Научная статья на тему 'Обоснование производства продукции в крупных сельскохозяйственных организациях'

Обоснование производства продукции в крупных сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
187
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ БАЗА / ЗАТРАТЫ НА МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ МТП / УДЕЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / TECHNICAL SERVICE / ASSOCIATIONS OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / REPAIR-SERVING BASE / EXPENSES FOR THE MECHANIZED WORKS / MAINTENANCE SERVICE AND REPAIR / PLANNING AND OPTIMIZATION MTP / SPECIFIC OPERATIONAL EXPENSES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Маслов Максим Михайлович

Технический сервис в сельскохозяйственных организация устроен на низком уровне. Техническое обслуживание и ремонт техники является одним из важнейших условий функционирования машинно-тракторного парка (МТП). Нами предлагается объединение хозяйств по территориальному признаку на базе крупных сельскохозяйственных организаций с целью содействия в проведении механизированных работ, технического обслуживания и ремонта МТП. Анализ состояния объектов ремонтно-обслуживающей базы хозяйств Лысковского района Нижегородской области показывает, что только 25% ЦРМ хозяйств удовлетворяют современным требованиям, остальные требуют реконструкции или замены новыми. Из объектов ремонтно-обслуживающей базы района (3 уровня) частично функционируют только ООО «Дизель-сервис». При совместном производстве сельскохозяйственной продукции доля участия объединений на базе крупных сельскохозяйственных организаций (КСО) определяется на стадии планирования по технологическим картам производства продукции в соответствии с принятыми технологиями. В основу эффективного функционирования КСО должны быть положены принципы взаимовыгодного сотрудничества: участие основной организации в совместном производстве сельскохозяйственной продукции с учетом долей участия партнеров должно обеспечивать прирост дохода (или снижение убытков) сельского товаропроизводителя в размере не ниже стоимости предлагаемых механизированных услуг.Был произведен анализ структуры затрат на поддержание работоспособности техники и сделаны выводы относительно подбора машин по критерию минимума эксплуатационных затрат. В качестве критерия оптимизации количественного и марочного состава машинно-тракторного парка целесообразно руководствоваться минимумом эксплуатационных затрат. В качестве дополнительного критерия при этом можно использовать капиталовложения, необходимые для его формирования.Система технического обслуживания машинно-тракторного парка КСО должна обосновываться исходя из количественного и марочного состава обслуживаемого ею парка машин и их надежности в условиях реальной эксплуатации, выполняемых ими объемов механизированных работ, состояния и размещения ремонтно-технической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF PRODUCTION IN LARGE THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Technical service in agricultural the organization is arranged on a low level. Maintenance service and repair of technics is one of the major conditions of functioning of machine-tractor park (MTP). Us association of facilities to a territorial sign on the basis of the large agricultural organizations with objective of assistance in carrying out of the mechanized works, maintenance service and repair MTP is offered. The analysis of a condition of objects of repair-serving base of facilities of Lyskovo in Nizhniy Novgorod area shows, that only 25 % CRM of facilities meet modern requirements, the others require reconstruction or replacement new. From objects of repair-serving base of area (3 levels) only LLC " Diesel engine-service ".By coproduction of agricultural production a fraction of participation of associations on the basis of the large agricultural organizations (KSO) partially function is defined at a stage of planning on technological cards of production according to the accepted technologies. Principles of mutually advantageous cooperation should be put in a basis of effective functioning KSO: participation of the basic organization in coproduction of agricultural production in view of fractions of participation of partners should provide a gain of the income (or decrease in losses) a rural commodity producer at a rate of not below cost of the offered mechanized services. The analysis of structure of expenses for maintenance of working capacity of technics has been made and drawn conclusions concerning selection of cars by criterion of a minimum of operational expenses. As criterion of optimization of quantitative and branded structure of MTP expediently to be guided by a minimum of operational expenses. As additional criterion thus it is possible to use the capital investments necessary for its formation. The system of maintenance service of MTP KSO should prove proceeding from quantitative and branded structure of park of cars served by her and their reliability in the conditions of the actual operation which are carried out by them of volumes of mechanized works, conditions and accommodations of technical repair base.

Текст научной работы на тему «Обоснование производства продукции в крупных сельскохозяйственных организациях»

УДК 631.12

ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ В КРУПНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© 2014

М. М. Маслов, аспирант

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация: Технический сервис в сельскохозяйственных организация устроен на низком уровне. Техническое обслуживание и ремонт техники является одним из важнейших условий функционирования машинно-тракторного парка (МТП). Нами предлагается объединение хозяйств по территориальному признаку на базе крупных сельскохозяйственных организаций с целью содействия в проведении механизированных работ, технического обслуживания и ремонта МТП. Анализ состояния объектов ремонтно-обслуживающей базы хозяйств Лысковского района Нижегородской области показывает, что только 25 % ЦРМ хозяйств удовлетворяют современным требованиям, остальные требуют реконструкции или замены новыми. Из объектов ремонтно-обслуживающей базы района (3 уровня) частично функционируют только ООО «Дизель-сервис». При совместном производстве сельскохозяйственной продукции доля участия объединений на базе крупных сельскохозяйственных организаций (КСО) определяется на стадии планирования по технологическим картам производства продукции в соответствии с принятыми технологиями. В основу эффективного функционирования КСО должны быть положены принципы взаимовыгодного сотрудничества: участие основной организации в совместном производстве сельскохозяйственной продукции с учетом долей участия партнеров должно обеспечивать прирост дохода (или снижение убытков) сельского товаропроизводителя в размере не ниже стоимости предлагаемых механизированных услуг. Был произведен анализ структуры затрат на поддержание работоспособности техники и сделаны выводы относительно подбора машин по критерию минимума эксплуатационных затрат. В качестве критерия оптимизации количественного и марочного состава машинно-тракторного парка целесообразно руководствоваться минимумом эксплуатационных затрат. В качестве дополнительного критерия при этом можно использовать капиталовложения, необходимые для его формирования. Система технического обслуживания машинно-тракторного парка КСО должна обосновываться исходя из количественного и марочного состава обслуживаемого ею парка машин и их надежности в условиях реальной эксплуатации, выполняемых ими объемов механизированных работ, состояния и размещения ремонтно-технической базы.

Ключевые слова: технический сервис, объединения сельскохозяйственных организаций, ремонтно-обслуживаю-щая база, затраты на механизированные работы, техническое обслуживание и ремонт, планирование и оптимизация МТП, удельные эксплуатационные затраты.

Материально-техническая база сельскохозяйственного производства в значительной мере определяет уровень конкурентоспособности сельского хозяйства, основными факторами которого являются себестоимость производимой продукции и рентабельность производства.

В большинстве сельскохозяйственных регионов парк энергонасыщенной техники снизился до 45-50 % и продолжается тенденция его старения, что вынуждает сельхозтоваропроизводителей возвращаться к примитивным технологиям выращивания сельскохозяйственных культур с использованием старой непроизводительной техники. Выбытие тракторов при износе 60-70 % превышает обновление в 5 раз, по зерноуборочным комбайнам в 3 раза. Из-за технологического отставания и недостаточного обеспечения техникой ежегодно на полях остается до 14 % выращенного урожая, до 11 % теряется из-за несовершенства техники. В результате общие потери достигают до 25 % [1, с. 1].

Для изменения сложившейся ситуации предлагается создание объединение хозяйств по территориальному признаку на базе крупных сельскохозяйственных организаций с целью содействия в проведение механизированных работ и техническому обслуживанию и ремонту МТП.

Деятельность таких объединений обеспечивает ряд преимуществ, которые перекрывают затраты на их создание и функционирование:

- снижается риск, связанный с приобретением новых и дорогих машин; внедряются современные техника и технологии, культуры и сорта без высоких инвестиционных затрат, а также специальные знания и опыт;

- повышается уровень специализации и концентрации производства, что существенно сокращает производственные издержки, создает условия для повышения рентабельности;

- повышается уровень организации использования техники, ее готовности и годовой загрузки;

- повышается культура производства механизированных работ и обеспечения работоспособности машинно-тракторного парка;

- эффективное применение высокопроизводительной техники обеспечивает стабильность технологических процессов, высокое качество и оптимальный срок выполнения работ;

- в объединение организаций на базе крупных сельскохозяйственных организаций более эффективно используются кредитные ресурсы и обеспечивается возвратность заемных средств.

Организации производственно-технологических комплексов должно предшествовать тщательное планирование механизированных работ. Для этого разрабатываются планы-графики работ, определяются потребности во всех видах производственно-технических ресурсов, разрабатываются и реализуются организационно-технические мероприятия по технологической подготовке, комплектованию и настройке машин. Особо прорабатываются возможности производственно-технологического обслуживания мелких и разрозненных крестьянских (фермерских) хозяйств. Намечаются маршруты обработки мелкоконтурных полей и дальнейшего движения машинно-тракторных агрегатов, исключающие как излишние пробеги, так и простои. Это необходимо также для обеспечения технического обслуживания и устранения последствий отказов машинно-тракторного агрегата (МТА) минимальным количеством передвижных звеньев.

Вопрос объединения сельскохозяйственных организаций рассматривали следующие авторы: Канчюкоев В. О., Тимирязева К. А., Агафонов Н. И., Иванцов П. И.

Сокращение парка сельскохозяйственной техники товаропроизводителей, его износ и старение, низкая эксплуатационная надежность и готовность машин не позволяют своевременно, качественно и в полном объеме выполнять все механизированные процессы. А это, в свою очередь, не позволяет реализовать все потенциальные возможности по получению стабильно высоких урожаев и сохранения качества выращенной продукции.

Анализ состояния объектов ремонтно-обслуживаю-щей базы хозяйств Лысковского района Нижегородской области показывает, что только 25 % ЦРМ хозяйств удовлетворяют современным требованиям, остальные

требуют реконструкции или замены новыми.

Из объектов ремонтно-обслуживающей базы района (3 уровня) частично функционируют только ООО «Дизель-сервис». К ремонтным предприятиям областного подчинения (4 уровня) относятся специализированные цехи по капитальному ремонту тракторов или комбайнов, их узлов и агрегатов.

Непропорциональное развитие ремонтно-обслужи-вающей базы хозяйств и отсутствие загрузки базы районного уровня неблагоприятно сказываются на затратах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом техники, которые, как показывает опыт передовых хозяйств, могут быть ниже на 20-25 %.

Потребность значительных капиталовложений на формирование работспособного и эффективного (оптимального) машинно-тракторного парка и ремонтно-технической базы сельскохозяйственных предприятий требует поиска путей их снижения с помощью развития внутрирайонной специализации и кооперации при организации выполнения механизированных и ремонтно-об-служивающих работ. Это позволило бы снизить трудоемкость и себестоимость работ, сократить пребывание машин в системе технического обслуживания и ремонта, повысить производительность и суммарную выработку машинно-тракторных агрегатов.

При совместном производстве сельскохозяйственной продукции доля участия объединений на базе крупных сельскохозяйственных организаций (КСО) определяется на стадии планирования по технологическим картам производства продукции в соответствии с принятыми технологиями. Для предварительного планирования доли участия КСО в совместном производстве зерновых колосовых культур установлена структура производственных затрат по технологическим комплексам механизированных работ (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура затрат на механизированные работы при производстве зерновых колосовых: 1 - основная обработка почвы; 2 - предпосевная обработка почвы; 3 - сев; 4 - внесение удобрений; 5 - уход за посевами; 6 - уборка и транспортировка зерна; 7 - уборка и транспортировка незерновой части; 8 - прочие рабо-

Окончательно доли участия хозяйства и объединений на базе КСО в совместном производстве конкретной сельскохозяйственной продукции определяется по фактически произведенными ими производственным затратам, так как, в связи с отсутствием необходимых основных и оборотных средств, значительная часть механизированных работ не выполняется, не вносятся в полном объеме органические и минеральные удобрения, применяется некачественный семенной материал и т. д.

Эффективность функционирования КСО в значительной мере зависит от точности обоснования ее производственных параметров, вспомогательных структур и служб, а также стоимости предоставляемых механизированных работ и услуг. Максимальный размер стоимости работ и услуг ограничивается финансовыми возможностями сельскохозяйственных товаропроизво-

дителей, их низким платежеспособным спросом на эти услуги. Минимальный размер стоимости работ и услуг КСО, в свою очередь, ограничивается необходимостью рентабельного функционирования в условиях рыночных отношений для ведения своего расширенного производства и возмещения производственных затрат, включая и эксплуатационные. Эффективное функционирование в этих условиях может быть обеспечено только при высокой точности обоснования основных и вспомогательных производств объединений на базе КСО.

При разработке проекта организации использования техники КСО особенно важно правильно обосновать производственную программу предприятия, от которой зависят все остальные параметры и, в конечном итоге, эффективная ее деятельность. Для обоснования производственной программы КСО целесообразно провести маркетинговые исследования и изучить, прежде всего, фактические потребности и реальный платежеспособный спрос сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и типоразмеров на выполнение механизированных работ и услуг в предполагаемой зоне деятельности объединения. После сбора предварительных заявок хозяйств района изучается их финансово-экономическое состояние, расположение и удаленность в рамках района, состояние и перспективы технической оснащенности и технического сервиса, проводится работа по определению эксплуатационных затрат, плановой себестоимости и коммерческой стоимости механизированных работ и услуг, определяются зона обслуживания и пределы эффективной загрузки КСО. После определения стоимости механизированных работ и услуг изучается платежеспособный спрос хозяйств, что позволяет уточнить производственную программу КСО. Если стоимость работ при данной программе объединения на базе КСО очень высока, прорабатывается вопрос ее снижения при увеличении объемов механизированных работ за счет вовлечения в сферу обслуживания КСО дополнительного количества обслуживаемых сельскохозяйственных предприятий или за счет расширения номенклатуры видов работ. Определяющими исходными данными при оптимизации машинно-тракторного парка КСО являются: виды культур и животных, их посевные площади и поголовье (объемы производства); технологические карты производства сельскохозяйственной продукции; технические и технологические характеристики различных машинно-тракторных агрегатов на одноименных технологических операциях; нормы времени и расхода топлива на механизированные работы; ограничения по наличию и использованию, имеющихся в сельскохозяйственном предприятии производственных ресурсов; учет других факторов и особенностей.

С целью проверки разработанных теоретических и методических основ проектирования использования, технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка в КСО в данной работе рассмотрен вопрос создания объединения на базе КСО, имеющей собственные или арендуемые земельные угодья и производящей на них сельскохозяйственной продукцию, а также выполняющую механизированные работы (услуги) сельским товаропроизводителям Лысковского района Нижегородской области.

Программа КСО среднестатистического района области по результатам обследования ряда административных районов Нижегородской области составляет [2, с. 4] ориентировочно 10-15 % от всего объема механизированных работ выполняемых хозяйствами района. Кроме того, обычно КСО имеет в среднем около 5 тыс. га пашни для производства сельскохозяйственной продукции, чаще всего зерновых [2, с. 16].

Целесообразность создания объединения на базе КСО для конкретных условий функционирования ограничивается минимальным объемом выполняемых механизированных работ (услуг). Это обусловлено применяемым количественным и марочным составом, интен-

сивностью его использования, обоснованностью организационной структуры производства, обслуживаемой зоной и другими факторами.

Зона обслуживания КСО по конкретным видам механизированных работ ограничивается экономической целесообразностью и транспортными возможностями машин и машинно-тракторных агрегатов и зависит от объема механизированных работ у конкретного заказчика и производительности машинно-тракторного агрегата. В таблице 1 приведены допустимые расстояния доставки МТА (машины) для выполнения объема работ равного сменной выработке.

Таблица 1 - Допустимое расстояние доставки МТА (машины) для выполнения механизированных работ

Марки тракторов и комбайнов Допустимое расстояние переезда, до км

Колесные 3 т. класс 55

Колесные 2 т. класс 47

Гусеничные 27-30

Колесные 1,4 т. класс 60

Колесные 0,9 т. класс 52

Комбайны 46-68

ловиям.

Критерием оценки различных вариантов МТА и обоснования марочного состава машинно-тракторного парка является полная себестоимость механизированных работ, основную часть которых составляют эксплуатационные затраты (рис. 2): оплата труда с начислениями, амортизация средств механизации, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание и хранение машин и орудий, затраты на топливно-смазочные материалы.

Для обслуживаемых хозяйств КСО выполняет энергоемкие механизированные работы: вспашку и культивацию почвы, сев зерновых и пропашных культур, внесение органических и минеральных удобрений, химическую защиту растений, заготовку кормов, уборку зерновых, послеуборочная обработка почв под будущий урожай и другие.

Зона обслуживания КСО должна расширяться по мере ее обеспеченности сельскохозяйственной техникой. При этом КСО заключает на выполнение механизированных услуг с заказчиками договора с оплатой, как в денежной, так и в натуральной форме, а также договора на совместное производство сельскохозяйственной продукции на земельных угодьях заказчиков.

Обслуживаемые КСО посевные площади культур, поголовье животных и объемы механизированных работ определяются на основании производства продукции (услуг) в объемах, достаточных для обеспечения нормального функционирования КСО. Для повышения заинтересованности КСО в результатах конечной деятельности планируется основными оценочными критериями установить урожайность культур, объем производства сельскохозяйственной продукции и прибыль (рентабельность), что в свою очередь будет способствовать снижению себестоимости их производства.

На основе состава и структуры посевных площадей, культур и зональных типовых технологических карт возделывания зерновых культур по интенсивным технологиям разрабатывается сводный план механизированных работ, выполняемых в одни и те же календарные сроки в течение года. На основании сводного плана механизированных работ определяется количественный и марочный состав машинно-тракторного парка КСО.

При планировании состава МТП и эксплуатационных затрат анализируются производственно-экономические условия и нормообразующие факторы:

- технологические свойства угодий, обслуживаемых объединением на базе КСО (класс длины гона, удельное сопротивление почв, группы норм и поправочные коэффициенты на местные условия для пахотных работ и непахотных работ);

- маршруты и расстояния переездов, состояние дорог и средств связи, вид, период и агротехнические сроки проведения работ; интенсивность и продолжительность использования техники; снижение производительности машинно-тракторных агрегатов по организационным и техническим причинам; по погодно-климатическим ус-

Рисунок 2 - Структура эксплуатационных затрат тракторов: а) МТЗ - 82 и мод; б)ДЖон Дир 6; в) Беларус 1221; г)Джон Дир 7; д)ХТЗ 150К; е) К - 744; ж) ВТ -100Д; з) ХТЗ - 180Б

Расчет удельных эксплуатационных затрат были определены по ЧЭЗ-методике [3, с. 23]. Удельный расход топлива был определен в соответствиии с методикой разработанной в НИИ механизации сельского хозяйства [4, с. 12; 5, 798]. Результаты оптимизации количественного и марочного состава парка тракторов по минимуму эксплуатационных затрат для основных марок тракторов приведены для вспашки почвы на глубину 20 - 22 см (рисунок 3).

Рисунок 3 - Удельные эксплуатационные затраты тракторов: 1 - МТЗ - 82 и мод; 2 - Джон Дир 6; 3 -Беларус 1221; 4 - Джон Дир 7; 5 - ХТЗ 150К; 6 - К-744; _7 - ВТ-100Д; 8 - ХТЗ-180Б_

Рисунок 4 - Сравнительная оценка удельные эксплуатационные затраты тракторов: 1 - МТЗ-82 и мод; 2 - Джон Дир 6; 3 - Беларус 1221; 4 - Джон Дир 7; 5 -ХТЗ 150К; 6-К -7 44; 7 - ВТ - 100Д; 8 - ХТЗ - 180Б

При действующих рыночных ценах на технику и зерно, экономически целесообразный срок проведения уборки зерновых колосовых может составлять 14 дней. Для определения экономически целесообразной продолжительности уборки зерновых колосовых культур использована нелинейная зависимость потерь зерна от продолжительности уборки, установленная по данным ВИМа [6, с. 76].

Аналогичные исследования проводили следующие авторы: Юданова А. В., Бережнов Н. Н., Константинов В. Н., Парахин Н. В., Полухин А. А, Елизаров В. П., Антышев Н. М., Бейлис В. М., Шевцов В. Г., Полухин А. А., Алпатов А. В., Ставцев А. Н., Агафонов Н. И. [7, с.190; 8, с.67-73; 9, с.984; 10, с.48-51; 11, с.11-14; 12, 78-85 с.; 13, с. 33-38]

Аналогичная расчетно-аналитическая работа проводится по всем технологическим операциям наиболее напряженных периодов работ и устанавливаются пределы по срокам, в которых есть возможность снижать (сглаживать) пиковые нагрузки на технику. Учитывая объемы механизированных работ, выполняемые КСО, изменения состава и структуры тракторного парка, его фактическую загрузку, а также экономически целесообразные сроки выполнения технологических операций и другие, ранее перечисленные факторы, представляется целесообразным рекомендовать количественный и марочный состав машинно-тракторного парка КСО. Состав парка сельскохозяйственных машин и оборудования, агрегатируемых с тракторами, а также самоходных уборочных машин, определялся в соответствии с требованиями технологических карт на выращивание культур по их производительности и оптимальной продолжительности этих работ.

Оптимизация количественного и марочного состава парка тракторов по минимуму капиталовложений для основных технологических операций: вспашка почвы и глубокое рыхление на глубину 20-30 см, культивация почвы на глубину 10-14 см с боронованием, сев зерновых и др., имеющих напряженные пиковые периоды работ подтверждает целесообразность применения неэнергонасыщенных тракторов.

А поскольку спрос на услуги КСО напрямую зависит от их стоимости, то необходимо стремиться комплектовать тракторный парк КСО наиболее эффективными марками по результатам технико-экономической оценки на МИС. Анализ технологических карт и полученного состава МТП производства указывает на целесообразность и возможность применения в КСО в качестве основных марок тракторов: ДТ-75М, МТЗ-80/82 и Беларус 1221.

Согласно перечню работ при производстве продукции растениеводства гусеничный трактор более эффективен, чем трактора с колесным движителем (вспашка и глубокое рыхление почвы, боронование, прикатывание

посевов и т. д.). При производительности выше на 12-15 %, он почти в 1,5 раза дешевле, имеет более высокую ремонтопригодность в условиях конкретной организации, не требует специализированного технического обслуживания и ремонта.

Кроме того, значительно снижаются затраты на приобретение техники и, соответственно в последующем, на ее амортизацию и поддержание в работоспособном состоянии при определении количественного состава машинно-тракторного парка на основании экономически целесообразного срока выполнения технологической операции.

В качестве среднестатистического крупного сельхозтоваропроизводителя Нижегородской области (принято ОАО «Нива» Лысковского района) был определен количественный и марочный состав машинно-тракторного парка, потребность в дизельном топливе и трудоемкость механизированных работ определяются с учетом перечисленных выше факторов для обеспечения полного комплекса механизированных работ по производству сельскохозяйственной продукции на зерновом севообороте. Расход топлива определен исходя из норм расхода на 1 физический гектар по каждой технологической операции.

Потребность в смазочных материалах принята в объеме 5 % от расхода дизельного топлива. Суммируя расход дизельного топлива по всем маркам тракторов, определяется годовая потребность в нем и требуемые запасы по всем напряженным периодам календарного года. Структура потребности и затрат на топливно-сма-зочные материалы по результатам расчетов приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Структуры потребления топливно-сма-зочных материалов

Структура эксплуатационных затрат КСО приведена на рисунке 6. Особую сложность при определении эксплуатационных затрат представляет определение нормативов и затрат денежных средств на техническое обслуживание, ремонт и хранение машинно-тракторного парка.

Рисунок 6 - Структура эксплуатационных затрат ОАО «Нива»

Анализ полученных структур затрат денежных средств на техническое обслуживание, ремонт и хранение машинно-тракторного парка организации по типам машин и статьям расходов показан в виде диаграмм на рисунке 7.

М. М. Масл0в естественнонаучное

ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ... направление

Рисунок 7 - Структура видов затрат денежных средств на ТО, ремонт и хранение МТП

В основу эффективной производственно-хозяйственной деятельности КСО должны быть положены, прежде всего, принципы четкого и оперативного планирования и организации производственных и вспомогательных процессов, обеспечивающие требуемые своевременность, качество и низкую себестоимость механизированных работ и услуг. Поэтому целесообразно предусмотреть в рамках КСО формы и методы организации, учитывающие их цикличность и поточность. При этом структурные подразделения КСО должны иметь возможность работать автономно друг от друга и, при необходимости, объединяться во временные, на период работ, механизированные комплексы. Производственные параметры, состав техники и организационная структура создаваемых механизированных звеньев, комплексов и отрядов определяются по аналогии с методиками разработанными ранее для сельскохозяйственных предприятий ведущими научно-исследовательскими и учебными учреждениями.

Анализ загрузки механизаторов ОАО «Нива» Лысковского района Нижегородской области показывает, что на производстве механизированных работ в основном требуется постоянных механизаторов - 20 человек, которые будут загружены только этими работами. В то же время почти каждый месяц, в течение периода с 15 марта по 1 ноября, имеются пиковые периоды нагрузок на механизаторов, которые не удается сгладить без привлечения дополнительного числа механизаторов на двухсменную работу машин. Кроме того, на начало апреля, июль и октябрь приходятся пики механизированных работ, соответственно, предпосевная обработка почвы и сев зерновых и уборка. В эти периоды появляется необходимость привлечения дополнительно 12 механизаторов.

Таким образом, если предположить, что объемы других видов механизированных работ в КСО, выполняемые тракторами, составляют около 25 % от объема по производству сельхозпродукции (по технологическим картам), с учетом транспортных, грузоподъемных, землеройных и др., то среднегодовая численность механизаторов предприятия должна быть не менее 26 человек. В этом случае остается дополнительная потребность в механизаторах на весенне-полевых и уборочных работах. Эта потребность может быть снижена приблизительно в 1,5 раза за счет увеличения продолжительности рабочей смены, привлечения квалифицированных механизаторов и других организационных мероприятий.

Таким образом, реализация предложенных в работе аналитических и методических основ, полученных результатов исследований и опыт производственно-технологической деятельности объединений на базе КСО Нижегородской области позволяют сделать следующие 174

выводы:

1. Состояние АПК и его технического оснащения указывают на целесообразность создания в административных районах структур производственно-технологического обслуживания сельских товаропроизводителей на базе крупных сельскохозяйственных организаций и их активного и эффективного участия в совместном производстве сельскохозяйственной продукции.

2. В основу эффективного функционирования КСО должны быть положены принципы взаимовыгодного сотрудничества: участие основной организации в совместном производстве сельскохозяйственной продукции с учетом долей участия партнеров должно обеспечивать прирост дохода (или снижение убытков) сельского товаропроизводителя в размере не ниже стоимости предлагаемых механизированных услуг.

3. Анализ состояния производства сельскохозяйственной продукции в регионах показывает, что производственные параметры создаваемых структур на базе КСО должны быть обоснованы исходя из реальных потребностей и платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей на механизированные услуги, которые определяются с учетом технического потенциала, финансово-экономического состояния заказчиков и потенциальной продуктивности полей и ферм.

4. При определении минимальной производственной программы КСО необходимо исходить из минимального значения суммы фактически складывающихся прямых, общепроизводственных и транспортных расходов, отнесенных к единице объема механизированных работ для условий конкретной зоны обслуживания (административного района, региона).

5. План производства механизированных услуг КСО формируется с учетом объемов производства сельскохозяйственной продукции по технологическим картам и заявок на отдельные технологические операции.

6. В качестве критерия оптимизации количественного и марочного состава машинно-тракторного парка целесообразно руководствоваться минимумом эксплуатационных затрат. В качестве дополнительного критерия при этом можно использовать капиталовложения, необходимые для его формирования.

7. Система технического обслуживания машинно-тракторного парка КСО должна обосновываться исходя из количественного и марочного состава обслуживаемого ею парка машин и их надежности в условиях реальной эксплуатации, выполняемых ими объемов механизированных работ, состояния и размещения ремонтно-технической базы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронцов С. Ф., Герасимов В. С., Русаков А. Н. Пути развития технического сервиса АПК РФ в условиях кризиса // Труды ГОСНИТИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosniti.ru/documents/articles/18.pdf (дата обращения: 28.10.2014).

2. Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:\\www.msx-nnov.ru. (дата обращения: 26.07.2014)

3. Прокопенко В. А., Пронин В. М. Технико-экономическая оценка эффективности сельскохозяйственных машин и технологий по критерию часовых эксплуатационных затрат. М. : ООО «Столичная типография». 2008. 162 с.

4. Методические указания по определению нормативных показателей расхода топлива и объемов механизированных работ.: Утв 25.09.85/ Всесоюзный НИИ механизации сельского хозяйства. Разраб. Никифоров А. Н. и др. М. : ВИМ, 1986. 48 с.

5. Расход топлива тракторами различных марок при обработке почвы и связанные с ней эксплуатационные затраты. М. : Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2002. № 3. 782 с._

6. Липовский М. И. Рациональный обмолот зерновых культур. СПб. : СЗНИИМЭСХ, 2005. 140с

7. Юданова А. В. Технико-экономическое обоснование комплексов отечественных и зарубежных машин [методические положения на примере выбора техники для возделывания и уборки зерновых культур в МТС]. М.: Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2004. №1. 190 с.

8. Бережнов Н. Н. Эксплуатационно-технологические показатели тягово-транспортного посевного агрегата на базе сельскохозяйственного колесного трактора общего назначения. ИГСА. : Вестник иркутской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. №46. 67-73 с.

9. Константинов В. Н. Сравнительная оценка и расчет нагрузочных характеристик на тракторы при обычной технологии возделывания пшеницы и модифицированной технологии с применением оптимально подобранных тракторов. М.: Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2002 №4. 984 с.

10. Парахин Н. В., Полухин А. А.Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства орловской области. ВНИИМСХ.: Сельскохозяйственные машины и технологии. 2014. №4. 48-51 с.

11. Елизаров В. П., Антышев Н. М., Бейлис В. М., Шевцов В. Г. Исходные требования и технологические операции в растениеводстве // Сельскохозяйственные машины и технологии. № 1, 2011. 11-14 с.

12. Полухин А. А., Алпатов А. В., Ставцев А. Н. Оценка состояния, использования и воспроизводства

материально-технической базы сельскохозяйственных организаций Орловской области. Вестник ОрелГАУ, 2012. № 5. 78-85 с.

13. Агафонов Н. И. Современные тенденции организации использования машинно-тракторного парка, трудовых и материальных ресурсов в хозяйствах различных форм собственности. Тр. ГОСНИТИ/Всерос. науч.-ис-след. технол. ин-т ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка. Москва Т. 100, 2007. 33-38 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Канчюкоев В. О. Организация технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях и объединениях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва: Московская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева, 1993. 23 с.

15. Агафонов Н. И. Сельскохозяйственные общественные организации в поисках путей преодоления агроэкономической отсталости на дону и северном кавказе во второй половине XIX - начале XX века. Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион, серия: общественные науки. Южный федеральный университет. 2010. №6. 50-55 с.

16. Иванцов П. И. Методология и практика создания новых организационно-правовых форм хозяйствования. Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион, серия: общественные науки. Южный федеральный университет. 2008. №1. 25-29 с.

BACKGROUND OF PRODUCTION IN LARGE THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

© 2014

M. M. Maslov, lecturer of the chair «Technical service» Nizhny Novgorod State Engineering-Economic Institute, Knyaginino (Russia)

Annotation: Technical service in agricultural the organization is arranged on a low level. Maintenance service and repair of technics is one of the major conditions of functioning of machine-tractor park (MTP). Us association of facilities to a territorial sign on the basis of the large agricultural organizations with objective of assistance in carrying out of the mechanized works, maintenance service and repair MTP is offered. The analysis of a condition of objects of repair-serving base of facilities of Lyskovo in Nizhniy Novgorod area shows, that only 25 % CRM of facilities meet modern requirements, the others require reconstruction or replacement new. From objects of repair-serving base of area (3 levels) only LLC " Diesel engine-service " .By coproduction of agricultural production a fraction of participation of associations on the basis of the large agricultural organizations (KSO) partially function is defined at a stage of planning on technological cards of production according to the accepted technologies. Principles of mutually advantageous cooperation should be put in a basis of effective functioning KSO: participation of the basic organization in coproduction of agricultural production in view of fractions of participation of partners should provide a gain of the income (or decrease in losses) a rural commodity producer at a rate of not below cost of the offered mechanized services. The analysis of structure of expenses for maintenance of working capacity of technics has been made and drawn conclusions concerning selection of cars by criterion of a minimum of operational expenses. As criterion of optimization of quantitative and branded structure of MTP expediently to be guided by a minimum of operational expenses. As additional criterion thus it is possible to use the capital investments necessary for its formation. The system of maintenance service of MTP KSO should prove proceeding from quantitative and branded structure of park of cars served by her and their reliability in the conditions of the actual operation which are carried out by them of volumes of mechanized works, conditions and accommodations of technical repair base.

Keywords: technical service, associations of the agricultural organizations, repair-serving base, expenses for the mechanized works, maintenance service and repair, planning and optimization MTP, specific operational expenses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.