К. Б. Сагаан-оол1
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
В начале XXI в. в экономике Российской Федерации завершились масштабные преобразования, одним из итогов которых является формирование конкурентных рынков товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. При этом актуализировались проблемы расширения и развития рынков, повышения конкурентоспособности бизнес-субъектов, в первую очередь субъектов промышленного бизнеса, создающих базу для развития различных видов экономической деятельности.
Анализ процессов, происходящих в экономике, позволяет сформулировать ряд общих выводов, характеризующих положение России как экономического агента. Так, например, высокая степень открытости российской экономики привела к росту внешнеторгового оборота, который сегодня составляет порядка 53% ВВП, что является одним из наиболее высоких показателей среди экономически развитых стран. В целом обеспечена макроэкономическая стабильность; сформировался сектор активно развивающихся организаций (предприятий), способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекать и эффективно использовать капитал для своего дальнейшего развития. Динамика внешнего спроса формировалась под влиянием благоприятной ситуации на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов, а расширение внутреннего рынка обеспечивалось ростом деловой активности бизнеса и населения страны.
Однако финансовый кризис внес свои коррективы в относительно благоприятную динамику. Начавшийся в финансовой сфере и породивший неплатежи, сокращение инвестирования, увеличение долга реально действующих корпораций, он приобрел черты экономического кризиса (наблюдается спад в реальном секторе экономики, переход от деклараций о сокращении персонала к реальным сокращениям, приостановка многих производств, сокращение бюджетов развития). Экономический кризис привел к обострению социальных проблем, что позволяет характеризовать современный кризис как системный [2, 4, 7, 9, 16]. Отметим, что кризис - закономерное явление в развитии любой экономической системы, отражающее противоречия в движении системы в направлении, определенном социально-экономической целесообразностью. Наличие кризиса сигнализирует о необходимости пересмотра существующих методов и механизмов управления. Такие методы и механизмы должны не только способствовать скорейшему преодолению кризисной ситуации, но и формировать обновленную (посткризисную) систему, более устойчивую к динамике внешних и внутренних факторов, что обеспечивается инновационными преобразованиями [15].
В настоящее время принимаются меры по поддержке коммерческих организаций в посткризисный период [1, 6]. В качестве реальных механизмов рассматриваются субсидии из федерального бюджета, поддержка организаций-экспортеров, стратегически значимых компаний, авансирование оборонного заказа и поставок по федеральным це левым программам. Однако нельзя не признать, что основные механизмы противодействия кризисным явлениям должны формироваться и применяться на уровне промышленных компаний, оказавшихся в сложных условиях. Содержание и структура таких механизмов зависят от отраслевых и региональных факторов. Выявить эти факторы и обеспечить построение эффективных антикризисных программ - вот главная задача, которую должен решать промышленный комплекс Российской Федерации, стремящийся к преодолению последствий экономического кризиса на инновационной основе.
1 Карим Байлак-оолович Сагаан, аспирант Тувинского государственного университета. E-mail: [email protected]
Инновационный вектор развития придается и тем регионам, которые традиционно характеризуются как депрессивные [10]. К их числу относится и Республика Тува [13].
Федеральная политика в отношении депрессивных регионов ориентируется на их устойчивый экономический рост, создающий основу для решения социальных задач, а также на снижение дотационности региональных бюджетов. Региональная промышленная политика в депрессивных регионах, ориентированная на повышение их самодостаточности, базируется на следующих принципах:
• использование конкурентных преимуществ региона, к которым (применительно к Туве) относятся природные ресурсы, значительная часть незанятого населения, дешевая рабочая сила;
• применение инновационных технологий, позволяющих сохранить природную и этническую среду региона, обеспечить рост производства и экономию ресурсов;
• направление в депрессивный регион финансовых ресурсов, значительно превышающих объемы инвестирования в предыдущие годы;
• использование стимулов для создания современной инфраструктуры с целью повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса региона и привлечения высококвалифицированных работников;
• использование имеющихся и формирование новых институтов привлечения инвесторов с учетом новых возможностей, обусловленных совершенствованием нормативно-правовой базы развития экономики страны;
• ориентация на придание промышленности проблемного региона инновационного импульса, обеспечивающего региональное развитие.
Показатели экономического развития Тувы и ее промышленного комплекса отстают от общероссийских. Это обусловлено рядом объективных причин, основными из которых (применительно к задачам данного исследования) является низкий стартовый уровень развития производительных сил, неразвитость транспортной инфраструктуры, сырьевая направленность хозяйственного комплекса, низкий уровень фондовооруженности и производительности труда, недостаточно диверсифицированная структура промышленности, а также неблагоприятные факторы развития производства, свойственные районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям. Указанные факторы обусловливают достаточно низкий инвестиционный рейтинг региона.
Задачами современного этапа развития промышленного комплекса Тувы является ускоренное преодоление последствий экономического кризиса, преодоление убыточности ряда организаций (предприятий), интеграция республики в экономику Российской Федерации, завершение основных институциональных преобразований и реализация крупных инвестиционных проектов, способствующих преобразованию промышленности Тувы в инновационно-активный сектор. Для решения этих задач необходимы:
• последовательное сокращение доли субвенций в республиканском бюджете;
• создание отраслей глубокой переработки местного сырья на базе инновационных технологий;
• расширение смежных и обслуживающих производств и отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего и внешнего рынков;
• ориентация структуры хозяйственного комплекса республики на трудовые традиции и профессиональный опыт населения с учетом экономической культуры этносов.
К числу основных стратегических направлений в развитии промышленности Тувы можно отнести [11, 14]:
• развитие обрабатывающих производств на основе роста добычи минерального сырья (например, создание производства бездымного брикетирования топлива из каменного угля);
• внедрение кластерных форм развития производства;
• совершенствование инновационной системы республики (создание условий для внедрения инноваций и продвижения новых ресурсосберегающих технологий);
• экологическая и этноэкономическая экспертиза перспектив реализации масштабных проектов вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых, размещенных на территории Тувы.
В республике реализуется Программа экономического и социального развития Тувы на период 2005-2015 гг., которая соответствует Стратегии социально-экономического развития Тувы на период до 2020 г. [5]. В Стратегии отражены два сценария развития республики -инерционный и интенсивный. Согласно инерционному сценарию экономика республики будет опираться на развитие традиционных секторов, в которых основной отраслью промышленности является цветная металлургия. Валовой региональный продукт в 2020 г. должен вырасти в 1,91 раза по сравнению с уровнем 2005 г. В его структуре предполагается увеличение доли промышленности с 8 до 23%. Выпуск промышленной продукции за этот период должен увеличиться в 5,5 раза и составить 13,8 млрд р. Наибольший прирост приходится на топливную промышленность, лесопромышленный комплекс, легкую промышленность и производство строительных материалов.
Согласно интенсивному сценарию, развитие экономики Тувы должно опираться на сбалансированный комплекс мероприятий, реализуемых как в промышленности, так и в других экономических сферах. Преимущественное развитие получит горнодобывающий комплекс. Валовой региональный продукт в 2020 г. достигнет 51 млрд р., т. е. в два раза превысит уровень 2010 г. В его структуре возрастет доля промышленности (с 8 до 38% за период 2005-2020 гг.). Объем промышленного производства в этот период увеличится с 2,5 до 4,5 млрд р. Наибольшие темпы прогнозируются в сфере добычи угля, цветной металлургии, легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Общий объем финансирования проектов Стратегии составит 134,4 млрд р. При этом на развитие инфраструктуры предусматривается привлечение средств из федерального и республиканского бюджетов, а на создание производственных объектов - средства инвесторов.
Для этих сценариев разработаны три варианта развития производительных сил республики: социально ориентированный, индустриально ориентированный и экономически ориентированный. Интенсивному сценарию, более соответствующему современным условиям, в наибольшей степени отвечает индустриально ориентированный вариант, который предусматривает интеграцию государственных и частных инвестиций, проведение институциональных реформ и наращивание инновационных механизмов социально-экономического развития, предполагающее резкое повышение качества человеческого капитала и создание высокотехнологических производств. Подчеркнем, что успех индустриально ориентированного варианта может быть достигнут при его сочетании с ключевыми элементами социально и экономически ориентированных сценариев.
Для реализации индустриально ориентированного сценария необходимо проведение инновационно-промышленной политики, приоритетами которой являются:
• вовлечение в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых с созданием необходимых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства;
•формирование институциональных условий для роста восприимчивости промышленного сектора к инновациям;
• диверсификация производственного комплекса на основе создания предприятий по переработке минерального сырья, интенсификации создания перерабатывающих производств;
• содействие развитию кластерной модели организации промышленного производства;
• обеспечение условий для создания интеллектуальных продуктов, в частности, расширение сети организаций, обеспечивающих функционирование цепочки «новшество -коммерциализация - промышленный бизнес».
Инновационно-промышленная политика является одной из разновидностей промышленной политики. Ее характерная черта - наличие четко определенного инновационного вектора, но базовые принципы соответствуют более общему понятию «промышленная политика». Основные направления промышленной политики регионального уровня включают:
• взаимодействие с агентами рынка с целью идентификации перспективных предприятий и видов экономической деятельности, способных обеспечить наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса при возможности вовлечения в сферу их
деятельности финансовых, трудовых и иных ресурсов. При этом выделяют «сектора роста», деятельность которых должна поддерживаться региональными органами управления преимущественно с использованием косвенных методов. В рамках этого направления ликвидируются неэффективные организации (предприятия) и производства с минимальными социальными потерями и поддерживаются организации (предприятия) и виды экономической деятельности, обеспечивающие экономическую безопасность государства и региона;
• воздействие на объем совокупного спроса на товары и услуги через формирование определенного объема «государственного спроса», формирующегося в результате удовлетворения государственных нужд и программ федеральных ведомств, региональных органов управления и органов местного самоуправления в рамках бюджетных ограничений всех уровней на основе государственного и регионального заказов;
• разработка и реализация комплекса инновационных, производственных и инвестиционных проектов и программ развивающего характера, опирающихся на результаты всесторонних исследований регионального, межрегиональных и национального рынков.
Инновационный вектор в использовании и развитии инвестиционно-промышленного потенциала региона формирует особые требования к механизмам государственного регулирования на региональном уровне:
• соответствие принципам интеграции инвестиционных и производственных составляющих в рамках единого инвестиционно-промышленного потенциала;
• инновационный характер, обусловленный общегосударственной экономической политикой и потребностями региональных промышленных комплексов, нуждающихся в реновации и технико-технологическом обновлении;
• сочетание возможности решения экономических, социальных и экологических задач;
• экономичность, т. е. ориентация на меры, обеспечивающие достижение наиболее высоких результатов при минимизации затрат;
• использование накопленного опыта реализации региональной экономической политики с учетом реалий сегодняшнего дня.
Указанные цели могут быть достигнуты при использовании государственного заказа. Государственный промышленный заказ (ГПЗ) как экономическое явление имеет специфические черты, к которым относятся:
• возможность служить реальным источником инвестиций;
• нацеленность на достижение четко определяемого и количественно выраженного результата;
• инновационная ориентированность [3];
• способность служить средством госрегулирования.
Экономическая наука новейшего периода рассматривает госзаказ в составе государственного предпринимательства, интегрированного в систему государственного регулирования. Это означает, что принципы предпринимательского поведения в их стремлении к реализации конструктивных инициатив и внедрению эффективных инноваций образуют концептуальный базис экономического поведения рыночного типа. Этот тезис особенно важен с позиций формирования ГПЗ, который является основой обеспечения конкурентных преимуществ промышленного комплекса страны и ее регионов и рационального использования инвестиционно-промышленного потенциала.
ГПЗ (как и госзаказы других видов) выполняет важнейшие социально-экономические функции:
• регулирование соотношения спроса и предложения на производимую продукцию;
• распределение ресурсов;
• поддержка инновационных процессов в промышленности;
• воздействие на конъюнктуру промышленного рынка;
• обеспечение притока инвестиций;
• стабилизация рынка крупных промышленных компаний;
• реализация предпринимательского лоббирования.
Представленная совокупность функций ГПЗ нуждается в уточнении и расширении. Прежде всего необходимо выделить функцию, реализация которой на региональном уровне способна стимулировать другие социально-экономические преобразования российских регионов (особенно тех, что традиционно относят к разряду депрессивных). При идентификации этой функции следует учитывать ее цель, сложный системный характер и особенности реализации. На наш взгляд, эту функцию можно характеризовать как системную, поскольку ее осуществление способно кардинальным образом изменить состояние всей социально-экономической системы депрессивного региона.
Крайне важно обеспечить взаимосвязь системной функции ГПЗ с функцией поддержки инновационных процессов в промышленности и функцией обеспечения притока инвестиций. Причем поддержку инновационных процессов в региональной промышленности следует осуществлять силами региональных инновационных комплексов (РИК). Это означает, что данный комплекс должен функционировать в тесной взаимосвязи с системой формирования и реализации ГПЗ. Такая взаимосвязь может реализовываться в форме:
• оценки предложений, поступающих на торги, с инновационных позиций (оценка степени новизны, перспектив для продолжения инновационных процессов);
• создания самостоятельной подсистемы инновационной экспертизы, направленной на проведение масштабных экспертных процедур в постоянном режиме. Особенностью инновационной экспертизы является комплексность проводимого анализа. Объектами анализа должны быть эффект, который может быть получен предприятиями или отраслями промышленности, а также совокупность социально-экономических последствий. Инновационная экспертиза может рассматриваться как инструмент согласования целей РИК и задач, решаемых за счет исполнения системной функции ГПЗ.
Функция обеспечения притока инвестиций реализуется на основе комплексирования инвестиционных и производственных аспектов, которое отражено в выдвинутом в данной работе понятии инвестиционно-промышленного потенциала. Комплексирование должно осуществляться и в рамках механизмов реализации этого потенциала. Важнейшим из таких механизмов в депрессивных регионах является системная функция ГПЗ. Эта функция позволяет:
• обозначить центр аккумулирования инвестиций (ГПЗ);
• создать дополнительные гарантии в инвестиционной сфере;
• обеспечить рациональное перераспределение инвестиционных ресурсов в соответствии с целевыми ориентирами социально-экономического развития регионов, отраженными в системной функции ГПЗ.
Сущность ГПЗ и механизмы взаимодействия его субъектов рассмотрены нами в работе
[12].
Список литературы
1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 13-18.
2. Азаренко, Б. Н. Структурные преобразования в инвестиционно-строительной сфере: время выбора России/ Б. Н. Азаренко // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 23-31.
3. Асаул, А. Н. Национальная стратегия инновационного развития/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 4-8.
4. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 3-7.
5. Балакина, Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона / Г. Ф. Балакина; отв. ред. д-р экон. наук С. В. Парамонова. - Кызыл: Изд-во ТувИКОПР СО РАН, 2009.
6. Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы/ С. В. Боярский // Экономическое возрождение России. - 2010. -№1(23). - С. 9-12.
7. Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.
8. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.
9. Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 42-49.
10. Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 55-59.
11. Лебедев, В. И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения/ В. И. Лебедев, М. Ф. Лебедева, Н. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -
2009. - №3(21). - С. 66-72.
12. Сагаан-оол, К Б. Механизмы взаимодействия субъектов государственного промышленного заказа/ К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 139-144.
13. Соян, М. К Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 132138.
14. Соян, М. К. Об эффективности развития угольного производственного комплекса Тывы по сценарию глубокой переработки/ М. К. Соян, Д. Ф. Дабиев, В. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 161-165.
15. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.
16. Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума / Н. Ю. Яськова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4(22). - С. 7-16.
The list of literature
1. Azarenko, B. N. The News of the anti-recessionary state policy / B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 13-18.
2. Azarenko, B. N. Structural transformations at the investment-building sphere: time of a choice of Russia/ B. N. Azarenko // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 23-31.
3. Asaul, A. N. The national strategy of the innovative development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 4-8.
4. Asaul A. N. The financial crisis in Russia: reasons and consequences / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-7.
5. Balakin, G. F. The strategy of the development for the depressive region / G. F. Balakin; under the editorship of prof. S.V. Paramonova. - Kyzyl: Publishing house TuvlKOPR of of the Russian Academy of Science, 2009.
6. Boyarsky, S. V. Unresolved problems of the postcrisis development of the investment-building sphere/ S. V. Boyarsky // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 9-12.
7. Generalov, B. V. About the overcoming of the consequences of crisis in Russia / B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - 3 (21). - P. 15-22.
8. The state business in building (the state building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.
9. Dubenetsky, Ya. N. Some sources and lessons of the financial crisis / Ya. N. Dubenetsky //Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 42-49.
10. Zaharov, M. N. About a problem of modernization of depressive regions' economy / M. N. Zaharov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 55-59.
11. Lebedev, V. I. The mineral-raw potential of Republic Tyva and prospect of its development/ V. I. Lebedev, M. F. Lebedev, N. I. Lebedev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 66-72.
12. Sagaan-ool, K B. Mechanisms of the subjects of the state industrial order interaction / K. B. Sagaan-ool //Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 139-144.
13. Sojan, M. K. The concept of development of «special» region by formation of a target economic zone/ M. K. Sojan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.
14. Sojan, M. K. About efficiency of development of a coal industrial complex of Tyva under the scenario of a deep processing/ M. K. Sojan, D. F. Dabiev, V. I. Lebedev // Economic revival of Russia. -
2010. - № 3 (25). - Р. 161-165.
15. The theory and decision-making practice on an exit of the organizations from crisis / A. N. Asaul, I. P. Knjaz, Ju.V. Korotaeva. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 224 p.
16. Jaskova, N. Ju. Crisis - is the replacement of an administrative vacuum/ N. Ju. Jaskova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 7-16.