Научная статья на тему 'Стратегия развития сельхозмашиностроения'

Стратегия развития сельхозмашиностроения Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
204
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития сельхозмашиностроения»

18

РАЗДЕЛ 1

с использованием метода косвенной оценки. Ведь экологический ущерб при комплексном подходе определяется как комплексная величина и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. А применение метода косвенной оценки, основанного на установлении математических зависимостей между уровнем загрязнения и величиной экологического ущерба, позволит создать автоматизированную систему определения экологического ущерба для различных сельскохозяйственных технологий.

Литература

1. Салова Т. Ю., Громова Н. Ю., Шкрабак В. С., Курмашев Г. А. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологий.— СПб.: Лань, 2004.— 336 с.

2. Дайман С. Ю. Системы экологического менеджмента для практиков.— М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004.— 248 с.

3. Хомяков Д. М., Искандарян Р. А. Информационные технологий и математическое моделирование в задачах природопользования. ^ www.agrodom.ru.

УДК 631.171

Ю. Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук А. В. ДОБРИНОВ, канд. техн. наук

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ

Решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию (2003 г.), по увеличению валового внутреннего продукта России за 10 лет в два раза для агропромышленного комплекса страны означает доведение объемов производства до уровня 1990 года, когда душевое потребление продуктов питания практически соответствовало медицинским нормам.

Для достижения этой цели сельское хозяйство должно быть сориентировано на освоение нововведений прорывного характера. Только так возможно победить в конкурентной борьбе с западными производителями и прочно закрепиться на внутреннем и внешних рынках продовольствия, а в более далекой перспективе стать ведущей в мире страной по экспорту сельскохозяйственной продукции.

ТЕХНОЛОГИИ и ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

19

Инновационный характер развития сельскохозяйственного производства во многом определяется уровнем развития системы его технического оснащения. Создание и освоение в АПК техники нового поколения, позволяющей существенно интенсифицировать процессы производства сельскохозяйственной продукции, а также новых форм обеспечения и использования этой техники являются основой технологического перевооружения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственное машиностроение (СХМ) — центральное звено в системе технического оснащения АПК. В основе его деятельности лежит принцип адресного удовлетворения разнообразных потребителей сельскохозяйственной техники, отвечающей по своим параметрам современному техническому уровню и обеспечивающей производство конкурентоспособной продукции в конкретных условиях агроландшафта. Общую схему взаимообусловленности и взаимозависимости процессов, происходящих в отраслях сельскохозяйственного производства и СХМ, можно представить следующим образом (рис. 1).

Развитие технологической и технической базы сельскохозяйственных предприятий — основных потребителей продукции сельскохозяйственного машиностроения, являющейся основой инновационного пути их развития в обозримой перспективе, создает необходимые условия для повышения эффективности их хозяйственной деятельности, приводит к ускорению темпов научно-технического прогресса, повышению возможностей социального и экономического развития отрасли и экономики страны в целом. Увеличение потребности сельскохозяйственного производства в новых средствах механизации, платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей является условием обеспечения процессов расширенного воспроизводства на предприятиях отрасли сельхозмашиностроения, позволяет им эффективно решать задачи социально-экономического развития.

С другой стороны, развитие научно-технического прогресса в сфере технологического и технического обустройства сельскохозяйственных предприятий выдвигает новые требования к технико-экономическим параметрам и условиям использования машин и оборудования, то есть формирует заказ по номенклатуре и качеству продукции, выпускаемой предприятиями сельхозмашиностроения.

Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к организации и материально-техническому обеспечению производства техники соответствии с требованиями потребителей и является основой рас-

20

РАЗДЕЛ 1

Рис. 1. Схема взаимообусловленности процессов развития сельскохозяйсА венного производства и отрасли СХМ i

ширения и обновления материально-технической базы, развития инновационной деятельности в отрасли сельхозмашиностроения.

Модернизация предприятий отрасли сельхозмашиностроения соэ дает возможности для расширения производства, обновления но менклатуры и повышения качества выпускаемой продукции пред приятиями отрасли и на этой основе удовлетворять потребности требителей, то есть предприятий сельского хозяйства в техничес? средствах для освоения современных адаптивных энергосбе] щих технологий производства конкурентоспособной сельскох! венной продукции и т. д.

Анализ, проведенный на основании данных Минсельхоза Ро РАСХН, региональных служб АПК, показывает, что в настоящее bi мя производство сельскохозяйственной техники, комплектующих ^ делий и запасных частей к ней организовано более чем на 750 п

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

21

приятиях России различных форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе общего машиностроения и оборонного комплекса, расположенных в различных регионах. В целом они выпускают более 5000 наименований технических средств для механизации производственных процессов в отраслях сельскохозяйственного производства (габл. 1). Наиболее развито С ХМ в Приволжском, Южном, Северо-Западном и Уральском Федеральных округах, традиционных центрах развития отечественного машиностроения. В регионах производится фактически весь набор машин для растениеводства, животноводства, перерабатывающих отраслей промышленности, технического сервиса и ремонта сельскохозяйственной техники.

В Северо-Западном регионе в настоящее время производством сельскохозяйственной техники занято свыше 100 промышленных предприятий и организаций различных форм собственности. Они производят свыше 880 наименований технических средств для АПК, в том числе тракторную энергетику, почвообрабатывающую технику, машины для возделывания овощей и картофеля, производства кормов, машины и оборудование для животноводства и птицеводства.

В регионе производится также малогабаритная техника для фермерских хозяйств, комплектное оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, электрооборудование и средства автоматизации, запасные части, средства технического сервиса.

Оборонными предприятиями Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт по производству техники по так называемому «децентрализованному заказу». Еще в 1989 году было освоено производство целой гаммы современной техники, не уступающей лучшим зарубежным образцам и хорошо вписывающейся в современные технологии производства овощных культур (роторный культиватор КР-300 к современным тракторам МТЗ-1221 (1321) — Ленинградский металлический завод; грядоделатель фрезерный ГПЦ-1,45 — Ленинградский завод строительных машин; четырехрядная рассадопосадочная машина РПМ — ПО «Алмаз»; сеялка точного высеба С ТВ — НПО «Уран»),

Однако количественные изменения в номенклатуре не сопровождаются в большинстве случаев повышением качества выпускаемой техники. Наоборот, по данным машиноиспытательных станций Минсельхоза России отмечается нарастающее отставание технического Уровня российских машин от лучших мировых образцов, а также Ухудшение качества их изготовления. Надежность новой техники за последнее десятилетие в целом снизилось в 1,5—2,0 раза, а по неко-

22

РАЗДЕЛ 1

торым позициям в 10—20 раз. Фактически с 1990 года технические параметры большинства выпускаемых в России сельскохозяйственных машин остаются неизменными, а цены на них непрерывно растут. Большинство сельскохозяйственных машин продается различными посредническими организациями без всякой ответственности за качество и гарантийное обслуживание.

Таблица 1. Номенклатура техники для АПК, выпускаемая предприятиями СХМ

Номенклатура техники Всего в том числе по Федеральным округ ■ам

Сибирский Дальневосточный Приволжский Центральный Уральский Южный , Северо-Западный

Энергетика, транспорт 936 103 6 477 31 156 104 59

— в том числе тракторы

в самоходные шасси 84 13 2 27 8 3 28 8

— транспортные средства 338 3 — 232 21 58 21 22

Машины для растениеводства 1008 122 18 322 64 54 310 118

в том числе для:

— обработки почвы 313 67 9 99 17 20 84 38

— производства зерновых 273 ^ 35 1 115 24 5 92 8

— заготовки кормов 111 И 4 40 12 18 24 10

— производства картофеля

и овощей 80 2 4 36 2 4 30 46

Машины и оборудование для

животноводства 809 70 8 295 38 128 189 81

в том числе для:

■— ферм КРС 203 14 1 78 9 65 30 24

— свиноводства 28 1 — 11 2 10 4 3

— овцеводства 17 — — 8 2 6 1 3

— птицеводства 110 4 — 31 — 7 68

Технический сервис 307 307 31 — 68 61 17 79

Перерабатывающие отрасли 2096 2096 208 6 631 8 324 484

промышленности

Всего 5266 536 40 1815 202 684 1101 888

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ 23

За последние 12 лет не поставлено на производство ни одной стратегически важной машины. Технологический уровень производства техники недопустимо отстал от достижений мирового машиностроения, вследствие чего не удается поддерживать уровень надежности машин нового поколения.

Одной из главных причин такого положения в отечественном машиностроении явилось отсутствие платежеспособного спроса села на сельхозтехнику, поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители не могут выйти на отечественный рынок технических средств из-за отсутствия финансовых возможностей и диспаритета цен, а предприятия отечественного машиностроения в такой ситу алии оказались вынуждены снижать объемы производства и из-за роста постоянных затрат на единицу продукции повышать цены. Развитие отечественных машиностроительных предприятий АПК осложняется и фактами неравной конкуренции и применением субсидирования экспорта со стороны зарубежных государств.

Сформированная за последние 10 лет система регионального СХМ, направленная в первую очередь на удовлетворение потребностей местных сельхозпроизводителей, не обеспечила решение проблемы в целом, поскольку развивающееся региональное сельхозмашиностроение, способствуя пополнению парка машин, производит в основном лишь малыми партиями несложную технику путем создания «кустарных производств» на базе ремонтных мастерских, незагруженных непрофильных предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Рассмотренное выше состояние отечественного СХМ требует разработки неотложных мер по стабилизации положения дел в отрасли, превращению ее в перспективе в высокоэффективную отрасль общественного производства, способную обеспечить сельских товаропроизводителей различных форм собственности и экономического Уклада, ведущих производство в различных по природно-климатическим условиям регионах страны, современными высокоэффективными средствами механизации, обеспечивающими освоение зональных технологий получения конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Реализация поставленных целей требует решения следующих основных задач.

но ^ ^>азвитие сельхозмашиностроения должно быть сориентирова-НойНа сохРанение господствующего положения (до 85 %) отечествен-

продукции на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники

24

РАЗДЕЛ 1

и оборудования. Значительный сегмент рынка (до 10%) сохр за продукцией других стран СНГ. Остальное место займет импоря техники из дальнего зарубежья.

2. Усилить координацию работ по созданию и освоению сельс хозяйственной техники в части обеспечения единой нормативно-^ нической документацией, обеспечения по кооперации поставки с ловных заводов рабочих органов, других сложных узлов и агрегатом оказанию технической помощи по внедрению современных технолоЯ гических процессов производства машин. Опыт работы после! лет показывает, что отрасль сельхозмашиностроения нуждается в бо-| лее широкой координации деятельности со стороны государства, по этому назрела необходимость рассмотреть вопрос образования кор поративной организации или иного органа, владеющего полной информацией о состоянии предприятий сельхозмашинострое и способного готовить предложения для Правительства РФ по сти-1 мулированию развития С ХМ. Целесообразно также рассмотреть во-1 прос образования в структуре федеральных органов исполнительно власти органа, который осуществлял бы государственную политик^ в области тракторного и сельскохозяйственного машиностроением в том числе решал многие проблемы, которые приходится рассмаИ ривать на уровне Правительства. Решению этих вопросов должно способствовать создание в текущем году некоммерческого партнер! ства «РОСТ» — крупнейшего объединения производителей сельско*-хозяйственной техники, основной задачей которого являегся форми$ рование эффективной системы развития отечественного СХМ, ochoJ ванной на создании организационных, экономических, правовьв и социальных условий при равных и транспорентных правилах пово*. дения для всех участников рынка, а также защита интересов poccs ских производителей на внутреннем и мировом рынках.

3. В условиях обостряющейся конкурентной борьбы на внутрев нем и зарубежных рынках машин и оборудования для села пра на существование могут иметь лишь те организационные фора и структуры, которые способны развивать высокотехнолоп-производства при относительно меньших издержках Поэтому ваЖ"* нейшим структурным преобразованием в машиностроительном плексе АПК должно быть создание вертикальных корпоративв формирований. Необходимость этого диктуется тем обстоятельстве что на российский рынок поступает зарубежная техника не отде ных машиностроительных заводов, а крупных вертикально ориеи рованных корпораций, многие из которых («John Deere», «Case-N^

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

25

Holland», «Agro», «Same Deutz-Fan>) имеют трансконтинентальный характер и занимают господствующее положение на мировом рынке тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Равную конкурентную борьбу с ними могут вести лишь отечественные корпоративные формирования аналогичного типа. В этой связи нужна государственная поддержка вертикально ориентированных корпораций в принятой в российской практике форме финансово-промышленных групп (ФПГ), которые могут включать в себя банковские структуры; машиностроительные предприятия общего профиля, заводы по производству двигателей, топливной аппаратуры, гидравлики, других систем, узлов и деталей; по выпуску готовых машин; систем фирменного сбыта и технического сервиса. В состав таких формирований желательно вхождение тракторных заводов и заводов по производству шлейфа машин к ним. В рамках вертикально ориентированных корпораций, при условии их оптимального размера, может быть обеспечена экономия трансакционных издержек, что даст дополнительные преимущества в ценовой конкуренции перед импортной техникой и создаст предпосылки для возрастания платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей. Для их устойчивого развития необходима широкая диверсификация производства, а для успешного продвижения своей продукции на рынки такие фирмы должны оказывать потребителям широкий спектр услуг (лизинг, финансирование, бартер, совместное предпринимательство, участие в сельскохозяйственных программах и др.) и иметь соответствующую дилерскую сеть, оказывать услуги по консультированию, ' техническому обслуживанию, обучению «высоким технологиям».

Опыт создания таких интегрированных формирований в России имеется. Среди них можно отметить ПС «Новое содружество», ОАО «Агромашхолдинг», концерн «Тракториые заводы», многопрофильный холдинг ОАО «Кировский завод» и другие. Этими компаниями вкладываются значительные средства в реконструкцию и модернизацию производства, а также в создание новых видов техники. За счет принятия этих мер существенно поднят технический уровень выпускаемых ОАО «Ростсельмаш» и ОАО «Агромашхолдинг» зерноуборочных комбайнов и колесных тракторов. В последние годы предприятия отечественного СХМ разработали и осваивают производство ряда новых современных образцов сельскохозяйственной техники, таких как трактор К-3000 ATM (Петербургский ТЗ), комбайны «Вектор» (Ростсельмаш) и «Руслан» (Красноярский комбайновый завод).

26

РАЗДЕЛ 1

4. Должны быть интенсифицированы процессы привлечения иностранных инвестиций для создания совместных предприятий по производству сельскохозяйственной техники с долей отечественных затрат в себестоимости не менее 50 %, использования иностранных инвестиционных ресурсов для создания лизинговых компаний, сети сервиса и сбыта.

Многие западные фирмы и транснациональные корпорации, занимающиеся сельхозмашиностроением, активно осваивают отечественный рынок сельскохозяйственной техники. Необходимо создать условия, побуждающие эти ТНК перейти от экспорта готовой продукции к переносу в Россию значительных элементов воспроизводственного процесса. Даже если на первом этапе это будет только сборка, создаются дополнительные рабочие места и будет приобретаться западная культура производства. С фирмами и корпорациями, производящими инвестиции в Россию, необходимо вступать в прочные партнерские отношения, предлагая заключать стратегические альянсы с нашими машиностроителями для производства запасных частей и переноса все большей части воспроизводственного процесса в нашу страну. Чтобы побудить к этому, необходимо гибко регулировать импортные пошлины, делая выгодной покупку запчастей у наших заводов на долгосрочной основе. Другими словами, необходимо вспомнить положительный опыт взаимодействия России с западными фирмами в конце 20-х годов, когда индустриализация сельского хозяйства СССР базировалась на технике американских фирм «Ford», «John Deere» и др. Под эти машины строились заводы «Ростсельмаш», СТЗ, ХТЗ, ГАЗ и т. д.

5. Эффективное развитие регионального сельхозмашиностроения требует развития элементно-агрегатной базы высокого технического уровня. Для создания элементной базы отечественного С ХМ необходимы: глубокое изучение рынка компонентов, отбор наиболее перспективных и пользующихся повышенным спросом комплектующих зарубежного производства, проведение соответствующих научноисследовательских и опытно-конструкгорских работ (НИОКР) по основным направлениям машиностроения, разработка конкретных экономически обоснованных предложений по закупке лицензий на компоненты и комплектующие изделия, а также определенные затраты финансовых средств на организацию их производства в России.

Индустрия компонентов должна развиваться опережающими темпами с широким привлечением для этих целей высокотехнологических отраслей, в частности предприятий ВПК.

ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

27

6. В сельскохозяйственном секторе АПК протекционистскую политику государства по структурной перестройке системы воспроизводства целесообразно осуществлять через прямые субвенции из федерального бюджета сельским товаропроизводителям для погашения части затрат по приобретению ими машин и оборудования.

Необходимо шире развивать лизинг — один из действенных инструментов активизации инвестиционной деятельности. Предоставлять лизинговым компаниям существенные льготы: частичное освобождение от налога, ускоренную амортизацию, создавать специальные фонды, предназначенные для компенсации возможных потерь по окончании лизингового договора, реинвестиционные фонды, в которые будут поступать возвратные средства за технику, поставленную по лизингу в прошлые годы.

Расширение лизинговой деятельности должно сопровождаться развитием рынка сельскохозяйственных машин в условиях конкурентной борьбы производителей технических средств. При монополии же отдельных изготовителей отсутствует потребность последних в совершенствовании машин, повышении их качества. Вследствие чего, выделяя крестьянам средства под очень низкий процент, государство практически облегчает ебьгг потребителю недоброкачественной техники и тем самым закрепляет отставание в ее развитии.

В этой связи необходима разработка системы государственного контроля и регулирования качества, уровня надежности и экономичности выпускаемых и эксплуатируемых сельскохозяйственной техники и оборудования. Должна быть разработана система гарантированной правовой защиты сельских товаропроизводителей от недобросовестного выполнения своих функций производителями техники и услуг.

Протекционистская политика государства должна быть направлена на:

■ рациональное регулирование деятельности предприятий СХМ, в том числе и через государственные пакеты их акций;

отказ от финансирования за счет бюджетных средств всех Уровней и предоставления федеральных и региональных гарантий по кредитам для закупки зарубежной техники, аналоги которой производятся предприятиями России;

максимальное благоприятствование инвесторам (отечествен-и зарубежным), вкладывающим значительные средства в техно-ниэяЧеСК^Ю модеР»изаДИЮ отечественных предприятий СХМ и орга-ию производства прогрессивной продукции.

28

РАЗ

— создание системы государственных гарантий по кредитам к мерческих банков предприятиям на реализацию инновационных ектов по созданию новой техники и ее компонентов;

— проведение активной амортизационной политики, вклю ускоренную амортизацию, позволяющую более эффективно мобв зовать средства для технологического и технического перевоору ния производства, гарантирующую от потерь из-за морального изй са основных фондов, а также способствующую развитию рьп подержанных машин. Последнее обстоятельство особенно важно, скольку открывает доступ на рынок сельскохозяйственной тех ки низкорентабельным сельхозпредприятиям, фермерским (крес ским) хозяйствам. В ближайшем будущем на вторичном рынке мо жет быть задействовано до 40—50 % парка машин;

— введение льготных тарифов на транспортировку про/ предприятий СХМ, снижение таможенных тарифов и создание per нальных свободных таможенных складов для импортируемых прЯ грессивных компонентов техники.

Протекционистскую политику государства в отношении ма ностроительных предприятий АПК необходимо закрепить в форв] Закона РФ, что явилось бы правовой основой для создания ков рентной среды на рынке техники для АПК, обеспечения конкурев способности отечественной техники для сельского хозяйства и пер рабатывающих отраслей, доведения ее по качеству до уровня не н0 же импортных машин.

7. Важнейшей стратегической задачей является обеспечение до] ступности технических средств для сельскохозяйственных пред ятий. Безусловно, обеспечение равных возможностей доступно техники не является реальным, однако любой сельский товаропрои водитель в современных условиях должен осуществлять сельск хозяйственное производство на основе прогрессивных маши технологий и достаточно производительных технических сред' Именно достижение данной целевой установки является задачей о чественного сельхозмашиностроения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дальнейшее развитие дилерской службы предприятий машин строения для АПК с максимальным приближением ее к сельскох зяйственным производителям продукции и потребителям услуг. Пр* этом необходимо исходить из того положения, что наиболее эф} тивны подобные структуры при реализации продукции указами предприятий без системы посредников, которые, как известно, су0Хе' ственно удорожают их цену.

-рсУНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ 29

Иля обеспечения увеличения объемов производства и поставок сельскохозяйстве'йной техники сельским товаропроизводителям, оказания помощи предприятиям в условиях недостатка оборотных спедств в материально-техническом обеспечении производства необходимо в каждом регионе разработать совместно с администрациями регионов программы переоснащения сельского хозяйства техникой с использованием, кроме лизингового фонда, средств поддержки сельскохозяйственного производства из бюджета регионов, средств для создания региональных продовольственных фондов, средств для закупки продовольствия для военных, средств, получаемых по инвестиционным конкурсам, использования товарообменных операций между регионами. Разработка таких программ должна производиться на основе прогнозов развития отраслей агропромышленного комплекса территорий-субъектов РФ, а также утвержденных в установленном порядке региональных перспективных технологических и технических регистров производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Эти документы определяют в долгосрочной перспективе возможный уровень удовлетворения населения в продуктах питания, а промышленности в сырье за счет собственного производства, исходя из экономического состояния субъектов РФ и возможных прогнозируемых темпов их развитая с учетом общего состояния экономики РФ, развитая продовольственных рынков вне региона; состояние и уровень технического обеспечения сельских товаропроизводителей и необходимых темпов развития комплексной механизации, электрификации и автоматизации производственных процессов в отраслях АПК, обеспечивающих производство конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции в планируемых объемах; систему адаптивных механизированных технологий производства сельскохозяйственной продукции в регионе и регистр обеспечивающих их технических средств, в том числе и узкозонального назначения, позволяющих производить продукцию с высоким уровнем рентабельности.

Кроме вышеперечисленных документов в основу разработки Программы должны быть положены результаты предварительных исследований по оценке производственных мощностей и возможностей реструктуризации их с целью организации производства сельскохозяйственной техники; выявлению платежеспособного спроса на продукцию сельхозмашиностроения; результаты оценки соответствия отечественных и зарубежных серийных машин региональным требованиям; оценки технического уровня отечественной техники,

30

РАЗ

поставляемой и производимой в регионе; выявление номенкла-техники и комплектующих, производство Которых необходимо о низовать в регионе.

Исходя из вышесказанного мож^т быть предложена следую схема работы:

1. Совместно с научными учреждениями региона, специали региональных комитетов (министерств, департаментов) сельского х зяйства разрабатываются (уточняются) перспективные базовые та нологии производства основных видов сельскохозяйственной пр дукции, учитывающие как природные, так и производственщ особенности региона, в максимальной степени адаптированщ к условиям непосредственных товаропроизводителей. Данные те нологии необходимо рассмотреть и утвердить региональным орг ном управления сельским хозяйством. На их освоении и должн быть сконцентрированы организационные и финансовые ресурсы р гиона.

2. Проводится анализ рекомендуемых технологий и формулир ются основные требования к техническим средствам для обеспеч ния эффективного выполнения основных технологических процесс и операций.

3. Проводится мониторинг рынка сельскохозяйственной TexHffljjj региона, выявляются машины и оборудование, которые по своим п» раметрам и назначению соответствуют требованиям перспективна технологий. На основании этого анализа должно быть принято peii ние о продолжении их завоза в регион и рекомендации сельским варопроизводителям о закупке их у производителей.

4. Определяются технологические процессы и операции, выпо нение которых не обеспечено соответствующими машинами и обод дованием. Изучается возможность организации их производства в р< гионе.

Исходя из планов экономического и социального развития терр торий-субъектов РФ, номенклатуры и объемов производства сельск хозяйственных машин формируется программа развития регио нального сельхозмашиностроения. Программа должна содержа перечень технических средств, которые необходимо произвол^ в регионе, их технический уровень и потребное количество; опрел лять заводы и предприятия, на которых предполагается их произв дить; смежников и поставщиков комплектующих; необходимый обг ем инвестиций для подготовки, организации или расширения про водства, возможные источники их покрытия, сроки освоения.

•ПЕНОЛОГИИ и ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ

31

В Программе должны найти отражение и решение организационных вопросов, связанных с развитием регионального С ХМ (кооперация взаим опоставки, взаимозачеты, этапы подготовки и организации производства, сбыт, технический сервис и другие).

Сформированная программа проходит экспертизу и утверждается руководством субъекта Федерации и направляется в Министерство сельского хозяйства России на предмет рассмотрения и включения ее позиций в Федеральную программу.

Включенные в состав Федеральной программы позиции Региональной программы получают федеральную нормативно-правовую и финансово-бюджетную (стартовую) поддержку, в том числе на научное сопровождение и освоение. Остальные позиции программы должны обеспечиваться стартовой поддержкой от региональных бюджетов. Дальнейшая реализация Программы производится за счет местных бюджетов, негосударственных инвесторов, а впоследствии и за счет реинвестирования собственных прибылей машиностроительных предприятий.

УДК 631.1:631.171

Ю. Л. МОРОЗОВ, канд. экон. наук

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены методические вопросы проектирования системы технологического обеспечения сельскохозяйственных предприятий. Реализация предлагаемых к разработке научно обоснованных предложений по технологической модернизации на базе проектирования и использования технологий высшего уровня адаптации позволит повысить рентабельность производства сельскохозяйственной продукции на 50—60 %, снизить удельную ее энергоемкость в 1.5—2,0 раза.

Важнейшей задачей аграрной политики в современных условиях развития отечественной экономики является разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса и, прежде всего, непосредственно сельскохозяйственного

производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.