РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Г. Ф. Балакина1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ТУВЕ
Одним из основных направлений развития инновационной системы региона является поддержка (в том числе финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров и продвижения их продукции на внутреннем и мировых рынках. Кластерная концепция развития экономики утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.01. 2006 №35 р, и ряд регионов реализует кластерную форму организации экономики как альтернативу отраслевой [2].
Для кластерной стратегии развития экономики характерен выборочный характер хозяйственного освоения на участке территории, на котором расположены объекты, идентичные по ряду признаков. Зачастую под кластерами понимают группу взаимосвязанных организаций, институтов, расположенных на компактной территории и имеющих устойчивые экономические связи и одинаковую специализацию. При этом кластер является неформальным объединением компаний.
В экономике термин кластер появился относительно недавно. Идеи Портера, Вебера, Маршалла, а также работы Шумпетера (1934), Енрайта (1991), Брессона (1999), Фукса-Вильямса (1997), Розенфельда (1995), Скотта (1986) и других экономистов являются теоретической базой, позволяющей объяснить динамику развития кластеров, обосновать логичность и законность мировой политики кластеризации экономики [5, с. 83]. М. Портер определяет кластер как «... сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [12, с. 206].
Кластеры повышают конкурентоспособность компаний благодаря способности их участников к внедрению инноваций, повышению производительности труда, привлечению новых бизнес-структур, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Развитый кластер во многом примиряет интересы основных участников за счет направления конкурентной борьбы за свои пределы. Входящие в кластер компании не соревнуются друг с другом, они вытесняют с рынка организации, не входящие в кластер. Одновременно на периферии кластеров возникает множество перспективных ниш, заняв которые, значительное число компаний могут на десятилетия обеспечить себе выгодный и защищенный от конкурентов бизнес. Кластеры, как правило, не замыкаются в своей отрасли, а распространяются на смежные. Формирование многоотраслевых кластеров развитых компаний является закономерным результатом передачи по технологическим цепочкам преимуществ высокой конкурентоспособности от компании -родоначальницы кластера к компаниям-смежникам. При этом конкурентные преимущества передаются как вниз по технологическим цепочкам - создание продукции на основе базовых продуктов развитой компании, так и вверх -повышение качества поставляемых полуфабрикатов и оборудования [3]. В качестве поставщиков узлов и полуфабрикатов к работе подключаются не только
1 Галина Федоровна Балакина, заместитель директора по научной работе, ведущий научный сотрудник лаборатории региональной экономики Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
крупные, но и средние, и даже мелкие организации, для которых формируется емкий и быстро растущий рынок с инновационной направленностью. Компания-лидер выступает как квалифицированный потребитель, готовый оценить любые усовершенствования, внесенные малым предприятием в свою продукцию, и заинтересованный в том, чтобы такие новинки появлялись регулярно, создавая конкурентные преимущества для его собственной продукции [10, с. 29-31]. Компании, представленные в основном малыми и средними предприятиями, в региональных кластерах менее взаимосвязаны, основу их успеха составляют накопленный социальный капитал и компактное расположение на территории. Площадь территории, занимаемой кластером, может варьировать от территории одного города или области до размеров страны или нескольких рядом расположенных стран. Исследования показали [7, с. 69], что условия создания и функционирования кластеров при объединении малых предпринимательских структур могут быть одновременно и условиями инвестирования перспективных проектов на основе кластерных технологий.
Кластерная стратегия может формироваться на основе либеральной или дирижистской модели регулирования экономики. Реализация либеральной модели кластерной политики предполагает минимальное вмешательство государства в рыночные отношения, развитие только тех кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Инфраструктура для кластеров создается без участия правительства, ответственность за их создание возложена на региональные органы власти. По такой модели развиваются кластеры в США, Великобритании, Австрии и Канаде. Дирижистская модель кластерной политики подразумевает активное участие государства в выборе приоритетных для развития кластеров, их формировании, целенаправленном создании инфраструктуры. Правительство самостоятельно выбирает регион для создания кластера и определяет объем его финансирования. Роль региональных органов исполнительной власти здесь является второстепенной. Дирижистскую модель кластерного развития реализуют Франция, Корея, Япония, Сингапур, Швеция, Финляндия [11, с. 4]. Ученые и практики приходят к выводу, что кластерные структуры могут стать теми импульсами, которые при удачной концентрации производства, его специализации, использовании современных достижений коммуникации, координации, кооперации и сотрудничества помогут найти точки роста каждого конкретного региона, обеспечивая его победу в конкурентной борьбе. В разных странах растет интерес к формированию и поддержке кластеров, происходит активизация правительственной политики в этой сфере [6, с. 82].
Территориальные кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка и способствуют выходу региональных товаров на международные рынки. Высокая конкурентоспособность региона может быть достигнута именно за счет сильных позиций отдельных кластеров [1].
Республика Тува - депрессивный регион Восточной Сибири. Основными проблемами реального сектора экономики Республики Тува являются неразвитость отраслевой структуры промышленности, дефицит энергомощностей, сдерживающий развитие обрабатывающих производств, и нарастание экологических проблем в связи с вовлечением в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья. Одним из эффективных направлений решения указанных проблем является использование инноваций: новых технологий, оборудования и организации производительных сил. Перспективным направлением развития Тувы может стать формирование территориальных кластеров как инновационного инструмента, способствующего выходу региона из депрессивного состояния.
Инновационно-промышленный кластер. В республике имеется возможность для создания инновационно-промышленного кластера в сфере глубокой переработки природных ресурсов на основе экологически безопасных технологий. Актуальность такого кластера обусловлена тем, что основу ресурсного потенциала республики составляет минерально-сырьевая база, отличающаяся разнообразием видов полезных ископаемых (коксующиеся и энергетические угли, кобальт, золото, цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы, сырье для производства
строительных материалов, минеральные и пресные подземные воды). Кластер объединит российские и зарубежные организации, совместно использующие рыночные рычаги и методы для быстрого и эффективного внедрения новых технологий в освоение месторождений полезных ископаемых республики в целях экономии ресурсов и средств за счет совместного использования информационных ресурсов, инфраструктурных объектов; распространения знаний и навыков; стимулирования различных форм обучения и адаптации населения. Участниками кластера могут быть как субъекты рынка инноваций, так и фирмы, компании, занимающиеся добычей и переработкой природных ресурсов, административные структуры, финансово-кредитные организации (см. рисунок) [4, с. 170-171].
Основные направления развития такого кластера:
■ возобновление деятельности промышленных предприятий, прекративших работу в годы трансформационного кризиса;
■ создание инновационных предприятий по глубокой переработке сырья на базе инновационных технологий, предусматривающих соблюдение экологических требований;
■ подготовка кадров, соответствующих потребностям новых производств;
■ совершенствование транспортно-логистической системы, ускорение строительства железной дороги в регионе;
■ реализация мероприятий по привлечению инвесторов в республику.
Формирование энергетического кластера. Помимо инновационно-
промышленного, в Туве возможно создание энергетического кластера. Актуальность задачи обусловлена следующими обстоятельствами: запасы каменного угля являются основным минерально-сырьевым ресурсом региона; ученые республики разработали методы эффективного использования каменного угля в качестве
ОРГАНЫ исполни те ЛЬ НОИ ВЛАСТИ
Министерство энергетики и громкиш'Енности Министерство экономией Р Т М инистерство гр иро дрполкзования
М инистерство образования, науки и молодеж ной политики Прав/в ние по нефопользованию Экономииескийоовет Пр ав ительст ва
ОБР АЗОВАННЕ И НАУКА
ТувИКОПР С О РАН ТывГУ
НИИСХСО РАСХН
ИННОВАЦИИ
И н но ва_1,ио нн ые гредгриятия по внесению новых технологий в гор нодоб ив ающую и перерабат и вающу ко гро шш _ге н ноет ь
HHi Р АСТР УКТУР А ИННОВАЦИОННОПОРЫНК А
РНИЦ
И нж ин i-p ин г-це нтр Центр трансфера технологий
ПРОГР АММЫ
Г|зограмма экономии еского и социального раз вития РТ до 2012 г. Стратегия развития Р Т до 2020 г.
Ï- ИНАНСЫ
Межгромбанк Сбербанк Р осбанк Р уссринансб анк
КОЛЛТТА НИИ
ОАО « К ааХемский угольный разрез» ОАО «Туваайэест» ЗАО «Енисейская гром. Компания» ООО «Голевская гернеродная компания» ОАО «ГМК "Нори-гьскии ни<ель"» ■'.'00 «Лунсин»
Тувинская горнорудная компания
П>ОИЗВОДСТВО
Каменногоугля Рудцветных металлов Асбеста
Тепловой иэ_гЕктр ии ескойэнергии Деловой древесины, мебели Строительных материалов Пищевых фодуктов
Структура инновационно-промышленного кластера Тувы по глубокой переработке природных ресурсов энергетического топлива и технологии его комплексной конкурентоспособной энерготехнологической переработки. Использование каменного угля в качестве энергетического источника в сочетании с низкой продуваемостью котловин снижает
остроту экологических проблем в Туве. В настоящее время в республике эксплуатируются Каа-Хемское, Чаданское и Элегестсткое месторождения, на которых ежегодно добывается более 0,5 млн т каменного угля (табл. 1).
В энергетический кластер республики могут входить организации по добыче и обогащению каменного угля, производству электро- и теплоэнергии; творческие коллективы ученых и технологов, исследующих проблемы энергетики, академической и вузовской науки; малые инновационные организации по внедрению новых технологий по переработке угля, получению из него конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью; использованию возобновляемых источников энергии; применению тепловых насосов в энергообеспечении; разработке проблем энергосбережения, а также инфраструктурные организации (коммерческие банки, научно-инновационный центр, инжиниринг-центр, центр трансфера технологий).
В ЕС с 2008 г. действует программа «20-20-20», предписывающая всем странам сообщества увеличить к 2020 г. долю возобновляемой энергии в топливно-энергетическом балансе до 20% [9, с. 51]. В свете основных положений стратегии развития энергетики РФ до 2030 г. приоритетными направлениями в области разработки энергоэффективных технологий и формирования энергетического кластера в Туве следует признать:
■ разработку и совершенствование угольных технологий;
■ развитие технологий на основе возобновляемых источников энергии;
■ формирование условий для развития нанотехнологий;
■ разработку энергосберегающих технологий в регионе;
■ проработку перспектив газификации республики.
В ходе формирования и развития энергетического кластера возможно решение проблемы энергодефицита, сдерживающего развитие многих видов экономической деятельности, жилищного строительства, социальной инфраструктуры.
Формирование агроэкологического кластера. Одним из возможных направлений развития инновационных разработок в Туве является формирование теоретических основ защиты окружающей среды и уникальных природных ландшафтов, оценки техногенного воздействия на окружающую среду, мониторинга состояния биоресурсов региона с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных технологий. Возможно проведение исследований воздействия отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий и интенсификации развития туризма на прилегающие естественные ландшафты [13], оценка потенциала их использования при рекультивации и восстановлении нарушенных территорий, а также разработка приемов и технологий уменьшения объемов выбросов.
Таблица 1
Динамика объемов добычи угля в РТ 1
Показатель Объем добычи по годам, тыс. т.
2001 2006 2008 2010 2011
Всего добыто 575,0 684,0 768,0 826,0 927,0
В % к предыдущему году 109,9 103,8 101,9 109,0 112,2
В силу особенностей геологического развития и географического положения территория Тувы представляет собой область повышенного биоразнообразия и центр видообразования. Именно поэтому республика вместе с другими странами Алтае-Саянского экорегиона отнесена к наиболее ценным территориям глобального масштаба. Здесь,
1 Топливно-энергетический комплекс: экспресс-анализ: стат. сб. - Кызыл:Тывастат, 2009. - С.18; Социально-экономическое положение Республики Тыва за январь - декабрь 2011 г.: стат. сб. - Кызыл: Тывастат, 2012. - С. 5.
по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), сосредоточена заметная часть мирового разнообразия флоры и фауны, что стимулирует расширение туристических услуг. Для обеспечения экологического равновесия при расширенном воспроизводстве продукции агропромышленного комплекса Тувы, минимизации
отрицательных последствий антропогенного воздействия на экосистемы необходим переход на инновационный путь развития, формирование восприимчивости экономики региона к достижениям научно-технического прогресса. Этапом такого перехода может стать создание агроэкологического кластера [8], объединяющего различные российские и зарубежные организации.
Сельскохозяйственное производство - одна из основных отраслей экономики Республики Тува. В настоящее время 46,9% населения республики проживает в сельской местности (2010 г.). В агропромышленном комплексе Тувы занято более 10% граждан, работающих во всех отраслях экономики региона. В сельском хозяйстве республики производится 7,1% валового регионального продукта (2010
г.) 1. Сельскохозяйственное производство в республике ведется в экстремальных почвенно-климатических условиях (засушливый климат, ветровая эрозия, деградация почв). На протяжении последних 20 лет в сельском хозяйстве Тувы в связи с переходом на рыночные методы была разрушена система коллективного хозяйствования. Фермерские (аратские) хозяйства без поддержки государства не получили в Туве широкого распространения. Они производят лишь 1,8% продукции растениеводства и 8,1 % животноводства. Значительно снизились размеры посевных площадей, поголовье скота всех видов, были закрыты или обанкротились предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Рост поголовья скота на основе развития личных подсобных хозяйств граждан начался только в 2004- 2005 гг. (табл. 2). Ощущается острая нехватка опытных специалистов в отрасли, что приводит к несоблюдению приемов агротехники, снижению уровня ветеринарного обслуживания.
Таблица 2
Динамика изменения поголовья скота в Республике Тува в 1990-2011 гг. в хозяйствах всех категорий, тыс. голов на начало года2
Годы Крупный рогатый скот Мелкий рогатый скот Свиньи
1990 201,4 1228,8 71,0
2000 110,2 619,0 13,1
2002 89,9 617,4 13,6
2004 97,3 699,9 29,7
2006 93,9 676,3 22,4
2008 119,6 858,5 18,7
2009 128,6 926,7 25,5
2011 140,5 1064,6 26,2
АПК республики до сих пор не вышел из системного кризиса, связанного с реформированием экономики. Это обусловливает необходимость системного решения проблем в рамках применения кластерной стратегии. Участниками агроэкологического кластера могут быть:
■ научно-исследовательские организации Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, вузы, инициативные группы, одиночные исследователи и изобретатели, разрабатывающие и поставляющие на рынок новые технологии переработки сельхозсырья, производители программного обеспечения в области агроэкологии;
1 Валовой региональный продукт РФ: стат. сб. - Кызыл: Тывастат, 2011. - С. 25.
2 Регионы России. 2010. - С. 568-572; Социально-экономическое положение Республики Тыва за январь-декабрь 2011 г. - С. 9.- предприятия и организации, личные подсобные хозяйства населения и аратско-фермерские хозяйства, занимающиеся производством,заготовкой,
переработкой, хранением и сбытом сельскохозяйственной продукции;
■ организации рыночной инновационной инфраструктуры (биржи интеллектуального труда и продуктов, выставки, ярмарки и компании, осуществляющие маркетинг инноваций в сфере производства и переработки
продукции сельского хозяйства; инновационные и инжиниринг-центры, центры трансфера технологий);
■ организации-инвесторы (ОАО «Россельхозбанк РФ», Сберегательный банк РФ, инновационные банки, инновационные фонды, венчурные фонды, бизнес-союзы и др.);
■ малые инновационные организации, выпускающие новые товары и услуги на базе сельскохозяйственного сырья, компании по освоению и использованию новых источников сырья и отходов производств на базе инновационных экологически безопасных технологий [4, с. 110];
■ туристические компании, способствующие расширению сферы туристических услуг, формирующие новые маршруты, зачастую совместно с соседними регионами;
■ административные структуры, поддерживающие инновации в видах экономической деятельности, связанных с сельским хозяйством и туризмом (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тува, Министерство экономики РТ, в состав которого входит департамент предпринимательства и туризма, Министерство образования, науки и молодежной политики РТ).
В республике разработаны зональные экономически обоснованные системы ведения земледелия, животноводства и агропромышленного производства, почвозащитные технологии, приемы повышения продуктивности естественных сенокосов и создания долголетних культурных пастбищ. Сельскохозяйственным организациям рекомендованы оптимальные севообороты в различных почвенно-климатических зонах, технологии применения органических и минеральных удобрений и средств защиты растений, семеноводства сельскохозяйственных культур. Проводятся научно-исследовательские работы по совершенствованию технологий содержания и повышения продуктивности животных в молочном и мясном животноводстве, коневодстве, овцеводстве и козоводстве.
Для формирования агроэкологического кластера необходимо разработать для каждого типа территории прогноз изменения почв и ландшафтов в условиях неустойчивого климата и хозяйственной деятельности человека при различных сценариях развития экономики региона; предложить альтернативные варианты размещения сельскохозяйственного производства с учетом природно-климатических факторов. Возрождение традиционной системы пастбищного содержания животных с сезонной сменой мест выпаса создаст условия для естественного восстановления почв и кормовых ресурсов, позволит увеличивать поголовье скота без ущерба для землепользования. Целесообразно также определить допустимые показатели антропогенного воздействия на окружающую среду в результате интенсификации туризма.
Используя кластерную стратегию развития Республики Тува, можно добиться увеличения валового регионального продукта к 2020 г. более чем вдвое в сравнении с 2010 г. ( в 3,4 раза к уровню 2005 г.). Объем промышленного производства в 2020 г. составит 42,5 млрд рублей против 2,5 млрд рублей в 2005 г.1 Наиболее быстрыми темпами будут развиваться добыча угля, цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, легкая промышленность. В сельском хозяйстве предполагается рост объема продукции в 1,9 раза. Численность занятых в экономике увеличится в 1,5 раза и достигнет 154,5 тыс. человек, а численность безработных в 2020 г. уменьшится до 5,7 тыс. человек против 28,7 тыс. человек в 2005 г.; будет дополнительно создано 50 тыс. рабочих мест. Для достижения
1 Рассчитано автором на основе материалов Стратегии развития Республики Тыва на период до 2020 г. (Кызыл, 2007).
указанных параметров общий объем финансирования проектов формирования кластеров должен быть не менее 110 млрд рублей в 2011-2020 гг.
Интенсивное развитие бюджетообразующих видов экономической деятельности обеспечит резкое (не менее чем в 5 раз) увеличение собственных доходов бюджета республики и снижение дотаций из федерального центра с 71% в 2005 г. до 14% в
2020 г. Более 60 % налоговых доходов республики в 2020 г. будет получено от новых добывающих производств и эксплуатации железной дороги. К 2020 г. налоговые поступления от сферы туризма должны составить 20...22%; предполагается дополнительно задействовать более 1250 человек; объем туристических и санаторно-оздоровительных услуг возрастет более чем в 5 раз.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Кластерный характер развития регионального инвестиционно-строительного комплекса / А. Н. Асаул // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. - Вып. 4. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004.
2. Асаул, А. Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2012. -№3 (32).
3. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система / А. Н. Асаул // Экономика строительства. - № 6. - 2004. - С.16-25.
4. Балакина, Г. Ф. Разработка концепции агроэкологического кластера в Республике Тыва / Г. Ф. Балакина, Е. А. Доможакова // Вестник КрасГАУ. - 2011. -№ 10. - С. 106-112.
5. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2 (12). - С. 75-87.
6. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №4 (14). - С. 68-82.
7. Екимова, К. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, Е. В. Федина // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). - С. 67-75.
8. Коробейников, М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой аспект / М. А. Коробейников // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2 (16). - С. 18-23.
9. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития / Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (30). - С. 51-61.
10. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: Фин. комп. «ИНТРАСТ»; КНОРУС, 2007. - 464 с.
11. Погодина, Т. В. Стратегические приоритеты кластеризации экономики Чувашской Республики / Т. В. Погодина, Т. В. Задорова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 26(83). - С. 2-8.
12. Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. - 495 с.
13. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства / Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 130-139.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Clustered nature of the development of the regional investment -construction complex / A. N. Asaul / / Economy development of the region: problems, searches, and Outlook Yearbook. - Vol. 4. - Volgograd: VolSU, 2004.
2. Asaul, A. N. Prospects for the cluster organization of business activity in Russia / A. N. Asaul / / The Bulletin of Civil Engineers. - 2012. - № 3 (32).
3. Asaul, A. N. Building a cluster - a new regional production system / A. N. Asaul / / Construction Economics. - № 6. - 2004. - P. 16-25.
4. Balakina, G. F. Development of the concept of agro-ecological cluster in the Republic of Tuva / G. F. Balakina, E. A. Domozhakova // The Bulletin of KrasGAU. -2011. - № 10. - P. 106-112.
5. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 75-87.
6. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko / / Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 68-82.
7. Ekimova K. V. Cluster essence of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region / K. V. Ekimova, E. V. Fedina / / Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - 67-75.
8. Korobeinikov, M. A. Tourism and recreation special economic zones as an effective mechanism of state policy for rural development: legal aspects / M. A. Korobeinikov / / Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 18-23.
9. Mirolyubova, T. V. Overseas experience of the clusters in the field of energy efficiency and renewable energy: Lessons from innovation development / T. V. Mirolyubova / / Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 51-61.
10. The experience of competition in Russia: causes of successes and failures / Ed. A. Yudanova. - Moscow: Fin. Comp. «INTRAST»; KnoRus, 2007. - 464 p.
11. Pogodina, T. V. The strategic priorities of the clustering of the economy of the Chuvash Republic / T. V. Pogodina, T. V. Zadorova / / Regional Economics: Theory and Practice. - 2008. - № 26 (83). - P. 2-8.
12. Porter, M. E. Competition / M. E. Porter. - Moscow: Izd. Williams House, 2001. - 495 p.
13. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnership / B. B. Sanzhin / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 130-139.