Научная статья на тему 'Синдром «Эмоционального выгорания» у преподавателей вузов'

Синдром «Эмоционального выгорания» у преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1989
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром "эмоционального выгорания" / преподаватели вузов / сотрудники ОВД / ПРОФИЛАКТИКА / психологическая помощь / emotional burnout syndrome / staff of higher education instituteons / prophylaxis and prevention / Psychological support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбач Наталья Андреевна, Лисняк Марина Анатольевна, Трепашко Татьяна Владимировна

В статье анализируются распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания» у преподавателей вузов, подходы к его первичной и вторичной профилактике, обсуждаются этапы психологической работы с сотрудниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбач Наталья Андреевна, Лисняк Марина Анатольевна, Трепашко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevalence and intensity of emotional burnout syndrome among the staff of higher education institutions are analyzed in this article. Moreover, approaches to its primary and secondary prophylaxis are tested and phases of psychological support are considered

Текст научной работы на тему «Синдром «Эмоционального выгорания» у преподавателей вузов»

Психологические аспекты напряженности и конфликтологии

СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Н. А. Горбач, М. А. Лнсняк, Т В. Трепашко

В статье анализируются распространенность и выраженность синдрома «эмоционального выгорания» у преподавателей вузов, подходы к его первичной и вторичной профилактике, обсуждаются этапы психологической работы с сотрудниками.

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», преподаватели вузов, сотрудники ОВД, профилактика, психологическая помощь.

Работа и профессиональное положение человека играют важнейшую роль в его жизни, влияя на его чувство идентичности, самооценку и психическое благополучие [1, с. 370]. Человек трудится не только из-за материального вознаграждения, но в большей степени - из-за ощущения вовлеченности в общественное производство, личной востребованности в социуме. Особенно ярко это проявляется в публичных профессиях, к которым относится и преподавательская деятельность. Работа с людьми эмоционально насыщена, что при определенных условиях чревато определенными последствиями.

Синдром «эмоционального выгорания» (в англоязычной литературе - “bumout” - сгорание, выгорание, затухание горения) стал обсуждаться в литературе сравнительно недавно, с 70-х гг. прошлого века. Впервые его применил Freudenberger (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости у работников психиатрических учреждений [2, с. 7]. Дальнейшие исследования показали, что подобные нарушения нередки среди врачей других специальностей - менеджеров, продавцов, учителей, т. е. среди работников, которые по долгу службы постоянно находятся в окружении людей и общаются с ними. С конца XX в. «эмоциональное выгорание» активно изучается психологами и психиатрами.

Интерес к «эмоциональному выгоранию» не случаен, ученые выявили много негативных последствий этого нарушения, причем не только для работника, но и для его ближайшего окружения. «Выгоревший» человек становится раздражительным, конфликтным, начинает «экономить» эмоции, что приводит к нарушениям межличностных связей в семье, с друзьями. Снижается трудоспособность, работник выполняет свои обязанности формально, теряет интерес к повышению квалификации, а порой серьезно задумывается о смене деятельности. При значительном проявлении синдрома «эмоци-

онального выгорания» возрастает риск психосоматических расстройств. Для сотрудников ОВД весьма значима угроза профессиональной деформации личности, вероятность совершения агрессивных действий как в отношении других, так и самоагрессии.

К условиям, способствующим развитию деформации, большинство авторов относят особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих работников. Часто эти факторы называют внешними и внутренними, или личностными и организационными [3]. В преподавательской деятельности внешними факторами выступают ненормированный рабочий день, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, невозможность в полном объеме прогнозировать результаты своего труда, относительно низкая заработная плата. В вузах МВД России к вышеперечисленному следует добавить дополнительную нагрузку, связанную с прохождением службы в органах внутренних дел. К внутренним факторам относят низкую коммуникативную компетентность, отсутствие навыков саморегуляции, пессимистический взгляд на мир, слабую креативность, что значимо и для преподавателей образовательных учреждений МВД России.

В Сибирском юридическом институте МВД России проведено плановое психологическое обследование постоянного состава. Углубленному изучению были подвергнуты результаты обследования 141 сотрудника, из них 84 - из числа профессорско-преподавательского состава (ППС), 57 - сотрудники, не задействованные в учебном процессе (контрольная группа). Батарея методик включала в себя опросник В. Бойко «Эмоциональное выгорание», с помощью которого диагностируются не только фазы формирования синдрома «эмоционального выгорания», но и отдельные его симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - несложив-шийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет выявить не только ведущие симптомы «выгорания», но и отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей таких фаз развития стресса, как напряжение, резистенция и истощение [4, с. 726-727].

Сравнительный анализ результатов обследования профессорско-преподавательского состава и сотрудни-

ков, не задействованных в учебном процессе, показал, что сформированный синдром был выявлен у ППС значительно чаще (10,5 ± 2,5%), чем у сотрудников (3,5 ± 1,5), р < 0,05. При этом сформированная фаза напряжения была установлена только в группе ППС (1,2 ± 0,9% респондентов) и представлена в основном симптомами «переживание психотравмирующих обстоятельств» и «тревога и депрессия».

Заметные различия обнаружены в сформированной стадии резистенция, которая была выявлена у преподавателей почти в три раза чаще (9,3 ± 2,4%), чем в контрольной группе (3,5 ± 1,5%), р < 0,05. В обеих группах преобладают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей». У ППС присутствует симптом «расширение сферы экономии эмоций», который не наблюдается в контрольной группе. Он имеет место, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с близкими, родными, знакомыми.

Сформированная фаза истощения присутствует также только у респондентов-преподавателей (1,2 ± 0,9%) и представлена в основном симптомами «эмоциональный дефицит» и «эмоциональная отстраненность», что можно считать своеобразной патологической защитой от прогрессирующего «эмоционального выгорания».

Сравнительный анализ «эмоционального выгорания» для стадии формирования показал, что и на данной стадии синдром выявляется чаще у преподавателей вуза (31,4 ± 3,9%), чем в контрольной группе (20,8 ± 3,4%), р < 0,05. Выявлено разное соотношение формирующихся фаз: напряжение - 12,4 ± 2,7% и 3,5 ± 1,5%, (р < 0,05); резистенция - 13,1 ± 2,8% и 17,3 ± 3,1 (р > 0,05); фаза истощения выявлена только у профессорско-преподавательского состава (5,9 ± 1,9%).

Полученные в результате исследования данные важны для научного обоснования дифференцированной психологической помощи сотрудникам вуза. Различия в выраженности и проявлениях синдрома эмоционального выгорания у преподавателей и сотрудников вуза, не задействованных в учебном процессе, требуют создания двух, отличных друг от друга, профилактических и психокоррекционных программ.

Особенностью работы с явлениями «выгорания» выступает тот факт, что профилактические мероприятия практически совпадают с коррекционными. При разработке профилактической программы для преподавателей вуза МВД России следует учитывать опыт, накопленный психологами, работающими в системе образования, например работу Е. А. Семеновой [5]. Автор предлагает осуществлять профилактическую деятельность по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии. В большей части предлагаемых мероприятий можно согласиться с автором упомянутой программы. Не все возможно механически перенести на условия высшего учебного заведения, особенно в системе МВД России. Поэтому программа адаптирована с учетом специфики выполняемых функций каждой категории сотрудников, а также с учетом ведущих симптомов в каждой фазе.

Первый этап психопрофилактической работы включает в себя подробное информирование работников обеих групп о синдроме «эмоционального выгорания», его симптомах, социальных и медицинских последствиях. Это делается в рамках служебной подготовки, обеспечивая одно из приоритетных направлений развития органов внутренних дел - морально-психологическую подготовку сотрудников ОВД. Осознание работниками зарождающейся или уже сформированной проблемы «эмоционального выгорания» способствует высокой мотивации обращения за психологической помощью.

Второй этап психопрофилактической работы - индивидуальная или (и) групповая психокоррекционная работа.

Индивидуальное консультирование позволяет более дифференцированно подойти к обсуждаемой проблеме, с учетом выраженности отдельных симптомов. Эта форма обеспечивает также конфиденциальность психологической работы, что импонирует многим сотрудникам. Однако индивидуальное консультирование энергетически затратно для психологов, требует много времени на одного сотрудника.

Групповая работа в виде социально-психологического тренинга - вариант выбора в условиях дефицита времени как со стороны психологов, так и со стороны сотрудников вуза. Кроме того, тренинговая группа, являясь микромоделью социума, дает возможность отработать коммуникативные навыки, получить обратную связь от других участников группы. Первые два-три занятия целесообразно проводить в объединенной группе. Эти занятия посвящены обучению навыкам эмоциональной саморегуляции. В дальнейшем группу делят на две подгруппы: преподавателей (ППС) и сотрудников, не задействованных в учебном процессе, что обусловлено различиями в сформированных и формирующихся фазах «эмоционального выгорания». На последующих трех-четырех занятиях в каждой подгруппе необходимо уделить внимание развитию коммуникативных навыков и творческого потенциала. Ранее при исследовании медицинских работников государственной службы здравоохранения было обнаружено, что высокий творческий потенциал отрицательно коррелирует с уровнем «выгорания», т. е. чем выше потенциал, тем ниже уровень «выгорания» [6]. Установлено: чем выше нереализованный внутренний потенциал и меньше креативность, тем сильнее неудовлетворенность качеством своей жизни.

Коммуникативные навыки логично рассматривать через призму копинг-стратегий. Эмоциональное истощение положительно коррелирует с такими моделями поведения, как избегание, манипулятивные и агрессивные действия, которые относятся к неэффективному ко-пингу. Их частое использование не способствует успешному преодолению профессиональных стрессов, что служит одним из факторов нарастания эмоционального истощения [7]. Особенно важно обратить внимание на это в подгруппе преподавателей, так именно у них имеется фаза истощения.

Последующие групповые занятия (три-четыре) реализуются психологами в зависимости от подгруп-

пы. В подгруппе сотрудников, не задействованных в учебном процессе, особенно важно изучить отдельные, ведущие симптомы фаз напряжения и резис-тенции, выявленные на этапе диагностики (например, симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей»).

В подгруппе преподавателей с синдромом «эмоционального выгорания» большее значение имеет фаза истощения, хотя и другим фазам необходимо уделить внимание. Рассматривая симптомы истощения как своеобразную эмоциональную защиту, психолог выстраивает работу так, чтобы активировать личностные ресурсы участников группы и научить справляться с профессиональным стрессом.

Социально-психологический тренинг рассчитан на 8-10 занятий, с периодичностью один раз в неделю. Уместно сочетать участие сотрудников в тренинговой группе и их индивидуальное консультирование.

При всей важности и эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых с «выгорающими» сотрудниками, следует помнить, что существенный вклад в психопрофилактику этого синдрома вносят организационная культура и психологический климат в рабочем коллективе. Моральное и материальное поощрение, возможность карьерного роста и повышения квалификации, ряд других мероприятий уменьшают организационный стресс и тем самым служат профилактикой синдрома «эмоционального выгорания».

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что преподавательская деятельность характеризуется повышенным риском развития синдрома «эмоционального выгорания». Было установлено, что у профессорско-преподавательского состава вуза МВД России по сравнению с сотрудниками, не задействованными в учебном процессе, чаще фиксируются такие сформированные фазы синдрома, как истощение, напряжение, резистенция, при этом имеются различия в проявлении отдельных симптомов. Это обусловливает различные подходы к первичной и вторичной психопрофилактике и психокоррекционной работе с «выгорающими» сотрудниками с учетом специфики ведомственного вуза и их занятости в учебном процессе.

1. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004. 539 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 286 с.

3. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. С. 1-19.

4. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб., 2006. 480 с.

5. СеменоваЕ. А. Профилактика профессионального выгорания педагогов. иКЬ: ЬМ^/^^^^го. yar.ru/conferences/ те1;о11_то11ет/те1Ьо112002.111т1 (дата обращения: 20.04.2010).

6. Мучински П. Указ. соч.

7. Там же.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Н. А. Соболева, В. Р. Гилль, Л. Т. Майорова,

В. Б. Антипин

Целью исследования является изучение особенностей агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в возрасте 1822 лет. Для исследования форм агрессии использованы опросник Басса-Дарки и методика Ассингера. В эксперименте приняли участие студенты ОмЮИ, ОмА МВД России, СибГУФК. Полученные данные представляют интерес для тренеров-преподавателей по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: агрессия, поведение, студенты, спортсмены, не спортсмены, возраст, враждебность, общество.

Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающей молодежи. Среди них особенно видны не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность молодых людей. Эти проблемы затрагивают общество в целом, вызывают как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. В этой связи актуализируются задачи изучения агрессивности молодых людей студенческого возраста.

Исследований, посвященных этой проблеме в целом в отечественной психологии, проведено недостаточно, отдельные аспекты агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ [1-8].

В данном исследовании мы рассматриваем агрессивность как особое личностное, психическое свойство, черту характера. Под агрессией следует понимать какое-либо конкретное физическое, вербальное, поведенческое действие, обычно определенное агрессивностью (личностным свойством) соответствующего субъекта, или ситуационными факторами. Агрессия обычно трактуется как неадекватное, деструктивное поведение по отношению к другим людям, что входит в противоречие с ожидаемыми общепринятыми нормами в обществе. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до деструктивных форм поведения [9].

Решение воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки студентов является обязательным требованием. Это относится к студентам различных специальностей любого возраста и разных социальных групп. Невыполнение данного требования порождает отстранение от норм общечеловеческой этики, а иногда влечет криминал.

Одним из путей предотвращения этого, по нашему мнению, являются занятия физической культурой и спортом. Потенциальные возможности для формиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.