СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
© Газиева М.З.*, Масаева З.В.*
Чеченский государственный университет, г. Грозный
Статья посвящена раскрытию понятия стрессоустойчивости и глубокому анализу основных достижений в области исследований данного феномена. Раскрываются виды стресса, причины его возникновения и анализируются подходы различных авторов к проблеме нахождения выхода из стрессовых ситуаций.
Ключевые слова стресс, стрессоустойчивость, копинг, эмоциональное перенапряжение, коммуникация.
Мы все являемся свидетелями многочисленных трансформаций, происходящих в современном социуме. За короткий исторический промежуток времени наше общество из индустриального становится - информационным, что приводит к существенным изменениям не только в характере деятельности, специфики социальных, общественных отношений, межличностной коммуникации, но и к существенным изменениям в структуре целостной индивидуальности - трансформации ценностно-смысловой сферы личности, ее адаптивных возможностей, возможностей для оптимальной самореализации в деятельности - учебной, профессиональной.
Поэтому задача изучения взаимосвязи стрессоусойчивости личности и специфики интегральной индивидуальности, а также условий психологической коррекции низкой стрессоустойчивости - важнейшая задача прикладной, педагогической психологии и цель нашего исследования [5].
В настоящее время существует три основных направления, в которых изучается проблема стресса у человека. Первое направление представлено работами исследователей, придерживающихся позиций основоположника теории стресса - Г. Селье. Второе направление базируется на системном видении причин стресса, как компонента в формировании пограничных нервно-психических расстройств и дезадаптации личности. Третий подход, который на сегодня является самым «популярным», основывается на видении природы стресса и совладания с ним (копинга) Р. Лазаруса.
На формировании разных видов стресса оказывают влияние как специфичные для конкретной социальной категории стрессоры, так и соответствующие средовые условия [1]. При синдроме профессионального сгорания [3] -эмоциональное перенапряжение при работе с людьми.
* Доцент, кандидат психологических наук.
* Доцент, кандидат психологических наук.
У студентов - смена места учёбы и места жительства; проблемы в любовных, дружеских, родственных отношениях; личностные изменения на фоне профессионального роста; проблемы быта, здоровья, смерти близких людей, приобретения животных. У пожарных (Д. Хоффельд) - это стрессоры физические (шум, экстремальная температура, огонь, ядовитые газы, взрывы и др.), психические (смерть или угроза смерти детей и подростков, массовое ранение людей, страх за семью и др.), социальные (авторитарный стиль руководства, критика, принуждение и др.), индивидуальные и материальные.
Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров [1, 2, 4] -это барьер психической адаптации. Психологи [5, 8, 12] основой стрессо-устойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразна [5, 8, 12].
Другие авторы [18, 20] относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-меха-низмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан). Копинг-механизмы проявляются в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере человека в виде разнообразных копинг-стратегий: противостоящего совладания, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, принятия ответственности, избегания, планового решения проблемы, позитивной переоценки [18, 20].
Также это копинг-стратегии решения проблемы, поиска социальной поддержки, избегания проблемы [17]. Молодые люди и мужчины выбирают активные копинг-стратегии, а пожилые люди и женщины - пассивные [9, 10].
На копинг-стратегии влияет локус-контроль, этнический фактор, тип ВНД, психические и соматические заболевания [22].
Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контроля эмоций; способность переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях; способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [11]; свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии; стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач; устойчивое преобладание положительных эмоций; интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивацион-ных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмо-тивной обстановке [17].
В настоящее время исследования стресса носят выраженный междисциплинарный характер, охватывающий широкий диапазон методов разных
наук: от биохимии до социологии. При столь значительном разнообразии в подходах и понимании предмета исследования вполне естественной стала специализация в изучении стресса. Феномены и закономерности проявления стресса на разных уровнях регуляции личности имеют достаточно выраженную специфику.
Стрессорное воздействие в виде отдельного стрессора или ситуации в целом является первым элементом в картине стресса. Стресс возникает при несоответствии адаптивных возможностей величине действующей нагрузки. Модальность стрессора важна, но еще более значима величина нагрузки. Большинству стрессоров свойствен выход за пределы диапазона адаптивных возможностей психики и организма. Стресс вызывают сенсорная де-привация, информационный голод и перцептивная, информационная перегрузка, гиподинамия и двигательная перегрузка, монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах - высокий темп изменений, стремительная динамика перемен; социальная изоляция и пресыщение межличностными отношениями и взаимоотношениями. Нередко стрессовое состояние может быть вызвано внутренними факторами - выраженной дисгармонией личности и особенностями ее склада. Одни и те же личностные особенности могут быть источниками стресса и факторами, усиливающими стресс. Нарастание субъективных ощущений стресса может приводить к изменению обстоятельств таким образом, что они и объективно могут быть с большим основанием оценены как стрессогенные. Личностные особенности создают субъективный (эндогенный) стресс, а затем человек начинает видеть, находить в ситуации обстоятельства, которые усиливают в нем это состояние. Вышеназванные факторы являются определяющими в развитии стрессоустойчивости личности.
Выделяют три основных фактора, влияющих на стрессовые состояния: физиологический, поведенческий и субъективный. Китаев-Смык Л.А. добавляет к этому перечню социально-психологический фактор, в первую очередь - изменения в общении. При несомненной важности субъективной картины стресса и поведенческой активности они не исчерпывают всего богатства явлении, связанных со стрессом и его переживанием, факторами преодоления, усвоением и сохранением приобретенного опыта, способов поведения и деятельности в стрессе. Здесь необходимо привлекать понятие психологического фактора стресса, охватывающего всю совокупность психических явлений, связанных со стрессом. «На наш взгляд, - пишет Л.В. Куликов, -социально-психологический и психологический факторы, влияющие на стрессовые состояния, являются центральной частью предмета изучения в личностной теории стресса. Личность как высший психический регулятор осуществляет согласование и координацию направленности адаптационных изменений в различных сферах психики и в организме. На верхних уровнях регуляции, относящихся к психике: происходит соотнесение потенциалов
личности и энергетических ресурсов с особенностями ситуации, социальной и природной среды. По этим причинам важнейшее значение в возникновении, протекании и преодолении стресса имеет личностный фактор» [9].
В настоящее время различные концепции стресса охватывают закономерности этого феномена, относящиеся к разным факторам психофизиологической организации человека, его стрессоустойчивости. Сфера их приложения в значительной степени определена ориентацией на конкретней стрессор или труппу стрессоров и на некоторый класс жизненных ситуаций, в которые погружен индивид, переживающий стресс.
Выделяют следующие этапы в процессе развития стрессоустойчивости Первый этап - интерпретация и оценка ситуации. Интерпретируются и оцениваются: а) требования ситуации, величина нагрузки, степень угрозы (благополучию, здоровью, авторитету и др.); б) возможности организма и личности; в) соотношение требований ситуации и возможностей человека. Кроме некоторых физиологических стрессоров, все другие не действуют на человека напрямую, непосредственно - воздействует образ стрессора, интерпретация стрессора, ситуации.
Следующий этап в развитии стрессоустойчивости - это оценка (анализ) стрессовых изменений в своем организме. Часто «мишенью» стрессорного воздействия является какая-либо отдельная система организма или сфера личности. Начальные стрессовые сдвиги могут быть вызваны расстройством или травмой одного органа, повышенной нагрузкой на одну сферу личности (например, информационная перегрузка), потерей или изменением одной личностно значимой связи, значимого социального качества. Затем разворачиваются множественные реакции, наступают разнообразные последствия.
Наиболее важным этапом является адаптационный процесс. В нем может доминировать одно из трех направлений; а) противодействие; б) приспособление; в) уход от стрессорного воздействия. Направленность адаптационной активности определяется, с одной стороны, природой стрессорно-го воздействия, спецификой ситуации, а с другой, особенностями личности, резервами организма. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек и т.д. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации.
Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента - эмоциональной устойчивостью.
Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. Так, М.И. Дьяченко и соавторы (1985) полагают, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных
ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и, кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации.
В 70-е годы внимание психологов привлекало в основном поведение человека в экстремальных ситуациях. Известно, что стресс может быть физиологическим (нарушение питания, переутомление, наличие хронического очага инфекции) или психологическим (информационным или эмоциональным). В возникновении эмоционального стресса главное значение имеют отрицательные эмоциональные состояния, возникающие в результате психологической оценки ситуации как неприемлемой, негативной, отвергаемой.
Умеренный стресс, не оказывающей разрушительного воздействия на организм и личность, часто мобилизует резервные возможности, активизирует творческие силы, например, в научной деятельности. Он «тренирует» защитные механизмы личности, формирует опыт преодоления трудных ситуаций, расширяет социальный опыт. Умеренный стресс расширяет и укрепляет адаптивные возможности индивида и потенциал резерва сил, часто способствует соматическому, психическому, личностному развитию, достижению жизненных целей. Умеренный эмоциональный стресс нередко побуждает к поиску решений в конфликтной ситуации. Тревога, всегда сопутствующая стрессу, «поддерживает» антиципацию, ведет к ее развитию. Решение любой серьезной проблемы, требует от человека напряжения сил, крупные достижения обычно невозможны без длительного напряжения.
То есть, уже в 80-е годы сформировалось неоднозначное отношение к стрессу в научных кругах. Так, Р. Лазарус весьма критически отозвались о «драматизирующей направленности» разработки проблемы совладания, в ущерб обычным неприятностям людей в их трудовой, учебной, семейной жизни. Лазарус Р. (Lazarus R.) даже ввел понятие «повседневные неприятности» (daily hassles), вносящие иногда непропорционально большой вклад в биографический стресс и дезадаптацию личности [21, 22].
Лазарус Р. с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. «Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оценкам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. Лазарус Р. и Фольк-ман С. определяют психологический стресс как значимые для благополучия личности взаимоотношения со средой, которые подвергают испытанию
имеющиеся в распоряжении организма ресурсы и в ряде случаев могут их превышать [20, 22].
Критика спорных моментов теории стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимоотношением специфической личности и специфической ситуации», - пишет Л.В. Куликов [9].
Эверилл Дж. вслед за Сэллсом С. считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. Фресс П. предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, употреблять этот термин применительно к ситуациям, повторяющимся или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации. Савенко Ю.С. определяет психический стресс как состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации.
В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: а) психофизиологического (тип, свойства нервной системы); б) мотивации. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость; в) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций; г) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации; д) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач; е) интеллектуального - оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий Н.И. Бережная (2003).
За последние десятилетия сделан ряд попыток выделить основные стрес-согенные ситуации в трудовой деятельности (ролевая неопределенность, ролевая перегрузка и недогрузка, ролевой конфликт, «трудное начальство», использование умений и способностей не в полной мере и др.), в семье (рассогласование потребностей супругов, напряженные отношения с детьми, феномен «опустевшее гнездо» и др.), а также в сфере здоровья.
Но определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций оказалось очень сложно. Одно и тоже событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Согласно выдвинутому К. Левиным принципу психологического единства личности и окружающего ее мира, «личность и событие взаимно пресекаются и в зависимости от психологической переработки индивидом разных обстоятельств жизни» события вызывают у него разные переживания и реакции.
В современных исследованиях ряд авторов связывают исследование стрессоустойчивости личности с преобладанием тех или иных «стратегий совладания». Успешное переживание трудной жизненной ситуации разнообразно по своей фабуле, и, соответственно, различными являются стратегии совладения человека с трудностями. Так, С. Фолкман и Р. Лазарус выделили и классифицировали 8 стратегий совладания;
- стратегия противостоящего совладения - состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему;
- стратегия дистанцирования - описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней;
- стратегия самоконтроля - заключается в стремлении регулировать собственные чувства и действия;
- стратегия поиска социальной поддержки - связана с проявлением усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь;
- стратегия принятия ответственности - заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок;
- стратегия избегания - складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из нее;
- стратегия планового решения проблемы - состоит в выработке плана действий и следования ему;
- стратегия позитивной переоценки - описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.
Чазова А.А. и соавторы выявили 3 типа копинг-поведения:
а) адаптивное (функциональное), которое соответствует адаптивным базовым копинг-стратегиям, направленным на решение проблем и поиск социальной поддержки;
б) пассивное (дисфункциональное), связанное с преобладанием пассивных копинг-стратегий, что обусловлено недостатком активных копинг-стратегий и поведенческих копинг-ресурсов;
в) неустойчивое (ситуационно обусловленное), которое проявляется и диссоциации между отдельными достаточно развитыми личностно-средовыми копинг-ресурсами, базисными копннг-стратегиями и неспособностью больного самостоятельно, без активной помощи управлять своим поведением в процессе лечения. При данном типе ко-пинг-поведения, по мнению авторов, социально-поддерживающая система может выступать мощным компенсаторным фактором в конструктивном преодолении болезни.
Таким образом, в современных исследованиях проблемы стрессоустой-чивости личности, большое внимание уделяется изучению психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса.
Таким образом, приведенные данные исследований стрессоустойчиво-сти и индивидуальности человека подтверждают тот факт, что стрессо-устойчивость влияет на развитие индивидуальности, а человеческая индивидуальность - сложное, реально функционирующее образование, в котором природное и социальное, организм и личность тесно взаимодействуют и выступают как единое целое, представляя собой интегральную характеристику, многомерную по своей природе и детерминированную совокупностью «внешних» и «внутренних» условий жизнедеятельности.
Список литературы:
1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства / Ю.А. Александровский // Русский медицинский журнал. - М., 1996. - Т. 3, № 11.
2. Анцыферова Л.И. Приемы приспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - М., 1994. - Т. 15, № 1.
3. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А. Баранов. - Ижевск, 1997.
4. Вальдман А.В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса / А.В. Вальдман // Актуальные проблемы стресса. - Кишинев: Шти-ин-ца, 1976.
5. Газиева М.З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрес-сонеустойчивых студентов. - Пятигорск, 2012.
6. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Л.Г. Дикая. - М., 2002.
7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. -СПб., 2010.
8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 1983.
9. Конопкин О.А. Зависимость скорости ответных реакций человека от темпа предъявления алтернативных сигналов / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1964. - № 1.
10. Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. - СПб.: СПбГУ 1997. - С. 38-40.
11. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. - М., 1970.
12. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции и произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 1995.
13. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса. Стресс и тревога в спорте: сб. статей / В.Л. Марищук. - М., 1984. - С. 58-73.
14. Селье Г. На уровне целого организма / Г. Селье. - М.: Наука, 1966.
15. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье; пер. с англ. -М.: Медицина, 1960.
16. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1979.
17. Селье Г. Стресс без дистресса / Г.Селье; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1982.
18. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / О.А. Черникова // Тезисы сообщений на XVIII Междунар. психологическом конгрессе. - Т. II. - М., 1966.
19. Amirkhan D. Factor Analytically drived measure of coping. The coping strategy indicator / D. Amirkhan // Personality Soc. Psychol. - 199. - vol. 59. -№ 5.
20. Fisher S. Stress and strategy. - London: Erlbaum, 1986.
21. Folkman S. Coping as a mediator of emotion / S. Folkman, R.S. Lazarus // Journal of Personality and Social Psychology. - 1988. - Vol. 54.
22. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. -NY.: McGraw, 1966. - № 11.
23. Lazarus R.S. Stressbezogene Transaktionen zwischen Person und Umwelt / R.S. Lazarus, R. Launier. Nitsch (Hrsg.) // Stress: Theorien, Utersuchun-gen,massnahmen. - Bern: Huber, 1981.
24. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. Rotter // Psychological Monographs, 80. - 1966. - Whole № 609.