V_/
Салиев М.М.,
старший преподаватель кафедры «Системы и приложения телестудий» Ташкентского университета информационных технологий; Ташмухамедова Г.Х., ассистент кафедры «Системы и приложения телестудий» Ташкентского университета информационных технологий
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ИСКУССТВА ОСВЕЩЕНИЯ»
САЛИЕВ М.М., ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. «МАХСУС ЁРИТИШ АСОСЛАРИ» ФАНИНИ УЦИТИШНИНГ УЗИГА ХОСЛИГИ
Мак,олада «Махсус ёритиш асослари» курсини укитиш усуллари куриб чик,илган. Ушбу фан мумтоз санъат асарлари ва кино-фото санъатининг буюк, мох,ир усталари тажрибаси асосида ёруFлик, уз ёруглик оламини куриш, тушуниш ва яратишнинг асосий тушунчаларини ургатади. Таянч суз ва тушунчалар: ёруFлик, ёруFлик сояси, ёруглик манбаси.
САЛИЕВ М.М., ТАШМУХАМЕДОВА Г.Х. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ИСКУССТВА ОСВЕЩЕНИЯ»
В статье рассматриваются приёмы обучения курсу «Основы искусства освещения». Цель дисциплины - дать студентам основные представления о свете, видеть, понимать и создавать свой световой мир исходя из опыта великих мастеров классической живописи и кино-фото искусства.
Ключевые слова и понятия: свет, светотень, источники света.
SALIEV M.M., TASHMUKHAMEDOVA G.H. SPECIFICS OF TEACHING OF THE BASIS OF LIGHTING ART COURSE
In article are considered methods of training of the course «Technologies of special illumination». The purpose of discipline to give to students the main ideas of light, to see, understand and create the light world as a matter of experience of great masters of classical painting and a film photo of art.
Keywords: light, treatment of light and shade, light sources.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2
Предмет «Основы мастерства освещения» преподаётся для студентов направления бакалавриата «5320700 -Технологии специального освещения» на 8 семестре. Конспект лекций разработан на основе Рабочего учебного плана, утверждённого на заседании кафедры «Системы и приложения телестудий» в сосотвествии с Государственным образовательным стандартом высшего образования. Основная задача курса - ознакомить студентов с основами и принципами освещения для конкретных ситуаций.
Образовательный курс поможет студенту получить и оценить преимущества полученных теоретических и практических знаний, возможность их использования на производстве.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности для решения электросветотехнических и художественно-постановочных задач при художественно-световом оформлении, проектировании сценического освещения в театрах, концертных залах, телестудиях и других организациях.
В программе используются различные типы лекций: вводная, мотивационная (способствующая проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу), интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала), установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарная.
Содержание и структура лекционного материала направлены на формирование у студента соответствующих навыков и соответствуют выбранным преподавателем методам контроля.
Разговор о свете логично начать с рассмотрения того, что служит его источником. Существует различное множество источников света, одни из них естественные: солнце, луна, звезды; другие - искусственные: огонь, лампа накаливания. Солнечный свет наиболее естественен и привычен, и человеческий глаз лучше к нему приспособлен. В зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные
условия освещенности, разнообразные световые эффекты.
Главное, чем источник света может интересовать художника - это то, что он определяет систему освещенности изображаемой предметной ситуации. Меняя свое положение по отношению к предмету, источник света по-разному определяет характер распределения светотени на предмете.
Мир украшен невероятным количеством световых эффектов, их сочетаниями и самыми неожиданными состояниями. Они изменчивы и подвижны. Они могут создавать настроение безмятежной радости и тревоги, состояние праздника и состояние мистики, состояние умиротворения и состояние возбуждения.
Столетиями художники, фотографы и кинематографисты пытались понять природу красоты света, его возможности воздействовать на зрителя и способы использования в своих изображениях. В поисках света пройден огромный путь.
Светотехник никогда не должен замыкаться в кругу узкопрофессиональных понятий. Необходимо изучать возможности всех видов искусства, в первую очередь живописи. Учиться у великих мастеров живописи всех времен и народов необходимо каждому художнику, и, в частности, светотехнику.
Изучение произведений искусства развивает художественный вкус. Это помогает видеть жизнь в ее бесконечно разнообразных проявлениях не глазами холодного наблюдателя, а горячим сердцем художника-реалиста. Надо приучать себя к умению выделять главное, выражающее содержание будущего кинокадра. Нельзя, конечно, доводит это до схематизма, до примитива. Эта крайность. Если она сделается правилом, то
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2
неизбежно приведет к потере важнейшего качества реалистического искусства, к тому, что изображаемые предметы окажутся изолированными от жизненной обстановки1. Точная композиция кадра и четкое световое решение в равной степени необходимы и в информационном, и в публицистическом, и в художественном снимке, так как бедность формы всегда мешает выявлению содержания и затрудняет восприятие картины2.
Общие задачи композиции реализуются художником с помощью изобразительно-выразительных средств, конкретных приемов конструктивного построения картины и технических средств данного искусства. Так как содержание, идея произведения искусства раскрываются и воспринимаются зрителем через художественную форму этого произведения, важнейшее значение приобретает архитектоника картины и художественная организация материала, которые во многом обусловливают выразительность изображения и даже вызываемое им настроение. А выразительность и настроение являются существенными признаками произведения искусства3. В иных случаях художник решает и такие задачи, как изображение светлого объекта на светлом фоне или темного объекта на темном фоне, отделяя при этом объект от фона лишь тонкими теневыми или световыми контурами, чем еще больше расширяются возможности сочетания различных цветов объекта и фона.
В данном курсе студенты знакомятся с приёмами светотени великих мастеров классической живописи. Приводятся такие технические приёмы как: сфумато, чиароскуро, свет из окна, свет от свечи, мистический свет4.
В живописи Ренессанса эффект «сфумато» (итал. sfumato - «нечеткий», «размытый», «затушеванный», буквально - «исчезающий,
1 Головня А.Д. «Мастерство кинооператора». - М.: «Искусство», 2009. -С. 240,
2 Носовский А. Практическая теория света. Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров начинающего уровня. (http://www.mitta.ru)
3 Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп. - М.: «Искусство», 1977.
4 Носовский А. Практическая теория света. Авторский
курс для фотографов, видеографов, кинооператоров начинающего уровня. (http://www.mitta.ru)
как дым») изображался через смягчение очертаний фигур и предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. В теории и художественной практике первооткрывателем этого приема был Леонардо да Винчи. У предметов на картинах художника нет четких границ, они растушеваны и «рассеяны, как дым». Все должно быть, как в жизни: размыто, проникать одно в другое, дышать. При этом даже самые темные участки как будто светятся изнутри.
Прием «чиароскуро» может быть использован в любой композиции. Как правило, художник прибегает к нему ради создания драматического эффекта, всегда возникающего при резком контрасте света и тени. Термин «чиароскуро» состоит из двух латинских слов: chiara («свет, яркость») и obscura («тень, тьма»).
Первым мастером «чиароскуро» был великий Леонардо да Винчи (1452-1519). Его «Мона Лиза» (ок. 1503) отличается тонким, идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана.
С технической точки зрения важно знать, каковы возможности осветительного оборудования и что происходит, когда оно используется в каждом конкретном случае. С другой, постановка света - вопрос творческий. Художественные особенности освещения сформулировать значительно сложнее и освоить их без досконального знания техники невозможно.
В фильме гармоничное слияние разнообразного в единое целое возможно осуществить только светом. Феллини утверждал, что замысел фильма может возникнуть как световое пятно, что фильм пишется светом, стиль выражается светом ... «Свет в кино это идеология чувства, цвет, тон, глубина, атмосфера повествования»5. Познавая вещь, мы выделяем её из предметного пространства. Свет освещает, тень ограничивает. Правда в их соотношении, которая является содержанием
5 Федерико Феллини. Делать фильм. / Пер. с итал. и коммент. Ф.М.Двина, - М.: «Искусство», 1984. -С. 59.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2
выразительности, а не эффектом освещения. Свет неуловим, чтобы познать свет надо стать тенью.
Использование света при съемках фильма, пусть даже короткометражного, это огромная работа. Необходимо чётко прописывать с художником и режиссером схемы расположения приборов. Чтобы добиться максимальной передачи характера и чувств персонажа зрителю нужно найти интересные углы падения лучей. Для анализа работы оператора с приборами студентам предоставлено множество фильмов как современных, так и старых черно-белых.
Рассматривая кинокадры, фотограф, имеющий опыт работы в студии, заметит, что часто для освещения портретов среднего и крупного планов используется обычная «трёхточка» -ключевой, рассеянный свет, контровый свет и заполняющий (либо отражатели).
Причем в кинематографе намного чаще, чем в фотографии, применяются цветные источники.
Любая сцена кинофильма (даже натурные съемки) чаще всего бывает освещена намного сложнее, чем многие студийные фотопортреты.
В фотографии мы можем отдельные нюансы безболезненно отдать на откуп постобработки: дорисовать лишние блики, объемы, тени, поработав час-другой в Adobe Photoshop.
В кинопроизводстве без постобработки тоже не обходится, но намного проще и дешевле поставить и отладить лишний светильник в сцене, чем тратить очень много времени и соответственно денег на покадровую дорисовку. Представьте себе, во сколько обойдется фильм, если каждая минута видео будет обрабатываться пару месяцев! А ведь камера и актеры еще и движутся, а свет меняют динамически, чтобы наиболее выгодно освещать происходящее.
Поэтому искусственное освещение, отражатели и рассеиватели используют всегда, даже (и в особенности!) при съемке на открытом воздухе. А еще чаще «естественное освещение», особенно в средних и крупных планах, полностью моделируют более управляемым искусственным светом, освещая, например, лицо человека электрическим «солнцем» с
той стороны, с какой нужно оператору, а не с той, где его освещает настоящее светило1.
В кинематографе стандартом де-факто считается использование больших источников света, дающих относительно мягкие тени. Такое решение может показаться спорным, ведь все мы знаем, что в жизни встречаются и точечные светильники, в конце концов, Солнце или Луна. Но использование мягкого рассеянного света имеет значительные преимущество там, где актеры движутся, и резкая тень может в какой-то фазе движения, например, некрасиво лечь на лицо.
Художественная выразительность видеопродукции и фильмов, снятых на пленку, в значительной степени определяется творческим отношением к постановке освещения. Чтобы научиться правильно управлять светом, необходимо знать основные его характеристики, к которым относятся когерентность (качество), цветовая температура и интенсивность светового потока.
В некоторых случаях из-за технических возможностей видеоаппаратуры при съемке могут быть утрачены важные детали. Чтобы избежать подобных потерь, следует использовать очень мягкое освещение.
При организации освещения при съемках важно не только правильно расположить все осветительные приборы, но и подобрать для каждого из них соответствующую яркость.
Многие фотографы знают, что, пожалуй, один из самый неприятных моментов в студийном портрете - это неудачно лежащая тень от носа, которая в некоторых случаях может совсем исказить лицо2.
Поэтому в кинематографе предпочитают рассеянный свет, который не только формирует универсальную картинку, удобно монтируемую и легко поддающуюся обработке, как с повышением, так и с понижением контраста, но и дает актерам свободу движений без риска.
Хорошо поставленный» пластический свет» дает ощущение естественного, хотя в жизни несколько точечных источников дадут дробные множественные тени, которые, скорее
1 http://zen-designer.ru/articles/32-design-of-light
2 Там же.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2
всего, будут смотреться плохо. Поэтому де-факто натуральные светильники лишь создают интерьер и задний план, и их перебивают более мощными контролируемыми источниками рассеянного света1.
Программа обучения включает в себя выполнение самостоятельных заданий по методу кейс-стади. Кейс-стади - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case -«случай»).
Группа делится на подгруппы. Преподаватель выдаёт каждой подгруппе индивидуальное задание, предусмотренное учебным планом.
Обучение происходит по оптимальной схеме последовательности действий:
- выдача домашнего задания студентам;
- определение сроков выполнения задания;
- ознакомление студентов с системой оценивания решения кейса;
- определение технологической модели занятия;
- проведение консультаций.
Работа над ситуацией в аудитории:
- организация работы студентов в малых группах, определение докладчиков;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;
- оценивание студентов преподавателем.
Резюмировая всё вышеизложенное, можно
придти к соответствующему выводу - методика кейс-стади очень удобна для выполнения обучающимися самостоятельных работ. В данном случае они могут выбрать практическое применение полученных теоретических знаний для правильного освещения конкретной обстановки.
Литература:
1. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. - М.: «Искусство», 2009. -С. 240.
2. Носовский А. Практическая теория света. Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров начинающего уровня. (http://www.mitta.ru)
3. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве, 2-е изд., переработ. и доп. - М.: «Искусство», 1977.
4. Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство. - М.: «Мир», 1986. -С. 280.
5. Федерико Феллини. Делать фильм. / Пер. с итал. и коммент. Ф.М.Двина, - М.: «Искусство», 1984. -С. 59.
6. http://zen-designer.ru/articles/32-design-of-light
7. Ы^р://а^оту.1^оита1.сот
1 1лНр://ас1"юту.1^е|оита1.сот
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 2