Научная статья на тему 'Специфика преподавания аудиовизуальных технологий'

Специфика преподавания аудиовизуальных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВ-дизайн / 3D изображение / анаглиф / анаморфная стереопара. / TV-design / 3D images / anaglyph / anamorphous stereo pair

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахимова С. В.

В статье рассматриваются приемы обучения аудиовизуальным технологиям. В это понятие входит обучение приемам записи звука на применяемые в данное время устройства записи аудиоинформации. Обучаются студенты методам компьютерной обработки звуковых файлов. Изучая приемы видеомонтажа, студенты получают знания по композиции кадра как основного звена в цепочке кинокадров, которые актуальны в сегодняшнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TEACHING OF AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES SUBJECT

In the article methods of training in audiovisual technologies are considered. This concept includes training in receptions of a sound recording on the devices of record of audio-information implementing at present. Students and to methods of computer processing of sound files are trained. There are provided methods of installation of video. Students gain also knowledge of shot composition as main link in a chain of shots which are remain actual up today's time.

Текст научной работы на тему «Специфика преподавания аудиовизуальных технологий»

Абдурахимова С.В.,

старший преподаватель кафедры «Аудиовизуальные технологии» Ташкентского университета информационных технологий

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АБДУРАХИМОВА С.В. «АУДИОВИЗУАЛ ТЕХНОЛОГИЯЛАР» ФАНИНИ УЦИТИШНИНГ УЗИГА ХОСЛИГИ

Мак,олада аудиовизуал технологияларни ук,итиш усуллари куриб чик,илган. Бу усуллар бу-гунги кунда аудиоахборотларни ёзиш курилмаларига кулланилаётган овоз ёзиш усулларини укитиш билан бевосита боFлик1 булиб, улар орк,али талабаларга овозли файлларни компьютер-да кайта ишлаш усуллари ургатилади. Талабалар видеомонтаж усулларини урганиш жараёнида кадр композицияси х,ак,ида билимларга эга буладилар.

Таянч суз ва тушунчалар: ТВ-дизайн, 3D тасвирлар, анаглиф, анаморф стереожуфтлик.

АБДУРАХИМОВА С.В. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются приемы обучения аудиовизуальным технологиям. В это понятие входит обучение приемам записи звука на применяемые в данное время устройства записи аудиоинформации. Обучаются студенты методам компьютерной обработки звуковых файлов. Изучая приемы видеомонтажа, студенты получают знания по композиции кадра как основного звена в цепочке кинокадров, которые актуальны в сегодняшнее время.

Ключевые слова и понятия: ТВ-дизайн, 3D изображение, анаглиф, анаморфная стереопара.

ABDURAKHIMOVA S.V. SPECIAL TEACHING OF AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES SUBJECT

In the article methods of training in audiovisual technologies are considered. This concept includes training in receptions of a sound recording on the devices of record of audio-information implementing at present. Students and to methods of computer processing of sound files are trained. There are provided methods of installation of video. Students gain also knowledge of shot composition as main link in a chain of shots which are remain actual up today's time. Keywords: TV-design, 3D images, anaglyph, anamorphous stereo pair.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

Новые технологии преподавания широко используют аудиовизуальные устройства. Любой предмет, например, иностранные языки, можно преподавать, применяя аудио-устройства. Данная технология использования аудиосредств уже довольно длительное время используется при изучении иностранных языков, погружая учеников в языковую среду изучаемого языка.

На факультете телевизионных технологий Ташкентскуого университета информационных технологий (ТУИТ) ведётся подготовка технического персонала по многим направлениям. Это специалисты съемочной техники и осветительной техники на кафедре «Системы и приложения телестудий», специалисты по звуку и монтажеры на кафедре «Аудиовизуальные технологии». Поскольку обработка звука и видео в современном кино и телевизионном производстве происходит чаще всего в цифровом виде при помощи компьютеров, то подготовка данных специалистов именно в Ташкентском университете информационных технологий наиболее оправданна. Обучить операторов, умеющих работать на цифровой видео и телекамере, не применяя аудио и визуальный материал, невозможно. Подготовка операторов и осветителей, звуковиков и монтажеров предусматривет показ студентам лучших произведений фото, кино и телепроизводства: это передачи, документальные фильмы, телеспектакли, художественные фильмы, сериалы, рекламная продукция, фото. Со студентами осуществляется анализ постановки кадра, сцены, света, приемов монтажа и звукового оформления. Все это необходимо для развития у студентов хорошего вкуса, умения создавать произведения экранного искусства, будь то большой экран - кино или малый - телевидение.

Но данные технологии преподавания уже давно известны, поскольку много лет существует такое понятие как учебные фильмы. По любым отраслям знаний существуют учебные фильмы и даже в последнее время видеокурсы и видео уроки, обучающие чему угодно.

Такой раздел кинопродукции как научно-популярное кино знакомит и обычных зрите-

лей, и учеников с новейшими достижениями науки и техники1.

На радио и телевидении есть программы, обучающие и приготовлению еды, и как ухаживать за детьми, и как себя лечить и еще многому, многому другому.

Задача нашего факультета состоит именно в том, чтобы научить будущих специалистов создавать данный продукт: это и шедевры кино и телевидения, это и реклама, это и учебные фильмы, и еще многое, многое другое.

Нельзя чему-то научить чисто теоретически, не создавая практически. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы студенты сами создавали аудио и видео продукт. Поскольку основа любого видео - это кадр, мы уделяем большое внимание построению, композиции кадра, а начинаем творчество с фотографии. Студенты учатся видеть мир через объектив камеры, замечать и подсматривать наиболее интересные моменты и ракурсы. Проводятся занятия по фотографированию, а затем подводятся итоги фотоконкурсов, обсуждаются удачи и неудачи работ студентов. С осветителями и операторами проводятся занятия по применению различных фильтров при съемке, которые помогают отрегулировать кадр по свету и цвету2.

Студенты отделения «Аудиовизуальные технологии» создают чисто звуковой продукт: радиопостановки, в которых сами же являются и исполнителями и монтажерами, озвучивая, создавая шумы, оформляя музыкально на самых простых компьютерах в профессиональных монтажных программах. Так в 2013-2014 и этом учебном году студенты создали радиопостановки сказок (532-11 гр, 532-12 гр). Самостоятельно записали дикторские голоса, создали и записали шумы, подобрали фоно-

1 Розенталь Алан. Создание кино и видеофильмов от А до Я. - М.: «Триумф», 2003 -С. 352.

2 Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео -Editing: television, cinema, video. — M.: Издательство «625», 2001. -С. 207.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

вые шумы из фонотеки, подобрали соответствующую музыку. Изучая приемы озвучения и дубляжа, чтобы лучше понять проблемы, преподаватели вместе со студентами озвучили художественный фильм и мультфильм, сочиняя собственный текст и стараясь уложить его в артикуляцию актеров и анимационных персонажей (гр. 532-11 в 2014 г.). Попробовали и запись музыкальных инструментов. Существует множество методик записи отдельных инструментов. На примере гитары мы попробовали звукозапись данного инструмента. Непосредственно экспериментируя с записью на микрофон, определяются оптимальные условия для записи голоса и различных музыкальных инструментов. Для развития навыков в видеомонтаже, проводятся занятия монтажа индивидуальных проектов из одинакового исходного материала, развивая индивидуальные способности и обучая приемам монтажа. Поскольку наш факультет еще молодой, нет еще достаточной технической базы для осуществления больших проектов, однако-проекты новых лабораторий уже одобрены, и осуществялет поступление и монтаж нового оборудования.

Большое значение в настоящее время приобретает необходимость в подготовке кадров для национальной компьютерной анимации, специалистов по созданию компьютерных эффектов в кино и телепродукции,по подготовке специалистов по композитингу.

Композитинг - это построение кадра по принципу многослойности,создавая новые фоны, умножая фрагменты, добавляя что-то в кадр или, наоборот, убирая. Так же, как идет обучение монтировать видео и звук, стоит задача научить студетов строить и кадр, применяя новейшие технологии. Направление компьютерной графики и дизайна позволяет нам обучить созданию титров на мировом уровне с применением анимации1.

Компьютерные технологии позволяют в частности:

- совмещать в пространстве предметы из разных мест (пейзаж из одного района, замок из другого, небо из третьего);

1 Зеленин И.А. Основы телевидения: учебное пособие. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. -С. 181.

- моделировать «живых» актеров;

- анимировать большие группы объектов;

- производить анимацию животных;

- использовать компьютерную анимацию вместо привлечения дублеров;

- «создавать» явления природы;

- произвольно располагать виртуальную камеру;

- изменять экранное представление человеческого тела по собственному усмотрению (к примеру, удалять ноги или руки);

- проводить разнообразные манипуляции с цветом (превращать пожелтевшую осеннюю траву в летнюю зелень).

Всему этому обучаются студенты факультета2.

Большое значение в настоящее время приходиться уделять способам создания и монтажа объемного кино и видеоизображения.

В этой области еще много не отработано, особенно в нашей республике, где имеется в анамнезе лишь создание одного фильма в стерео формате (х/ф «Papagandus», реж. Баходир Артиков)3.

Работой над картиной занималась студия FantasyProduction при поддержке Национального агентства «Узбеккино». Съемки первого в Узбекистане фильма в формате 3D начались весной 2012 года и проходили в Ташкентской области. Сравнивая зарубежные стереофильмы, автором статьи было обращено внимание на очень осторожное применение чисто объемных эффектов, то есть выход у них изображения за пределы экрана.

Особенно это наглядно на стыках кадров. Если план заканчивается объемными изображениями, выходящими из рамок экрана, то в следующем кадре все предметы находятся в пределах экрана или появляются из затемнения. В узбекском же фильме видно, что про особенности восприятия объемного изображения человеком мало задумывались, постарались применить объемы в неимоверном количестве, перегрузив и при этом подходя к съемкам и монтажу фильма как к двухмерному. Это значит, что не только склейки монтажные нужно делать, учитывая особенности 3D

2 Миллерсон Д. «Основы технологии телепроизводства». - М.: Изд. «Исскуство», 2005. -С. 524.

3 www.papagandus 3с1.^

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

изображения, но и само построение кадра и размеры снимаемых объектов должны учитываться при съемке объемного изображения. Зная особенности воздействия стерео видеоизображения на глаза и мозг человека, необходимо не перегружать такие фильмы стереоэффектами.

Все эти методы монтажа и создания 3D изображения находятся в процессе изучения и разработки, поэтому не только профессорско-преподавательский состав факультета в поиске - как создатели, но также и студенты, обучающиеся этим методам. Долго смотреть объемные кино и телепрограммы медики не советуют. Отсутствуют достаточно продуманные разработки преподавания аудиовизуальных дисциплин, поскольку бурный скачок развития техники и технологий оставляет позади методики обучения. Задача преподавателей

сподвигнуть новое поколение на нахождение новых технологий и способов создания качественного аудио и видео продукта.

Если современные технологии преподавания любого предмета сегодня включают использование аудио и видео, то задача нашего факультета - научить создавать продукт, отвечающий всем требованиям и наилучшим образом достигающий реализации задач восприятия и запоминания аудио и видеоматериала. Для обучения приемам монтажа звука и изображения на практических занятиях студентам необходимо показывать лучшие образцы аудио и видео монтажа, созданные в кино и телевидении. Для этого необходимо собирать фоно и видеотеку с лучшими образцами кинофильмов и телепередач в различных жанрах киноискусства и телепроизводства.

Литература:

1. Розенталь Алан. Создание кино и видеофильмов от А до Я. - М.: «Триумф», 2003. -С. 352.

2. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео - Editing: television, cinema, video. - M.: Издательство «625», 2001. -С. 207.

3. Зеленин И.А. Основы телевидения: учебное пособие. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2011. -С. 181.

4. Миллерсон Д. Основы технологии телепроизводства. - М.: «Исскуство», 2005. -С. 524.

5. www.papagandus 3d.uz.

6. Отт У. «Телевизионное знакомство» - М.: «Искусство», 1992.

7. Егоров В.В. «Телевидение: теория и практика». - М.,: 1993.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.