Научная статья на тему 'Методы реализации промышленной политики регионального уровня'

Методы реализации промышленной политики регионального уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ / INNOVATION-INDUSTRIAL POLICY / REGIONAL INDUSTRY / METHODS OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагаан Карим Байлак-оолович

Раскрыты проблемы реализации промышленной политики региона в условиях преодоления последствий экономического кризиса. Актуализируется необходимость выбора инновационного вектора развития промышленного комплекса, в том числе в депрессивных регионах, к которым относится Республика Тува. Рассмотрены инерционный и интенсивный сценарии развития республики и стратегические решения, способствующие реализации интенсивного сценария. Сформулированы направления инновационно-промышленной политики; предложены методы и механизмы государственного регулирования, на региональном уровне, внедрение которых обеспечивает рациональное использование инвестиционно-промышленного потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of realization of an industrial policy on the regional level

In clause the problems of realization of industrial policy(politics) of region in conditions of overcoming of consequences of an economic crisis are opened. The necessity of a choice innovation of a vector of development of an industrial complex is actualized, including in депрессивных regions, to which number the Republic Тыва concerns. The inertial and intensive scripts of development of republic and strategic decisions promoting realizations of the intensive script are considered. The directions of innovation-industrial policy(politics) are formulated, and also the methods and mechanisms of state regulation used at a regional level are offered which introduction provides rational use of industrial potential

Текст научной работы на тему «Методы реализации промышленной политики регионального уровня»

К. Б. Сагаан-оол1

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

В начале XXI в. в экономике Российской Федерации завершились масштабные преобразования, одним из итогов которых является формирование конкурентных рынков товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. При этом актуализировались проблемы расширения и развития рынков, повышения конкурентоспособности бизнес-субъектов, в первую очередь субъектов промышленного бизнеса, создающих базу для развития различных видов экономической деятельности.

Анализ процессов, происходящих в экономике, позволяет сформулировать ряд общих выводов, характеризующих положение России как экономического агента. Так, например, высокая степень открытости российской экономики привела к росту внешнеторгового оборота, который сегодня составляет порядка 53% ВВП, что является одним из наиболее высоких показателей среди экономически развитых стран. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность; сформировался сектор активно развивающихся организаций (предприятий), способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекать и эффективно использовать капитал для своего дальнейшего развития. Динамика внешнего спроса формировалась под влиянием благоприятной ситуации на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, а расширение внутреннего рынка обеспечивалось ростом деловой активности бизнеса и населения страны.

Однако финансовый кризис внес свои коррективы в относительно благоприятную динамику. Начавшийся в финансовой сфере и породивший неплатежи, сокращение инвестирования, увеличение долга реально действующих корпораций, он приобрел черты экономического кризиса (наблюдается спад в реальном секторе экономики, переход от деклараций о сокращении персонала к реальным сокращениям, приостановка многих производств, сокращение бюджетов развития). Экономический кризис привел к обострению социальных проблем, что позволяет характеризовать современный кризис как системный [2, 4, 7, 9, 16]. Отметим, что кризис - закономерное явление в развитии любой экономической системы, отражающее противоречия в движении системы в направлении, определенном социально-экономической целесообразностью. Наличие кризиса сигнализирует о необходимости пересмотра существующих методов и механизмов управления. Такие методы и механизмы должны не только способствовать скорейшему преодолению кризисной ситуации, но и формировать обновленную (посткризисную) систему, более устойчивую к динамике внешних и внутренних факторов, что обеспечивается инновационными преобразованиями [15].

В настоящее время принимаются меры по поддержке коммерческих организаций в посткризисный период [1, 6]. В качестве реальных механизмов рассматриваются субсидии из федерального бюджета, поддержка организаций-экспортеров, стратегически значимых компаний, авансирование оборонного заказа и поставок по федеральным це левым программам. Однако нельзя не признать, что основные механизмы противодействия кризисным явлениям должны формироваться и применяться на уровне промышленных компаний, оказавшихся в сложных условиях. Содержание и структура таких механизмов зависят от отраслевых и региональных факторов. Выявить эти факторы и обеспечить построение эффективных антикризисных программ - вот главная задача, которую должен решать промышленный комплекс Российской Федерации, стремящийся к преодолению последствий экономического кризиса на инновационной основе.

1 Карим Байлак-оолович Сагаан, аспирант Тувинского государственного университета. E-mail: [email protected]

Инновационный вектор развития придается и тем регионам, которые традиционно характеризуются как депрессивные [10]. К их числу относится и Республика Тува [13].

Федеральная политика в отношении депрессивных регионов ориентируется на их устойчивый экономический рост, создающий основу для решения социальных задач, а также на снижение дотационности региональных бюджетов. Региональная промышленная политика в депрессивных регионах, ориентированная на повышение их самодостаточности, базируется на следующих принципах:

• использование конкурентных преимуществ региона, к которым (применительно к Туве) относятся природные ресурсы, значительная часть незанятого населения, дешевая рабочая сила;

• применение инновационных технологий, позволяющих сохранить природную и этническую среду региона, обеспечить рост производства и экономию ресурсов;

• направление в депрессивный регион финансовых ресурсов, значительно превышающих объемы инвестирования в предыдущие годы;

• использование стимулов для создания современной инфраструктуры с целью повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса региона и привлечения высококвалифицированных работников;

• использование имеющихся и формирование новых институтов привлечения инвесторов с учетом новых возможностей, обусловленных совершенствованием нормативно-правовой базы развития экономики страны;

• ориентация на придание промышленности проблемного региона инновационного импульса, обеспечивающего региональное развитие.

Показатели экономического развития Тувы и ее промышленного комплекса отстают от общероссийских. Это обусловлено рядом объективных причин, основными из которых (применительно к задачам данного исследования) является низкий стартовый уровень развития производительных сил, неразвитость транспортной инфраструктуры, сырьевая направленность хозяйственного комплекса, низкий уровень фондовооруженности и производительности труда, недостаточно диверсифицированная структура промышленности, а также неблагоприятные факторы развития производства, свойственные районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям. Указанные факторы обусловливают достаточно низкий инвестиционный рейтинг региона.

Задачами современного этапа развития промышленного комплекса Тувы является ускоренное преодоление последствий экономического кризиса, преодоление убыточности ряда организаций (предприятий), интеграция республики в экономику Российской Федерации, завершение основных институциональных преобразований и реализация крупных инвестиционных проектов, способствующих преобразованию промышленности Тувы в инновационно-активный сектор. Для решения этих задач необходимы:

• последовательное сокращение доли субвенций в республиканском бюджете;

• создание отраслей глубокой переработки местного сырья на базе инновационных технологий;

• расширение смежных и обслуживающих производств и отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынков;

• ориентация структуры хозяйственного комплекса республики на трудовые традиции и профессиональный опыт населения с учетом экономической культуры этносов.

К числу основных стратегических направлений в развитии промышленности Тувы можно отнести [11, 14]:

• развитие обрабатывающих производств на основе роста добычи минерального сырья (например, создание производства бездымного брикетирования топлива из каменного угля);

• внедрение кластерных форм развития производства;

• совершенствование инновационной системы республики (создание условий для внедрения инноваций и продвижения новых ресурсосберегающих технологий);

• экологическая и этноэкономическая экспертиза перспектив реализации масштабных проектов вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых, размещенных на территории Тувы.

В республике реализуется Программа экономического и социального развития Тувы на период 2005-2015 гг., которая соответствует Стратегии социально-экономического развития Тувы на период до 2020 г. [5]. В Стратегии отражены два сценария развития республики -инерционный и интенсивный. Согласно инерционному сценарию экономика республики будет опираться на развитие традиционных секторов, в которых основной отраслью промышленности является цветная металлургия. Валовой региональный продукт в 2020 г. должен вырасти в 1,91 раза по сравнению с уровнем 2005 г. В его структуре предполагается увеличение доли промышленности с 8 до 23%. Выпуск промышленной продукции за этот период должен увеличиться в 5,5 раза и составить 13,8 млрд р. Наибольший прирост приходится на топливную промышленность, лесопромышленный комплекс, легкую промышленность и производство строительных материалов.

Согласно интенсивному сценарию, развитие экономики Тувы должно опираться на сбалансированный комплекс мероприятий, реализуемых как в промышленности, так и в других экономических сферах. Преимущественное развитие получит горнодобывающий комплекс. Валовой региональный продукт в 2020 г. достигнет 51 млрд р., т. е. в два раза превысит уровень 2010 г. В его структуре возрастет доля промышленности (с 8 до 38% за период 2005-2020 гг.). Объем промышленного производства в этот период увеличится с 2,5 до 4,5 млрд р. Наибольшие темпы прогнозируются в сфере добычи угля, цветной металлургии, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Общий объем финансирования проектов Стратегии составит 134,4 млрд р. При этом на развитие инфраструктуры предусматривается привлечение средств из федерального и республиканского бюджетов, а на создание производственных объектов - средства инвесторов.

Для этих сценариев разработаны три варианта развития производительных сил республики: социально ориентированный, индустриально ориентированный и экономически ориентированный. Интенсивному сценарию, более соответствующему современным условиям, в наибольшей степени отвечает индустриально ориентированный вариант, который предусматривает интеграцию государственных и частных инвестиций, проведение институциональных реформ и наращивание инновационных механизмов социально-экономического развития, предполагающее резкое повышение качества человеческого капитала и создание высокотехнологических производств. Подчеркнем, что успех индустриально ориентированного варианта может быть достигнут при его сочетании с ключевыми элементами социально и экономически ориентированных сценариев.

Для реализации индустриально ориентированного сценария необходимо проведение инновационно-промышленной политики, приоритетами которой являются:

• вовлечение в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых с созданием необходимых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства;

•формирование институциональных условий для роста восприимчивости промышленного сектора к инновациям;

• диверсификация производственного комплекса на основе создания предприятий по переработке минерального сырья, интенсификации создания перерабатывающих производств;

• содействие развитию кластерной модели организации промышленного производства;

• обеспечение условий для создания интеллектуальных продуктов, в частности, расширение сети организаций, обеспечивающих функционирование цепочки «новшество -коммерциализация - промышленный бизнес».

Инновационно-промышленная политика является одной из разновидностей промышленной политики. Ее характерная черта - наличие четко определенного инновационного вектора, но базовые принципы соответствуют более общему понятию «промышленная политика». Основные направления промышленной политики регионального уровня включают:

• взаимодействие с агентами рынка с целью идентификации перспективных предприятий и видов экономической деятельности, способных обеспечить наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса при возможности вовлечения в сферу их

деятельности финансовых, трудовых и иных ресурсов. При этом выделяют «сектора роста», деятельность которых должна поддерживаться региональными органами управления преимущественно с использованием косвенных методов. В рамках этого направления ликвидируются неэффективные организации (предприятия) и производства с минимальными социальными потерями и поддерживаются организации (предприятия) и виды экономической деятельности, обеспечивающие экономическую безопасность государства и региона;

• воздействие на объем совокупного спроса на товары и услуги через формирование определенного объема «государственного спроса», формирующегося в результате удовлетворения государственных нужд и программ федеральных ведомств, региональных органов управления и органов местного самоуправления в рамках бюджетных ограничений всех уровней на основе государственного и регионального заказов;

• разработка и реализация комплекса инновационных, производственных и инвестиционных проектов и программ развивающего характера, опирающихся на результаты всесторонних исследований регионального, межрегиональных и национального рынков.

Инновационный вектор в использовании и развитии инвестиционно-промышленного потенциала региона формирует особые требования к механизмам государственного регулирования на региональном уровне:

• соответствие принципам интеграции инвестиционных и производственных составляющих в рамках единого инвестиционно-промышленного потенциала;

• инновационный характер, обусловленный общегосударственной экономической политикой и потребностями региональных промышленных комплексов, нуждающихся в реновации и технико-технологическом обновлении;

• сочетание возможности решения экономических, социальных и экологических задач;

• экономичность, т. е. ориентация на меры, обеспечивающие достижение наиболее высоких результатов при минимизации затрат;

• использование накопленного опыта реализации региональной экономической политики с учетом реалий сегодняшнего дня.

Указанные цели могут быть достигнуты при использовании государственного заказа. Государственный промышленный заказ (ГПЗ) как экономическое явление имеет специфические черты, к которым относятся:

• возможность служить реальным источником инвестиций;

• нацеленность на достижение четко определяемого и количественно выраженного результата;

• инновационная ориентированность [3];

• способность служить средством госрегулирования.

Экономическая наука новейшего периода рассматривает госзаказ в составе государственного предпринимательства, интегрированного в систему государственного регулирования. Это означает, что принципы предпринимательского поведения в их стремлении к реализации конструктивных инициатив и внедрению эффективных инноваций образуют концептуальный базис экономического поведения рыночного типа. Этот тезис особенно важен с позиций формирования ГПЗ, который является основой обеспечения конкурентных преимуществ промышленного комплекса страны и ее регионов и рационального использования инвестиционно-промышленного потенциала.

ГПЗ (как и госзаказы других видов) выполняет важнейшие социально-экономические функции:

• регулирование соотношения спроса и предложения на производимую продукцию;

• распределение ресурсов;

• поддержка инновационных процессов в промышленности;

• воздействие на конъюнктуру промышленного рынка;

• обеспечение притока инвестиций;

• стабилизация рынка крупных промышленных компаний;

• реализация предпринимательского лоббирования.

Представленная совокупность функций ГПЗ нуждается в уточнении и расширении. Прежде всего необходимо выделить функцию, реализация которой на региональном уровне способна стимулировать другие социально-экономические преобразования российских регионов (особенно тех, что традиционно относят к разряду депрессивных). При идентификации этой функции следует учитывать ее цель, сложный системный характер и особенности реализации. На наш взгляд, эту функцию можно характеризовать как системную, поскольку ее осуществление способно кардинальным образом изменить состояние всей социально-экономической системы депрессивного региона.

Крайне важно обеспечить взаимосвязь системной функции ГПЗ с функцией поддержки инновационных процессов в промышленности и функцией обеспечения притока инвестиций. Причем поддержку инновационных процессов в региональной промышленности следует осуществлять силами региональных инновационных комплексов (РИК). Это означает, что данный комплекс должен функционировать в тесной взаимосвязи с системой формирования и реализации ГПЗ. Такая взаимосвязь может реализовываться в форме:

• оценки предложений, поступающих на торги, с инновационных позиций (оценка степени новизны, перспектив для продолжения инновационных процессов);

• создания самостоятельной подсистемы инновационной экспертизы, направленной на проведение масштабных экспертных процедур в постоянном режиме. Особенностью инновационной экспертизы является комплексность проводимого анализа. Объектами анализа должны быть эффект, который может быть получен предприятиями или отраслями промышленности, а также совокупность социально-экономических последствий. Инновационная экспертиза может рассматриваться как инструмент согласования целей РИК и задач, решаемых за счет исполнения системной функции ГПЗ.

Функция обеспечения притока инвестиций реализуется на основе комплексирования инвестиционных и производственных аспектов, которое отражено в выдвинутом в данной работе понятии инвестиционно-промышленного потенциала. Комплексирование должно осуществляться и в рамках механизмов реализации этого потенциала. Важнейшим из таких механизмов в депрессивных регионах является системная функция ГПЗ. Эта функция позволяет:

• обозначить центр аккумулирования инвестиций (ГПЗ);

• создать дополнительные гарантии в инвестиционной сфере;

• обеспечить рациональное перераспределение инвестиционных ресурсов в соответствии с целевыми ориентирами социально-экономического развития регионов, отраженными в системной функции ГПЗ.

Сущность ГПЗ и механизмы взаимодействия его субъектов рассмотрены нами в работе

[12].

Список литературы

1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-18.

2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора России/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.

3. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 4-8.

4. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 3-7.

5. Балакина, Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Г. Ф. Балакина; отв. ред. д-р экон. наук С. В. Парамонова. - Кызыл: Изд-во ТувИКОПР СО РАН, 2009.

6. Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. -№1(23). - С. 9-12.

7. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.

8. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

9. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 42-49.

10. Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 55-59.

11. Лебедев, В. И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения/ В. И. Лебедев, М. Ф. Лебедева, Н. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -

2009. - №3(21). - С. 66-72.

12. Сагаан-оол, К Б. Механизмы взаимодействия субъектов государственного промышленного заказа/ К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 139-144.

13. Соян, М. К Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 132138.

14. Соян, М. К. Об эффективности развития угольного производственного комплекса Тывы по сценарию глубокой переработки/ М. К. Соян, Д. Ф. Дабиев, В. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 161-165.

15. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.

16. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума / Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 7-16.

The list of literature

1. Azarenko, B. N. The News of the anti-recessionary state policy / B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 13-18.

2. Azarenko, B. N. Structural transformations at the investment-building sphere: time of a choice of Russia/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 23-31.

3. Asaul, A. N. The national strategy of the innovative development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 4-8.

4. Asaul A. N. The financial crisis in Russia: reasons and consequences / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-7.

5. Balakin, G. F. The strategy of the development for the depressive region / G. F. Balakin; under the editorship of prof. S.V. Paramonova. - Kyzyl: Publishing house TuvlKOPR of of the Russian Academy of Science, 2009.

6. Boyarsky, S. V. Unresolved problems of the postcrisis development of the investment-building sphere/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 9-12.

7. Generalov, B. V. About the overcoming of the consequences of crisis in Russia / B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - 3 (21). - P. 15-22.

8. The state business in building (the state building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

9. Dubenetsky, Ya. N. Some sources and lessons of the financial crisis / Ya. N. Dubenetsky //Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 42-49.

10. Zaharov, M. N. About a problem of modernization of depressive regions' economy / M. N. Zaharov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 55-59.

11. Lebedev, V. I. The mineral-raw potential of Republic Tyva and prospect of its development/ V. I. Lebedev, M. F. Lebedev, N. I. Lebedev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 66-72.

12. Sagaan-ool, K B. Mechanisms of the subjects of the state industrial order interaction / K. B. Sagaan-ool //Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 139-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sojan, M. K. The concept of development of «special» region by formation of a target economic zone/ M. K. Sojan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.

14. Sojan, M. K. About efficiency of development of a coal industrial complex of Tyva under the scenario of a deep processing/ M. K. Sojan, D. F. Dabiev, V. I. Lebedev // Economic revival of Russia. -

2010. - № 3 (25). - Р. 161-165.

15. The theory and decision-making practice on an exit of the organizations from crisis / A. N. Asaul, I. P. Knjaz, Ju.V. Korotaeva. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 224 p.

16. Jaskova, N. Ju. Crisis - is the replacement of an administrative vacuum/ N. Ju. Jaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.