В. К. Севек
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Республика Тыва - депрессивный регион, характеризующийся значительным спадом объемов промышленной и аграрной продукции, низким уровнем оплаты труда и доходов населения, высокой безработицей. Неустойчивость экономических процессов сопровождается высоким уровнем социальной напряженности, кризисными явлениями в базовых отраслях хозяйства, жилищно-коммунальном комплексе, социальной сфере и в инфраструктурных отраслях [6, с. 100].
Вклад в бюджет республики собственных доходов не превышает 23%, а уровень безработицы не опускается ниже 17% [18, с. 133-134]. Плохо развитая инфраструктура строительной индустрии и слабая инвестиционная привлекательность региона отражаются на экономическом положении организаций, выпускающих местные строительные материалы. Только при стабильном и динамичном развитии регионального инвестиционного строительного комплекса инвесторы готовы вложить средства в производство стройматериалов. Задачами современного этапа развития промышленного комплекса Тывы является ускоренное преодоление последствий экономического кризиса, ликвидация убыточности ряда организаций, интеграция в экономику Российской Федерации, завершение основных институциональных преобразований и осуществление крупных инвестиционных проектов, способных преобразовать промышленность Тывы в инновационно активный сектор [14, 15, 16].
Как показал анализ, уровень использования производственных мощностей организаций по выпуску строительных материалов составляет по различным видам продукции от 10 до 40 %. Рентабельность производства в разных компаниях колеблется от 10 до 15 %. Так как промышленность строительных материалов является энергоемкой отраслью, это ставит ее в прямую зависимость от цен на продукцию и услуги естественных монополий. Высокий уровень топливо- и энергопотребления при производстве строительных материалов на устаревшем и изношенном оборудовании является одним из факторов высокой стоимости продукции (табл. 1).
Анализ показывает, что удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство строительных материалов составляет 16...18 %, поэтому энерго- и ресурсосбережение являются главным и факторами развития региона [7, 9, 10, 11].
При производстве кирпича, извести, пиломатериалов доля сырьевых материалов в себестоимости продукции и нерудного сырья составляет от 22 до 32 %. При производстве бетона и железобетонных изделий используется привозное сырье, стоимость которого доходит до 54 % от себестоимости продукции. С учетом инфляции и повышения цен на сырьевые материалы стоимости основных местных строительных материалов ежегодно возрастает на 16.27 % в зависимости от вида продукции. Если ежегодное по вышение стоимости бетонных и железобетонных изделий связано с удорожанием привозных материалов (цемента, арматуры), то увеличение стоимости пиломатериалов и столярных изделий, где рост цен на сырьевые материалы и электроэнергию невысок, обусловлено значительным увеличением рентабельности производства по решению монополистов.
Экономическое положение многих организаций, выпускающих строительные материалы, является неустойчивым из-за изменения цен на сырьевые материалы, топливо и электроэнергию. Из-за недостаточного объема собственных оборотных средств низок коэффициент маневренности и надежности компаний. Высокая кредитная ставка банков
1 Вячеслав Кыргысович Севек, декан экономического факультета Тувинского государственного университета, канд. экон. наук. доцент. E-mail: [email protected]
повышает финансовый риск операций, снижает рост текущих активов и платежеспособность организаций [1, 4].
Таблица 1
Выписки из калькуляции себестоимости строительных материалов2
Статьи затрат Предприятие
ООО"Жилье" ООО "Сардаана" ООО "Восток"
Кирпич керам., тыс. шт. Ж/б издел., м3 Щебень, м3
Сырье и материалы 245085 3958,39 542,78
Топливо, т 233025 330,83 120,34
Эл. энергия, кВт 48900 23,96 16,31
Заработная плата 418500 278,4 284
Себестоимость 5112 4820,1 963
По предварительной оценке, для выполнения республиканских программ по социально-экономическому развитию Республики Тыва до 2015 г. и достижения целей, поставленных национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», потребуется ввести дополнительные мощности по производству основных видов строительных материалов. С учетом многообразия используемых материалов при определении прогнозных объемов приоритетными являются стеновые материалы, вяжущие вещества, материалы для изготовления несущих конструкций, теплоизоляционные изделия, нерудные материалы, от которых зависит возможность увеличения строительства жилья. Данные о прогнозном потреблении строительных материалов являются ориентировочными и при практическом использовании подлежат уточнению и корректировке. Расчет объемов потребления стройматериалов проводился на основе укрупненных норм их расхода в зависимости от конструктивных решений зданий и сооружений. При определении прогнозных объемов потребления кроме прямых заказов подрядчиков учитывались объемы оптовой и розничной торговли материалами крупными и мелкими поставщиками для частного строительства, доля которого достигает 35 % от общего объема. В расчетах учитывались динамика роста потребления основных строительных материалов за последние 7 лет, в течение которых наблюдался постепенный рост инвестиций в капитальное строительство в государственном и частном секторе, а также предполагаемое наращивание производственных мощностей по производству строительных материалов в целом по республике.
Перспективным планом социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 г. предусмотрены строительство и ввод в действие более 300 объектов гражданского и производственного назначения, в том числе жилья (табл. 2), за счет различных источников финансирования. Причины, сдерживающие развитие капитального строительства в республике, освещены в работе [17].
Таблица 2
Планируемый ввод жилья по Республике Тыва (тыс.м. кв.)3
Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Ввод 43,7 48,8 50 52,5 556,3 58,5 61,5
2 Программа «Развитие производства строительных материалов и конструкции на базе местного сырья» на 2009-2015 гг. / СПС КонсультантПлюс.
3 Цит. соч.
Реализация плана будет способствовать масштабному увеличению объемов потребления по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций (табл. 3), а также увеличению доли выпуска современных эффективных и конкурентоспособных видов продукции.
Таблица 3.
Прогнозируемый объем потребления основных строительных материалов и конструкций4
№ Наименование Ед.изм. 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1.Строительная керамика.
1 Кирпич обыкновенный млн.шт 9 11 13 15 17 20 24
2 Кирпич облицовочный млн.шт 0,24 0,27 0,3 0,34 0,38 0,42 0,47
3 Плитки для внутренней облицовки тыс.м2 48 52 57 62 68 75 84
4 Плитки для пола тыс.м2 12 14 17 21 25 29 34
5 Санитарно-технические изделия тыс.шт. 9,4 10,8 11,8 13,7 15,1 16,8 18,7
6 Огнеупорные изделия тыс.шт. 40 43 47 51 54 59 64
2. Изделия на основе стекла
1 Стекло оконное 2 тыс.м2 4,2 4,8 5,4 6,1 6,7 7,2 7,7
3. Вяжущие вещества
1 Известь воздушная тыс.т. 7,2 8,9 10,7 12,3 14,7 17,1 19,5
2 Портландцемент тыс.т. 84 97 110 126 136 147 158
3 Гипс строительный тыс.т. 9,6 10,9 12,2 13,8 15 16,2 17,5
4. Бетоны
1 Бетон тяжелый (товарный) 3 тыс.м3 6,5 7,2 8,6 10,7 12,3 14,1 15,8
2 Пенобетон 3 тыс.м3 2 2,8 3,9 5 6,4 7,9 9
3 Газобетон 3 тыс.м3 1 1,6 2,3 3 3,8 4,9 6
4 Бетон с легкими заполнителями 3 тыс.м3 0,5 0,9 1,4 2 2,8 3,9 5
5 Железобетонные конструкции 3 тыс.м3 8,2 9,1 10,7 12,7 13,9 14,9 17,3
6 Дорожные камни 2 тыс.м2 3 4 5 6 7,5 8,8 10
5. Нерудные материалы
1 Песок 3 тыс.м3 110 124 138 154 169 181 195
2 Гравий 3 тыс.м3 84 97 110 121 133 146 155
3 Щебень 3 тыс.м3 45 51 56 60 71 83 95
4 Цит. соч.
Значительное повышение (более чем в три раза) стоимости цемента ведет к увеличению себестоимости и отпускной цены стеновых бетонных изделий. Единственный выход в этой ситуации - использование заменителей. Например, шлакопортландцемент показывает нормальную прочность даже при высотном строительстве. Существуют качественные плотные заполнители для тяжелых бетонов и пористые - для легких. К тому же такие заменители примерно на 30% дешевле обычного цемента, соответственно при одинаковом финансировании каждый шестой дом будет строиться фактически бесплатно [3, с. 5]. Пока же сохраняется рост потребления портландцемента для производства железобетонных конструкций и товарного бетона. Повысится спрос на цемент, ибо при строительстве промышленных объектов и железных дорог чаще всего используются бетонные и железобетонные конструкции.
Применение современных высокопористых стеновых материалов значительно улучшит теплозащиту зданий и обеспечит уменьшение расхода сырьевых материалов. Изучение спроса показывает, что теплоизоляционные материалы относятся к числу наиболее востребованных после стеновых материалов и несущих конструкций из железобетона. В Тыве в качестве теплоизоляционных материалов чаще используют минеральную вату и керамзитовый гравий, в отдельных случаях применяют пенополиуретан в виде монтажной пены. Выбор типа теплоизоляционного материала в основном зависит от функционального назначения строящегося объекта.
Коллективом ученых Тувинского государственного университета1 по заказу Минстроя республики была разработана региональная целевая программа «Развитие производства строительных материалов и конструкций на базе местного сырья на 2009-2015 гг.» (далее -Программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 16.10.2008 г. № 640. Основной целью Программы является создание современной строительной индустрии по производству высококачественных и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций на основе местного сырья. Основные мероприятия Программы:
• мониторинг минерально-сырьевой базы республики для производства строительных материалов;
• выявление перспективных направлений развития промышленности строительных материалов;
• разработка мероприятий по созданию новых предприятий и модернизации действующих;
• определение финансовых затрат;
• определение механизмов реализации Программы.
В процессе реализации Программы, рассчитанной на 2009-2015 гг., в нее необходимо включить экологическую составляющую, для чего следует сформировать экологическую стратегию промышленности [13].
Основу финансово-экономического обеспечения Программы составляют бюджетные и внебюджетные средства в пропорциях, определенных федеральной инвестицион
ной политикой [5]. Удельный вес федеральных средств при создании новых производственных мощностей составит 70 % от общего объема инвестиций, а средств регионального бюджета - 30 % (80% - из республиканского бюджета, 20 % - из средств муниципальных образований).
Модернизация и техническое перевооружение предприятий осуществляются на основе собственных средств организаций и привлекаемых средств. Последние должны формироваться за счет банковских кредитов, заемных средств, иностранных инвестиций, внебюджетных фондов и др. Банковские кредиты и средства частных инвесторов следует рассматривать в качестве важнейших финансовых инструментов. Основой для привлечения иностранного капитала является действующая законодательная база в сфере международного сотрудничества.
Правительство Республики Тыва планирует:
• предоставить государственные гарантии по кредитам организаций для реализации приоритетных проектов модернизации и развития производства основных строительных материалов и изделий;
• предусмотреть в бюджете республики субсидирование компаниям-производителям строительных материалов процентной ставки по кредитам, направляемой на модернизацию и развитие производства;
• предоставить компаниям-производителям приоритетное право получать инвестиционные средства для дальнейшего развития и модернизации;
• обеспечить первоочередное финансирование объектов промышленности строительных материалов, строящихся за счет федерального бюджета, для скорейшего завершения строительства объектов.
Все это подтверждает, что для модернизации важно взаимодействие частной инициативы и государственной активности. А связывает их институциональная среда, часть которой формируется благодаря соответствующим действиям государства [2, с. 9].
Для реализации Программы в области технического регулирования и научно-технического обеспечения планируется:
• совершенствование системы стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций;
• использование современных строительных материалов, объемно-планировочных и конструктивных решений при строительстве и реконструкции организаций стройиндустрии;
• использование современных материало- и энергоэффективных технологий;
• обеспечение автономных систем жизнедеятельности организаций стройиндустрии;
• ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по изысканию сырья, улучшению качества выпускаемых материалов и разработке технологического оборудования;
• поддержка отдельных инновационных технических проектов по созданию и внедрению новых современных эффективных строительных материалов.
Применение современных объемно-планировочных, конструктивных решений при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий стройиндустрии позволит размещать в них универсальные гибкие технологические линии, когда на базе одной линии возможен выпуск нескольких видов строительных материалов и конструкций при незначительной замене отдельных установок.
При реализации Программы важной технической проблемой является энергообеспечение строящихся и действующих предприятий, так как существующие мощности энергосистемы республики ограниченны. Поэтому при проектировании крупных объектов строительной индустрии (цементный завод, цех по производству теплоизоляционного заполнителя) необходимо предусмотреть автономные источники энергообеспечения в виде теплогенератора и мощной дизельной станции. Экономия от энерго- и теплосбережения будет рассматриваться как ресурс возвращения возможных инвестиций в развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса [7, 9].
В соответствии с программой создание предприятий строительной индустрии осуществляется в три этапа:
• технико-экономическое обоснование необходимости строительства объектов с разработкой технического задания на проектирование;
• разработка проектно-сметной документации;
• строительство самих объектов.
Для обеспечения оптимального и сбалансированного размещения производительных мощностей строительной индустрии на территории республики изучается минерально-сырьевая база для производства строительных материалов [8, 12], осуществляется привязка производств с учетом имеющейся сырьевой базы, развития инженерной, транспортной инфраструктуры и наличия трудовых ресурсов. Основными направлениями развития промышленности предусмотрены строительство новых и модернизация действующих заводов по выпуску строительных материалов и изделий. Достаточно остро стоит вопрос подготовки кадров и обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами, от эффективности использования которых зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и другие экономические показатели [19, с. 79].
В рамках реализации основных мероприятий Программы для создания мощной строительной индустрии предусматривается строительство следующих новых предприятий:
• завод керамического кирпича мощностью 26 млн шт. кирпича в год;
• завод по производству конструкций и деталей железобетонных изделий мощностью 60 тыс. м в год;
• цементный завод мощностью 300 тыс. т в год в г. Шагонаре;
• завод пористого пеностеклокристаллического заполнителя мощностью 10 тыс. м3 в
год;
• сезонные заводы и цеха по производству кирпича общей мощностью 20 млн шт. в год.
В ходе выполнения мероприятий по обновлению производственных фондов
модернизируются Кызылский кирпичный завод, завод ЖБИ ООО «Сардаана» и Комбинат крупнопанельного домостроения.
Строительство новых предприятий по выпуску строительных материалов и конструкций позволит выпустить продукцию на 1206 млн. рублей, что улучшит экономическое положение Тывы. Кроме того, появится более 500 новых рабочих мест, что значительно снизит число безработных в республике. За счет увеличения объема выпуска местных строительных материалов, налоговые поступления республики могут увеличиться на 297,9 млн рублей.
Список литературы
1. Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства / Б. Н. Азаренко //Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 13-18.
2. Асаул, А. Н. Государственная активность и частная инициатива в модернизации не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2011. -№ 3(29). - С. 4-9.
3. Асаул, А. Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. -2008. - № 2(16). - С. 3-9.
4. Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 3-7.
5. Асаул, А. Н. Совершенствование экономического процесса оценки инвестиционной привлекательности регионов/ А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2004. - № 1. - С. 169-173.
6. Балакина, Г. Ф. Стратегии развития Республики Тува как депрессивного региона/ Г. Ф. Балакина // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4(30). - С. 99-107.
7. Гассиева, О. И. Проблемы повышения энергетической безопасности и экономически устойчивого развития электроэнергетики / О. И. Гассиева // Экономическое возрождение России. -2011. - № 3(29). - С. 25-31.
8. Дабиев, Д. Ф. Экономическая оценка потенциала недр Республики Тува/ Д. Ф. Дабиев, М. А. Ягольницер, В. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -2011. - №4(30). - С. 108-118.
9. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение - условие и фактор экономического возрождения / Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. - 2009. -№2(8). - С. 8-15.
10. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 3(9). - С. 31-32.
11. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 21-26.
12. Лебедев, В. И. Минерально-сырьевой потенциал Республики Тыва и перспективы его освоения/ В. И. Лебедев, М. Ф. Лебедева, Н. И. Лебедев // Экономическое возрождение России. -2009. - № 3(21). - С. 66-72.
13. Прокопенков, С. В. Проблемы формирования экологической стратегии промышленности региона/ С. В. Прокопенков // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 2(24). - С. 90-97.
14. Сагаан-оол, К Б. Методология управления территориальными производственными комплексами / К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. -2011. - № 1(27). - С. 103112.
15. Сагаан-оол, К Б. Механизмы взаимодействия субъектов государственного промышленного заказа / К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 2(28). - С. 139-144.
16. Саган-оол, К. Б. Методы реализации промышленной политики регионального уровня / К. Б. Сагаан-оол // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 3(29). - С. 155-161.
17. Севек, В. К Причины, сдерживающие развитие капитального строительства в Республике Тыва/ В. К. Севек // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С. 73-78.
18. Соян, М. К Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2011. - №2(28). - С. 132138.
19. Соян, М. К Реализация инвестиционных проектов и трудовой потенциал в Республике Тыва/ М. К. Соян // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 3(21). - С. 79-87.
20. Теория и практика малоэтажного жилищного строительства в России / А. Н. Асаул, Ю. Н. Казаков, Н. И. Пасяда, И. В. Денисова. - СПб.: Гуманистика, 2005. - 563 с.
The list of the literature
1. Azarenko, B. N. A new anti-crisis policy of the state/ B. N. Azarenko // Economic revival in Russia - 2010. - № 1 (23). - P. 13-18.
2. Asaul, A. N. State activity and private initiative to modernize are not interchangeable and complementary/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 4-9.
3. Asaul, A. N. Status and prospects of investment and construction activities in the Russian Federation/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 3-9.
4. Asaul, A. N. The financial crisis in Russia: causes and consequences/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-7.
5. Asaul, A. N. Improvement of the economic process of evaluation of investment attractiveness of regions/ A. N. Asaul // The bulletin of Civil Engineers. - 2004. - № 1. - P. 169-173.
6. Balakina, G. F. Development Strategy of the Republic of Tuva, a depressed region/ G. F. Balakina / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 99-107.
7. Gassieva, O. I. Problems of increasing energy security and economically sustainable development of the electricity/ O. I. Gassieva // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 25-31.
8. Dabiev, D. F. Economic evaluation of potential mineral resources of the Republic of Tuva / D. F. Dabiev, M. A. Yagolnitser, V. I. Lebedev // Economic revival of Russia. -2011. - № 4 (30). - P. 108-118.
9. Danilevich, J. B. Energy - saving - and the condition factor of economic revival / J. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Economic revival of Russia. - 2009. - 2 (8). - P. 8-15.
10. Erofeev, P. Ju. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development / P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. - № 3 (9). - P. 31-32.
11. Erofeev, P. Ju. Features and main trends of resource in the concept of sustainable economic development/ P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. - № 2 (8). - P. 21-26.
12. Lebedev, V. I. Mineral-sources potential of republic Tyva and prospect of its development / V. I. Lebedev, M. F. Lebedev, N. I. Lebedev // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 66-72.
13. Prokopenko, S. V. Problems of the environmental strategy of industry region / S. V. Prokopenko //Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 90-97.
14. Sagaan-ool, K. B. Management methodology territorial production complexes/ K. B. Sagaan-ool // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1 (27). - P. 103-112.
15. Sagaan-ool, K B. Mechanisms of interaction between the subjects of state industrial order/ K. B. Sagaan-ool // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 139-144.
16. Sagan-ool, K. B. Methods of implementation of industrial policy at regional level/ K. B. Sagaan-ool / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 155-161.
17. Sevek, V. K. Reasons hindering the development of capital construction in the Republic of Tuva/ V. K. Sevek // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 73-78.
18. Soyan, M. K. Concept of «special» in the region through the formation of the target economic zone/ M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2011. - № 2 (28). - P. 132-138.
19. Soyan, M. K. Realization of investment projects and employment potential in the Republic of Tuva / M. K. Soyan // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 79-87.
20. Theory and practice of low-rise housing construction in Russia / A. N. Asaul, Ju. N. Kazakov, N. I. Pasyada, I. V. Denisova. - SPb.: Humanistica, 2005. - 563 p.