Научная статья на тему 'Особенности проявления агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом'

Особенности проявления агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3099
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Агрессия / поведение / студенты / спортсмены / не спортсмены / ВОЗРАСТ / враждебность / общество / years (age) / aggression / Behaviour / Students / sportsmen / persons out of sports practice / enemies / society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соболева Наталья Александровна, Гилль Владимир Робертович, Майорова Любовь Теодосьевна, Антипин Виталий Борисович

Целью исследования является изучение особенностей агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в возрасте 1822 лет. Для исследования форм агрессии использованы опросник Басса-Дарки и методика Ассингера. В эксперименте приняли участие студенты ОмЮИ, ОмА МВД России, СибГУФК. Полученные данные представляют интерес для тренеров-преподавателей по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соболева Наталья Александровна, Гилль Владимир Робертович, Майорова Любовь Теодосьевна, Антипин Виталий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the research was the analysis of the peculiarities of the aggression and its development in students who are involved and not involved in sports, from the age of 18 to 22. For the research of the forms of the above-mentioned behaviour we have used the questionnaire and methodical works by Bas Dark and Assinger. The students from the following schools participated in the experiment: Omsk Law Institute, the Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Siberian Sports University. The collected data are of interest for sports trainers and teachers of physical education

Текст научной работы на тему «Особенности проявления агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом»

пы. В подгруппе сотрудников, не задействованных в учебном процессе, особенно важно изучить отдельные, ведущие симптомы фаз напряжения и резис-тенции, выявленные на этапе диагностики (например, симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей»).

В подгруппе преподавателей с синдромом «эмоционального выгорания» большее значение имеет фаза истощения, хотя и другим фазам необходимо уделить внимание. Рассматривая симптомы истощения как своеобразную эмоциональную защиту, психолог выстраивает работу так, чтобы активировать личностные ресурсы участников группы и научить справляться с профессиональным стрессом.

Социально-психологический тренинг рассчитан на 8-10 занятий, с периодичностью один раз в неделю. Уместно сочетать участие сотрудников в тренинговой группе и их индивидуальное консультирование.

При всей важности и эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых с «выгорающими» сотрудниками, следует помнить, что существенный вклад в психопрофилактику этого синдрома вносят организационная культура и психологический климат в рабочем коллективе. Моральное и материальное поощрение, возможность карьерного роста и повышения квалификации, ряд других мероприятий уменьшают организационный стресс и тем самым служат профилактикой синдрома «эмоционального выгорания».

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что преподавательская деятельность характеризуется повышенным риском развития синдрома «эмоционального выгорания». Было установлено, что у профессорско-преподавательского состава вуза МВД России по сравнению с сотрудниками, не задействованными в учебном процессе, чаще фиксируются такие сформированные фазы синдрома, как истощение, напряжение, резистенция, при этом имеются различия в проявлении отдельных симптомов. Это обусловливает различные подходы к первичной и вторичной психопрофилактике и психокоррекционной работе с «выгорающими» сотрудниками с учетом специфики ведомственного вуза и их занятости в учебном процессе.

1. Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004. 539 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром «выгорания»: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 286 с.

3. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. С. 1-19.

4. Психология профессионального здоровья : учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб., 2006. 480 с.

5. СеменоваЕ. А. Профилактика профессионального выгорания педагогов. иКЬ: М1р://%г%г%гЛго. yar.ru/conferences/ те1»11_то11ет/те1:Ьо112002.Ь1т1 (дата обращения: 20.04.2010).

6. Мучински П. Указ. соч.

7. Там же.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Н. А. Соболева, В. Р. Гилль, Л. Т. Майорова,

В. Б. Антипин

Целью исследования является изучение особенностей агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в возрасте 1822 лет. Для исследования форм агрессии использованы опросник Басса-Дарки и методика Ассингера. В эксперименте приняли участие студенты ОмЮИ, ОмА МВД России, СибГУФК. Полученные данные представляют интерес для тренеров-преподавателей по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: агрессия, поведение, студенты, спортсмены, не спортсмены, возраст, враждебность, общество.

Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающей молодежи. Среди них особенно видны не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность молодых людей. Эти проблемы затрагивают общество в целом, вызывают как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. В этой связи актуализируются задачи изучения агрессивности молодых людей студенческого возраста.

Исследований, посвященных этой проблеме в целом в отечественной психологии, проведено недостаточно, отдельные аспекты агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ [1-8].

В данном исследовании мы рассматриваем агрессивность как особое личностное, психическое свойство, черту характера. Под агрессией следует понимать какое-либо конкретное физическое, вербальное, поведенческое действие, обычно определенное агрессивностью (личностным свойством) соответствующего субъекта, или ситуационными факторами. Агрессия обычно трактуется как неадекватное, деструктивное поведение по отношению к другим людям, что входит в противоречие с ожидаемыми общепринятыми нормами в обществе. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до деструктивных форм поведения [9].

Решение воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки студентов является обязательным требованием. Это относится к студентам различных специальностей любого возраста и разных социальных групп. Невыполнение данного требования порождает отстранение от норм общечеловеческой этики, а иногда влечет криминал.

Одним из путей предотвращения этого, по нашему мнению, являются занятия физической культурой и спортом. Потенциальные возможности для формиро-

вания и развития положительных свойств и качеств человека средствами физической культуры и спорта бесспорны и очевидны.

Агрессия весьма определенно проявляется в различных видах спорта. Но представляет ли агрессивность свойство, характерное именно для спортсменов? Тем более, очень важно различать агрессивность в быту, на службе, в семье и, например, агрессивность боксеров на спортивном ринге. Действительно ли спортсмены агрессивнее не спортсменов? И каковы виды агрессии, рассматриваемые нами?

Целью нашего исследования было изучить особенности агрессии и проявления агрессивности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень и особенности проявления агрессии, ее виды и особенности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

2. Выявить особенности агрессивности юношей и девушек.

3. Изучить агрессивность студентов в зависимости от социального статуса семьи.

Исследование проводилось на базе Омского юридического института и Омской академии МВД России и Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск). В эксперименте приняли участие студенты с 1 по 4 курсы в возрасте 18-22 лет. Испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли студенты Омского юридического института и Омской академии Министерства внутренних дел РФ. Вторую группу составили студенты СибГУФК, занимающиеся единоборствами (бокс, фехтование, борьба).

Для изучения агрессивности студентов была применена методика Басса-Дарки. Данный опросник позволяет выявлять различные формы агрессивных и враждебных реакций, от физической (прямое нападение) до косвенной - вербальной агрессии. В этот ряд вошли также

склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, угрызения совести, чувство вины.

Физическая, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Результаты исследования агрессии у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, позволили определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения и средние показатели агрессивности и враждебности (табл. 1).

Из полученных данных видно, что все показатели, характеризующие студентов, не занимающихся спортом, выше показателей признаков в группе спортсменов. Различия достигают достоверно значимых величин (р < 0,05), за исключением признака подозрительности.

Анализ показателей индексов агрессивных реакций и враждебности у испытуемых выявил, что показатели этих индексов у студентов, не занимающихся и занимающихся спортом, находятся в пределах нормы. У не спортсменов он равен 19,05, а у спортсменов - 15,96.

В то же время было выявлено, что индекс враждебности у не спортсменов выше нормы и равен 10,86. У спортсменов этот показатель равен 9,00, что считается нормой. Различия в показателях индекса враждебности достигают достоверно значимых величин (р < 0,05) (табл. 2).

Это говорит о том, что люди, занимающиеся спортом, эмоционально более устойчивы (так как в период тренировок и особенно соревнований им приходится испытывать сильное психоэмоциональное напряжение, которое в большинстве своем они преодолевают при помощи различного рода методик). Они сдержанны, так как любой вид спорта ограничен рамками правил, переступить которые нельзя, а все это сопровождается соблюдением принципов спортивной этики. Спортсмены не эгоистичны по отношению к другим, их деятельность проходит в коллективе и зачастую зависит от

Таблица 1

Сравнительные данные форм агрессин у спортсменов и не спортсменов (х ± т), балл

Вид агрессии Не спортсмены Спортсмены р

Физическая 5,03 + 0,14 4,50 + 0,38 < 0,05

Косвенная 4,92 + 0,11 3,57 + 0,33 < 0,05

Вербальная 8,46 + 0,16 7,38 + 0,33 < 0,05

Негативизм 3,18 + 0,28 2,42 + 0,25 < 0,05

Чувство вины 6,39 + 0,16 5,80 + 0,40 < 0,05

Раздражение 6,07 + 0,45 3,92 + 0,39 < 0,05

Обида 4,29 + 0,13 3,34 + 0,37 < 0,05

Подозрительность 6,47 + 0,15 7,80 + 0,39 > 0,05

Среднее значение 5,38 + 0,20 4,47 + 0,36 < 0,05

Таблица 2

Показатели суммарных индексов агрессивных реакций и враждебности у студентов, занимающихся

и не занимающихся спортом (х ± т), балл

Индекс Не спортсмены Спортсмены р

Агрессивность 19,05 + 0,32 15,96 + 0,82 < 0,05

Враждебность 10,86 + 0,22 9,00 + 0,60 < 0,05

него, каждый спортсмен - часть коллектива. Все это накладывает свой отпечаток на поведение в обществе в целом и свидетельствует о том, что спортсмены в большей степени благосклонны к окружающему миру.

В этой связи мы полагаем, что занятия спортом позволяют студентам переключить свою агрессию на тренировки и соревнования, а также получить позитивные переживания в связи с достижением результатов, в некоторой степени получить также позитивные педагогические воздействия от своих тренеров. Студенты, не занимающиеся спортом, этой возможности не имеют и в большинстве своем с агрессией, иногда прямо просматривающейся как отклонение, пытаются справиться самостоятельно либо сдерживая негативные чувства в себе, либо «выплескивая» их на окружающих.

Для получения достоверных данных об агрессии и агрессивности мы в ходе исследования применили также методику Ассингера. Целью обследования по данной методике студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, стала оценка их общей агрессивности, без дифференцирования по видам агрессии. Результаты повторили сведения об общей агрессивности, полученные в предшествующем исследовании.

Агрессивность студентов, занимающихся спортом, выразилась, по Ассингеру, 37,3 ± 0,58 очками, что соответствует критерию умеренной агрессивности. Результаты опроса студентов, не занимающихся спортом, были равны 40,6 ± 0,93 очка, что также соответствует умеренной агрессивности, но выше, чем у студентов-спортсме-нов на статистически значимом уровне (р < 0,05). Это укрепило нас во мнении, что занятия спортом, даже такими видами спорта, как единоборства (в нашем слу-

чае: бокс, фехтование, борьба), могут способствовать снижению общей агрессивности.

Сравнительный анализ полученных в ходе исследования данных, определяющих уровень агрессии (по ее видам) у студентов Омского юридического института и Омской академии МВД России показал, что такой вид агрессии, как подозрительность, на достоверно значимом уровне (р < 0,05) в большей степени выражен у студентов академии (7,36) (табл. 3). Мы полагаем, что данная характеристика связана с выбором предстоящей деятельности либо может проявляться в процессе обучения в качестве необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности. Между остальными показателями агрессии достоверных различий не обнаружено.

В результате исследования было выявлено, что проявление физической агрессии у юношей выше, чем у девушек (р < 0,05). Видимо, это определяется физическим превосходством юношей, их большей уверенностью в собственных силах. В группе девушек выявлены более высокие показатели по проявлению таких форм агрессии, как чувство вины (6,84) и обида (4,62), чем у юношей (р < 0,05). Важно отметить, что индекс враждебности у девушек Омского юридического института превышает норму (11,04), в то время как у юношей данный показатель находится в ее пределах (9,52) (табл. 4).

Анализ полученных данных позволяет отметить влияние социального статуса семьи на характер и уровень агрессивности студентов (табл. 5). Так, установлено, что уровень вербальной формы агрессивного поведения наиболее выражен у студентов из рабочей среды и среды коммерсантов (8,18; 8,57 баллов соответственно) по отношению к студентам из среды интеллигенции (5,4 балла).

Таблица 3

Показатели агрессии у обучающихся в Омском юридическом институте и Омской академии МВД России (х ± т), балл

Вид агрессии Академия МВД Юридический институт р

Физическая 4,95 + 0,30 5,05 + 0,16 > 0,05

Косвенная 5,09 + 0,24 4,89 + 0,12 > 0,05

Вербальная 9,53 + 0,24 8,17 + 0,20 > 0,05

Негативизм 3,36 + 0,20 3,13 + 0,12 > 0,05

Чувства вины 6,24 + 0,33 6,42 + 0,19 > 0,05

Раздражение 5,70 + 0,31 5,38 + 0,18 > 0,05

Обида 4,00 + 0,50 4,36 + 0,15 > 0,05

Подозрительность 7,36 + 0,28 6,21 + 0,17 < 0,05

Индекс агрессивности 19,53 + 0,64 19,03 + 0,37 > 0,05

Индекс враждебности 11,59 + 0,50 10,65 + 0,24 > 0,05

Таблица 4

Сравнительные данные форм агрессии у девушек и юношей Омского юридического института (х ± т), балл

Вид агрессии Девушки Юноши р

Физическая 4,62 + 0,18 6,30 + 0,23 < 0,05

Косвенная 4,93 + 0,14 4,70 + 0,28 > 0,05

Вербальная 8,12 + 0,23 8,30 + 0,27 > 0,05

Негативизм 3,13 + 0,14 3,13 + 0,25 > 0,05

Чувство вины 6,84 + 0,18 5,22 + 0,46 < 0,05

Раздражение 5,53 + 0,21 4,94 + 0,36 > 0,05

Обида 4,62 + 0,18 3,63 + 0,21 < 0,05

Подозрительность 6,38 + 0,19 5,72 + 0,35 > 0,05

Индекс агрессивности 18,95 + 0,44 19,27 + 0,67 > 0,05

Индекс враждебности 11,04 + 0,29 9,52 + 0,41 < 0,05

Аналогичная картина наблюдается и в отношении такой формы проявления агрессивного поведения, как чувство вины. Вместе с тем студенты этих слоев населения менее раздражительны (5,41; 5,0 баллов соответственно), в то время как у студентов - выходцев из интеллигенции - показатель раздражения равен 6,4.

Следует отметить также, что индекс враждебности менее выражен у студентов, чьи родители занимаются коммерческой деятельностью. Видимо, это связано не только с материальным благосостоянием, но и с выработанным в этой среде стремлением избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

В ходе анализа результатов исследования выявлено следующее.

Общий уровень агрессивности студентов, не занимающихся спортом, несколько выше по отношению к студентам, занимающимся спортом, это подтверждается и показателем, определяющим индекс враждебности, который у студентов - не спортсменов выше нормы.

Многочисленные примеры влияния воспитания как на рост агрессивного поведения молодежи, так и на его коррекцию посредством занятий спортом дает современная практика.

Характерным признаком для юношей служит проявление физической формы агрессии, в то время как у девушек более выражены такие формы агрессии, как чувство вины и обида. Следует также сказать, что показатель индекса враждебности у девушек носит выраженный характер по отношению к юношам.

Имеются особенности в проявлении различных форм агрессии в зависимости от социального статуса семьи: студенты из семей рабочих и коммерсантов чаще прибегают к вербальной агрессии, у них также более выражено чувство вины, в то время как у студентов из среды интеллигенции данные показатели имеют более низкие значения. Менее выраженные показатели враждебности отмечены у студентов из среды коммерсантов.

Таблица 5

Зависимость проявления агрессии студентов от социального статуса семьи и среды воспитания (х ± т), балл

Вид агрессии Рабочие Интеллигенция Коммерсанты

Физическая 4,76 + 0,10 5,59 + 1,03 5,26 + 1,99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косвенная 4,80 + 0,15 4,62 + 0,85 5,00 + 1,91

Вербальная 8,18 + 0,18 5,40 + 1,00 8,57 + 3,24

Негативизм 3,10 + 0,12 3,37 + 0,62 3,23 + 0,38

Чувство вины 6,47 + 0,18 4,29 + 0,79 5,92 + 2,24

Раздражение 5,41 + 0,16 6,40 + 1,18 5,00 + 1,89

Обида 4,36 + 0,17 4,29 + 0,79 3,71 + 1,40

Подозрительность 6,66 + 0,17 6,62 + 1,23 5,76 + 2,18

Индекс агрессивности 18,76 + 3,36 19,55 + 3,63 19,21 + 7,27

Индекс враждебности 10,83 + 0,25 10,59 + 1,96 9,94 + 3,76

1. Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. С. 5-11.

2. Андреева Г М. Социальная психология. М., 1988. 429 с.

3. Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 20-27.

4. Колчина Л. П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1976. С. 45-64.

5. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131-137.

6. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Там же. 1972. № 6. С. 168-171.

7. Румянцева Т. Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982. 79 с.

8. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 82-86.

9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебное пособие. М., 1998. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.