УДК 355.541.2
© Черемин Н. В., 2020
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ «СКАТТ» НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»
В своей служебной деятельности сотруднику уголовно-исполнительной системы приходится сталкиваться с ситуациями, в которых необходимо применение специальных средств и боевого оружия. Кроме теоретических знаний — знаний нормативно-правовой базы в этой области — сотрудник должен уверенно владеть оружием, уметь грамотно применять его в реальных условиях.
Ключевые слова: огневая подготовка; интерактивные методы обучения; уголовно-исполнительная система; эффективность обучения.
© Cheremin N. V., 2020
APPLICATION OF "SCATT" SYSTEM OF SHOOTING SIMULATORS IN PRACTICAL CLASSES IN "FIRE TRAINING" DISCIPLINE
In their performance, the prison officer has to face situations in which the use of special means and combat weapons is necessary. In addition to theoretical knowledge, that is, knowledge of the regulatory framework affecting this issue, an employee must confidently own weapons, be able to competently use them in real conditions.
Keywords: fire training, interactive methods of training; penal correction system; learning efficiency.
На сегодняшний день в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и внедрения компетентностного подхода к обучению в системе высшего образования особое внимание педагогами — теоретиками и практиками — уделяется практическим занятиям, которые являются средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) и методов поиска новых способов ее выполнения. Практическое занятие имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Согласно основному нормативному документу по организации и проведению стрельб в учреждениях уголовно-исполнительной системы — Курсу стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденному приказом Минюста России от 26.02.2006 № 24 (далее — Курс стрельб), до проведения упражне-
ний учебных стрельб с обучаемыми необходимо проводить занятия с использованием различных стрелковых тренажеров.
В рамках подготовки курсантов к стрельбе из боевого оружия обширно применяются практические занятия, на которых формируются и отрабатываются основные навыки обращения с огнестрельным оружием, вырабатываются навыки бережного отношения к вверенному оружию, тактика его применения, отрабатываются приемы и правила стрельбы, порядок выполнения упражнений курса стрельб.
Во время проведения практических занятий по дисциплине «Огневая подготовка», «Стрельба в экстремальных условиях», «Прикладная стрельба» для более эффективного обучения необходимо задействовать интерактивные методы обучения. В последние 20 лет происходит очередная технологическая революция — появляются технологии беспилотного
вождения, радиоуправляемые дроны, и на этом фоне также развиваются интерактивные технологии, которые возможно использовать в образовательном процессе с курсантами образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Одной из форм внедрения интерактивных методов работы является использование на занятиях системы стрелковых тренажеров «СКАТТ».
Профессиональный стрелковый тренажер «СКАТТ» состоит из нескольких частей: датчик, который крепится на оружие; программное обеспечение, устанавливаемое на компьютер, с помощью которого выводится результат стрельбы, а также движение стрелка во время выполнения упражнения и электронную мишень, которая считывает информацию с датчика.
Реализация обучения на данном тренажере направлена на следующую целевую группу: курсанты очной формы обучения уголовно-исполнительной системы; профессорско-преподавательский состав, выступающий в качестве руководителя практического занятия.
Наиболее целесообразно использование данного тренажера на первых этапах обучения, т. е. при начальной и базовой подготовке, когда с обучаемыми идет работа «вхолостую» без патрона. Обычно работа на лазерных тренажерах идет с первокурсниками, которые еще не имеют представления о стрельбе и оружии в целом. На этом этапе идет обучение изготовке к стрельбе, формирование правильного хвата оружия, объясняется техника плавного нажатия спускового крючка и как все это влияет на результат стрельбы. На данном этапе можно показать обучаемым, как меняется результат их стрельбы с соблюдением всех нюансов стрельбы.
С помощью данного тренажера появляется возможность следить за перемещениями оружия относительно мишени, датчик передает высокоточные показания и отмечает пробоину на экране компьютера. Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраня-
ются в памяти компьютера для последующего анализа. Таким образом, возникает эффект обратной связи, когда преподаватель может выявить основные ошибки обучаемого, допущенные во время прицеливания и в момент выстрела, с целью дальнейшей корректировки действий обучаемого и устранения данных ошибок.
Зачастую у начинающих стрелков происходят типичные ошибки, которые не дают возможности показать положительный результат при выполнении практических стрельб. Но не всегда эти ошибки возможно увидеть при стрельбе из боевого оружия и своевременно устранить их. Поэтому очень важно отработать все элементы стрельбы на лазерном тренажере.
Первостепенно необходимо рассмотреть вопрос изготовки к стрельбе: положение ног обучаемого, разворот корпуса по отношению к мишени, чрезмерное выпрямление руки в локтевом суставе, в которой удерживается оружие, — все это влияет на результат стрельбы. Обозначим изготовку к стрельбе как первый этап, на котором могут быть ошибки.
Как вторую значительную ошибку можно обозначить «дерганье за спуск»: это является одной из самых распространенных и трудноустранимых ошибок у стрелков, так как в большей степени относится не к физиологической особенности, а психологической. Данную ошибку также называют «ожидание выстрела». Проявляется она в испуге стрелка от резкого звука, который происходит в момент выстрела, и он на уровне подсознания посылает сигнал к своим рукам за миллисекунды до выстрела, которые, в свою очередь, усиливают хват. При этом происходит значительная корректировка, и пуля смещается вертикально вниз, что приводит к плохому результату.
Третью ошибку можно обозначить как «передерживание выстрела», или «зацеливание». Обычно для производства выстрела достаточно 6-10 секунд, это необходимо для того, чтобы не было эффекта утомления глаза, но обучаемый
пытается поймать максимальный лучший момент для выстрела и удерживает пистолет слишком долго.
Из третьей ошибки вытекают как следствие другие ошибки. «Поиск десятки»: ошибка происходит вследствие того, что стрелок постоянно переводит взгляд с прицельного приспособления на мишень и пытается поймать идеальный момент (когда, по его мнению, оружие направлено на 10), и здесь он резко производит выстрел.
Также одной из ошибок начинающего стрелка является ошибка «выбора прицеливания» вследствие недостаточности опыта стрелка. Каждая пробоина от его выстрелов находится в разных областях мишени, либо пробоины лежат кучно, но далеко от центра мишени.
О
Л1-
\ л
Рис. Пример неправильной точки прицеливания
СКАТТ помогает выявить все эти недочеты в стрельбе, дает контроль над правильностью прицеливания стрелком на протяжении всего периода выстрела, помогает поставить правильную технику для более благоприятного выступления на соревнованиях, и, что самое главное, — подготовить будущего сотрудника к несению службы с оружием. Для подтверждения эффективности использования данного тренажера в образовательной деятельности и открытия закономерностей и изменения существующей практики обучения курсантов практической стрельбе нами был проведен педагогический эксперимент.
Задачей данного эксперимента является установление взаимосвязи между использованием системы СКАТТ в процессе обучения и достигаемыми результатами у курсантов в практической стрельбе. Для этого были взяты два разных взвода с одного курса, их уровень огневой подготовки одинаков. Временной промежуток проведения эксперимента — один месяц. Экспериментальная группа — 20 человек. Контрольная группа — 20 человек. Подготовленность групп на момент выбора находилась на одном уровне, все обучаемые проходят службу на 1 курсе, результаты последних стрельб групп одинаковы.
На протяжении месяца экспериментальная группа дополнительно во внеучебное время работала на лазерном тренажере по 1 часу в день 3 раза в неделю, на этих занятиях с каждым индивидуально прорабатывались характерные ошибки, каждый курсант мог выполнить упражнение учебных стрельб на лазерном тренажере. После выполнения упражнений был виден результат стрельбы и обнаруживались индивидуальные ошибки, которые сразу совместно с преподавателем устранялись и производились очередные стрельбы, помимо этого экспериментальная группа занималась на учебных занятиях по той же методике, что и контрольная. Подавляющее большинство ошибок у стреляющих заключалось в неправильном выборе точки прицеливания и недочетами в изготовке к стрельбе.
Контрольная группа занималась по стандартной методике: производили холостые выстрелы с учебного пистолета, использовали монетку для тренировки плавности нажатия на спусковой крючок, работали над дыханием и т. д.
Для измерения результата за основу был взят Курс стрельб, а конкретно за критерий измерения результата было обозначено 1 упражнение учебных стрельб. Условия выполнения данного упражнения: расстояние до цели 25 м, стойка по выбору стреляющего, время на стрельбу не ограничено, количество па-
тронов — 3 шт., оценка: 25 очков — «отлично», 21 очко — «хорошо», 18 очков — «удовлетворительно», ниже 18 очков — оценка «неудовлетворительно». Коллективная оценка выводится из оценок каждого обучаемого следующим образом:
«отлично» — если не менее 90 % проверяемых получили положительные оценки, при этом не менее 50 % из них — «отлично»;
«хорошо» — если не менее 80 % проверяемых получили положительные
Из приведенной таблицы видим, что контрольная группа изначально показала результат незначительно лучше, получив на одну неудовлетворительную оценку меньше и тем самым выполнив критерий удовлетворительной коллективной оцен-
оценки, при этом не менее 50 % из них — не ниже «хорошо»;
«удовлетворительно» — если не менее 70 % проверяемых получили положительные оценки.
На протяжении месяца у обучаемых контрольной и экспериментальной группы было проведено равное количество практических стрельб из пистолета Макарова, занятие проводил один и тот же преподаватель с обеими группами. Результаты стрельб представлены в таблице.
ки (70 % положительных оценок), экспериментальная же группа в свою очередь показала 65 %, получив оценку «неудовлетворительно». После месяца дополнительных тренировок на лазерном тренажере экспериментальной группы и
№ респонден- № респон- Даты, результаты и оценки
та экспери- дента кон- 19.02.2020 25.03.2020
ментальной трольной Результат / Результат / Результат / Результат /
группы группы оценка оценка оценка оценка
(группа № 1) (группа № 2) группы № 1 группы № 2 группы № 1 группы № 2
1 1 12/2 0/2 18/3 6/2
2 2 19/3 22/4 21/4 19/3
3 3 26/5 29/5 25/5 25/5
4 4 18/3 22/4 20/3 23/4
5 5 17/2 24/4 16/2 20/3
6 6 22/4 14/2 18/3 18/3
7 7 20/3 18/3 23/4 19/3
8 8 23/4 23/4 29/5 22/4
9 9 21/4 27/5 21/4 23/4
10 10 0/2 14/2 19/3 16/3
11 11 18/3 20/3 9/2 19/3
12 12 28/5 22/4 27/5 21/4
13 13 23/4 17/2 18/3 18/3
14 14 13/2 18/3 20/3 17/2
15 15 25/5 18/3 24/4 14/2
16 16 7/2 4/2 22/4 11/2
17 17 19/3 21/4 18/3 20/3
18 18 6/2 26/5 8/2 29/5
19 19 0/2 12/2 12/2 16/2
20 20 24/4 19/3 22/4 21/4
Процент вы- Процент Процент Процент вы-
полнения выполнения выполнения полнения
65 %, оценка 70 %, оценка 80 %, оцен- 75 %, оценка
Оценка подразделению подразделе- подразделе- ка подраз- подразделе-
нию — «не- нию — «удо- делению — нию — «удо-
удовлетво- влетвори- «удовлетво- влетвори-
рительно» тельно» рительно» тельно»
проведенных 3-х занятий по практической стрельбе были произведены контрольные стрельбы, на которых у обеих групп поднялся показатель положительных оценок, но при этом у экспериментальной этот показатель оказался выше по сравнению со своим прошлым результатом и результатом контрольной группы. При этом стоит отметить, что у 4-х
удовлетворительным. Почему он не изменился — вопрос уже отдельного исследования.
Стоит ли применять технологии лазерных тренажеров? Безусловно, стоит, особенно на начальных этапах обучения, но не взамен старых методов, а совместно с ними, и тогда результаты практических стрельб станут намного лучше, а обучение — эффективнее.
респондентов результат так и остался неСведения об авторе
Черемин Никита Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки. E-mail: [email protected]
Inforamtion about the author
Cheremin Nikita Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Combat, Tactical, Special and Physical Training. E-mail: ncheremin@gmail. com