Научная статья на тему 'Стратегия социально-экономического развития и формирование региональной кадровой политики'

Стратегия социально-экономического развития и формирование региональной кадровой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ / ПОЛИТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯ РЕГИОНА / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / FORMATION OF REGIONAL PERSONNEL POLICY / THE POLICY OF PROVIDING EDUCATIONAL SERVICES TO EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE REGION / ORYOL REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панин А.В., Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Ефремов И.А.

В условиях активной трансформации экономических отношений, обусловленной структурно-технологическими сдвигами и цифровизацией, постоянных вызовов и интервенций мирового экономического сообщества, влияющих на производственно-технологические и социально-экономические параметры субъектов хозяйствования, меняются основные подходы к пониманию различных экономических категорий. Требуется выработка новых решений, способных обеспечить высокотехнологичное производство и повысить конкурентоспособность продукции российских организаций. Своевременными и значимыми становятся исследования в области формирования оптимальной структуры кадрового потенциала территориальных образований, поскольку реализация государственной экономической политики России, невозможна без эффективной системы управления кадровой стратегией. Объектом изучения стал процесс формирования кадровой политики на уровне территориальных образований. Цель исследования обобщить основные направления формирования кадровой политики для совершенствования стратегии по обеспечению профессиональной замены экономически активного населения региона и передачи профессионального опыта. В научной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования кадрового потенциала региона, делается акцент на необходимость формирования последовательной стратегии управления трудовыми ресурсами, основанной на заявленных приоритетах социально-экономического развития. Представлены основные подходы к расчету прогнозных значений изменения численности экономически активного населения и разработаны рекомендации по выстраиванию политики предоставления образовательных услуг учебными заведениями региона. Доказано, что на протяжении 2021-2028 гг. сложившаяся демографическая ситуация не будет отрицательно влиять на возможность формирования кадрового потенциала региона. Обосновано, что важнейшими направлениями формирования кадровой политики региона является создание институтов непрерывного образования, разработки дифференцированных подходов по формированию системы переподготовки кадров с учетом, не только потребностей, заявленных рынком труда, но и профессиональных и психофизиологических характеристик потенциальных потребителей образовательной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панин А.В., Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Ефремов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND FORMATION OF REGIONAL PERSONNEL POLICY

In the context of the active transformation of economic relations due to structural and technological shifts and digitalization, constant challenges and interventions of the world economic community, affecting the production, technological and socio-economic parameters of business entities, the basic approaches to understanding various economic categories are changing. It requires development of new solutions that can ensure high-tech production and increase the competitiveness of products of Russian organizations. The research in the field of the formation of the optimal structure of the personnel potential of territorial entities is becoming relevant and significant, since the implementation of the state economic policy of Russia is not possible without an effective personnel management system. The object of study was the process of personnel policy formation at the level of territorial entities. The purpose of the study is to generalize the main directions of the formation of personnel policy to improve the strategy to ensure the professional replacement of the economically active population of the region and the transfer of professional experience. The scientific article discusses topical issues of the formation of the region’s human potential, focuses on the need to formulate a coherent strategy for managing labor resources based on the stated priorities of socio-economic development. The basic approaches to calculating the predicted changes in the number of economically active population are presented and recommendations are developed for building a policy for the provision of educational services by educational institutions in the region. It is proved that during 2021-2028 the current demographic situation will not adversely affect the possibility of forming the personnel potential of the region. It is proved that the most important directions in the formation of the personnel policy of the region is the creation of institutes of continuing education, the development of differentiated approaches to the formation of a retraining system taking into account not only the needs stated by the labor market, but also the professional and psycho-physiological characteristics of potential consumers of educational services.

Текст научной работы на тему «Стратегия социально-экономического развития и формирование региональной кадровой политики»

УДК / UDC 332.133.021

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND FORMATION OF

REGIONAL PERSONNEL POLICY

Панин А.В., кандидат технических наук, доктор экономических наук Panin A.V., Candidate of Technical Sciences, Doctor of Economic Sciences ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Timiryazev State Agrarian University", Moscow, Russia E-mail: panin a.v@mail.ru Лидинфа Е.П., кандидат экономических наук, доцент Lidinfa E.P., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», Орел, Россия Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel, Russia E-mail:lidinfa2010@.yandex.ru Баранова С.В., кандидат экономических наук, доцент Baranova S.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы», Орел, Россия Central Russian Institute of Management - Branch of the "Russian Academy of National Economy and Public Administration", Orel, Russia E-mail: svet-svetlanabar@yandex.ru Ефремов И.А., преподаватель Efremov I.A., Teacher АНО ДПО «Евразийский открытый институт», Москва, Россия Autonomous nonprofit organization of additional professional education "Euroasian open institute", Moscow, Russia E-mail: efremov-iv@yandex.ru

В условиях активной трансформации экономических отношений, обусловленной структурно-технологическими сдвигами и цифровизацией, постоянных вызовов и интервенций мирового экономического сообщества, влияющих на производственно-технологические и социально-экономические параметры субъектов хозяйствования, меняются основные подходы к пониманию различных экономических категорий. Требуется выработка новых решений, способных обеспечить высокотехнологичное производство и повысить конкурентоспособность продукции российских организаций. Своевременными и значимыми становятся исследования в области формирования оптимальной структуры кадрового потенциала территориальных образований, поскольку реализация государственной экономической политики России, невозможна без эффективной системы управления кадровой стратегией. Объектом изучения стал процесс формирования кадровой политики на уровне территориальных образований. Цель исследования - обобщить основные направления формирования кадровой политики для совершенствования стратегии по обеспечению профессиональной замены экономически активного населения региона и передачи профессионального опыта. В научной статье рассматриваются актуальные вопросы формирования кадрового потенциала региона, делается акцент на необходимость формирования последовательной стратегии управления трудовыми ресурсами, основанной

на заявленных приоритетах социально-экономического развития. Представлены основные подходы к расчету прогнозных значений изменения численности экономически активного населения и разработаны рекомендации по выстраиванию политики предоставления образовательных услуг учебными заведениями региона. Доказано, что на протяжении 20212028 гг. сложившаяся демографическая ситуация не будет отрицательно влиять на возможность формирования кадрового потенциала региона. Обосновано, что важнейшими направлениями формирования кадровой политики региона является создание институтов непрерывного образования, разработки дифференцированных подходов по формированию системы переподготовки кадров с учетом, не только потребностей, заявленных рынком труда, но и профессиональных и психофизиологических характеристик потенциальных потребителей образовательной услуги.

Ключевые слова: формирование региональной кадровой политики, политика предоставления образовательных услуг учебными заведения региона, Орловская область.

In the context of the active transformation of economic relations due to structural and technological shifts and digitalization, constant challenges and interventions of the world economic community, affecting the production, technological and socio-economic parameters of business entities, the basic approaches to understanding various economic categories are changing. It requires development of new solutions that can ensure high-tech production and increase the competitiveness of products of Russian organizations. The research in the field of the formation of the optimal structure of the personnel potential of territorial entities is becoming relevant and significant, since the implementation of the state economic policy of Russia is not possible without an effective personnel management system. The object of study was the process of personnel policy formation at the level of territorial entities. The purpose of the study is to generalize the main directions of the formation of personnel policy to improve the strategy to ensure the professional replacement of the economically active population of the region and the transfer of professional experience. The scientific article discusses topical issues of the formation of the region's human potential, focuses on the need to formulate a coherent strategy for managing labor resources based on the stated priorities of socio-economic development. The basic approaches to calculating the predicted changes in the number of economically active population are presented and recommendations are developed for building a policy for the provision of educational services by educational institutions in the region. It is proved that during 2021-2028 the current demographic situation will not adversely affect the possibility of forming the personnel potential of the region. It is proved that the most important directions in the formation of the personnel policy of the region is the creation of institutes of continuing education, the development of differentiated approaches to the formation of a retraining system taking into account not only the needs stated by the labor market, but also the professional and psycho-physiological characteristics of potential consumers of educational services. Key words: formation of regional personnel policy, the policy of providing educational services to educational institutions in the region, Oryol region.

Введение. Вопросы формирования кадровой политики рассматриваются не только в аспекте отдельных бизнес-субъектов, отраслей и видов деятельности, но и на уровне территориальных образований [1-3]. На фоне чего возникает необходимость переосмысления такого понятия как «кадровый потенциал региона», расширения основной понятийной базы и комплекса, характеризующих его критериев. Наиболее часто под кадровым потенциалом региона понимается совокупность качественных и количественных характеристик трудоспособного населения, работающего по найму на территории определенного субъекта [4]. Однако, данное определение не отражает современные тенденции трансформации экономических взаимосвязей, поскольку не учитывает вопросы развития кадрового потенциала и его структурных изменений, в отличие от авторских подходов, представленных на рис. 1.

Кадровый потенциал региона

Знания, умения, реализуемые в трудовой деятельности, а так же способности, которыми объективно обладают их носители, но пока еще не востребованные

Р.М. Нуреев

Совокупность потенциальных способностей и возможностей кадров, которые используются или могут быть использованы в определенный момент времени, чтобы обеспечить выполнение задач перспективного развития предприятия и

достижения его целей

Т.М. Касич-Пилипенко

Количественная характеристика Качественная характеристика

ч ч/

1.Фактическая и средняя численность населения; 2.Демографический состав и темп прироста 1.Общая трудоспособность (физические качества); 2.Профессиональная трудоспособность (способность к квалифицированному труду)

Способы формирования трудовых ресурсов:

- регулирование численности и структуры выпускников учреждений профессионального образования;

- стимулирование рождаемости, поддержка института семьи;

- снижение смертности трудоспособного населения: улучшение медицинского обслуживания, снижение уровня преступности, борьба с алкоголизмом, наркоманией;

- борьба с нелегальной иммиграцией.

Рисунок 1 - Кадровый потенциал региона

Системное развитие управления кадрами региона, в настоящее время, видится не столько в грамотном подборе профессиональных кадров, сколько в возможности создания и развития нового кадрового потенциала, способного в современных условиях быстро и компетентно преодолеть факторы, препятствующие процессу возрождения отечественного производства и активному развитию экономических связей. Несомненно, реализация данных задач невозможна без создания новой системы взаимодействия региональной и муниципальной исполнительной власти и системы образования, реализуемой на различных уровнях.

Современная система управления территориальными образованиями представляет собой четкую последовательность действий, основные из которых отражаются в Стратегии социально-экономического развития региона, являющейся основным ориентиром долгосрочного развития. В Орловской области принята и успешно реализуется «Стратегия социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года», содержащая систему приоритетов, направлений, целей и задач социально-экономического развития, разработанных на основе оценки достигнутых результатов и целей [5].

Цель исследований - обобщить основные направления формирования кадровой политики для совершенствования стратегии по обеспечению профессиональной замены экономически активного населения региона и передачи профессионального опыта.

Условия, материалы и методы. При исследовании основных направлений формирования кадровой стратегии региона применялся монографический метод. При оценке возможностей формирования кадрового потенциала в основном использовались статистические методы, что позволило выявить демографические особенности территориального образования, сделать количественные характеристики населения и осуществить группировку численности населения по возрастным группам. Эмпирической базой информации послужили данные официальной статистики.

Результаты и обсуждение. Исследование официально опубликованного текста документа показало, что в Стратегии подробно отражены разделы «Демография и здравоохранения», «Развитие человеческого капитала и социальной сферы», «Создание комфортной среды для жизни на территории Орловской области», «Повышение эффективности государственного управления и развитие гражданского общества» и другие направления. Четкое структурирование и представление вопросов «Кадровый потенциал региона» отсутствует, поскольку элементы кадровой направленности не заключены в основные позиции плана. Данная ситуация не может не вызывать беспокойство, так как в условиях ограниченности наличия квалифицированных кадров, растущей стоимости труда на первый план должны выходить задачи грамотного формирования, развития и максимального использования не только имеющегося трудового потенциала, но разработка последовательных действий по его обновлению. Исходя из закрепленных целей социально-экономического развития Орловской области, представим возможные приоритеты в формировании кадрового потенциала региона на рисунке 2.

Достаточно закономерно кадровый потенциал региона рассматривать как с позиции его формирования, так и с позиции его оптимального и эффективного использования, но при этом необходимо уделять внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития.

Стартовыми условиями при реализации Стратегии является обеспечение Орловской области профессиональными кадрами. На территории региона осуществляют свою деятельность «4 федеральных образовательных организации высшего образования и 6 филиалов высших учебных заведений. Основным направлением деятельности вузов является подготовка кадров в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, строительства, промышленности и здравоохранения. Всего в образовательных учреждениях высшего образования по 226 направлениям и специальностям обучаются около 31 тыс. человек. Система общего образования региона представлена 389 организациями, осуществляющими обучение по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования» [5].

«Подготовку специалистов среднего звена и рабочих кадров в регионе осуществляют 19 бюджетных профессиональных образовательных организаций Орловской области и 10 их филиалов, а также 3 образовательные организации высшего образования и 4 филиала высших учебных заведений, расположенных на территории региона. В 2018 году численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена, составила боле 15 тыс. человек» [5].

Наличие большого количества учебных заведений, осуществляющих подготовку профессиональных кадров в полной мере готовы обеспечить кадровый запрос по заявленным приоритетам Стратегического развития [6].

Стратегия социально-экономического развития Орловской области

на период до 2035 года

Заявленные приоритеты

Кадровый запрос

У

Развитие системы образования

Содействие продуктивной занятости населения

Подготовка педагогических кадров

О

Подготовка специалистов для высокотехнологичных производств

Улучшение демографической ситуации, обеспечение роста продолжительности жизни

О

Подготовка медицинских и фармацевтических работников

Развитие сферы культуры и обеспечение культурно-досуговыми услугами населения

О

Подготовка специалистов в области интерактивных мультимедийных экспозиций и музеефикации

Совершенствование социальной защиты

Ь

Подготовка специалистов геронтологов и социальной защиты

Создание условий для гармоничного социально-экономического развития территорий

Подготовка управленческих кадров и специалистов в области стратегического анализа и учета

Расширение и диверсификации успешных отраслей региональной экономики

Ь

Подготовка специалистов в области АПК, промышленности, 1Т сферы, робототехники, генной инженерии и цифровой экономики

Рисунок 2 - Основные направления формирования кадровой стратегии

Орловской области

Однако, при оценке возможности формирования кадрового потенциала следует учитывать и демографические особенности территориального образования, что требует оценки количественных характеристик населения Орловской области (табл. 1). Так, в период 2015-2019 гг. общая численность населения области снизилась на 31549 человек, что примерно равно численности всех студентов высших учебных заведений Орловской области.

Таблица 1 - Общие показатели естественного движения населения Орловской области, чел. [7, 8]

Показатель 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год Абсолютное изменение 2019 г. к 2015 г.

Численность населения 765231 759721 754816 747247 733682 -31549

Количество родившихся 8562 8272 7128 6710 5982 - 2580

Количество умерших 12473 12446 11851 11775 11350 - 1123

Выбывшие из региона 22435 21056 22565 23706 20500 - 1935

Прибывшие в регион 20836 20325 19719 20991 19800 - 1036

Негативная тенденция снижения численности населения обусловлена рядом факторов и может быть спровоцирована как снижением рождаемости в регионе, отрицательной динамикой показателей смертности и миграции населения. На фоне принятия активных государственных мер по стабилизации демографической ситуации в стране, наблюдается негативная тенденция по снижению уровня рождаемости в Орловской области.

Показатели естественного движения населения региона свидетельствуют о снижении рождаемости на 2580 человек или на 30% за последние 5 лет. Если в 2015 г. в регионе было рождено 8562 младенца, что составило около 1,12% от общей численности, то в 2019 г. - 5982 младенца или 0,82% соответственно.

Расчет численности умерших в сравнении с общей численностью населения региона свидетельствует о том, что в 2015 г. доля умерших составляла около 1,63% общей численности населения, в 2019 г. - около 1,61 %, что не может быть рассмотрено как отрицательная динамика [9].

Значительный интерес для исследования формирования кадрового потенциала региона представляет численность экономически активного населения и расчет возможности своевременной профессиональной замены.

Распределение численности населения Орловского региона, представленное в таблице 2, за 2011-2018 годы свидетельствует об отсутствии единой динамики в разрезе возрастных групп. Наиболее ярко выражены негативные изменения численности населения в возрасте от 45 до 54 лет -снижение составляет 28379 человек, в возрасте от 20 до 24 лет - 23054 человек, от 15 до 19 лет - 12241 человек.

Таблица 2 - Распределение численности населения по возрастным группам в Орловской области, чел. [7,8]_

Возрастные группы населения 2011 год 2017 год 2018 год Абсолютное изменение 2018 г. к 2011 г.

от 10 до 14 лет 33942 35289 35718 +1776

от 15 до 19 лет 45011 32475 32770 -12241

от 20 до 24 лет 60414 41070 37360 -23054

от 25 до 34 лет 113313 113089 110794 -2519

от 35 до 44 лет 103755 105073 104677 +922

от 45 до 54 лет 127665 101605 99286 -28379

от 55 до 64 лет 109001 120248 119616 +10615

Всего населения 765231 754816 747247 -17984

Распределение численности населения по возрастным группам позволяет выделить количество экономически активного населения и составить прогноз его динамики.

При исследовании демографических процессов под экономически активным населением понимаются лица в возрасте от 16 до 72 лет, не относящиеся в рассматриваемый период ни к занятым, ни к безработным или часть населения, которая может предлагать свой труд для производства товаров и услуг.

Исходя из представленного распределения численности населения по возрастным группам в Орловской области составим прогноз динамики экономического активного населения региона, выбрав критерии достижения периода трудового и профессионального становления.

Возрастная периодизация будет рассмотрена в аспекте периодизации профессионального становления - от момента поступления и обучения в

образовательных организациях профильной направленности (от 15 до 24 лет) и до периода официального завершения профессиональной карьеры - до 65 лет, установленного официально. Данный термин может быть использован при оценке профессиональной трудоспособности.

Прогнозные значения изменения численности экономически активного населения региона свидетельствуют об отсутствии стабильной динамики, что обусловлено сложной демографической ситуацией в регионе. Предполагается снижение численности экономически активного населения в 2028 г. по сравнению с 2011 г. на 101796 человек, с 2018 г. на 47140 человек. Расчетные данные представлены без учета возможных миграционных потоков (табл. 3).

Таблица 3 - Возрастная периодизация населения Орловской области (прогнозное значение), чел._

Возрастная периодизация 2011 г. 2018 г. 2021 г. 2028 г. 2031 г.

От 15 до 24 лет 105425 70130 69126* 72476** -

От 25 до 34 лет 113313 110794 105425 70130 37597

От 35 до 44 лет 103755 104677 113313 110794 105425

От 45 до 54 лет 127665 99286 103755 104677 113313

От 55 до 64 лет 109001 119616 127665 99286 103755

Экономически активное население 559159 504503 519284 457363 -

Примечание. *Население в возрасте от 5 до 14 лет в 2011 г. **Население в возрасте от 5 до 14 лет в 2015 г.

Современные подходы к управлению кадровым потенциалом региона предусматривают наличие определенных квалификационных требований и профессиональных умений потенциальных работников. Отсюда возникает необходимость формирования непрерывной системы обучения отдельных категорий населения. Это обусловлено как возрастным цензом работников, их профессиональной направленностью, так и потребностями рынка труда.

На рисунке 3 представлены структурные изменения возрастной периодизации населения, свидетельствующие о необходимости формирования новых подходов в системе управления кадрами в Орловской области.

-2021 год -2028 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 15 до 24 лет 140000

120000

100000

80000

Рисунок 3 - Структурирование населения Орловской области по возрастной

периодизации (прогнозное значение)

Наглядно видно, что в 2021 году среди экономически активного населения в Орловской области будет преобладать население в возрасте от 55 до 64 лет, их доля составит около 25%, а также от 35 до 44 лет - 22%.

Структура трудовых ресурсов в 2028 г. имеет более универсальные пропорции, несколько увеличена будет доля населения в возрасте от 35до 44 лет около 24%, население от 45 до 54 лет и от 55 до 64 лет составит около 22% соответственно. Настораживает факт снижения доли населения в возрасте от 15 до 24 лет, являющегося основной составляющей развития нового кадрового потенциала, согласно первичным прогнозным данным его удельный будет варьировать от 13% в 2021 г. до 16% в 2028 г. в то время как в 2011 г. он достигал уровня 19%.

Анализ уровня безработицы в Орловской области в 2018 г. свидетельствует о том, что около 20% безработного населения имеют возрастной ценз от 35 до 44 лет, и около 8% от 55 до 64 лет. Эта ситуация требует глубокого изучения и разработки дифференцированных подходов по формированию системы переподготовки кадров с учетом, не только потребностей, заявленных рынком труда, но и профессиональных и психофизиологических характеристик потенциальных потребителей образовательной услуги.

Данная ситуация значительно усугубляет возможность увеличения кадрового потенциала региона и расширение системы профессиональной подготовки выпускников учебных заведения, в соответствии с целями и задачами, отраженными в Стратегии развития Орловского региона. Рассмотрим динамику численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и высших учебных заведениях (ВУЗах) Орловской области в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика численности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях Орловской области, чел. [7,8]_

Показатель 2010 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год Абсолютное изменение 2018 г. к

2010 г. 2015 г.

Студенты, обучающиеся по программам подготовки: - квалифицированных рабочих, служащих - специалистов среднего звена 7886 11570 3660 11935 2762 12453 2762 12555 2688 12828 -5198 + 1258 -972 -893

Принято на обучение по программам подготовки: - квалифицированных рабочих, служащих; - специалистов среднего звена 4724 3561 2304 3564 1281 3674 1084 3489 863 3694 -3861 + 133 -1441 + 130

Численность студентов ВУЗов 43213 31943 30666 30949 30340 -12873 -1603

Принято студентов ВУЗы 8490 8906 8202 8406 8544 +54 -362

Отрицательная динамика численности обучающихся в образовательных учреждениях Орловской области сопровождается снижением интереса к

получению рабочих профессий, так в период с 2010 по 2018 годы численность обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих снизилась практически на 76%. Однако на протяжении 2015-2018 годов количества поданных заявлений в учреждения СПО возрастает (рис. 4).

2018 год 2017 год 2016 год 2015 год 2010 год

ь Образовательные программы высшего образования, единиц ■ Программа подготовки специалистов среднего звена, единиц

Рисунок 4 - Количество поданных заявлений о приеме в учебные заведения Орловской области (в расчете на 100 мест) [7]

Резкое снижение численности, обучающихся в ВУЗах региона наблюдалось в 2010-2015 гг., количество же принятых студентов ежегодно находится примерно на одном уровне и составляет около 8,5 тыс. человек.

На основе представленных расчетов построим прогноз загруженности образовательных учреждений Орловской области. В основу расчета заложены два основных параметра:

1) удельный вес обучающихся в образовательных учреждениях в общей численности населения в возрасте от 15 до 24 лет;

2) количество родившихся на определенную дату (табл. 5).

Таблица 5 - Прогноз численности обучающихся в образовательных учреждениях Орловской области, чел._

Показатели 2011 г. 2018 г. 2021 г. 2028 г.

Прогнозный параметр - удельный вес обучающихся в образовательных учреждениях

Население в возрасте от 15 до 24 лет 105425 70130 69126 72476

Численность обучающихся в учреждениях СПО 19456 15516 13826 14496

Численность обучающихся в учреждениях высшего образования 51703 38884 36119 37869

Удельный вес обучающихся в общей численности населения в возрасте от 15 до 24 лет, % 67,50 77,57 72,54* 72,54*

Прогноз изменения численности, поступающих в ВУЗы

Прогнозный параметр - Количество родившихся на определенную дату

Количество родившихся в 1999-2000 гг. 13531 - -

Количество родившихся в 2001-2002 гг. - 14478 -

Количество родившихся в 2008-2009 гг. - - 16800

Примечание. *Среднее значение за 20112018 гг.

Таким образом, на протяжении 2021-2028 гг. сложившаяся демографическая ситуация не будет отрицательно влиять на возможность формирования кадрового потенциала Орловской области.

_ЗШ-

_155

369

137

368

1391

365

■ 133

__255

120

0 50 100 150 200 250 300 350 400

Приведенные в таблице 5 расчеты свидетельствуют о том, что имеются реальные возможности обеспечения профессиональной замены экономически активного населения региона, поскольку ожидается положительная динамика в увеличении численности обучающихся. Это в значительной степени обусловлено и ростом рождаемости в исследуемом периоде. На рисунке 5 представлена динамика числа родившихся в Орловской области за период с 1999 по 2018 гг. Обращает на себя внимание факт изменения тенденции уровня рождаемости в период с 2015 г., что в последующем скажется и на уменьшении численности обучающихся и профессионально подготовленного кадрового ресурса.

10000 8000 6000 4000 2000

Количество родившихся, чел

8447

7609

6600

7232

7926

8353

8687

8562 ■ * —

7128

82

6931

6710

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2015 2016 2017 2018 год год год год год год год год год год год год год год год год

Рисунок 5 - Естественное движение населения Орловской области (количество родившихся, человек) [7]

0

Выводы. Проведенное исследование позволило обобщить основные направления формирования кадровой политики региона:

1. Развитие системы подготовки профессиональных кадров в соответствии с заявленными в «Стратегии социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года приоритетами.

2. Создание институтов непрерывного образования, разработки дифференцированных подходов по формированию системы переподготовки кадров с учетом, не только потребностей, заявленных рынком труда, но и профессиональных и психофизиологических характеристик потенциальных потребителей образовательной услуги.

3. Построение прогнозных значений трансформации возрастной профессиональной периодизация населения Орловской области, с целью оптимизации подготовки кадров, а также обеспечения профессиональной замены экономически активного населения региона и передачи профессионального опыта.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кадровый резерв: критерии и принципы формирования // URL: https://orel.gks.ru/storage/document/document_statistic_collection/2018-12/26/сборник2017.pdf (дата обращения: 21.03.2020).

2. Губарева Л.И., Баранова С.В., Бирюкова Н.П. Профессиональные навыки и профессиональные умения в системе подготовки кадров СПО: основные подходы и определения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1 (74). С. 145-148.

3. Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Кузнецова Е.В. Проблематика формирования профессиональных управленческих кадров в аспекте реализации стратегии развития регионов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3 (84). С. 270-277.

4. Центр экономических исследований // URL: https://www.erce.ru/ (дата обращения: 20.03.2020).

5. Стратегия социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года // URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/a4f41748-c1c8-4f41-ad9c-1ba779f38396/strategorlov.pdf?CACHEID=a4f41748-c1c8-4f41-ad9c-1ba779f38396&MOD=AJPERES (дата обращения: 24.03.2020).

6. Орловщина 2019: цифры и факты // URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/orlovshchina_2019_tsifry_i_fakty/ (дата обращения: 27.03.2020).

7. Орловская область в цифрах. 2010, 2015-2018 // URL: https://orel.gks.ru/storage/mediabank/сборник2019.pdf (дата обращения: 27.03.2020).

8. Социально-экономическое развитие Орловской области. Портал Орловской области // URL: https://orel-region.ru/index.php?head=20&part=21&i (дата обращения: 29.03.2020).

9. ЕМИСС. (2020). Единая межведомственная информационно-статистическая система // URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 29.03.2020).

REFERENCES

1. Kadrovyy rezerv: kriterii i printsipy formirovaniya // URL: https://orel.gks.ru/storage/document/document_statistic_collection/2018-12/26/sbornik2017.pdf (data obrashcheniya: 21.03.2020).

2. Gubareva L.I., Baranova S.V., Biryukova N.P. Professionalnye navyki i professionalnye umeniya v sisteme podgotovki kadrov SPO: osnovnye podkhody i opredeleniya // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2017. № 1 (74). S. 145-148.

3. Lidinfa Ye.P., Baranova S.V., Kuznetsova Ye.V. Problematika formirovaniya professionalnykh upravlencheskikh kadrov v aspekte realizatsii strategii razvitiya regionov // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2019. № 3 (84). S. 270-277.

4. Tsentr ekonomicheskikh issledovaniy // URL: https://www.erce.ru/ (data obrashcheniya: 20.03.2020).

5. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Orlovskoy oblasti na period do 2035 goda // URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/a4f41748-c1c8-4f41-ad9c-1ba779f38396/strategorlov.pdf?CACHEID=a4f41748-c1c8-4f41-ad9c-1ba779f38396&MOD=AJPERES (data obrashcheniya: 24.03.2020).

6. Orlovshchina 2019: tsifry i fakty // URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/orlovshchina_2019_tsifry_i_fakty/ (data obrashcheniya: 27.03.2020).

7. Orlovskaya oblast v tsifrakh. 2010, 2015-2018 // URL: https://orel.gks.ru/storage/mediabank/sbornik2019.pdf (data obrashcheniya: 27.03.2020).

8. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Orlovskoy oblasti. Portal Orlovskoy oblasti // URL: https://orel-region.ru/index.php?head=20&part=21&i (data obrashcheniya: 29.03.2020).

9. YeMISS. (2020). Yedinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema // URL: https://www.fedstat.ru/ (data obrashcheniya: 29.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.