Научная статья на тему 'Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек'

Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5940
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ГЕНДЕР / АНДРОГИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / AGGRESSION / GENDER / ANDROGYNY / MASCULINITY / FEMININITY / BOYS / GIRLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ирина Вадимовна, Бирякина Вера Игоревна

Проблема агрессивности в юношеском возрасте является крайне актуальной для современного общества. В статье рассматриваются результаты исследования гендерных особенностей агрессивности юношей и девушек учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Выявлена взаимосвязь проявлений агрессивности личности юношей и девушек с гендерным полом. Установлено, что чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и выше косвенная агрессия, раздражительность, обидчивость, чувство вины, индекс враждебности. Чем выше маскулинность, тем ниже обидчивость, чувство вины и выше физическая агрессия. Взаимосвязи негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и индекса агрессивности с гендерными особенностями не выявлено. Материалы статьи представляют практическую ценность для практических психологов и других специалистов, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Ирина Вадимовна, Бирякина Вера Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENDER ISSUES OF AGGRESSION OF BOYS AND GIRLS

The problem of aggression in adolescence is highly relevant in modern society. The article deals with the results of studies of gender issues of aggression of boys and girls students of senior classes of secondary school. The authors determine the interrelation between the individual manifestations of aggression of the personality of boys and girls and gender. It was found out that the higher the femininity is, the lower are the physical aggression and higher indirect aggression, irritability, resentment, guilt, hostility index. The higher masculinity is, the lower are the resentment, guilt and higher physical aggression. The relationships between the negativism, suspiciousness, verbal aggression, aggression index and gender peculiarities have not been identified. The content of the article is of practical value for psychologists and other professionals that deal with the psychological and pedagogical support of adolescents.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности агрессивности юношей и девушек»

УДК 159.9.075

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК И.В. Борисова, В.И. Бирякина1

1 Статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам Конкурса «Кооперация талантов»

Аннотация. Проблема агрессивности в юношеском возрасте является крайне актуальной для современного общества. В статье рассматриваются результаты исследования гендерных особенностей агрессивности юношей и девушек - учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Выявлена взаимосвязь проявлений агрессивности личности юношей и девушек с гендерным полом. Установлено, что чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и выше косвенная агрессия, раздражительность, обидчивость, чувство вины, индекс враждебности. Чем выше маскулинность, тем ниже обидчивость, чувство вины и выше физическая агрессия. Взаимосвязи негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и индекса агрессивности с гендерными особенностями не выявлено. Материалы статьи представляют практическую ценность для практических психологов и других специалистов, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением юношеского возраста.

Ключевые слова: агрессивность, гендер, андрогинность, маскулинность, фемининность, юноши, девушки.

THE GENDER ISSUES OF AGGRESSION OF BOYS AND GIRLS

I. Borisova, B. Biryakina

Abstract. The problem of aggression in adolescence is highly relevant in modern society. The article deals with the results of studies of gender issues of aggression of boys and girls - students of senior classes of secondary school. The authors determine the interrelation between the individual manifestations of aggression of the personality of boys and girls and gender. It was found out that the higher the femininity is, the lower are the physical aggression and higher indirect aggression, irritability, resentment, guilt, hostility index. The higher masculinity is, the lower are the resentment, guilt and higher physical aggression. The relationships between the negativism, suspiciousness, verbal aggression, aggression index and gender peculiarities have not been identified. The content of the article is of practical value for psychologists and other professionals that deal with the psychological and pedagogical support of adolescents.

Keywords: aggression, gender, androgyny, masculinity, femininity, boys, girls.

Проблема агрессивности юношей и девушек является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в юношеской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных юношей и девушек видео- и компьютерными играми агрессивного содержания.

В этих условиях становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения юношей и девушек в гендерном контексте. В отличие от биологического пола гендер - это социокультурный пол, социокультурный конструкт, создаваемый самим обществом. Мужчиной или женщиной человек рождается, а гендер внедряется в сознание через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. В отличие от практической

неизменности полового диморфизма, гендер -категория изменчивая, развивающаяся вместе с развитием социума. Ее содержание зависит от уровня культуры конкретного общества, в котором она (категория) формируется [1, с. 23]. Школа является одним из важнейших агентов социализации, в том числе и гендерной [5, c. 21]. Учитывая изменения, которые сейчас происходят в обществе, изучение гендерных особенностей

агрессивности юношей и девушек является малоизученной актуальной проблемой.

В исследовании приняли участие юноши и девушки - учащиеся 11-х классов средних школах г. Брянска, в количестве 50 человек, из них 25 - юноши, 25 - девушки.

Задачи эмпирического исследования: провести диагностику показателей

агрессивности девушек и юношей; изучить гендерные различия юношей и девушек; исследовать гендерные особенности

проявления агрессивности личности в юношей и девушек.

Гипотеза исследования: в нашей работе мы исходили из предположения о том, что существуют гендерные особенности в проявлении агрессивности в юношеский период становления личности. Так, лицам с маскулинными характеристиками свойственна физическая агрессия, несвойственна -обидчивость. Лицам с фемининными характеристиками свойственна обидчивость, не свойственна - физическая агрессия.

Для проверки гипотезы исследования использовались следующие методики:

1. Опросник агрессивности Басса-Дарки [2,

с. 257 - 262]. Методика позволяет определить выраженность различных видов

агрессивности, а также индексы агрессивности и враждебности.

2. Вопросник Сандры Бэм по изучению

маскулинности - фемининности

(мужественность - женственность) [3, с. 491 -492]. Методика направлена на диагностику психологического пола и позволяет определить степень андрогинности,

маскулинности и фемининности личности.

Для обработки результатов исследования

использовались методы математической

статистики [4, с. 147 - 161].

Практическая значимость: результаты

исследования могут использоваться

практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социальнопсихологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психологопедагогическим сопровождением юношеского возраста.

Средние значения проявлений

агрессивности юношей и девушек представлены в таблице 1. Из таблицы 1 видно, что у девушек по сравнению с юношами выше показатели практически всех видов агрессивности, кроме физической агрессии.

Наиболее сильные различия проявлений агрессивности между юношами и девушками зафиксированы по индексу агрессивности, индексу враждебности, раздражительности, подозрительности и чувству вины.

Уровни выраженности агрессивности девушек представлены в таблице 2.

Таблица 1. - Средние значения проявлений агрессивности юношей и девушек

Ф.а. К.а Р. Н. О. П. В.а. Ч.в. И.в. И.а.

Юноши 5,1 4,2 3,8 2,2 3,0 4,8 7,1 5,1 7,8 15,9

Девушки 4,2 5,5 5,9 3,1 4 6,6 8,0 6,8 10,6 18,1

Примечание: Ф.а. - физическая агрессия; К.а. - косвенная агрессия; Р. - раздражительность; Н. - негативизм; О. - обида; П. - подозрительность; В.а. - вербальная агрессия; Ч.в. - чувство вины; И.в. - индекс враждебности; И.а. - индекс агрессивности.

Таблица 2. - Уровни выраженности агрессивности девушек (в %)

Ф.а. К.а Р. Н. О. П. В.а. Ч.в. И.в. И.а.

Высокий 12 32 12 32 24 28 32 56 20 8

Средний 64 60 80 68 60 72 68 40 80 92

Низкий 24 8 8 0 8 0 0 4 0 0

Примечание: Ф.а. - физическая агрессия; К.а. - косвенная агрессия; Р. - раздражительность; Н. - негативизм; О. - обида; П. - подозрительность; В.а. - вербальная агрессия; Ч.в. - чувство вины; И.в. - индекс враждебности; И.а. - индекс агрессивности.

Как видно из таблицы 2, все виды агрессивности, кроме чувства вины, у большинства девушек выражены на среднем уровне, что соответствует нормативным показателям. Чувство вины больше половины девочек (56%) проявляют на высоком уровне. Чувство вины - непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение. Чувство вины по сути это агрессия,

направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Многие девушки (32%) проявляют негативизм, косвенную и вербальную агрессию на высоком уровне. Негативизм -оппозиционная мера поведения, обычно направленная против какой-либо личности, пользующейся авторитетом у окружающих, или руководителя. Это поведение может

нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Считается, что негативизм по отношению к взрослым характерен для подросткового возраста. Косвенная агрессия -агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д. Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) человека и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).

Многие девушки проявляют

подозрительность (28%) и обиду (24%) на

высоком уровне. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений

индивидуума с окружающими.

Менее всего девушкам свойственна физическая агрессия и раздражительность по сравнению с другими видами агрессивности, т.е. они не склонны к использованию физической силы против другого лица и не готовы к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Индекс враждебности у девушек более выражен, чем индекс агрессивности. Уровни выраженности агрессивности юношей представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Уровни выраженности агрессивности юношей (в %)

Ф.а. К.а Р. Н. О. П. В.а. Ч.в. И.в. И.а.

Высокий 8 20 0 24 12 4 12 24 0 0

Средний 88 64 72 40 52 88 88 78 92 96

Низкий 4 16 28 36 36 8 0 8 8 4

Примечание: Ф.а. - физическая агрессия; К.а. - косвенная агрессия; Р. - раздражительность; Н. - негативизм; О. - обида; П. - подозрительность; В.а. - вербальная агрессия; Ч.в. - чувство вины; И.в. - индекс враждебности; И.а. - индекс агрессивности.

Как видно из таблицы 3, у большинства юношей все виды агрессивности, кроме негативизма, представлены на среднем уровне, что соответствует нормативным показателям. Негативизм у юношей выражен либо слишком сильно (24%), либо слишком слабо (36%). Кроме негативизма для юношей характерно чувство вины (24% - высокий уровень) и

косвенная агрессия (20% - высокий уровень). Нехарактерным для юношей является проявление обиды (36% - низкий уровень) и раздражительности (28% - низкий уровень). Индекс агрессивности у юношей более выражен, чем индекс враждебности. Выраженность гендерного пола у юношей и девушек представлена в таблице 4.

Таблица 4. - Выраженность гендерного пола у юношей и девушек

Маскулинность Девушки Юноши

0 8

Фемининность 48 4

Андрогинность 52 88

Как видно из таблицы 4, у 48% девушек более выражены фемининные качества, у 52% - андрогинные, и нет ни одного человека с преобладающими маскулинными чертами. У 88% юношей преобладают андрогинные характеристики, у 8% - маскулинные и у 4% -фемининные. С нашей точки зрения это происходит из-за изменения образа жизни в 21 веке. Девушки приспосабливаются к нынешнему стремительному темпу жизни, из-за чего иногда многие даже теряют свою первоначальную природную женственность.

Мужчины, к сожалению, на данный момент, видя такую жизненную позицию и активность противоположного пола, чаще всего начинают сдавать свои позиции лидера, «завоевателя», главы семейства. Некоторые даже ведут полностью приспособленческий образ жизни. Возможно, сама мода 21 века на андрогинность постепенно вызывает такие изменения в психологии юношей и девушек.

Гендерные особенности проявлений агрессивности в юношеском возрасте представлены в таблице 5.

Таблица 5. - Гендерные особенности проявлений агрессивности в юношеском возрасте

Ф.а. К.а Р. Н. О. П. В.а. Ч.в. Ив. И.а.

Фемининность 4 5,5 6 2,7 4,3 6,2 6,8 7 10,5 16,8

Мускулинность 6 3,5 4 3,5 2 5 7 4,5 7 17

Андрогинность 4,8 4,7 4,5 2,6 3,3 5,6 7,8 5,7 8,8 17,1

Из таблицы 5 видно, что физическая агрессия более выражена у людей с маскулинностью и менее выражена у людей с фемининностью. Лидируют по косвенной агрессии люди с фемининностью, на втором месте - люди с андрогинностью, на третьем - с маскулинностью. Раздражение более выражено при фемининности, менее выражено при маскулинности. Негативизм более свойственен маскулинности, менее

свойственен фемининности и андрогинности. Обида более характерна для фемининности, менее характерна для маскулинности. Подозрительность более выражена при фемининности, менее выражена при маскулинности. По вербальной агрессии андрогинность на первом месте, андрогинность - на втором, фемининность на третьем. Чувство вины преобладает при фемининности, менее характерно для маскулинности. Индекс враждебности более выражен у людей с фемининностью, менее проявляется у людей с маскулинностью. Индекс агрессивности более характерен для андрогинности и менее характерен для фемининности.

Итак, более высокие проявления косвенной агрессии, раздражения, обиды,

подозрительности, чувства вины свойственны людям с фемининностью, чем людям с маскулинностью и андрогинностью. У маскулинных людей более выражены физическая агрессия и негативизм. У людей с андрогинностью вербальная агрессия преобладает в большей степени, чем у представителей других гендерных категорий. Индекс враждебности выше у фемининных людей, а индекс агрессивности у андрогинных.

Индекс агрессивности выражен

приблизительно одинаково у лиц разного гендерного пола юношеского возраста, а индекс враждебности менее выражен у лиц с преобладающими маскулинными

характеристиками. Наиболее сильные различия получены по обидчивости, чувству вины, раздражительности косвенной агрессии, которые выше у лиц с фемининными качествами, и по физической агрессии, которая выше у лиц с маскулинными свойствами.

Критические значения коэффициентов корреляции г-Пирсона (г-Спирмена), выражающие взаимосвязь гендерных особенностей и проявлений агрессивности личности в юношеском возрасте, представлена в таблице 6.

Как видно из таблицы 6, обнаружена обратная связь между индексом IS и физической агрессией (-0,359; 0,05),

маскулинностью и физической агрессией (0,293; 0,05), т.е., чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и чем выше маскулинность, тем выше физическая агрессия. Выявлена прямая взаимосвязь между индексом IS и косвенной агрессией (0,345; 0,05), т.е. чем выше выражена фемининность, тем выше косвенная агрессия. Существует прямая связь между индексом IS и обидчивостью (0,368; 0,01), чем выше

фемининность, тем выше обидчивость, чем выше маскулинность, тем ниже обидчивость (0,282; 0,05). Зафиксирована прямая связь между индексом IS и чувством вины (0,524; 0,01), между фемининностью и чувством вины (0,389; 0,01), обратная связь между

маскулинностью и чувством вины (-0,342; 0,05), т.е. чувство вины свойственно лицам с

фемининными качествами и не свойственно лицам с маскулинными качествами. Обнаружена прямая связь между индексом IS и индексом враждебности (0,339; 0,05), между фемининностью и индексом враждебности (0,304; 0,05), т.е. чем выше фемининность, тем

выше враждебность. Взаимосвязи между негативизмом, подозрительностью, индексом агрессивности и гендерным полом не выявлено.

Таблица 6. - Взаимосвязь гендерных особенностей и проявлений агрессивности личности в юношеском возрасте

Ф.а. К.а Р. Н. О. П. В.а. Ч.в. И.в. И.а.

0,293 - 0,169 -0,247 0,219 -0,282 -0,020 0,242 -0,342 -0,181 0,139

0,05 - - - 0,05 - - 0,05 - -

-0,261 0,318 0,226 0,221 0,238 0,216 0,129 0,389 0,304 0,077

- 0,05 - - - - 0,01 0,05 -

-0,359 0,345 0,338 -0,013 0,368 0,164 -0,126 0,524 0,339 -0,049

0,05 0,05 0,05 - 0,01 - - 0,01 0,05 -

Примечание: Ф.а. - физическая агрессия; К.а. - косвенная агрессия; Р. - раздражительность; Н. - негативизм; О. - обида; П. - подозрительность; В.а. - вербальная агрессия; Ч.в. - чувство вины; И.в. - индекс враждебности; И.а. - индекс агрессивности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и тем выше косвенная агрессия, раздражительность, обидчивость, чувство вины и индекс враждебности. Лицам с маскулинными качествами не свойственна обидчивость и чувство вины и свойственна физическая агрессия. Негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и индекс агрессивности не связаны с гендерными особенностями.

В ходе проведенного эмпирического исследования было выявлено, что у девушек выше, чем у юношей показатели практически по всем видам агрессивности, кроме физической агрессии. Наиболее сильные различия между юношами и девушками зафиксированы по индексу агрессивности, индексу враждебности, раздражительности, подозрительности и чувству вины.

Все виды агрессивности, кроме чувства вины, у большинства девушек выражены на среднем уровне, что соответствует нормативным показателям. Чувство вины (которое относят к непродуктивным) больше половины девочек проявляют на высоком уровне. Девушки чаще проявляют негативизм, косвенную и вербальную агрессию по сравнению с другими видами агрессивности на высоком уровне. Менее всего девушкам свойственна физическая агрессия и раздражительность, т.е. они не склонны к использованию физической силы против другого лица и не готовы к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Индекс враждебности у девушек более выражен, чем индекс

агрессивности.

У большинства юношей все виды агрессивности кроме негативизма

представлены на среднем уровне, что соответствует нормативным показателям. Негативизм у юношей выражен либо слишком сильно, либо слишком слабо. Юноши чаще проявляют чувство вины и косвенную агрессию по сравнению с другими видами агрессивности на высоком уровне. Не характерным для юношей является проявление обиды и раздражительности. Индекс агрессивности у юношей более выражен, чем индекс враждебности.

Неожиданным выводом, установленным в ходе проведенного эмпирического

исследования, стало выявление большого числа юношей и девушек с андрогинными характеристиками и небольшого числа юношей с маскулинными характеристиками. С нашей точки зрения, это происходит из-за изменения образа жизни в 21 веке. Девушки приспосабливаются к нынешнему

стремительному темпу жизни, ведя активный образ жизни. Мужчины, к сожалению, на данный момент, видя такую жизненную позицию и активность противоположного пола, чаще всего начинают сдавать свои позиции лидера, «завоевателя», главы семейства. Некоторые даже ведут полностью приспособленческий образ жизни.

В ходе проведенного исследования зафиксированы, более высокие проявления косвенной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, чувства вины у людей с фемининностью, чем у людей с

маскулинностью и андрогинностью. У людей с маскулинными характеристиками более выражены физическая агрессия и негативизм. У людей с андрогинностью, вербальная агрессия преобладает в большей степени, чем у представителей других гендерных категорий. Индекс враждебности выше у людей с феминными характеристиками, а индекс агрессивности - с андрогинными показателями.

В ходе статистической обработки результатов исследования с помощью корреляционного анализа установлено, что чем выше фемининность, тем ниже физическая агрессия и тем выше косвенная агрессия,

раздражительность, обидчивость, чувство вины и индекс враждебности. Обнаружена прямая связь маскулинности с физической агрессией и обратная связь маскулинности с обидчивостью и чувством вины. Людям с маскулинными характеристиками свойственна физическая агрессия, не свойственна -обидчивость и чувство вины. Связи между негативизмом, подозрительностью,

вербальной агрессией, индексом

агрессивности и гендерными особенностями не выявлено. Таким образом, выдвинутая гипотеза в ходе анализа результатов проведенного исследования полностью подтвердилась.

Литература:

1. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: Учебное пособие. - М: Флинта, 2010.

- 216 с.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М: МПСИ, 2003.

- 400 с.

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. - СПб: Речь, 2007.

- 392 с.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М: Психотерапия, 2009. - 544 с.

5. Шевцова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте. - Брянск: РИО БГУ, 2009. - 95 с.

Сведения об авторах:

Борисова Ирина Вадимовна (г. Брянск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]

Бирякина Вера Игоревна (г. Брянск, Россия), студентка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

I. Borisova (Bryansk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of General and Professional Psychology, Bryansk State University named after I. Petrovsky, email: [email protected]

V. Biryakina (Bryansk, Russia), student, Bryansk State University named after I. Petrovsky, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.