Научная статья на тему 'Новые специальности в Ташкентском университете информационных технологий'

Новые специальности в Ташкентском университете информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постановление / инженер / Национальная телерадиокомпания Узбекистана / телевизионные технологии / специальные технологии освещений / светодиоды / decree / engineer / National Broadcasting Company of Uzbekistan / television techno­ logies / special lighting technologies / lightemittingdiode.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахимов А. Д.

Согласно Постановления Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2009 года NoПП­1088 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана», в целях коренного улучшения системы подготовки и переподготовки телевизионных инженерно­ технических кадров Национальной телерадиокомпании Узбекистана, в 2009 году в Ташкентском университете информационных технологий был образован факультет телевизионных технологий с подготовкой специалистов по пяти специальностям. В том числе – «Инженер по спецосвещению», на момент открытия факультета такой специальности не было ни в одной стране СНГ. В статье приводятся некоторые аспекты обучения по данной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SPECIALTIESAT OF THE TASHKENT UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES

According to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «For a radical improvement in training and retraining of television engineering and technical personnel of the National Broadcasting Company of Uzbekistan» in 2009 at the Tashkent University of Information Technologies was established faculty: «Television technologies» to the training for five professions, including – «engineer of special lighting. At the opening of the faculty there were no sach profession training in any country of the CIS. The article is presents some aspects of teaching for that profession.

Текст научной работы на тему «Новые специальности в Ташкентском университете информационных технологий»

v.

Абдурахимов А.Д.,

старший преподаватель кафедры «Системы и приложения телестудий» Ташкентского университета информационных технологий

НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ТАШКЕНТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АБДУРАХИМОВ А.Д. ТОШКЕНТ АХБОРОТ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ УНИВЕРСИТЕТИДА ЯНГИ ТАЪЛИМ ЙУНАЛИШЛАРИ

Узбекистан Республикаси Президентининг 2009 йил 1 апрелдаги «Узбекистан Миллий телерадиокомпанияси тизимида юкрри технологияли телерадиоускуналардан фойдаланиш самарадорлигини янада ошириш чора-тадбирлари туррисида»ги ПК-1088-сонли карорига асосан Тошкент ахборот технологиялари университетида янги «Телевизион технологиялар» факультети ташкил этилди. Бу факультетда 5 та янги таълим йуналиши буйича кино ва телевидение сох,алари учун мутахассислар тайёрланмокда. Булим очилган даврда унда йулга куйилган «Махсус ёритиш технологиялари» таълим йуналиши МДХ, давлатларининг х,али х,еч бирида мавжуд эмас эди. Маколада мазкур таълим йуналиши буйича дарс беришнинг айрим жих,атлари х,акида фикр юритилган.

Таянч суз ва тушунчалар: карор, мух,андис, Узбекистан Миллий телерадиокомпанияси, телевизион технологиялар, махсус ёритиш технологиялари, светодиодлар.

АБДУРАХИМОВ А.Д. НОВЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ТАШКЕНТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Согласно Постановления Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2009 года №ПП-1088 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана», в целях коренного улучшения системы подготовки и переподготовки телевизионных инженерно-технических кадров Национальной телерадиокомпании Узбекистана, в 2009 году в Ташкентском университете информационных технологий был образован факультет телевизионных технологий с подготовкой специалистов по пяти специальностям. В том числе - «Инженер по спецосвещению», на момент открытия факультета такой специальности не было ни в одной стране СНГ. В статье приводятся некоторые аспекты обучения по данной специальности.

Ключевые слова и понятия: постановление, инженер, Национальная телерадиокомпания Узбекистана, телевизионные технологии, специальные технологии освещений, светодиоды.

ABDURAKHIMOV A.D. NEW SPECIALTIESAT OF THE TASHKENT UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES

According to the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan «For a radical improvement in training and retraining of television engineering and technical personnel of the National Broadcasting Company of Uzbekistan» in 2009 at the Tashkent University of Information Technologies was established faculty: «Television technologies» to the training for five professions, including - «engineer of special lighting. At the opening of the faculty there were no sach profession training in any country of the CIS. The article is presents some aspects of teaching for that profession.

Keywords: decree, engineer, National Broadcasting Company of Uzbekistan, television technologies, special lighting technologies, lightemittingdiode.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 5

Первого апреля 2009 года принято постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1088 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана». В постановлении намечен целый комплекс мер по повышению эффективного использования организациями Национальной телерадиокомпании Узбекистана высокотехнологичного оборудования и специальной телерадиотехники, создания с их применением на основе современных медиатехнологий широкого спектра качественной телерадиопродукции, а также коренного улучшения системы подготовки и переподготовки телевизионных инженерно-технических кадров.

Пунктом 5 данного постановления было предусмотрено создание, начиная с 2009-2010 учебного года, факультета «Телевизионные технологии» в Ташкентском университете информационных технологий с подготовкой следующих специалистов - телеоператор, инженер по спецосвещению, инженер-видеомонтажер, инженер по компьютерной графике и инженер по звукозаписи.

Несомненно, намеченные в постановлении специальности - самые востребованные и можно сказать основополагающие, наряду с режиссерским и редакторским составом, для работы любой телекомпании и совершенно новые для университета информационных технологий. После выхода постановления была проведена большая работа по созданию нового факультета, по подготовке проектов Государственных общеобразовательных стандартов: 5151500 «Кинотелеоператорство», 5320700 «Технологии спецосвещения», 5320600 «Аудио-видеотехнологии», 5330400 «Компьютерная графика и дизайн». Обращение к опыту других стран показало, что ни в одной стране СНГ не готовились инженеры по спецосвещению. Именно об этой специальности и будет речь в этой работе.

В основе слова «инженер» лежит латинское «способность, изобретательность». Инженер отвечает за все процессы жизненного цикла технических устройств - исследование, проектирование, конструирование, производство, испытание, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и управление качеством. Инженер - это человек, смотрящий вперед и двигающий технический прогресс общества. Яркие примеры этого - Густав Эйфель - применивший

в конце XIX века при строительстве башни в Париже, названной впоследствии его именем, новые невиданные технологии. Сегодня Эйфелева башня - самый посещаемый туристами объект в мире; Стив Джобс - создатель корпорации Apple, по мнению многих -человек, преобразивший мир.

Говоря о новой специальности «Специальные виды освещений» следует отметить, что современное человеческое общество немыслимо без повсеместного использования света. Осветительные установки создают необходимые условия освещения, которые обеспечивают зрительное восприятие (видение), дающее более 90% информации, получаемой человеком от окружающего его мира. С этой цифрой - 90% - возможно многие и не согласны. Но без света невозможно прочесть книгу, увидеть мир, без света будут темными экраны телевизоров и кинотеатров, невозможна работа музеев или театров, и даже просто невозможно выйти на улицу.

Свет создает нормальные условия для работы и учебы, улучшает наш быт. Без современных средств освещения невозможна работа никаких производств и предприятий. Плохое освещение, низкий уровень освещенности вызывает усталость глаз, головную боль, может привести к депрессии, отсутствие естественного дневного света тоже может привести к депрессии и ослаблению иммунной защиты организма и наоборот - яркое освещение стимулирует человека. Освещение занимает ведущее место в рейтинге требований людей для полного комфорта. Поэтому проблема энергосбережения стоит остро для любого государства мира.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 5

Ч.

Сегодня в обучении молодежи, хотим мы того или нет, участвует и интернет, где можно найти множество ответов на любые вопросы. Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь, и настолько прочно, что для некоторых он стал как непреодолимая болезнь, без которой уже немыслима жизнь. Проверяя самостоятельные работы студентов, автору не раз приходилось сталкиваться с тем, что некоторые студенты, найдя в интернете нужную тему, просто бездумно её скачивают и даже впоследствии не вычитывают и сдают работу с ошибками или смешными опечатками. Зачитывание таких работ на занятиях вызывает здоровый смех в аудитории, но знаний у самого студента такое скачивание не прибавляет. В результате автор был вынужден, возможно, как и многие другие преподаватели, самостоятельные работы у студентов всех курсов очного и даже специального заочного отделения принимать только в рукописном варианте. «Смешных ошибок» стало заметно меньше, да и самим студентам теперь приходится работать с материалом, а не нажимать на принтере кнопку «Печать».

В то время как по дисциплине «Осветительные и облучательные установки» специальности 5320700 «Технологии спецосвещения» базовый курс, установленный Государственным образовательным стандартом, остается неизменным, но интернет и новые библиотечные поступления вносят в процесс обучения допустимые изменения и дополнения. Приведем несколько примеров, когда по курсу 2015 года было внесено несколько дополнений:

Во-первых, в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, 2015 год объявлен Международным годом света и световых технологий. Инициатива предпринята ООН для повышения осведомлённости граждан мира о важности света в их жизни, для улучшения общественного понимания того, как оптические технологии содействуют устойчивому развитию и обеспечивают решение проблем в области энергетики, образования, сельского хозяйства, связи и здравоохранения и для укрепления международного сотрудничества. Проведение года приурочено к ряду юбилейных дат, относящихся к науке о свете и отмечаемых в 2015 году:

■ написание в 1015 году работ по оптике Ибн аль-Хайсамом (Альхазеном);

■ введение в 1815 году Огюстеном Френелем понятия световой волны;

■ появление в 1865 году электромагнитной теории распространения света, созданной Джеймсом Максвеллом;

■ появление в 1905 году теории фотоэлектрического эффекта, предложенной Альбертом Эйнштейном;

■ введение в 1915 году в космологию понятия света благодаря общей теории относительности;

■ открытие в 1965 году Арно Пензиасом и Робертом Вильсоном космического микроволнового фонового излучения;

■ успехи, достигнутые в 1965 году, Чарльзом Као в области волоконно-оптической связи на основе передачи света.

Инициаторы проведения Международного года света - несколько международных научных обществ и других организаций, возглавляемых Европейским и Африканским физическими обществами - ставят перед ним следующие цели:

■ улучшение общественного понимания того, как свет и основанные на нём технологии влияют на повседневную жизнь людей, а также играют центральную роль в будущем глобальном развитии;

■ создание по всему миру образовательного потенциала путём мероприятий, нацеленных на научное образование молодежи, способствование решению проблем в области гендерного баланса и, в частности, сосредоточение внимания на развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой;

■ пропаганда важности основанных на свете технологий для устойчивого развития, в частности, в области медицинского обслуживания, сельского хозяйства и коммуникаций, с тем, чтобы обеспечить доступ к образованию в целях улучшения качества жизни по всему миру;

■ повышение осведомлённости о междисциплинарном характере науки в 21-м веке с акцентом на то, что взаимодействие между различными тематическими областями науки будет играть всё большую роль в будущих исследованиях и образовании;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 5

■ объяснение тесной связи между светом и искусством с указанием на всё большее значение оптических технологий в деле обеспечения сохранности культурного наследия;

■ укрепление международного сотрудничества путём координации деятельности между научными сообществами, образовательными учреждениями и промышленностью с уделением особенно пристального внимания созданию новых партнёрств и инициатив в развивающихся странах.

Во-вторых, ежегодно во многих странах проводятся Фестивали или Праздники света, подготовленные лучшими специалистами и дизайнерами мира: во французском Лионе, в Риге - Латвия, в Берлине - Германия, в Киото - Япония, в Таллине - Эстония, в Москве - Россия и еще многих городах мира. Жители этих городов и многочисленные туристы со всех стран мира становятся зрителями и участниками световых, лазерных и мультимедийных шоу, наблюдают статичные, мигающие и бегущие разноцветные огни, красочные салюты, световые инсталляции. Здания городов освещаются при помощи современных световых и видеотехнологий, на многих зданиях городов лазерные проекторы «рисуют» 2D и 3D изображения, из которых можно узнать историю города или страны. В Берлине во время Праздника Света шесть кораблей, стоящих в реках и каналах в черте города, посредством специальных проекторов проецировали на знаменитые здания города мотивы и отрывки из различных эпох берлинской и европейской истории.

А в Лион, где население города составляет примерно полмиллиона человек, на Праздник света ежегодно приезжает до четырех миллионов туристов со всего света.

Подобные Праздники и Фестивали света демонстрируют, что свет уже не просто элемент освещения, он становится частью культуры и искусства в обществе и жизненного пространства человека.

В-третьих, Нобелевская премия 2014 года по физике присуждена японским ученым: И. Акасаки, Х.Амано и С.Накамуре за создание дешевых синих светодиодов. На взгляд автора статьи, эта премия касается не только преподавателей и студентов специальности «Технологии спецосвещения», но и всех жителей Земли. Как уже подчеркивалось

выше, в мире только на освещение тратится около 15% производимой электроэнергии, и вопросы экономии энергии и уменьшения энергоемкости актуальны для всех государств нашей планеты. И синие дешевые светодиоды частично должны помочь человечеству в решении этих вопросов. Синие светодиоды почти в 5 раз эффективнее люминесцентных ламп и в 20 - обычных ламп накаливания (учитывая, что КПД ламп накаливания не превышает 5%, остальная энергия в виде тепла просто уходит в воздух, их правильнее называть лампами обогрева или просто маленькой электропечкой).

Светодиод - полупроводниковый элемент, в котором при прохождении через него электрического тока возникает свечение. Работает светодиод от напряжения не привычных нам 220 вольт, а от напряжения всего 12 вольт или же обычный светодиод, применяемый для индикации, потребляет от 2 до 4В. Светодиодные энергосберегающие лампы предназначены для использования, как на улице, так и внутри помещения, сочетают в себе традиционное исполнение - привычные нам цоколи и высокую надежность, отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения вредного для здоровья, высокую насыщенность и чистоту цвета. Сегодня в кармане или сумочке у каждого из нас имеется современный прибор использование светодиодов - это сотовые или мобильные телефоны.

Светодиодные светильники уже чаще ламп применяются в архитектурном, декоративном, ландшафтном, подводном освещении, праздничной иллюминации на фестивалях и праздниках света, шоу-бизнесе, в специальных приложениях - медицине и растениеводстве и уже прочно вошли в быт в качестве осветительных ламп, а в кино и телевидении - источники света для перспективных осветительных приборов.

По-английски светодиод называется lightemittingdiode, или LED. Производство качественных светодиодов - это высокотехнологичное производство, доступное не многим странам. Коротко о достоинствах светодиодов:

■ экономичность и высокий КПД;

■ надежность, высокая механическая прочность, вибростойкость (отсутствие спирали и иных чувствительных составляющих);

■ длительный срок службы;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 5

Ч.

■ спектр современных люминофорных диодов аналогичен спектру люминесцентных ламп, которые давно используются в быту;

■ малая инерционность;

■ малый угол излучения - также может быть как достоинством, так и недостатком;

■ компактность, малые размеры;

■ низкая стоимость индикаторных свето-диодов, но высокая стоимость при использовании в освещении (стоимость светодиодов постоянно понижается, а эффективность и светоотдача повышается);

■ безопасность - не требуются высокие напряжения;

■ нечувствительность к низким и очень низким температурам; Однако, высокие температуры противопоказаны светодиоду, как и любым полупроводникам;

■ отсутствие ядовитых составляющих (ртуть и др.) и, следовательно, лёгкость утилизации;

■ чистота цвета, светодиоды могут быть одноцветными - белыми, зелеными, красными, желтыми и т.д. и многоцветными.

Вывод специалистов однозначный - будущее за светодиодами.

Как и у всякого работающего коллектива, на факультете телевизионных технологий имеются проблемы, которые решаются в процессе работы. Но на одной из них хотелось бы заострить внимание. Специальность 5151500 «Кинотелеоператорство» относится к сфере искусства. Кроме того, руководство Национальной телерадиокомпании Узбекистана неоднократно ставило вопрос перед деканатом факультета телевизионных техноло-

гий о том, что и остальные специальности обучения на факультете являются творческими. Инженер по звуку и спецосвещению, специалист по компьютерной графике и дизайну должен творить, совместно с режиссером или звукооператором выбирать лучшее решение, предлагать варианты. А творить и заниматься искусством способен далеко не каждый. Поэтому во всем мире при поступлении на обучение на творческие специальности проводится конкурс или собеседование. На нашем факультете пока такого творческого конкурса или собеседования нет, но деканат факультета надеется, что в будущем вопрос решится положительно.

Дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки студентов Факультета телевизионных технологий по пяти новым специальностям, считаем целесообразным реализовать следующие предложения:

■ в пределах утвержденного образовательного стандарта необходимо регулярно обновлять материалы по изучаемым тематикам, учитывая новейшие инновационные разрабоки в этой сфере, международную практику, с обеспечением выхода специалистов конкурентоспособных в своей сфере на международном уровне;

■ деканату факультета телевизионных технологий рекомендуем продолжать работу по введению творческого конкурса или собеседования для абитуриентов при вступительных экзаменах на учебу по специальностям, востребованным Национальной телерадиокомпанией Узбекистана.

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1088 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологичного телерадиооборудования в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана».

2. www.ziyonet.uz

3. www.lex.uz

4. www.vikipedia.org

5. www.o-france.ru

6. www.unesco.org

7. www.top.rbc.ru

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.