А. В. Бабкин1 , А. В. Бахмутская2 , Т. Ю. Кудрявцева3
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ4
В условиях существенного изменения институциональных функций администрации субъектов Российской Федерации необходимы новые подходы к определению объекта государственного управления в промышленности. В современной экономике взаимоотношения между экономическими агентами не сводятся к обычным рыночным контрактам и отношениям в рамках внутрифирменной исполнительной вертикали. Координация экономической деятельности, занимающая промежуточное положение между рыночной и административной формами, называется экономической квазиинтеграцией [10]. В странах с устоявшимися рыночными отношениями одной из относительно новых форм квазиинтеграции является совокупность компаний разных видов экономической деятельности, получившая название «кластер».
Основоположник теории М. Портер исследовал роль кластеров в процессах конкуренции, жизненный цикл кластеров, роль «частного сектора», государственных органов, а также других институтов в совершенствовании кластеров. В настоящее время кластерный подход к экономике является признанной в мире стратегией повышения конкурентоспособности отраслей национальной экономики. Успешные опыты по развитию кластеров проведены в Индии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Никарагуа, Боливии, Мадагаскаре, Марокко, Тунисе и других странах [15]; на постсоветском пространстве - в Украине [3 - 5]. Кластерный подход также применяется в инвестиционной политике государства для выделения приоритетов, привлечения прямых иностранных инвестиций [13]. Многочисленные публикации (см., например, [1, 2, 6, 9, 11] ) свидетельствуют о развитии кластерной организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Популяризация кластерного подхода в экономике развитых стран привела к активному развитию идей М. Портера. На основе проведенного анализа [7, 8, 12, 16] сформулировано следующее определение: промышленный кластер - это группа географически соседствующих и взаимодействующих лидирующих компаний и связанных с ними организаций, которые действуют в определенной сфере экономики региона, тесно связаны друг с другом в рамках производственного, технологического, научного и прочих видов взаимодействия в процессе производства ключевых товаров. Кластер концентрируется вокруг своего ядра - его ключевой части, которой, как правило, являются компании, производящие конечные товары и услуги. Отличительной особенностью кластера является сохранение конкурентных отношений между его участниками, находящимися в одинаковых производственных позициях.
Промышленную политику государства, ориентированную на развитие кластеров в рамках регионов или национальной экономики в целом, называют политикой концентрации или кластерной политикой. Возможно как прямое воздействие на кластер в виде субсидирования, создания льготного таможенного и налогового
1 Александр Васильевич Бабкин, директор Научно-исследовательского комплекса Санкт- Петербургского государственного политехнического университета, д-р экон. наук, е-mail: [email protected]
2 Александра Викторовна Бахмутская, начальник отдела программ развития Комитета по транспортно-транзитной политике, канд. экон. наук, е-mail: [email protected]
3 Татьяна Юрьевна Кудрявцева, доцент кафедры финансов и денежного обращения Санкт- Петербургского государственного политехнического университета, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
4 Статья публикуется при поддержке Минобрнауки Российской Федерации, государственный контракт № 02.740.11.0586.
режимов, целевое предоставление ограниченных ресурсов и создание инфраструктуры, индивидуальное сопровождение проектов выбранного кластера, так и косвенное - проведение конкурентной политики.
В научной литературе активно обсуждаются меры и возможности воздействи государства на экономику при реализации промышленной политики [14]. Мы разделяем точку зрения об ограниченности влияния государства на создание и развитие кластеров промышленных предприятий по следующим причинам:
1. Возможности чиновников по определению наилучших путей развития отраслей ограничены информационной асимметрией. Теория общественного выбора гласит: из-за постоянной информационной асимметрии и стратегически обусловленного поведения политиков и чиновников «провалы государства» происходят не реже, чем «провалы рынка».
2. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, наилучшее развитие и конкурентоспособность кластера обеспечиваются в условиях конкурентной среды, для которой прямые меры государственной поддержки отдельных участников рынка являются пагубными.
3. Возникновение промышленного кластера является результатом случайного стечения многих факторов (географических, исторических, психологических и человеческих), определение которых и прямое воздействие на них невозможны.
Основным риском проведения кластерной политики является неверный выбор объекта исследования ввиду информационной асимметрии, недостаточности статистической информации, отсутствия эффективного инструментария выявления кластеров и их прототипов. Многие государства пытаются, следуя общемировым тенденциям, поддерживать высокотехнологичные отрасли. В ходе общемировой инновационной гонки большинство стран делают ставку на одни и те же виды деятельности, как правило, на развитие информационных, био- и нанотехнологических кластеров. Однако реальное конкурентное преимущество кластер может получить не за счет подражания соперникам, а за счет выхода на рынок с уникальной продукцией. Кроме того, подобная политика приводит к «дублированию» инвестиций в одни и те же высокие технологии, появлению избыточных мощностей, образованию «мыльных пузырей» и кризису, в ходе которого выживут только сильнейшие [14]. В этой ситуации возникают риски, обусловленные отсутствием институциональной инфраструктуры в регионе, копирующем успешные взаимосвязанные виды экономической деятельности и компании других регионов. В то же время поддержка государством сложившихся в определенном регионе видов экономической деятельности и компаний также чревата рисками. Субсидирование таких компаний зачастую не способствует их реструктуризации, а напротив, закрепляет сложившуюся неэффективную деятельность. Представители институциональной школы в экономической географии отмечают, что традиционные промышленные регионы особенно подвержены такой опасности [14]. Подобная политика государства позволяет частично решить социальные проблемы региона, однако ухудшает конкурентную среду, которая является базовым фактором образования и развития кластера.
В рамках настоящей статьи мы сконцентрируемся на анализе методик выявления кластеров и разработке предложений по их совершенствованию. Верное определение объекта государственной кластерной политики позволяет минимизировать риски.
Методика исследования. На практике выявить кластеры непросто, поскольку все отрасли экономики взаимозависимы. К примеру, в рамках определения Портера географический масштаб кластера может меняться от города, района до нескольких граничащих друг с другом стран. По мнению Портера: «Географический масштаб кластера связан с расстоянием, на котором ощущается прирост эффективности в сфере информации, трансакций, символов и др. Определение границ кластера -зачастую задача относительная: это творческий процесс, основанный на понимании взаимодополняемости и взаимосвязанности предприятий и институтов, наиболее важных в плане конкуренции в той или иной отрасли» [10]. Наиболее распространенная методика выделения отраслей, для которых составляются
кластерные карты, разработанная М. Портером [10], схематично представлена на рис. 1. Основными анализируемыми данными являются данные Годового статистического отчета ООН по торговле, отражающего экспорт исследуемой страны. Такой подход имеет следующие недостатки:
■ выявляет только отрасли, достигшие высокой международной конкурентоспособности, и не позволяет сделать выводы о степени кластеризации в других отраслях, имеющих в анализируемый период более низкий уровень конкурентоспособности, например, на уровне страны или региона;
■ не учитывает, что емкость и степень освоения некоторых рынков такова, что для промышленных предприятий приоритет экспорта в среднесрочной перспективе ниже, чем региональная экспансия внутри страны;
■ исключение отраслей с доминированием в экспорте иностранных компаний не представляется оправданным, так как компании, являющиеся производителями конечных товаров и услуг, могут входить в кластер промышленных предприятий, состоящий исключительно из отечественных компаний. В этом случае представляется возможным отнести данный кластер к конкурентоспособным кластерам страны.
С учетом описанных недостатков методики составим альтернативную последовательность, в основе которой лежит выделение первичных и вторичных признаков потенциальных кластеров региона. Первичным признаком является использование факторов производства, доступных для промышленных компаний региона или страны, и их прибыльность.
В качестве показателей, характеризующих этот признак, могут выступать доли:
■ объема производства подотрасли в общем объеме промышленного производства в регионе;
■ подотрасли в объеме инвестиций в основной капитал в промышленность;
■ подотрасли в объеме иностранных инвестиций в промышленность;
■ подотрасли в объеме финансовых инвестиций в промышленность;
■ подотрасли в количестве занятых на промышленных предприятиях региона;
■ подотрасли в сальдированном финансовом результате промышленных предприятий;
■ подотрасли в объеме экспорта промышленной продукции из региона;
■ подотрасли в общем количестве промышленных компаний, зарегистрированных в регионе.
Рис. 1. Последовательность выделения отраслей для составления кластерных схем
по М. Портеру
Потенциальные кластеры находятся в лидирующих подотраслях промышленности, поскольку исходя из определения кластера в нем участвуют лидирующие компании, а количество успешных предприятий в лидирующих подотраслях промышленности выше, чем в аутсайдерах. В то же время и в подотраслях-аутсайдерах могут быть успешные компании, являющиеся потенциальными кластерами, но в этом случае, очевидно, что часть потенциального кластера, входящая в данную подотрасль, существенно меньше самой подотрасли. Для выявления таких потенциальных кластеров необходимы иные признаки. Поскольку взаимодействие компаний является основой существования кластера, результаты выявления потенциальных кластеров по первичным признакам нужно дополнить анализом по признаку взаимосвязанности компаний:
■ наличие объединений промышленных компаний, выпускающих сходную продукцию;
■ высокая концентрация учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов по одинаковым специальностям;
■ значительное число выставок, семинаров, конференций и т. п., проводимых в регионе и посвященных одному из секторов промышленности;
■ большое количество патентов и лицензий, сосредоточенных в регионе и направленных на инновации в одном из секторов промышленности;
■ наличие региональных средств массовой информации, посвященных одному сектору промышленности;
■ признание отдельных секторов промышленности в качестве приоритетных для развития в данном регионе в соответствии с различными нормативными правовыми документами;
■ наличие в регионе преференций рыночного и нерыночного характера для отдельных секторов промышленности.
Эти показатели могут быть названы вторичными признаками потенциального кластера.
Анализ комплекса промышленных компаний региона с помощью первичных и вторичных признаков позволяет выделить сектора промышленности различной степени агрегации, являющиеся потенциальными кластерами. Назовем их протокластерами. Для получения актуальных результатов такого анализа в условиях переходных экономик с быстро изменяющимися условиями и результатами работы промышленных предприятий желательно располагать данными за 5 последних лет. Приведенный перечень первичных и вторичных признаков является открытым и может быть дополнен любыми признаками, характеризующими состояние и развитие подотраслей промышленности в регионе и взаимосвязи между ними. Каждый из протокластеров, выделенных в результате оценки первичных и вторичных признаков, подлежит дальнейшему изучению, включая построение карты протокластера.
Для развитых промышленных регионов с многоотраслевой экономикой в условиях ограниченности информационной и статистической базы о деятельности компаний предлагается схема построения карты протокластеров, предполагающая выделение всех объектов, образующих потенциальный кластер (рис. 2).
После выявления основных объектов протокластера необходима его оценка на соответствие признакам кластера. Признаки кластера соответствуют двум важнейшим его характеристикам: лидерство (конкурентоспособность) компаний и взаимосвязанность их деятельности. Такими признаками являются:
■ наличие экспорта (предпосылок для него), существенно превышающего спрос внутри территории;
■ высокая концентрация технологически и ресурсно связанных производств на ограниченной территории;
Органы государственной власти и государственные учреждения, находящиеся в сфере интересов групповых объединений
Групповые объедшешп гфолчлш ленных предприятии входящие в перечень протокластеров региона
1. В ыявление компаний производственной инфраструктуры (по цепочке отрасли):
• поставщики специфических ресурсов кластерц;
• поставщики базовых ресурсов кластера;
• организации,осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для предприятий кластер <%
• разработчики технологий и поставщики оборудования
Z В ыявлен ие компаний бизнес-инфраструктуры;
• организации финансово-кредитной сфер ыориен тиров анн ые наобслу ж ивание кластера!;
• организации консультационногооб-служивания;
• предприятия тр дне пор тн о-логист m ес-когообслуживания и сбытовой инфраструктуры;
• организации и нерор мац ионного обслуживания кластера
1 т г
3. Выявление компаний по горизонтали, использующих: такие же специализированные факторы производства и технологии 4. Выявление компаний по горизонтали через общие каналы или побочные проекты илиуслуги
Рис. 2. Последовательность выявления объектов протокластера
■ наличие согласованных средне- и долгосрочной стратегии у совокупности компаний, не связанных юридически;
■ наличие высокого потребительского спроса на ключевые товары;
■ наличие высококвалифицированных специалистов или базы подготовки кадров;
■ международная сертификация компаний и продукции;
■ наличие специфических ресурсов по конкурентоспособным ценам. Международный успех отрасли, как правило, определяется по наличию
значительного экспорта или прямых иностранных инвестиций в укрепление производства или повышение квалификации в отрасли. М. Портер считает, что использование этих критериев позволяет достоверно судить о подлинных конкурентных преимуществах данной отрасли в международном плане.
Динамика наблюдаемых признаков определяет вектор изменения кластера: положительная - переход в кластер промышленных компаний; отрицательная -возврат в состояние протокластера. К наиболее критичным для развития кластера ситуациям, динамика которых определяет вектор его изменения, относятся:
■ географическая концентрация участников кластера в рамках региона;
■ увеличение количества взаимосвязанных производств;
■ увеличение конкурентоспособности каждого элемента кластера. Применение предложенного подхода на практике и анализ кластеров показали,
что в состав промышленного кластера входят три сильно взаимосвязаных основных элемента: ядро, производственная инфраструктура и бизнес-инфраструктура (рис. 3).
Каждый элемент структуры очень важен для конкурентоспособности кластера. Прежде всего это ключевые компании, которые экспортируют свою продукцию, товары или услуги за пределы региона. Другие компании, также входящие в кластер, могут быть известны меньше. Конкурентоспособность ключевых компаний зависит от сети поставщиков сырья, комплектующих, продуктов, запчастей, услуг и т. д. От качества поставок
зависит благополучие всего кластера в целом. В себестоимости продукции порядка 60 ... 80% приходится, как правило, на сырье, материалы и услуги, и только порядка 20 ... 40% находится под непосредственным влиянием руководителей компаний. Таким образом, конкурентоспособность примерно на 80% зависит от качества сети поставщиков. Эти цифры варьируются в зависимости от отрасли: в розничной торговле это 70%, а в транспортных услугах - около 45%.
Бизнес-инфраструктура кластера играет не менее важную роль в его успешном развитии. Наличие в регионе специализированных отраслевых финансовых организаций или банковских продуктов расширяет возможности производителей ключевых товаров по вложению инвестиций в научно-исследовательскую, производственную и сбытовую сферы, что обеспечивает воспроизводственный процесс и развитие кластера. Информационное и консультационное обслуживание необходимы для постоянного мониторинга сырьевых рынков, рынков труда и сбыта продукции, что минимизирует риски рыночных колебаний. Наличие широкого спектра компаний транспортно-логистической и сбытовой сферы обеспечивает успешное доведение конечной продукции кластера до покупателя и способствует развитию конкуренции в отрасли.
В целях обеспечения развития кластера государственная политика призвана решать следующие задачи:
■ постоянный мониторинг кластерных инициатив в рыночной среде;
■ содействие проведению фундаментальных научно-исследовательских работ и развитию кадрового потенциала в сфере ключевых технологий кластеров и протокластеров;
■ обеспечение информационной поддержки и продвижение конечной продукции кластеров, в том числе посредством системы государственных заказов;
■ обеспечение финансовой инфраструктуры ведения бизнеса.
Таким образом, применение предложенного подхода позволило определить структуру промышленного кластера и взаимосвязь его основных участников, которые являются потенциальными объектами государственного управления при реализации кластерной политики.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система / А. Н. Асаул // Экономика строительства. - № 6. - 2004. - С. 16-25.
2. Асаул, А. Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2012. - №3 (32).
3. Внукова, Н. Н. Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров / Н. Н. Внукова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1 (23). - С. 100-108.
4. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2 (12). - С. 75 - 87.
5. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4 (14). - С. 68-83.
6. Екимова, К. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, Е. В. Федина // Экономическое возрождение России. -2010. - № 2(24). - С. 67-75.
7. Лозинский, С. В., А. Хансен, А. Н. Праздничных, О. Г. Аллилуева // Стенограмма семинара «Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти» - Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». 28.01.2003.
8. Мигранян, А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / А. А. Мигранян // Вестник КРСУ. - 2002. -№3. - С. 30-34.
9. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития / Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (30). - С. 51-62.
10. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. - 496 с.
11. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства / Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4 (26). - С. 130-139.
12. Филиппов, П. Кластеры конкурентоспособности/ П. Филиппов // Эксперт Северо-Запад. - 2003. - №43(152).
13. Фишер, П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России / П. Фишер // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - С. 64-71.
14. Хосперс, Г. Я. Новая кремниевая долина? Географические кластеры и политика государства / Г. Я. Хосперс, П. Дероше, Фр. Соте // http://www.inliberty.ru/library/study/2828 - 8.12.2010.
15. Яковенко, А. Сотрудничество с ЮНИДО отвечает интересам развития российского малого и среднего бизнеса / А. Яковенко. - М.: Интерфакс. - 13.12.2005.
16. Hove, N. van den. Cluster Specialization Patterns and innovation styles / N. van den Hove, T. Roelandt, T. Grosfeld / / Ministry of Economic Affairs. - The Hague, 1998.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. The construction cluster is a new regional production system / A. N. Asaul // Economics of construction. - № 6. - 2004. - P. 16-25.
2. Asaul, A. N. Prospects for the cluster organization of business activity in Russia / A. N. Asaul // The Bulletin of Civil Engineers. - 2012. - №3 (32).
3. Vnukova, N. N. Conceptual basis for the formation of cross-border financial clusters / N. N. Vnukova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 100-108.
4. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 75-87.
5. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 68-83.
6. Ekimova, K. V. Cluster essence of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region / K. V. Ekimova, E. V. Fedina / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). -P. 67-75.
7. Lozinski, S. V., A. Hansen, A. N. Prazdnichnih, O. G. Alliluyeva / / Transcript of the seminar «Competitiveness and industrial clusters: a new agenda for the Russian business and government» - the Foundation «Center for strategic research» North-West». 01.28.2003.
8. Migranyan, A. A. Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with economies in transition / A. A Migranyan / / HERALD KRSU. - 2002. - № 3. - Р. 30-34.
9. Mirolyubova, T. V. Overseas experience of the clusters in the field of energy efficiency and renewable energy: Lessons from innovation development / T. V. Mirolyubova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 51-62.
10. Porter, M. Competition / M. Porter; per. from English. - Moscow: Publishing House «Williams», 2003. - 496 p.
11. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnership / B. B. Sanzhin / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 4 (26). - P. 130-139.
12. Filippov, P. Competitiveness clusters / P. Filippov / / Expert North-West. - 2003. -№43(152).
13. Fischer, P. The strategy to attract investment in Russian industry / P. Fischer / / Problems of the theory and practice of management. - 2000. - P. 64-71.
14. Hospers, G. Ja. New Silicon Valley? Geographical clustering and public policy / G. Ja. Hospers, Pierre Desroches, Frederick Saute // Http://www.inliberty.ru/library/study/2828 -8.12.2010.
15. Yakovenko, A. Cooperation with UNIDO in the interests of Russian small and medium businesses / A. Yakovenko. - Moscow Interfax. - 13.12.2005.
16. Hove, N. van den. Cluster Specialization Patterns and innovation styles / N. van den Hove, T. Roelandt, T. Grosfeld / / Ministry of Economic Affairs. - The Hague, 1998.