ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 612.062
Лопсан АлдынайДанзын-ооловна
Аспирант кафедры анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
ДадаДолаана Чигир-ооловна
Аспирант кафедры анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, [email protected], Кызыл
Будук-оол Лариса Кара-Саловна
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности Тувинского zocydapcmeeHHOzoyHueepcumema,[email protected], Кызыл
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКИХ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Аннотация. В статье представлены психофизиологические и личностные характеристики тувинских юношей с различной физической активностью. Обследовано 59 человек 17-18-летнего возраста - спортсменов училища олимпийского резерва и учащихся строительного техникума, не занимающихся спортом. Показано, что у борцов выше скорость сенсомоторных реакций, неуравновешенность нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения, более высокие показатели интернальности и агрессивности. Волейболисты характеризуются более высокими показателями адаптации, самопринятия, эмоциональной комфортности, стремления к доминированию, но склонностью к физической агрессии при низком показателе косвенной агрессии, негативны, подозрительны, вербально агрессивны, менее раздражимы. У спортсменов отмечаются высокие показатели механической и образной памяти, социально-психологической адаптации, эмоциональной стабильности (низкий нейротизм) и низкая тревожность.
Ключевые слова: физическая активность, психофизиологические особенности, социально-психологическая адаптация, тревожность, агрессивность.
Lopsan Aldini Danzyn-oolovna
Postgraduate student of the Department of anatomy, physiology, life safety of the Tyva state University, [email protected], Kyzyl
Dada Dolana Chyhir-oolovna Postgraduate student of the Department of anatomy, physiology, life safety of the Tyva state University, [email protected], Kyzyl
Buduk-ool Larisa Kara-Salovna
Doctor of biological Sciences, Professor of Department of anatomy, physiology, life safety of the Tyva state University, [email protected], Kyzyl
PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PERSONAL FEATURES TUVINIAN BOYS WITH DIFFERENT PHYSICAL ACTIVITY
Abstract. The article presents psychophysiological and personal characteristics Tuvinian boys with various physical activity. It is shown that the wrestlers higher speed sensory reactions, the unbalance of nervous processes with predominance of excitation process, higher rates of internality and aggression. Volleyball players are characterized by higher rates of adaptation of self-acceptance, emotional comfort, the desire to dominate, but the tendency towards physical aggression at low rate of indirect aggression, negative, suspicious, verbally aggressive, less irritable.
Keywords: integration of pedagogical approaches, a continuous pedagogical education, culture of creative self-realizations of the person.
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
Период обучения в средних специальных учебных заведениях является важным этапом в развитии познавательных процессов, при котором возможно улучшение некоторых психофизиологических функций, таких как внимание, память и мышление, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности. В исследовании Л. Н. Барыбиной, Ж. Л. Козиной (2010) отмечается, что на показатели психофизиологических возможностей обучающихся оказывает влияние вид двигательной активности. Определение того или иного вида спорта, которое сознательно осуществляет обучающийся, является началом осмысленного выбора форм двигательной активности, удовлетворяющих индивидуальным физическим и психологическим потребностям [1]. Особенно у спортсменов под влиянием различной степени тренированности психофизиологические индивидуальные характеристики могут изменяться, поэтому необходимо формирование такого психофизиологического состояния, при котором наиболее полно реализуются его физические и технические возможности. Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации. При этом спортивная деятельность молодого человека сопровождается регулярными интенсивными физическими нагрузками и эмоциональными переживаниями [2]. В формировании синдрома психоэмоционального напряжения ведущее место занимает тревожность, и понимается она как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с негативным предчувствием. Принято различать тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту характера (личностная тревожность), индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги [3; 4; 5]. Тревожность может либо активизировать поведение, либо оказывать дезорганизующее воздействие, снижая результативность деятельности.
Согласно вышесказанному, исследование психофизиологического состояния и личностных особенностей обучающихся,
занимающихся и не занимающихся спортом, в процессе их учебно-познавательной деятельности в ссузе является актуальным, что и делает необходимым изучение их у тувинских юношей с различной физической активностью.
Цель исследования - изучить нейроди-намические, психофизиологические и личностные особенности тувинских юношей с различной физической активностью в процессе обучения.
Материалы и методы исследования. Было обследовано 59 тувинских юношей в возрасте 17-18 лет - спортсменов училища олимпийского резерва, из них волейболистов - 13, борцов - 19 и обучающихся строительного техникума, не занимающихся спортом (КГ) - 27. Диагностика психофизиологических показателей обследуемых юношей проводилась по методике комплексной оценки физического и психического здоровья авторов Р. И. Айзмана, Н. И. Айзман, В. Б. Рубановича, А. В. Лебедева [1]. Программа исследования включала оценку скорости реагирования по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), реакции на движущийся объект (РДО), объема кратковременной памяти, концентрации внимания (по таблице Шульте-Платонова). Характерологические особенности обучающихся (экстраверсия-интроверсия и нейротизм) оценивали при помощи опросника Г. Ай-зенка. Социально-психологическую адаптацию оценивали по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. Для характеристики уровня реактивной и личностной тревожности использовали шкалу Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина. Уровень агрессивности и враждебности определяли при помощи теста-опросника Басса-Дарки. Все обследования проводили в мае в первой половине дня (с 9 до 12). Полученный материал статистически обработан с использованием пакета программ 81аЙ8Йса 6.0. Достоверность различий считалось при р<0,05. В таблицах абсолютные значения показателей представлены в виде средних (М) их статистических ощибок (±т).
Результаты и их обсуждение.
ПЗМР позволяет оценить силу и подвижность нервной системы (Таблица 1).
Укорочение времени ПЗМР у борцов указывает на то, что в ЦНС спортсменов по мере развития тренированности увеличивается
_EDUCATION. HEALTH. SAFETY_
Таблица 1 - Нейродинамические показатели обучающихся (M±m)
показатели волейболисты борцы КГ
ПЗМР (среднее время реакции), мсек 284,2±22,6* 234,7±8,5 264,9±26,9
ПЗМР (кол-во ошибок) 1,7±0,6 0,8±0,4 1,3±0,4
РДО (совпадения) 0,8±0,3 0,4±0,1+ 1,2±0,2
РДО (опережения) 206,6±32,5* 741,1±194,4 830,1±210,0
РДО (запаздывания) 410,0±117,7 419,6±76,9 338,7±83,9
Примечание: в дайной и последующих таблицах достоверные различия отмечены: * - мевду волейболистами и борцами, Л - волейболистами и КГ, + - борцами и КГ.
скорость протекания и подвижность нервных процессов, повышается возбудимость и лабильность мышечного аппарата, что позволяет говорить об улучшении показателя качества быстроты, что и способствует ускорению моторных актов [6]. Таким образом, у борцов более высокая скорость сенсомо-торной реакции, что свидетельствует о более высокой скорости проведения возбуждения по рефлекторной дуге и, как следствие, более высокой реактивности организма на нагрузки [7].
РДО отражает основные нервные процессы в коре головного мозга - возбуждение и торможение, их лабильность, подвижность и уравновешенность; определяет уравновешенность нервных процессов, т.е. степень сбалансированности процессов возбуждения и торможения по силе. У волейболистов по результатам анализа, число запаздываний превышает число опережений, что свидетельствует о неуравновешенности с преобладанием процесса торможения. Число опережений превышает число запаздываний в КГ и у борцов, что диагностируется как неуравновешенность нервных процессов с преобладанием процесса возбуждения и свидетельствует об импульсивности, несдержанности, низком уровне самоконтроля и контроля над ситуацией в условиях повышенного напряжения [8].
Наряду с нейродинамическими показателями важно проанализировать память и внимание (Таблица 2).
По показателям объема механической
и образной памяти спортсмены достоверно отличаются от обучающихся КГ. У обучающихся строительного техникума лучше механическая, волейболистов - смысловая и образная виды памяти.
По концентрации внимания достоверных различий не имеется. Причиной снижения концентрации внимания, так же, как и увеличения времени ПЗМР у КГ, может являться низкая двигательная активность и высокие умственные нагрузки.
Физическая активность обуславливает повышенные требования к динамическим особенностям психики обучающихся. В связи с этим знание и учет свойств темперамента приобретает существенное практическое значение. В качестве типологических особенностей рассматривались такие показатели, как экстраверсия и нейротизм, на основании которых определялся тип темперамента по модели Г. Айзенка. По результатам исследования личностных характеристик показано, что волейболисты являются амбивертами (11,7 баллов), борцы и КГ относятся к потенциальным интравертам (10,5 и 10,6 баллов соответственно) (Таблица 3). При этом у спортсменов отмечается высокая эмоциональная стабильность (низкий нейротизм). Такому типу личности в целом присущи хорошая приспособляемость к среде, терпимость и уверенность в себе.
При изучении социально-психологической адаптации обучающихся сузов выявлено, что по показателям адаптации, самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта,
Таблица 2 - Психофизиологические показатели обучающихся (М±т)
показатели волейболисты борцы КГ
Объем механической памяти, балл 3,1±0,3Л 3,7±0,4+ 6,8±0,6
Объем смысловой памяти, балл 35,3±0,7 5,4±0,6 6,5±0,5
Объем образной памяти, балл 8,2±0,3Л 7,6±0,4+ 4,6±0,1
Концентрация внимания, сек 71,4±8,3 74,3±8,7 76,9±8,1
_ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ_
Таблица 3 - Личностные характеристики обучающихся (М±т) (по Г. Айзенку)
личностные характеристики волейболисты борцы КГ
экстраверсия-интроверсия 11,7±0,7 10,5±0,9 10,6±0,4
нейротизм 10,9±1,0 10,7±1,1 13,0±0,9
интернальности и стремления к доминированию достоверно более высокие показатели у борцов по сравнению с КГ (Таблица 4).
У волейболистов по сравнению с КГ достоверно более высокие показатели адаптации, самопринятия и эмоциональной комфортности. Борцы, по отношению и к КГ, и волейболистам, имеют достоверно более высокий показатель по параметру интернальности. По Л. А. Гиренко с сотр. [9] интерналы меньше подчиняются давлению других, внешнему социальному контролю, обычно более осведомлены о ситуации, более ответственно относятся к своему здоровью, менее подвержены стрессу в экстремальных условиях при социальном давлении.
Анализ уровня тревожности показал, что он у обеих групп спортсменов характеризуется как низкий, а у КГ - умеренный (Таблица 5). Это подтверждает, что в таких видах спорта, как волейбол и вольная борьба, где требуется проявление выносливости и силы, тревожность снижается [3].
Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляющаяся в предпочтении агрессивных форм поведения (Реан A.A., 1996); адекватными диагностическими показателями агрессивности являются: физическая, косвенная, вербальная формы агрессии,
а также эмоциональные переживания, характерные для агрессии: раздражение, негативизм, обида, подозрительность, враждебность и чувство вины (Buss A., 1961) [Приводится по: 10].
По сравнению с борцами и лицами из контрольной группы, волейболисты более склонны к физической агрессии при низком показателе косвенной агрессии; у них меньшие показатели раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии (Таблица 6). Это может объясняться спецификой волейбола, характеризующейся очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью, способностью оценки принимаемых решений и умением корректировать свои действия по ходу игры.
Достоверно выше показатели косвенной агрессии, раздражения, подозрительности у КГ по сравнению с волейболистами. Чувство вины значительно отличается у борцов, у них средние показатели раздражения.
Сравнительный анализ индексов враждебности и агрессивности свидетельствует о том, что у спортсменов показатели меньшие, чем у их сверстников, не занимающихся спортом (КГ) (Таблица 7).
Выводы. Психофизиологические особен-
Таблица 4 - Показатели социально-психологической адаптации обучающихся (M±m) (по К. Роджерсу и Р. Даймонду)
показатели, балл волейболисты борцы КГ
адаптация 57,7±2,1л 60,1±1,4+ 50,1±0,5
самопринятие 72,2±2,8Л 69,8±1,2+ 59,5±4,4
принятие других 53,4±4,4 59,8±3,9+ 51,5±1,4
эмоциональный комфорт 58,3±2,4л 61,7±2,7+ 49,7±1,6
интернально сть 59,2±3,1* 69,6±1,8+ 55,5±1,4
стремление к доминированию 56,0±5,2 50,1±3,6 53,2±1,8
Таблица 5 - Средние значения тревожности обучающихся (M±m) (по Ч.Д. Спилбергеру-Ю.Л. Ханину)
показатели, балл волейболисты борцы КГ
реактивная тревожность 26,8±1,3Л 27,2±0,9+ 34,2±1,1
личностная тревожность 39,3±1,4л 41,4±0,9+ 45,6±0,8
EDUCATION. HEALTH. SAFETY
Таблица 6 - Средние значения показателей агрессивности обучающихся (M±m) (по Басса-Дарки)
показатели, балл волейболисты борцы КГ
физическая агрессия 5,7±0,5 4,9±0,4 5,3±0,3
косвенная агрессия 2,5±0,2Л 3,4±0,4 4,1±0,4
раздражение 3,8±0,4Л 4,1±0,4+ 5,6±0,4
негативизм 2,3±0,3 2,4±0,3 2,4±0,2
обида 3,5±0,5 3,2±0,4 4,1±0,4
подозрительность 5,0±0,4Л 5,8±0,5 6,5±0,3
вербальная агрессия 4,5±0,6Л 6,1±0,5 6,8±0,3
чувство вины 5,5±0,5 6,5±0,5+ 4,8±0,4
Таблица 7 - Средние значения индексов враждебности и агрессивности обучающихся (М±т) (по Басса-Дарки)
индексы, балл волейболисты борцы КГ
враждебности 8,5±0,8Л 9,0±0,8 10,7±0,5
агрессивности 13,9±0,9Л 15,2±1,2+ 17,8±0,6
ности и личностные характеристики тувинских юношей различаются в зависимости физической активности. Проведенное исследование показало, что характерными отличительными признаками обучающихся, занимающихся спортом, являются большой объем механической и образной памяти, более высокий уровень социально-психологической адаптации, эмоциональная стабильность (низкий нейротизм) и низкая тревожность по сравнению со сверстниками, не занимающимися спортом. Также вид спорта может определять различия в психофизиологических и личностных особенностях: у борцов более высокие показатели скорости сенсомоторной реакции, механической памяти, концентрации внимания, адаптации, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, тревожности, косвенной агрессии, раздражения, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, враждебности, агрессивности, они относятся к потенциальным интровертам; у волейболистов более высокие показатели самопринятия, стремления к доминированию, физической агрессии, обиды, негативизма, смысловой и образной памяти, являются амбивертами.
Библиографический список
1. Айзман Р.И., Лебедев A.B., Айзман Н.И., Ру-банович В.Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 244-251.
2. Барыбина Л. Н., Козина Ж. Л. Характери-
стика психофизиологических показателей студентов различных спортивных специализаций // Физическое воспитание студентов. - 2010. -№ 4. - С. 6-11.
3. Гиренко Л. А., Головин М. С., Айзман Р. И. Психофизиологические показатели здоровья «лыжников-гонщиков» пубертатного возраста // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 9. - С. 97-103.
4. Гурин В. В. Проблема тревожности как эмоционального переживания, влияющего на физическую деятельность спортсмена // Вестник МГТУ - 2009. - № 2. - С. 100-102.
5. КутергинН. Б., РябушенкоА. А., Горбатен-коА. В. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 1. - С.70-74.
6. МантроваИ. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. - Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. - 216 с.
7. Маръясова Д.А., Линде Е.В., Орджоникидзе З.Г. Психофизиологическая оценка состояния спортсменов-паралимпийцев // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2011. -№ 10(94). - С. 27-31.
8. СандомирскийМ. Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осуждённых. - Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001. - 88 с.
9. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 232 с.
10. Шарова П. В., Абызова Т. В., Шаров А. В. Уровень здоровья студентов с различным режимом двигательной активности // Вестник ЮУр-ГУ - 2010. - № 6. - С. 127-131.
11. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P.T.P.Wong, P.S.Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2008. - P. 1-25.