УДК 338.436.33:658.7
Л.И. Кушнарёв, доктор техн. наук, профессор
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА
Основными причинами, по которым молодые специалисты не задерживаются на селе, являются состояние материально-технической базы сельскохозяйственного производства, низкий уровень заработной платы и низкий жизненный уровень, непривлекательность сельского труда и села вообще, сокращение объемов производства, наличие явной и скрытой безработицы, отсутствие возможности производства и реализации дополнительной сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах. Кратко состояние экономики АПК РФ характеризуется следующим:
• снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с уровнем 1990 г. в 2...2,5 раза;
• импорт основных видов продовольствия (мясо, молоко, птица, овощи, фрукты _) составляет около половины потребности;
• разрушение материально-технической базы АПК, применение энергозатратных технологий и технических средств;
• сокращение и миграция сельского населения
(крестьянства), достигшая уровня 1,5_2,0 млн
человек в год;
• выбытие из севооборота более 42 млн га пашни, сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в 2,5_3 раза.
• диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и промышленную продукцию — рост 5_15 раз;
• убыточность, банкротство и разорение сельскохозяйственных предприятий (число крупных коллективных хозяйств — основных товаропроизводителей ежегодно сокращается на 400_500);
• ухудшение обеспеченности АПК (и особенно сельскохозяйственного производства) кадрами механизаторов и других массовых профессий, а также специалистов-технологов;
• развал системы производственно-технологического и инженерно-технического обеспечения (технического сервиса) сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В основе восстановления объемов производства сельскохозяйственной продукции — модернизация и развитие материально-технической базы села. Модернизацию материально-технической базы сельскохозяйственного производства необходимо начинать с обновления активной части: машинного парка
10
хозяйств, технологического оборудования для объектов ремонтно-технологической базы. Необходимо обеспечить комплексность поставок тракторов, с.-х. машин и орудий, комбайнов и транспортных средств для перехода на перспективные высокоэффективные и ресурсосберегающие технологии. Для определения рациональных адаптивных технологий производства различных видов сельхозпродукции целесообразно использовать рекомендации зональных научно-исследовательских институтов. Разработанные ими технологические требования позволят определить полный перечень с.-х. техники для внедрения новых технологий. Конкретный состав парка машин и оборудования для производства с.-х. продукции целесообразно определять для реальных производственно-экономических условий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя, учитывая направления, специализацию и объемы сель-хозпроизводства, применяемые и рекомендуемые технологии, имеющийся и требуемый количественный и марочный состав машинного парка и т. д.
Кроме того, при обосновании рационального состава машинного парка хозяйств необходимо учитывать наличие в административных районах машинно-технологических станций (МТС). Исследования показывают, что МТС целесообразно привлекать к выполнению энергоемких и требующих дорогостоящих и специальных машин механизированных операций: посевной и предпосевной обработке почвы, уборочно-транспортных работ, внесению органических и минеральных удобрений и химической защите растений. При эффективной загрузке машинного парка в МТС становится эффективным использование высокопроизводительной и дорогостоящей с.-х. техники, даже импортного производства. Поэтому вся совокупность технологических операций по производству с.-х. продукции может рационально распределяться между МТП хозяйств и обслуживающих их МТС или других предприятий.
Для решения этой сложной задачи необходимо разработать алгоритм и программное обеспечение, которые позволят реализовать ее с помощью современных компьютеров в условиях хозяйств. Реализация задачи обоснования рационального состава МТП просчитывает несколько вариантов и осуществляет выбор наиболее эффективного из них. На стадии разработки и внедрения алгоритма и программного обеспечения реализации этой задачи дан-
ную работу целесообразно возложить на региональные и федеральные НИИ и вузы, имеющие в настоящее время в этом направлении значительные научные разработки и заделы.
При модернизации ремонтно-технологического оборудования мастерских сельскохозяйственных предприятий необходимо исходить из применяемых и перспективных форм и методов организации технического сервиса, существующего и перспективного машинного парка хозяйств. Учитывая усложнение отечественной сельскохозяйственной техники и применение зарубежных машин, поставляемое ремонтно-технологическое оборудование комплектуется в соответствии с требованиями технологических операций ТО и ремонта этих машин. Наиболее перспективным методом организации инженерно-технического обеспечения в АПК во всем мире признан фирменный метод технического сервиса. Для обеспечения работоспособности машинного парка хозяйств созданы мощная ремонтно-обслуживающая база, сеть районных и региональных предприятий технического сервиса. Ее эффективное использование требует решения сложной организационно-экономической задачи обоснования распределения всей совокупности работ по техническому сервису между различными уровнями базы и различными подразделениями и предприятиями хозяйств и технического сервиса. Полученное распределение работ по техническому сервису является обоснованием для создания проектов мастерских, обеспечения их ремонтнотехнологическим оборудованием, комплектования кадрами специалистов, организации процессов производства работ и услуг и т. д.
Обеспечение механизированных процессов производства с.-х. продукции требует значительных инвестиций. Это прежде всего капитальные вложения на приобретение основных средств производства. Это текущие производственные издержки, связанные с эксплуатацией основных средств: амортизация, зарплата персонала, топливно-смазочные материалы, поддержание машин в работоспособном состоянии, накладные и прочие расходы.
Тяжелейшая ситуация сложилась и продолжает усугубляться в сфере инженерно-технического обеспечения (технического сервиса) с.-х. производства. Инженерно-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства — это комплекс услуг по обеспечению потребителей промышленной продукцией, эффективному использованию и поддержанию ее в исправном состоянии в течение всего периода эксплуатации, включая утилизацию. Он включает использование машин по назначению, хранение, техническое обслуживание, ремонт и транспортирование. Техническая эксплуатация машин (оборудования), имеющая целью поддержание, сохранение и восстановление исправности, работоспособно-
сти и ресурса, включает выполнение работ (услуг) по заправке машин топливом и смазочными материалами, очистке, регулировке, замене быстроиз-нашивающихся элементов машин, восстановлению их, проверке и диагностированию состояния машин и составных частей, определению остаточного ресурса, контролю воздействия на окружающую среду, восстановлению изношенных деталей и др.
Основными участниками технического сервиса в сельском хозяйстве являются: производители с.-х. продукции — потребители технических средств (промышленной и другой продукции) и услуг; исполнители услуг технического сервиса; производители технических средств; центры технического сервиса в лице ремонтно-технических предприятий, предприятий материально-технического снабжения и др., выступающие в качестве дилеров заводов-изготовителей.
Общей задачей системы является инженернотехническое обеспечение процессов производства, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции и продовольственных товаров. В зависимости от решаемых задач технического сервиса, территориального расположения и административной подчиненности инженерно-техническую систему (ИТС) Российской Федерации следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой будет иметь свой комплекс конкретизированных задач.
Стратегия развития всей системы технического сервиса в АПК ориентирована на полное удовлетворение потребностей сельских товаропроизводителей в технике, материально-технических ресурсах и услугах производственно-технологического и технического сервиса с целью увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции с минимальными производственными издержками.
Основой высокоэффективного сельскохозяйственного производства являются: оптимальный уровень технической оснащенности предприятий АПК; оптимальное сочетание производственных параметров сельскохозяйственных предприятий и предприятий технического сервиса; обеспеченность механизированных процессов и сельскохозяйственных предприятий всех организационноправовых форм и типоразмеров широким спектром современных технических средств, обеспечивающих реализацию высокоэффективных технологий в условиях различных зон и регионов Российской Федерации; наличие современного экономического механизма взаимоотношений между сельскохозяйственными и обслуживающими предприятиями АПК, а также механизма обеспечения приоритета прав сельского товаропроизводителя и реализации государственной технической политики и других факторов.
11
Для стабильного повышения уровня технической оснащенности предприятий АПК должен быть разработан стимулирующий экономический механизм, в основе которого сбалансированная ценовая политика государства на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности, энергоресурсы, повышающая доходность с.-х. предприятий и направление ими большей части полученных средств на развитие материально-технической базы и ее эффективное использование.
На эффективность выполнения механизированных процессов, работ и услуг в АПК влияют различные факторы: организационно-правовые формы и типоразмеры сельских товаропроизводителей и обеспеченность соответствующими типам и классами машин и оборудования с учетом их годовой загрузки и объемов работ в хозяйстве; применяемые технологии; надежность и эффективность, в первую очередь экономическая; а также рациональное распределение механизированных и ремонтно-обслуживающих работ между сельскими товаропроизводителями и обслуживающими предприятиями.
Приоритет прав сельского товаропроизводителя, как потребителя сельскохозяйственной техники, обеспечивается прежде всего возможностью приобретать высококачественные и надежные машины и оборудование, соответствующие уровню зарубежных аналогов. Производство машин такого уровня, как показывает мировой опыт, возможно только при организации их последующего технического сервиса за счет фирмы-производителя, что и обеспечивает приоритет прав сельских товаропроизводителей не только экономически, но и законодательно.
Внедрение фирменного метода технического сервиса наряду с повышением эффективности использования машин по прямому назначению позволит минимизировать затраты на их ТО и ремонт в сочетании с разработкой экономических механизмов взаимоотношений между предприятиями АПК и стимулирования привлечения предприятий технического сервиса и заводов-изготовителей к обеспечению работоспособности машин и оборудования сельских товаропроизводителей. Но основное, что дает организация фирменного метода технического сервиса, — это создание и внедрение организационноэкономического и правового механизма повышения качества, технического уровня, надежности и эффективности отечественной сельхозтехники, что позволит сделать ее конкурентоспособной не только на внутреннем рынке, а с учетом ценовой конкуренции и на мировом рынке техники.
Выполнение работ по ТО и ремонту машин основывается на технико-экономической целесообразности их распределения между предприятиями и подразделениями технического сервиса различных производственно-технологических уровней,
12
что позволяет создать оптимальную организационную структуру сети предприятий технического сервиса с оптимальным уровнем технологичности процессов и специализации производства при минимальных капиталовложениях.
Особое внимание уделяется внедрению высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий и средств технического сервиса. Наибольшее применение должен получить агрегатный метод ремонта машин, с организацией ремонта агрегатов на высокотехнологичных предприятиях технического сервиса, обеспечивающих повышение их надежности и качества.
Создание и развитие сети предприятий производственно-технологического и технического сервиса в АПК осуществляется по инициативе и с участием сельских товаропроизводителей, что позволяет объективно сформулировать их требования к технике и техническому сервису и определить задачи и критерии оценки деятельности обслуживающих предприятий.
Данные стратегические направления развития технического сервиса сельскохозяйственных предприятиях АПК требуют создания благоприятных технических, организационных и экономических условий со стороны государства, предприятий сельхозмашиностроения, технического сервиса и поставщиков материально-технических и энергетических ресурсов; разработки механизма реализации стратегии.
Совершенствование форм и методов технического сервиса сельских товаропроизводителей интенсифицирует использование оставшегося машинного парка хозяйств, машинно-технологических станций и других предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и юридического статуса.
В сфере производственной эксплуатации необходимо определить виды, объемы и сроки механизированных работ, выполняемые в сфере производства сельскохозяйственной продукции, установить критерии их рационального распределения между исполнителями различных уровней: подразделения хозяйств — механизированные отряды (комплексы) хозяйств — машинно-технологические станции (межхозяйственные и районные). Сформировать на основе полученного распределения механизированных работ близкие к оптимальным производственные структуры в рамках административных районов. Необходимо придать новый импульс наиболее эффективным формам и методам организации использования техники: арендно-подрядные и хозрасчетные отношения, коллективы интенсивного труда с использованием поточно-циклового метода проведения механизированных работ, адаптировав их к условиям рыночных отношений. Эффективность деятельности производственных структур увязывается с конечными результатами: количест-
вом и качеством произведенной сельскохозяйственной продукции при минимальных производственных издержках, в отдельных случаях с объемом, качеством и своевременностью проведения технологических операций. Сфере технической эксплуатации при нынешнем состоянии машинного парка сельских товаропроизводителей придается особое значение. Первоочередной шаг в этом направлении — воссоздание всех уровней системы технического сервиса на принципиально новой экономической основе: равенство всех организационноправовых форм и взаимовыгодное сотрудничество при обеспечении и защите приоритета и прав сельских товаропроизводителей, поскольку экономическое состояние и благополучие предприятий и подразделений технического сервиса напрямую зависит от эффективности деятельности сельских товаропроизводителей, количества и качества произведенной ими продукции и производственных затрат. При технико-экономическом обосновании системы технического сервиса необходимо исходить из своевременного и качественного проведения работ и услуг по техническому сервису машин и оборудования сельских товаропроизводителей и минимизации издержек на обеспечение работоспособности изношенного и устаревшего парка машин и оборудования. Необходимо планирование работ по техническому сервису, рациональное распределение их между уровнями и исполнителями системы технического сервиса, что позволит сформировать инженерно-технические службы с оптималь-
ными параметрами. Необходимо определить цели, задачи и функции, оценочные критерии и механизмы экономических отношений для каждого уровня и каждой структуры системы технического сервиса, использовав при этом арендно-подрядные и хозрасчетные отношения.
Реализация отмеченных направлений развития инженерно-технического обеспечения в АПК требует современного информационно-технологического обеспечения, максимального использования накопленных знаний, научного поиска и решения сложных оптимизационных задач технического оснащения предприятий и моделирования их функционирования в современных экономических условиях. Особое внимание уделяется разработке современных программных средств для решения этих задач.
Предложенные направления развития технического сервиса в сельскохозяйственных предприятиях АПК требуют создания благоприятных технических, организационных и экономических условий со стороны государства, предприятий сельхозмашиностроения, технического сервиса и поставщиков материально-технических и энергетических ресурсов; разработки механизма реализации стратегии.
Список литературы
1. Концепция эффективного использования сельскохозяйственной техники в рыночных условиях. — М.: ГОС-НИТИ, 1993. — 62 с.
2. Конкин, Ю.А. Экономика ремонта сельскохозяйственной техники / Ю.А. Конкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990. — 366 с.
УДК 631.16.658.148
Ю.В. Чутчева, канд. экон. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
направления повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий
Одна из серьезнейших задач, особенно обострившаяся в период мирового финансового кризиса, — выработка эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Получение организациями дополнительных финансовых ресурсов на расширение, модернизацию и обновление производства можно в некоторой степени обеспечить предоставлением целевых налоговых льгот, снижением ставок или уменьшением налоговой базы по основным налогам.
Эффективность применения той или иной формы стимулирования зависит прежде всего от условий финансовой поддержки со стороны государства.
На первоначальном этапе реализации рыночных преобразований налоговая система России впитала в себя опыт налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности, присущий западным налоговым системам
Принятие второй части Налогового кодекса РФ дало ориентир на преимущественное использование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговая ставка.
Инвестиционные процессы играют важную роль в развитии экономики любого государства. Государственная инвестиционная политика формируется таким образом, чтобы деньги, поступающие от предприятий в консолидированный бюджет
13