Научная статья на тему 'Научные подходы к стратегическому менеджменту как теоретическая основа развития управления общественными услугами в крупном городе'

Научные подходы к стратегическому менеджменту как теоретическая основа развития управления общественными услугами в крупном городе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ VRIN / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АКТИВЫ ГОРОДА / LOCAL PUBLIC SERVICES / VRIN- MODEL OF STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC ASSET OF THE CITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайсарова Валентина Петровна

Рассматриваются эволюция научных взглядов и общность подходов в стратегическом управлении и планировании корпорации и территории. Проанализированы основы теоретической концепции стратегических активов в менеджменте и возможности ее адаптации в сфере общественных услуг крупного города. Модель VRIN представляется перспективной для адаптации в крупном городе. Раскрывается ее трехуровневая система, формулируются материальные и нематериальные стратегические активы территории. Их разнообразие служит основанием для конструктивного анализа проблемы. Определено влияние стратегических подходов к управлению сферой общественных услуг как ключевой в системе жизнедеятельности человека, повышения уровня и качества жизни. Показаны основные возможности модернизации стратегического управления сферой общественных услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental approaches of strategic management as the theoretical bases of big city public services management

The author presents the evolution of scientific views and common approaches in strategic management and corporate planning and territory. Theoretical basis of analyzed the concept of strategic assets in management and the ability to adapt public services of a big city. VRIN of strategic management is a promising model in the city. Expands its three-tier system, formulated strategic tangible and intangible assets. Their diversity is the basis for a meaningful analysis of the problem. Determined the impact of policy approaches in the management of public services as a key area in the system of human waste and improve the standard of living and quality of life. Author shows the main features of finding adequate ways to improve strategic management in modernization of public services in Russia.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к стратегическому менеджменту как теоретическая основа развития управления общественными услугами в крупном городе»

В. П. Кайсарова1

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ УСЛУГАМИ В КРУПНОМ ГОРОДЕ

В последние десять лет наметился переход от тактического, операционного управления, связанного с жизнеобеспечением территории и организации, к стратегическому мышлению и управлению. Все большее распространение в управлении муниципальными образованиями получают подходы, основанные на идеях стратегического менеджмента крупных компаний. В период с 1980 по 1990 г. был осуществлен ряд институциональных и административных реформ по внедрению принципов устойчивого развития городов [5, 8, 10, 11, 12] и формированию региональных кластеров [1, 2, 4, 7, 9]. В контексте разработки подходов к управлению различными территориями формируется стратегический подход. Оцениваются эффективность апробированных методов для корпораций при выработке системы мер по развитию в неустойчивой конкурентной среде, а также новые вызовы, сформулированные в концепции устойчивого территориального развития [14, 15].

Методы управления корпорациями не являются универсальными [6]. Отметим, что научных работ, посвященных собственно управленческой деятельности, построенной на принципах стратегического подхода, для крупных городов в России крайне мало. Под стратегическим управлением понимают совокупность методологических подходов к разработке экономических стратегий,

сформировавшихся в мировой практике для уровня корпораций. Внимание к данному понятию в России, по нашему мнению, является в большей степени откликом на вопросы: как проектировать развитие, какие приемы позволяют достоверно оценивать текущую ситуацию и помогают формулировать цели и реализовывать планы. Из-за отсутствия у многих территориальных структур управления опыта и квалифицированных специалистов эти задачи выполняются исходя из необходимости решения очень болезненных текущих проблем в ущерб стратегическому подходу. Большинство отечественных исследователей отождествляет процессы стратегического управления и планирования [13]. Между тем их ключевое отличие лежит в сфере методологии. Стратегическое планирование - это процесс «из настоящего в будущее», а стратегическое управление (стратегический менеджмент) - процесс «из будущего в настоящее». Другими словами, сначала формируется видение будущего состояния объекта стратегического управления, которое можно описать в виде целей и, соответственно, показателей; затем «прокладывается» маршрут достижения указанных целей.

Но проблема разработки эффективной стратегии упирается еще и в способы создания системы целей. Город как сложная социально-экономическая система имеет множество характеристик. Как определить стратегические параметры развития, области стратегических преимуществ? Практика городского управления подчас представляет собой процесс «латания дыр», а стратегия остается красивым документом, за который заплачены немалые деньги. Но сам процесс модернизации городского управления неизбежно связан с главной целевой установкой на развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни. Эта установка во многом определяется характеристиками среды жизнедеятельности. Ее формирует система внешних и внутренних контуров, влияющих на деятельность администраций муниципальных образований. Локальные общественные услуги наряду с частными благами и услугами составляют экзогенные переменные

1 Валентина Петровна Кайсарова, доцент кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, канд. экон. наук, e-mail: vpk1081@ya.ru

агрегированной функции общественного благосостояния городского сообщества. Теоретическое переосмысление роли локальных общественных услуг в стратегировании развития современного города требует эффективного практического инструментария.

Отдельные разработки присутствуют в научных трудах ученых в рамках теории благосостояния для макроуровня управления. Интересные идеи о воспроизводстве и существовании положительных внешних эффектов можно найти у А. Бергсона, Н. Калдора, Э. Линдаля, А. Маршалла, В. Паретто, А. Пигу, П. Самуэльсона, Т. Скитовски, Дж. Хикса, Г. Хотеллинга. Научные подходы к оптимизации общественного обслуживания рассматриваются А. Аткинсоном, И. Н. Барановым, Ж. Дюпюи, Р. Масгрейвом, Дж. Стиглицом, Л. И. Якобсоном. Решению проблем поставок общественных услуг и принятию эффективных коллективных управленческих решений по стратегическому выбору общественных благ и услуг посвящены труды приверженцев неоинституалистов Дж. Бьюкенена, Г. Таллока, К. Викселля, М. Олсона, К. Эрроу и французской социологической школы согласований под руководством Л. Тевено. Среди трудов по теории бюджетного федерализма в области финансирования общественных услуг выделяются работы зарубежных ученых Д. Кинга, Р. Масгрейва, У. Оутса и российских исследователей Е. В. Журавской, В. Н. Лексина, Л. И. Полищук, А. Н. Швецова и др.

Однако на локальном уровне в экономической и управленческой науке имеется достаточно много «белых пятен». Здесь можно отметить публикации отечественных ученых В. И. Бархатова, А. П. Заостровцева, В. Л. Макарова, К. И. Сонина, В. Л. Тамбовцева, А. Е. Шаститко и др., которые, однако, не затрагивают теорию и практику стратегического управления в сфере локальных общественных услуг. На наш взгляд, требуется «научный аудит» стратегического управления крупным городом для идентификации его стратегических активов. Это позволит определить области концентрации научных идей и инструменты, которые можно использовать при разработке общегородской стратегии развития.

В связи с ограниченными рамками статьи мы рассмотрим подход ресурсной концепции, или концепции стратегических активов в менеджменте для

стратегирования в крупном городе.1 Его фундаментальные основы изложены в статье К. Прахалада и Г. Хамела [16]. Позже они были развиты в их книге «Конкурируя за будущее» (1994 г.), которая спустя 8 лет была опубликована в России издательством «Олимп-Бизнес» под названием «Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня». Представляется, что этот подход можно адаптировать на уровне города. Необходимое условие конкурентного преимущества организации - наличие уникальных способностей, ресурсов или стратегических активов - было сформулировано на основе так называемой модели VRIN. В ней уникальные ресурсы (стратегические активы) должны иметь следующие характеристики: Valuable (Ценный); Rare (Редкий); Inimitable (Неповторимый); Non-substitutable (Незаменимый). Эти условия при определении целей стратегического планирования часто рассматриваются пакетом, однако для понимания идеи концепции стратегических активов (теории ресурсного подхода) рассмотрим каждое из них в отдельности.

Мы солидарны с исследователями, которые под ресурсами территории понимают совокупность городских ресурсов, распоряжение которыми относится к компетенции городских органов управления [3]. Различают материальные и нематериальные ресурсы. К первым относятся природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.), производственные (предприятия, иные производственные мощности), финансовые (бюджет, внебюджетные источники финансов), организационные (оргтехника, оргструктура и пр.), кадровые

1 Подробно эволюция научных подходов стратегического менеджмента и их адаптация к региональной системе управления начиная с середины ХХ в. рассмотрена в статье: Кузнецов, Ю. В., Кайсарова, В. П. Теоретико-методологические проблемы модернизации современного стратегического управления в России // Вестник С.-Петерб. ун-та. - Серия 5. -Экономика. - Вып. 1. - СПб., 2012. - С.149-158.

(квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.) и иные материальные ресурсы. Ряд российских авторов подчеркивает, что развитие территории в значительной степени определяется наличием таких ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. К нематериальным можно отнести правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом), интеллектуальные и пр.

Сфера локальных общественных услуг, как и производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, иные виды человеческой жизнедеятельности, формы социального взаимодействия и коммуникаций, а также взаимосвязанные нематериальные активы городского сообщества на территории, -это ключевой нематериальный «актив» крупного города. На рисунке наглядно изображены ключевые стратегические активы крупного города.

Первую сферу представляют индивидуальные хаотичные активы (физических и юридических лиц, а также любой городской структурной единицы). Они выступают как разнообразные фрагментарные ресурсы (материальные и нематериальные) и принадлежат исключительно своему носителю.

Вторую сферу, как мы считаем, образуют совместные активы всей системы жизнедеятельности города. Группируясь и переплетаясь, они формируют совокупный актив городского сообщества как хаотическую, но устойчивую структуру. Они принадлежат всему городскому сообществу, а реализуются рыночными методами с использованием элементов согласования действий.

Скоординированные активы (третья сфера) - это результаты деятельности всех участников процесса управления, направленной на достижение поставленных целей в определенный период развития крупного города.

Поэтому ценный (Valuable) стратегический актив территории должен способствовать тому, чтобы жители города могли оценить общественные услуги. Следствием его использования должно быть формирование устойчивой доходной базы городского бюджета. Редкий (Rare) актив означает, что ресурс является специфичным и отсутствует у территорий-конкурентов. Чтобы судить о редкости ресурса, нужно рассмотреть ряд конкурирующих территорий (городов) с похожим пакетом активов.

Трехуровневая система стратегических ресурсов (активов)

крупного города

Эти два критерия помогают идентифицировать ресурсы (стратегические активы) города, имеющиеся в настоящее время. Следующие два критерия направлены на устойчивость конкурентных позиций в будущем. Неповторимый (Inimitable) актив означает, что ресурс должен быть наиболее сложным для воспроизведения, это способствует устойчивому росту ценности. Оценка этого критерия требует понимания природы рассматриваемого ресурса и того, как он создавался. Незаменимый (Non-substitutable) актив как свойство ресурса подразумевает, что эффект, создаваемый ресурсом, не может быть достигнут при

использовании других средств. Оценка незаменимости может потребовать понимания ценностей использования этого ресурса.

Реальная потребность в координации множественных индивидуальных активов возникает при достижении крупным городом такого уровня устойчивости, когда создание материальных и нематериальных ценностей начинает базироваться на предварительном изучении законов природы и общества, проведении широкомасштабного социально-экономического прогнозирования, упорядочении специальных расчетов и экспериментов.

По нашему мнению, в современных условиях есть реальная возможность разработать алгоритм верификации стратегических активов территории (по аналогии с деятельностью коммерческих организаций). К таким процедурам в управлении территорией можно отнести управленческие действия в рамках VRIN, когда городские стратегические активы идентифицируются в нормативных документах, связанных со стратегическим развитием крупного города; вовлекаются в создание конкурентных преимуществ города; проявляются в преимуществах общественных услуг, оказываемых жителям и включаются в процессы, способствующие инновационному развитию территории.

Список литературы

1. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2 (12). - С. 75-87.

2. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №4 (14). - С. 68 - 83.

3. Горный, М. Б. Местное самоуправление в современной России: Основы муниципальной экономики / М. Б. Горный, В. Н. Иванова, А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина; под ред. М. Б. Горного. - М.: Весь мир; СПб.: гуманитарно-политологический центр «Стратегия», 2000. - 217 с.

4. Екимова, К. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, Е. В. Федина // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). - С. 67-74.

5. Медведева, Л. Н. Средние города в модернизационном пространстве России / Л. Н. Медведева // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3(29). - С. 150-154.

6. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А. Н. Асаул, В. И. Павлов, Ф. И. Бескиерь, О. А. Мышко. - СПб.: Гуманистика. - 2006. - 328 с.

7. Миролюбова, Т. В. Зарубежный опыт функционирования кластеров в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики: уроки инновационного развития / Т. В. Миролюбова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №4 (30). - С. 51-62.

8. Миронова, М. Д. Исследование проблемы развития системы городов на территории Российской Федерации / М. Д. Миронова // Экономическое возрождение России. - 2010. - №1(23). - С. 82-87.

9. Санжин, Б. Б. Формирование и развитие туристического кластера в Республике Бурятия на основе государственно-частного партнерства / Б. Б. Санжин // Экономическое возрождение России. -2010. - №4 (26). - С. 130-139.

10. Старовойтов, М. К. Использование системного подхода в управлении городами / М. К. Старовойтов, Л. Н. Медведева // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2 (12). - С. 39-42.

11. Старовойтов, М. К. Совершенствование управления городами в эпоху урбанизации / М. К. Старовойтов, Я. М. Старовойтова, Л. Н. Медведева // Экономическое возрождение России. - 2011. - № 4 (30). - С. 8-18.

12. Старовойтов, М. Использование системного подхода в управлении городами/М. Старовойтов, Л. Медведева // Экономическое возрождение России. - 2007. - №4 (14). - С. 54-63.

13. Стратегическое планирование развития строительной организации / А. Н. Асаул, И. Е. Морозов, Н. И. Пасяда, В. И. Фролов. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 163 с.

14. Фролов, В. И. Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий / В. И. Фролов, О. Е. Агафонова // Экономическое возрождение России. - 2011. -№4 (30). - С. 76-89.

15. Фролов, В. И. Сущность, принципы и обоснование программ устойчивого развития сельских территорий / В. И. Фролов, О. Е. Агафонова // Экономическое возрождение России. - 2011. - №3 (29). - С.10-18.

16. Prahalad, C . K. The core competence of the corporation / C . K. Prahalad, G. Hamel // Harvard Business Review. - 68, № 3. - 1990. - P. 79-91.

The list of the literature

1. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 68 - 83.

2. Voynarenko, M. P. Cluster model of association of enterprises in Ukraine / M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 68 - 83.

3. Gornij, M. B. Local government in modern Russia: the basics of municipal economy / M. B. Gornij, V. N. Ivanova, A. T. Oshurkov, N. I. Scriabin / Ed. M. B. Gornij. - Moscow, St. Petersburg Humanities and Political Studies «Strategy»; Moscow - «whole world», 2000. - 217 p.

4. Ekimova, K. V. Cluster essence of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region / K. V. Ekimova, E. V. Fedina / / Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 67-74.

5. Medvedeva, L. N. Average cities of the space in the modernization of Russia / L. N. Medvedeva // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 150-154.

6. Management of the corporation and corporate governance / A. N. Asaul, V. I. Pavlov, F. I. Beskier,

0. A. Myshko. - SPb. : Humanistika, 2006. - 328 p.

7. Miroljubova, T. V. Overseas experience of the clusters in the field of energy efficiency and renewable energy: Lessons from innovation development / T. V. Miroljubova // Economic revival of Russia. -2011. - № 4 (30). - P. 51-62.

8. Mironova, M. D. Investigating the development of cities in the Russian Federation / M. D. Mironova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 82-87.

9. Sanzhin, B. B. Formation and development of the tourism cluster in the republic of Buryatia on the basis of public-private partnership / B. B. Sanzhin / / Economic revival of Russia - 2010. - № 4 (26). - P. 130-139.

10. Starovoitov, M. K. Using a systematic approach to urban management / M. K. Starovoitov, L. N. Medvedeva // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 39-42.

11. Starovoitov, M. K. Improving urban governance in the era of urbanization / M. K. Starovoitov, Y. M. Starovoitova, L. N. Medvedeva // Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 8-18.

12. Starovoitov, M. K. Using a systematic approach to urban management / M. K. Starovoitov, L. N. Medvedeva // Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P. 54-63.

13. Strategic planning of the construction organization / A. N. Asaul, I. E. Morozov, N. I. Pasyada, V.

1. Frolov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 163 p.

14. Frolov, V. I. Methodological approaches to the development of indicators for sustainable development of rural areas / V. I. Frolov, E. O. Agafonova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 4 (30). - P. 76-89.

15. Frolov, V. I. Essence, the principles and rationale of the sustainable development of rural areas / V. I. Frolov, E. O. Agafonova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 3 (29). - P. 10-18.

16. Prahalad, C . K. The core competence of the corporation / C . K. Prahalad, G. Hamel // Harvard Business Review. - 68, № 3. - 1990. - P. 79-91.

В издательстве АНО «ИПЭВ» в период 2009-2012 гг. подготовлены и выпущены следующие учебные издания:

Экономика недвижимости: учебник для вузов. - 3-е изд., исправл. / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 304 с. (Гриф Минвуза РФ).

Организация предпринимательской деятельности: учебник. -3-е изд. / А. Н. Асаул. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 336 с. (Гриф Минвуза РФ).

Управление затратами в строительстве: учеб. пособие/А. Н. Асаул, М. К. Старовойтов, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 392 с. (Гриф УМО).

Введение в инноватику: учеб. пособие /А. Н. Асаул, В. В. Асаул, Н. А. Асаул, Р . А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 280 с. (Гриф УМО).

Оценка собственности. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: учебник / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, М. И. Кныш, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 280 с. (Гриф УМО).

Оценка собственности. Оценка машин, оборудования и транспортных средств: учебник. / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, А. Г. Бездудная, М. К. Старовойтов. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2011. - 287 с. (Гриф УМО).

Оценка собственности. Оценка недвижимости: учебник / А. Н. Асаул, В. Н. Старинский, М. К. Старовойтов, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2012. (Гриф УМО).

По вопросам приобретения обращаться: по тел. 8-812-336-25-78, по электронной почте: asaul@yandex.ru, а также через форму обратной связи на са йте: www-асаул. рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.