Научная статья на тему 'Демографическое прогнозирование потребности рынка дошкольных образовательных услуг'

Демографическое прогнозирование потребности рынка дошкольных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / MODELING OF SOCIAL PROCESSES / FORECAST IN EDUCATION / DEMOGRAPHIC FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич, Симонов Сергей Николаевич, Симонова Дарья Леонидовна

Важным аспектом планирования развития системы образования является моделирование и прогнозирование потребности населения в образовательных услугах. В то же время, происходящие в регионе неблагоприятные демографические сдвиги в значительной степени ограничивают возможности роста и развития рынка образовательных услуг. Тамбовская область является типичным аграрным регионом Российской Федерации, с низким уровнем социально-экономического развития, слабо развитым промышленным производством и несовершенной инфраструктурой. Демографическую ситуацию в регионе можно охарактеризовать как депрессивную. Для построения выверенной политики стратегического развития системы образования в регионе требуется научно обоснованный анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг. При этом стратегия должна строиться на основе корректных моделей тенденций в динамике и научно обоснованного прогноза демографической ситуации в регионе. Проанализирован рынок услуг в сегменте дошкольного образования. Показано, что на сегодняшний день существует неудовлетворенная потребность в услугах дошкольного образования. Целью исследования являлось моделирование основных тенденций развития рынка образовательных услуг в Тамбовской области и прогнозирование его возможностей на среднесрочную перспективу на основе учета демографических факторов. Оценка проводилась на основе специально рассчитанного прогноза численности детского населения (методом передвижки возрастов). Доказано, что примерно в 2021 г. произойдет количественное насыщение рынка образовательных услуг для детского населения дошкольного возраста. Определены и систематизированы демографические факторы, детерминирующие этот процесс. Выработаны рекомендации по построению стратегии развития рынка образовательных услуг на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котенев Владимир Алексеевич, Симонов Сергей Николаевич, Симонова Дарья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC FORECAST OF THE NEED OF THE MARKET OF PRESCHOOL EDUCATIONAL SERVICES

An important aspect of planning the development of the education system is modeling and forecast the need of the population in educational services. At the same time, taking place in the region of unfavourable demographic developments greatly limited the opportunities for growth and development of the market of educational services. Tambov region is a typical agricultural region of the Russian Federation with low level of social-economic development, poorly developed industrial sector and inadequate infrastructure. The demographic situation in the region can be characterized as depressive. To build a verified policy for strategic development of the education system in the region a scientific analysis of the status and prospects of development of the market of educational services is required. The strategy must be based on correct models, trends and evidence-based forecast of the demographic situation in the region. The market of services in the segment of preschool education is analyzed. It is shown that today, there is an unmet need for preschool services. The aim was the modeling of the main trends in the development of educational services market in Tambov region and predict its capabilities in the medium term on the basis of demographic factors. The evaluation was conducted based on a specially designed forecast of child population (method of advancing age). It was proved that about 2021 will happen quantitative saturation of the market of educational services for children of preschool age. Demographic factors that determine this process are identified and systematized. Recommendations on creation of strategy of development of the market of educational services in the region are worked out.

Текст научной работы на тему «Демографическое прогнозирование потребности рынка дошкольных образовательных услуг»

УДК 373.2; 371.2

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ1

© Владимир Алексеевич КОТЕНЕВ

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, г. Тамбов, Российская Федерация,

кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, e-mail: vakotenev@mail.ru © Сергей Николаевич СИМОНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зам. директора медицинского института по научной работе, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, e-mail: simonovsn@mail.ru © Дарья Леонидовна СИМОНОВА Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, e-mail: brumgilda2012@inbox.ru

Важным аспектом планирования развития системы образования является моделирование и прогнозирование потребности населения в образовательных услугах. В то же время, происходящие в регионе неблагоприятные демографические сдвиги в значительной степени ограничивают возможности роста и развития рынка образовательных услуг. Тамбовская область является типичным аграрным регионом Российской Федерации, с низким уровнем социально-экономического развития, слабо развитым промышленным производством и несовершенной инфраструктурой. Демографическую ситуацию в регионе можно охарактеризовать как депрессивную. Для построения выверенной политики стратегического развития системы образования в регионе требуется научно обоснованный анализ состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг. При этом стратегия должна строиться на основе корректных моделей тенденций в динамике и научно обоснованного прогноза демографической ситуации в регионе. Проанализирован рынок услуг в сегменте дошкольного образования. Показано, что на сегодняшний день существует неудовлетворенная потребность в услугах дошкольного образования. Целью исследования являлось моделирование основных тенденций развития рынка образовательных услуг в Тамбовской области и прогнозирование его возможностей на среднесрочную перспективу на основе учета демографических факторов. Оценка проводилась на основе специально рассчитанного прогноза численности детского населения (методом передвижки возрастов). Доказано, что примерно в 2021 г. произойдет количественное насыщение рынка образовательных услуг для детского населения дошкольного возраста. Определены и систематизированы демографические факторы, детерминирующие этот процесс. Выработаны рекомендации по построению стратегии развития рынка образовательных услуг на уровне региона.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; моделирование социальных процессов; прогнозирование в образовании; демографический прогноз.

DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-47-56

Организация системы образования в значительной степени связана с демографической ситуацией в регионе. Тамбовская об-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Управления образования и науки Тамбовской области в рамках реализации научного проекта № 14-06-97519р_центр_а «Изучение динамики и тенденций развития рынка образовательных услуг в Тамбовской области в контексте влияния демографических факторов».

ласть является типичным аграрным регионом Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, слабо развитым промышленным производством и несовершенной инфраструктурой. Демографическую ситуацию в регионе можно охарактеризовать как депрессивную [1; 2].

Важным аспектом планирования путей развития системы образования является мо-

делирование и прогнозирование потребности населения в образовательных услугах.

Целью нашего исследования являлось моделирование основных тенденций развития рынка образовательных услуг в Тамбовской области и прогнозирование его возможностей на среднесрочную перспективу на основе учета демографических факторов.

В качестве исходной информационной базы использовались данные официальной статистики Управления образования и науки областной администрации [3-7], данные Тамбовстата и собственные базы данных многолетнего наблюдения за динамикой численности, половозрастного состава, естественного движения населения и миграционных процессов [8; 9-12] (за 2000-2014 гг.).

Обработка данных, моделирование и прогнозирование осуществлялись с использованием современных подходов математи-ко-статистического анализа, в частности: методов дескриптивной статистики, регрессионного анализа, корреляционного анализа, детерминационного анализа [13-15]; специальных методов демографического моделирования и прогнозирования [16-18].

В результате исследования установлено следующее.

За 2008-2014 гг. общее количество дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в регионе не имело устойчивой тенденции. Наблюдалось снижение их количества с 271 в 2008 г. до 259 в 2011 г., после чего произошел устойчивый рост до 277 ДОУ в 2014 г. (рис. 1). Данная ситуация, по нашему мнению, наблюдалась в связи с процессами оптимизации системы дошкольного образования, суть которой состояла в объединении и укрупнении ДОУ с целью повышения их эффективности - создания условий для оказания качественных образовательных услуг. Отчасти это было связано и с увеличением рождаемости в Тамбовской области, которая наблюдается с 2007 г.

При этом необходимо отметить, что определенная часть дошкольных образовательных услуг оказывалась в других образовательных учреждениях (средних школах, учреждениях дополнительного образования).

В силу наметившейся тенденции роста количества рождений среди населения ре-

гиона, которая наблюдается после принятия на государственном уровне мер по стимулированию рождаемости и поддержки семьи, естественным образом наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста. В силу этого и количество детей, получавших образовательные услуги в ДОУ, возросло с 26343 человек в 2008 г. до 34151 в 2014 г. При этом необходимо отметить, что тенденция эта была устойчивая и статистически достоверная, о чем свидетельствует величина коэффициента детерминации D, которая составляла 93,6 % (рис. 2). По нашему мнению, эта ситуация обеспечена именно демографическим приростом, т. к. в этот период общее количество ДОУ было различным. Дисбаланс выразился в наличии очередей в детские ясли и детские сады, что в этот период вызывало определенную социальную напряженность. В настоящий момент эта проблема на значительной части территорий региона решена или близка к своему разрешению.

Важнейшим показателем соответствия количества ДОУ потребности населения в дошкольных образовательных услугах является «охват детей дошкольными образовательными услугами в ДОУ». Статистически -это доля детей дошкольного возраста, которые получают образовательные услуги от общего количества детей данного возраста, проживающих на данной территории в данный период времени.

Важность этого показателя в рамках данного исследования состоит в том, что именно он демонстрирует удовлетворенность спроса на данный вид образовательных услуг. С другой стороны, он в определенной степени характеризует уровень насыщенности рынка и опосредованно - перспективы его развития.

Анализ показывает, что за период с 2008 по 2014 г. охват детей дошкольными образовательными услугами возрастал с 55,0 % в 2008 г. до 73,4 % в 2014 г.

Оценка параметров динамики показала, что тенденция роста была выраженная и статистически достоверная ф = 88,5 %) (рис. 3). Формула аппроксимирующего уравнения регрессии показывает, что за 2008-2014 гг. среднегодовой абсолютный прирост составлял 3,2 %.

2008

2009

2010

2011 годы

2012

2013

2014

Рис. 1. Динамика количества ДОУ в Тамбовской области за 2008-2014 гг.

36500

34500

8 32500

м о

28500

26500

24500

2008

2009

2010

2011 годы

2012

2013

2014

Рис. 2. Динамика численности детей, получающих услуги детского дошкольного образования

§ 30500

С целью оценки перспектив развития рынка образовательных услуг в регионе нами был составлен прогноз численности населения Тамбовской области в возрасте 0-17 лет. В качестве основного инструментария использовались методология составления демографического прогноза.

В силу того, что динамика общей численности населения Тамбовской области за последние 20 лет имела выраженную и статистически достоверную тенденцию снижения [8], можно считать обоснованным использование для прогноза метода линейной экстраполяции.

Проведенные нами расчеты показывают, что, несмотря на некоторое повышение рождаемости за период с 2007 г., общая численность населения региона будет продолжать сокращаться - за период прогноза до 2030 г. (рис. 4). В основном эта тенденция формируется за счет отрицательного сальдо миграции и за счет высокого уровня смертности. Иными словами - как за счет отрицательного механического прироста, так и за счет отрицательного естественного прироста (депопуляция).

Как видно из рис. 4, общая численность населения Тамбовской области после 2022 г. будет менее 1 миллиона человек, а количество мужчин и женщин к 2030 г. практически сравняется.

Используя метод передвижки возрастов, нами получен прогноз возрастной структуры населения в возрасте 0-17 лет как в целом по

области, так и отдельно по сельскому и городскому населению.

В соответствии с прогнозом, за период 2015-2030 гг. детское население Тамбовской области в возрасте 0-17 лет будет монотонно убывать (рис. 5). Однако необходимо отметить, что численность детей школьного возраста (7-17 лет) будет до 2021 г. расти (с 101203 - в 2015 г. до 105549 - в 2021 г.). После этого вплоть до 2030 г. будет наблюдаться снижение численности вплоть до 89805 человек в 2030 г.

По нашему мнению, это связано с приростами рождаемости за период государственной стимуляции рождений очередных (вторых, третьих) детей, которые наблюдались с 2007 г. (введение «материнского капитала»).

Монотонное снижение численности детей дошкольного возраста в возрасте 1-6 лет за период с 2015 по 2019 г., с последующим интенсивным снижением вплоть до 2030 г. обусловлена, по нашему мнению, известным в демографии «эффектом компенсации». Суть этого феномена состоит в снижении уровня рождаемости после «внешней» целенаправленной стимуляции данного демографического явления. И, кроме того, необходимо учитывать, как отмечалось ранее, имеющее место снижение в популяции численности женщин фертильного возраста (1549 лет) и деформацию внутри этого возрастного интервала.

80 75 70

£

I 65

о

60

55

50 -1-,-,-,-,-,-,-,

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

годы

Рис. 3. Динамика и регрессия охвата детей дошкольными образовательными услугами в Тамбовской области

Исходя из сказанного, можно прогнозировать, что обсуждаемое ранее соотношение «количество учеников, приходящихся на одного учителя» в ближайшие годы будет естественным образом откорректировано и приблизится к рекомендованному отношению «15 к 1».

Прогноз потребности рынка образовательных услуг (дошкольное образование).

Исходно все варианты прогноза базировались на предположении, что насыщение рынка наступает при 100 % охвате (обеспеченности) детей дошкольного возраста образовательными услугами дошкольного образования, т. е. емкость рынка будет полностью обеспечена.

Модель 1. Экстраполяция уровня охвата детей дошкольным образованием.

Исходное предположение: если сохранится динамика роста охвата детей услугами системы дошкольного образования, которая наблюдалась в последние 7 лет - с 2008 по 2014 г., то, когда уровень охвата по экстраполяции достигнет 100 % - наступит насыщение рынка.

Экстраполяция рассчитывалась отдельно по тенденциям всей области, сельских территорий и городских поселений (рис. 6).

Модель 1 показывает, что если тенденция роста охвата детей дошкольного возраста, наблюдаемая за последние 7 лет, сохранится, то на уровне региона насыщение рынка наступит к 2021-2022 гг. (угловой коэффициент в = + 3,2 %); для сельских территорий - к 2029-2030 гг. (угловой коэффициент в = + 2,6 %); для городских поселений - уже в 2015 г. (угловой коэффициент в = +5,0 %).

Модель 2. Расчет уровня охвата детей дошкольным образованием на основе прогноза численности детей 1-6 лет до 2030 г.

Исходные предположения:

- количество учреждений, оказывающие образовательные услуги дошкольникам, будет неизменным (335) на протяжении всего периода прогноза до 2030 г.;

- количество детей, получающих образовательные услуги в учреждениях дошкольного образования, будет так же неизменным (43738) на протяжении всего периода прогноза до 2030 г.;

годы

Рис. 4. Прогноз численности населения Тамбовской области до 2030 г. (средний вариант)

156400

136400

в

§ 116400

и

96400

76400

56400

36400

_»_1-6 7-17 -А- 0-17

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

годы

Рис. 5. Прогноз среднегодовой численности детского населения Тамбовской области до 2030 г.

110 105 100 95 90

I 85

80 75 70 65 60

Всё население Сельское население А Городское население

А

в

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

годы

Рис. 6. Прогноз охвата детского населения 1-6 лет дошкольным образованием до 2030 г. (модель 1)

- учитываемой переменной величиной является только прогнозная численность детей в возрасте 1-6 лет.

Таким образом, данная модель ориентирована на ситуацию кризиса (или стагнации) в социальной сфере, точнее - в системе образования.

Расчеты показывают, что к 2023-2024 гг. наступит насыщение рынка. И произойдет это только за счет динамики снижения численности дошкольников, при условии, что количество посещающих дошкольные образовательные учреждения будет оставаться неизменным (рис. 7).

Необходимо отметить, что вероятность реализации данной модели не велика, т. к. подразумевает полное отсутствие развития инфраструктуры системы образования в части дошкольного образования. Кроме того, необходимо учитывать, что Правительство РФ постоянно декларирует неизменность своих социальных обязательств, несмотря на кризисные явления в экономике.

Модель 3. Расчет уровня охвата детей дошкольным образованием на основе тенденции в динамике количества ДОУ, обучающихся в них и прогноза численности детей 1-6 лет до 2030 г.

Исходные предположения:

- на протяжении прогнозируемого периода будет поддерживаться динамика роста количества дошкольных образовательных учреждений, которая наблюдалась с 2011 по 2014 г. (угловой коэффициент в = 5,7);

- пропорционально росту ДОУ будет продолжаться и рост посещающих их учеников (в 2014 г. пропорция составляла 131 ребенок на 1 ОУ, оказывающее услуги по дошкольному образованию);

- на протяжении периода с 2015 по 2030 г. будет реализована рассчитанная ранее динамика численности детей 1-6 лет (демографический прогноз).

Таким образом, модель 3 включает в себя вариацию трех переменных - структурных и демографических и, вероятно, наиболее точно описывает процесс насыщения рынка образовательных услуг.

Учет динамики всех трех переменных позволяет утверждать, что насыщение рынка произойдет в 2021-2022 гг., когда охват дошкольным образованием составит 100 % детей в возрасте 1-6 лет (рис. 8).

Проведенное нами моделирование динамики структурных изменений в системе образования, а также прогнозирование численности и возрастной структуры детского населения Тамбовской области позволяют сделать следующие основные заключения.

1. Рынок образовательных услуг на примере дошкольного образования имеет определенные перспективы роста. В среднем по региону его развитие может быть с высокой степенью вероятности гарантировано до 2021-2022 гг., после чего наступит насыщение. Однако необходимо учитывать, что наибольшие перспективы или наибольшая емкость рынка приходится на сельские территории, где горизонт насыщения простирается вплоть до 2030 г. В то же время городские поселения максимально близки к полному удовлетворению существующего спроса как на услуги дошкольного образования, так и на услуги среднего образования. При этом необходимо отметить, что варианты прогноза рассчитывались по «экстенсивным» (количественным) характеристикам. Дальнейшее развитие рынка образовательных услуг в городах должно лежать в плоскости «интенсивного» (качественного) развития в рамках формирования конкурентной среды.

2. Уровни, динамика и тенденции рынка образовательных услуг в Тамбовской области определяются следующими демографическими факторами:

- устойчивой тенденцией снижения общей численности населения: за последние 25 лет, с 1990 г. до 2015 г., население сократилось на 256917 или в среднем на 10276 человек в год;

- низкой долей детского населения 0-14 лет, которая составляла на начало 2015 г. 13,5 % от общей численности населения; при этом для стабильной структуры населения, которая сопряжена с простым воспроизводством населения, она должна составлять около 25 %;

- недостатком численности женского населения фертильного (репродуктивного) возраста (15-49 лет), которая должна составлять около 50 % от общего количества женского населения; на начало 2015 г. численность женщин фертильного возраста составляла 41,6 % от всех женщин;

годы

Рис. 7. Прогноз охвата детского населения 1-6 лет дошкольным образованием до 2030 г. (модель 2)

годы

Рис. 8. Прогноз охвата детского населения 1-6 лет дошкольным образованием до 2030 г. (модель 3)

- неблагоприятными изменениями в структуре женщин фертильного возраста, которые состояли в уменьшении доли интервалов 20-24 года и 25-29 лет, которые являются наиболее репродуктивными;

- низким уровнем рождаемости, который в 2014 г. составлял 9,8 на 1000 всего населения; по этому показателю Тамбовская область занимала 84, предпоследнее, место среди 85 субъектов Российской Федерации;

- преобладанием в структуре рождений первенцев - из всех родов первые составляют 52,4 %; преобладание в детской популяции детей, рожденных от первых родов, ухудшает показатели здоровья детей и подростков;

- ростом среднего возраста женщин, рожающих детей: за последние 14 лет средний возраст рожениц вырос с 24,4 до 27,1 года; чем выше возраст женщины, тем ниже функциональное состояние рожденного ею ребенка;

- завершением формирования мало-детной модели семьи; 90 % семей в Тамбовской области имеют 1-2 ребенка и только 10 % - более двух;

- устойчивым суженным режимом воспроизводства населения; в 2014 г. среднее количество детей, которое рожает женщина за репродуктивный период, составляло 1,4 (суммарный коэффициент рождаемости), что недостаточно для простого замещения поколения родителей их детьми;

- отрицательным естественным приростом (-6,5 на 1000 населения в 2014 г.) и отрицательным сальдо миграции, которые представляют собой устойчивые тенденции с 1990 г.

1. Симонова Д.Л., Суханова Л.П., Симонов С.Н. Тамбовская область как объект демографического анализа // Актуальные проблемы естественных наук: материалы Международной заочной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Максименко. Тамбов, 2014. С. 150-158.

2. Симонов С.Н., Симонова Д.Л. Медико-демографические вызовы как угроза национальной безопасности современной России // Социальная педагогика: вызовы XXI в.: сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. Тамбов, 2011. С. 449-454.

3. Образование в Тамбовской области. Информационно-аналитический сборник. Тамбов, 2015.

4. Образование в Тамбовской области. Информационно-аналитический сборник. Тамбов,

2014.

5. Образование в Тамбовской области. Информационно-аналитический сборник. Тамбов, 2013.

6. Образование в Тамбовской области. Информационно-аналитический сборник. Тамбов, 2012.

7. Образование в Тамбовской области. Информационно-аналитический сборник. Тамбов, 2011.

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 30.07.2015).

9. Демографическая ситуация в Тамбовской области за 2011 год. Доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2012.

10. Демографическая ситуация в Тамбовской области за 2012 год. Доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2013.

11. Демографическая ситуация в Тамбовской области за 2013 год. Доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2014.

12. Демографическая ситуация в Тамбовской области за 2014 г. Доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов,

2015.

13. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения / под ред. В.З. Кучеренко. М., 2013. Т. 1.

14. Леонов С.А., Вайсман Д.Ш., Моравская С.В., Мирсков Ю.А. Статистические методы анализа в здравоохранении. М., 2011.

15. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения / под ред. В.З. Кучеренко. М., 2011.

16. Аксель Е.М., Двойрин В.В. Методика построения популяционных таблиц дожития и средней продолжительности жизни больных. М., 1991.

17. Венецкий И.Г. Математические методы в демографии. М., 1971.

18. Венецкий И.Г. Вероятностные методы в демографии. М., 1981.

1. Simonova D.L., Sukhanova L.P., Simonov S.N. Tambovskaya oblast' kak ob"ekt demo-

graficheskogo analiza // Aktual'nye problemy estestvennykh nauk: materialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. red. V.B. Maksimenko. Tambov, 2014. S. 150-158.

2. Simonov S.N., Simonova D.L. Mediko-demograficheskie vyzovy kak ugroza natsional'noy bezopasnosti sovremennoy Rossii // Sotsial'naya pedagogika: vyzovy XXI v.: sbornik materialov Mezhdunarodnogo kongressa spetsialistov sotsial'noy sfery. Tambov, 2011. S. 449-454.

3. Obrazovanie v Tambovskoy oblasti. Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Tambov, 2015.

4. Obrazovanie v Tambovskoy oblasti. Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Tambov, 2014.

5. Obrazovanie v Tambovskoy oblasti. Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Tambov, 2013.

6. Obrazovanie v Tambovskoy oblasti. Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Tambov, 2012.

7. Obrazovanie v Tambovskoy oblasti. Informatsionno-analiticheskiy sbornik. Tambov, 2011.

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (data obrashcheniya: 30.07.2015).

9. Demograficheskaya situatsiya v Tambovskoy oblasti za 2011 god. Doklad / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tambovskoy oblasti. Tambov, 2012.

10. Demograficheskaya situatsiya v Tambovskoy oblasti za 2012 god. Doklad / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tambovskoy oblasti. Tambov, 2013.

11. Demograficheskaya situatsiya v Tambovskoy oblasti za 2013 god. Doklad / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tambovskoy oblasti. Tambov, 2014.

12. Demograficheskaya situatsiya v Tambovskoy oblasti za 2014 g. Doklad / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Tambovskoy oblasti. Tambov, 2015.

13. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie, ekonomika zdravookhraneniya / pod red. V.Z. Kucherenko. M., 2013. T. 1.

14. Leonov S.A., Vaysman D.Sh., Moravskaya S.V., Mirskov Yu.A. Statisticheskie metody analiza v zdravookhranenii. M., 2011.

15. Primenenie metodov statisticheskogo analiza dlya izucheniya obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya / pod red. V.Z. Kucherenko. M., 2011.

16. Aksel' E.M., Dvoyrin V.V. Metodika postroeniya populyatsionnykh tablits dozhitiya i sredney prodolzhitel'nosti zhizni bol'nykh. M., 1991.

17. Venetskiy I.G. Matematicheskie metody v demografii. M., 1971.

18. Venetskiy I.G. Veroyatnostnye metody v demografii. M., 1981.

Поступила в редакцию 16.08.2015 г.

UDC 373.2; 371.2

DEMOGRAPHIC FORECAST OF THE NEED OF THE MARKET OF PRESCHOOL EDUCATIONAL SERVICES Vladimir Alekseevich KOTENEV, Tambov Regional Institute of Improvement of Professional Skill of Workers of Education, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of General-Educational Disciplines Department, e-mail: vakotenev@mail.ru

Sergey Nikolaevich SIMONOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Deputy Director of Medical Institute for Scientific Work, Professor of General Health and Public Health Department, e-mail: simonovsn@mail.ru

Darya Leonidovna SIMONOVA, Central Scientific-Research Institute of Organization and Informatization of Public Health of Ministry of Public Health of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, e-mail: brumgilda2012@inbox.ru

An important aspect of planning the development of the education system is modeling and forecast the need of the population in educational services. At the same time, taking place in the region of unfavourable demographic developments greatly limited the opportunities for growth and development of the market of educational services. Tambov region is a typical agricultural region of the Russian Federation with low level of social-economic development, poorly developed industrial sector and inadequate infrastructure. The demographic situation in the region can be characterized as depressive. To build a verified policy for strategic development of the education system in the region a scientific analysis of the status and prospects of development of the market of educational services is required. The strategy must be based on correct models, trends and evidence-based forecast of the demographic situation in the region. The market of services in the segment of preschool education is analyzed. It is shown that today, there is an unmet need for preschool services. The aim was the modeling of the main trends in the development of educational services market in Tambov region and predict its capabilities in the medium term on the basis of demographic factors. The evaluation was conducted based on a specially designed forecast of child population (method of advancing age). It was proved that about 2021 will happen quantitative saturation of the market of educational services for children of preschool age. Demographic factors that determine this process are identified and systematized. Recommendations on creation of strategy of development of the market of educational services in the region are worked out. Key words: market of educational services; modeling of social processes; forecast in education; demographic forecast. DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151 >47-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.