Научная статья на тему 'Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий'

Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5452
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / копинг-поведение / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / копинг-ресурсы / копинг-стратегии / кризисные состояния личности / профессиональная деятельность / экстремальные профессии / stress / coping behavior / stress factors / coping resources / Coping strategies / crisis condition of a person / professional activities / extreme professions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбников Виктор Юрьевич, Ашанина Елена Николаевна

В статье на примере специалистов экстремальных профессий приведено теоретическое обоснование психологических механизмов стресс-преодолевающего (копинг) поведения человека как личности в социуме и как субъекта профессиональной деятельности. Описаны и детализированы современные представления о копинг-стратегиях и копинг-ресурсах, стресс-факторах и механизмах защитносовладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рыбников Виктор Юрьевич, Ашанина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the example of extreme professions specialists, the article provides theoretical grounds for psychological mechanisms of stress-coping behavior of a person both from the social and professional points of view. The article describes and details the modern perception of coping strategies and coping resources, stress factors and mechanisms of protective and coping behavior.

Текст научной работы на тему «Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

В. Ю. Рыбников, Е. Н. Ашанина

В статье на примере специалистов экстремальных профессий приведено теоретическое обоснование психологических механизмов стресс-преодолевающего (копинг) поведения человека как личности в социуме и как субъекта профессиональной деятельности. Описаны и детализированы современные представления о копинг-стратегиях и копинг-ресурсах, стресс-факторах и механизмах защитно-совладающего поведения.

Ключевые слова: стресс, копинг-поведение, стресс-факторы, копинг-ресурсы, копинг-стратегии, кризисные состояния личности, профессиональная деятельность, экстремальные профессии.

Важными задачами психологической науки и практики является изучение личности как субъекта профессиональной деятельности, а также продуктивности и эффективности труда (3; 4; 6; 16). В отечественной психологии большое внимание традиционно уделяется исследованиям субъекта профессиональной деятельности в связи с задачами профессионального отбора, психологического сопровождения, коррекции и реабилитации (16; 19).

Крайне значимы эти проблемы для специалистов экстремальных профессий, точнее, экстремального профиля профессиональной деятельности (спасатели, пожарные, подводники, космонавты, летчики, военнослужащие - участники боевых действий, сотрудники правоохранительной системы и др.) (18; 20; 21).

Для профессиональной деятельности этих специалистов характерно воздействие значительного числа стрессогенных факторов, что предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодо-левающее (копинг) поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях.

Так, многие авторы отмечают, что профессиональное функционирование специалистов экстремальных профессий является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров (5; 21). Отражением стрессогенности деятельности выступают высокая подверженность данного контингента психосоматическим, невротическим и другим пограничным состояниям и патологии (1; 11).

Высокий уровень напряженности профессиональной деятельности требует от субъекта больших резервов психики, самообладания, навыков саморегуляции и оказывает повышенные нагрузки на такое интегративное образование, как защитно-совладающее поведение (7; 8).

Феноменология психологической защиты и совла-дания («копинг» от англ. to cope - совладать, преодолевать) достаточно широко представлена в рамках зарубежных теорий личности, трансактного анализа, гуманистической психологии, социального научения, учения об общем адаптационном синдроме, когнитивной и психоэволюционной теориях стресса (22; 27; 28; 30-34).

Однако, несмотря на значительное количество работ, большинство их носит постановочный характер, рассматривает явления психологической защиты и ко-пинга в русле более широкой проблематики и не имеет эмпирической верификации. Систематических исследований защитного и совладающего поведения с выходом на прикладные, значимые для психологической практики результаты, выполнено крайне мало. Сложный характер феномена психологической защиты оставляет нерешенными многие концептуальные и смежные вопросы.

В последние годы отмечено резкое повышение научного интереса к проблеме защитного и совладающе-го поведения в рамках медико-психологических исследований. Однако крайне ограничено количество публикаций, посвященных изучению механизмов психологической защиты и копинга у различных категорий специалистов как субъектов профессиональной деятельности, хотя такая потребность несомненна и, прежде всего, в отношении специалистов экстремальных профессий.

В психологии труда проведены единичные исследования особенностей психологической защиты и формирования адаптивных копинг-стратегий профессионального поведения у отдельных категорий специалистов. При всей их важности и продуктивности, в них не ставилась задача теоретико-методологического осмысления и эмпирического изучения защитно-совладающего поведения как сложной многоуровневой системы у специалистов экстремальных профессий.

Это свидетельствует о неординарности проблемы защитно-совладающего поведения для психологической науки в целом, о том, что она представляет собой новое, самостоятельное направление исследований в психологии и других научных отраслях, а также об объективной потребности систематизированного изучения защитного и совладающего поведения у специалистов экстре-

мальных профессий, необходимости разработки теоретических моделей копинг-поведения.

Исследования копинг-поведения отечественных и зарубежный авторов (2; 7-15; 17; 23-34), выполненные на контингентах лиц с делинквентным поведением (наркоманы, правонарушители), больных (неврозами, психическими заболеваниями), представителях ряда профессий, характеризующихся «эмоциональным выгоранием» (психологи, психотерапевты, педагоги) позволили отметить неразрывную связь копинг-поведения и стресса, значимость когнитивной теории его преодоления, наличие содержательных компонентов копинг-поведения и достаточно слабую его разработанность в отношении специалистов экстремального профиля.

В настоящей статье кратко представлены теоретическое обоснование копинг-поведения и авторская модель психологических механизмов копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности.

Теоретические основы проблемы стресс-преодоле-вающего поведения (копинг-поведения) тесно связаны с проблемой стресса. Копинг и стресс - два нераздельных для человека процесса. В концепции стресса Г. Селье (22) и его последователей основное внимание уделялось анализу внешнего (стресс) фактора, однако психологи, прежде всего R. S. Lazarus с соавторами (31; 32, 282-325) обосновали положение о том, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия. Это послужило теоретической базой развития трансак-циальной когнитивной теории стресса и копинг-поведе-ния Р. Лазаруса (31).

В теории копинг-поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности (7-9). Проблема социально-психологической дезадаптации личности является центром внимания новой отрасли психологической науки - кризисной психологии, одной из важнейших задач которой является психологическая помощь при кризисных состояниях личности.

Кризисные состояния личности встречаются чрезвычайно часто, вероятность их возникновения резко возрастает у жертв террористических актов и насилия, а также представителей контингента, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В полной мере это относится и к специалистам экстремального профиля деятельности.

Чаще всего в повседневной жизни кризисные состояния личности возникают на почве межличностных (семья, работа, взаимоотношения с противоположным полом) и внутриличностнык конфликтов. Они могут быггь обусловлены потерей близкого человека (кризисные состояния утраты), снижением социального статуса (безработные, крах карьеры), низким уровнем материальных доходов, невозможностью реализации личностью потенциальных возможностей.

Неоказание медицинской и особенно психологической помощи лицам с кризисными состояниями зачастую приводит к самоубийствам, длительным расстройствам психического здоровья, депрессиям, конфликтам

в семье и на работе. Кроме того, в качестве «выхода» из кризисного состояния личности может быть уход из социума в употребление психоактивных и наркотических средств, алкоголизация личности, ее асоциальное (противоправное и преступное), игровая зависимость, самоубийство.

Это определяет высокую социальную значимость и необходимость постоянного совершенствования системы, средств и способов профилактики, коррекции кризисных состояний личности, психологической помощи и реабилитации таких лиц. Имеющиеся в литературе данные указывают на эффективность различных средств психологической коррекции и реабилитации лиц с кризисными состояниями личности, что подтверждает сложность и многоуровневость механизмов их формирования (24; 29).

Пусковым механизмом для развития стресса и кризисных состояний личности, в том числе специалистов экстремальных профессий, являются стресс-факторы жизнедеятельности, которые мы классифицируем на макро- и микросоциальные, профессиональные и медико-психологические (рис. 1).

Как видим, стресс-факторы вызывают психическое (психологическое) напряжение, «запускают» механизмы копинг-поведения. При их недостаточности возникают социально-психологическая дезадаптация личности и, как следствие, кризисное состояние личности.

Здесь необходимо отметить, что различают кризисные состояния организма (нарушается деятельность жизненно важных систем и органов человека, например, сердечной или дыхательной деятельности, функций ЦНС, почек, печени т. д.) и кризисные состояния личности (для них характерны крах ценностных ориентаций, установок личности, ее мотивационной сферы, например пресуицид).

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы) (7-15). Поэтому стресс-преодолевающее поведение стали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов (рис. 2).

В настоящее время поведенческие копинг-стратегии подразделяются на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям относят стратегию «разрешение проблем» как базисную копинг-стра-тегию, включающую все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации, и стратегию «поиск социальной поддержки», включающую поведение, направленное на получение социальной поддержки от среды (рис. 3).

К пассивному копинг-поведению относятся варианты поведения, включающего базисную копинг-стратегию «избегание», хотя некоторые формы избегания могут носить активный характер. Кроме того, различают нормативные (социально ориентированные) и асоциальные копинг-стратегии. К числу асоциальны« относятся противоправные действия, преступления, наркомании и т. п.

Стресс-факторы жизнедеятельности

Макросоциальные

1

- изменение социума, чрезвычайные ситуации, катастрофы, безработица, миграция, жилищные и финансовые проблемы и др.

Микросоциальные

- снижение социального статуса; проблемы в семье; одиночество; смерть (тяжелая болезнь) близких и др.

V

I

Профессиональные Медико-психологические

- психоэмоциональные нагрузки, дефицит времени, высокая ответственность, конфликты на работе и др. - снижение уровня здоровья и качества жизни, хронические болезни, стрессы, личностная тревожность и ответственность и др.

Психическое перенапряжение

<Ц[Гсоц

иально-психологическая дезадаптация личности

Кризисные состояния личности

Рис. 1. Модель развития кризисных состояний

Рис. 2. Взаимодействие копинг-стратегий и копинг-ресурсов как основа копинг-поведения

Рис. 3. Основные стратегии копинг-поведения

Копинг-ресурсы мы классифицируем на три основные группы - макросоциальные (макросредовые), мик-росоциальные (микросредовые) и личностные (индивидуально-психологические) (рис. 4).

Макросредовую группу копинг-ресурсов можно подразделить также на два уровня: первый - это уровень организации, системы, включающий социальные нормы, правила, системы социальной защиты, воспитания, социального, правового и медицинского обеспечения; второй - это уровень специалиста, к числу которых относим психологов, педагогов, медработников, социальных работников.

Микросоциальные (микросредовые) ресурсы включают прежде всего семью, близких, друзей, коллег, т. е. социально-поддерживающую сеть.

К личностным (индивидуально-психологическим) адаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) относят социально-нравственные качества (Я-концепция, мотивация, моральная нормативность); эмоционально-волевые качества (стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость личности, локус-кон-

троль, эмпатия, способность оказытать и воспринимать социальную поддержку), когнитивные качества (уровень когнитивного развития, резервы психических функций), типологические (тип ВНД, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов) и регуляторные качества (уровень профессиональной подготовленности, знания, умения, навыки, опыт).

К личностно-средовым дезадаптивным ресурсам (копинг-ресурсам) мы относим нервно-психическую неустойчивость, низкий волевой контроль поведения, отсутствие поддержки в виде социальноподдерживаю-щей сети, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессонеустойчивость.

Психологический механизм копинг-поведения субъекта профессиональной деятельности можно отразить в виде модели, представленной на рис. 5.

В порядке обобщения представляется необходимым отметить следующее:

- копинг-поведение личности в обществе и как субъекта в профессиональной деятельности является сложным системным образованием, детерминирован-

Макросоциальные

(макросредовые)

1 уровень (организации, системы) Законы, социальные нормы, МЧС, МВД, ФСБ, системы воспитания, социального и медицинского обеспечения

I

2 уровень (специалисты) Юристы, спасатели, пожарные, психологи; педагоги, мед. и социальные работники, психотерапевты, милиция

Копинг-ресурсы

Микросоциальные

(микросредовые)

1

Социальное

окружение

Семья, близкие, друзья, коллеги

Личностные

(индивидуально-психологические)

Социально-нравственные качества (Я-кон-цепция, мотивация, моральная нормативность, самосознание и др.); эмоциональноволевые качества (стрессоустойчивость, волевой контроль поведения, психологическая устойчивость и др.); когнитивные, типологические, регуляторные качества, профессиональная подготовленность, опыт, знания, умения, навыки и др.

Рис. 4. Основные группы и компоненты копинг-ресурсов личности

ным характером субъект-субъектных взаимодействий и защитно-совладающего поведения;

- защитно-совладающее поведение как психологический механизм борьбы со стрессом представляет собой интегративную метасистему, состоящую из большого количества элементов (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, личностные и средовые ресурсы совладания со стрессом), организованных в более крупные системы (психологическая защита, ко-пинг-поведение), связанные между собой отношениями иерархии;

- структура защитно-совладающего поведения специалистов экстремальных профессий зависит от специфики их профессиональной деятельности, частоты и выраженности воздействия различных стрессорных факторов, а также определяется стрессорными факторами их жизнедеятельности в социуме;

- содержательная организация защитно-совладаю-щего поведения представляет собой сложное многоуровневое образование, включающее дискретные компоненты, различающиеся степенью зрелости, адаптивности и активности, которые интегрируются в разноуровневые системы;

- защитно-совладающее поведение человека как личности в социуме и как субъекта экстремальной профессиональной деятельности в значительной степени детерминируется личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками, свойствами и качествами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

2. Амбрумова А. Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности // Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1996.

3. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1995. - № 4.

4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М., 2001.

5. Бодров В. А. Информационный стресс. - М., 2000.

6. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. - 1994. - Т. 2. - № 1.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. - СПб., 1999.

8. Грановская Р. М. Психологическая защита. - СПб., 2007.

9. Гулина М. А., Козлова А. Л. Защитные механизмы личности // Психология / под ред. А. А. Крылова. - М., 1999.

10. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. - Барнаул, 2000.

11. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - М., 1983.

12. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2005.

13. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пси-хол. наук. - Иркутск, 2007.

14. Кубасов В. А., Москвитин Н. П., Зданович А. А., Ко-вылин А. И. Психологические защитные механизмы. - Новокузнецк, 1999.

15. Лебедев И. Б. Психологические основы стресспреодо-левающего поведения сотрудников ОВД. - М., 2001.

16. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохо-ва. - М., 1984.

17. Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. -М., 1981.

18. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л., 1983.

19. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. - СПб., 1996.

20. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 2003.

21. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2000.

22. СельеГ. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте : дис. ... д-ра мед. наук. - Бишкек, 1994.

24. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Ви-дерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. - М., 2001.

25. СтолинВ. В. Самосознание личности. - М., 1983.

26. Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. - СПб., 1997.

27. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с англ. - М., 1993.

28. Фрейд3. Введение в психоанализ: лекции / пер. с нем. -М., 2003.

29. Ялтонский В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: дис. ... д-ра мед. наук. - СПб., 1995.

30. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. -1980. - Vol. 21.

31. Lazarus R. S. Psychological Stress and the Coping Process. - N.-Y., 1966.

32. LazarusR. S., Folkman S. Coping andAdaptation // The Hand Book of Behavioral Medicine / еds. W. D. Gentry. - N.-Y, 1984.

33. Moos R. H., Billings A. G. Conceptualizing and Measuring Coping Resources and Processes // Handbook of Stress / еds. L. Goldenberg, S. Breznits. - N.-Y., 1982.

34. Haan N. Coping and Defending: Processes of Selfenvironment Organization. - N.-Y., 1977.

КОРРЕКЦИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ

Ж. Ч. Цуциева

В статье рассматриваются психологические механизмы, результаты психодиагностики и психологической коррекции посттравматического стресса у детей - жертв террористического акта с массовой гибелью в Беслане. Особое внимание уделено исследованию ценностно-смысловой сферы и цветовых предпочтений у детей из группы заложников и очевидцев теракта.

Ключевые слова: террористический акт, посттравма-тическое расстройство, заложник, очевидец, психологические механизмы, цвет, эмоциональная реакция.

В последние годы отмечается повышенный интерес к исследованию феномена посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей (2, 56-62). Это связано с ростом терроризма и частым вовлечением детей в террористические акты (как правило, в качестве заложников). Одним из основных критериев ПТСР согласно DSM-IV является наличие ситуации, кажущейся угрожающей или представляющей реальную физическую опасность для самого человека, окружающих его людей и вызывающей у него острый страх, переживание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.