Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в Китае'

Дистанционное обучение в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / радиотелеуниверситет / телекоммуникационные технологии / Интернет / distance teaching / radioteleuniversity / telecommunicational technologies / internet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов М. Б.

В статье описывается опыт Китая по вопросам использования метода дистанционного обучения, начиная с 50-х годов ХХ века и до наших дней, применения в этой сфере телекоммуникационных технологий. Рассмотрены специфические особенности этой формы обучения в КНР и практика его применния в различных высших учебных заведениях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTACE TEACHING IN CHINA

There is described in the article experiences of China in iplementation of distance teachinh since 50th og XX centuary up to present, applying telecommunication technologies. There is considered pecuarities of that teaching way in Public Republic of China, as well practice of that implementation in different highest educational institutions of the country.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в Китае»

Ахмедов М.Б.,

кандидат исторических наук

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КИТАЕ

АХМЕДОВ М.Б. ХИТОИДА МАСОФАДАН УЦИТИШ

Маколада Хитойнинг ХХ асрнинг 50-йилларидан бошлаб то шу кунгача булган масофавий укитиш ва бу сох,ада телекоммуникация технологияларини куллаш тажрибаси ёритилган. Шу-нингдек, укитиш бу шаклининг Хитой Халк Республикасидаги хусусиятлари х,амда мамлакат тур-ли олий таълим муассасаларидаги х,олати куриб чикилган.

Таянч суз ва тушунчалар: масофавий укитиш, радиотелеуниверситет, телекоммуникация тех-нологиялари, интернет.

АХМЕДОВ М.Б. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В КИТАЕ

В статье описывается опыт Китая по вопросам использования метода дистанционного обучения, начиная с 50-х годов ХХ века и до наших дней, применения в этой сфере телекоммуникационных технологий. Рассмотрены специфические особенности этой формы обучения в КНР и практика его применния в различных высших учебных заведениях страны.

Ключевые слова и понятия: дистанционное обучение, радиотелеуниверситет, телекоммуникационные технологии, Интернет.

AHMEDOV M.B. DISTACE TEACHING IN CHINA

There is described in the article experiences of China in iplementation of distance teachinh since 50th og XX centuary up to present, applying telecommunication technologies. There is considered pecuarities of that teaching way in Public Republic of China, as well practice of that implementation in different highest educational institutions of the country.

Keywords: distance teaching, radioteleuniversity, telecommunicational technologies, internet.

В 50-х годах XX столетия основной формой дистанционного обучения в Китае было заочное обучение. В 1951 году СевероВосточная экспериментальная школа открыла заочное отделение, в Пекине было создано заочное педагогическое училище, началось среднее педагогическое заочное обучение. Это было самое ранее заочное обучение после образования КНР. Высшее заочное обучение впервые стало осуществляться в Народном университете Китая (1952 г.) и Северо-Восточном педагогическом институте (1953 г.).

Постепенно это направление стало работать в различных ВУЗах по таким направлениям естественных и технических наук, как агрономия, медицина, литература, финансы, юриспруденция, педагогика и спорт, из которых самые широкие масштабы имело педагогическое заочное обучение, которое развивалось быстрыми темпами. Студенты-заочники были из различных слоев общества, учебные заведения в передаче информации и лекций

студентам-заочникам пользовались методами связи, заочники учились самостоятельно в свободное от работы время, часть учебных заведений организовывала в своем районе краткосрочное коллективное обучение и консультации. К 1965 году 123 ВУЗа вели заочное обучение по 138 специальностям, заочников насчитывалось 189 тыс. человек, что составля-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

ло около 28% всех студентов обычных ВУЗов КНР1.

В марте 1960 года в Пекине был создан первый в Китае радиотелеуниверситет. Пекинский радиотелеуниверситет вел дистанционное открытое обучение посредством радио, телевидения, печатных изданий и других средств массовой информации. Лекции читались по естественным наукам и литературе, основными из которых были специальные дисциплины ВУЗов. Обучение было рассчитано на различные возрастные группы обучаемых и проводилось в различных формах. Слушателями в основном были находящиеся на службе рабочие и служащие, принималась также и определённая часть выпускников средних школ и молодежь, ожидавшая работу. Все они должны были пройти установленные государством экзамены2. Система обучения включала трехлетнее обучение по специальному курсу, двухлетнее обучение по специальному курсу и трехлетнее обучение на среднетехническое образование. Затем радиотелеуниверситеты были открыты в Тяньцзине, Шанхае, Шэньяне и Харбине. Обучение через радиотелеунивер-ситеты предусматривало в основном единые в стране соответственные дисциплины, в некоторых регионах были введены дисциплины, отличающиеся от общепринятых. К 1966 году радиотелеуниверситеты окончили свыше 8 тыс. человек по специальному курсу и свыше 50 тыс. человек по отдельным дисциплинам.

В годы «культурной революции» радиотелеуниверситеты на какой-то период прекратили свою деятельность3.

В феврале 1978 года Госсовет КНР дал указание о воссоздании радиотелеуниверситетов и в феврале 1979 года официально был создан Центральный радиотелеуниверситет, и тогда же осуществлён первый набор слушателей. Затем в различных провинциях, автономных районах и городах КНР были созданы по провинциальному статусу радиотелеуниверсите-ты. В 1986 году было создано Китайское телевизионное обучения (CETV). С этого времени

1 С.Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - КНР, 2002. -С. 126-132.

2 www.chinatde.net.

3 Абдуллаев Ю. Хорижий олий таълим - тажриба ва

тараккиёт йуналишлари. - Т.: «Узбекистан». 1999.

в КНР стало действовать трёхсистемное обучение с современными техническими оснащениями: система обучения в учебных заведениях, система обучения по радио и телевидению и система обучения по спутниковому телевидению.

В мае 1990 года бывший Государственный Комитет по делам просвещения вынес решение о создании при Центральном радиоте-леуниверситете радиотелешкол «Ляоюань». Эти школы набирали слушателей из сельских районов, сельские местности оснащались современными технологиями, то есть дистанционное обучение распространялось на еще большее количество людей и в отдаленные районы страны. В конце XX столетия система обучения Центрального радиотелеуниверси-тета охватывала около 20 тыс. подразделений и университет вошел в десятку крупнейших в мире университетов дистанционного открытого обучения4.

В октябре 1998 года в дистанционном обучении начали использовать спутниковую связь. Спутниковое радио обслуживало главным образом основное, т.е. первоначальное обучение, охватывая экономически отсталые бедные районы страны. Вначале ежедневное вещание велось по 12 часов в сутки, и самой первой дисциплиной был английский язык для учащихся средних школ, который назывался «аудитория английского языка по спутнику»5.

В 90-х годах XX столетия в КНР вместе с развитием компьютерной и сетевой техники началось и современное дистанционное обучение. В 1996 году Политехнический институт Цинхуа разработал план развития современного дистанционного и сетевого обучения. В 1967 году Хунаньский университет в сотрудничестве с хунаньскими ведомствами по связи впервые в стране открывает сетевой университет. В сентябре 1998 года Министерство образования официально разрешило создать нескольким ВУЗам первые экспериментальные точки современного дистанционного управления -Политехнический институт Цинхуа, Пекинский институт связи, Чжэцзянский университет, Хунаньский университет и Центральный радиотелеуниверситет. Вскоре к ним примкнул и

4 www.chinatde.net.

5 www.chinatde.net.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Пекинский университет. Сетевые ВУЗы провели набор слушателей, и наряду с этим начались лекции прямого вещания Центрального радиотелеуниверситста. Слушатели и зрители могли по телефону или по компьютерной почте задавать педагогам вопросы и консультироваться, осуществляя таким образом взаимное, интерактивное общение.

В начале 1999 года Министерство образования разработало новый план действий просвещения в XXI веке и на Программу современного дистанционного обучения уделяется приоритетное внимание1. Эта программа современного дистанционного обучения осуществляется через компьютерную сеть просвещения КНР. В регионах и провинциях старое оборудование будет заменено новым современным, позволяющим осуществлять высокоскоростную передача информации; будет создана система дистанционного обучения, соединяющая радиопередачи на спутниковых волнах и компьютерную сеть просвещения КНР; будет создан главный центр базы и ресурсов обучения, центральное информационное хранилище ресурсов и совершенная контрольная сеть обслуживания дистанционного обучения.

В июле 2000 года с целью стандартизации управления в сетевом обучении Министерство просвещения КНР обнародовало второй перечень ВУЗов, которые могли пользоваться в своей деятельности современными дистанционными обучениями. Число таких ВУЗов составило 15, в том числе и Народный университет Китая. Затем к ним прибавилось еще 11 ВУЗов, в том числе и Пекинский педагогический институт, которые на своих базах обучения стали экспериментально совершенствовать современные дистанционные формы обучения. На сегодняшний день такая система уже работает в 31 ВУЗах КНР. Эти экспериментальные ВУЗы имеют право устанавливать нормы и решать вопрос о числе принимаемых слушателей по специальностям, а также выдавать им свидетельство об образовательном цензе, признанное государством.

В конце 2000 года Китайское телевидение внесло значительный вклад в развитие дистан-

1 Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал, вып. 10, Челябинск, 2011.

ционного обучения страны, возложив на себя важную работу - открытие платформы спутниковой широколенточной трансляции средств массовой информации. Теперь телезрители могут, не выходя из дома, выбирать любую из более чем 30 тем дистанционного обучения. Эта система может с высокой скоростью соединить спутниковую и компьютерную сеть просвещения КНР, образовав таким образом специальную дистанционную сеть обучения с функциями обоюдного общения.

Современное дистанционное обучение Китая имеет различные формы. Например, возьмем современное дистанционное обучение Пекинского университета. Современное дистанционное обучение Пекинского университета делится на следующие категории: обучение, ориентированное на образовательный ценз, и обучение, ориентированное на необразовательный ценз. Отправной точкой в обучении, ориентированном на образовательный ценз, являются основные предметы средней школы высшей ступени. Отправной точкой в специальном курсе ВУЗа являются основной курс и аспирантура. В обучении, ориентированном на необразовательный ценз, имеются отделения основного курса, где отправной точкой может быть специальный курс ВУЗа или предметы средней школы высшей ступени, отделения дисциплин аспирантуры, специальные лекции известных людей, а также различные отделения научных дискуссий на высоком уровне, курсы и отделения, ориентированные на второй образовательный ценз2.

Контроль слушателей в Пекинском университете по современныму дистанционному обучению проводится поэтапно. При поступлении на учебу слушателям выдают план обучения, где есть расписание лекций. По окончании плана слушатель, прошедший все лекции, может закончить обучение. Если у слушателя недостает количество лекций, то он согласно установленным требованиям должен в определенный срок пройти дополнительное обучение.

Пекинский университет использует в современном дистанционном обучении технический вариант спутниковой связи с компьютерной

2 С.Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - КНР, 2002. -С. 126-132.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

сетью. Лекции транслируются через спутниковые цифровые радиопередачи, в основном это обучение в аудиториях; по интернету передаются материалы по отдельным дисциплинам, ответы на вопросы, задания и другая информация. Слушатели могут слушать лекции и учиться в определенных центрах обучения, а те слушатели, которые имеют возможность использования сети, могут самостоятельно заниматься по интернету. В Пекинском университете открыты аудитории прямой трансляции, то есть по плану через спутник ведется трансляция лекций преподавателей различных ВУЗов. Помимо ВУЗов в 8 провинциях КНР и в городах центрального подчинения созданы 9 центров дистанционного обучения. В этих центрах слушатели собираются на лекции в аудиториях средств массовой информации, где имеется возможность послушать лекции по определенной дисциплине. Наряду с этим они могут через интернет вести дискуссии с преподавателями Пекинского университета.

В центрах обучения с помощью транслируемых по телевидению системы конференц-совещаний можно организовать двусторонний обмен между слушателями и преподавателями. Оплата за обучение по такой технологий примерно на 10% ниже оплаты за обучение в обычных ВУЗах. В настоящее время годовая оплата за обучение в Пекинском университете составляет 4800-5200 юаньей, плата за обучение по сети составляет 3000-4500 юаньей.

В Китае компьютерные занятия начали вводиться в средние и начальные школы с 1982 года1. К концу XX столетия они уже были включены в школьную программу средних и начальных школ во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения КНР. С 2001 года занятия по информатике постепенно стали обязательной дисциплиной в средних и начальных школах. Министерство образования планирует в течение 5-10 лет улучшить информационную фундаментальную базу в области информационных ресурсов. Таким образом, около 90% всех средних и начальных школ в стране смогут самостоятельно подключиться к интернету, и каждый учитель и ученик смогут совершенствовать свои зна-

1 Абдуллаев Ю. Хорижий олий таълим - тажриба ва тараккиёт йуналишлари. - Т.: «Узбекистан», 1999.

ния через компьютерную сеть. Для учащихся, проживающих в населённых пунктах, расположенных в горных районах, на островах и в других районах с неудобными транспортными коммуникациями и плохими погодными условиями спутниковое дистанционное обучение предоставляет гибкие формы обучения.

Дистанционное обучение предоставило удобные условия и для повышения квалификации педагогического состава средних и начальных школ. В 1986-1994 годы все учителя начальных и средних школ прошли учебу на педагогический ценз. Из них 60% учителей начальных школ прошли через спутниковое просветительное телевидение. В конце 2000 года стала работать Китайская компьютерная сеть учителей средних и начальных школ. Основные центры этой компьютерной сети созданы педагогическим департаментом Министерства образования. В сети собрана информация обо всех педагогических ВУЗах страны. Своевременно публикуется информация в области исследований и реформ по различным дисциплинам, а также одновременно проводится и повышение квалификации преподавателей. Посредством этой сети в течение года 10 млн. учителей средних и начальных школ поочередно проходят переподготовку. В будущем такая переподготовка педагогического состава всех средних и начальных школ КНР будет проводиться каждые пять лет. Эта учеба будет способствовать развитию интеллектуальной базы и профессиональных навыков у преподавателей средних и начальных школ.

Периферийные радиошколы созданы в деревнях всех провинций. Они подготовили большое число технических и управленческих работников первоначальной стадии. Большой популярностью пользуются среди крестьян уездные и волостные станции просветительного телевидения, распространяющие знания в области прикладной техники. Система современного дистанционного обучения начинает работать в таких сферах как внешкольные занятия, изобразительное искусство, психологическо-идеологические и профессиональные консультации для молодежи, обновления знаний и технических навы-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

ков людей зрелого возраста, культура жизни и укрепления здоровья пожилых людей и т.д1.

Современное дистанционное обучение позволяет открыть еще более широкий доступ в ВУЗы КНР. В Политехническом институте Цинхуа к сети могут в любое время подключиться не только педагогический состав, но и студенты самого института. По этой сети студенты могут получить любые лекции и пособия. Этот институт уже создал свои центры обучения в 29 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения КНР, ведет дистанционные лекции по 75 дисциплинам. В 2001 году в Китае появляются первые магистры, которые проходили дистанционное обучение по сети Цинхуа. Институт управления «Гуанхуа» при Пекинском университете организовал курсы по дисциплинам дистанционного обучения Пекинского университета МВА, и во всех провинциях страны уже имеются слушатели этих курсов. Таким образом, как в многолюдных крупных городах, так и в отдаленных пограничных районах слушатели могут, не выходя из дома, проходить все курсы обучения Пекинского университета по интернету. В дистанционных аудиториях различных предприятий слушатели могут почувствовать атмосферу личного присутствия на лекциях Пекинского университета. Самая крупная в Ки-

тае база по обучению иностранцев китайскому языку - это Пекинский университет языков и культуры. Этот университет создал институт интернета, который на основе интернета дает консультации по HSK (уровень китайского языка). В будущем он будет набирать в стране и за рубежом студентов для обучения по специальностям языковедения и культурологии Китая. Сеть «Хуасядади» вместе с известными ВУЗами страны открыла компьютерные консультации по экзаменам для самообучающихся. Ежегодно более 14 миллионов самообучающихся могут по компьютерной сети в любое время получить самую новую информацию об экзаменах для самообучающихся, а также о политике и законах, опубликованных Министерством образования2. В дальнейшем они посредством компьютерной сети могут поступить, и учиться в Политехническом институте Цинхуа Пекинского университета, а также других известных ВУЗах КНР.

В заключении следует отметить, что современное дистанционное обучение придает новый импульс в образовании КНР и пока находится на развивающем и переходном этапе. Тем не менее эта форма массового обучения дает эффективные успехи в предоставлении качественного образования многомиллионному населению КНР.

Литература:

1. С.Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - КНР, 2002. -С. 126132.

2. Абдуллаев Ю. Хорижий олий таълим - тажриба ва тарак,к,иёт йуналишлари. - Т.: «Узбекистон», 1999.

3. Восточные языки и культура. Материалы III Международной научной конференции. - М., 2010. -С. 363-371.

4. Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал, вып. 10, Челябинск, 2011.

5. www.chinatde.net.

1 Абдуллаев Ю. Хорижий олий таълим - тажриба ва тараккиёт йуналишлари. - Узбекистон. 1999, www.chinatde.net.

2 С.Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - КНР. 2002. -С. 126-132.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.