меньше всего поддаются влиянию извне. Студенты старших курсов наиболее мотивированы к обучению, в сравнении с младшими курсами. Исследование показало, что уровень мотивации первого и последнего курсов обучения находится на одинаковом уровне, а на Пи Шкурсах имеет тенденцию к снижению. Наибольшим мотивирующим влиянием на студентов обладают поощрения от преподавателей.
Литература
1. Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. С. 104-106.
2. Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. - 30 с.
Ключевые слова: студенты, учеба, мотивация, психология, факторы, профессия.
Keywords: students, learning, motivation, psychology, factors, profession. УДК 614.2
И. П. Артюхов, Н. А. Горбач, М. А. Лисняк
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ
СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ2
Красноярский государственный медицинский институт имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, rector@krasgmu.ru
Профессорско-преподавательский состав ВУЗов является системообразующим фактором в образовательном пространстве. От педагогического коллектива, от его работоспособности и дееспособности, состояния здоровья, фактически напрямую зависит реализация поставленных перед ВУЗами современных задач, в том числе увеличение человеческого капитала за счет профессиональной
2 I. P. Artyuhov, N. A. Gorbach, M. A. Lisnyak Psychological maintenance of activity of the faculty of higher education institutions as necessary element of preservation of health.
подготовки кадров. Однако, до настоящего времени соматическое и психическое здоровье преподавателей недостаточно изучено. Профессорско-преподавательский состав не выделяют как отдельную профессиональную группу, следовательно, методологически не разработаны и научно не обоснованы подходы к охране здоровья данного контингента работников. Тем не менее, в ряде современных исследований однозначно фиксируется низкий уровень здоровья у вузовских педагогов [6-8].
Педагогическая деятельность отличается значительной напряженностью и характеризуется преимущественно интеллектуальными и эмоциональными нагрузками в условиях дефицита времени для переработки информации и повышенной ответственности за принимаемые решения [10]. Это приводит к развитию эмоционального стресса, который вызывает снижение трудоспособности и создает благоприятную почву для развития нервно-психических и соматических нарушений у лиц, занятых в образовательном процессе. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь соматического и психического состояния. В развитии многих соматических заболеваний четко прослеживается психогенный фактор, не всегда в качестве этиологического, но гораздо чаще в качестве патогенетического. Длительное эмоциональное напряжение и выраженный профессиональный стресс часто приводит педагогов к эмоциональному выгоранию, что в первую очередь негативно сказывается на их профессиональной деятельности [2, 4]. Следует также заметить, что психологическое состояние во многом определяет жизнедеятельность человека, в частности его мотивацию на ведение здорового образа жизни, от которого зависит индивидуальное здоровье человека [3]. В связи с этим особую актуальность приобретает диагностика психологического здоровья преподавателей и их психологическое сопровождение.
Материалы и методы. Исследование осуществлено на базе ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.
При подготовке и обработке материала использовались следующие методы: социологический, психологический, статистический, аналитический. Социологический метод применен для разработки информационно-регистрационных анкет - карт опроса экспертов и опроса экспертов из числа представителей администрации вузов, заведующих кафедрами, руководителей органов здравоохранения (общее количество экспертов составило 113 человек). С помощью опросника В. Бойко «Эмоциональное выгорание» были проведены исследования уровня эмоционального выгорания и отдельных его симптомов у обучаемых и
сотрудников (637 человек), среди которых для углубленного анализа симптомов проявления синдрома эмоционального выгорания выделена группа профессорско-преподавательского состава в количестве 60 человек. Статистическая обработка полученных результатов выполнена при помощи программы Microsoft Excel. Рассчитаны относительные показатели и их стандартные ошибки. С помощью критерия Фишера (ф* - угловое преобразование Фишера) оценивали статистическую значимость различий между процентными долями двух групп. Критический уровень значимости определен при р < 0,05. Степень согласованности мнения экспертов определяли по коэффициенту конкордации (W). Его статистическая значимость оценивалась по критерию хи-квадрат (%2) Пирсона.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов обследования по тесту «Эмоциональное выгорание» показал, что фаза напряжения установлена у 37,1 ± 1,0 % от общего числа респондентов, фаза резистенции - у 51,7 ± 0,9 %, фаза истощения - у 41,1 ± 1,0 %. Следует учитывать, что у обследуемых, как указывается в инструкции к опроснику, могут быть выражены одновременно две фазы. Среди профессорско-преподавательского состава доля лиц, имеющих сформированные фазы напряжения, резистенции, истощения (соответственно: 26,6 ± 5,7 %, 61,6 ± 6,2 %, 33,3 0 ± 6,0 %), не имеют статистически значимых различий с общей группой обследованных. Однако в симптомах проявления синдрома эмоционального выгорания были выявлены существенные различия между общей выборкой и выборкой преподавателей. Так, симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» в общей выборке зафиксирован у 15,2 ± 0,3 % респондентов, в группе преподавателей в 3,6 раза чаще (55,0 ± 6,4 %), p < 0,05. Симптом «Редукция профессиональных обязанностей» обнаружен у 14,4 ± 0,4 % лиц из общей выборки и у 50,0 ± 6,4 % преподавателей, p < 0,05, симптом «Расширение сферы экономии эмоций», соответственно: 11,5 ± 0,4 % и 31,6 ± 6,0 %, p < 0,05. Приведенные данные свидетельствует о необходимости охраны психологического и соматического здоровья преподавателей.
Полученные данные подтверждаются результатами опроса экспертов, по мнению которых доля лиц с низким уровнем здоровья составляет до 18,1 % (степень согласованности мнения экспертов средняя, W = 0,34-0,66; X = 12,2455,44; p < 0,01-0,001). В плане оптимизации охраны здоровья педагогов эксперты указали наряду с формированием здорового образа жизни (ранговые места
1,4-3,5) и профилактикой заболеваний (ранговые места 2,9-3,3), на необходимость совершенствования организации психологической помощи преподавателям вуза (ранговые места 3,2-4,7). Мнение экспертов было согласованным в
средней степени и статистически значимым ^ = 0,3-0,7; X2 = 38,4134,4; р < 0,001).
Нормализация психологического статуса сотрудников будет способствовать повышению уровня здоровья профессорско-преподавательского состава. В связи с этим в каждом ВУЗе важно организовать психологическое сопровождение деятельности профессорско-преподавательского состава, что возможно за счет оптимизации функциональной составляющей деятельности отдельных подразделений без дополнительных финансовых затрат.
Традиционно психологическое сопровождение любой деятельности включает в себя психодиагностику, психокоррекцию и психопрофилактику. Основными принципами психологического сопровождения являются добровольность обращения за психологической помощью и конфиденциальность. Однако, исходя из имеющегося опыта, считаем, что ограничиваться только добровольной выборочной диагностикой и оказанием психологической помощи по запросу педагогических работников нецелесообразно по ряду причин. Во-первых, недостаточная психологическая культура российского общества, в том числе и педагогического корпуса, в котором не принято обращаться за профессиональной психологической помощью к специалистам, более того подобное обращение зачастую воспринимается как проявление слабости, неумение справляться с проблемами самостоятельно. Во-вторых, профессия «преподаватель», другими словами, «учитель» имеет семантическое наполнение «обладающий знаниями, сведущий, совершенный, стоящий выше обычных людей», что не допускает в принципе наличие каких-либо изъянов, проблем, несовершенств. В-третьих, часто люди не осознают, что причина их физического недомогания, дискомфорта, усталости в значительной степени обусловлена психологическим неблагополучием. Поэтому они ищут помощь у врачей, возлагают надежды на лекарственные препараты и т. д. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, полагаем, что первым этапом при организации психологического сопровождения будет информирование профессорско-преподавательского состава по следующим параметрам:
- психологическое здоровье и его влияние на остальные сферы жизни;
- признаки эмоционального выгорания и эмоционального стресса;
- возможности психологической коррекции и психотерапии в сохранении здоровья.
Информирование можно проводить как на корпоративном сайте, так и через печатные материалы. Кроме того, целесообразно организовать психологический лекторий, к работе которого активно привлекать студентов старших курсов факультета клинической психологии.
Вторым этапом психологического сопровождения деятельности профессорско-преподавательского состава будет психодиагностика. Психодиагностика - определение психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни [1]. Психодиагностика осуществляется с помощью психологических тестов, анализ результатов которых позволяет определить психологический статус сотрудника и своевременно зафиксировать отклонения от нормы. В рамках психологического сопровождения целесообразно отслеживать психологический статус педагогов в динамике, с начала учебного года до его завершения, таким образом можно получить объективную картину психологического здоровья профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Другими словами, речь идет о мониторинге, реализация которого возможна с помощью автоматизированной системы на основе имеющегося опыта профессионально-психологического обеспечения участников образовательного процесса [5].
В медицинском ВУЗе, учитывая высокий уровень развития информационного обеспечения, а также занятость преподавателей в учебном процессе, территориальную разобщенность различных кафедр, психологическое тестирование предлагается проводить на корпоративном сайте, где каждый сотрудник имеет свою личную страницу. В настоящее время на сайте ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России уже имеется вкладка «Психология», где предлагается онлайн пройти тестирование по целому ряду психологических методик: Диагностика темперамента (Я. Стреляу), Тест Кеттела, Сферы жизни и уровень счастья, Психологическое благополучие (К. Рифф), Оксфордский тест личности, Характерологический опросник Леонгарда, Динамические свойства (Русалов), Опросник Марстона - Гайера (DISC), Эмоциональное выгорание (В. Бойко), Мотиваторы. Это довольно обширный блок методик различной направленности: на определение типа темперамента, акцентуации характера, стиля поведения и т. д. Однако, темперамент и акцентуации характера яв-
ляются достаточно стабильными образованиями и не отражают актуальное психическое состояние, также как и выбор стиля поведения.
Учитывая, что профессорско-преподавательский состав вуза испытывает значительное эмоциональное напряжение, высок риск эмоционального выгорания, следует составить отдельный блок психодиагностических методик, фиксирующих нервно-психическое напряжение и состояние эмоциональной сферы педагогов. Анализ имеющихся тестов на сайте показал, что к таковым относятся Психологическое благополучие (К. Рифф) и Эмоциональное выгорание (В. Бойко). Мы полагаем, что к этим тестам целесообразно добавить Методику экспересс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса и опросник Томаса - Килмена (диагностика поведения личности в конфликтных ситуациях), что позволит более полно составить представление об эмоциональной сфере педагогов и необходимости ее психологической коррекции. Определение конкретного набора психологического инструментария возможно с помощью экспертов. Для наглядности представления результатов тестирования можно использовать «принцип светофора»: если показатели испытуемого в пределах нормы - загорается зеленый кружок, свидетельствующий о психологическом благополучии. В случае некоторых незначительных отклонений от нормы - желтый кружок, призывающий педагога обратить внимание на свое психологическое здоровье. Красный кружок символизировал бы о значительных отклонениях от нормы и необходимости психологической помощи данному человеку. Возможно, данный принцип использовать, исходя из имеющихся тестов на сайте, после прохождения которых, для лиц с выявленными отклонениями от нормы («желтый свет») предлагать дополнительное обследование по вышеперечисленным дополнительным тестам.
Кроме того, по нашему мнению, в обязательный блок психологических тестов, следует включить методику «Уровень субъективного контроля» [1, С. 355356], позволяющую определять локус контроля человека, то есть место, где человек локализует ответственность над значимыми событиями в его жизни, в том числе в области здоровья (возлагает ее на себя, либо на других). Достоинством методики является то, что с ее помощью определяется также уровень ответственности (высокий, средний и низкий), а также относительная простота и быстрота выполнения. Определение уровня субъективного контроля важно для разработки мероприятий, направленных на повышение мотивации к ведению здорового образа жизни. Если человек берет на себя ответственность за свою жизнь, особенно за состояние собственного здоровья, то он будет заботиться о своем здоровье,
используя предлагаемые возможности. И, наоборот, тот, кто не принимает на себя ответственность за свою жизнь, всегда будет находить причины, препятствующие ведению здорового образа жизни, а не способ реализации возможностей сохранять свое индивидуальное здоровье.
Завершить обязательный психодиагностический блок логично опросником 8Б-36 [9], с помощью которого можно определить качество жизни человека, в том числе физический и психический компоненты. Этот интегральный показатель можно принимать за контрольный при отслеживании динамики физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека на индивидуальном и групповом уровнях.
Психодиагностику целесообразно проводить регулярно, дважды в год: один раз в начале учебного года, чтобы зафиксировать показатели психического состояния после очередного отпуска, второй раз в конце учебного года. Анализ динамики данных показателей позволит оценивать ресурсы каждого педагога и своевременно оказывать психологическую помощь нуждающимся.
Для увеличения охвата психодиагностикой профессорско-преподавательского состава вуза возможно использование административного ресурса.
Третий этап психологического сопровождения - психокоррекционная работа. Для сотрудников с формированием неблагоприятного психологического состояния, необходимо разрабатывать и предлагать индивидуальные рекомендации. Это может быть в двух вариантах:
1) дистанционно: данные рекомендации размещаются на личной странице сотрудника либо высылаться на личный почтовый ящик (по желанию сотрудника), возможно общение с психологом онлайн;
2) очно: в отдельных случаях человека предпочтительней пригласить на индивидуальную встречу, чтобы оказать помощь в рамках психологического консультирования или психотерапии.
При выявлении проблем, связанных с конфликтной компетентностью либо с коммуникативным потенциалом, сотрудникам можно организовать групповой тренинг, либо предложить посещение тематических занятий в психологическом лектории.
Четвертый этап психологического сопровождения профессорско-преподавательского состава - психопрофилактическая работа, ориентированная на выявленные проблемы и дополняющая первый этап. В рамках этого направления
можно рассмотреть размещение на корпоративном сайте информационных материалов, касающихся сохранения психологического здоровья, организацию обучающих семинаров (например, обучение приемам снятия стресса, навыкам психической саморегуляции), организацию тренинговых занятий (например, по профилактике эмоционального выгорания, выбору оптимальных копинг-страте-гий, формированию социально-психологического климата в коллективе и т. д.).
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости охраны психологического и соматического здоровья преподавателей, что подтверждается данными опроса экспертов, которые в плане оптимизации охраны здоровья педагогов указали на необходимость совершенствование организации психологической помощи преподавателям вуза. Разработана система психологического сопровождения профессорско-преподавательского состава вуза, включающая информирование о психологическом здоровье и возможностях психологической коррекции и психотерапии в сохранении здоровья, диагностику психологического состояния, уровня ответственности за состояние собственного здоровья и качества жизни преподавателей, психокоррекционную работу в необходимых случаях, психопрофилактические мероприятия.
Литература
1. Бурлачук, Л. Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 528 с.
2. Горбач, Н. А. Синдром «эмоционального выгорания» у преподавателей вузов / Н. А. Горбач, М. А. Лисняк. Т. В. Трепашко и др. // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 2. - С. 28-30.
3. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 544 с.
4. Лисняк, М. А. Эмоциональное выгорание преподавателей медицинского вуза: проблема и пути ее решения / М. А. Лисняк, Н.А. Горбач, И. О. Логинова, М. А. Машукова // Сибирское медицинское обозрение. - 2014. -№ 6. -С. 101-105.
5. Лисняк, М. А. Автоматизированная информационная система профессионально-психологического обеспечения участников образовательного процесса в вузах МВД России / М. А. Лисняк, Н. А. Горбач, Д. М. Шерстяных, Т. В. Трепашко // Современные исследования социальных проблем. -№ 4 (08). -2011. - С. 260-265.
6. Методология изучения и сохранения здоровья участников образовательного процесса в вузе : монография // под ред. Н. А. Горбач и М. А. Лисняк. -Красноярск, СибЮИ ФСКН России. - 2012. - 248 с.
7. Микерова, М.С. Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33. - М., 2007. - 24 с.
8. Миннинбаев, Т. Ш. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. II. - С. 272-275.
9. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова ; под ред. Ю. Л. Шевченко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 320 с.
10. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - СПб., 2006. - С. 297-322.
Ключевые слова: сохранение здоровья, психологическое сопровождение, деятельность, профессорско-преподавательский состав, вузы
Keywords: preservation of health, psychological maintenance, activity, faculty, higher education institutions
УДК 001
Баркун Г.К., Лысенко И.М., Лысенко О.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО АКУШЕРСТВУ И ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ3
Витебский государственный медицинский университет, Витебск, Республика Беларусь, gkonstant@mail.ru
Введение. Нами приводятся варианты оптимизации учебного процесса для студентов с использованием электронных средств обучения.
Цель исследования. Определить необходимость использования электронных средств обучения в учебном процессе при изучении дисциплин: акушерство
3 Barkun G. K., Lysenko I. M., Lysenko O. V. Educational-methodical support and practical training of students in obstetrics and gynaecology and pediatrics.