Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки специалистовв сфере«Паблик рилейшнз»: зарубежный и отечественный опыт'

Актуальные проблемы подготовки специалистовв сфере«Паблик рилейшнз»: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
паблик рилейшнз / подготовка специалистов / формы преподавания / отечественный и зарубежный опыт / Public relations / training of experts / ways of teaching / foreign countries and Uzbekistan experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова К. Ф.

В статье рассматриваются основные направления PR-образования в Узбекистане, отечественный опыт подготовки специалистов в области «паблик рилейшнз» соотносится с аналогичной практикой в США, Великобритании, России, других стран ближнего зарубежья. Автором выявляются достижения и проблемы образовательной деятельности PR, даются рекомендации для оптимизации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF «PUBLIC RELATIONS» EXPERTS TRAINING: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE

The article considers the basic trends of PR-education in Uzbekistan. Training PR experts in Uzbekistan is compared to that in the USA, Great Britain, Russia and other CIS countries. The author considers the achievements and problems of PR-education and gives reference to optimize the process.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки специалистовв сфере«Паблик рилейшнз»: зарубежный и отечественный опыт»

v.

Исмаилова К.Ф.,

кандидат филологических наук, доцент Узбекского государственного университета мировых языков

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ»: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

ИСМАИЛОВА К.Ф. «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» СОЦАСИДА МУТАХАССИСЛАРНИ ТАЙЁРЛАШНИНГ ДОЛЗАРБ МУАММОЛАРИ: ХОРИЖИЙ МАМЛАКАТЛАР ВА УЗБЕКИСТОН ТАЖРИБАСИ

Маколада Узбекистонда «паблик рилейшнз» буйича таълимнинг асосий йуналишлари, маз-кур сох,ада мутахассис тайёрлашнинг миллий тажрибаси АК.Ш, Буюк Британия, Россия ва бошка кушни хорижий мамлакатлари амалиёти билан киёсланган х,олда тах,лил этилган. Муаллиф PR-тармоFида таълим беришда эришилган ютуклар ва мавжуд муаммоларни келтиради, мазкур жараённи янада самарали булиши учун зарурий тавсияларни илгари суради.

Таянч суз ва тушунчалар: паблик рилейшнз, мутахассисларни тайёрлаш, укитиш усуллари, хорижий мамлакатлар ва Узбекистон тажрибаси.

ИСМАИЛОВА К.Ф. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ»: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

В статье рассматриваются основные направления PR-образования в Узбекистане, отечественный опыт подготовки специалистов в области «паблик рилейшнз» соотносится с аналогичной практикой в США, Великобритании, России, других стран ближнего зарубежья. Автором выявляются достижения и проблемы образовательной деятельности PR, даются рекомендации для оптимизации данного процесса.

Ключевые слова и понятия: паблик рилейшнз, подготовка специалистов, формы преподавания, отечественный и зарубежный опыт.

ISMAILOVA K.F. ACTUAL ISSUES OF «PUBLIC RELATIONS» EXPERTS TRAINING: INTERNATIONAL AND DOMESTIC EXPERIENCE

The article considers the basic trends of PR-education in Uzbekistan. Training PR experts in Uzbekistan is compared to that in the USA, Great Britain, Russia and other CIS countries. The author considers the achievements and problems of PR-education and gives reference to optimize the process.

Keywords: Public relations, training of experts, ways of teaching, foreign countries and Uzbekistan experience.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Сегодня в мире сотни учебных заведений предлагают как основные, так и специализированные программы обучения «Связи с общественностью» на уровне подготовки бакалавров, магистров и аспирантов (Public relations (PR)). Причем нужно отметить, что десятилетиями отработана система базового образования в области «паблик рилейшнз», особенно в США, Великобритании, других европейских странах. В этих странах испытан и рекомендован комплекс знаний и навыков, необходимых для подготовки PR-специалиста. Это и Золотой доклад IPRA - «Рекомендации и стандарты образования в области PR», и «Колесо PR-образования», и документы Комиссии по вопросам PR-образования PRSA и т.д.

Для желающих повысить профессиональный уровень в «паблик рилейшнз» имеется множество относительно коротких программ, большинство которых осуществляют непосредственно Реорганизации. Есть подобные программы и в университетах, и в колледжах. Так, в Великобритании весьма популярными являются программы Фонда образования по связям с общественностью, рекламе и маркетингу (СОРМ), реализуемые, как правило, без отрыва обучаемых слушателей от основной работы. Как университетская дисциплина «связи с общественностью» появилась на родине «паблик рилейшнз» - в Соединенных Штатах Америки в 1923 году по инициативе одного из основоположников профессии Эдварда Бернэйза. Классическая модель системы профессионального образования по связям с общественностью описана Сэмом Блэком. Отстаивая необходимость комплексного подхода к подготовке специалиста по связям с общественностью, С. Блэк вместе с тем отмечал целесообразность специализированных моделей профессиональной подготовки и переподготовки: «бизнес-модели», «политической модели», «журналистской модели» и других1.

В России инициатором образования в области «паблик рилейшнз» выступили специалисты факультета международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Именно в этом

1 Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - М.: «Феникс», 1998. -С. 43.

ВУЗе в 1991 году началось обучение первых российских PR-профессионалов.

В Узбекистане первым обучение специальности «связи с общественностью» начал факультет журналистики Национального университета имени Мирзо Улугбека. Здесь с 1999 года функционирует кафедра, где студенты проходят полный специализированный курс Public Relations.

Сегодня система PR-образования в Узбекистане предлагает подготовку специалистов по трем основным направлениям:

- обучение специальности «связи с общественностью»;

- изучение профильных дисциплин в рамках других специальностей, оформленное как специализация;

- краткосрочные формы обучения лиц, занятых в сфере «паблик рилейшнз» или желающих связать судьбу с этой деятельностью.

Обратим внимание на то, что в целом структура основных форм подготовки пиарменов в нашей стране соответствует традициям PR-образования в ведущих странах мира, таких как США и Великобритания. Но в отличие от России, например, отечественное образование в сфере «паблик рилейшнз» не испытывает прямого воздействия зарубежного опыта. Так, факультет журналистики Воронежского государственного университета тесно сотрудничает со специалистами университета Оклахома-Сити (США), а его декан В. Тулупов считает, что «приглашение иностранных профессионалов в

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Ч.

области РК крайне важно для россиян»1. Аналогичный опыт есть и у Уральского государственного университета.

Система РК-образования в независимом Узбекистане развивается собственным путем, опираясь главным образом, на местные реалии и национальные кадры.

Остановимся более подробно на основных направлениях отечественной системы подготовки специалистов в сфере «паблик ри-лейшнз».

В нашей стране наука о «паблик рилейшнз» официально была признана и стала развиваться, как уже говорилось, с открытием в сентябре 1999 года кафедры «Паблик рилейшнз и реклама» в Национальном университете имени Мирзо Улугбека. Предмет «паблик ри-лейшнз» ведется в Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, на факультете журналистики Национального Университета республики, на факультете международной журналистики Узбекского Государственного университета мировых языков, на отделении журналистики Каракалпакского государственного университета имени Бердаха, в Университете мировой экономики и дипломатии, других учебных заведениях. Магистерская специальность 5А320105 «Связи с общественностью» включена в классификатор высшего образования Республики Узбекистан (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования»)2.

Анализ ситуации на образовательном рынке нашей страны дает основание говорить о том, что в отличие от многих государств постсоветского пространства РК-подготовка в Узбекистане проходит, главным образом, в ВУЗах одной (гуманитарной) базовой направленности. Тогда как в России, Казахстане, Кыргызстане и других

1 Тулупов В. Российское РК-образование под воздействием внутренних, внешних и субъективных факторов. // «КиРоК», № 8, 15.06.09. -С. 12.

2 Муминов Ф.А. Паблик рилейшнз: история и теория. -Т.: ИД dunyosi», 2004. -С. 5.

странах в ней равно принимают участие как гуманитарные, так и технические ВУЗы, а инициаторами выступают журналисты, филологи, политологи, экономисты, психологи, социологи. И если в одном только Санкт-Петербурге на сегодняшний день около десяти ВУЗов различного направления выдают своим выпускникам диплом специалиста по связям с общественностью, то ни в одном дипломе выпускника высшего учебного заведения Узбекистана пока не пишется «Специалист по связям с общественностью». Было намерение на базе магистратуры Национального Университета им. М. Улугбека открыть специализацию «паблик рилейшнз», но оно так и не было осуществлено.

Второе направление - преподавание профильных для РК дисциплин в рамках других специальностей - нашло широкое применение в ВУЗах республики. Начальной базой для его развития стали отделения и факультеты журналистики. К примеру, на факультете журналистики УзГУМЯ в учебные планы предмет по РК и рекламе включен в 2003 году. На отделении журналистики Каракалпакского государственного университета имени Бердаха дисциплина по связям с общественностью также преподается в рамках журналистской специализации.

Еще одним вариантом является чтение РЯ-курсов в рамках маркетинговых образовательных программ. Так, в Ташкентском финансовом институте РК-деятельность рассматривается не как самостоятельная отрасль, а как часть рекламной и маркетинговой сфер. В Сингапурском университете «паблик рилейшнз» рассматривается в контексте маркетинга.

В целом преподавание РК-дисциплин в рамках других специальностей имеет, на наш взгляд, ряд положительных моментов:

- достигается фундаментальное освоение смежных дисциплин, необходимых специалисту по связям с общественностью;

- происходит освоение конкретных сфер профессиональной деятельности, которое увеличивает возможности выпускника трудиться именно в «паблик рилейшнз» (по данным российско -американского исследования, например, проведенного И.П.Яковлевым и

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

М.Макэлризом, знание специфики конкретной сферы деятельности является одним из основных качеств, необходимых специалисту по связям с общественностью)1.

Третье направление PR-образования - краткосрочные курсы подготовки и переподготовки - наименее затратная и энергоемкая форма обучения. Наряду с другими странами мира получила широкое распространение и в Узбекистане. Оно существует и как самостоятельная модель обучения, и при учебных заведениях различного уровня. Развитие подобных способов обучения имеет прямое отношение к формированию профессиональной группы специалистов по связям с общественностью. В нашей республике это направление PR-образования представлено Международным центром переподготовки журналистов, Фондом поддержки негосударственных печатных СМИ и др.

По мнению экспертов, именно краткосрочные образовательные формы остаются основными на ближайшую перспективу. Так, президент фирмы «Имидж контакт» доктор психологических наук, профессор А.П. Ситников считает, что в настоящее время существует «сложившаяся система перехода в PR из других видов деятельности, когда вновь создаваемый отдел public relations возглавляет маркетолог или специалист по рекламе. Он приглашает в отдел журналиста, психолога, но все это неспециалисты в сфере общественных отношений»2. Именно поэтому и необходима динамичная переподготовка «вновь испеченных» пиарме-нов.

Подобные проблемы существуют и в обеспечении профессиональными кадрами PR-службы банков. Так, Генеральный директор Ассоциации банков Узбекистана Сайдулла Абдуллаев отмечает, что, во-первых, бурный количественный рост в последние годы явно обгоняет развитие качественного профессионального образования, формирование самобытного кадрового

1 Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб.: «Паллада-медиа», 2002. -С. 330.

2 Ситников А.В. PR как специальность: Реальность и

иллюзия. // Материалы международной конференции «Связи с общественностью: образование и карьера». -М., 1998. -С. 28-29.

корпуса и резерва; во-вторых, РК-кадры формируются за счет конверсии представителей других профессий - от журналистов до экономистов. В-третьих, возможности профессионального самообучения до сих пор зачастую носят случайный характер3.

Среди мер, необходимых для решения данных проблем, нам видится самообучение, разработка «памяток» для профессионалов в конкретных организациях (в частности, для пи-арменов банковской сферы), лицензирование не только ВУЗовских программ обучения, но и различного рода краткосрочных курсов подготовки.

В общем плане РК-образование (на всех имеющихся направлениях) характеризуется следующими проблемами. Первые из них связаны с естественными трудностями роста: несовершенством методик и технологий преподавания, недостаточным кадровым обеспечением учебного процесса, малочисленностью соответствующих местным реалиям и адаптированных к практике учебников и пособий. Большинство преподавателей «паблик рилейшнз» - это люди, имеющие базовое образование журналиста и филолога, историка и политолога. Следует также отметить относительную новизну потребности в РК-специалистах и отсутствие преподавателей - практиков, способных к совместительству. Привлечение практических специалистов, как правило, связано со следующими трудностями: во-первых, недостаточно практиков, работающих в структуре, имеющей высокую цеховую и общественную репутацию. А это важно для студентов, так как обучение, на наш взгляд, должно проходить на базе лучшего опыта. Во-вторых, педагоги - практики не всегда обладают достаточным методическим опытом и культурой ведения занятий. Поэтому с ними должна проводиться большая работа, такая, например, как включение их в методическую работу кафедры, знакомство с принципами преподавания.

Однако нам представляется, что все перечисленные трудности носят временный харак-

3 Абдуллаев С. Банковская система Узбекистана: укрепляются позитивные изменения. // www.bankir.uz.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

Ч.

тер и будут решаться по мере становления образования в сфере «паблик рилейшнз».

Проблемы второго порядка связаны с гибкостью, синтетичностью профессии пиармена. Мы уже говорили о том, что в зависимости от того, какие нужды и потребности преобладают в тех или иных организациях, «связи с общественностью» приобретают в них свой специфический оттенок с доминированием либо журналистики, либо маркетинга, либо рекламы, либо того и другого попеременно. Приоритет того или иного направления деятельности зачастую связывается и с уровнем профессиональной ориентации специалистов в конкретной сфере. Оттого, чему больше отдает предпочтение фирма - экономическому консалтингу, рекламной деятельности, управлению кризисными ситуациями, маркетинговым исследованиям, зависит и подбор персонала. По нашему мнению, за основу любой образовательной деятельности в сфере РК следует взять междисциплинар-ность. Этот тезис позволит нам оправдать открытие соответствующей подготовки в школах различной базовой направленности, но с обязательным преобладанием фундаментального гуманитарного образования. Без солидных гуманитарных знаний деятельность современного пиармена представляется невозможной, так как она реализуется в гуманитарной среде, а сам специалист по связям с общественностью является не только носителем различных типов культур: общей, политической, коммуникационной, эстетической и других, - но и выступает элементом взаимодействия этих культурных пространств. К сожалению, учебный план ряда ВУЗов формируется скорее интуитивно, чем обоснованно, строится, исходя из возможностей ВУЗа, а не из необходимости и важности самой дисциплины. Это особенно касается экономических ВУЗов, где гуманитарные науки -базовая основа РК - традиционно развивались как подсобные, обслуживающие.

Ратуя за единую гуманитарную платформу для РК-образования, хотелось бы, чтобы каждый из ВУЗов обладал собственной спецификой и ориентацией подготовки пиарменов,

чтобы отечественным учебным заведениям удавалось, подобно зарубежным, находить собственные ниши, оправдывающие обучение специальности «связи с общественностью» в казалось бы непрофильных ВУЗах.

Так, целесообразно было бы, чтобы Национальный Университет имени Мирзо Улугбека готовил РК-специалистов для государственных органов, Университет мировых языков - РЯ-кадры для коммерческих и международных структур, Каракалпакский университет - пи-арменов для работы со СМИ и т.д. Возможна специализация по отраслевому признаку. Одни ВУЗы могут быть нацелены на бизнес, экономический консалтинг, подготовку бизнес - коммуникатора - специалиста, оказывающего профессиональные консультационные РК-услуги в конкретной сфере бизнеса. Другие могут выбрать основной специализацией информационное обеспечение управления, а в качестве базовых отраслевых единиц - государственные службы республиканского и муниципального уровней.

Отработка теоретических знаний должна осуществляться на специально подобранных базах практики. Для студентов, специализирующихся на промышленном, банковском «паблик рилейшнз», такими базами практики могут быть РК-отделы коммерческих фирм, банков, промышленных предприятий, «управленцы» могут приобретать практические навыки в пресс-службах государственных органов власти, Олий Мажлиса, Министерства высшего и среднего специального образования и др.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что перемены, происходящие в общественной жизни республики, заставляют нас более прагматично подходить к подготовке профессионалов в области «па-блик рилейшнз», более трезво размышлять о перспективах образования в области «паблик рилейшнз». А ответственность за подготовку новых специалистов обязывает иметь четкое представление о границах профессиональных возможностей и их реализаций.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

с 28 V КАСБИЙ ТАЪЛИМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ л У

Литература:

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2001 года № 343 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования».

2. Абдуллаев С. Банковская система Узбекистана: укрепляются позитивные изменения. // www.bankir.uz.

3. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - М.: «Феникс», 1998. -С. 43.

4. Муминов Ф.А. Паблик рилейшнз: история и теория. - Т.: ИД «Ijod dunyosi», 2004. -С. 5.

5. Ситников А.В. PR как специальность: Реальность и иллюзия. // Материалы международной конференции «Связи с общественностью: образование и карьера». - М., 1998. -С. 28-29.

6. Тулупов В. Российское PR-образование под воздействием внутренних, внешних и субъективных факторов. // «RuPoR», № 8, 15.06.09. -С. 12.

7. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб.: «Паллада-медиа», 2002. -С. 330.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.