Научная статья на тему 'Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы'

Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1584
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ / PERSONNEL POTENTIAL / DIGITAL ECONOMICS / HUMAN RESOURCES / PERSONNEL POLICY / CONCEPT / PERSONNEL RESOURCES MANAGEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ловчикова Е.И., Первых Н.А., Солодовник А.И.

Расширение сфер применения цифровых технологий приводит к неизбежной трансформации общественной и социальной сферы. Развитие процесса цифровизации экономики меняет и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в условиях цифровой экономики. В статье рассматриваются направления влияния основных тенденций становления информационно-цифрового общества и экономики на формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса. В связи с этим авторы отмечают рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте с 21,1% в 2013 году до 22,4% в 2016. Особое внимание уделяется анализу развития инновационной и кадровой составляющих экономики по отраслям и регионам, в частности доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте в Российской Федерации составляет 20,4%, в Орловской области 16,8%. Кадровый потенциал является стратегическим ресурсом развития новой цифровой составляющей экономики. Несмотря на то, что в Стратегии устойчивого развития сельских территорий и проекте концепции государственной кадровой политики приоритетным направлением обозначена модернизация и диверсификация экономики, тем не менее, отсутствует системное управление кадровым потенциалом в агропромышленном комплексе. Комплексная государственная кадровая политика для агропромышленного комплекса позволит решать проблемы инновационного развития и продовольственной безопасности. В условиях развития современной экономики требования к трудовым ресурсам постоянно растут, образование и освоение новых знаний должно стать целью работников, а выявление структур и механизмов стимулирования основной задачей научных исследований и кадровой политики государства. Таким образом, роль профессиональных навыков и образования в формировании кадрового потенциала цифровой модели экономики приобретает все большую востребованность и актуальность, что влечет за собой потребность в специалистах, ориентированных на информацию как производственный ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECONOMICS AND PERSONNEL POTENTIAL IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: STRATEGICAL RELATIONSHIP AND PROSPECTS

Expanding of scopes of digital technologies application leads to the inevitable transformation of the public and social sphere. The development of the digitization process in economics changes also the educational environment as a supplier of personnel which will work in the conditions of digital economy. The article examines the directions of the influence of the main tendencies formation of information-driven society and economy on the organization of human capacity of agroindustrial complex. Specifically the authors indicate the growth of a share of products in high-tech and knowledge-intensive industries in the gross domestic product from 21.1% in 2013 up to 22.4% in 2016. Special attention is paid to the analysis of the development of innovation and personnel components of the economy in industries and regions, specifically the share of products of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product in the Russian Federation is 20.4%, in the Oryol region it is 16.8%. Human capacity is a strategic resource for the development of a new digital component of the economy. Despite the fact that the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories and the draft concept of the state personnel policy focus on the modernization and diversification of the economy, nevertheless, there is no systematic management of human resources in the agroindustrial complex. The complex state personnel policy for the agroindustrial complex will allow to solve problems of innovative development and food security. In the conditions of the modern economy development the requirements to manpower constantly grow, education and development of new knowledge should become the purpose of workers, and the identification of incentive structures and mechanisms is the main task of scientific research and personnel policy of the state. Thus, the role of professional skills and education in the formation of the human resource potential of the digital economy model acquires the increasing demand and relevance that involves the need for the experts focused on information as a productive resource.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК: стратегическая взаимосвязь и перспективы»

УДК / UDC 330.1:004+338.436.33:331.108.2

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АПК: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

DIGITAL ECONOMICS AND PERSONNEL POTENTIAL IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: STRATEGICAL RELATIONSHIP AND PROSPECTS

Ловчикова Е.И., кандидат экономических наук, доцент Lovchikova E.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Первых H.A., кандидат экономических наук, доцент Pervykh N.A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Солодовник А.И.*, кандидат экономических наук, доцент Solodovnik A.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia *E-mail: asolodovnikorel@yandex.ru

Расширение сфер применения цифровых технологий приводит к неизбежной трансформации общественной и социальной сферы. Развитие процесса цифровизации экономики меняет и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в условиях цифровой экономики. В статье рассматриваются направления влияния основных тенденций становления информационно-цифрового общества и экономики на формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса. В связи с этим авторы отмечают рост доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте с 21,1% в 2013 году до 22,4% в 2016. Особое внимание уделяется анализу развития инновационной и кадровой составляющих экономики по отраслям и регионам, в частности доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте в Российской Федерации составляет 20,4%, в Орловской области - 16,8%. Кадровый потенциал является стратегическим ресурсом развития новой цифровой составляющей экономики. Несмотря на то, что в Стратегии устойчивого развития сельских территорий и проекте концепции государственной кадровой политики приоритетным направлением обозначена модернизация и диверсификация экономики, тем не менее, отсутствует системное управление кадровым потенциалом в агропромышленном комплексе. Комплексная государственная кадровая политика для агропромышленного комплекса позволит решать проблемы инновационного развития и продовольственной безопасности. В условиях развития современной экономики требования к трудовым ресурсам постоянно растут, образование и освоение новых знаний должно стать целью работников, а выявление структур и механизмов стимулирования - основной задачей научных исследований и кадровой политики государства. Таким образом, роль профессиональных навыков и образования в формировании кадрового потенциала цифровой модели экономики приобретает все большую востребованность и актуальность, что влечет за собой потребность в специалистах, ориентированных на информацию как производственный ресурс.

Ключевые слова: кадровый потенциал, цифровая экономика, человеческие ресурсы, кадровая политика, концепция, стратегия управления кадровым потенциалом.

Expanding of scopes of digital technologies application leads to the inevitable transformation of the public and social sphere. The development of the digitization process in economics changes also the educational environment as a supplier of personnel which will work in the conditions of digital economy. The article examines the directions of the influence of the main tendencies formation of information-driven society and economy on the organization of human capacity of agroindustrial complex. Specifically the authors indicate the growth of a share of products in hightech and knowledge-intensive industries in the gross domestic product from 21.1% in 2013 up to 22.4% in 2016. Special attention is paid to the analysis of the development of innovation and personnel components of the economy in industries and regions, specifically the share of

products of high-tech and knowledge-intensive industries in the gross regional product in the Russian Federation is 20.4%, in the Oryol region it is 16.8%. Human capacity is a strategic resource for the development of a new digital component of the economy. Despite the fact that the Strategy for Sustainable Development of Rural Territories and the draft concept of the state personnel policy focus on the modernization and diversification of the economy, nevertheless, there is no systematic management of human resources in the agroindustrial complex. The complex state personnel policy for the agroindustrial complex will allow to solve problems of innovative development and food security. In the conditions of the modern economy development the requirements to manpower constantly grow, education and development of new knowledge should become the purpose of workers, and the identification of incentive structures and mechanisms is the main task of scientific research and personnel policy of the state. Thus, the role of professional skills and education in the formation of the human resource potential of the digital economy model acquires the increasing demand and relevance that involves the need for the experts focused on information as a productive resource.

Key words: personnel potential, digital economics, human resources, personnel policy, concept, personnel resources management strategy.

Введение. Формирование цифровой экономики предъявляет особые требования к качеству использования факторов производства, к управлению воспроизводством кадрового потенциала в системообразующих отраслях и приводит к необходимости активных действий для опережающего развития общества. Возросший объем исследований по вопросам информатизации и цифровизации экономики и общества пока не содержит точного категориально-терминологического аппарата. Однако, следует отметить, что эти явления и тенденции оказывают существенное влияние и дают возможность создавать информационно-цифровые модели реального мира для координации государства и предпринимателей относительно инновационной политики развития экономики в целом и агропромышленного комплекса в частности. В свою очередь формирование цифровой модели экономики вызывает потребность в специалистах, ориентированных на информацию и знание как производственный ресурс в любой сфере экономической системы.

Условия, материалы и методы. Выявление проблем, направлений, условий и факторов, в том числе кадровой составляющей, для достижения экономических и социальных результатов в агропромышленном комплексе является актуальным и необходимым для определения стратегии и тактики экономического развития.

Влияние таких тенденций как становление информационно-цифрового общества, развитие информационных сетей, виртуализация компаний, технологии блокчейн, приводят к изменениям в системе экономических отношений. В частности:

в информационной экономике производство и распространение новых знаний и практики управления ими неотделимо от человеческой и управленческой составляющей [17];

изменение уровня занятости в отраслях, а также усложнение многосекторной структуры национальной экономики и взаимосвязи между ее секторами [14];

конкурентоспособность экономических субъектов и национальной экономики все больше зависит от научно-инновационного, кадрового и управленческого потенциала [1, 7, 8];

реализация государственных программ по управлению кадрами [1, 3] направлена на закрепление выпускников вузов в сельской местности с целью инновационного развития агропромышленного комплекса;

развитие экономической интеграции связано с формированием некоторой информационной сети и ее расширением, а также освоением рынков для сельхозтоваропроизводителей через сеть Интернет [5, 8] и др.

Получение положительных результатов в агропромышленном комплексе от реализации некоторых государственных программ [2, 3] представляется нам недостаточным и не учитывает управленческую природу потенциала агропромышленного комплекса. Так, для достижения задач по технико-технологическому обновлению отрасли, диверсификации аграрной экономки, развитию экспортного потенциала представляется целесообразным исследовать характеристику наличия и качественного состояния кадрового потенциала трудовых ресурсов. Чтобы качественно управлять кадровым потенциалом в информационно-цифровой экономике необходимо определить по каким направлениям проводить мероприятия и наличие внутренних и внешних ограничений экономической системы агропромышленного производства при их реализации.

С одной стороны, ежегодное сокращение численности сельского населения трудоспособного возраста, неустойчивый характер темпов развития сельхозпроизводства вызывает цепную реакцию в системе смежных отраслей экономики и действует угнетающе на состояние платежеспособного спроса, следовательно, повышается риск сокращения объемов сельхозпроизводства по фактору спроса [13].

С другой стороны, повышение рентабельности сельхозорганизаций с учетом субсидий и продолжение процессов импортозамещения с некоторой модернизацией производства (табл. 1) наблюдается повышение уровень занятости сельского населения и рост требований к профессиональной подготовке [7, 8].

Таблица 1 - Число высокопроизводительных рабочих мест по видам экономической деятельности за 2013-2016 'гг. [4] ___

Отрасль народного хозяйства 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация (всего) 17492,8 18280,9 16782,4 15980,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 333,8 368,2 318,2 334,9

Обрабатывающие производства 3670,8 3722,9 3333,9 3213,4

Государственное управление 2518,6 2458,9 2307,4 2182,3

В процессе структурного анализа роста доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте с 21,1% в 2013 году до 22,4% в 2016 можно отметить сильную дифференциацию по регионам (табл. 2).

Таблица 2 - Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте [4]____

Регион 2013 2014 2015

Российская Федерация из суммы субъектов 19,4 19,6 20,4

Центральный федеральный округ 20,5 21,1 23,2

Калужская область 36,6 35,8 30,7

Орловская область 20,2 19,0 16,8

Тульская область 32,8 36,5 37,3

Белгородская область 10,2 10,4 10,5

Игнорирование управленческой природы кадрового потенциала привели к инерционности структуры аграрного сектора экономики, который ориентирован на получение ренты от ресурсов, а не от инноваций, институциональные ловушки и рутины устанавливают дальнейшее развитие по экстенсивному пути. Это наглядно отражается в отсутствии мотивации к созданию собственного бизнеса в сельской местности и в аграрном производстве (табл. 3).

Таблица 3 - Намерения организовать свое дело в случае потери работы в зависимости от возраста [13]__

Варианты ответа Все респонденты В том числе в возрасте

18-30 лет 31-59 (54) лет 60 (55) лет и старше

Нет, скорее нет 54,2 44,4 56,4 71,5

Можно попробовать 31,7 37,2 32,0 13,2

Затрудняюсь ответить 14,1 18,4 11,6 15,3

Результаты и обсуждение. Ориентация на изменения в управлении кадровым потенциалом человеческих ресурсов в цифровой экономике меняет практику работы по принятию управленческих решений соответствующих служб в организациях и органах государственного управления. Особенно это касается образовательной сферы, так как вузы способны содействовать социально-экономическому развитию, т.е. быть центрами инновационного развития [6, 9, 10]. Важное значение приобретает мониторинг системы подготовки кадров на всех этапах его формирования (профориентационная работа, создание человеческого капитала, распределение кадров и создание кадрового потенциала, закрепление кадров на рабочих местах). Эксперты национального исследовательского университета Высшая школа экономики проводят исследование о вкладе университетов в региональное развитие, в развитие человеческого капитала, в инновационное развитие и пришли к выводам, что в одних регионах этот вклад более заметен, в других менее, а иногда наличие университетов имеет низкий уровень влияния, например, Калужская, Орловская области (табл. 4) [20]. Среди причин полученных противоречивых результатов особо выделим отсутствие четко выстроенной системы заказа на подготовку кадров и новое содержание, и структуру профессий.

Университетская наука и образование получили новые вызовы, им предстоит по-новому решать старые проблемы (взаимодействие с работодателями, совершенствование процесса формирования человеческого капитала, повышение квалификации научно-педагогических работников, недостаточное тиражирование результатов исследования). Информационно-цифровые технологии являются не только источником преобразования образовательной сферы, но всего рынка труда. В частности, создание образовательного, научного и производственного цифрового пространства с одной стороны за счет повышения производительности труда позволяют производить больше товаров, с другой - создает новые возможности для трудоустройства в новых отраслях и подотраслях экономики.

Управление и администрирование изменениями при возрастании роли кадрового потенциала имеют больший потенциал для формирования и развития цифровой экономики, которая характеризуется междисциплинарностью, связанностью, инновационностью, динамичностью, конкуренцией [8]. Последовательное повышение производительности труда агропромышленного производства в цифровой экономике за счет внедрения высокопроизводительной техники и технологий означает изменения в управлении воспроизводством человеческого капитала [1] на ориентацию новой общеобразовательной и профессиональной подготовки. В работах ряда исследователей [6, 11, 12, 15, 16, 18, 19] отмечаются такие методы совершенствования государственного и регионального управления, как повышение квалификации кадров, рациональное территориальное размещение отраслей аграрного производства, использование высокопродуктивных технологий в растениеводстве и животноводстве, совершенствование и распространение успешных практик организации производства.

Таблица 4 - Типы региональных систем высшего образования по субиндексам вклада в развитие регионов (фрагмент) [20]_

Тип Регион

Драйверы регионального развития Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Красноярский край, Пермский край, Самарская область, Республика Татарстан, Республика САХА (Якутия), Республика Калмыкия, Чеченская Республика

Высокий уровень влияния Астраханская область, Забайкальский край, Кировская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Приморский край, Свердловская область, Хабаровский край, Челябинская область, Ивановская область, Республика Мордовия, Томская область, Ярославская область, Еврейская автономная область, Иркутская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Сахалинская область

Умеренный уровень влияния Алтайский край, Архангельская область, Воронежская область, Курганская область, Курская область, Омская область, Ростовская область, Рязанская область, Саратовская область, Тамбовская область, Тюменская область, Ульяновская область, Вологодская область, Калининградская область, Камчатский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Нижегородская область, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Тыва, Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская область, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская Республика, Костромская область, Псковская область, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Тульская область, Удмуртская Республика

Низкий уровень влияния Амурская область, Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Смоленская область, Тверская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Хакасия, Чувашская Республика

Выводы. Очевидной становится стратегическая роль кадрового потенциала в формировании цифровой составляющей системообразующих отраслей экономики, в частности агропромышленного комплекса. Информационные технологии являются не только технологической базой для модернизации аграрного производства, а также основанием для непрерывного самосовершенствования и расширения знаний работников. Создание цифровой инфраструктуры позволяет превращать информацию не только в ресурс для экономического роста, а также адаптивно использовать организаторскую активность трудовых ресурсов. Использование трансформации с целью постоянного улучшения как принципа нового цифрового экономического уклада позволит не только перестроить взаимодействие агропроизводителей с потребителями и построить сквозные бизнес-процессы, а также расширить полномочия экономических субъектов при взаимодействии с внешней средой. Взаимосвязь и взаимовлияние может быть как прямым (доля конкурентоспособной продукции, уровень квалификации, эффективность производства и управления), так и косвенным (динамика валового внутреннего продукта, уровень развития социально-экономической среды, в том числе сферы образования).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации (проект) / URL: http://www.jeducation.ru/4_2003/10.html (Дата обращения 20.05.2017).

2. Заключение экспертной комиссии по результатам реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия на 2013-2020 гг. / URL: http://mcx.ru/upload/iblock/ 76f/76fdabe1c9adf06f0c8ba929837239e0.pdf (Дата обращения 20.05.2017).

3. План деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016-2021 гг. / URL: http://mcx.ru/upload/iblock/f99/ f99373ab0d08761f6e3f8674dfc1a507.pdf (Дата обращения 20.05.2017).

4. Федеральная служба государственной статистики / URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 20.05.2017).

5. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) / A.П. Добрынин, К.Ю. Черных, В. П. Куприяновский, П. В. Куприяновский, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2016. №1. C.4-11.

6. Дугина T., Попова С., Рудкова T. Кадровый потенциал - основа эффективного развития АПК и сельских территорий региона // МСХ. 2014. № 6. С. 72-74.

7. Козицина А.Н., Филимоненко И.В. Стратегическая взаимосвязь инновационного развития и управления кадровым потенциалом региона / Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 1 (37). С. 171-181.

8. Цифровая экономика - «Умный способ работать» / В. П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов, Д.Е. Намиот, А.О. Воробьев // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 2. C. 26-33.

9. Ловчикова Е.И., Зверева Г.П. Роль малого предпринимательства в решении проблемы занятости сельского населения. / Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 769-772.

10. Ловчикова Е.И., Савкин В.И., Солодовник А.И. Институциональные проблемы и перспективы развития кадрового аутсорсинга / Вестник ОрелГАУ. 2017. № 2 (65). С. 85-89.

11. Носкова М.В. Ключевые факторы управления развитием кадрового потенциала сельского хозяйства / Вестник АГАУ. 2010. № 4. С. 109-112.

12. Носкова М.В. Процесс развития кадрового потенциала сельского хозяйства в свете новой парадигмы управления / Вестник АГАУ. 2010. № 11. С. 83-86.

13. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017, вып. 3-й. 352 с.

14. Осовин М.Н. Кадровый потенциал АПК: проблемы и перспективы // Никоновские чтения. 2013. № 18. С. 260-263.

15. Рябов К.И. Развитие кадрового потенциала предприятий АПК // Власть. 2016. № 3. С. 167-171.

16. Первых Н.А., Гришаева О.Ю. Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов в сельском хозяйстве Орловской области // Вестник ОрелГАУ. 2012. № 5. С. 105-108.

17. Солодовник А.И. Кадровый потенциал формирования информационного общества в России. // Роль молодых ученых в реализации национального проекта «Развитие АПК»: материалы международной научно-практической конференции. М., 2007. С. 192-194.

18. Шалимов Д. В. Использование системного подхода в достижении эффективности формирования кадрового потенциала АПК // ТДР. 2009. № 12. С. 60-61.

19. Шумакова О.В., Нардина С.А. Организация процесса формирования и использования человеческого капитала в аграрной сфере. / Вестник ОмГАУ. 2016. № 4 (24). С. 276-284.

20. Эксперты ВШЭ: ВУЗы способствуют социально-экономическому развитию регионов / URL: https://www.innoros.ru/publications/analytics/17/vuzy-sposobstvuyut-sotsialno-ekonomicheskomu-i-innovatsionnomu-razvitiyu-r (Дата обращения 20.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.