Буранова Д.Д.,
заведующая кафедрой «Физиотерапии, лечебной физической культуры, физической культуры, гигиены с экологией, эпидемиологии, управления здравоохранением и общественным здоровьем, истории здравоохранения, гражданской обороны» Ташкентского государственного стоматологического института, кандидат медицинских наук, доцент,
НОВОЕ ЗВЕНО В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА
БУРОНОВА Д.Д. ТИББИЁТ ТАЪЛИМИДА ЯНГИ БУ¥ИН: УНИНГ ШАКЛЛАНИШИ, ИННОВАЦИЯЛАР ВА ИСТИЦБОЛИ
Маколада Узбекистоннинг янги тиббиёт таълим муассасаси - Тошкент давлат стоматология институти мисолида унинг шаклланиши, ривожланишининг истикболли йуналишлари ва укув жараёнида татбик этилаётган инновацион ёндашувларга оид масалалар куриб чикилган.
Таянч суз ва тушунчалар: таълим, тиббиёт, стоматология, Тошкент давлат стоматология институти, педагогик технологиялар, ахборот-коммуникация технологиялари, модуль тизими асо-сида укитиш, малака ошириш.
БУРАНОВА Д.Д. НОВОЕ ЗВЕНО В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье на примере нового медицинского учебного заведения Узбекистана - Ташкентского государственного стоматологического института рассматриваются вопросы становления, перспективных направлений развития и инновационных подходов, внедряемых в учебном процессе данного института.
Ключевые слова и понятия: образование, медицина, стоматология, Ташкентский государственный стоматологический институт, педагогические технологии, информационно-коммуникационные технологии, модульная система обучения, повышение квалификации.
BURANOVA D.D. NEW CHAIN IN MEDICAL EDUCATION: FORMATION, INNOVATIONS AND PERSPECTIVES
In the article on the example of new higher educational institution of Uzbekistan - Tashkent State dental institute are considered issues of formation, the perspective directions and innovative approaches introduced into educational process of this higher education institution.
Keywords: education, medicine, stomatology, Tashkent State Dental Institute, pedagogical technologies, information-communicational technologies, module system of education, professional development.
Ч.
Сегодня государства, думающие о завтрашнем дне своей страны, осуществляют огромные инвестиции в формирование потенциала высшего образования для конкуренции в международном пространстве, наращивая ресурсы финансирования исследований и образования, создавая стимулы для совершенствования управления и повышения качества программ, поддерживая международное партнерство и мобильность, совершенствуя интеллектуальную инфраструктуру етраны. Такой подход демонстрируют, например, такие страны как Япония, Корея, Китай, Узбекистан.
В статье 40 Конституции Республики Узбекистан закреплено право каждого на квалифицированное медицинское обслуживание. Данная конституционная норма соответствует положениям статьи 25 Всеобщей декларации прав человека и статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.
Необходимо отметить, что в Республике Узбекистан за годы независимости был принят ряд законов, направленных на защиту прав граждан в области защиты права на здоровье1. В стране в условиях независимого развития были осуществлены реформы, направленные на создание организационных и практических условий для повышения качества медицинской помощи, повышение роли и престижа медицинских работников, совершенствование системы оплаты и материального стимулирования их труда. Реализация конституционных норм позволила добиться существенных успехов. Рост затрат государства на социальную сферу в годы независимости увеличился в пять раз. Достигнуто сокращение уровня материнской смертности более чем в 3,1 раза, детской - в 3,2 раза. Выросла средняя продолжи-
1 См.: Закон «О государственном санитарном надзоре» (1992 г.), «Об охране здоровья граждан» (1996 г.), «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (1997 г.), «О наркотических и психотропных веществах» (1999 г.), «О ВИЧ-инфекции» (2000 г.), «О радиационной безопасности» (2001 г.), «О защите населения от туберкулеза» (2001 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2002 г.), «О профилактике йододефицит-ных заболеваний» (2007 г.) и др.
тельность жизни людей с 67 до 73, а женщин - до 75 лет2. И страна не останавливается на достигнутом. На развитие социальной сферы Узбекистан ежегодно направляет около 60 % всех расходов Государственного бюджета3.
В центре внимания государства находятся вопросы обеспечения лечебно-профилактических учреждений современным лечебным, диагностическим оборудованием. Так, например, после принятия Указа Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения» были открыты республиканские специализированные центры. Сегодня в них ежегодно проводится свыше 10 тысяч операций и диагностических процедур, из которых свыше 4 тысяч - высокотехнологичные операции и диагностические процедуры4. Специальные оздоровительные программы включают широкий спектр лечебных средств, которые используются в мировой практике. В течение короткого времени эти меры позволяют в целом безошибочно поставить пациенту диагноз, провести необходимое лечение и, самое
2 Каримов И.А. Выступление на открытии международного симпозиума «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать - здоровый ребенок» // Наш путь - углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20. - Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 26-36.
3 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 года, № 11 (6164).
4 См.: Здравоохранение Узбекистана. 2015. - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8
главное, как можно быстрее вернуть человека к нормальной жизни.
Одним из главных направлений реформы здравоохранения является открытие сельских врачебных пунктов (СВП), обеспечение их квалифицированными кадрами и полное оснащение современным медицинским оборудованием. На сегодняшний день в республике функционирует свыше 3200 СВП1. В прежние времена даже из-за простого заболевания сельчанам приходилось ехать в районный центр.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров, в нашей стране проделана огромная по масштабам работа по реформированию всей системы образования, в том числе и кадровой инфраструктуры здравоохранения. В частности, положения указанных нормативно-правовых актов, а также Указ Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года № УП-2107 «О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан», определивший этапы Государственной программы реформирования системы здравоохранения, позволили перевести рельсы высшего медицинского образования на международный стандарт организации учебного процесса в подготовке высококвалифицированных специалистов. Кроме того, принятие и реализация постановления Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года № ПП-1533 «О мерах по укреплению материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», позволило существенно модернизировать материально-техническую базу образовательного процесса в медицинских вузах, улучшить жилищно-бытовые условия студентов, ввести новые и реконструировать функционирующие спортивные сооружения2. Одновремен-
1 См.: Здравоохранение Узбекистана. 2015. - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.
2 Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года № ПП-1533 «О мерах по укреплению
материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».
но, продолжается внедрение новых педагогических технологий и инноваций в процессы обучения, обязательными стали современные технические средства обучения с использованием информационных технологий.
В стране была полностью пересмотрена программа обучения в медицинских высших учебных заведениях. Начиная с 1999 года, медицинские ВУЗы перешли на распространенную в Европейских странах систему подготовки врача общей практики (ВОП) со сроком обучения 7 лет на основе утвержденных государственных образовательных стандартов, что дало возможность более качественно готовить их к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и организационной работы. Новым также является организация отделений по подготовке медицинских сестер высшей квалификации - бакалавров сестринского дела.
В целях дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных медицинских кадров в сфере стоматологии на уровне международных требований и стандартов, укрепления и развития учебной и материально-технической базы, отвечающей современным требованиям организации учебного процесса, внедрения передовых информационно-коммуникационных и образовательных технологий, обеспечения тесной увязки теоретической подготовки будущих специалистов-стоматологов с овладением ими практическими навыками, 22 июля 2014 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2215 об образовании Ташкентского государственного стоматологического института (ТГСИ)3 на базе стоматологического факультета Ташкентской медицинской академии. Данным постановлением были определены основные направления деятельности ТГСИ.
В ряде регионов республики - Андижане, Бухаре, Самарканде и Нукусе ныне образовываются филиалы Ташкентского государствен-
3 Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2014 года № ПП-2215 «Об образовании Ташкентского государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 30, ст. 367.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8
Ч.
ного стоматологического института. Создаются клинические кафедры в филиалах ТГСИ.
При ТГСИ создан научно-практический Центр стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, являющийся основным исследовательским подразделением института по проведению глубоких научных изысканий по разработке эффективных методов лечения заболеваний зубов и полости рта, внедрению передовых стоматологических технологий, в том числе таких, как остеопластика, применение биологических и искусственных материалов при восстановлении тканей и органов челюстно-лицевой области; в соответствии с международными стандартами обеспечивает совершенствование научно-методологической базы диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний, и на этой базе осуществляет разработку государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебников и учебно-методических пособий в области стоматологии, а также переподготовку и повышение квалификации врачей-стоматологов.
Была проведена в установленном порядке аттестация руководящих работников и профессорско-преподавательского состава упраздняемых стоматологических факультетов Ташкентской медицинской академии и других высших медицинских образовательных учреждений, укомплектование ТГСИ и его филиалов высококвалифицированными инициативными кадрами, обладающими практическим опытом работы и активно использующими современные методы обучения и проведения научно-практических исследований в сфере стоматологии. Критически проанализирована и пересмотрена с учетом передового международного опыта организация учебного процесса по стоматологии с обновлением учебных планов и программ на основе внедрения и широкого использования современных образовательных технологий, новейшего информационного и учебно-лабораторного оборудования.
При непосредственном и активном содействии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и Министерства высшего и среднего специального образования обеспе-
чивается разработка и апробирование новых учебных планов и программ для ТГСИ, строго соответствующих усовершенствованным государственным образовательным стандартам, отвечающим современным требованиям развития стоматологии, а также призванным реализовать комплекс мер по организации деятельности научно-практического Центра ТГСИ.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято постановление от 14 октября 2014 года № 287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института»1. Проводится определенная работа по его исполнению: так, ведется подготовительная работа, направленная на строительство учебных комплексов и общежитий ТГСИ и его филиалов. Определены заказчик, генеральная проектная организация и генеральная подрядная организация по строительству и реконструкции объектов ТГСИ и его филиалов. Продолжается разработка нормативных документов отдела инновационных идей и трансфера технологий.
Активно изучается положение о деятельности курсов переподготовки и повышения квалификации стоматологов и специалистов в челюстно-лицевой хирургии нашей страны. Обучающие циклы, организованные ТГСИ, призваны обеспечить ознакомление специалистов с последними методиками и технологиями, проведение их сравнительного анализа для более эффективного применения в клинической практике. С этой целью к проведению циклов будут привлекаться лекторы, обладающие академическими знаниями и участвующие в научных разработках, специалисты, имеющие большой опыт работы с этими технологиями и различными методиками.
Одним из перспективных направлений являются мини-циклы, на которых будут об-
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2014 года №287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. №42, ст. 522.
суждаться актуальные узкие вопросы по различным разделам стоматологии, например, обследование и лечение пациентов с патологией височно-нижнечелюстного сустава, хирургические методики при заболеваниях пародонта, особенности эндодонтического лечения различных корневых каналов и т.д.
Как известно, современная медицина представляет собой сложную систему знаний, разветвленную на десятки взаимосвязанных медицинских наук, каждая из которых имеет свой предмет и методики исследования, свою проблематику и специфическую форму связи с практикой, что диктует дифференцированный подход к организации учебного процесса с использованием современных педагогических технологий. Педагогическая технология в медицине - это специфический подход к обучению, непосредственную связь с компьютеризацией и использование новейших медицинских достижений, что обуславливает необходимость создать такую систему педагогического подхода, которая работала бы на поэтапный и систематический контроль степени усвоения учебного материала в ходе преподавания медицинских дисциплин.
Использование современных технических средств обучения с использованием информационных технологий становится обязательным атрибутом в освоении и внедрении новых педагогических технологий и инноваций. В ТГСИ начали внедрять так называемое модульное обучение, основанное на решении клинических проблем в целом. Данная технология в мировой практике медицинского образования является одной из наиболее прогрессивных и способствует развитию логического самостоятельного мышления, что крайне необходимо развивать на этапе обучения будущего врача-стоматолога.
Анализ учебного педагогического процесса дает возможность выделить в нем такие основные категории, как знание, умение и навыки на уровне содержания обучения, а также необходимость практического применения этих знаний, умений и навыков на профессиональном уровне в условиях обучения в вузе и в последующей практической деятельности.
В связи с этим учебные программы на всех этапах обучения постоянно обновляются путем введения в образовательный процесс новых подходов в понимании причин и механизмов, диагностике и лечении стоматологических болезней человека. Одним из важнейших современных требований является повсеместное внедрение стандартов и протоколов лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях как республиканского, областного, так и районного уровней. Указанные стандарты и протоколы разрабатываются силами ведущих медицинских образовательных и научных учреждений страны на основе так называемой доказательной медицины. Последняя подразумевает составление рекомендаций на основе анализа точных научных данных, размещаемых на интернет-ресурсах. Следует отметить, что более 80% интернет-ресурсов в сфере научной медицины составляют источники на английском языке. Полноценный подход к использованию доказательной медициной, разработке стандартов и протоколов лечения, обновлению учебных программ и, в конечном итоге, расширению профессионального кругозора диктует необходимость знания английского языка, умения пользоваться интернет-данными. Вместе с тем, принято и реализуется постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» о повсеместном внедрении информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и повышении уровня знаний иностранных языков профессорско-преподавательского состава1, что поэтапно внедряется в учебном процессе специализированного учебного заведения.
Одной из отличительных особенностей медицинского образования является обязательное освоение практических (клинических) навыков (ведение больных, участие в клинических обходах, операциях, манипуляциях и т.д.).
1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». // «Народное слово» от 11 декабря 2012 года, 240 (5630).
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8
Ч.
В связи с этим обязательным условием качественной подготовки врачей-стоматологов является интеграция образования и производства, в данном случае медицинских вузов и клиник ведущих центров. То есть, медицинские вузы в качестве клинических баз используют ведущие медицинские учреждения. В обучении студентов задействованы не только педагоги вузов, но и научные работники, опытные врачи-стоматологи.
Как следствие, вышесказанное накладывает большую ответственность на профессорско-преподавательский состав ТГСИ. Поэтому педагоги активно изучают и внедряют в учебные программы рекомендации международных организаций (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Глобальный фонд и другие) и высокоэффективную практику ведущих зарубежных государств в сфере стоматологии.
В современных условиях глобализация стала катализатором интернационализации и унификации образования. Вузы являются объектами растущей взаимозависимости и сближения образовательных систем. Заинтересованность отечественных вузов развивать международное сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями, придание ему комплексного и взаимовыгодного характера повышает потенциальные возможности и рейтинг вуза. Ибо международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности современного вуза, целью которого является дальнейшая интеграция в мировое образовательное и научное пространство. Эта работа осуществляется в рамках: программ сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, реализации международных образовательных проектов, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавателями и студентами.
Выгоды от международного сотрудничества усматриваются и в усвоении зарубежного опыта использования современных инновационных технологий в процесс обучения. В целях учета зарубежного опыта в ТГСИ изучается структура и научная направленность, также оснащенность таких ведущих вузов Кореи - Сеульского и Енсейского университетов.
В настоящее время ведется согласование проводимой работы с меморандумом, подписанным между ТГСИ и Университетом Енсей (Республика Корея).
Реализуется меморандум о совместной деятельности по подготовке специалистов в институте Енсей Южной Кореи и ведется подбор кандидатов на стажировку из числа молодых местных специалистов. Ведется оформление документации для проведения научно-исследовательской работы, связанной с разработкой стоматологических материалов. Исходя из изученного международного опыта по организации стоматологических вузов, рабочей группой, состоящей из сотрудников ТГСИ, были определены концептуальные основы организации деятельности института, основными из которых являются:
- организация фантомных и 3D симуляци-онных залов;
- использование CAD/CAM технологии;
- создание отдела стратегического прогнозирования и анализа;
- локализация производства стоматологических материалов, инструментов и оборудования;
- создание мобильной стоматологической помощи;
- использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий.
Условия динамичного развития здравоохранения и предоставления высококвалифицированных медицинских услуг населению обуславливают необходимость создания современной инфраструктуры кадрового потенциала, включающие вопросы разработки номенклатуры специальностей, подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации, сертификацию и лицензирование, профессиональную защиту персонала. В этой связи в образовательно-практической деятельности ТГСИ особое внимание уделяется вопросам разработки, научного обоснования и внедрения методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, применяемых в различных областях современной стоматологии. В частности, обучающие циклы с применением современных педагогических технологий бу-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8
дут основываться не только на чтении лекции по интересующим стоматологов темам, но и на демонстрации применения этих методов на практике, а также они будут иметь возможность опробовать некоторые технологии на фантомах1, изучить внутренние болезни в организме человека с учетом достижений ин-тегративной медицины, так как это перспективное направление в науке и практической деятельности, сочетающее в себе современнейшие новации науки и многотысячелетнюю мудрость врачей и древних целителей, о чем свидетельствует опыт таких развитых стран как Южная Корея, Япония, Китай и др., ибо на современном этапе развития медицины достижения в лечении болезней могут быть реализованы при сочетании новейших классических методов лечения с наиболее эффективными методами восточной медицины. В частности, современные методы основаны на применении в стоматологической практике акупунктуры, фитотерапии, фармокопунктуры, мокс-терапии и других методов, а также инновационных методик. В Узбекистане также имеется многовековой опыт по применению методов народной медицины в лечении больных, в частности, применение фитопрепаратов и биологически активных точек при различных стоматологических заболеваниях.
Эти факторы обуславливают необходимость учета адекватности содержания учебно-академического уровня высшего медицинского образования потребностям современного развития медицины, а также в процессе подготовки и практической деятельности высококвалифицированных специалистов-стоматологов.
Выводы:
- на современном этапе развития медицины для подготовки компетентного специалиста-стоматолога наряду с традиционным образованием следует использовать инновационные технологии, которые позволят обеспечить высокое качество образовательного и профессионального развития. Данные шаги представляются крайне важными, поскольку стоматология
1 Фантом [фр. fantom] - модель человека (или части тела человека) в натуральную величину, служащая наглядным пособием, например, в медицинских учебных заведениях.
в медицине признана одной из наиболее динамично развивающихся отраслей;
- анализ учебного педагогического процесса дает возможность выделить в нем такие основные категории, как знание, умение и навыки на уровне содержания обучения, а также необходимость практического применения этих знаний, умений и навыков на профессиональном уровне в условиях обучения в вузе и в последующей практической деятельности;
- в современном мире при огромном потоке меняющейся информации очень сложно уследить за появлением новых разработок, осознать их необходимость и внедрить в повседневную медицинскую практику. Исходя из этого, образовательно - практическое обеспечение ТГСИ будет заключаться в разработке, научном обосновании и внедрении методов лечения и профилактики заболеваний, современных технологий диагностики и лечения, применяемых в различных областях современной стоматологии;
- современные исследования свидетельствуют об актуальности и необходимости глубокого анализа и изучения многогранного наследия врачей и древних целителей Востока, которое не потеряло своей ценности, о чем свидетельствует опыт таких стран как Южная Корея, Япония, Китай, для медицинской теории и практики и с точки зрения перспективы интегративной медицины и могут стать импульсом для новых открытий в области диагностики, терапии, а изучение лекарственных средств позволит пополнить арсенал современных терапевтических средств в стоматологии;
- международное сотрудничество составляет неотъемлемый элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Сегодня нельзя ограничиваться такими способами его организации, как заключение межвузовских договоров о сотрудничестве. Необходим активный поиск и разработка новых моделей. Международное сотрудничество может внести большой вклад в развитие образовательной деятельности, научно-исследовательскую деятельность, реализацию программ академических обменов и программ «двойного диплома», а также иных партнерских программ.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 8
Ч.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225.
2. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 227.
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 ноября 1998 года № УП-2107 «О государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 10-11, ст. 204; 2000 г., № 4, ст. 116; 2003 г., № 8, ст. 121.
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 2, ст. 16.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2011 года «О мерах по укреплению материально-технической базы высших учебных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов».
6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Газета «Народное слово», 11.12.2012 г. 240 (5630).
7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 22 июля 2014 года № ПП-2215 «Об образовании Ташкентского государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 30, ст. 367.
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2014 года № 287 «О мерах по организации деятельности и формированию материально-технической базы Ташкентского Государственного стоматологического института». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014.№42, ст. 522.
9. Каримов И.А. Выступление на открытии международного симпозиума «Национальная модель охраны здоровья матери и ребенка в Узбекистане: «Здоровая мать -здоровый ребенок» // Наш путь-углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Том 20. - Т.: «Узбекистан», 2012. -С. 208.
10. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны
2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на
2015 год. // «Народное слово», 17 января 2015 г., № 11 (6164).
11. Здравоохранение Узбекистана 2015 . - Т.: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015.