К.В Тарануха1, В.А. Кощеев 2
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Формирование рынка доступного жилья и механизмов инвестирования в жилищное строительство является одной из самых значимых проблем для России. В связи с этим возникает необходимость определения новых стратегических целей развития инвестиционного процесса в жилищном строительстве, направленных на преодоление диспропорций на рынке жилья, создание условий для удовлетворения потребностей в жилье различных категорий граждан. В то же время мировой финансовый кризис привел к снижению темпов развития инвестиционной деятельности, в том числе и ввода жилья (см., например, [1, 2, 3, 5, 9, 10]).
В современных условиях жилищная сфера является индикатором, позволяющим достаточно объективно оценивать программные установки и результаты проводимых реформ. Период 2005-2010 гг. характеризуется уверенным и стабильным ростом объемов жилищного строительства. Причем в последние 5 лет темпы ввода жилья в Ижевске выше, чем по Удмуртской Республике в целом: с 2005 г. в Ижевске объемы строительства жилья увеличились более чем в 2 раза, в Удмуртии - в 1,6 раза.
Основными причинами стремительного развития явились высокая инвестиционная привлекательность приобретения недвижимости, особенно в столичном регионе; своевременное предоставление земельных участков в Ижевске для перспективного строительства; принятие соответствующих целевых программ на федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Основными задачами программ являются:
• создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
• создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортное проживание;
• обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями [6].
В результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.
За период с 2005 по 2006 г. в Ижевске введено 581, 9 тыс. м2 жилья [7, с. 46]; за 20062010 гг. - 1 млн 57 тыс. м2 жилья, в том числе в 2010 г. - 233 тыс. м2 жилья - это лучший показатель за последние 16 лет. По темпам роста показателя ввода жилья Ижевск занял 5-е место среди 14 региональных центров Приволжского федерального округа. На реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда за 6 лет в Ижевске из бюджетов всех уровней привлечено около 700 млн рублей. Жилищные условия смогли улучшить 729 семей. Развитие города во многом определяется уровнем развития строительной отрасли, объемом инвестиций в основной капитал.
Объемы жилищного строительства в Удмуртии в 2010 г. составили 482 тыс. м2, в том числе по малоэтажному жилищному строительству - 297 тыс. м2 (61,6 % от общего объема).
1 Ксения Владимировна Тарануха, аспирант ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», e-mail: [email protected]
2 Вадим Аркадьевич Кощеев, профессор ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», д-р экон. наук.e-mail: [email protected]
Дальнейшее развитие строительного комплекса республики в значительной степени связано с разработкой градостроительной документации и реконструкцией инженерных сетей. Большая антропогенная нагрузка на инфраструктуру, в том числе на дорожную сеть, без градостроительной документации приведет к удорожанию строительства сетей, жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.
Регулирование инвестиционной деятельности региональными органами власти должно быть основано на комплексном подходе. Основной спрос в инвестиционно-строительной сфере - это спрос на долгосрочные инвестиции под инвестиционные проекты и на доступное жилье. В настоящее время федеральные органы власти предлагают различные варианты поддержки строительного комплекса, работают кредитные схемы, например, ипотечное кредитование под залог земли. Совершенствуется законодательная база [4], однако, законодательное стимулирование строительной деятельности нивелируется, например, неверными расчетами закупочной цены 1 м2 жилья. Основной составляющей расчетной стоимости квадратного метра является стоимость строительных материалов, которая берется на момент расчета цены. Однако, поскольку процесс строительства достаточно продолжителен, стоимость может меняться на 30...40% от первоначальной цены материала. Для более эффективной работы федеральных программ поддержки строительного комплекса необходимо принятие компенсационных мер на региональном уровне власти [8].
Основными направлениями повышения доступности жилья являются увеличение объемов его ввода, снижение затрат на строительство и создание на застраиваемых участках коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Анализ себестоимости жилищного строительства свидетельствует, что при возведении многоквартирного жилого дома до 40% расходных статей составляют затраты на первичную подготовку территории (оформление земельного участка, получение технических условий на проектирование, получение разрешительной документации, строительство инженерных коммуникаций); при малоэтажном строительстве их доля достигает 50%. В рамках регулирования процедуры выделения земельных участков и минимизации влияния стоимости земли на доступность жилья в Удмуртской Республике формируется резервный фонд земель. Для создания рыночных механизмов в области развития инженерной инфраструктуры регионов, позволяющих на конкурсных условиях в заданные сроки осуществить привлечение инвесторов в строительство и модернизацию основных фондов жилищно-коммунального комплекса, необходимо усилить государственную поддержку (особенно на начальном этапе строительства) без залогового обеспечения. Для привлечения ресурсов на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой необходимо широкое кредитование застройщиков с использованием залога земель, в том числе права аренды земель. Целесообразно также долгосрочное кредитование и последующее рефинансирование ипотечного кредита застройщика под залог его земельного участка, оснащенного коммунальной инфраструктурой. Важное место при формировании стра тегии инвестирования в жилищное строительство занимают вопросы комплексного освоения территорий. Практика разработки схем градостроительного планирования на уровне субъектов Российской Федерации свидетельствует о целесообразности формирования в первую очередь концепции комплексного развития территорий субъектов, а в последующем - отраслевых схем на ее основе.
Список литературы
1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-19.
2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.
3. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 3-7.
4. Асаул, А. Н. Без ВЭО Россия была бы другой/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 3-7.
5. Боярский., С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1 (23). - С. 9-12.
6. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов// Экономическое возрождение России. - 2009. - №3 (21). - С. 15-23.
7. Грахов, В. П. Инвестиционно-строительный комплекс города Ижевска: итоги и перспективы/ В. П. Грахов // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 43-50.
8. Доничев, О. А. Инвестиционная сфера региона как основа динамичной инновационной трансформации его экономики/ О. А. Доничев //Экономическое возрождение России. - 2009. - №2 (20) - С. 52-60.
9. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2 (20). - С. 42-49.
10. Манаков, Л. Ф. Кризис в инвестиционно-строительной сфере: истоки, угрозы, новые возможности/ Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - №1 (19). - С. 58-71.
The list of the literature
1. Azarenko, B. N. A new anti-crisis policy of the state/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 13-19.
2. Azarenko, B. N. Structural changes in the investment and construction industry: time to choose/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 23-31.
3. Asaul, A. N. Financial crisis in Russia: Causes and Consequences/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-7.
4. Asaul, A. N. Without VEO Russia would have been different/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 3-7.
5. Boyarsky, S. V. Unsolved problems in post-crisis investment and construction but the scope/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 9-12.
6. Generalov, B. V. On overcoming the crisis in Russia/ B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 15-23.
7. Grahov, V. P. Investment-building complex of the city of Izhevsk: results and prospects/ V. P. Grahov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 43-50.
8. Donichev, O. A. The investment area of the region as a basis for dynamic innovation transformation of its economy/ O. A. Donichev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20) - P. .52-60.
9. Dubenetsky, Ja. N. Financial crisis, some sources and lessons / Ja. N. Dubenetsky // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 42-49.
10. Manakov, L. F. The crisis in the investment and construction industry: the sources of threats, new opportunities/ L. F. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 58-71.