РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Г. Ф. Балакина1
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТУВА КАК ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
В международной и отечественной практике отработан механизм решения проблем депрессивных территорий в условиях развитых рыночных отношений и устоявшихся институтов, а в условиях формирующихся рыночных институтов это явление достаточно новое. Попытки анализа данного опыта и обоснования его масштабного применения оказались малопродуктивными, столь же непродуктивным может оказаться использование отечественного опыта прошлых лет. В то же время отдельные элементы и того, и другого могут пригодиться при формировании новой модели региональной политики. Однако они не могут служить методологической базой для решения прикладных управленческих задач, связанных с трансформационными процессами современной экономики, тем более в условиях депрессивного региона. Сегодня ощущается потребность в комплексном, системном исследовании проблем, сопряженных с депрессивным характером регионального развития и обоснованием возможностей его преодоления [20, с. 55].
Совершенствование регулирования социально-экономического развития депрессивных регионов анализируется как составная часть процесса улучшения региональной экономической политики в современной России. Депрессивность целесообразно рассматривать как социально-экономический феномен, развитие депрессивных регионов -как социально-экономический процесс, обусловленный влиянием комплекса социальных, политических, экономических и исторических факторов. Также депрессивность есть форма адаптации регионов к условиям трансформационного кризиса. Под депрессивными регионами (ДР) мы понимаем территории, развитие которых характеризуется:
• значительным и устойчивым отставанием основных макроэкономических показателей (объема ВРП, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения, инвестиций в основной капитал, подрядных работ в строительстве и ввода жилья) от среднероссийских;
• неполным использованием производственных мощностей ряда ведущих компаний или их закрытием;
• узостью внутреннего рынка;
• высоким уровнем безработицы, бедностью населения, значительным количеством жителей с доходами ниже прожиточного минимума;
• ограниченностью собственных финансовых ресурсов для выхода из кризисной ситуации и устойчивого динамичного развития экономики и социальной сферы;
• потребностью в государственной поддержке для выхода на траекторию устойчивого развития и обеспечения социальных гарантий жителям.
Поскольку пространственные параметры влияют на развитие государства и общества, предопределяя (наряду с историческими факторами) его социокультурные особенности [4, с. 54], регулирование развития депрессивных регионов целесообразно осуществлять на основе концепций, теорий, экономических механизмов и инструментов, которые способствуют устойчивому существованию и развитию системы «природа - общество - человек», предполагающему экономический рост при обязательном сохранении возможностей для будущих поколений удовлетворять собственные потребности.
1 Галина Федоровна Балакина, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, канд. экон. наук, email: [email protected]
Для более адекватного отражения социальных, этнических и экологических особенностей основных групп населения Республики Тува, использования специфических черт региональных моделей адаптации для повышения эффективности регулирования социально-экономического развития необходимо модифицировать концепцию развития ДР, принятую в России для общего случая. Мы предлагаем формирование эколого-этнологической концепции, под которой будем понимать модель развития региона в долгосрочном периоде, включающую систему представлений о целях и приоритетах устойчивого регионального развития как единства экономических, социальных, экологических и этнических ориентиров. Составными частями концепции являются:
• достижение стабильных темпов экономического роста при снижении остроты экологических проблем; развитие базовых отраслей экономики на основе наукоемких, экологически чистых производств; недопущение нищеты, голода и эпидемий, т. е. вывод региона на траекторию устойчивого развития;
• улучшение взаимодействия компаний, добывающих сырье, с общинами коренных малочисленных народов, проживающих в местах залегания полезных ископаемых;
• стратегия инновационного прорыва;
• учет особенностей этнорегиональных моделей социально-экономической адаптации на рынке труда региона при решении проблемы снижения безработицы;
• развитие новых производств с учетом особенностей этнологической ситуации, снижение социальной напряженности;
• совершенствование сферы образования - повышение соответствия структуры выпускаемых специалистов потребностям существующих и перспективных производств;
• привлечение компаний, инвестирующих добычу природного и минерального сырья в регионе, к решению социальных и экологических проблем территории;
• создание новых рабочих мест, отвечающих склонностям и предпочтениям жителей региона, а не только цели получения прибыли;
• отражение необходимости перехода на инновационный путь развития, совершенствование науки, образования и культуры при повышении значимости приграничных регионов, придании им особого статуса (более подробно см. [3, с. 12-13]).
Республика Тува - депрессивный регион, характеризующийся значительным спадом объемов промышленной и аграрной продукции, низким уровнем оплаты труда и доходов населения, высокой безработицей [12, 15, 16, 19]. Неустойчивость экономических процессов сопровождается высоким уровнем социальной напряженности, кризисными явлениями в базовых отраслях хозяйства, жилищно-коммунальном комплексе, социальной сфере и в инфраструктурных отраслях. Для борьбы с негативными тенденциями необ ходим комплекс мер, направленных на развитие транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры (ускорение строительства железной дороги Кызыл - Курагино, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, решение проблемы стабильного тепло- и электроснабжения населенных пунктов республики).
Геополитическая роль Тувы в общероссийском разделении труда и обеспечении национальной безопасности определяется следующими факторами:
• необходимостью вовлечения в хозяйственный оборот месторождений каменного угля, меди и молибдена, кобальта и никеля, асбеста, редкоземельных элементов [7, 14];
• наличием государственной границы с Монголией, где быстрыми темпами обустраивается приграничная территория, развивается таможенная инфраструктура;
• в республике проживает уникальный этнос - тувинский народ и тувинцы-тоджинцы - коренной малочисленный народ Севера;
• Тува является регионом с аграрной специализацией хозяйства, обеспечивающим собственную продовольственную безопасность.
С учетом динамики экономического развития России и регионов в последние годы, а также итогов федеральных конкурсов на право разработки месторождений полезных ископаемых на территории республики, на наш взгляд, наиболее адекватно перспективы развития производительных сил Тувы отражает рассмотрение трех стратегий:
• социально ориентированной;
• индустриально ориентированной;
• экологически ориентированной [2, с. 157-158].
Развитие по социально ориентированной стратегии обосновывается тем, что республика по уровню жизни имеет кратное отставание от среднероссийских параметров и показателей соседних регионов. Целями развития по данной стратегии являются снижение уровня бедности, реализация социальных гарантий, рост качества человеческого капитала. Предполагается, что населению будет оказываться социальная помощь из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ для обеспечения социальных гарантий вне зависимости от эффективности развития экономики региона с целью реализации принципа равных возможностей для всех граждан независимо от места жительства. Однако при этом сохранятся неблагоприятные тенденции в развитии хозяйства: набор отраслей экономики по-прежнему будет нерациональным, республика останется поставщиком сырья. Темпы роста основных показателей валового регионального продукта промышленной и сельскохозяйственной продукции будут ниже средних по России, а в ряде отраслей предполагается продолжение стагнационных явлений. Поскольку темпы роста количества рабочих мест в силу «потребительского» характера развития будут ниже темпов роста трудоспособного населения, сохранится высокий уровень безработицы.
Существенное развитие за счет бюджетного финансирования получат институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала: образование и наука, здравоохранение, пенсионная система, строительство жилья и др. Но основной проблемой, сдерживающей их развитие, останется недостаточное финансирование в силу ограниченности средств федерального бюджета и низкого уровня доходов республиканского бюджета. Сохранится значительное отставание показателей развития указанных отраслей от средних по стране. Объем социальных благ, предоставляемых населению, будет обеспечен на минимально допустимом уровне.
Данная стратегия предполагает сохранение доминирования топливно-сырьевого сектора при стагнации объемов добычи из-за неразвитости производственной инфраструктуры. Маловероятны реализация крупных инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, рост конкурен тоспособности и объемов продукции обрабатывающих производств, вытеснение импортных и привозных товаров.
Развитие по индустриально ориентированной стратегии предполагает активное использование конкурентных преимуществ республики в секторе добычи минерального сырья, реализацию крупных инфраструктурных проектов (в том числе строительство железной дороги Курагино - Кызыл), позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей.
Основное внимание должно быть уделено развитию энергетики и транспорта как основных поставщиков ресурсов, лимитирующих рост темпов развития. Можно предположить существенное усиление роли федерального и республиканского правительства в организации и регулировании хозяйственной жизни из-за специфики развития указанных отраслей, необходимости совершенствования политических и общественных институтов, воспитания и выдвижения талантливых политических лидеров. Значительное развитие получит использование принципов государственно-частного партнерства [1, 21]. Стратегия индустриального развития Тувы предполагает ведущую роль государства в обеспечении высоких темпов экономического роста. Формированию промышленной политики рынка посвящено много работ, в том числе [9, 11, 18].
Финансовой основой развития региона по индустриально ориентированной стратегии станут масштабные государственные и связанные с ними частные инвестиции в сырьевые и инфраструктурные секторы экономики. Необходимы институциональные реформы для создания благоприятных условий деятельности экономических агентов, а также стимулы для ускоренного развития социальных отраслей. Прогнозируется многократный рост добычи полезных ископаемых при усилении зависимости развития экономики республики от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырье. Это обеспечит заметный, хотя и неровный, экономический рост, диверсификацию и качественное обновление экономики. Значительно снизится уровень дотационности хозяйства, предположительно с 2016-2017 гг. доходы
республиканского бюджета сравняются с расходами. Существенным преимуществом индустриально ориентированной стратегии является использование возможностей инновационного пути развития, наращивание инновационных механизмов социально-экономического развития, предполагающее значительное повышение качества человеческого капитала и создание на этой основе высокотехнологичных производств. Инновационная модель предусматривает формирование современной институциональной среды (системы экономических, политических и социальных институтов) как основы модернизации экономики региона [21].
Показатели развития социальной сферы будут динамично улучшаться за счет значительного роста доходов республиканского бюджета, при этом объем социальных услуг будет выше, чем при реализации социально ориентированной стратегии. Сохранится высокий естественный прирост населения, обусловленный также притоком квалифицированных работников из других регионов. Уровень безработицы резко снизится благодаря масштабному созданию новых рабочих мест и достигнет нормативного для рыночной экономики значения - 6...7 % от численности экономически активного населения.
Вероятность хищнической эксплуатации природных ресурсов республики обусловлена несовершенством природоохранного законодательства: штрафы за наносимый природе вред в несколько раз меньше получаемой корпорациями прибыли. Региональные власти не смогут влиять на принятие решений, определяющих развитие Тувы, поскольку собственность и руководство ключевыми отраслями будут находиться за пределами республики. В современной России достаточно подобных примеров, в частности, освоение природных богатств Красноярского края [4, с. 60]. Институциональная неясность в вопросах прав собственности на инфраструктурные объекты, отсутствие четкого разграничения этих прав [10, с. 359] ограничивают возможности применения штрафных санкций к хозяйствующим субъектам, загрязняющим окружающую среду.
Развитие Тувы по экологически ориентированной стратегии означает сдерживание темпов масштабного вовлечения в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, увеличение сроков строительства железной дороги Курагино - Кызыл, отвлечение значительных средств на сооружение природоохранных объектов, обеспечение населения социальными благами на минимально допустимом уровне. Одни исследователи предлагают создать целевую экономическую зону (ЦЭЗ) с целью вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов и их глубокой переработки [13], другие ратуют за организацию биосферного заповедника, охватывающего большую часть ее территории [8, с. 280-282]. Предполагается стимулирование деятельности предприятий по выводу из республики экологически опасных производств, внедрению новых технологий, снижающих риск загрязнения окружающей среды. Актуальность экологически ориентированной стратегии развития обусловлена тем, что республика является одним из немногих экологически благополучных регионов России. Поэтому нельзя допустить, чтобы масштабное промышленное развитие, предусмотренное в стратегических документах, вовлечение в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья привело к деградации экосистемы. Темпы экономического роста при развитии по данной стратегии будут несколько ниже, чем при использовании индустриально ориентированной стратегии вследствие отвлечения ресурсов на природосберегающие мероприятия. Темпы развития отраслей социальной сферы будут не ниже, чем при социально ориентированной стратегии, поскольку предполагаются различия в источниках финансирования социальных мероприятий.
Оценка эффективности возможных стратегий перспективного развития производительных сил Республики Тува выполнялась двумя методами: путем математических расчетов интегрального показателя эффективности и методом экспертных оценок.
Расчет интегрального показателя эффективности стратегий производен автором совместно с канд. экон. наук С. В. Романкевичем. Каждая стратегия имеет приоритетный комплекс проектов из более чем 60 предлагаемых к реализации. В качестве внешних условий развития экономики Тувы рассматривается развитие экономики России по инерционному,
энерго-сырьевому и инновационному сценариям (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (25.10.07)).
Расчет эффективности стратегий развития Республики Тува представлен в виде оценочной матрицы (см. таблицу). Элементами матрицы является интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта, характеризующий часть суммарного (за все годы расчетного периода) прогнозируемого реального объема ВВП экономики России (при соответствующем сценарии), который может быть обеспечен реализацией определенной стратегии развития Тувы. Интегральный индикатор рассчитан в соответствии с Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, утвержденной Правительством России2
Таблица 1.
Интегральный индикатор экономической эффективности
стратегий развития РТ в разных сценариях (расчеты в ценах 2006 г.)
Стратегии Сценарий
Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
I. Социально ориентированная 0,22120% 0,24100% 0,22162%
II. Индустриально ориентированная 0,60336% 0,65731% 0,60468%
III. Экологически ориентированная 0,52435% 0,57111% 0,52540%
Точность расчетов до стотысячных связана не с «повышением точности», а с высоким значением множителя, равного ВВП России. Применение критериев теории принятия решений при анализе альтернатив (Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Лапласа и ряда других) показало предпочтительность индустриально ориентированной стратегии. Основные результаты расчетов можно сформулировать следующим образом. Все значения интегрального показателя существенны, и при реализации любой стратегии вне зависимости от сценария эффект будет ощутим. Наилучшей и доминирующей по индикатору эффективности является индустриально ориентированная стратегия развития Республики Тува, незначительно уступает ей экологически ориентированная стратегия, в то время как социально ориентированная стратегия является наименее эффективной.
Все три стратегии перспективного развития Тувы очень близки по интегральному показателю в инерционном и инновационном сценариях. Причиной такого результата в большей степени является то, что оба сценария не снижают степени относительной экономической (в том числе и транспортной) «изолированности» региона. Вовлеченность региона в текущие экономические процессы (как и в инновационные) сохраняется на прежнем уровне. Энерго-сырьевой сценарий, предполагающий интенсификацию добычи полезных ископаемых во всех перспективных регионах России, дает мощный импульс развитию региона в виде масштабного освоения природных богатств Республики Тува.
Подчеркнем, что приведенные выше результаты расчетов характеризуют в основном мультипликативный эффект реализации стратегий, который является лишь частью интегрального эффекта стратегий. Для более полного учета интегрального эффекта, квантификации, количественной оценки эффективности предлагаемых стратегий перспективного развития Республики Тува нами использован метод экспертных оценок.
К экспертизе стратегий перспективного развития Тувы были привлечены руководители и специалисты органов исполнительной и законодательной власти республики, имеющие опыт работы в данном регионе и сложившееся мнение о перспективах его развития; ученые, исследующие проблемы региона, и журналисты. Опрос экспертов проводился в апреле - мае
2 Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №10. - С. 932; 3002-3019.
2010 г., всего опрошено 27 человек. Для изучения мнения экспертов использовались методы анкетирования и построения семантического дифференциала. Экспертам было предложено оценить влияние выбранного пути перспективного развития региона на показатели эффективности стратегий. Другие вопросы анкеты касались приоритетности развития сфер экономики, оценки факторов экономической динамики, основных путей социально-экономического развития и предполагали возможность изложения экспертом особого мнения, не совпадающего с предложенными вариантами ответов.
Для обработки экспертных оценок была сформирована модель семантического дифференциала по методике, разработанной в ИЭОПП СО РАН [8, с. 162-165]. Социально, индустриально и экологически ориентированные стратегии развития Тувы оценивались экспертами по воздействию на 12 показателей: доходность республиканского бюджета; величина федеральных трансферов; динамика численности коренного населения республики; динамика совокупных показателей прибытия и выбытия населения республики; обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры; уровень безработицы; уровень заболеваемости по основным группам болезней; уровень развития малого предпринимательства; уровень развития отгонного животноводства; уровень развития основных крупных бюджетообразующих предприятий; уровень экологической безопасности республики; уровень развития транспортной инфраструктуры республики. Экспертам было предложено оценить динамику показателей стратегий по шкале, имеющей 7 градаций: повлияет позитивно (чрезвычайно, очень, средне), нейтрально, негативно (чрезвычайно, очень, средне), проставив условный знак на пересечении соответствующих строк - показателей и столбцов - градаций интенсивностей. Качественным градациям шкалы соответствуют балльные оценки: альтернатива, получившая оценку «3», идентифицируется как максимально полезная, а получившая оценку «- 3» - как наиболее негативная [9, с. 88].
Анализ мнений экспертов показал, что значительно превосходящей другие стратегии по эффективности названа индустриально ориентированная стратегия. Признано положительным влияние ее реализации на основные показатели развития экономики и социальной сферы республики, в особенности на развитие транспортной инфраструктуры, крупных предприятий, малого предпринимательства и, как следствие, на доходность республиканского бюджета. Позитивно реализация данной стратегии отразится и на динамике совокупных показателей прибытия и выбытия населения республики: сальдо миграции станет стабильно положительным, прекратится отток квалифицированных кадров из Тувы. Однако достаточно высок уровень отрицательных оценок влияния данной стратегии на экологическую безопасность республики, у экспертов сложилось практически единодушное мнение об экологической опасности реализации данной стратегии.
Наименее эффективной экспертами названа социально ориентированная стратегия. Она является экологически более безопасной, чем индустриально ориентированная, однако при этом сохраняются многие отрицательные черты сегодняшнего развития Тувы: нарастающая неустойчивость экономических процессов, сопровождающаяся высоким уровнем социальной напряженности; кризисные явления в базовых отраслях хозяйства, жилищно-коммунальном комплексе, социальной сфере и инфраструктурных отраслях, обусловленные трансформационным кризисом. При реализации социально ориентированной стратегии сохранятся высокий уровень безработицы, отставание параметров развития социальной инфраструктуры от средних по России и Сибири, отрицательное сальдо миграции. Транспортная изолированность республики по-прежнему будет сдерживать развитие малого и среднего предпринимательства, туризма.
Большинство экспертов (74%) считают, что у Тувы нет шанса выйти из дотационности, если железная дорога в республику не будет построена. С точки зрения экспертов, не будут реализовываться крупные проекты, связанные с природопользованием, вовлечением в экономический оборот месторождений минерального сырья. Ряд экспертов предлагают продолжить ветку Кызыл - Курагино в Монголию и Китай, считая тупиковый вариант недостаточным.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 4-7.
2. Балакина, Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона/ Г. Ф. Балакина; отв. ред. С. В. Парамонова. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. - 344 с.
3. Балакина, Г. Ф. Эколого-этнологическая концепция развития депрессивного региона/ Г. Ф. Балакина // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 28. - С. 10-16.
4. Гранберг, А. Г. Экономика и социология пространства/ А. Г. Гранберг // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26). - С. 53-55.
5. Захаров, М. Н. К проблеме модернизации экономики депрессивных регионов/ М. Н. Захаров // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 55-59.
6. Кибалов, Е. Б. Оценка альтернативных механизмов развития «региона БАМ»: методический подход и результаты экспериментальных расчетов/ Е. Б. Кибалов, А. А. Кин, А. В. Савватеев, А. Б. Хуторецкий // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 3. - С. 76-101.
7. Лебедев, В. И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения/ В. И. Лебедев, М. Ф. Лебедева, Н. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -2009. - №3(21). - С. 66-72.
8. Лебедев, В. И. Особый эколого-экономический режим природопользования // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии/ В. И. Лебедев, Т. М. Ойдуп // Геоэкология природной среды и общества. - Вып. 9. - Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2007. -С. 280-289.
9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.
10. Проблемные регионы ресурсного типа: Азиатская часть России / под ред. В. А. Ламина, В. Ю. Малова. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 386 с.
11. Регион БАМ: Концепция развития на новом этапе / А. Г. Гранберг [и др.]. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996. - 212 с.
12. Сагаан-оол, К. Б. Методология управления территориальными производственными комплексами/ К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - №1(27). - С. 103112.
13. Сагаан-оол, К. Б. Механизмы взаимодействия субъектов государственного промышленного заказа/ К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 139-144.
14. Севек, В. К. Причины, сдерживающие развитие капитального строительства в Республике Тыва/ В. К. Севек // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 73-78.
15. Севек, Р. М. Особенности рынка профессиональных образовательных услуг в Республике Тыва/ Р. М. Севек // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 93-99.
16. Севек, Р. М. Управление взаимодействием на региональном рынке образовательных услуг/ Р. М. Севек // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 156-160.
17. Смирнов, А. И. Крупные корпорации и экономическая безопасность: пример Красноярского края/ А. И. Смирнов, Д. Е. Кацик, В. Ю. Паначев // ЭКО. - 2008. - № 11. - С. 49-61.
18. Соян, М. К. Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2 (28). -С. 132138.
19. Соян, М. К. Реализация инвестиционных проектов и трудовой потенциал в Республике Тыва/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 79-87.
20. Соян, М. К. Об эффективности развития угольного производственного комплекса Тывы по сценарию глубокой переработки/ М. К. Соян, Д. Ф. Дабиев, В. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. - 2010. - №3(25). - С. 161-165.
21. Ястребов, А. Я. Проблемы развития партнерства государства и бизнеса в Российской Федерации в посткризисный период/ А. Я. Ястребов // Экономическое возрождение России. - 2010.
- №2(24). - С. 8-12.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. The interaction of state and business in solving social problems/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 4-7.
2. Balakina, G. F. Development Strategy depressed region / G. F. Balakina; еd. S. Paramonov. -Kyzyl: TuvIKOPR RAS, 2009. - 344 p.
3. Balakina, G. F. Ecological and ethnological concept of depressive region / G. F. Balakina // Regional Economics: Theory and Practice. - 2011. - № 28. - P. 10-16.
4. Granberg, A. G. Economics and sociology of space / A. G. Granberg // Economic revival of Russia.
- 2010. - № 4 (26). - P. 53-55.
5. Zakharov, M. N On the problem of modernizing the economy of the region of depressed/ M. N. Zakharov // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 55-59.
6. Kibale, E. B. Evaluation of alternative mechanisms for the development of «the region BAM»: a methodical approach and the results of experimental calculations / E. B. Kibale, A. A. Keane, A. V. Savvateev, A. B. Khutoretsky // Region: Economics and sociology. - 1997. - № 3. - P. 76-101.
7. Lebedev, V. I. Mineral resources potential in the Republic of Tuva, and the prospects for its development / V. I. Lebedev, M. F. Lebedeva, N. I. Lebedev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 66-72.
8. Lebedev, V. I. Special ecological and economic mode nature water use/ V. I. Lebedev, T. M. Oydup // Status and natural resources of Tuva and co-limits areas of Central Asia. Geoecology of the environment and society. - Vol. 9. - Kyzyl: TuvIKOPR RAS, 2007. - P. 280-289.
9. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, V. B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.
10. Problem areas such as resource: The Asian part of Russia / ed. V. A. Lamine, V. Y. Malov. -Novosibirsk: Publishing House SB RAS, 2005. - 386 p.
11. Region BAM: The concept of development in the new stage / A. G. Granberg [and others] -Novosibirsk: Publishing House SB RAS, 1996. - 212 p.
12. Sagaan-ool, K B. Methodology management of territorial production complexes, governmental / K. B. Sagaan-ool // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 103-112.
13. Sagaan-ool, K B. Mechanisms of interaction of subjects of state industrial order / K. B. Sagaan-ool / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 139-144.
14. Sevek, V K Reasons hindering the development of capital construction properties in the Republic of Tuva / V. K. Sevek // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 73-78.
15. Sevek, R. M. Market characteristics of professional education services in the Republic of Tuva/ R. M. Sevek // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 93-99.
16. Sevek, R. M. Managing interaction in the regional market formational services / R. M. Sevek // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 156-160.
17. Smirnov, A. I. Large corporations and eco-nomic security: the case of the Krasnoyarsk Territory/ A. I. Smirnov, D. E. Cacique, V. Y. Panachev // EKO. - 2008. - № 11. - P. 49-61.
18. Soyan, M. K Concept of «special» in the region by forming a target economic zones / M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.
19. Soyan, M. K Implementation of investment projects and employment potential in the Republic of Tuva / M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 79-87.
20. Soyan, M. K. On the efficiency of coal production facility of Tuva on the scenario of deep reprocessing / M. K. Soyan, D. F. Dabiev, V. I. Lebedev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). -P. 161-165.
21. Yastrebov, A. Y. Problems of development partnership between the state and business in the Russian Federation in the post/ A. Y. Yastrebov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 812.