Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям'

Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / DEPENDENCE / PSYCHOPHYSIOLOGY / AGGRESSIVENESS / STRESS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Алексей Владимирович, Ильиных Екатерина Ивановна, Айзман Нина Игоревна

Авторами проведено исследование психофизиологических особенностей студенток первого курса, проанализированы показатели склонности девушек к алкогольной и табачной зависимостям. С помощью компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» анализировался ряд психологических показателей: социально-психологическая адаптация (по А. К. Осницкому), склонность к различным зависимостям (по Г. В. Лозовой), уровень реактивной и личностной тревожности (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину), уровень стрессоустойчивости, состояние агрессии (по Басса-Дарки), мотивация к успеху (по Т. Элерсу); ряд психофизиологических показателей: образная память, концентрация внимания, скорость сенсомоторных реакций (по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на световой раздражитель в режиме определения реакции правой или левой руки на каждый раздражитель). Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни. Установлено, что для девушек, склонных к алкогольной зависимости, характерен определенный психофизиологический «портрет»: высокие параметры эмоционального комфорта, стремление к доминированию, агрессивность при низкой стрессоустойчивости и концентрации внимания. Девушки, склонные к табачной зависимости, имеют высокие показатели самопринятия, эмоционального комфорта, образной памяти, агрессивности при низкой стрессоустойчивости. Выявленные психологические и психофизиологические особенности необходимо учитывать в профилактической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедев Алексей Владимирович, Ильиных Екатерина Ивановна, Айзман Нина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological features of young women with a penchant for alcohol and tobacco dependencies

A study of psychophysiological features of the first year students prone to alcoholic and tobacco dependences was performed. The study involved 79 young women of 18-20 years studying at different faculties of the university. With the help of a computer program "Evaluation of social and psychological adjustment and personal potential of students" were analyzed a number of psychological parameters: psychosocial adaptation (Osnitsky AK), a tendency to various dependencies (Lozovoi GV), the level of reactive and personal anxiety (Spielberger BH, Khanin LE.), the level of stress, the state of aggression (Bass-Darky), motivation for success (T. Ehlers); psychophysiological indicators: shaped memory, attention concentration, speed of sensomotor reactions (by a simple hand-eye reaction to a visual stimulus in the regime of determining the reaction of the right or left hand).The results were analized by methods of variation statistics using a nonparametric test for independent samples Wilcoxon-Mann-Whitney test. It was found that for students of the 1 course prone to alcohol and tobacco dependences is characterized by a certain psychophysiological "portrait". Women are prone to alcohol abuse characterized by high performance of emotional comfort, striving for dominance, aggressiveness and low stress concentration. Women are prone to tobacco addiction had high levels of self-acceptance, emotional comfort, image memory, aggression at low stress. Thus, the young women with a propensity to alcohol and tobacco dependences have psychological and physiological characteristics that must be considered in the prevention work.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям»

4(26)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© А. В. Лебедев, Е. И. Ильиных, Н. И. Айзман

DOI: 10.15293/2226-3365.1504.05

УДК 612.821 + 159.9 + 378 + 316.6

психофизиологические особенности девушек со склонностью

V V

к алкогольной и табачной зависимостям*

А. В. Лебедев, Е. И. Ильиных, Н. И. Айзман (Новосибирск, Россия)

Авторами проведено исследование психофизиологических особенностей студенток первого курса, проанализированы показатели склонности девушек к алкогольной и табачной зависимостям. С помощью компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» анализировался ряд психологических показателей: социально-психологическая адаптация (по А. К. Осницкому), склонность к различным зависимостям (по Г. В. Лозовой), уровень реактивной и личностной тревожности (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину), уровень стрессоустойчивости, состояние агрессии (по Басса-Дарки), мотивация к успеху (по Т. Элерсу); ряд психофизиологических показателей: образная память, концентрация внимания, скорость сенсомо-торных реакций (по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на световой раздражитель в режиме определения реакции правой или левой руки на каждый раздражитель).

Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни. Установлено, что для девушек, склонных к алкогольной зависимости, характерен определенный психофизиологический «портрет»: высокие параметры эмоционального комфорта, стремление к доминированию, агрессивность при низкой стрессоустойчивости и концентрации внимания. Девушки, склонные к табачной зависимости, имеют высокие показатели самопринятия, эмоционального комфорта, образной памяти, агрессивности при низкой стрессоустойчивости. Выявленные психологические и психофизиологические особенности необходимо учитывать в профилактической работе.

Ключевые слова: зависимость, психофизиология, агрессивность, стрессоустойчивость, адаптация.

* Подготовлено и издано в рамках реализации Государственного задания № 2014/366 на выполнение НИР «Здоровье и безопасность в системе образования»

Лебедев Алексей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Ильиных Екатерина Ивановна - студентка 4 курса, Институт естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Айзман Нина Игоревна -кандидат психологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, психолог, врач-психотерапевт, директор Центра практической психологии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected] © 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

50

4(26)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Проблема курения и алкоголизма в современном мире является одной из самых острых, представляя опасность не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то она несет опасность для здоровья нации [2; 6; 10]. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в России, кризис духовных ценностей и кризис семьи - все эти факторы, безусловно, оказывают давление на молодых людей и способствуют формированию аддиктивного поведения [2-3; 5]. В настоящее время уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека [9; 11; 14; 16]. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.), вызывая зависимости [12; 15]. Зависимости похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний [6; 11; 13].

В литературе отсутствует представление о психофизиологических особенностях студенток первого курса, имеющих склонность к алкогольной и табачной зависимостям. Восполнение этого пробела стало целью нашей работы.

Цель работы - исследовать психофизиологические особенности студенток первого курса НГПУ, определить показатели склонности девушек к алкогольной и табачной зависимостям.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Выявить распространение студенток первого курса НГПУ, склонных к алкогольной и табачной зависимостям.

2. Изучить психологические и психофизиологические особенности студенток первого курса НГПУ, склонных к алкогольной и табачной зависимостям.

3. Выявить различия в психофизиологических и психологических параметрах между группами, имеющими склонность к алкогольной и табачной зависимостям.

Методы и организация исследования

Исходя из цели работы, было проведено исследование психологических и психофизиологических особенностей и аддикций студенток 18-20 лет. Исследование проводилось на базе Новосибирского государственного педагогического университета. В ходе работы с 2013 г. по 2014 г. было обследовано 79 девушек первого курса в возрасте 18-20 лет, обучающихся на разных факультетах вуза (ИРСО, ИФМИЭО, ИД, ИФМИП, ФИЯ). Все обследованные были практически здоровыми (относились к 1-11 группам здоровья) и на момент исследования не имели острых заболеваний. Обследование проводилось в первой половине дня (с 9 до 12 часов).

Исследование психологических и психофизиологических особенностей проводилось с помощью компьютерной программы «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» [1; 4; 7]. Анализировался ряд параметров:

1. Методы исследования психологических показателей

Оценивали социально-психологическую адаптацию (по А. К. Осницкому), диагностировали склонность к различным зависимостям (по Г. В. Лозовой), уровень реактивной и личностной тревожности (по Ч. Д. Спилбергеру,

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

51

4(26)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Ю. Л. Ханину), определяли уровень стрессо-устойчивости [8], состояние агрессии (по Бас-са-Дарки), мотивацию к успеху (по Т. Элерсу).

2. Методы исследования психофизиологических показателей

Оценивали образную память, концентрацию внимания, скорость сенсомоторных реакций (по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) на световой раздражитель в режиме определения реакции правой или левой руки на каждый раздражитель).

Полученные результаты обработаны методами вариационной статистики с применением непараметрического критерия для независимых выборок Вилкоксона-Манна-Уитни и считались достоверными прир < 0,05.

Результаты и их обсуждение

Психологические особенности студенток, имеющих склонность к алкогольной и табачной зависимостям. На первом этапе мы выявили распространение студенток первого курса, склонных к алкогольной и табачной зависимостям, по методике Г. В. Лозовой. Девушек разделили на две группы: имеющих склонность к алкогольной и табачной зависимостям. Оказалось, что к алкогольной зависимости склонны 29,2 %, табачной - 7,5 % исследуемых студенток.

На следующем этапе мы оценили психологические особенности девушек первого курса, склонных к алкогольной и табачной зависимостям.

Таблица 1

Показатели социально-психологической адаптации студенток 18-20 лет

Показатели Алкогольная зависимость Табачная зависимость Не имеющие склонности к зависимостям Достоверность

Адаптация 65,7 ± 2 67,2 ± 10,5 66,2 ± 1,2 -

Самопринятие 80,1 ± 2,1 92,9 ± 4,7 78,5 ± 1 * ###

Принятие других 67,6 ± 2,4 65,9 ± 12,2 66,5 ± 1,5 -

Эмоциональный комфорт 73,1 ± 3,6 79,2 ± 5,7 64,3 ± 1,5 *

Интернальность 65,2 ± 1,9 66,2 ± 0,6 67,4 ± 1,3 -

Стремление к доминированию 66,1 ± 2,7 64,5 ± 1,6 59 ± 1,8 *

Примечание. Здесь и в последующих таблицах: * - достоверные различия между девушками, имеющими склонность к алкогольной и табачной зависимостям и не имеющими таковых: * -р < 0,05;** -р < 0,01;*** -р < 0,001; # - достоверные различия между девушками, имеющими склонность к табачной и алкогольной зависимостям: # -р < 0,05; ## - р < 0,01; ### - р < 0,001

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

4(26)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

Анализ теста социально-психологической адаптации (табл. 1) показал, что по ряду параметров: адаптация, принятия других, ин-тернальность - уровень был в норме и не отличался между исследуемыми группами, в то же время уровень самопринятия у девушек со склонностью к табачной зависимости был выше, чем у не имеющих таковой; уровень эмоционального комфорта, как у девушек со склонностью к алкогольной, так и к табачной зависимости - выше среднего; уровень стремления к доминированию у девушек со склонностью к алкогольной зависимостью был выше среднего.

Показатели психологических

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что люди, склонные к зависимому поведению, имеют определенные психологические проблемы и трудности, которые пытаются компенсировать через аддик-ции, стремятся к самореализации, эмоциональному комфорту и пытаются больше выделиться в группе.

Уровень реактивной тревожности у студенток относится к низкому, а личностной тревожности - к среднему уровню, что соответствует норме (табл. 2). Достоверных отличий между группами со склонностью к зависимостям не установлено.

Таблица 2

особенностей студенток

Показатели Алкогольная зависимость Табачная зависимость Не имеющие склонности к зависимостям Достоверность

Реактивная тревожность 24 ± 1,6 21,5 ± 0,3 23,5 ± 0,9 -

Личностная тревожность 42,3 ± 1,3 40,3 ± 0,2 41,5 ± 0,9 -

Стрессоустойчивость 43,2 ± 0,8 45,5 ± 0,3 38,8 ± 0,7 **

Индекс агрессивности 18,5 ± 0,7 19,8 ± 3,8 14,9 ± 0,5 **

Индекс враждебности 9,9 ± 0,5 8,4 ± 1,4 10 ± 0,3 —

Мотивация к успеху 18,3 ± 0,6 19,8 ± 1,4 18,4 ± 0,3 —

Стрессоустойчивость является важной характеристикой адаптации организма к различным экстремальным ситуациям. Стресс негативно влияет на здоровье человека, ощущение благополучия, удовлетворенность жизнью. Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности [8].

При оценке стрессоустойчивости у обследуемых групп выяснилось (табл. 2), что у

© 2011-2015 Вестник НГПУ

девушек, склонных к алкогольной и табачной зависимостям, уровень стрессоустойчи-вости ниже, чем у не имеющих таких склонностей.

При оценке состояния агрессии по Басса-Дарки (табл. 2) выявлено, что у девушек, склонных к табачной и алкогольной зависимостям, уровень агрессии значительно выше, чем у студенток, не имеющих склонности. Возможно, это связано с высокой конкуренцией между девушками педагогического вуза, где они численно превосходят юношей.

Все права защищены

4(26)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

При диагностики мотивации к успеху (табл. 2) выявлено, что у девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям умеренно высокий уровень мотивации.

В целом, анализируя психологический статус девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям, можно сделать вывод, что для той и другой группы характерны: высокий уровень агрессивности при низкой стрессоустойчивости, стремление к эмоциональному комфорту при умеренной мотивации к успеху, чем у девушек, не имеющих таких зависимостей.

Психофизиологические особенности девушек 18-20 лет со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям. На следующем этапе, мы провели обследование психофизиологических особенностей студенток первого курса, анализируя показатели склонности девушек к алкогольной и табачной зависимостям.

Значимые различия прослеживались в отношении образной памяти (табл. 3): у студенток, имеющих склонность к табачной зависимости, образная память была достоверно выше, чем у студенток со склонностью к алкогольной зависимости и не имеющих таковых.

Таблица 3

Показатели психофизиологических особенностей студенток

Показатели Алкогольная зависимость Табачная зависимость Не имеющие склонности к зависимостям Достоверность

Объем образной памяти, балл 8,4 ± 0,1 9,1 ± 0,3 8,3 ± 0,1 *** #

Скорость переключения внимания, сек. 56,1 ± 3,5 58,8 ± 18,1 53,9 ± 2,2 *

ПЗМР, мсек 237,6 ± 8,3 217,5 ± 31,1 224,6 ± 5,2 -

Концентрация внимания (табл. 3) у девушек, склонных к алкогольной зависимости, была ниже, чем у не имеющих данную склонность. Время простой сенсомоторной реакции является адекватным показателем функционального состояния нервной системы, а также интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги [5]. Среди исследуемых девушек латентное время реакции не отличалось и находилось в норме (табл. 3). При проведение теста реакции на движущийся объект (РДО), достоверных различий не установлено.

Проведенное исследование психофизиологических параметров девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям

позволяет говорить о наличии различий между группами. Так, уровень образной памяти у девушек со склонностью к табачной зависимости выше, а скорость переключения внимания у девушек со склонностью к алкогольной зависимости ниже, чем у не имеющих данных склонностей. Скорость сенсомотор-ных реакций между исследуемыми группами не отличалась.

В итоге, можно констатировать, что у девушек, имеющих склонность к алкогольной и табачной зависимостям, имеются психологические и психофизиологические особенности, которые необходимо учитывать в профилактической работе.

© 2011-2015 Вестник НГПУ

Все права защищены

54

4(26)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

курса) распределяются по склонности к алкогольной и табачной зависимостям следующим образом: к алкогольной зависимости - 29,2 %, к табачной - 7,5 % исследуемых студенток.

1. Для девушек, склонных к алкогольной зави-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Девушки 18-20 лет (студентки первого

2. Для девушек, склонных к табачной зависимости, характерны следующие психологические и психофизиологические особенности: высокие показатели самопринятия, эмоционального комфорта, образной памяти, агрессивности при низкой стрессо-устойчивости.

симости, характерны следующие психологические и психофизиологические особенности: высокие параметры эмоционального комфорта, стремления к доминированию, агрессивности при низкой стрессоустойчи-вости и концентрации внимания.

3. Девушки, имеющие склонность к табачной зависимости, отличались высоким уровнем принятия себя и образной памяти, при низком уровне доминирования от группы, имеющих склонность к алкогольной зависимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений: метод. пособ. - Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2009. - 100 с.

2. Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособ. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. - 286 с.

3. Айзман Р. И. Здоровье и безопасность - ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 6 (18). - С. 48-52.

4. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: метод. пособ. - Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2013. - 40 с.

5. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 244-251.

6. Лебедев А. В., Галай И. А., Айзман Н. И., Айзман Р. И. Личностный потенциал студенток 1-го курса НГПУ // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 69-73.

7. Калиниченко О. Ю. Социальные факторы формирования зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте // Вестник новых медицинских технологий. - 2006. - Т. 13, № 1-2. - С. 188-190.

8. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от 11 апреля 2013 г. (г. Москва) / А.В. Лебедев, Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, В.Б. Рубанович

9. Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента. - Киев: Межрегиональная Академия управления персоналом, 2002. - 360 с.

10. Пакина А. Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 257 с.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

55

4(26)2015

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

11. Ростовцева М. В. Формирование адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 5. -

С. 59-65.

12. Савельева Ж. В. Здоровье и болезнь в дискурсах масс-медиа // Человек в медицине: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию кончины святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Барнаул, 13 мая 2011 г. / под ред. Н. С. Тимченко, Е. В. Харченко. - Барнаул, 2011. - С. 94-96.

13. Сельченок К. В. Психология зависимости: хрестоматия. - Минск: Харвест, 2009. - 592 с.

14. Шепель Ю. В. Роль семьи и социума в процессе социально - психологической реабилитации // Ученые записки. Вопросы экономики, социологии и права. - 2006. - № 9. - С. 28-41.

15. Москвитин П. Н., Дорошенко Т. А., Карташова Е. В., Колыванова Н. Н., Райх В. В. Социальное партнерство в профилактике употребления школьниками психоактивных веществ. - Новокузнецк: ГОУ ДПО НГИУВ, Эгрегор, 2008. - С. 36-49.

16. Коваленко С. П. Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор, предшествующий наркотической зависимости // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и ребилитация: сб. матер. Росс. конф. - Иваново: Южный федеральный университет, 2005. - С. 77-82.

© 2011-2015 Вестник НГПУ Все права защищены

56

2015, Vol. 5, No. 4 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1504.05

Lebedev Alexey Vladimirovich, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Anatomy, Physiology and Safety of life, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: [email protected] Ivanovna Ilinykh Katherine, Student of the Institute of Natural and Socio-economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: [email protected] Aizman Nina Igorevna, Candidate of Phycology Sciences, Institute of Natural and Socio-economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

psychophysiological features of young women with a penchant for alcohol and tobacco dependencies

A study of psychophysiological features of the first year students prone to alcoholic and tobacco dependences was performed. The study involved 79 young women of 18-20 years studying at different faculties of the university. With the help ofa computer program "Evaluation ofsocial and psychological adjustment and personal potential ofstudents " were analyzed a number ofpsychological parameters: psychosocial adaptation (Osnitsky AK), a tendency to various dependencies (Lozovoi GV), the level of reactive and personal anxiety (Spielberger BH, Khanin LE.), the level of stress, the state of aggression (Bass-Darky), motivation for success (T. Ehlers); psychophysiological indicators: shaped memory, attention concentration, speed of sensomotor reactions (by a simple hand-eye reaction to a visual stimulus in the regime of determining the reaction of the right or left hand).The results were analized by methods of variation statistics using a nonparametric test for independent samples Wilcoxon-Mann-Whitney test. It was found that for students of the 1 course prone to alcohol and tobacco dependences is characterized by a certain psychophysiological "portrait". Women are prone to alcohol abuse characterized by high performance of emotional comfort, striving for dominance, aggressiveness and low stress concentration. Women are prone to tobacco addiction had high levels of self-acceptance, emotional comfort, image memory, aggression at low stress. Thus, the young women with a propensity to alcohol and tobacco dependences have psychological andphysio-logical characteristics that must be considered in the prevention work.

Keywords

dependence, psychophysiology, aggressiveness, stress, adaptation

1. Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I., Rubanovich V. B. Methodology of integrated assessment of physical and mental health, physical preparedness of students of higher and secondary professional educational institutions. Method. textbook. Novosibirsk, APF Novosibirsk Publ., 2009, 100 p. (In Russian)

Abstract

REFERENCES

© 2011-2015 Bulletin NSPU

All rights reserved

57

2015, Vol. 5, No. 4 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

2. Aizman R. I., Rubanovich V. B., Subotyalov M. A. Fundamentals of medical knowledge and healthy life. Novosibirsk, Siberian University Press Publ., 2010, 286 p. (In Russian)

3. Aizman R. I. Health and safety is the key goal of education in modern conditions. Healthsaving Education. 2011, no. 6 (18), pp. 48-52. (In Russian)

4. Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I. Method of assessment of socio-psychological adaptation and personal potential of students. Methodical textbook. Novosibirsk, APF Novosibirsk Publ., 2013, 40 p. (In Russian)

5. Aizman R. I., Lebedev A. V., Aizman N. I., Rubanovich V. B. Psychophysiological and personal characteristics of the first-year students of pedagogical higher education institution. Siberian Pedagogical Journal. 2013, no. 6, pp. 244-251. (In Russian)

6. Lebedev V. A., Galay I. A., Aizman N. I, Aizman R. I. Personal potential of students of the 1st course of NSPU. Siberian pedagogical magazine. 2015, no. 1, pp. 69-73. (In Russian)

7. Kalinichenko O. Yu. Social factors in the formation of addictive behavior in adolescence and young adulthood. Bulletin of new medical technologies. 2006, vol. 13, no. 1-2, pp. 188-190. (In Russian)

8. Lebedev A. V., Aizman R. I., Aizman N. I., Rubanovich V. B. Assessment of socio-psychological adaptation and personal potential of students. Certificate of state registration of computer program No. 2013615200 from April, 11, 2013. (In Russian)

9. Lukashevich N. P. Theory and practice of self-management. Kiev: interregional Academy of personnel management Publ., 2002, 360 p. (In Russian)

10. Pakina A. Yu. Person-oriented approach to prevention of addiction. Yearbook of the Russian psychological society. Materials of the III all-Russian Congress of psychologists. S. Petersburg, St. Petersburg University Publ., 2003, 257 p. (In Russian)

11. Rostovtsev M. V. Formation of adaptability as the relationship of the individual and society in the socialization process of students. Bulletin of Science and Education. 2009, no. 5, pp. 59-65. (In Russian)

12. Saveliev J. V. Health and illness in the discourses of the mass media. Human in medicine. Proceedings of all. nauch.-practical. Conf. on the 50th anniversary of the death of St. Luke (Voino-Yasenetsky), Barnaul, may 13, 2011. Ed. by N. S. Timchenko, E. V. Kharchenko. Barnaul, 2011, pp. 94-96. (In Russian)

13. Zelichenok K. V. Psychology of addiction. Anthology. Minsk, Harvest Publ., 2009, 592 p. (In Russian)

14. Shepel Yu. V. The Role of the family and the society in the process of socio - psychological rehabilitation. Scientific notes. Issues of economics, sociology and law. 2006, no. 9, pp. 28-41. (In Russian)

15. Moskvitin P. N., Doroshenko T. A., Kartashov E. V., Kolyvanov N. N., Raich V. V. Social partnership in prevention of drug abuse by students ofpsychoactive substances. Novokuznetsk, GOU DPO NGIUV Publ., Egregore Publ., 2008, pp. 36-49. (In Russian)

16. Kovalenko S. P. Individually-typological peculiarities of the personality as a factor prior drug addiction. Controversial issues of addiction: prevention, treatment and rehabilitation. Proceedings of mater. Ruassin Conf. Ivanovo, 2005, pp. 77-82. (In Russian)

© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.