Бакиев А.Р.,
профессор кафедры «Менеджмент» Ташкентского государственного технического университета, кандидат экономических наук; Бакиева И.А.,
доцент кафедры «Малый бизнес и предпринимательство» Ташкентского финансового института, кандидат экономических наук
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
БАКИЕВ А.Р., БАКИЕВА И.А. ФАН ВА АМАЛИЁТ ИНТЕГРАЦИЯСИ: УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ФАН-ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ СТРАТЕГИЯСИ
Ушбу маколада таълим, фан ва саноат интеграцияси х,амда мамлакат фан-таълим ти-зимини ривожлантириш стратегияси масалалари борасида фикр юритилган. Шунинг-дек, фан-таълим тизимининг х,укукий базаси, олиб борилаётган ислох,отлар натижаси тах,лил килинган. Мавзу доирасида камчилик ва муаммолар аникланган ва уларнинг ечимлари таклиф килинган.
Таянч суз ва тушунчалар: интеграция, стратегия, таълим, фан, олий таълим муассаса-си, илмий-тадкикот муассасаси, илмий-педагогик фаолият, фан-таълим тизими.
БАКИЕВ А.Р., БАКИЕВА И.А. ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В данной статье рассмотрены вопросы интеграции образования, науки и производства, необходимости включения в политику образования стратегии развития научно-образовательной системы страны. Также проанализирована законодательная база и результаты проводимых реформ в научно-образовательной системе. Выявлены недостатки и проблемы по данной теме, предложены их решения.
Ключевые слова и понятия: интеграция, стратегия, образование, наука, высшие образовательные учреждения, научно-исследовательские учреждения, научно-педагогическая деятельность, научно-образовательная система.
BAKIYEV A.R., BAKIYEVA I.A. THE INTEGRATION OF SCIENCE AND PRA^ICE: THE STRATEGY OF SCIENTIFIC-EDUCATIONAL SYSTEM OF THE REPUBLС OF UZBEKISTAN DEVELOPMENT
The article describes the integration of education, science and industry and also the need of including the strategy for the development of scientific and educational system of the country to education policy. There is also, analyzed the legislative framework, the results of the reforms in the scientific and educational system. Identified disadvantages and problems on the topic, and offered their solutions.
Keywords: integration, strategy, education, science, higher education institutions, research institutions, research and teaching activities, scientific and educational system.
Важнейшими двигателями технико-экономического прогресса является высокий уровень развития образования и сопутствующий ему высокий уровень развития науки и производства. В качестве главного поставщика новых знаний наука играет первостепенную роль в обеспечении роста экономики страны. Ведущая роль науки требует перспективного видения и управления потенциалом научных знаний с точки зрения как обеспечения исследований необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, так и воспроизводства научных кадров, обладающих высочайшей квалификацией и способностью продуцировать новые идеи и знания. В этом соприкасаются роли системы науки и высшего образования, причём система высшего образования является не только исходной средой, из которой исторически сформировалась научная отрасль, но и перспективным поставщиком подготовленных трудовых ресурсов для науки.
Этим фактом обусловлена необходимость в развитии и стимулировании со стороны государства научных исследований, а также научных сотрудников, в частности, докторантов и соискателей.
Вопросы реформирования и совершенствования системы образования Республики Узбекистан имеют твердую нормативно-правовую и законодательную основу:
- Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года;
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 года;
- Национальная программа по подготовке кадров;
Реформы, осуществленные за годы независимости в системе образования республики, дали свои положительные результаты. Компетентными органами, министерствами, ведомствами, а также непосредственно самими образовательными учреждениями всех уровней была осуществлена колоссальная работа по теоретико-методологическому обеспечению учебного процесса. Итогом данной работы стало постепенное создание учеб-
ной литературы по всем направлениям и предметам. В последние несколько лет изменениям подверглась и система осуществления научно-исследовательских работ, а также этапы защиты диссертаций на соискание научной степени. Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года № УП-4456 «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2012 года № 365 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», которым утверждены, в частности, «Государственные требования к послевузовскому образованию», «Положение о послевузовском образовании», новая структура и Положение о Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Для практического воплощения новой системы созданной Высшей аттестацион-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
ной комиссии (ВАК) при Кабинете Министров Республики Узбекистан реализуется целый ряд системных мер. В частности, разработана и утверждена соответствующим постановлением ВАК новая редакция «Номенклатуры специальностей научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации».
Разработаны и утверждены соответствующими постановлениями ВАК, зарегистрированы в Министерстве юстиции и введены в действие Положение о Научном совете по присуждению ученой степени доктора наук, Положение о порядке присуждения ученой степени доктора наук, Положение о порядке присвоения ученых званий, Положение об экспертном совете, Положение о порядке проведения квалификационных экзаменов.
Организована система регистрации и объявления в журнале «Бюллетень ВАК» тем докторских диссертаций. Также организована сдача соискателями ученой степени доктора наук тестовых испытаний на определение их склонности к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности и квалификационных экзаменов.
Для дальнейшего экономического и социального развития страны необходимо действовать по принципу «Образование через науку и практику». Поэтому, как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: «В Узбекистане успешно действует Академия наук и в ее составе 43 академических института, обладающих огромным научным потенциалом. Перспективные исследования ведутся во многих областях естественных и точных наук, таких, как ядерная физика, теплофизика, астрофизика, гелиоматери-аловедение, биология и микробиология, химия и химия природных соединений, сейсмология и другие. Вне всякого сомнения, вкладываемые сегодня средства
в сферу образования и науку - это тот капитал, который создает прочный фундамент формирования в стране высоко интеллектуального общества, которому принадлежит будущее»1. Интеграция образования, науки и производства должна быть положена в основу новой политики образования и стратегии развития научно-образовательной системы страны.
В Узбекистане сделаны шаги по интеграции науки и образования. В недавнем прошлом в нашей республике в целях осуществления задач, определённых Национальной программой по подготовке кадров, усиления интеграции науки и образования, более эффективного использования научно - технического потенциала академической науки в подготовке высококвалифицированных специалистов, обеспечения широкого участия её научных кадров в учебном процессе высших образовательных учреждений, активного привлечения одарённой молодёжи из числа магистров и бакалавров в научно-исследовательскую деятельность, а также обеспечения непрерывности и преемственности между ступенями вузовского и послевузовского образования было принято совместное постановление Академии наук Республики Узбекистан и Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан «Об интеграции науки и образования»2.
Это постановление послужило основой для реализации совместной интеграционной деятельности Академии наук РУз и Министерства высшего и среднего специального образования РУз, успешно начатой в 2006/2007 учебном году.
1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине Независимости Узбекистана. 30.08.2007 г.
2 Совместное постановление Академии наук РУз и Минвуза РУз № 134 от 22 июня 2006 г.
Ведущие ученые и специалисты многих академических институтов вовлечены в преподавательскую деятельность в вузах в форме чтения лекций и ведения практических занятий по специальным курсам для студентов-старшекурсников, руководства дипломными проектами и магистерскими диссертациями. Хорошая материальная база, оснащенность научными приборами и оборудованием институтов Академии наук РУз и проводимые ими на высоком уровне научные исследования являются необходимыми условиями для выполнения дипломных работ и магистерских диссертаций студентами вузов в институтах Академии наук РУз.
В различных университетах и НИИ Академии наук созданы и в течение ряда лет успешно действуют прогрессивные формы взаимодействия науки и образования, в том числе ряд совместных учебно-научных центров, базовых лабораторий и филиалов кафедр, которые обеспечивают более качественный учебный процесс по актуальным для республики специальностям, а также участие студентов в научных исследованиях институтов. Так, например, создан и в течение ряда лет успешно функционирует филиал кафедры физиологии и биофизики биологического факультета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Научные сотрудники АН РУз ежегодно руководят многими магистерскими диссертациями и выпускными квалификационными работами бакалавров из ведущих университетов страны.
В качестве примера успешной интеграции академической науки и образования можно привести опыт сотрудничества Ташкентского государственного технического университета (ТашГТУ) с институтами Академии наук Республики Узбекистан. Многие преподаватели, магистранты и бакалавры ТашГТУ участвуют в научно-
исследовательской работе ряда академических институтов: Физико-технического института; Института ионно-плазменных и лазерных технологий; Института энергетики и автоматики; Института геологии и геофизики АН РУз и др.
Многие ученые этих институтов активно участвуют в учебном процессе ТашГТУ, разработке и подготовке учебных программ по новым специальностям, издании учебно-методической литературы и учебников, проведении государственных экзаменов, руководстве квалификационно-выпускными работами бакалавров, магистерскими диссертациями, а также постановке и проведении научных исследований совместно с сотрудниками базовых кафедр и их студентами. Например, студенты выпускного курса в магистратуре по специальности «Менеджмент и маркетинг» совместно с Торгово-промышленной Палатой Узбекистана участвуют в научных проектах и разработке бизнес-планов, а также проходят предвыпускную практику в структурах Торгово-промышленной Палаты, используют полученные результаты изучения деятельности этих структур при подготовке магистерских диссертаций.
Наиболее талантливые выпускники вузов приглашаются на работу в академические институты и поступают на обучение старшими научными сотрудниками-соискателями ученой степени доктора наук, что обеспечивает процесс непрерывного образования по цепочке «ВУЗ-НИИ».
На данный момент в нашей стране не во всех ВУЗах есть возможность в полной мере осуществлять свою деятельность по принципу «Образование через науку и практику». Так, с целью обеспечения реальной интеграции академической науки и образования, а также развития научного сектора в системе высшего об-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
разования республики было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 2012 года № 33 «О мерах по дальнейшей оптимизации структуры и совершенствованию деятельности научных учреждений Академии Наук Республики Узбекистан», в соответствии с которым был установлен нижеследующий механизм реорганизации ряда научных учреждений системы Академии Наук Республики Узбекистан путём передачи их функций в создаваемые структуры при высших учебных заведениях республики:
Научно-исследовательский институт математики и информационных технологий - разделение и создание на базе: математического блока - Института математики при Национальном университете Узбекистана; блока информационных технологий - Центра разработки программных продуктов и аппаратно-программных комплексов при Ташкентском университете информационных технологий;
Институт водных проблем - слияние с Научно-производственным объединением САНИИРИ Министерства сельского и водного хозяйства и создание на их базе Научно-исследовательского института ирригации и водных проблем при Ташкентском институте ирригации и мелиорации;
Комплексный научно-исследовательский институт региональных проблем Самаркандского отделения Академии наук - преобразование в проблемную лабораторию по вопросам экологии Самаркандского государственного университета;
Институт философии и права - ликвидация в установленном порядке с последующей передачей имущества и научно-исследовательских проектов: блока философии - в Национальный университет Узбекистана; блока права - в Таш-
кентский государственный юридический институт;
Бухарский, Андижан-Наманганский, Ферганский и Южный научные центры -ликвидация в установленном порядке с последующей передачей имущества и научно-исследовательских проектов соответственно в Андижанский, Бухарский, Каршинский и Ферганский государственные университеты.
Актуальной проблемой является проблема слабо налаженной связи предприятий и организаций с учебными заведениями или вообще отсутствие таких связей. Так, например, если рассматривать экономические ВУЗы, то их проблемой можно назвать отсутствие договорных отношений между самим ВУЗом и предприятиями по поводу прохождения производственной практики студентами в зависимости от направления обучения (в бакалавриате) и специальности (в магистратуре). Как следствие, за отсутствием подобных соглашений студенты и магистры вынуждены самостоятельно искать и находить места прохождения практики, что, в свою очередь, является для кого-то из них проблемой. Однако и данная проблема находит свое решение в постепенном поэтапном налаживании двухсторонних и трехсторонних договоров между ВУЗами и производственными предприятиями, финансово-кредитными структурами и организациями.
В сегодняшних экономических условиях, когда стоит вопрос повышения конкурентоспособности как отдельно взятого предприятия, так и отрасли в целом, актуальной задачей является обеспечение роста уровня высшего профессионального образования путём интеграции научных исследований и практической дея-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
тельности, т.е. через участие студентов бакалавриата и магистратуры в научно-исследовательской работе.
Тесное взаимодействие и развитие интеграции академической науки и образования является важным направлением деятельности всех научных учреждений Академии наук Республики Узбекистан.
Таким образом, в целях дальнейшего развития и совершенствования всех секторов и отраслей, а также экономики страны в целом, принципиально важным для системы высшего образования должно стать обеспечение интеграции образования, науки и производства.
Литература:
1. Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 года.
2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 29 августа 1997 года № 464-1.
3. Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. № 463-1.
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 г., № УП-4456 «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации».
5. Доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана. 30 августа, 2007 г.
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 февраля 2012 года № 33 «О мерах по дальнейшей оптимизации структуры и совершенствованию деятельности научных учреждений Академии Наук Республики Узбекистан».
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2012 года № 365 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 1, ст. 5.
8. Постановление Президиума ВАК РУз от 20.09.2012 г. № 189/1 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». Внесены изменения и дополнения Постановлением Президиума ВАК РУз от 30 октября 2012 года № 192/8.
9. Постановление Президиума Высшей аттестационной комиссии при Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.01.2013 г. № 195/3 «Об утверждении Положения о научном совете по присуждению ученой степени доктора наук». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 13, ст. 166.
10. Постановление Президиума Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 31.01.2013 г. № 195/2 «Об утверждении Положения о порядке присуждения ученой степени доктора наук». // Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2013 г., № 13, ст. 167.
11. Постановление Президиума Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 31.01.2013 г. № 195/4 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий». // Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2013 г., № 13, ст. 170.
12. Постановление Президиума Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 31.01.2013 г. № 195/5 «Об утверждении Положения об экспертном совете». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 13, ст. 169.
13. Постановление Президиума Высшей Аттестационной Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан от 31.01.2013 г. № 195/6 «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационных экзаменов». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 13, ст. 168.
14. Совместное постановление Академии наук РУз и Минвуза РУз № 134 от 22 июня 2006 г.