Ю.Ю. ИНЬШИН, А.В. ЛИПАТКИН
YU.YU. INSHIN, A.V. LIPATKIN
СТРЕЛЯТЬ ХОРОШО И МНОГО
SHOOT WELL AND A LOT
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ СТРЕЛЬБЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БОЕВОГО ЛАЗЕРНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ВЫСОКОТОЧНОГО КОМПЛЕКСА «БЛИК-ВТ»
INNOVATIVE APPROACHES IN TEACHING SHOOTING TO CADETS USING THE BLIK-VT COMBAT LASER INTERACTIVE HIGH-PRECISION COMPLEX
âià
Сведения об авторах: Иньшин Юрий Юрьевич - профессор кафедры вооружения и стрельбы Новосибирского высшего военного командного училища, доцент (г. Новосибирск);
Липаткин Александр Васильевич - доцент кафедры вооружения и стрельбы Новосибирского высшего военного командного училища, доцент (г. Новосибирск).
Аннотация. В статье проводится анализ эффективности использования электронных стрелковых тренажёров в системе огневой подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: тренажёры, учебно-тренировочные средства, электронный тир.
Information about the authors: Yuri Inshin - Professor of the Department of Armament and Shooting, Associate Professor (Novosibirsk);
Alexander Lipatkin - Associate Professor of the Department of Armament and Shooting, Associate Professor (Novosibirsk).
Summary. The article analyzes the effectiveness of the use of electronic shooting simulators in the system of fire training of military personnel.
Keywords: simulators, training aids, electronic shooting range.
В процессе современных реформ, происходящих в ВС РФ в условиях, когда военная сила в системе международных отношений за последнее время всё чаще становится решающим фактором проведения внешней политики государств, более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооружённых конфликтов, затрагивающих интересы безопасности Российской Федерации. Существующие угрозы оказывают влияние также на развитие военно-политической
и военно-стратегической обстановки в мире, создание очагов напряжённости, характер войн и вооружённых конфликтов. При этом требования, предъявляемые к военнослужащим, определяются сложностью задач, решаемых ими в условиях коренных изменений в тактике действий частей и подразделений, возрастанием физических, моральных, психологических нагрузок, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к профессионально важным качествам военнослужащих, их навыкам и умению владеть оружием.
Возрастание требований к уровню владения стрелковым оружием делает актуальным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки курсантов (слушателей) военно-учебных заведений МО РФ.
В то же время организация огневой подготовки в военно-учебных заведениях МО РФ не всегда успевает реагировать на происходящие изменения.
В последнее время в процессе реформирования ВС РФ сократилось значительное количество тиров и полигонов, где проводилось основное обучение военнослужа-
щих меткой стрельбе из штатного стрелкового оружия. В связи с этим особое значение приобретает качественная огневая подготовка курсантов и слушателей - будущих профессионалов военного дела.
Охотники и стрелки-спортсмены говорят: «Чтобы стрелять хорошо, стрелять надо много». Здесь, как и в любом ином виде деятельности, необходима практика. Однако важно не просто много тренироваться, но и суметь правильно организовать тренировочный процесс, который позволил бы не только сохранить качество обучения меткой стрельбе, но и по возможности улучшить уровень подготовки стрелков.
В настоящее время в военно-учебных заведениях МО РФ огневая подготовка проводится на основании Курса стрельб 2019 года, где уже значительно используется опыт боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах, возросли требования к скорострельности и точности ведения огня. В связи с этим необходим поиск новых методических подходов к обучению стрельбе из штатного оружия будущих офицеров.
Практика боевой деятельности показывает, что эффективность действий военнослужащих в современном бою зависит, прежде всего, от высоких морально-волевых качеств, хорошей физической подготовленности военнослужащих, их умения в совершенстве владеть стрелковым оружием и уверенно использовать его в сложной, быстроменяющейся обстановке.
Анализ системы обучения стрельбе из боевого оружия в Новосибирском ВВКУ МО РФ указывает на то, что качество подготовки курсантов, будущих офицеров и стрелков-спортсменов напрямую зависит от количества учебных часов, выделяемых на боевую подготовку, состояния материально-технической базы, оснащения учебного процесса необходимым оружием и боеприпасами, современным инвентарём и оборудованием. Каж-
дый, кто хоть раз держал в руках стрелковое оружие, наверное задумывался над тем, как добиться наибольшей точности стрельбы. Этот вопрос появился одновременно с появлением первого стрелкового оружия. В стрельбе проблема устойчивости и точности прицеливания была актуальна всегда, причём как для самого стрелка, так и для того, кто пытался этого стрелка обучить.
Улучшить качество обучения мелкой стрельбе из штатного стрелкового оружия стало возможным при применении новых методов обучения с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных боевых тиров. Данные технические средства обучения позволяют формировать навыки правильной изготовки к стрельбе из различных положений и технику выполнения выстрела, оптимизировать процесс обучения. Для этого необязательно иметь полигонное оборудование и стрельбище, обучение может проводиться в пункте постоянной дислокации на приказарменной учебно-материальной базе и в учебных классах с электронными тренажёрами. Дальнейшее совершенствование сформированных навыков однообразной изготовки из различных положений и правильной техники выполнения выстрела должно проводиться в боевых тирах и на полигоне во время стрельбы с боевыми патронами.
Формирование навыков изготовки и техники стрельбы на по-
лигоне с использованием боевых патронов не всегда возможно, так как во время выстрела возникает отдача оружия, и она не позволяет проконтролировать ошибки, допущенные стрелком в изготовке и технике выполнения выстрела. Обнаружить и зафиксировать ошибки, допущенные стрелком, стало возможным с использованием оптико-электронных, лазерных, интерактивных и мультимедийных тиров. Диагностированные ошибки обучаемых стрелков исправляются специальными подготовительными упражнениями, разработанными преподавателем для конкретных типов тренажёров и тиров. Одним из перспективных направлений в использовании вспомогательного оборудования и техники в обучении меткой стрельбы стал выпуск электронных стрелковых тренажёров. Электронные стрелковые тренажёры позволяют объективно оценивать устойчивость оружия, которая из объекта пристального наблюдения стрелка и его субъективных оценок превращается в реальный предмет для совершенствования его огневой выучки.
Как правило, это имитаторы оружия либо излучающая насадка, которая устанавливается на боевой образец, плюс приёмник импульса и компьютер, с помощью чего обрабатывается результат. Для работы с таким тренажёром стрелок закрепляет на оружие датчик, который постоянно с высокой точностью следит за перемещени-
ем ствола относительно мишени и передаёт информацию в компьютер. Синхронность прицеливания и нажатие на спусковой крючок, траектория перемещения оружия на фоне мишеней, момент выстрела и пробоина фиксируются на экране компьютера.
В Новосибирском высшем военном командном училище уже на протяжении нескольких лет на начальном этапе огневой подготовки курсантов и слушателей применяются электронные стрелковые тренажёры типа «ВЕГА-СВ№№ 1», интерактивный стрелковый тир на базе «РУБИН», а в последние годы высокоточный боевой лазерный интерактивный комплекс «БЛИК-ВТ». Указанные тренажёры в процессе использования показали высокую эффективность и неприхотливость в использовании. При применении электронных стрелковых тренажёров используются активные мишени и оптические сенсоры, закрепляемые на оружии, которое позволяет освоить технику выполнения выстрела с места (без движения) и наблюдать за траекторией прицеливания на экране монитора компьютера как до производства «выстрела», так и после «выстрела». К тому же на электронном стрелковом комплексе типа «ВЕГА-СВ№ 1» можно проводить занятия с мотострелковым взводом (им равным) по огневой подготовке и огневые тренировки на трёх учебных местах без использования боеприпасов и ручных осколочных гранат.
Особое место в системе огневой подготовки обучающихся занимает комплекс «БЛИК-ВТ». Комплекс устанавливается в 25-100-метровой галерее боевого тира и обеспечивает автоматизацию процессов: формирование фоноцелевой обстановки; регистрация, обработка и отображение выстрела; хранение и документирование результатов стрельб.
Бесконтактный способ фиксации пробоин позволяет вести скоростную стрельбу одновремен-
но по нескольким направлениям и использовать любые типы огнестрельного оружия, а также лазерные имитаторы.
Уникальные возможности комплекса - это:
- 6-8 огневых направлений на одном экране;
- независимое ведение стрельбы по своему направлению;
- два режима работы:
а) стрельба по неподвижным бумажным мишеням;
б) стрельба по движущимся целям и видеофильмам, проецируемым на экран;
- погрешность определения координат - 1 мм;
- вероятность пропуска выстрела - 1 на 100 000;
- высокая надёжность и точность определения координат попадания за счёт автоматической калибровки комплекса при каждом включении и инновационных алгоритмов цифровой обработки сигнала.
Все упражнения разработаны совместно со специалистами огневой подготовки в соответствии с Курсами стрельб различных силовых структур.
Программное обеспечение имеет удобный набор инструментов для конструирования и редактирования упражнений любого уровня сложности.
Автоматическая оценка и детальный разбор результатов стрельбы.
Использование комплекса «БЛИК-ВТ» позволило:
- отрабатывать навыки владения боевым оружием, навыки прицельной и интуитивной стрельбы с места, в движении, из различных положений по одной или нескольким мишеням;
- разыгрывать тактические эпизоды реального боевого столкновения: мгновенный выбор приоритетных целей, правомерность применения оружия, ведение огня в стрессовой ситуации;
- оптимизировать учебный процесс и увеличить в 2-3 раза пропускную способность за счёт компьютерной регистрации и обработки;
- организовать одновременную стрельбу по 7-ми направлениям с отображением результатов на персональных мониторах стрелков;
- не ходить к мишеням, результаты в реальном времени отображаются на мониторах стрелков, расположенных на огневом рубеже;
- уменьшить расход бумажных мишеней;
- вместо бумажных мишеней использовать мишень из износостойкой резины;
- выявлять и исправлять ошибки непосредственно при выполнении стрелкового упражнения;
- проводить подробный разбор каждого выстрела после выполнения упражнения;
- получать объективную оценку результатов стрельбы, которая достигается за счёт высокой точности и достоверности регистрации пробоины;
- надёжно различать два выстрела при попадании «пуля в пулю»;
- определять место попадания при промахе;
- выполнять упражнения учебных и контрольных стрельб из пистолета штатным боеприпа-сом и с использованием лазерных имитаторов оружия в соответствии с Курсом стрельб;
- автоматизировать процессы обработки, хранения и печати ведомости стрельб.
Использование комплекса «БЛИК-ВТ» позволило качественно улучшить процессы обучения военнослужащих навыкам владения стрелковым оружием, выполнению начальных, подготовительных и контрольных упражнений курса стрельб, совершенствования навыков владения стрелковым оружием, в том числе на виртуальных макетах реальных объектов и участков местности, изучение материальной части стрелкового оружия, его тактико-технических характеристик.
Возросло качество отработки других тем, таких, как: сведения из внешней и внутренней баллистики, проверка знаний обучаемых по изученным разделам, тренировки выполнения нормативов по огневой и тактической подготовке, решение огневых задач в составе отделения в соответствии с требованиями руководящих документов.
Хорошо зарекомендовала себя практика использования различных комплексов в процессе обучения. Особенностью комплекса «ВЕГА-СВ№ 1» является то, что тренажёр обеспечивает возможность проведения учебных занятий и огневых тренировок с взводом (и им равным) в составе отделений на трёх учебных местах в соответствии с методиками обучения без использования боеприпасов. Используемые имитаторы полностью соответствуют массогабарит-ным характеристикам реальных образцов стрелкового оружия, не имеют соединительных шлангов и проводов, в них на 80% реали-
зована имитация отдачи оружия при стрельбе. Тренажёр позволяет выполнять все упражнения Курса стрельб и организовывать занятия по управлению огнём отделения (группы). Инструментальные средства тренажёра позволяют в широких пределах изменять условия и сценарии упражнений при изменении методик обучения, Курса стрельб или необходимости отработки нестандартных ситуаций (сценариев действий).
Данный тренажёрный комплекс получил высокую оценку преподавателей огневой подготовки и тренеров по стрелковому спорту. В настоящее время, помимо подготовки стрелков-спортсменов, он активно используется для повышения уровня огневой подготовки курсантов и слушателей училища.
Также на начальном этапе обучения и тренировки курсантов и слушателей эффективной стрельбе в НВВКУ используется интерактивный тир «РУБИН», который является наиболее современным тренажёрным комплексом, оснащённым электронным оборудованием. Интерактивный тир «РУБИН», как и «ВЕГА-СВ№ 1», основывается на подаче сигнала от лазерного излучателя, устанавливаемого на любом оружии, что позволяет тренировать сформированные навыки стрельбы в движении со сменой огневых позиций. При помощи проектора на экран проецируются как неподвижные, так и движущиеся цели. Главное достоинство данного интерактивного тира - широкий спектр возможностей для моделирования различных видов боя, связанных с быстроизменяющейся обстановкой, расстояниями до цели и положениями стреляющего. Это позволяет отрабатывать курсантами и слушателями различные тактические приёмы и правила при стрельбе.
Надо отметить, что интерес к электронным тренажёрам во всём мире обусловлен их универсальностью, то есть возможностью установки практически в любом
помещении, абсолютной безопасностью, экономией патронов и рядом других преимуществ.
Этот тренажёр особенно хорош на начальных этапах обучения, когда речь идёт о таких вещах, как правильное прицеливание, плавный спуск курка, постановка дыхания.
Ошибки, допускаемые начинающим стрелком, условно можно отнести к стойке стрелка, хвату оружия, прицеливанию и ошибкам при обработке спускового крючка.
Обработка спускового крючка имеет первостепенное значение и является определяющим показателем степени подготовленности стрелка - ведь все ошибки при стрельбе возникают в основном вследствие его неправильной обработки.
Умение руководителя занятия увидеть эти ошибки, разъяснить их обучаемому, указать пути их устранения, добиться положительного результата, закрепить его и является его мастерством.
Начинающий стрелок, как правило, быстро усваивает стойку, хват оружия, понятие ровной мушки, но не всегда может правильно применить свои знания и первичные навыки на практике, что объясняется его слабой мышечной памятью, которая приобретается регулярными тренировками.
В процессе тренировок отрабатывается правильный хват оружия, от которого во многом зависит результат стрельбы. Однообразное удержание оружия в совокупности с однообразным прицеливанием снижает рассеивание пуль и как следствие улучшает общий результат.
Практика показывает, что ошибки в прицеливании - в основном результат неуверенности стрелка, боязни выстрела и воздействия внешних факторов. А вот ошибки при обработке спускового крючка -это прежде всего неправильный хват и неравномерное приложение усилия к спусковому крючку. Даже опытному руководителю занятий
трудно заметить сразу все ошибки стрелка, так как они проявляются комплексно и выражены малыми по величине и временному интервалу движениями.
Перед руководителем занятия стоит задача увидеть и разграничить эти ошибки, и выполнить её позволяют стрелковые тренажёры, такие, как «ВЕГА-СВ№ 1», «РУБИН» и, конечно же, «БЛИК-ВТ», которые фиксируют предысторию выстрела в виде траектории прицеливания, Анализ траектории позволяет понять полученный результат выстрела, выявить ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спускового крючка. Для детального анализа процесса прицеливания и анализа ошибок рекомендуется условно разделить его на два этапа. Первый включает в себя вывод оружия в точку прицеливания, установку ровной мушки, выбор свободного хода спускового крючка и задержку дыхания. Второй этап прицеливания - это перевод внимания на целик и мушку, удержание ровной мушки в течение всего приложения усилия на спусковой крючок до выстрела.
Подробный анализ траектории движения оружия позволяет инструктору не только обнаружить ошибки, допущенные стрелком, но и дать рекомендации по их устранению, а стрелку - устранить ошибки и закрепить положительный результат многократным повторением упражнения.
Подтверждением правильности рекомендаций по устранению ошибочных действий стрелка служит изменившаяся в нужную сторону траектория движения оружия в момент прицеливания и выстрела на мониторе стрелкового тренажёра. Сравнение траекторий движения оружия с разными результатами стрельбы даёт возможность наглядно показать стрелку влияние тех или иных ошибок на результат выстрела. Наиболее эффективно сравнение траекторий движения оружия начинающего и опытного стрелка, когда новичок видит, к че-
му надо стремиться для получения положительного результата.
Результативность стрельбы на тренажёрах всегда выше результатов боевых стрельб, что объясняется отсутствием эффекта выстрела, малыми дальностями -до 5 метров от мишени и отсутствием воздействий на психологическое состояние стрелка. Преподаватели огневой подготовки, для которых стрельба является делом профессиональным, подтверждают, что волнение при стрельбе всегда присутствует. Одним из способов снять его являются тренировки в условиях, близких к экстремальным, когда внимание стрелка занято решением быстроменяющихся ситуационных задач и анализом результатов огневого поражения противника. Устойчивые навыки владения оружием вырабатываются многократными тренировками, которые требуют значительных затрат - ресурса оружия, ресурса оборудования стрелковых тиров, расхода боеприпасов и денежных средств. Перечисленные затраты значительно снижаются за счёт использования стрелковых тренажёров. К стрельбе из боевого оружия логично переходить после того, как стрелок теоретически и практически будет подготовлен к ней в ходе стрелковых тренировок на тренажёре.
Опыт проведения занятий с использованием стрелковых тренажёров показывает, что результаты стрельбы на них имеют хорошую сходимость с результатами боевой стрельбы при условии, что тренировки проводились на дальность 12-14 метров - для стрельбы из пистолета и 14-15 метров - при стрельбе из автомата. Показатели стрелковых тренировок на дальностях 5-6 метров значительно лучше, но их сходимость с результатами боевой стрельбы намного хуже.
Исходя из полученных результатов, стрелковые тренировки рекомендуется проводить на дальностях от 10-12 метров, масшта-
бирование мишеней для стрельбы на дистанциях 5-6 метров имеет меньший положительный эффект, чем стрельба с больших дистанций. Использование видимого луча при выполнении упражнений стрельб по стационарным мишеням не рекомендуется, так как стрелок начинает ориентироваться по месту попадания, прицельно проводя только первый выстрел. Использование стрелковых тренажёров с программным обеспечением, позволяющим решать тактические огневые задачи, снижает влияние экстремальных условий на результат стрельбы сотрудника, способствует развитию его реакции на ситуацию и выработку решения на поражение цели.
Стрелковый тренажёр должен быть мобильным, обеспечивать работу не только в специально оборудованных помещениях, но и в приспособленных, а при необходимости и на открытой местности в полевых условиях. Мишенная обстановка должна строго соответствовать выполняемому упражнению, согласно Курсу стрельб, а оценочные показатели должны отражаться на экране и в электронном журнале. Стрелковый тренажёр должен обеспечивать выполнение упражнений учебных стрельб из автоматического оружия в положении «лёжа», при этом мишенная обстановка должна находиться на уровне глаз. До начала стрельб на экран должны выводиться условия выполнения упражнений стрельб и нормативные оценочные показатели. Промахи при стрельбе должны фиксироваться и учитываться в общей оценке.
Стрелковый тренажёр должен обеспечивать выполнение упражнений в соответствии с Курсом стрельб, иметь стандартный пакет разработанных специалистами ситуационных задач и возможность создания упражнения разной степени сложности самим пользователем. Отдельные комплектации стрелковых тренажёров должны обеспечивать выполнение стрельб
из оружия с оптическим и электронно-оптическим прицелом. Реализация этих примерных требований к стрелковым тренажёрам позволит нам более эффективно применять их при проведении стрелковых тренировок.
Главное достоинство лазерных тренажёров состоит в том, что они обеспечивают отработку и совершенствование навыков стрельбы на настоящем боевом или идентичном по всем параметрам учебном оружии. В процессе тренировок стрелок привыкает именно к тому оружию, которое будет применять.
Интерактивный тир «РУБИН», «ВЕГА-СВ№ 1» и комплекс «БЛИК-ВТ» являются наиболее современными тренировочными комплексами, оснащёнными электронным оборудованием. Акцент обучающей программы сделан на освоение тактико-технических элементов боевого столкновения: мгновенный выбор приоритетных целей, правомерность применения оружия, быстрое наведение оружия, ведение огня в стрессовой ситуации. Это позволяет обучающимся стрелкам получить навыки стрельбы в реальных условиях с помощью моделирования различных ситуаций. Развитие сюжета зависит от действий занимающегося. Статические и динамические сюжеты закрепляют навыки обращения с оружием и, главным образом, тренируют способность выбора и принятия решений.
В интерактивном тире стрелок сможет научиться метко стрелять, быстро и адекватно реагировать на создаваемую боевую обстановку. При помощи проекционного оборудования на сенсорную панель выводится изображение с компьютера. Программное обеспечение, установленное на компьютере, создаёт трёхмерное виртуальное пространство стрелкового тира, а также различные интерактивные видео и 3D-упражнения. Стрелять можно по любому изображению: по неподвижной мишени, по мишени, движущейся с любой скоростью,
по экрану, воспроизводящему боевую обстановку. Акустическая система создаёт эффект реальной обстановки.
Во время стрельбы стрелок становится активным участником действия кинофильма, где сюжет разворачивается в реальном времени и мгновенно изменяется компьютером в зависимости от меткости каждого выстрела. Фотоприёмное устройство считывает пятно пробоины от пули или лазерную точку, определяются координаты, система соединяет действия стрелка со своим сценарием, после чего сценарий развивается соответственно точности и скорости действий стрелка. Противники и преступники падают при попаданиях или продолжают свои действия при промахах. Количество возможных сюжетов, упражнений и вариантов их развития не ограничено.
В зависимости от поставленных задач в системе подготовки стрелков тренажёр позволяет упрощать или усложнять упражнения, менять скорость перемещения мишеней, размеры изображений и количество целей. Результат каждого выстрела фиксируется компьютером и сохраняется в базе данных. Для каждого стрелка можно получить сведения о его результативности за любой промежуток времени.
Так с помощью имеющихся в наличии электронных, интерактивных стрелковых комплексов в Новосибирском высшем военном командном училище проходят поэтапное обучение, тренировка и совершенствование навыков стрельбы, что позволяет тренироваться как начинающим стрелкам, так и профессиональным спортсменам.
Анализ использования электронных, интерактивных тиров в Новосибирском высшем военном командном училище показал значительное улучшение качества обучения курсантов и слушателей стрельбе из стрелкового оружия. Использование электронных, интерактивных тиров позволяет
вести контроль над действиями обучаемых, чётко фиксировать допущенные ошибки и проверять эффективность различного рода упражнений для исправления допущенных ошибок во время выполнения выстрела. Это даёт ряд преимуществ перед традиционными методиками, которые проводятся на боевом оружии с использованием реальных боеприпасов, где единственной доступной информацией о качестве действий стрелка является лишь положение пробоины в мишени. Электронные и интерактивные тренажёры безусловно полезны для поддержания и совершенствования навыков профессиональной стрельбы, а эффект обратной связи, когда обучаемый видит на экране все свои ошибки, которые он допустил во время прицеливания и в момент выстрела, является мощным аргументом за внедрение стрелковых тренажёров в систему огневой подготовки не только военнослужащих ВС РФ, но и в систему огневой подготовки сотрудников других силовых структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, В., Данилов, В. О проекционном оборудовании, практической стрельбе, пейнтболе и травматическом оружии // Братишка, 2012, № 2.
2. Александров, Н. Новый повод прийти в тир // Калашников, 2011, № 12.
3. Стельмахова, О. И. Как научиться метко стрелять // Охотник, 2012, № 2.
4. Васильев, Ю. Стрелковые тренажёры // Пятьохот, 2003, № 10.
5. Бикаев, В. Ш., Ширяев, А.Н. //http://www. lasertools. ru/assets/files/doc/statia_ bikaev_ shiryacv. pdf-2009.
6. Хаджибеков, А.А. //http://news. sportbox. ru/spbvideo_ Strelkoviytrenazher-SKATT, 2011.
7. Колдунов, С. Российские стрелковые тренажёры // www. sniper. ru/doc/read, 2002.