Научная статья на тему 'Стратегия развития современного образования'

Стратегия развития современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / технологии / методы. / modern / education / technologic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамадалиев А. И.

Самой серьезной проблемой в тенденции развития современного образования является выбор методов и различных технологий преподавания, система отбора абитуриентов. Каждая страна вправе выбрать свою тактику развития образования, но нужно исходить из опыта стран, где развита система образования, их рейтинга в мировой системе учебных заведений. В данной статье кратко излагается, какие методы и современные технологии, применяемые в системе образования, приемлемы, по мнению автора, для нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATGIIK WAY IN MODERN EDUCATION

The most important in the modern education is choice of new methodic and technologies implementation. Every country chooses own tactics of the education development. It is reasonable to use experience of the most effective countries. There is considered in the article the most appropriate technologies are matches the needs of the country, from the author’s point of view.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития современного образования»

Мамадалиев А.И.,

старший преподаватель кафедры «Телевизионные студии и приложения» Ташкентского университета информационных технологий

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАМАДАЛИЕВ А.И. ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ РИВОЖЛАНИШИНИНГ СТРАТЕГИЯСИ

Замонавий таълимнинг ривожланишида энг жиддий муаммо таълим беришнинг усул ва тех-нологияларини танлаш, абитуриентларни саралаш тизими х,исобланади. Хар бир давлат уз таъ-лимни ривожлантириш тактикасини танлашга х,ак,ли, бирок, бунда таълим тизими ривожлан-ган давлатлар тажрибаси, уларнинг жах,он таълим муассасалари тизимидаги нуфузидан келиб чикиш лозим. Ушбу маколада жах,он таълим тизимида кулланаётган замонавий технология ва усуллардан кайси бирлари бизнинг мамлакатимизга туFри келиши кискача баён килинган. Таянч суз ва тушунчалар: таълим, технология, методлар.

МАМАДАЛИЕВ А.И. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самой серьезной проблемой в тенденции развития современного образования является выбор методов и различных технологий преподавания, система отбора абитуриентов. Каждая страна вправе выбрать свою тактику развития образования, но нужно исходить из опыта стран, где развита система образования, их рейтинга в мировой системе учебных заведений. В данной статье кратко излагается, какие методы и современные технологии, применяемые в системе образования, приемлемы, по мнению автора, для нашей страны. Ключевые слова и понятия: образование, технологии, методы.

MAMADALIEV A.I. STRATGIIK WAY IN MODERN EDUCATION

The most important in the modern education is choice of new methodic and technologies implementation. Every country chooses own tactics of the education development. It is reasonable to use experience of the most effective countries. There is considered in the article the most appropriate technologies are matches the needs of the country, from the author's point of view. Keywords: modern, education, technologic.

Сравнительно за короткий период времени в нашей стране произошли значительные преобразования в системе образования. С первых дней независимости государство выделяло и выделяет огромные материальные ресурсы для постройки новых учебных заведений, на закупку современного оборудования и внедрение в нашей стране лучших методов образовательной системы, применяемых в передовых странах мира.

Сегодня и в больших городах, и в маленьких отдаленных селениях введены в строй современные типовые школы, лицеи, колледжи. Почти все высшие учебные заведения оснащены самыми современными техническими средствами. И время диктует, что в современной системе образования невозможно в настоящее время достигнуть существенных результатов без применения новейших технологий преподавания.

Образование, как принято его воспринимать, является основным двигателем экономического, политического и духовного развития общества. Недаром страны, где развита система образования, являются развитыми во всех направлениях. Борьба за мировой рынок имеет тенденции к еще большему обогащению развитых государств и затруднению выживания менее успешных. Только современная стратегия системы образования порождает перспективы вовлечения страны в мировой рынок. В противном случае государству будет уделена участь большинства африканских и юго-восточных азиатских государств, которые могут лишь наблюдать со стороны за успехами развитых мировых государств. Поэтому государство, имеющее амбиции экономического роста, должно иметь и желание развития системы образования.

Приоритет экономики над политикой - фундамент нашего статегического развития. Высокий уровень образования всего населения республики двигают реформы, принятые нашим правительством. Если взять опыт передовых государств, с высоким потенциалом в системе образования, то главными условиями создания высокой интенсивности развития образования, и, в частности, высшего образования, являются следующие требования, которые, по нашему мнению, являются действенными:

а) высокий научный и практический уровень профессорско-преподавательского состава;

б) хорошее базовое образование всего профессорско-преподавательского состава, включая ассистентов и лаборантов;

в) высокое техническое оснащение лабораторий и кабинетов по всем направлениям обучения, применение современных технических средств;

г) отбор талантливых абитуриентов по специальностям в зависимости от призвания;

д) привитие каждому обучающемуся чувств патриотизма, любви к своему народу и к своей Родине; проведение большого количества часов занятий по основам общечеловеческих ценностей;

е) гарантированное трудоустройство по вакантным рабочим местам в зависимости от рейтинга учебного заведения и рейтинга выпускника данного учебного заведения;

ж) обязательное обучение всех студентов, независимо от выбранной специальности, основам права, экономики, информационно-коммуникационных технологий, компьютерной грамотности;

з) использование в обучении Интернета, дополнительных заданий по самообучению;

и) высокая заработная плата у специалистов с высшим образованием.

Современный международный опыт показывает, что во всем мире в самых престижных университетах в процессе обучения применяются новейшие информационно-коммуникационные технологии. Каждый студент - учится ли он в Кембриджском или Оксфордском университете - имеет высокий уровень знаний в использовании компьютерных технологий, возможности Интернета. Немыслимо развитие высшего образования и без

применения современных технологий. Следовательно, нужно с начальных этапов образования каждому ученику прививать знания в области информационно-коммуникационных технологий. В последнее время приняты различные правительственные решения о внедрении электронного документооборота, о развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), электронной отчетности и другие виды электронных отношений, независимо к какой отрасли относится то или иное предприятие или организация. Это говорит о том, что большинство служащих государственного и негосударственного сегмента должны иметь хорошие знания в области ИКТ. У нас в стране есть отрасли, в которых на мировом уровне внедрены современные технологии электронных платежей, компьютерное управление различными процессами и производством. Современные банки, авиакомпании, транспортная логистика, железнодорожный транспорт, автомобильная промышленность, легкая промышленность, машиностроение, здравоохранение и даже телевидение и кинематография не смогут выживать в столь большой конкурентной борьбе без новейших компьютерных технологий. Если еще недавно самыми востребованными специальностями были экономисты и юристы, то в настоящее время самыми востребованными являются высококвалифицированные специалисты в области программирования, информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время в нашей стране функционируют Ташкентский университет информационных технологий, который имеет свои филиалы почти в каждом областном центре. Это не значит, что в ближайшие годы мы сможем обеспечить специалистами в области ИКТ всю экономику страны. Нужно повсеместно, начиная с начальных классов, во всех колледжах, лицеях и высших учебных заведениях широко вести образовательную работу по обучению студентов и учащихся хотя бы начальным знаниям компьютерной грамотности. Значит, еще одна важная задача - обеспечить все школы, колледжи и лицеи квалифицированными специалистами в области компьютерной грамотности, информационно-коммуникационных

технологий. За один год практически невозможно провести такой объем работы. На начальном этапе лучше провести кратковременные курсы в Ташкентском университете информационных технологий и в его филиалах, охватив ими не только служащих государственных учреждений. Нужно повсеместно провести обучение преподавателей средних учебных заведений основам ИКТ и компьютерной грамотности.

Немаловажную роль в системе образования можно отвести и телевидению. Это тоже технология. Технология единовременно обучать тысячи телезрителей. Узбекское телевидение уже ввело на некоторых каналах обучение иностранным языкам, начиная с начального уровня для самых маленьких детей. Это очень хороший пример. Учитывая популярность учебных передач, будет уместно создать совершенно новый учебный канал, куда должны будут привлечены лучшие специалисты по каждому направлению.

Если телезрители повсеместно будут знать заранее начало учебных передач, то это даст возможность вернуть детей от экранов компьютеров к экранам телевизоров. Это важно, так как в современном мире Интернет, кроме полезной информации несет и ряд опасной информации, травмирующей и порой влияющей на психику подрастающего поколения. В мире ситуация в международных отношениях становится все напряженной, и борьба за энергетические, интеллектуальные и материальные ресурсы ведётся самым жестоким образом. И в этом аспекте телевидение становится одним из существенных инструментов в воспитании и обучении подрастающего поколения страны. Важно, что количество отечественных телевизионных каналов становится все больше и больше. Это значит, что все меньше и меньше наши телезрители смотрят иностранные телеканал ы.

Необходимо повысить уровень идеологического влияния, широко пропагандировать общечеловеческие ценности, нравственность, добродушие и, конечно, внушать каждодневно важность получения хорошего образования. В этом направлении стоит отдельно отметить большую роль открытия новых телевизионных

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2

каналов таких как «Дунё буйлаб», «Маданият ва маънавият», «Оилавий», «Диёр», «Махал-ла», «Болажон», «Кинотеатр», «Наво». И радует то, что все эти каналы дают вышеуказанные предложения. Благодаря им будет повышаться уровень образованности всего населения от 5 до 75 лет. И именно эти телеканалы несут всю необходимую информацию на родном языке, что важно для укрепления национального единства, духовности и культуры. Также даётся возможность в правильном контексте получать информацию по нашей истории, по развитию нашей страны, как в экономическом, так и в политическом плане.

Если говорить о современных технологиях следует учесть и методы преподавания. У каждого преподавателя свой подход в обучении учащихся и студентов. У каждого лектора свой стиль и, конечно, свой уровень знаний, профессиональной квалификации. В первую очередь, если уровень профессора или преподавателя является высоким, это не значит, что студенты, обучавшиеся у него, будут квалифицированными специалистами. Новые технологии, применяемые в международной практике современного образования, подразумевают набор в высшие учебные заведения не только высококвалифицированных преподавателей, но набор абитуриентов с высоким интеллектом. Только при условии высокого уровня преподавателя и ученика можно получить хорошие результаты в развитии современного образования.

Не следует заблуждаться и убеждать преподавательский состав, что только именно от них зависит уровень полученного образования. Любой учащийся, студент получит высокий уровень знаний, если он сам является талантливым, высокоинтеллектуальным и работоспособным. Наставник только дает направление, основы и методы в каждом предмете, который он преподает. В остальном студент за счет самообразования достигает требуемых результатов. Этот факт подтверждает и специальная школа в Соединенных Штатах Америки, в которую отбираются самые одаренные учащиеся из различных престижных вузов не только США, но близких в политическом плане стран, таких как Канада и Великобритания.

И именно в этой школе потом из них готовят будущих высокопоставленных руководителей различного ранга. Это тоже современная технология.

Технология будущего в разных странах видится по-разному. Кто-то сетует, что вскоре студенты будут получать образование, не выходя из дома. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям и Интернету будут постепенно вводиться такие технологии, которые позволят на договорной основе ведущим специалистам в каждом конкретном направлении вести лекции, не выходя из своего дома. Так в Ташкенте проведены презентации новых технологий преподавания посредством мультимедийных систем и высокоскоростного интернета, когда профессор, находясь в Москве, вел интерактивную лекцию слушателям, находящимся в Ташкенте.

Учитывая развитие современных технологий, эта система постепенно может быть введена повсеместно, когда каждый житель сможет пройти курс обучения в каком-нибудь учебном заведении, находящемся, к примеру, в Корее или в США. Такая технология обучения позволит сэкономить значительные средства, затрачиваемые государством и частными лицами, которые хотят получить образование, к примеру, в Калифорнийском технологическом университете (один из самых престижных и дорогих учебных заведений мира) или в университете ИНХА в Корее. Такой метод обучения постепенно внедряется и в нашей стране.

Еще одна перспективная в будущем технология развития современного образования - это интеграция по направлениям, связанным с общими интересами государств, имеющих общие интересы в стратегическом плане. Стало хорошей традицией, когда происходит интеграция различных развитых систем образования в этих странах в единую систему. За последние годы у нас в Узбекистане открылись филиалы высших учебных заведений ряда других государств, таких как Россия, Корея, Сингапур. Ведется плодотворная работа в области образования с такими странами как Япония, США, Германия, Англия. Различные гранты и техническая помощь данных стран,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2

обмен опытом работы в данном направлении говорит о том, что в нашей стране имеется большой научный потенциал.

Нужно отметить, что у нас в стране ведется огромная работа в области образования, и что у нас растут немало талантливых, интеллектуально развитых молодых людей, при умелом обучении и воспитании которых можно достичь желаемого результата. Поэтому работа по отбору по каждому конкретному направлению абитуриентов представляет большую важность. Как показывает практика, кто-то может стать хорошим хирургом, но никогда не сможет стать пилотом самолета, а тот, кто может стать великим пианистом, никогда не сможет стать математиком.

Очень часто бывает, что многие абитуриенты не могут определиться со своим призванием и идут поступать в вузы, где меньше проходной балл, или смотрят на престижность вуза, не осознав, является ли выбранная профессия его призванием. И в этом направлении следует учебным заведениям вести работу по отбору абитуриентов. К примеру, на предприятиях узбекских железных дорог строго уделяется внимание преемственности поколений при отборе на работу, на учебу и работников и абитуриентов учебных заведений данной отрасли. Такой подход позволяет исключить ошибочность в выборе будущих работников и студентов. Очень часто дети выбирают те профессии, которыми владеют их родители. И этот принцип тоже может считаться одной из технологий образования.

Учитывая многонаправленность в системе образования, целесообразно в первую очередь определиться с заданной и конечной целью. Подготовка специалистов подразумевает не только их подготовку, но и выявление потребности в этих специалистах. Проведение маркетинговых исследований в данном направлении подразумевает точное определение потребности по каждой специальности в отдельности. В мире есть немало государств, где большой переизбыток специалистов, к примеру, в области юриспруденции, но очень не хватает учителей начальных школ.

При такой ситуации государству приходится применять методы материального стимулиро-

вания, чтобы посылать специалистов по тому направлению, где имеется дефицит кадров. Затрачиваются дополнительные средства государства на обеспечение жильем и средствами, чтобы привлечь в регион таких специалистов. Чтобы избегать перевеса в каком-то направлении образования, нужно строго ориентироваться. Считается более разумным подготавливать бакалавров и магистров по заранее составленному графику с каждым конкретным предприятием или регионом по договоренности.

Представляется необходимым учитывать и ситуации, когда на сегодняшний день имеется острый дефицит кадров по какому-либо направлению. К примеру, в вузе открываются новые направления обучения, но не учитывается, что после нескольких выпусков потребность в специалистах данного сегмента закрывается, и потом в последующем выпускники данного направления не могут найти работу по своей специальности, блуждают по жизни в неопределенности. Поэтому министерства образования должны прагматично подходить к этому сложному вопросу, учитывать все нюансы и подводные течения, заблаговременно прогнозировать насыщение каждого сектора востребованными кадрами. Если требуется, то надо менять квоты приёма в любой ВУЗ и по любой специальности, не бояться избегать годами сложившихся традиций. Применяя различные новшества, с помощью различных проб и ошибок можно будет достичь хороших результатов.

Наша Родина - колыбель многих наук. Признано во всем мире, что математика, астрономия, медицина, поэзия, литература, архитектура зарождались именно в наших краях. И признано, что уровень образования населения у нас один из самых высоких не только в регионе, но и в мировом масштабе. Необходимо решать задачу последовательного достижения таких высот в науке современного образования, чтобы со всего мира приезжали в нашу страну, чтобы учиться у нас умению учить. Ибо учение и повышение уровня образования всего общества является ключом процветания и общества и государства в целом. И у нас есть все предпосылки и условия для до-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2

стижения поставленных целей, стать великим государством.

В заключении надо отметить, что выбранный путь кардинального изменения и совершенствования системы образования в конечном результате даст свои плоды. Современная и испытанная годами технология преподавания, правильный выбор стратегии развития системы образования, начиная с начальных

классов до самоподготовки будущих профессоров и академиков, считается на сегодняшний день приоритетными. Только высокий научный потенциал государства и поставленная на мощный фундамент стратегия системы образования будут двигать тяжелый маховик развития экономики. Не зря стало аксиомой выражение: «Знание - это сила».

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». 1997 год 29 августа.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2013 года № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».

3. «Education, TOP 100». 2008.

4. Образование, проблемы и их решение. - М.: «Наука и образование», 2006.

5. www.education.uk.

6. www.gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info

7. Топ 100 лучших вузов мира по версии QS-Eurogates: www.eurogates.ru/news/ a/8224/universitety-niderlandov-raiting-q.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.