих сфер (биогенеза, психогенеза и социогенеза), которые определяют три направления деструктивного про-фессиогенеза [5]. По их мнению, при воздействии негативных факторов социальной среды, а также конституциональной предрасположенности организма в виде несбалансированности нейропсихических процессов, возможна инициация функциональных расстройств с последующим развертыванием соматизи-рованного расстройства [5]. В рамках исследования психологического здоровья преподавателей технологического вуза был использован опросник Бека для оценки депрессии. Умеренно выраженные депрессивные проявления выявили у 18,5 % опрошенных, 3,7 % респондентов имели критические показатели депрессивного состояния [8].
В проанализированной доступной литературе не прослеживаются работы, посвященные исследованию психосоматических расстройств у преподавательского корпуса российских ВУЗов, да и в целом проблема состояния здоровья данной профессиональной группы практически не освещается. Однако изучение
Information about authors:
LISNYAK Marina Anatolievna, candidate of medical sciences, docent, criminology, judicial examination and psychophysiology chair, Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia. E-mail: lisnyakm@mail.ru
GORBACH Natalya Andreevna, doctor of medical sciences, professor, healthcare management chair of postgraduate training institution, Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russia.
соматического здоровья у профессорско-преподавательского состава ведомственного ВУЗа показало, что отличным и очень хорошим (первая группа здоровья) свое здоровье считают 12,9 ± 2,4 % преподавателей и 20,6 ± 2,9 % сотрудников, не задействованных в учебном процессе; хорошим (вторая группа) —
56,5 ± 3,3 % и 50,0 ± 3,6 %, соответственно; посредственным (третья группа) — 28,5 ± 3,1 % и 26,5 ±
3,0 %; плохим (четвертая группа) — 2,0 ± 0,9 % и 2,9 ±
1.2 %. Статистически значимых различий в субъективной оценке здоровья сотрудниками ВУЗа основной группы и группы сравнения не было выявлено, за исключением первой группы здоровья, доля которой практически в два раза ниже среди преподавателей (р < 0,05).
Около половины респондентов как основной, так и группы сравнения указали, что имеют хронические заболевания, однако доля их среди преподавателей (55,1 ± 3,3 %) существенно выше, чем среди лиц, не задействованных в учебном процессе (45,0 ±
3.2 %, р < 0,05). Постоянно плохое самочувствие чаще испытывают также преподаватели — 5,7 ± 1,2 % и 2,9 ± 1,2 %, соответственно, р < 0,05.
Анализ данных выкопировки из листов уточненных диагнозов позволил объективно определить структуру заболеваний преподавателей вуза: первое место занимают острые респираторные вирусные инфекции (30,0 ± 3,9 % случаев), на втором месте находится остеохондроз (25,0 ± 3,7 % случаев) с поражением различных отделов, чаще шейного и поясничного. Следует подчеркнуть, что на третьем месте находится гипертоническая болезнь 1-11 стадии (17,8 ± 3,2 % случаев), которая традиционно считается психосоматическим расстройством. Профессиональная деятельность преподавателя связана с повышенной эмоци-огенностью, межличностными конфликтами.
У профессорско-преподавательского состава отмечен относительно высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта. Так, эрозивный гастрит диагностирован в 15,5 ± 3,1 % случаев, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки — у 12,0 ± 2,7 %, хронический холецистит — у 3,6± 1,5%. Хотя в развитии этих заболеваний значительную роль играют инфекции и характер питания, нельзя недооценивать и роль психогенного фактора.
ЛИТЕРАТУРА:
Большой процент в совокупности составляют заболевания органов дыхания (38,1 ± 4,1 %), из них: трахеобронхит — 10,7 ± 2,6 %, хронический гайморит — 9,5 ± 2,5 %, ангина — 9,5 ± 2,5 %, фарингит —
6,0 ± 2,0 %, ларингит — 2,4 ± 1,2 %. Безусловно, это объяснимо тем, что профессиональная деятельность педагога во многом связана с голосовой нагрузкой. Также, негативные эмоции, переживаемые человеком, снижают возможности иммунной защиты от инфекционных факторов и косвенно способствуют повышенной заболеваемости ЛОР-патологией.
Искажения личностной структуры педагогов под воздействием профессиональной деятельности может приводить и к невротическим расстройствам, что нуждается в дальнейшем изучении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно предполагать, что у профессорско-преподавательского состава ВУЗов профессиональные деформации, особенно в эмоциональной сфере, способствуют развитию психосоматических заболеваний, а также вызывают невротические расстройства. Безусловно, данное предположение требует дальнейших исследований соматического и психического здоровья у педагогического корпуса ВУЗов, а также разработки мероприятий, как по профилактике профессиональной деформации, так и по ее коррекции.
В профилактических целях в ВУЗах следует оптимизировать работу психологических служб с ориентацией на профессорско-преподавательский состав, а не исключительно на студенчество. В частности, для профессорско-преподавательского состава необходимо организовать кабинеты психологической саморегуляции, в которых сотрудники могли бы в свободное от учебных занятий время снимать профессиональный стресс. Практическим психологам целесообразно проводить занятия с преподавателями по профилактике профессиональной деформации, а также психологические тренинги по развитию эмоциональной компетентности и по выбору эффективных копинг-стратегий. Безусловно, необходима возможность индивидуального консультирования преподавателей ВУЗа по вопросам профессиональной деформации.
1. Резолюция первого национального съезда врачей России (Электронный ресурс). - URL: http://vrachirf.ru/company-announce-single/1217 (дата обращения: 20.10.2012).
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности /С.П. Безносов. - СПб., 2004. - 46 с.
3. Полякова О.Б. Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций и психологическая защита психологов и педагогов /О.Б. Полякова //Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 231-239.
4. Москвина, Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов /Н.Б. Москвина //Педагогика. - 2005. - № 5. -С. 64-71.
5. Сидоров, П.И. Феномен профессиональной деформации в современных условиях /П.И. Сидоров, Ю.К. Родыгина //Медицина труда и пром. экология. - 2010. - № 9. - С. 20-23.
6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005. - 109 с.
7. Горбач Н.А., Шерстяных Д.М. Автоматизированная информационная система: «Профессионально-психологическое обеспечение обучаемых и специалистов (АИС «PSYCHO»). Свидет. о гос. регистрации программы для ЭВМ от 24.02.2011 г. № 2011611753; заявка от 29.12.2010 г. № 2010618419. Роспатент, 2011. - 23 с.
62 T. 12 № 1 2013 MedicLn^ OMSurnia
inKuzbass вК^бага
ОБМЕН ОПЫТОМ
8. Диагностика здоровья. Психологический практикум /под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 723 с.
а