Научная статья на тему 'Основные направления технической политики в АПК Северо-Западного региона России'

Основные направления технической политики в АПК Северо-Западного региона России Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
332
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Морозов Ю. Л.

Рассмотрены проблемы формирования и реализации технической по-литики в инженерно-технической сфере АПК Северо-Западного региона Рос-сии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления технической политики в АПК Северо-Западного региона России»

УДК 631.1:631.171.51 МОРОЗОВ Ю.Л., канд. экон. наук

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В АПК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Рассмотрены проблемы формирования и реализации технической политики в инженерно-технической сфере АПК Северо-Западного региона России.

Решение проблемы обеспечения экономического развития сельскохозяйственного производства по результатам сопоставимого с западноевропейскими может быть обеспечено только путем решительного повышения наукоемкости отрасли на базе разработки, распространения и использования инноваций.

Задача сельскохозяйственной науки - обеспечить инвенцию и инициацию высокоинтенсивных инновационных изменений, способствующих диффузии инноваций 5-7 порядка (по классификации Ф. Валенты) [1].

Подобные инновации предъявляют более высокие требования к управлению инновационными процессами. Инновации высших порядков требуют создания определенных систем стратегического и тактического планирования и управления.

В этой связи актуализируется проблема комплексности и пропорциональности в планировании научно-технической политики в АПК. Определение главных направлений развития инженерно-технической сферы АПК, их согласование и обеспечение условий эффективной реализации составляют содержание единой технической политики в АПК - основы ускоренного технического перевооружения сельскохозяйственного производства, широкого внедрения прогрессивной техники и технологий, обеспечивающих повышение производительности труда в отрасли, минимизации энергетических и материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды. Разработка научных основ и основных направлений такой политики, механизмов ее реализации является приоритетной задачей.

Огромный континентальный масштаб России и связанное с этим разнообразие природно-климатических, производственно-экономических, социальных, культурных и других условий и особен-

ностей, различия в ресурсном обеспечении и уровне социально-экономического развития различных регионов и субъектов Российской Федерации оказывают существенное влияние на развитие региональных АПК и их инженерно-технических систем. Анализ происходящих в АПК социально-экономических процессов свидетельствует о том, что кризис сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, вызванный по существу одними и теми же причинами, характерен для всех регионов России. Однако глубина и масштабность кризисных явлений в них разная, а, следовательно, различны и пути выхода из кризиса. Учет этой специфики необходим при разработке и реализации основных направлений технической политики.

Инженерно-техническая система АПК (ИТС АПК) определяется как сфера деятельности по созданию, производству, использованию и обслуживанию технических средств производства для агропромышленного комплекса [2]. Исходя из этого определения, субъектами (подсистемами) ИТС АПК являются:

• непосредственно сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности и экономического уклада;

• машиностроительные предприятия федерального и регионального уровней, производящие полнокомплектную технику, элементно-агрегатную базу, а также запасные части и другие материалы, обеспечивающие эффективную эксплуатацию средств механизации и автоматизации производственных процессов в сельскохозяйственных предприятиях;

• предприятия материально-технического обеспечения АПК, осуществляющие торговлю материально-техническими ресурсами для обеспечения производственной деятельности сельских товаропроизводителей;

• предприятия технического сервиса, предоставляющие сельским товаропроизводителям комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств, составляющих их материально-техническую базу;

• предприятия по технологическому обслуживанию производственной деятельности сельских товаропроизводителей.

Отличительной особенностью ИТС АПК, как целостной системы, является органическая связь входящих в нее перечисленных выше подсистем, взаимообусловленность и взаимозависимость их развития. Ддром системы и его критическим звеном является сельское

хозяйство. Оно является основным источником формирования капитала в других подсистемах ИТС, тем самым, задавая темпы их развития. С другой стороны, сама эффективность сельскохозяйственного производства зависит от уровня развития входящих в ИТС подсистем.

Кризис, охвативший сельскохозяйственное производство и приведший к снижению спроса на сельскохозяйственную технику, незамедлительно привел к стагнации отрасли сельскохозяйственного машиностроения, многие предприятия которого вынуждены были резко снизить объемы выпуска своей продукции или вообще приостановить производство.

Эти же причины вызвали развал системы технического сервиса, значительное число предприятий которого сменили профиль своей деятельности или переориентировались на другие сегменты рынка. То же произошло и со значительной частью предприятий материально-технического обеспечения АПК.

Общую схему взаимообусловленности и взаимозависимости процессов, происходящих в различных подсистемах ИТС АПК, можно проследить на примере отраслей сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения (см. рис.)

Развитие технологической и технической базы сельскохозяйственных предприятий - основных потребителей продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создает необходимые условия для повышения эффективности их хозяйственной деятельности, приводит к ускорению темпов научно-технического прогресса, повышению возможностей социального и экономического развития отрасли и экономики страны в целом.

Увеличение потребности сельскохозяйственного производства в новых средствах механизации, платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей является условием обеспечения процессов расширенного воспроизводства предприятиями отрасли сельхозмашиностроения, позволяет им эффективно решать задачи социально-экономического развития.

С другой стороны, развитие научно-технического прогресса в сфере технологического и технического обустройства сельскохозяйственных предприятий выдвигает новые требования к технико-экономическим параметрам и условиям использования машин и оборудования, т.е. формирует заказ по номенклатуре и качеству продукции, выпускаемой предприятиями сельхозмашиностроения. Это, в

свою очередь, предъявляет новые требования к организации и материально-техническому обеспечению производства техники в соответствии с требованиями потребителей и является основой расширения и обновления материально-технической базы, развития инновационной деятельности в отрасли сельхозмашиностроения.

Схема взаимообусловленности процессов развития сельскохозяйственного производства и отрасли сельхозмашиностроения

Модернизация предприятий отрасли сельхозмашиностроения создает возможности для расширения производства, обновления номенклатуры и повышения качества выпускаемой продукции предприятиями отрасли и на этой основе удовлетворять потребности потребителей, т.е. предприятий сельского хозяйства в технических средствах для освоения современных адаптивных энергосберегающих технологий производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и т. д.

Рассмотрим более подробно проблемы развития основных подсистем инженерно-технической системы АПК Северо-Западного региона.

Как уже упоминалось выше, основное внимание в ходе аграрной реформы было сосредоточено, главным образом, на структурных преобразованиях, с целью создания многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений на селе. В результате за достаточно короткий срок в структуре сельских товаропроизводителей произошли определенные изменения, значительно увеличилась доля предприятий новых организационно-правовых форм, удельный вес предприятий, сохранивших свой статус (колхозов и совхозов) снизился до 4,4% [3].

Возникла новая организационно-правовая форма мелкотоварного производства - фермерские (крестьянские хозяйства). Их в СЗ ФО насчитывается в настоящее время более 19,2 тыс.

Однако, ввиду отсутствия благоприятных экономических условий для становления новых форм производства, процесс преобразования колхозов и совхозов в сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности характеризовался разрушением старой производственной структуры без создания новой, более эффективной, способной сохранить производство на прежнем уровне. Во многом была разрушена и социальная инфраструктура села, что, в свою очередь, стимулировало снижение самого производства, нарушение всего сложившегося уклада сельской жизни.

Процесс падения производства особенно коснулся предприятий коллективных форм собственности. Посевные площади под зерновыми и зернобобовыми сократились в них по сравнению со среднегодовым уровнем 1986-1990 гг. в 1,5 раза, льном-долгунцом - в 5 раз, картофелем - в 4,9 раза, овощами - в 2,3 раза. Соответственно валовые сборы этих культур снизились в 1,5-4,0 раза.

По сравнению с 1990 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств сократилось в 2,4 раза, в т.ч. коров -в 1,9 раза, свиней - в 3,55 раз, овец и коз - в 2,0 раза. В соответствии с этим существенно сократилось производство основных видов животноводческой продукции.

Резко упала рентабельность производства большинства видов сельскохозяйственной продукции в регионе, а сама продукция стала неконкурентоспособной на внутреннем рынке продовольствия, который все более захватывается зарубежными производителями.

Удельный вес убыточных хозяйств в регионе с начала реформ увеличился с 1 до 52%, а общий уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий снизился до 9,2 %, что определяет имеющийся в настоящее время в сельском хозяйстве воспроизводственный процесс суженного типа (расширенное отрицательное воспроизводство).

Одновременно с падением общей рентабельности произошла глубокая дифференциация хозяйств по уровню финансового состояния. Из общего количества хозяйств менее одной трети можно отнести к финансово благополучным, именно они производят более половины всей товарной продукции. Остальные относятся к группе временно или постоянно неплатежеспособных, несостоятельных или вообще прекративших деятельность из-за полного развала своей финансово-экономической системы.

В этой связи хотелось бы привести слова Президента ВАСХНИЛ A.A. Никонова, произнесенные им в 1995 г.: «Смена собственника, если она проведена правильно, это только один шаг к реформе. Одновременно необходимо решение других взаимосвязанных вопросов: справедливое налогообложение,..., ценовой паритет,..., доступ к кредиту и льготный процент, ..., сервис и снабжение необходимыми ресурсами. Таким образом, необходимо системное решение всех вопросов реформы с созданием конкурентной среды и инфраструктуры рынка» [4].

Во многом это обусловлено недостаточным уровнем материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей. Если и раньше промышленность не удовлетворяла потребности хозяйств региона во многих машинах и оборудовании для обеспечения зональных технологий производства сельскохозяйственной продукции (уровень реализации Системы машин для Северо-Запада не превышал

52 %), то за годы перестройки из-за непродуманности реформ, отсутствия стратегии и тактики перевода экономики страны на новые условия хозяйствования положение с материально-техническим обеспечением сельского хозяйства значительно ухудшились.

Особенно разрушающее воздействие на состояние материально-технической базы сельских товаропроизводителей оказывает усилившийся монополизм смежных с сельским хозяйством отраслей в связи со слабым развитием конкурентной среды. Одним из таких монополистов является наше отечественное сельхозмашиностроение.

Монополизм производителя неизбежно порождает высокие цены, низкое качество продукции, произвольную номенклатуру продукции, «навязываемую» монополистом потребителю. Применительно к сельскому хозяйству это приводит к деградации материально-технической базы сельских товаропроизводителей, повышению затрат на производство продукции и снижению ее конкурентоспособности.

Кстати сказать, на такой метод «выкачивания» средств, как высокие промышленные цены обращал внимание еще Бухарин в процессе дискуссий о путях развития страны в 20-х годах минувшего века

[5].

Он с возмущением отвергал такую линию поведения промышленных монополистов, которая неизбежно приводит к разорению крестьянства, к сокращению спроса, закупок и, следовательно, уменьшению общей прибыли. Далее она ведет к кризису сбыта, «стопорению» процесса общественного производства, упадку самой промышленности, подрыву народного хозяйства в целом, что мы и наблюдаем в настоящее время.

По данным Минсельхоза России за период после 1990 г. цены на промышленную продукцию возросли примерно в 9300 раз, а на сельскохозяйственную - только в 2224 раза и этот диспаритет в настоящее время еще более увеличивается. Это практически для большинства сельскохозяйственных предприятий исключает возможность не только обновления своей материально-технической базы, но и сохранения ее на прежнем уровне. В результате безудержного роста цен на сельскохозяйственную технику и отсутствия средств у хозяйств в силу низкой рентабельности их производственной деятельности закупка хозяйствами тракторов сократилась в 7 раз, грузовых автомобилей в - 11 раз, комбайнов различного назначения в - 10 раз, доильных установок - более чем в 20 раз. Это нанесло мощный удар по общей

обеспеченности сельскохозяйственного производства техническими средствами.

За годы реформ тракторный парк в сельскохозяйственных предприятиях Северо-Западного региона сократился на 51,6 тыс. ед., или более чем в 2,3 раза, парк зерноуборочных комбайнов на 6,8 тыс. ед., или в 2,8 раза, кормоуборочных комбайнов -на 2,8 тыс. ед., или в 2 раза. Этот процесс не остановлен и до настоящего времени. В целом общий индекс стоимости основных фондов сельскохозяйственных предприятий снизился более чем в 2 раза. Уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий региона сельскохозяйственной техникой по сравнению с нормативной потребностью составляет по тракторам 49 %, культиваторам - 35,3 %, зерноуборочным комбайнам - 53 %, кормоуборочным комбайнам - 87,3 %, машинам для внесения минеральных удобрений - 43,2 %. Обеспеченность оборудованием для животноводческих ферм не превышает 40%, а по ряду машин еще ниже. Например, по кормораздатчикам прицепным - 21%, по навозоуборочным транспортерам и доильным установкам соответственно 15 и 13%.

Наряду с сокращением происходит старение техники, находящейся в распоряжении хозяйств: 80% тракторов, 74% зерноуборочных и 63% кормоуборочных комбайнов уже отработали установленные амортизационные сроки эксплуатации. В отдельных регионах количество техники, выработавшей ресурс, приближается к 80%, а по отдельным маркам и типам сельскохозяйственных машин уже достиг 100%. Аналогичное положение и в животноводстве, где в пределах нормативных сроков используется не более 20-25% парка техники.

Таким образом, сельское хозяйство региона, имеющее в основе своего существования воспроизводственный процесс суженного типа (расширенного отрицательного воспроизводства), по сути дела, базируется на использовании регрессивной квазиренты.

Процесс разрушения материально-технической базы сельского хозяйства привел к тому, что техническая вооруженность отечественных сельских товаропроизводителей в настоящее время значительно ниже, чем у их коллег за рубежом была более двадцати лет назад (табл. 1).

Все это непосредственно сказывается на уровне механизации в отраслях сельскохозяйственного производства. По нашим расчетам, уровень комплексной механизации труда в регионе при производстве

зерна не превышает 30 %, льна, картофеля и овощей - 10-14 %. В молочном животноводстве ручные операции составляют - 40-45 %, в свиноводстве и овцеводстве - 60-80 %.

Низкий уровень технического обеспечения сельских товаропроизводителей приводит к повсеместному нарушению технологий производства сельскохозяйственной продукции, их упрощению и примитивизации, снижению уровня продуктивности полей и ферм, большим потерям продукции.

Таблица 1.

Некоторые показатели технической оснащенности в сельском хозяйстве России, СЗ ФО и зарубежных стран (1980 г. по данным ФАО)

Россия СЗ ФО США ФРГ Фран- Анг-

(2001г.) (2001г.) ция лия

Парк тракто-

ров, тыс. шт. 764,2 38,1 4775,0 1456,0 1430,0 486,2

Количество

тракторов на

1000 га паш-

ни, шт. 7Д 13,4 25,6 200,0 82,0 70,0

Парк зерно-

вых комбай-

нов, тыс. шт. 186,4 3,68 669,0 171,0 155,0 58,0

Количество

комбайнов на

1000 га зер-

новых, шт. 5,0 10,0 15,0 28,0 16,0 14,0

В сложившихся условиях речь идет уже не о качественном совершенствовании материально-технической базы сельского хозяйства, а о простом наращивании его технического потенциала. Это обстоятельство может иметь самые негативные последствия, поскольку только качественные изменения в технологическом и техническом обеспечении АПК позволят сделать резкий скачек в росте производительности в сельском хозяйстве и на этой основе обеспечить его эффективное функционирование.

Таким образом, оторванность социально-экономических и организационных преобразований на селе от материально-технической

базы сельскохозяйственного производства не позволили обеспечить сколько-нибудь ощутимых позитивных результатов в реформировании аграрной экономики.

Значительное сокращение объемов приобретения машин и оборудования сельскими товаропроизводителями, привело к параличу предприятий отечественного сельхозмашиностроения, многие из которых практически остановились. За последние 10 лет объем продукции отрасли сократился почти в 6 раз, более чем на порядок уменьшилось производство тракторов, зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники (табл. 2). Простои предприятий и низкая заработная плата вызвали отток квалифицированных специалистов, численность работающих снизилась по сравнению с 1990 г. в 2,5 раза.

Таблица 2.

Производство сельскохозяйственной техники, тыс. шт.*

Наименование техники Годы

1990 1995 1997 1998 1999 2000 2001"

Тракторы 214 21,2 12,4 9,8 15,4 19,2 10,6

Комбайны:

зерноуборочные 65,7 6,2 2,3 1,0 2,0 5,2 6,8

картофелеубо-

рочные 6,4 - 0,01 0,01 - - -

льноуборочные 3,4 ОД 0,06 0,2 0,15 ОД -

кормоуборочные 10,1 0,5 0,3 0,2 0,3 0,4 -

Плуги 85,7 4,0 1,3 1,4 1,8 - -

Сеялки 51,1 1,6 1,5 1,3 3,3 - -

Культиваторы 101,2 2,0 3,0 3,2 3,2 -

Косилки 22,6 5Д 4,2 6,1 6,7 - -

* Проблемы обеспечения с.-х. товаропроизводителей необходимой техникой (аналитический обзор). - М.: ФГНУ РОСИНФОРМ, 2002 - 14 с. Предварительные данные

Острый дефицит оборотных средств и практическое отсутствие нормативных переходящих запасов материалов и комплектующих вынуждает предприятия сельхозмашиностроения перейти на работу с потребителями по конкретным заказам с предоплатой.

Отсутствие финансовых средств на развитие не позволяет им производить модернизацию производства, обновлять ассортимент выпускаемой продукции, повышать ее качество. В результате этого срок службы оборудования вдвое превышает нормативный, свыше 70% станочного парка и автоматических линий изношено более чем на 50%. Темпы выбытия мощностей на порядок превосходят ввод новых. За последние годы произошло снижение качества выпускаемой продукции. Так, из 167 машин, представленных предприятиями в 2000-2001 гг. на периодические испытания на МИС, 82 не соответствовали требованиям технических условий (ТУ) и нормативной документации (с отклонениями от ТУ поступает 96% машин и оборудования). Уровень безотказности отечественных тракторов в реальной эксплуатации снизился на 40%, комбайнов - на 50% [6].

В этих условиях в техническом обеспечении сельских товаропроизводителей все большее значение приобретает импорт техники из стран ближнего (СНГ) и дальнего зарубежья при активной финансовой поддержке администраций субъектов РФ.

Например, Ленинградская область только за период 2000-2001 гг. закупила из дальнего зарубежья 29 наименований техники общим количеством около 150 ед. Хозяйствами Вологодской области за этот же период закуплено 42 наименования импортной техники общим количеством 185 ед. Активно покупают подержанную зарубежную сельскохозяйственную технику хозяйства Калининградской области.

Учитывая отсутствие на рынке техники для освоения зональных технологий получения конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, все больше активизируются в регионах процессы развития регионального машиностроения.

Производством сельскохозяйственной техники в СевероЗападном регионе в настоящее время занято свыше 100 промышленных предприятий и организаций различных форм собственности. Они производят тракторную энергетику, почвообрабатывающую технику, машины для возделывания овощей и картофеля, для производства кормов, машины и оборудование для животноводства и птицеводства. В регионе производится также малогабаритная техника для фермерских хозяйств, комплектное оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции, электрооборудование и средства автоматизации, запасные части, средства технического сервиса.

Оборонными предприятиями Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт по производству техники по так называемому «децентрализованному заказу». Еще в 1989 г. было освоено производство целой гаммы современной техники, не уступающей лучшим зарубежным образцам и хорошо вписывающейся в современные технологии производства овощных культур (роторный культиватор КР-300 к современным тракторам МТЗ-1221 (1321) - Ленинградский металлический завод; грядоделатель фрезерный ГПЦ-1,45 - Ленинградский завод строительных машин; четырехрядная рассадопосадочная машина РПМ - ПО «Алмаз»; сеялка точного высева СТВ - НПО «Уран»), В настоящее время ОАО МО им. К. Маркса единственное в России предприятие, выпускающее плуги для работы на засоренных камнями почвах.

Кроме того, значительное количество несложной сельскохозяйственной техники, запасных частей к ним производят многочисленные предприятия системы агропромтехсервиса, расположенные в областях и республиках региона.

Однако в целом процессы организации производства сельскохозяйственной техники в регионе слабо координируются. Проблемы обеспечения сельских товаропроизводителей техническими средствами за счет внутреннего производства каждый субъект (область, республика) решает самостоятельно, без учета потребностей в ней соседей, исходя только из собственных финансовых и производственных возможностей. Отсутствие единой технической политики в развитии регионального сельхозмашиностроения приводит к неоправданным затратам на выпуск аналогичной техники, высокой ее стоимости из-за низкосерийности производства, что совершенно недопустимо в условиях острого дефицита финансовых ресурсов как у производителей, так и потенциальных покупателей. Решение о производстве того или иного технического средства зачастую принимается без достаточного научного обоснования их технического уровня, соответствия лучшим мировым образцам, требованиям современных технологий производства сельскохозяйственной продукции, организации технического сервиса.

Все это требует проведения соответствующих научных исследований и разработки практических рекомендаций по формированию технической политики в развитии регионального сельхозмашиностроения.

Отсутствие финансовых возможностей у большинства сельских товаропроизводителей, кризис отечественного сельскохозяйственного машиностроения исключает возможность в ближайшее время кардинально решить проблему с их техническим обеспечением. В этих условиях актуализируется задача сохранения парка машин и увеличение количества работоспособной техники в хозяйствах. Это может быть достигнуто только за счет проведения качественного восстановительного ремонта техники и организации ее технического обслуживания. Решение этой проблемы позволит выиграть время до принятия более радикальных мер по улучшению технической оснащенности сельских товаропроизводителей.

Однако негативные последствия реформирования аграрного сектора экономики привели к развалу системы инженерно-технического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции. Вместо единой системы технического сервиса появилось множество акционерных обществ, которые самостоятельно, без координации и единой технической политики, пытаются оказывать услуги сельским товаропроизводителям в приобретении техники, ее обслуживании и ремонте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия технического сервиса районного и областного уровней приватизированы на 95%, в результате отсутствия заказов более 50% их мощностей изменило профиль своей деятельности. В десятки раз уменьшились объемы работ, выполняемых ремонтными заводами и районными ремонтно-техническими предприятиями, по обеспечению исправности и работоспособности техники. Ремонт и техническое обслуживание машин выполняют преимущественно владельцы техники в своих мастерских без необходимого для проведения сложных ремонтных работ оборудования. Объем специализированного ремонта и обслуживания машин снизился до 3-5%.

Использование производственных мощностей специальных мастерских составляет не более 10-15%, мастерских общего назначения, станций технического обслуживания автомобилей, тракторов -20%, оборудования животноводческих ферм - 36%, цехов ремонта комбайнов, технических обменных пунктов - 15%, подразделений снабжения - 27% [7].

Так, например, в Псковской области в ходе экономической реформы были приватизированы 86,4% заготовительных организаций, 42,8% автотранспортных предприятий, обслуживающих сельскую ме-

стность, 61,1% снабженческо-сбытовых предприятий и 34,5% обслуживающих предприятий и организаций АПК. Разделившееся областное объединение «Облсельхозтехника» на «Агропромснаб» и «Агро-промсервис» в ходе дальнейшей приватизации продолжили деление, в результате чего единая служба техсервиса прекратила свое существование.

Свернута деятельность региональных технических центров заводов-изготовителей, которые находили свое место в техническом сервисе АПК и уже оказывали селу многие виды услуг, отличаясь оперативностью в восстановлении работоспособности техники. В настоящее время лишь 8 из 24 районных Агропромсервисов занимаются ремонтом автотракторных и электродвигателей, топливной аппаратуры. Причем объемы работ на этих предприятиях сократились в 10 и более раз.

Практически в таких же условиях функционирует и система инженерно-технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области, представленная 10 специализированными ремонтными предприятиями и 20 предприятиями системы ОАО «Леноблагроснаб».

В ОАО «Леноблагроснаб» 8 предприятий входят на правах акционеров, а остальные предприятия строят свои взаимоотношения с ним на основе соглашений. Имея прямые договора с заводами-изготовителями и специализированными ремонтно-техническими предприятиями, ОАО решает также вопросы, связанные с устранением отказов техники в гарантийный период. В послегарантийный период ремонт и обслуживание техники осуществляется, в основном, силами хозяйств.

В связи с этим специализированные РТП и районные предприятия «Сельхозтехники» области в последние годы значительно сократили объемы своих производств и функционируют за счет освоения новых видов продукции и выпуска различных запчастей и оборудования [8].

Рассмотренные проблемы современного состояния инженерно-технической системы АПК Северо-Западного региона России позволяют говорить о масштабности и сложности решения задач ее эффективного развития. Определение главных направлений развития ИТС АПК региона, их согласование и обеспечение условий эффективной реализации составляют содержание единой региональной технической политики.

Техническая политика служит основой ускоренного технического перевооружения производства, широкого внедрения прогрессивной техники и технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, экономию материальных ресурсов, улучшение условий труда, охрану окружающей среды.

Она должна основываться на принципах пропорциональности в развитии подсистем ИТС агропромышленного комплекса, увязки и оптимизации ее отдельных элементов, учете межотраслевых связей, а также «обратных связей» на всевозможные изменения экономического, политического, научно-технического характера.

Единство технической политики означает, что цели развития отдельных подсистем ИТС и пути их достижения подчинены общей цели развития АПК.

Исходя из общих целей и задач развития агропромышленного комплекса Северо-Западного региона России, можно сформулировать следующие приоритетные направления технической политики в региональном АПК:

• Формирование оптимального, эффективно функционирующего парка машин и оборудования, позволяющего перейти к адаптивной системе ведения сельского хозяйства на базе высоких технологий - основе конкурентоспособности регионального сельскохозяйственного производства.

• Формирование эффективной системы использования машин как одного из основных элементов ресурсосберегающей стратегии развития агропромышленного комплекса.

• Создание системы и оптимальных схем обновления активных фондов в новых условиях хозяйствования с учетом платежеспособного спроса сельскохозяйственных предприятий.

• Эффективное поддержание работоспособности машин и высокой технической готовности парка машин на основе использования современных организационных форм технического сервиса, технических средств ремонта и диагностирования.

• Создание и эффективная деятельность новых типов хозяйственных формирований по производственному, технологическому обслуживанию сельских товаропроизводителей, использованию техники и оборудования в условиях острого их дефицита.

• Создание эффективной системы формирования и оптимального обеспечения инженерно-технической системы АПК кадрами.

Естественно, вышеприведенный перечень не исчерпывает всех направлений технической политики, но он является определяющим в развитии инженерно-технической системы АПК.

Формирование оптимального, эффективно функционирующего парка машин и оборудования является основой сельскохозяйственного производства, определяет уровень его развития и оказывает решающее влияние на социально-экономические условия жизни на селе.

Развитая материально-техническая база села - решающее условие развития всех других подсистем ИТС, о чем уже говорилось выше и на что в свое время еще указывал Н.И. Бухарин, говоря, что «...если дана такая система экономических отношений, где промышленность уже работала на крестьянский рынок, где она не может быть вне связи с этим рынком, то промышленная конъюнктура, темп накопления и т.д. не может не зависеть от роста производительных сил сельского хозяйства» [9].

Эффективное ведение сельскохозяйственного производства невозможно без соответствующей организации системы использования машин, так как именно в этой сфере формируются издержки, составляющие значительную часть себестоимости производимой продукции, определяющие в конечном итоге ее конкурентоспособность. Поэтому оптимизация издержек, связанных с использованием техники, выступает в качестве одного из основных элементов ресурсосберегающей стратегии развития агропромышленного комплекса.

Переход экономики России и его АПК в новые условия хозяйствования, широкое развитие рыночных отношений на селе разрушили сложившуюся в бывшем СССР систему обеспечения совхозов и колхозов сельскохозяйственной техникой и другими материально-техническими ресурсами. А новой системы, соответствующей возникшим новым производственным отношениям на селе, сформированным новым финансово-кредитным учреждениям, используемым им схемам кредитования, изменением роли государства в осуществлении финансовой и кредитной политики в отношении сельского хозяйства, не создано. Поэтому создание и использование такой системы в АПК, основанной на применении оптимальных схем обновления активных фондов в новых условиях хозяйствования с учетом платежеспособного спроса сельскохозяйственных предприятий имеет первостепенное значение для развития всех подсистем ИТС.

Выше уже говорилось о том, что в условиях резкого дефицита финансовых средств у сельскохозяйственных предприятий для осуществления процессов расширенного воспроизводства, особенно актуальной становится проблема сохранения имеющегося парка машин, продление срока их эффективного использования. Это может быть обеспечено только на основе использования современных организационных форм технического сервиса, технических средств ремонта и диагностирования.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности использования техники, оживления производственной деятельности в хозяйствах, испытывающих дефицит в современных средствах механизации, является создание новых типов хозяйственных формирований по производственному, технологическому обслуживанию сельских товаропроизводителей, использованию техники и оборудования. Это относится как к предприятиям коллективных форм собственности, так и мелкотоварным крестьянским (фермерским) хозяйствам. В отношении последних еще видный русский экономист A.B. Чаянов отмечал: «Мало рабочая семья, имеющая маленький надел, совершенно лишена возможности использовать уборочные или иные сложные машины, так как доступная ей для уборки территория слишком мала для выгодного применения машинного труда [10].

В АПК накоплен почти десятилетний опыт функционирования машинно-технологических станций (МТС). Их в России на начало 2002 г. уже зарегистрировано более одной тысячи. Главными потребителями услуг МТС являются наиболее многочисленная группа низкорентабельных или убыточных сельхозпредприятий коллективных форм собственности, а также частные мелкотоварные предприятия (фермерские хозяйства, ЛПХ и т.п.). В подавляющем большинстве МТС техника используется более эффективно. В некоторых районах МТС выполняют от 12 до 30% сельскохозяйственных работ. К сожалению, этот опыт по тем или иным причинам еще не нашел должного распространения в областях и республиках Северо-Западного региона.

Наконец, стабилизация и развитие инженерно-технической системы АПК неразрывно связаны с ее кадровым обеспечением, подготовкой квалифицированных специалистов с высшим, средним и специальным образованием. Это один из основных приоритетов в формировании конкурентоспособного агарного сектора отечественной экономики. В условиях жесткого дефицита материально-технических

ресурсов работа по подбору, подготовке, повышению квалификации кадров и закреплению их на производстве, комплексному использованию мер материального и морального поощрения их эффективного труда является важнейшей предпосылкой повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве одним из основных и эффективных факторов стабилизации и развития агропромышленного производства.

Реализация обозначенных перспективных направлений технической политики в АПК - проблема комплексная и многоплановая. Она требует соответствующего научного обеспечения, осуществления комплекса организационных, экономических мероприятий, глубоких структурных преобразований, решения вопросов правового регулирования участников ИТС, создания соответствующей законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей ее эффективное развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Водачек Л., Водачкоеа О. Стратегия управления инновациями на предприятии /сокр. Перевод со словац. /Авт. Предисл. B.C. Рапопорт. - М.: Экономика, 1989. - 167 с.

2. Федеральный закон «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса», № 100-ФЗ от 24.05.1999 г.

3. Агропромышленный комплекс России в 2001 году // Статистический сборник. - М., 2002.

4. Никонов A.A. Спираль многовековой драмы: агарная наука и политика России (ХУШ-ХХ вв.). - М., 1995. - С. 443.

5. Пути развития дискуссии 20-х годов /Е.А. Преображенский, Н.И. Бухарин. - Л.: Лениздат, 1990. - 253 с.

6. Проблемы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимой техникой //Аналитический обзор - М.: РОСИНФОРМ-АГРОТЕХ, 2002. - с. 2-3.

7. Шпилъко A.B. Состояние и первоочередные задачи в инженерно-технической системе АПК// Общие проблемы технического обеспечения агропромышленного производства: Научные труды. -Т. 130. - М.: ВИМ, 2000. - С. 58-59.

8. Концепция по формированию и функционированию инженерно-технической системы АПК в С-3 регионе России. - СПБ, 2000. - С. 10-13.

9. Бухарин H.H. Хозяйственный рост и проблема рабоче-крестьянского блока // Пути развития дискуссии 20-х годов. - Л.: Лен-издат, 1990.-С. 163.

10. Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. - М.: Экономика, 1989. - С. 99 (492 е.).

Получено 29.04.2003. УДК 631.22.01

Е.И. ДАВИДСОН, акад. МААО ЭКОЛОГИЯ И СЕЛЬХОЗМАШИНЫ

Изначально природа имела, казалось бы, вечную мощность, деятельность же человечества была совершенно неэффективна. Казалось бы, ничто не могло предвещать беду. Но шли миллионы лет, и беда стала созревать. Появилась опасность природу, полученную нами от предков в виде цветущего сада, оставить наследникам в виде опасной помойки.

Возникла наука экология. Какие у нее проблемы?

Прежде об этимологии слова экология. «Эко» - это мой дом, «логия» - это описание, наука. Проблемы в этимологии не вскрываются. В старых словарях экологии дается такое определение: это одна из биологических дисциплин, изучающая отношения организма с окружающей средой. Это определение в настоящее время стало некорректным. Сейчас в слово экология вкладывается новый смысл. Берём на себя смелость дать современное определение экологии.

Экология - это наука о гармонии взаимосвязей в природе, обеспечивающей её безопасное существование.

Сельское хозяйство - это агроэкосистема, в конце которой находится социум. Могу предположить, что есть корреляционная связь между дефицитом продуктов питания в стране и аккумулируемой со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.