Научная статья на тему 'Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства'

Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКО РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИИЧЕСКАЯ ЗОНА / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / REGIONAL CLUSTER / TOURIST AND RECREATION ZONE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санжин Бато Баирович

Рассматриваются проблемы формирования и развития туризма; возможности использования кластерного механизма в развитии туристско рекреационного комплекса на условиях государственночастного партнерства. Особое внимание уделяется проблемам технологической кооперации хозяйствующих субъектов, входящих в кластер, а также развитию условий государственно частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and developmentof tourism cluster in the Republic of Buryatiabased on public private partnership

This articlediscusses the problem of formation and development of such economic sector as tourism. The author examines the possibility of using cluster mechanism in the development of tourist and recreationcomplex on the conditions of public private partnerships. Significant attention is paid to problemsof technological cooperation of economic entitieswithin the cluster. As well as the development of public private partnership.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства»

Б.Б. Санжин1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Туризм является одной из самых быстроразвивающихся отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. В условиях глобализации резко возрастает международная конкуренция, участниками которой становятся не только страны и транснациональные корпорации, но и отдельные регионы. В условиях территориальной конкуренции регионы вовлекаются в борьбу за привлечение инвестиций, увеличение потока туристов, сохранение численности постоянных жителей, роста их занятости и благосостояния.

Развитие туризма в Республике Бурятия может стать фундаментальной основой для развития экономики региона. Конкурентные преимущества региона заключаются в следующем: во-первых, уникальность местоположения - наличие на территории республики озера Байкал, во-вторых, в Республике Бурятия в 2007 г. создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, которая значительно повлияет на устойчивое развитие Республики. Это выразится прежде всего в следующем:

— в улучшении производственной и социальной инфраструктуры с использованием региональных преимуществ сельской местности;

— в улучшении инвестиционного климата и установлении, как с иностранными, так и с российскими инвесторами, долгосрочного партнерства для развития новых технологий на селе и развитой конкурентоспособной инфраструктуры;

— в значительном влиянии на уровень развития Республики, муниципалитета и отдельных территорий;

— в уровне развития объектов инфраструктуры сельских поселений;

— в увеличении роста количества и качества вновь создаваемых рабочих мест;

— в уровне обеспеченности трудовыми и материально-техническими ресурсами.

Туристско-рекреационным СЭЗ представляется возможность получать налоговые и

таможенные преференции, а также использовать прямую государственную поддержку, что позволяет значительно улучшить финансово-экономическое состояние Республики и муниципалитетов.[11, с.23]

Главной задачей в настоящее время становится проблема использования указанных преимуществ. Получение статуса особой экономической зоны (ОЭЗ) не означает автоматического решения региональных проблем, в частности привлечения необходимых инвестиций. Необходимо напомнить о не обоснованности ожиданий, что в ОЭЗ действуют законы «чистого» рынка. Здесь существуют жесткое распределение и контроль над распределением основных ресурсов: земли, правовых и налоговых льгот, инфраструктурных ресурсов — они распределяются таким образом, чтобы стимулировать направление инвестиций в нужные организаторам зоны сферы.[1, с. 7] Опыт развития ОЭЗ в России свидетельствует о наличии целого ряда проблем, не позволяющих им в большинстве случаев стать ключевыми зонами, «точками экономического роста» в повышении конкурентоспособности своих территорий. Точками экономического роста называют и кластерные объединения, которые в течение 90-х годов распространились практически по всему миру. Возникновение и развитие кластерных моделей объединения

1 Бато Баирович Санжин - аспирант негосударственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Сибирский университет потребительской кооперации» кафедра отраслевых экономик. e-mail: [email protected].

предприятий, способствующих активизации регионального развития отдельных отраслей, имеют длинную историю, достаточный опыт и широко освещены.[7. с. 84]

Актуальной на сегодняшний день становится разработка обоснованной стратегии развития туристско-рекреационной особой экономической зоны Республики Бурятия на основе кластерной концепции и создание условий для эффективной ее реализации. Кластерные концепции являются относительно новым подходом, рассматривающим проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством на основе доверия, административной основе, а посредством трансформации изолированных организаций в предпринимательские сети [8, с.69]. Именно кластерные предпринимательские сети наиболее полно решают задачи обеспечения рыночной адаптивности. [15, с.57] Основная их задача состоит в обеспечении производственно-коммерческой деятельности на основе эффективного стратегического альянса и делового сотрудничества.

В Европе теоретические основы создания кластеров были сформулированы в первой половине ХХ столетия. Первые кластеры появились в Великобритании во время Великой депрессии 1929-1933гг. и в Италии после 1970-х гг. С середины 1980-х гг. все страны Европейского Союза начали формировать региональную политику, направленную на повышение конкурентоспособности на национальном и общеевропейском уровне. [6, с. 103]

Классическое определение кластера дано М. Портером, как географически соседствующие взаимосвязанные компании и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга и включающие органы власти и прочие учреждения - такие, как университеты, центры стандартизации, торговые ассоциации, которые обеспечивают образование, специализированное переобучение, информацию, исследования и техническую поддержку. [8, с.68]

Кластеры представляют собой важную форму организации рыночной экономики по следующим причинам. Во-первых, они предлагают очевидные преимущества в издержках при совершении сделок по сравнению с другими формами вследствие повторяющегося взаимодействия и открытой коммуникации внутри структуры кластера. Во-вторых, благодаря взаимосвязи и взаимодополняемости между отраслями, участники кластера могут выявить благоприятные возможности для координации действий в интересах всех субъектов, входящих в кластер. При этом выработка общей стратегии не несет угрозы конкуренции, поскольку участники кластера не конкурируют между собой непосредственно. В-третьих, относительная внутренняя информационная открытость в кластерах гарантирует преференциальный для «своих» предприятий и организаций доступ к различным видам технико-экономической информации, в том числе инновационной. Кластерные информационные преференции обеспечиваются, в частности, территориальным «соседствованием» разнопрофильных хозяйствующих субъектов, развитием неформальных контактов их менеджеров, становлением особых норм управленческой культуры. Кроме того, государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение деятельности кластера, обеспечивают преимущества сразу нескольким хозяйствующим субъектам в отличие от практики лоббирования отдельных коммерческих организаций, когда создаются неравные условия для конкуренции. Таким образом, кластер — это территориально-отраслевое добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными учреждениями и органами местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона.[8, с.69] Компактный в географическом отношении кластер, состоит из независимых и неформально связанных между собой компаний и институтов и представляет собой важную организационную форму, обеспечивающую возможности для дальнейшего развития региона.

Рассмотрим основные условия, без которых создание и успешное развитие кластерных структур практически невозможно. Сущность концепции сформулированной профессором М.П. Войнаренко состоит в обеспечении пяти необходимых условий — «5И» для того, чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация:

1) инициатива — инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, представителей власти, общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самых их членов, так и для региона;

2) инновации — новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;

3) информация — доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и вебстраниц, позволяющие получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы и т. п.;

4) интеграция — предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти;

5) интерес — обеспечивает основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими экономической выгоды (рис. 1). [8, с. 71]

Рис. 1. - Необходимые условия создания кластеров

В Бурятии поставлена задача по созданию и развитию региональных кластеров как важнейших элементов долгосрочного социально-экономического развития республики. В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 г. реализация кластерной политики предусматривает три основных этапа [16]. Первый этап: 2008 - 2012 годы. В качестве приоритетов первого этапа выбраны три кластера, для развития которых у республики есть инструменты, полномочия и ресурсы: агропищевой, туристический и строительный. Второй этап: 2013 - 2017 годы. На данном этапе начинается активация более «сложных» кластеров, которые смогут обеспечить высокие темпы экономического развития республики: транспортно-логистический, горнодобывающий и лесопромышленный. Третий этап: 2018 - 2027 годы. На третьем этапе планируется начать развитие наиболее сложных кластеров: машиностроительного - на базе организаций и предприятий железнодорожного машиностроения и металлообработки и инновационного.

В условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТР ОЭЗ) туризм становится корневым кластером, который поведет за собой обеспечивающие: «Пищевой», «Восточная медицина», «Рыба», «Строительный».

Бурятия принадлежит к категории особых, во многом уникальных территорий нашей страны. Это связано, прежде всего, с его географическим положением. Озеро Байкал - участок мирового природного наследия ЮНЕСКО, 60% побережья которого находится на территории Бурятии. К ареалам высокого рекреационного потенциала относится 45,6 % территории республики. Кроме того, в основе данного кластера - достаточно развитые (исторически и организационно) туристические активы региона. Более 20 лет назад была разработана генеральная схема развития производительных сил в бассейне озера Байкал, в которой Байкало-Котокельская территория определена приоритетной для развития туризма. В настоящее время в Бурятии зарегистрировано более 50 лицензированных туристских организаций. Ежегодно республику посещает более 20 тысяч иностранных туристов. Целями посещения в основном

являлись: отдых (51,8 %), деловые и профессиональные цели (30,7 %), знакомство с историей и культурой (11,3 %). Объем потребления услуг иностранными туристами в 2006 году составил 1 797,85 тыс. долл. США, что на 7 % больше, чем в предыдущем году. Доля туризма в структуре валового регионального продукта Республики Бурятия составляет 0,64 %. За последние пять лет на строительство туристских объектов инвестировано более 700 млн. руб. [16].

Кластер «Туризм» можно рассматривать как региональный - в масштабах всей Республики Бурятия, так и в рамках отдельных территорий, районов. В данной статье мы ограничимся рассмотрением кластера в рамках ТР ОЭЗ. Для определения основных направлений развития кластера как сложной системы необходимо, определить его элементный состав и границы. На первоначальном этапе выделятся «ключевое звено». В нашем случае основным звеном является предоставление гостиничных, санаторных и горнолыжных услуг, предоставляемых внешним и внутренним туристам. Следующий этап - определение «горизонтали» организаций, обеспечивающих комплекс дополнительных услуг на условиях взаимосвязи с основными услугами.

Как отмечает профессор М.П. Войнаренко, кластеро-образующими факторами являются: конкуренция, концентрация и коммуникация, объективно приводящие к появлению новых кластеров [8, с. 80].

Но объединительную функцию с обеспечивающими эффективное функционирование кластеров факторами (специализация, сотрудничество и синергия) выполняют координация и кооперация. Координация как составляющий элемент управления используется в кластерных моделях для согласования действий разных частей системы. В основе координации лежит логика осуществления производственных и управленческих функций. Координация в системе производства предполагает разработку взаимосвязанных планов обработки материальных потоков как внутри кластера, так и за его пределами, а в системе управления — согласование действий исполнителей, подразделений или целых предприятий. [8, с. 82]

Пример глубокой технологической кооперации, которая применяется в деятельности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Манжерок» на Алтае, представлен рис. 2.

Рис. 2. - Интегративная система взаимосвязанных видов услуг туристического кластера

Ю. Воронов [9] отмечает, что применительно к будущему курортному комплексу все виды дополнительных услуг можно разделить на четыре категории. Первая - коммунальные услуги, которые абсолютно необходимы для оказания основной услуги: техническая эксплуатация зданий, водоснабжение и канализация, тепло-газо-электроснабжение, пожарная охрана, содержание и ремонт автодорог и пешеходных дорожек, наружное освещение, утилизация мусора, уборка помещений и мойка окон, химчистка, прачечная, телефонная связь, Интернет, общественные туалеты. Коммунальные услуги должны безупречными и максимально современными.

Вторая категория - прочие инфраструктурные виды бизнеса, не входящие в систему коммунальных услуг: информационно-справочная сеть, охрана, парковки, автомойки, АЗС, СТО, детские сады, предприятия розничной торговли, общественного питания, медицинское, банковское обслуживание, косметические салоны, парикмахерские, продажа сувениров, быстрое пассажирское сообщение с другими площадками зоны. Прочая инфраструктура, наряду с основной услугой, также обеспечивает конкурентоспособность курорта.

Третья категория - сопутствующие услуги, то есть те услуги, которые, с одной стороны, используют приток отдыхающих на эти курорты, с другой - сами стимулируют приток туристов: страхование горнолыжных туров, бани и сауны, продажа и прокат спортивного снаряжения и инвентаря, школа горнолыжного спорта, студия загара, тренажерный зал, массажный салон. Сопутствующие услуги не конкурируют с основными. Отдыхающие пользуются ими как естественным дополнением к основному профилю курорта. Категория сопутствующих услуг наиболее близка к тому, чтобы ею занимались основные инвесторы, вкладывающие средства в санаторный и горнолыжный бизнес.

Четвертая группа - это дополнительные развлечения: кинотеатр, боулинг, бильярд, пейнтбол, тир, страйкбол, ледовый каток, ночной клуб, концертный зал, компьютерный клуб, дегустационный зал, парк современных развлечений, конные прогулки, пеший туризм, прогулки на вертолете, охота. Рыбалка, сплавы по реке (рафтинг), скалолазание (скалодром), этнографический туризм, этнографический туризм, центр экстремального отдыха, парапланеризм и дельтапланеризм, езда на горных и трюковых велосипедах. Все эти услуги являются факультативным, то есть их может и не быть, но в противном случае будут ограничены возможности курорта и снижена его перспективная конкурентоспособность.

Последовательность развертывания видов бизнеса следующая: первоначально решаются вопросы коммунальных услуг, затем инфраструктурных и сопутствующих, в заключении разворачивается сфера дополнительных развлечений. Каждая из групп бизнеса требует самостоятельных маркетинговых и экономических оценок и перспектив развития. После установления круга входящих в кластер видов экономической деятельности требуется выделить совокупности: а) государственных и муниципальные органов, в той или иной форме, регулирующих деятельность входящих в кластер предприятий и организаций; б) организаций, осуществляющих кадровую подготовку и переподготовку, генерирующих новые технологии, в том числе информационные, мобилизующих капитал и образующих элементы финансово-кредитной инфраструктуры (университеты, банки, страховые компании и др.); в) профессиональные организации и общественные ассоциации.

Таким образом, туристическая зона представляет туристический кластер, где сообщество сконцентрированных по географическому признаку организаций будут взаимодополнять и усиливать конкурентные преимущества друг друга.

Выстроенная таким образом схематическая структура туристического кластера открывает хозяйствующим субъектам принципиально новое видение комплекса деятельности, изменяет их отношение к горизонтальным связям между собой, стимулирует конструирование и использование новых механизмов взаимодействия при решении тех проблем и задач, которые вызывают как общий, так и частный интерес каждого из участников.

Рассматриваемый кластер целесообразно классифицировать следующим образом:

1) по признаку локализации объектов: территориальный, ограниченный рамками ТР

ОЭЗ;

2) по форме связей организаций: «горизонтальный» с сетевой оргструктурой;

3) по технологическому признаку: технологический, с совокупностью предприятий, связанных одной производственной «цепочкой».

Синергетический эффект (разницу между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов отдельных факторов, действующих независимо) можно получить во всех сферах туризма: экономической, социальной, экологической и иных областях. Синергия в области управления обусловлена нелинейными зависимостями, она проявляется в том, что управленческое решение, принятое относительно одной сферы туризма в регионе,

может вызвать неожиданно сильные эффекты в других сферах. Во всех измерениях синергия является важным элементом выбора и доводки стратегии. Следовательно, выявление (объяснение) и использование синергетических эффектов является важнейшим фактором обеспечения эффективности стратегического (и иного) планирования устойчивого развития туризма в регионе. [4, с.46]

Концепция особой экономической зоны соответствует российским приоритетам в направлении внедрения России в мировые туристские рынки, достижения конкурентоспособности услуг туристического и санаторно-курортного бизнеса и перевода их на инновационный путь развития.

Основные параметры инвестиционного развития ТР ОЭЗ «Байкал» как основы туристического регионального кластера характеризуются следующими показателями.

В Бурятии появятся горнолыжный и конноспортивный комплексы, крытый аквапарк и яхт-клуб на Байкале. [18, с.55]

Общий объем инвестиций в туристско-рекреационную ОЭЗ составит 40,7 млрд. руб., из которых 25,3 % приходится на федеральный бюджет; 5,2% - республиканский; 0,1 % - местный бюджет; основная доля - 69,4 % - привлеченные средства.

Государственные инвестиции, более 13 млрд. рублей, будут направлены на создание инфраструктуры - транспортной, инженерной, социальной. Частный капитал, более 27 млрд. рублей, направит средства на строительство и капитальный ремонт туристской инфраструктуры:

- горно-лыжные комплексы: 14,9 млрд. руб.;

- средства размещения туристов и отдыхающих - 9,8 млрд. руб.; в том числе 14 отелей 5* общим количеством мест 1 100; 16 отелей 4* общим количеством мест 3 200; 24 отеля 3* общим количеством мест 10 100; 800 коттеджей общим количеством мест 8 000;

- объекты развлечений и водно-спортивные объекты - 1, 14 млрд. руб.;

- объекты общественного питания - 0,6 млрд. руб.

В целом, в расчете на 1 рубль государственных инвестиций будет вложено 4,8 рублей частных инвестиций. На 1 га площади ТР ОЭЗ будет вложено 90 тыс. руб. бюджетных средств и 427 тыс. руб. - частных инвестиций. Таким образом, реализация проекта ТР ОЭЗ будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства. В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП).

Государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности и инновационной сфере. И от того, насколько полными и непротиворечивыми будут законодательная база, институциональная среда [3], экономическая и организационная проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависят успех и неудача намечающегося крупного социально-политического и экономического проекта. [10, с.32]

Основные формы ГЧП: концессионные соглашения, совместные предприятия, контрактная система, соглашения о разделе продукции к ГЧП относится любое предоставление услуг или производство товара для общественных нужд, традиционно находящееся в сфере занятий государства и осуществляемое с учетом следующего:

- объединения активов и управленческих навыков государственных институтов и частного сектора;

- извлечения обоюдной выгоды, выражающейся в экономии бюджетных средств органами власти и получении обеими сторонами прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал;

- разделения прибыли (у обеих сторон появляется мотив добиваться успеха реализуемого проекта);

- равного разделения рисков между партнерами - государством и частным бизнесом. [10,

с. 34]

ГЧП позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - «провалов» рынка. Согласно современным оценкам дилемма «государство или «частник» в мировой, в том числе российской экономике снята самим развитием событий, - жизнь убеждает, что оба ключевых сектора не взаимоисключают друг друга, они комплиментарны, взаимодополняемы».

Большой исторический и хозяйственный опыт использования ГЧП позволил развитым странам совершенствовать в конце ХХ века механизмы данной формы взаимодействия. В Западной Европе сформировался наиболее развитый госсектор в виде госпредпринимательства, проявивший достаточную эффективность. В настоящее время там созданы специальные институты для постоянного углубления ГЧП, так на основе партнерства только с 1994 г. начаты и в значительной степени реализованы проекты на сумму более 120 млрд. долл. [5].

В России, как и во всем остальном мире, рассматриваемое партнерство может стать рычагом подъема эффективности и конкурентоспособности экономики на мировых рынках, тем более что исторический опыт использования ГЧП имеется: с 1921 по 1928 годы были реализованы тысячи концессионных соглашений.

В настоящее время в стране сформированы основные инвестиционные инструменты ГЧП: инвестиционный фонд, промышленно-производственные зоны, особые экономические зоны, венчурные фонды, технопарки. В августе 2007 г. создана ОАО «Российская венчурная компания, 100 % акций которой принадлежит государству, в ее уставный фонд направлено 15 млрд. руб. из инвестиционного фонда. Кроме того, в планах правительства - создание к концу 2007 г. не менее 10 венчурных компаний с объемом капитала в 1 млрд. долл. [13]. Вместе с тем, помимо явных преимуществ данного партнерства имеются и отдельные ограничения. Во-первых, государство делит с бизнес-партнерами все риски, которые могут возникнуть при реализации того или иного совместного проекта. В качестве примера можно привести проблемы с реализацией инфраструктурных проектов в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке после кризисов 1997 - 1998 г.г. Вследствие этого, только в Латинской Америке 54 % уже заключенных концессионных соглашений пришлось пересматривать [13]. Но риски могут возникнуть не только в связи с социально-экономическими кризисами страны или региона, но и в связи с недостаточной обоснованностью проектов, например, неплатежи при сооружении Евротуннеля под Ла-Маншем (1986 - 1993 г.г).

Что касается рассматриваемого кластера, то у потенциальных частных инвесторов, возникают сомнения в достаточной обоснованности заключения компании ООО «Стратегика» [12]. На наш взгляд, требуется более обоснованное проектирование или более «прозрачное» представление для бизнес-структур проработанной концепции развития ТР ОЭЗ.

Во-вторых, налицо очевидная слабость инструментария государственной поддержки, заложенного в механизм особых экономических зон, отсюда при наличии высокого интереса со стороны регионов к конкурсам на право их размещения на своих территориях отмечается довольно низкий интерес бизнеса в возможности участия в конкурсах на право стать резидентами зоны.

В-третьих, для активного участия в широкомасштабных проектах необходимы значительные финансовые ресурсы. Не все региональные хозяйствующие субъекты, даже играющие стратегически важную роль в развитии тех или иных территорий, имеют таковые. Как известно, ресурсы региональных организаций сферы промышленности и сельского хозяйства - ограничены. Состояние регионального торгового капитала, создающего торговые сети, на первый взгляд более оптимистично, однако, данные о структуре капитала крупнейших компаний России свидетельствуют о том, что у них доля привлеченных средств составляет в среднем около 80 %, а у многих из них собственный капитал имеет отрицательное явление. Производительность труда в российских супермаркетах в три раза ниже, чем в западных, хотя техническая оснащенность практически такая же. Скорее всего, имеющиеся финансовые

ресурсы региональных субъектов будут направлены на решение проблем в своих базовых отраслях для упрочения конкурентоспособности, а не на диверсификацию бизнеса в ТР ОЭЗ.

Далее, можно отметить неготовность бизнеса к долгосрочному планированию, их нежелание раскрывать свои корпоративные стратегии, тогда как основным предметом ЧГП должны быть не текущая деятельность, а стратегические плановые разработки частных корпораций, оцениваемых госструктурами с точки зрения соответствия национальным приоритетам, стратегические инвестиционные замыслы, корпоративные планы, доводимые до сведения общественности. Кроме перечисленных, имеются и другие проблемы: политические риски, высокие процентные ставки, бюрократия, коррупция и др.

Тем не менее, государственно-частное партнерство - наиболее эффективный путь решения масштабных задач по диверсификации региональной экономики. Ни одна из стран, успешно решивших задачу модернизации в последние сто лет, не сумела обойтись без использования инструментов государственно-частного партнерства. Для преодоления указанных ограничений необходимо использовать опыт, накопленных в странах, активно и успешно использующих принципы ГЧП.

Так, например, в России нет специального органа по управлению ГЧП, тогда как в Западной Европе создана международная неправительственная организация ЕЦПГ -(Европейский центр предприятий с государственным участием и предприятий общеэкономического значения), которая анализирует сферу ГЧП, дает определенные рекомендации по совершенствованию взаимодействия государства и частного бизнеса. В частности, для снижения рисков реализации проектов предлагается тщательно оценивать потенциал эффективности частного инвестора, его конкурентоспособность, а не просто рассматривать частное финансирование как способ получения материальных средств.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Особые экономические зоны в России / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 3-7.

2. Асаул, А. Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система /А. Н. Асаул // Экономика строительства. - 2004. - №6. - С. 16-25.

3. Асаул, Н. А. Институциональный подход к развитию инвестиционно_строительного комплекса / Н. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 1(3). - С. 37-43.

4. Боголюбов, В. С. Самоорганизация в системе управления туризмом в регионе / В. С. Боголюбов, С. А. Севастьянова // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 4(6). - С. 43-52.

5. Варнавский, В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски/ В. Г. Варнавский. - М.: Наука, 2005. - 315 с.

6. Внукова, Н. Н. Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров/ Н. Н. Внукова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 100108.

7. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2(12). - С. 75-86.

8. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине/ М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 68-82.

9. Воронов, Ю. Перспективы бизнеса в туризме / Ю. Воронов // Бизнес Пост. - 2007. - № 15. -С. 8.

10. Ерофеев, П. Ю. Проблемы, предпосылки, условия партнерства государства и частного сектора в экономике / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 28-36.

11. Коробейников, М. А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны как эффективный механизм политики государства по развитию сельских территорий: правовой

аспект / М. А. Коробейников // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 1823.

12. Максанова, Л. Б."Ж. Туристическо-рекреационная особая экономическая зона как фактор структурной перестройки экономики региона / Л. Б._Ж. Максанова // Вестник Бурятского университета. Сер. 19. Экономика. - Вып. 3. - Улан_Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. - С. 36-48.

13. Пономарева, Е. Хорошо забытое старое / Е. Пономарева // Справочник руководителя торгового предприятия. - 2007. - № 1. - С. 15-18.

14. Раевский, С. В. Кластерные концепции организации структуры экономики региона / С. В. Раевский, Ю. В. Винокурова // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 15-20.

15. Скуматов, Е. Н. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации / Е. Н. Скуматов // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 3(5). - С. 53-57.

16. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2027 года (http://economy.buryatia.ru).

17. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116_ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

18. Якутин, Ю. В. Доверие и ответственность власти и бизнеса в зоне экономических интересов / Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). -в С. 49-56.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. The special economic areas are in Russia / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1(11). - Р. 3-7.

2. Asaul, A. N. A build cluster is the new regional production system/ A. N. Asaul // Building economy. - 2004. - №6. - Р. 16-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Asaul, N. A. Institutional approach to development of an investment_build complex / N. A. Asaul //Economic revival of Russia. - 2005. - № 1(3). - Р. 37-43.

4. Bogolyubov, V. S. Self_organization in the management of tourism in the region/ V. S. Bogolyubov, S. A. Sevastyanov // Economic revival of Russia. - 2005. - № 4(6). - Р. 43-52.

5. Varnafskii, V .G. Partnership of public and private sector: the forms, projects, risks/ V .G. Varnafskii. - M.: Nauka, 2005. - 315 p.

6. Vnukova, N. N. Conceptual framework of forming cross_border financial clusters / N. N. Vnukova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 100-108.

7. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine/ M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - Р. 75-86.

8. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine / M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 4(14). - Р. 68-82.

9. Voronov, Yu. Business prospects in the tourism / Yu. Voronov // Business Post. - 2007. -№ 15. - p. 8.

10. Erofeev, P. Yu. Issues, backgrounds, conditions of the partnership of public and private sector in the economy/ P. Yu. Erofeev // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - Р. 28-36.

11. Korobeinikov, M. A. The tourist_recreational special economic zones as an effective mechanism for government policies on rural development: the legal aspect/ M. A. Korobeinikov // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - Р. 18-23.

12. Maksanova, L. B."M. Tourist-recreation special economic zone as a factor of economic restructuring in the region / L. B._M. Maksanova // Bulletin of Buryat University. Ser. 19. Economy. -Vol. 3. - Ulan_Ude: Buryat State University Publishing, 2006. - P. 36-48.

13. Ponomaryova, E. Well forgotten old / E. Ponomaryova // Directory manager commercial enterprise. - 2007. - № 1. - Р. 15-18.

14. Rajewsk,i S. V. The cluster concept in economic structure of the region / S. V. Rajewski, Yu. V. Vinokurova // Regional Economics: Theory and Practice. - 2007. - № 5. - Р. 15-20.

15. Skumatov, E. N. Entrepreneurial networks in the economic complex of the Russian Federation / E. N. Skumatov // Economic revival of Russia. - 2005. - № 3 (5). - P. 53-57.

16. Strategy for socio-economic development of the Buryat Republic until 2027 (http://economy.buryatia.ru).

17. Federal Act on July 22, 2005 № 116_FZ «On special economic zones in the Russian Federation».

18. Yakutin, Yu. V. Trust and responsible government and business in the area of economic interests /Yu. V. Yakutin // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 49-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.