осуществляется по принципу «хочу - не хочу». Можно предположить, что сфера эмоциональных контактов ограничивается друзьями, коллегами-программистами, близкими людьми, что может создавать впечатление замкнутости программистов, недоступности их среды и трудностей в общении с ними.
Как следствие психологической защиты в фазе истощения проявляются равнодушие, отчуждение, невключенность в те аспекты профессиональной деятельности и профессиональных контактов, которые вызывают напряжение и негативные эмоции. Со стороны компонентов отношения фактором, увеличивающим напряжение и резистенцию, является установка на альтруизм, т. е. стремление приносить пользу людям, часто в ущерб себе. Данная установка может способствовать проявлению внутри-личностного конфликта, учитывая доминирующую мотиваци-онно-потребностную ориентацию программистов с ценностным отношением на свободу и характер труда программиста, ориентированный на индивидуальную работу.
Увеличивает напряжение проявление потребностно-техно-логического отношения, связанного с целесообразностью, воспроизводством, ремесленничеством в отличие от доминирующего для этой группы ценностного отношения к профессиональной деятельности, связанного с целеполаганием, достижением, творчеством.
Увеличивает проявление психологической защиты (рези-стенции) также ценность интересной работы. Т. е., чем больше направленность действовать на благо другим (в ущерб себе) и, одновременно, на интерес в работе, тем больше проявляется психологическая защита, вероятно, связанная с внутренним конфликтом противоречивых тенденций социальной и индивидуальной реализации.
Препятствуют развитию эмоционального выгорания удовлетворяющие отношения с друзьями и в семье (ценности социализации). Снижает напряжение удовлетворенность своим материальным обеспечением (ценности адаптации), что позволяет противостоять внешнему давлению.
Отрицательный вклад в формирование резистенции и истощения вносит смыслообразующий мотив, связанный с ощущением своего престижа, авторитета. Для программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности важны
Библиографический список
признание другими их достижений и ощущение собственной авторитетности. Их отсутствие или недостаточность способствуют формированию психологической защиты и, в результате, отчуждения.
Со стороны личностных особенностей увеличивают все фазы выгорания неуверенность (чувство вины), высокая тревожность. Замкнутость способствует проявлению резистенции и истощения.
Таким образом, исследование эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением позволило установить противоречия, способствующие его формированию:
- между мотивационно-потребностными установками на альтруизм и свободу (мотивационный компонент);
- между ценностями социализации и индивидуализации (мотивационный компонент);
- между осознанием профессиональной деятельности как цели и как ценности (когнитивный компонент);
- между стремление иметь авторитет, признание достижений и отчуждением аспектов профессиональной деятельности, связанных с социальными контактами, вызывающими напряжение и негативные эмоции (мотивационный / эмоциональный компонент).
Если потребность в авторитете и признании профессиональных достижений не удовлетворена, то психологическая защита развивается в направлении ограничения социального взаимодействия ближним кругом и самосовершенствования в профессиональной деятельности, чтобы в этом быть лучше других и обладать самостоятельностью и независимостью.
Вывод. Эмоциональному выгоранию у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности способствуют как определенные личностные особенности - чувство вины, тревожность, замкнутость, так и противоречия между или внутри компонентов отношения, приводящие к субъективной недостаточности осуществления данного отношения, что нарушает реализацию личностных аспектов в процессе профессиональной деятельности. Дальнейшие исследования направлены на определение предикторов эмоционального выгорания для групп программистов с другими типами отношения к профессиональной деятельности.
1. Булатевич Н.М. Психмне вигоряння як невщповщносл млж особистютю та стилем м життeдiяльностi. Науковий часопис НПУ ¡меш М.П. Драгоманова. Серiя № 12. Психолопчн науки: Зб. Наукових праць. 2007; 19 (43).
2. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание. Человек. Сообщество. Управление. 2012; 3: 75 - 88.
3. Дроздова А.Р. Психолог1чн1 чинники прояву синдрому «емоц1йного вигорання» у представник'в р'зних типв професй i безроб'1тних. Диссертация ... кандидата психологических наук. Харьков, 2013.
4. Лайкова (Забара) И.В. Направления современных исследований эмоционального выгорания у представителей различных профессий. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014: 18 - 23.
5. Джанерьян С.Т. ПрофессиональнаяЯ-концепция: системный анализ. Ростов-на-Дону, 2004.
6. Кокурина И.Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012; 1: 29 - 40.
References
1. Bulatevich N.M. Psihichne vigoryannya yak nevidpovidnosti mizh osobististyu ta stilem n zhittediyal'nosti. Naukovij chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Seriya № 12. Psihologichni nauki: Zb. Naukovih prac'. 2007; 19 (43).
2. Dikaya L.G. Lichnostnyj potencial i 'emocional'noe vygoranie. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie. 2012; 3: 75 - 88.
3. Drozdova A.R. Psihologichnichinnikiproyavusindromu«emocijnogo vigorannya» upredstavnikivriznih tipiv profesijibezrobitnih. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Har'kov, 2013.
4. Lajkova (Zabara) I.V. Napravleniya sovremennyh issledovanij 'emocional'nogo vygoraniya u predstavitelej razlichnyh professij. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya: sbornik materialov HLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2014: 18 - 23.
5. Dzhaner'yan S.T. Professional'naya Ya-koncepciya: sistemnyj analiz. Rostov-na-Donu, 2004.
6. Kokurina I.G. «Otnoshenie» kak fundamental'naya kategoriya social'noj psihologii v analize motivacii sovmestnoj deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2012; 1: 29 - 40.
Статья поступила в редакцию 14.06.18
УДК 371
Zarodina V.V., postgraduate, Basic Department of Organizational Psychology and Psychology of Professional Activity, Institute of World Civilizations (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS FOR DETERMINING STRESS RESISTANCE IN DOCTORS OF SURGICAL PRACTICE. Socio-economic transformations of modern society create increased requirements for stress resistance of an individual. In the context of the development of modern medicine it can be characterized as a potential possibility of occurrence and development of various stress situations in doctors of surgical practice. The article concludes that for the analysis of the overall stress resistance in surgeons such techniques can be applied: a comprehensive empirical psychodiagnostic method, "Coping-test" by R. Lazarus
and S. Folkman, adapted by T.L. Kryukova, E.V. Cuttack, M.S. Zamyshlyaeva and "Method to determine the likelihood of stress development", J. Taylor in the modification of T. A. Nemchina and self-esteem stress test (by the authors S. Cohen and Williamson).
Key words: stress, stress resistance, coping behavior, adaptive reactions, stress factors.
В.В. Зародина, аспирант, базовая кафедра организационной психологии и психологии профессиональной
деятельности, НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ВРАЧЕЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Социально-экономические преобразования современного общества создают повышенные требования к стрессоустой-чивости личности. В условиях развития современной медицины можно охарактеризовать, как потенциальную возможность возникновения и развития различных стрессогенных ситуаций у врачей хирургической практики. На основе проведённых исследований, в статье делается вывод о том, что для практики анализа общей стрессоусточивости врачей - хирургов можно применять методики: комплексный эмпирический психодиагностический метод, а именно «Копинг-тест» Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой и «Методику для определения вероятности развития стресса» Дж. Тейлора в модификации Т.А. Немчина и тест на самооценку стрессоустойчивости (авторы С. Коухен, Г. Виллиансон).
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, копинг-поведение, атаптационные реакции, факторы стресса.
Изучение проблем стрессоустойчивости личности является достаточно актуальным уже на протяжении длительного времени. Стресс и стрессоустойчивость впервые рассматривал Г. Селье. «Стресс» им описан, как «общая совокупность имеющихся неспецифических адаптационных реакций организма на осуществляемое воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических), которые нарушают его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма, приводящее с негативным изменениям» [1, с. 15].
Стрессоустойчивость в современной психологии определяют, как «характеристику, оказывающую воздействие на продуктивность (или успешность) деятельности» [2].
По мнению М.Л. Хуторной, стрессоустойчивость представляет собой «интегративное психологическое образование, которое включает в себя личностный компонент, способствующий определению развития когнитивной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функции и поведенческий компонент, который включает в себя актуализацию и применение различных антистрессовых стратегий [3, с. 54].
С точки зрения Б.Х. Варданян, стрессоустойчивость представляет собой значимое «свойство личности, которое способствует обеспечению гармонического отношения между представленными компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым основано на содействии более успешному выполнению деятельности» [4, с. 18].
В настоящее время для современного человека на передний план выходит забота о сохранении собственного психического здоровья при формировании его стрессоустойчивости. Деятельность врача - хирурга связана с постоянным стрессом, т.к. данному человеку в связи с его профессиональным статусом необходимо не только обладать развитыми ПВК (профессионально важными качествами), но и понимать всю полноту ответственности за жизнь и здоровье пациента.
Деятельность врача - хирурга связана с постоянным стрессом, т. к. данному человеку в связи с его профессиональным статусом необходимо не только обладать развитыми ПВК (профессионально важными качествами), но и понимать всю полноту ответственности за жизнь и здоровье пациента. Психическое здоровье представляет собой определенный путь к уверенной в себе личности без наличия различных внутренних конфликтов, который живет в четкой гармонии с собой и внешней средой.
На данном пути человеку необходимо активным образом познавать особенности своей психики, что может позволить себе не только укреплять собственное здоровье, но и предупреждать возникновение физических и психических болезней, а также самосовершенствоваться.
Исходя из всего вышеперечисленного, актуальность определения методик для исследования стрессоустойчивости врачей хирургической практике можно определить следующими пунктами:
1. До настоящего времени не разработана целостная система социально-психологических тренингов формирования стрессоустойчивости врачей-хирургов.
2. Не достаточно изучены проблемы социальной поддержки в стрессогенных ситуациях врачей-хирургов.
3. Отсутствуют профилактические мероприятия, способствующие формированию стрессоустойчивости и, основывающиеся на современных методах психологической коррекции стресса у врачей - хирургов в процессе реализации ПВК (профессионально - важных качеств), осуществлении работы с пациентам в дооперационном, операционном и послеоперационном периоде.
Изучение проблем стрессоустойчивости личности является актуальным уже на протяжении достаточно длительного периода времени. Данная проблема исследовалась Л.И. Анциферовой, Н.Б. Виттом, Л.В. Куликовым, Е.Л. Щербаковым. В данный период осуществляемое комплексное исследование стресса имеет выраженную междисциплинарную направленность, способную охватить широкий спектр методов, используемых в различных науках (биохимия, биология, социология, профессиональная психология, общая психология).
Стресс у врача - хирурга может возникнуть при несовпадении имеющихся адаптивных возможностей с силой воздействующего стрессора. Большинство представленных стрессоров имеют особенность выхода за границы диапазона адаптивных возможностей личности. Стресс у врача - хирурга также могут вызвать сенсорная депривация, наличие определенного информационного голода или информационной перегрузки, монотонность осуществляемой им трудовой деятельности, а также достаточно стремительная динамика перемен. Вместе с этим, достаточно выражено стрессовое состояние может быть определено значимыми внутренними факторами, к которым относится дисгармония личности.
П.Б. Зильберман было дано следующее определение: стрессоустойчивость представляет собой «интегративное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности врача-хирурга, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке во время осуществления профессиональных манипуляций» [5].
Р. Лазарусом было введено понятие «психологический стресс», который необходимо определить как реакцию, опосредованную имеющейся оценкой угрозы и различными защитными процессами.
Р. Лазарус и С. Фолькман представили собственные точки зрения на психологический стресс как взаимоотношения специалиста по профессиональному признаку с конкретной средой, которые способны оказывать влияние на благополучие личности и которые подвергают испытанию основные ресурсы, имеющиеся в настоящее время в распоряжении организма.
Дж. Эверилл, основываясь на определении, которое было дано С. Сэллсом, считает, что сущностью представленной стрессовой ситуации может быть имеющаяся потеря контроля, т.е. полное отсутствие адекватной реакции на конкретную ситуацию, достаточно значимой для личности, а впоследствии и вовсе осуществлении отказа от реагирования [6].
По мнению ряда учёных, психический стресс представляет собой состояние, которое препятствует самоактуализации личности [7].
Исследование значимых для развития современного человека индивидуальных особенностей совладающего поведения личности в стрессовой ситуации на основании его представлений о субъективной значимости данной ситуации, а также имеющимися психологическими ресурсами в настоящее время является выраженной как в России (Р.М. Грановская, А.Д. Гришановский, В.М. Ялтонский), так и за пределами территории Российской Федерации (Р.С. Лазарус, Р. Мак Крайя, Дж.Д. Паркер и др.).
В зарубежной психологии осуществление реализации вопросов, связанных с проблемой преодоления трудных жизненных ситуаций в данный момент осуществляется в трех основных направлениях:
- соотношение имеющегося стиля для практического со-владания и контекста заявленной ситуации;
- влияние определенных личностных детерминант на имеющиеся индивидуальный предпочтения рассматриваемых ко-пинг-стратегий (П. Коста, Р. МакКрей);
- влияние наиболее значимых когнитивных факторов на имеющиеся способы для процесса совладания с различными жизненными трудностями (С. Фолкман).
Методология исследования совладающего поведения для врачей - хирургов выстраивается на различных предположениях относительно различных источников и природы данного вида поведения.
Наибольший интерес вызывают четыре основных стратегии осуществления комплексной диагностики копинг-поведения врачей - хирургов:
1. Наличие субъективного отчета испытуемого о своем поведении, который может быть выражен через различные ответы на вопросы опросников и интервью.
2. Наблюдение за действиями в ситуации стресса.
3. Фиксация очевидных признаков стрессового состояния врачей -хирургов при выполнении ими поставленных профессиональных задач.
4. Изучение наиболее значимых документов и используемых продуктов
Как и любое другое поведение, Т. Beehr & McGrath предлагают осуществление анализа совладания по трем исследуемым параметрам:
1. Наличие локуса контроля в четкой зависимости от личности или конкретно взятой ситуации.
2. Спонтанность или намеренность действий и профессиональной активности врача - хирурга.
3. Изменчивость или устойчивость к возможным стрессам
[8].
Имеющиеся представления исследователя относительно природы совладания в полном объеме имеют воздействие на выбор необходимых методов для осуществляемой диагностики указанного феномена. Значимым является то, что субъективный отчет представляет собой наиболее распространенную и менее трудоемкую стратегию осуществляемой диагностики.
При этом Я. Морено в начале двадцатого столетия обращал внимание на то, что «одной из величайших методологических трудностей, с которыми ранее сталкивались социальные науки, является разрыв между вербализованным поведением, а также поведением в различных жизненных ситуациях (модели осуществляемого действия), в которых вербализованное поведение представляет собой лишь незначительный компонент».
Диагностике совладающего поведения в последнее время посвящено достаточное количество различных публикаций. Большинство западных исследователей разделяют один из двух подходов для понимания сути совладания - интер- или интра индивидуального взаимодействия корректировки поведения, однако и те, и другие используют самоотчет испытуемых об имеющемся поведении как значимый прием измерения осуществляемых копинг-реакций и конкретных действий. К наиболее известным методам относится Опросник способов совладания (WCQ - Ways of Coping Questionnaire; Folkman & Lazarus, 1988). На его основе в более поздний период времени стали использоваться и другие методики [8].
В последнем адаптированном варианте WCQ имеется 50 различных вопросов, которые составляют восемь основных шкал, а также диагностирует две базовые стратегии для осуществляемого совладания - проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг при реализации специфических ситуаций стресса (например, болезнь, боль, потеря работы, испуг относительно успеха проводимой операций, волнение за результат своей профессиональной деятельности и т. д.). Иссле-
дователи интраиндивидуального подхода обращают внимание на основных стили совладающего поведения, в основе которых заложены личностные переменные как наиболее устойчивые диспозиционные структуры. К указанному направлению модем отнести методику «Шкалы совладания» (Соре Scale), предложенная Carver et al.
Практический интерес вызывает также Методика многомерного измерения копинга (CISS - Coping Inventory for Stressful Situations - GRI-V1), которая использована в эмпирическом исследовании совладающего поведения как эталонная модель на основании недоступности качественного отечественного инструментария. Методика C1SS была разработана одним из ведущих канадских специалистов в сфере психологии здоровья и клинической психологии Н.С. Эндлером в соавторстве с Д.А. Паркером в 1990 г. Данная методика состоит из сорока восьми утверждений, которые должны быть сгруппированы в три основных фактора. Каждый из имеющихся факторов представлен шкалой, в которой представлены шестнадцать основных вопросов, третий фактор - избегание - имеет две субшкалы: отвлечение и социальное отвлечение. Необходимо обратить внимание на то, что CISS достаточно надежно измеряет три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль и стиль, которые ориентирован на избегание (данные нами сокращения - ПОК, ЭОК и КОИ).
Факторная структура предлагаемой методики была валиди-зирована на выборках студентов старших курсов медицинской академии по профилю «хирург» и врачах - хирургах института имени Склифосовского в г. Москва. Возможно также применение методики в любой клинике хирургического профиля.
Методика CISS была переведена нами с английского языка на русский, далее был сделан обратный перевод двумя носителями языка (прием «прямой-обратный перевод»). В нашем переводе методика получила название «КПСС - Копинг-поведение в стрессовых ситуациях - опросник обобщенных реакций».
Для практики анализа общей стрессоусточивости врачей-хирургов можно применять также следующие методики: комплексный эмпирический психодиагностический метод, а именно «Копинг-тест» Р Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой и «Методику для определения вероятности развития стресса» Дж. Тейлора в модификации Т.А. Немчина и тест на самооценку стрессоустойчивости (авторы С. Коухен, Г. Виллиансон).
Перед началом экспериментальной работы врачей - хирургов вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего каждому врачу-хирургу предъявляется инструкция. При прохождении «Копинг-теста» испытуемым предлагаются 50 утверждений, которые касаются поведения в трудной жизненной ситуации. Каждый респондент должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него: никогда - 0 баллов, редко - 1 балл, иногда - 2 балла, часто - 3 балла.
Примеры утверждений: «Оказавшись в трудной ситуации, я:
1. вел себя, как будто ничего не произошло 2. старался не показывать своих чувств 3. пытался увидеть в ситуации что-то положительное» [9].
При прохождении «Методики для определения вероятности развития стресса» испытуемым также предлагается 50 утверждений, на которые можно ответить либо «да», либо «нет».
Примеры утверждений: 1. «Когда волнуюсь, дрожат руки»
2. «Мне трудно сосредоточиться на одном задании» 3. «Ожидание всегда меня нервирует» [5]. При прохождении «Копинг-те-ста» испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него: никогда - 0 баллов, редко - 1 балл, иногда - 2 балла, часто - 3 балла. Примеры утверждений: Оказавшись в трудной ситуации, я: 1. вел себя, как будто ничего не произошло 2. старался не показывать своих чувств 3. пытался увидеть в ситуации что-то положительное.
При прохождении теста на самооценку стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона респондентам (врачам - хирургам) было предложено 10 утверждений. Каждый респондент должен отметить, как часто представленные варианты поведения имели свои проявления в его проведении: никогда - 0 баллов, редко - 1 балл, иногда - 2 балла, часто - 3 балла. Примеры утверждений: 1. «Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?» 2. «Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под ваше-
го контроля?» 3. «Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?» [9].
Интерпретация получаемых результатов диагностического исследования построена на основе стандартизации (сравнение индивидуальных результатов респондента с 1Ш). По результатам диагностики из 70 респондентов у 40 (57%) преобладающими являются достаточно эффективные копинг-стратегии и прогнозируется повышение стрессоустойчивости, при этом 30 респондентов (43%) используют неэффективные копинги и находятся в состоянии стресса. Последние 30 респондентов были поделены на экспериментальную и контрольную группу по 15 человек в каждой. Их них 19 респондентов (65%) находились в состоянии
Библиографический список
стресса и 26 респондентов (88%) использовали неэффективные копинг-стратегии. Экспериментальная группа посещала тренин-говые занятия, на контрольной группе программа реализована не была.
Таким образом, установлено, что совладающее поведение (стрессорганизующее и коррегирующее) является многомерным конструктом. В этом и заключается сложность осуществления его измерения. Поэтому на вопросы операционального уровня исследования - что и каким образом измерять в настоящее время ответы еще не найдены, и само измерение или диагностика совладания как явление сравнительно достаточно появилось в науке.
1. Ануфриюк К.Ю. Защитно-совладающее поведение и его роль в социально-психологической адаптации врачей общей практики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011; 4: 147 - 153.
2. Дунай В.И. Особенности проявления стресса у военных врачей. Военная медицина: научно-практический рецензируемый журнал. 2012; 2: 44 - 47.
3. Баст Е.И. Стрессоустойчивость как фактор психологического благополучия личности врачей-хирургов. Санкт-Петербург, 2014.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2-х т. Санкт-Петербург, 2017.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва: Воронеж, 2014.
6. Дербин П.А. Социально-психологические технологии формирования стрессо-устойчивости у врачей. Успехи современного естествознания. 2016; 2.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург, 2012.
8. Котенева А.В. Защитные механизмы личности и эмоциональная сфера. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014; 11: 270 - 276.
9. Белова Л.П. Социально-психологический тренинг как средство развития социальной активности личности. Москва, 2015. References
1. Anufriyuk K.Yu. Zaschitno-sovladayuschee povedenie i ego rol' v social'no-psihologicheskoj adaptacii vrachej obschej praktiki. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12: Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2011; 4: 147 - 153.
2. Dunaj V.I. Osobennosti proyavleniya stressa u voennyh vrachej. Voennaya medicina: nauchno-prakticheskijrecenziruemyjzhurnai. 2012; 2: 44 - 47.
3. Bast E.I. Stressoustojchivost'kak faktor psihoiogicheskogo biagopoiuchiya iichnosti vrachej-hirurgov. Sankt-Peterburg, 2014.
4. Anan'ev B.G. Cheiovek kak predmet poznaniya. Izbrannye psihoiogicheskie trudy: V 2-h t. Sankt-Peterburg, 2017.
5. Bozhovich L.I. Probiemy formirovaniya iichnosti: Izbrannye trudy. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna. Moskva: Voronezh, 2014.
6. Derbin P.A. Social'no-psihologicheskie tehnologii formirovaniya stresso-ustojchivosti u vrachej. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2016; 2.
7. Vodop'yanova N.E. Psihodiagnostika stressa. Sankt-Peterburg, 2012.
8. Koteneva A.V. Zaschitnye mehanizmy lichnosti i 'emocional'naya sfera. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014; 11: 270 - 276.
9. Belova L.P. Sociai'no-psihoiogicheskij trening kak sredstvo razvitiya sociai'noj aktivnosti iichnosti. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 08.07.18
УДК 159.923
Kajgorodov B.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: [email protected]
Eremitskaya I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),
E-mail: [email protected]
COMFORT ZONE, DEVELOPMENT AND SELF-UNDERSTANDING. The article presents one of the self-understanding mechanisms - an exit from a comfortable state. The exit from a comfort zone creates pre-conditions for a person's self-understanding. In a comfort zone a person has no need for self-understanding. In this zone a person acts in the same way due to the fixed habitual behavioral and reaction patterns. In a comfort zone, on the one hand, a person feels habitual and comfortable, and on the other be feels bored. He doesn't feel freedom and ease, he has satiety of everyday routine, he isn't comfortable where everything is good, and there is a wish for something new. For most people everything new, as a rule, deals with a possibility of mistakes and failures. So it's very dreadful for a person to leave the comfort zone, as outside of this zone there is a zone of risk, experiences, tension and possible danger. The aspiration to overcome the fear and uncertainty, caused by the exit from the comfort zone, includes self-understanding as the aspiration to understand one's opportunities in the face of a new situation.
Key words: comfort zone, exit from comfort zone, need of self-understanding, task of self-understanding, understanding context.
Б.В. Кайгородов, д-р психол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань,
E-mail: [email protected]
И.А. Еремицкая, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань,
E-mail: [email protected]
ЗОНА КОМФОРТА, РАЗВИТИЕ И ПОНИМАНИЕ СЕБЯ
В статье рассматривается один из механизмов понимания себя - выход из комфортного состояния. Выход из зоны комфорта создает предпосылки для понимания себя человеком. В зоне комфорта человеку нет необходимости понимать себя. В этой зоне человек действует стереотипно за счет закрепленных привычных паттернов поведения и реагирования. В зоне комфорта человеку, с одной стороны, привычно и комфортно, а с другой - скучно. Он не ощущает свободы и легкости, у него присутствует пресыщенность обыденности, ему не комфортно там, где все хорошо, и хочется чего-то нового. Но все новое для большинства людей, как правило, связано с возможностью ошибок и неудач. Поэтому выйти из зоны комфорта человеку