Научная статья на тему 'Новое звено в медицинском образовании: становление, инновации и перспектива'

Новое звено в медицинском образовании: становление, инновации и перспектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / медицина / стоматология / Ташкентский государственный стоматологический институт / педагогические технологии / информационнокоммуникационные технологии / модульная система обучения / повышение квалификации / education / medicine / stomatology / Tashkent State Dental Institute / pedagogical technologies / information-communicational technologies / module system of education / professional development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранова Д. Д.

В статье на примере нового медицинского учебного заведения Узбекистана – Ташкентского государственного стоматологического института рассматриваются вопросы становления, перспективных направлений развития и инновационных подходов, внедряемых в учебном процессе данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CHAIN IN MEDICAL EDUCATION: FORMATION, INNOVATIONS AND PERSPECTIVES

In the article on the example of new higher educational institution of Uzbekistan – Tashkent State dental institute are considered issues of formation, the perspective directions and innovative approaches introduced into educational process of this higher education institution.

Текст научной работы на тему «Новое звено в медицинском образовании: становление, инновации и перспектива»

Буранова Д.Д.,

заведующая кафедрой «Физиотерапии, лечебной физической культуры, физической культуры, гигиены с экологией, эпидемиологии, управления здравоохранением и общественным здоровьем, истории здравоохранения, гражданской обороны» Ташкентского государственного стоматологического института, кандидат медицинских наук, доцент,

НОВОЕ ЗВЕНО В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА

БУРОНОВА Д.Д. ТИББИЁТ ТАЪЛИМИДА ЯНГИ БУ¥ИН: УНИНГ ШАКЛЛАНИШИ, ИННОВАЦИЯЛАР ВА ИСТИЦБОЛИ

Маколада Узбекистоннинг янги тиббиёт таълим муассасаси - Тошкент давлат стоматология институти мисолида унинг шаклланиши, ривожланишининг истикболли йуналишлари ва укув жараёнида татбик этилаётган инновацион ёндашувларга оид масалалар куриб чикилган.

Таянч суз ва тушунчалар: таълим, тиббиёт, стоматология, Тошкент давлат стоматология институти, педагогик технологиялар, ахборот-коммуникация технологиялари, модуль тизими асо-сида укитиш, малака ошириш.

БУРАНОВА Д.Д. НОВОЕ ЗВЕНО В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье на примере нового медицинского учебного заведения Узбекистана - Ташкентского государственного стоматологического института рассматриваются вопросы становления, перспективных направлений развития и инновационных подходов, внедряемых в учебном процессе данного института.

Ключевые слова и понятия: образование, медицина, стоматология, Ташкентский государственный стоматологический институт, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, модульная система обучения, повышение квалификации.

BURANOVA D.D. NEW CHAIN IN MEDICAL EDUCATION: FORMATION, INNOVATIONS AND PERSPECTIVES

In the article on the example of new higher educational institution of Uzbekistan - Tashkent State dental institute are considered issues of formation, the perspective directions and innovative approaches introduced into educational process of this higher education institution.

Keywords: education, medicine, stomatology, Tashkent State Dental Institute, pedagogical technologies, information-communicational technologies, module system of education, professional development.

Ч.

Сегодня государства, думающие о завтрашнем дне своей страны, осуществляют огромные инвестиции в формирование потенциала высшего образования для конкуренции в международном пространстве, наращивая ресурсы финансирования исследований и образования, создавая стимулы для совершенствования управления и повышения качества программ, поддерживая международное партнерство и мобильность, совершенствуя интеллектуальную инфраструктуру етраны. Такой подход демонстрируют, например, такие страны как Япония, Корея, Китай, Узбекистан.

В статье 40 Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого на квалифицированное медицинское обслуживание. Данная конституционная норма соответствует положениям статьи 25 Всеобщей декларации прав человека и статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Необходимо отметить, что в Республике Узбекистан за годы независимости был принят ряд законов, направленных на защиту прав граждан в области защиты права на здоровье1. В стране в условиях независимого развития были осуществлены реформы, направленные на создание организационных и практических условий для повышения качества медицинской помощи, повышение роли и престижа медицинских работников, совершенствование системы оплаты и материального стимулирования их труда. Реализация конституционных норм позволила добиться существенных успехов. Рост затрат государства на социальную сферу в годы независимости увеличился в пять раз. Достигнуто сокращение уровня материнской смертности более чем в 3,1 раза, детской - в 3,2 раза. Выросла средняя продолжи-

1 См.: Закон «О государственном санитарном надзоре» (1992 г.), «Об охране здоровья граждан» (1996 г.), «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (1997 г.), «О наркотических и психотропных веществах» (1999 г.), «О ВИЧ-инфекции» (2000 г.), «О радиационной безопасности» (2001 г.), «О защите населения от туберкулеза» (2001 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2002 г.), «О профилактике йододефицит-ных заболеваний» (2007 г.) и др.

тельность жизни людей с 67 до 73, а женщин - до 75 лет2. И страна не останавливается на достигнутом. На развитие социальной сферы Узбекистан ежегодно направляет около 60 % всех расходов Государственного бюджета3.

В центре внимания государства находятся вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений современным лечебным, диагностическим оборудованием. Так, например, после принятия Указа Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения» были открыты республиканские специализированные центры. Сегодня в них ежегодно проводится свыше 10 тысяч операций и диагностических процедур, из которых свыше 4 тысяч - высокотехнологичные операции и диагностические процедуры4. Специальные оздоровительные программы включают широкий спектр лечебных средств, которые используются в мировой практике. В течение короткого времени эти меры позволяют в целом безошибочно поставить пациенту диагноз, провести необходимое лечение и, самое

2 Каримов И.А. Выступление на открытии международного симпозиума «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать - здоровый ребенок» // Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20. - Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 26-36.

3 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 года, № 11 (6164).

4 См.: Здравоохранение Узбекистана. 2015. - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8

главное, как можно быстрее вернуть человека к нормальной жизни.

Одним из главных направлений реформы здравоохранения является открытие сельских врачебных пунктов (СВП), обеспечение их квалифицированными кадрами и полное оснащение современным медицинским оборудованием. На сегодняшний день в республике функционирует свыше 3200 СВП1. В прежние времена даже из-за простого заболевания сельчанам приходилось ехать в районный центр.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров, в нашей стране проделана огромная по масштабам работа по реформированию всей системы образования, в том числе и кадровой инфраструктуры здравоохранения. В частности, положения указанных нормативно-правовых актов, а также Указ Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года № УП-2107 «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», определивший этапы Государственной программы реформирования системы здравоохранения, позволили перевести рельсы высшего медицинского образования на международный стандарт организации учебного процесса в подготовке высококвалифицированных специалистов. Кроме того, принятие и реализация постановления Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года № ПП-1533 «О мерах по укреплению материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», позволило существенно модернизировать материально-техническую базу образовательного процесса в медицинских вузах, улучшить жилищно-бытовые условия студентов, ввести новые и реконструировать функционирующие спортивные сооружения2. Одновремен-

1 См.: Здравоохранение Узбекистана. 2015. - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.

2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года № ПП-1533 «О мерах по укреплению

материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».

но, продолжается внедрение новых педагогических технологий и инноваций в процессы обучения, обязательными стали современные технические средства обучения с использованием информационных технологий.

В стране была полностью пересмотрена программа обучения в медицинских высших учебных заведениях. Начиная с 1999 года, медицинские ВУЗы перешли на распространенную в Европейских странах систему подготовки врача общей практики (ВОП) со сроком обучения 7 лет на основе утвержденных государственных образовательных стандартов, что дало возможность более качественно готовить их к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и организационной работы. Новым также является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации - бакалавров сестринского дела.

В целях дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных медицинских кадров в сфере стоматологии на уровне международных требований и стандартов, укрепления и развития учебной и материально-технической базы, отвечающей современным требованиям организации учебного процесса, внедрения передовых информационно-коммуникационных и образовательных технологий, обеспечения тесной увязки теоретической подготовки будущих специалистов-стоматологов с овладением ими практическими навыками, 22 июля 2014 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2215 об образовании Ташкентского государственного стоматологического института (ТГСИ)3 на базе стоматологического факультета Ташкентской медицинской академии. Данным постановлением были определены основные направления деятельности ТГСИ.

В ряде регионов республики - Андижане, Бухаре, Самарканде и Нукусе ныне образовываются филиалы Ташкентского государствен-

3 Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2014 года № ПП-2215 «Об образовании Ташкентского государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 30, ст. 367.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8

Ч.

ного стоматологического института. Создаются клинические кафедры в филиалах ТГСИ.

При ТГСИ создан научно-практический Центр стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, являющийся основным исследовательским подразделением института по проведению глубоких научных изысканий по разработке эффективных методов лечения заболеваний зубов и полости рта, внедрению передовых стоматологических технологий, в том числе таких, как остеопластика, применение биологических и искусственных материалов при восстановлении тканей и органов челюстно-лицевой области; в соответствии с международными стандартами обеспечивает совершенствование научно-методологической базы диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний, и на этой базе осуществляет разработку государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебников и учебно-методических пособий в области стоматологии, а также переподготовку и повышение квалификации врачей-стоматологов.

Была проведена в установленном порядке аттестация руководящих работников и профессорско-преподавательского состава упраздняемых стоматологических факультетов Ташкентской медицинской академии и других высших медицинских образовательных учреждений, укомплектование ТГСИ и его филиалов высококвалифицированными инициативными кадрами, обладающими практическим опытом работы и активно использующими современные методы обучения и проведения научно-практических исследований в сфере стоматологии. Критически проанализирована и пересмотрена с учетом передового международного опыта организация учебного процесса по стоматологии с обновлением учебных планов и программ на основе внедрения и широкого использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования.

При непосредственном и активном содействии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и Министерства высшего и среднего специального образования обеспе-

чивается разработка и апробирование новых учебных планов и программ для ТГСИ, строго соответствующих усовершенствованным государственным образовательным стандартам, отвечающим современным требованиям развития стоматологии, а также призванным реализовать комплекс мер по организации деятельности научно-практического Центра ТГСИ.

Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление от 14 октября 2014 года № 287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института»1. Проводится определенная работа по его исполнению: так, ведется подготовительная работа, направленная на строительство учебных комплексов и общежитий ТГСИ и его филиалов. Определены заказчик, генеральная проектная организация и генеральная подрядная организация по строительству и реконструкции объектов ТГСИ и его филиалов. Продолжается разработка нормативных документов отдела инновационных идей и трансфера технологий.

Активно изучается положение о деятельности курсов переподготовки и повышения квалификации стоматологов и специалистов в челюстно-лицевой хирургии нашей страны. Обучающие циклы, организованные ТГСИ, призваны обеспечить ознакомление специалистов с последними методиками и технологиями, проведение их сравнительного анализа для более эффективного применения в клинической практике. С этой целью к проведению циклов будут привлекаться лекторы, обладающие академическими знаниями и участвующие в научных разработках, специалисты, имеющие большой опыт работы с этими технологиями и различными методиками.

Одним из перспективных направлений являются мини-циклы, на которых будут об-

1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2014 года №287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. №42, ст. 522.

суждаться актуальные узкие вопросы по различным разделам стоматологии, например, обследование и лечение пациентов с патологией височно-нижнечелюстного сустава, хирургические методики при заболеваниях пародонта, особенности эндодонтического лечения различных корневых каналов и т.д.

Как известно, современная медицина представляет собой сложную систему знаний, разветвленную на десятки взаимосвязанных медицинских наук, каждая из которых имеет свой предмет и методики исследования, свою проблематику и специфическую форму связи с практикой, что диктует дифференцированный подход к организации учебного процесса с использованием современных педагогических технологий. Педагогическая технология в медицине - это специфический подход к обучению, непосредственную связь с компьютеризацией и использование новейших медицинских достижений, что обуславливает необходимость создать такую систему педагогического подхода, которая работала бы на поэтапный и систематический контроль степени усвоения учебного материала в ходе преподавания медицинских дисциплин.

Использование современных технических средств обучения с использованием информационных технологий становится обязательным атрибутом в освоении и внедрении новых педагогических технологий и инноваций. В ТГСИ начали внедрять так называемое модульное обучение, основанное на решении клинических проблем в целом. Данная технология в мировой практике медицинского образования является одной из наиболее прогрессивных и способствует развитию логического самостоятельного мышления, что крайне необходимо развивать на этапе обучения будущего врача-стоматолога.

Анализ учебного педагогического процесса дает возможность выделить в нем такие основные категории, как знание, умение и навыки на уровне содержания обучения, а также необходимость практического применения этих знаний, умений и навыков на профессиональном уровне в условиях обучения в вузе и в последующей практической деятельности.

В связи с этим учебные программы на всех этапах обучения постоянно обновляются путем введения в образовательный процесс новых подходов в понимании причин и механизмов, диагностике и лечении стоматологических болезней человека. Одним из важнейших современных требований является повсеместное внедрение стандартов и протоколов лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях как республиканского, областного, так и районного уровней. Указанные стандарты и протоколы разрабатываются силами ведущих медицинских образовательных и научных учреждений страны на основе так называемой доказательной медицины. Последняя подразумевает составление рекомендаций на основе анализа точных научных данных, размещаемых на интернет-ресурсах. Следует отметить, что более 80% интернет-ресурсов в сфере научной медицины составляют источники на английском языке. Полноценный подход к использованию доказательной медициной, разработке стандартов и протоколов лечения, обновлению учебных программ и, в конечном итоге, расширению профессионального кругозора диктует необходимость знания английского языка, умения пользоваться интернет-данными. Вместе с тем, принято и реализуется постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» о повсеместном внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и повышении уровня знаний иностранных языков профессорско-преподавательского состава1, что поэтапно внедряется в учебном процессе специализированного учебного заведения.

Одной из отличительных особенностей медицинского образования является обязательное освоение практических (клинических) навыков (ведение больных, участие в клинических обходах, операциях, манипуляциях и т.д.).

1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». // «Народное слово» от 11 декабря 2012 года, 240 (5630).

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8

Ч.

В связи с этим обязательным условием качественной подготовки врачей-стоматологов является интеграция образования и производства, в данном случае медицинских вузов и клиник ведущих центров. То есть, медицинские вузы в качестве клинических баз используют ведущие медицинские учреждения. В обучении студентов задействованы не только педагоги вузов, но и научные работники, опытные врачи-стоматологи.

Как следствие, вышесказанное накладывает большую ответственность на профессорско-преподавательский состав ТГСИ. Поэтому педагоги активно изучают и внедряют в учебные программы рекомендации международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Глобальный фонд и другие) и высокоэффективную практику ведущих зарубежных государств в сфере стоматологии.

В современных условиях глобализация стала катализатором интернационализации и унификации образования. Вузы являются объектами растущей взаимозависимости и сближения образовательных систем. Заинтересованность отечественных вузов развивать международное сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями, придание ему комплексного и взаимовыгодного характера повышает потенциальные возможности и рейтинг вуза. Ибо международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности современного вуза, целью которого является дальнейшая интеграция в мировое образовательное и научное пространство. Эта работа осуществляется в рамках: программ сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, реализации международных образовательных проектов, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавателями и студентами.

Выгоды от международного сотрудничества усматриваются и в усвоении зарубежного опыта использования современных инновационных технологий в процесс обучения. В целях учета зарубежного опыта в ТГСИ изучается структура и научная направленность, также оснащенность таких ведущих вузов Кореи - Сеульского и Енсейского университетов.

В настоящее время ведется согласование проводимой работы с меморандумом, подписанным между ТГСИ и Университетом Енсей (Республика Корея).

Реализуется меморандум о совместной деятельности по подготовке специалистов в институте Енсей Южной Кореи и ведется подбор кандидатов на стажировку из числа молодых местных специалистов. Ведется оформление документации для проведения научно-исследовательской работы, связанной с разработкой стоматологических материалов. Исходя из изученного международного опыта по организации стоматологических вузов, рабочей группой, состоящей из сотрудников ТГСИ, были определены концептуальные основы организации деятельности института, основными из которых являются:

- организация фантомных и 3D симуляци-онных залов;

- использование CAD/CAM технологии;

- создание отдела стратегического прогнозирования и анализа;

- локализация производства стоматологических материалов, инструментов и оборудования;

- создание мобильной стоматологической помощи;

- использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.

Условия динамичного развития здравоохранения и предоставления высококвалифицированных медицинских услуг населению обуславливают необходимость создания современной инфраструктуры кадрового потенциала, включающие вопросы разработки номенклатуры специальностей, подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации, сертификацию и лицензирование, профессиональную защиту персонала. В этой связи в образовательно-практической деятельности ТГСИ особое внимание уделяется вопросам разработки, научного обоснования и внедрения методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, применяемых в различных областях современной стоматологии. В частности, обучающие циклы с применением современных педагогических технологий бу-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8

дут основываться не только на чтении лекции по интересующим стоматологов темам, но и на демонстрации применения этих методов на практике, а также они будут иметь возможность опробовать некоторые технологии на фантомах1, изучить внутренние болезни в организме человека с учетом достижений ин-тегративной медицины, так как это перспективное направление в науке и практической деятельности, сочетающее в себе современнейшие новации науки и многотысячелетнюю мудрость врачей и древних целителей, о чем свидетельствует опыт таких развитых стран как Южная Корея, Япония, Китай и др., ибо на современном этапе развития медицины достижения в лечении болезней могут быть реализованы при сочетании новейших классических методов лечения с наиболее эффективными методами восточной медицины. В частности, современные методы основаны на применении в стоматологической практике акупунктуры, фитотерапии, фармокопунктуры, мокс-терапии и других методов, а также инновационных методик. В Узбекистане также имеется многовековой опыт по применению методов народной медицины в лечении больных, в частности, применение фитопрепаратов и биологически активных точек при различных стоматологических заболеваниях.

Эти факторы обуславливают необходимость учета адекватности содержания учебно-академического уровня высшего медицинского образования потребностям современного развития медицины, а также в процессе подготовки и практической деятельности высококвалифицированных специалистов-стоматологов.

Выводы:

- на современном этапе развития медицины для подготовки компетентного специалиста-стоматолога наряду с традиционным образованием следует использовать инновационные технологии, которые позволят обеспечить высокое качество образовательного и профессионального развития. Данные шаги представляются крайне важными, поскольку стоматология

1 Фантом [фр. fantom] - модель человека (или части тела человека) в натуральную величину, служащая наглядным пособием, например, в медицинских учебных заведениях.

в медицине признана одной из наиболее динамично развивающихся отраслей;

- анализ учебного педагогического процесса дает возможность выделить в нем такие основные категории, как знание, умение и навыки на уровне содержания обучения, а также необходимость практического применения этих знаний, умений и навыков на профессиональном уровне в условиях обучения в вузе и в последующей практической деятельности;

- в современном мире при огромном потоке меняющейся информации очень сложно уследить за появлением новых разработок, осознать их необходимость и внедрить в повседневную медицинскую практику. Исходя из этого, образовательно - практическое обеспечение ТГСИ будет заключаться в разработке, научном обосновании и внедрении методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, применяемых в различных областях современной стоматологии;

- современные исследования свидетельствуют об актуальности и необходимости глубокого анализа и изучения многогранного наследия врачей и древних целителей Востока, которое не потеряло своей ценности, о чем свидетельствует опыт таких стран как Южная Корея, Япония, Китай, для медицинской теории и практики и с точки зрения перспективы интегративной медицины и могут стать импульсом для новых открытий в области диагностики, терапии, а изучение лекарственных средств позволит пополнить арсенал современных терапевтических средств в стоматологии;

- международное сотрудничество составляет неотъемлемый элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Сегодня нельзя ограничиваться такими способами его организации, как заключение межвузовских договоров о сотрудничестве. Необходим активный поиск и разработка новых моделей. Международное сотрудничество может внести большой вклад в развитие образовательной деятельности, научно-исследовательскую деятельность, реализацию программ академических обменов и программ «двойного диплома», а также иных партнерских программ.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8

Ч.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225.

2. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 227.

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года № УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 10-11, ст. 204; 2000 г., № 4, ст. 116; 2003 г., № 8, ст. 121.

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 2, ст. 16.

5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года «О мерах по укреплению материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Газета «Народное слово», 11.12.2012 г. 240 (5630).

7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2014 года № ПП-2215 «Об образовании Ташкентского государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 30, ст. 367.

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2014 года № 287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014.№42, ст. 522.

9. Каримов И.А. Выступление на открытии международного симпозиума «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать -здоровый ребенок» // Наш путь-углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20. - Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 208.

10. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны

2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на

2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 г., № 11 (6164).

11. Здравоохранение Узбекистана 2015 . - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.