Научная статья на тему 'Стратегия развития саморегулирования строительного комплекса'

Стратегия развития саморегулирования строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

8 ноября 2011 г. в рамках Российского инвестиционного строительного форума состоялся руглый стол «Итоги саморегулирования в отрасли связи и информационных технологий». Круглый стол проводился Комитетом по строительству объектов связи, телекоммуникационных технологий Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). На заседании широко обсуждались вопросы методологии, стратегии развития саморегулирования строительного комплекса. Эти же вопросы нашли отражение на годовом отчетном собрании отраслевого Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «СтройСвязьТелеком» 15 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития саморегулирования строительного комплекса»

в

□в

РЕГУЛИРОВАНИЕ Вес САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

□ В В

Стратегия

развития саморегулирования

строительного комплекса

8 ноября 2011 г. в рамках Российского инвестиционного строительного форума состоялся круглый стол «Итоги саморегулирования в отрасли связи и информационных технологий». Круглый стол проводился Комитетом по строительству объектов связи, телекоммуникационных технологий ^

Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). На заседании широко обсуждались вопросы методологии, стратегии развития саморегулирования строительного комплекса. Эти же вопросы нашли отражение на годовом отчетном собрании отраслевого Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «СтройСвязьТелеком» 15 декабря.

Ю.И. МХИТАРЯН,

генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, д.э.н, академик МАКТи МАИ

П

о оценке экспертов и профессионального сообщества, ввод института саморегулирования в строительной сфере - наиболее значимый вклад органов госрегулирования в развитие российской экономики. Именно такой тезис был обозначен на XXI Конгрессе организаций связи и информационных технологий «Качество услуг связи и ИКТ - современному информационному обществу», который проводился во Всемирный день качества - 10 ноября 2011 г.

Саморегулирование - современный инструмент государственного регулирования экономики, правильное применение которого - одна из ключевых задач развития экономики страны.

Как показывает анализ развития мировой экономики, удельный вес российской экономики в мировом валовом продукте к 2011 г. уменьшился вдвое, по сравнению с 1991 г., и втрое, по сравнению с 1950 г. Тренд глобальных изменений очевиден. Системный кризис управления экономикой - явление, возникшее не в 1990-х гг. Очевидно, что за двадцать прошедших лет существенных системных изменений в развитии таких

ключевых секторов экономики, как промышленность, наука, образование и др., не произошло.

Какими будут грядущие десятилетия для России?

Удастся ли изменить сложившийся тренд развития экономики относительно общемировых процессов, привести удельный вес экономики страны в соответствие с тем положением, которое она занимала и должна занимать, или реальностью станет пессимистический прогноз (рис. 1). Во многом это зависит от развития института саморегулирования.

XXI век - век высоких технологий и, как следствие, - возрастания вероятности техногенных катастроф, адаптивности национальной экономики к экономическим и социальным изменениям. В этих условиях главными целями развития российской экономики становятся обеспечение ее безопасности и конкурентоспособности. Ориентация на достижение этих целей позволит преодолеть сложившиеся системные сбои, вызванные снижением качества образования, уровня профессионализма, инновационного развития.

Основными целями саморегулиру-емых организаций (СРО) строительного комплекса телекома и содержанием их деятельности, как и других само-регулируемых организаций строительного комплекса, является оказание содействия членам партнерства в предупреждении причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде и т.д. вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, повышение качества работ.

Насколько успешны итоги саморегулирования?

Если проанализировать, что дало саморегулирование развитию российской экономики сегодня, то следует отметить, например, что при выполнении работ на объектах капитального строительства, которые находятся вне регулирования СРО (то есть выполняются организациями, не имеющими свидетельства о допуске к этим работам), за этот период на 30% возросло количество смертельных случаев, на 70% - число травм. Таким образом, снижение смертельных случаев и

травм на работах, которые регулируются СРО, - уже немаловажный вклад саморегулирования в развитие российской экономики.

Еще один пример. Приказом № 624 от 30.12.2009 г. Минрегиона России большое количество видов работ на объектах капитального строительства по не понятным для науки и профессионального сообщества причинам было выведено из под регулирования Градостроительным кодексом. В результате число незаконно построенных и введенных в эксплуатацию средств связи за I-III кв. 2011 г. по сравнению с аналогичным период 2010 г. возросло ориентировочно на 23% (рис. 2).

О деятельности СРО можно судить на примере НП СРО «СтройСвязьТеле-ком». В 2011 г. была обеспечена разработка требований к выполнению 283 видов работ (ранее их просто не было). Членство в НП СРО «СтройСвязьТеле-ком» позволило не только соответствовать общестроительным требованиям, но и иметь адаптированные требования к работам телекоммуникационного профиля на объектах капитального строительства отрасли связи и информационных технологий, соответствовать законодательным нормам, повысить требования к организации деятельности, а также ответственность за безопасность и качество работ, квалификацию специалистов, обеспечить доступность высококвалифицированных экспертных и консультационных услуг.

В НП СРО «СтройСвязьТелеком» созданы правила контроля за соблюдением ее членами требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов и правил саморегулирования. Члены партнерства в соответствии с действующим законодательством проверяются в течение года. Из 249 проверенных организаций, по данным Центра контроля деятельности членов партнерства, только 14 организаций работали в 2011 г. без нарушений (рис. 3).

Безусловно, эти факты свидетельствуют о важности продолжения работ по совершенствованию системы контроля, системы управления организациями. Кроме того, о необходимости проведения работ по контролю деятельности организаций, выполняющих работы на объектах капитального строительства, свидетельствуют, например, данные Мосгорстройнад-зора, который в 2011 г. проверил 24,9 тыс. строек и выявил 83,9 тыс. нарушений. Каждый второй объект строй-комплекса работает с нарушениями, выдано 21,3 тыс. предписаний, общая сумма штрафа составила 93 млн руб.

а

аа

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ

□ С G

6,7%

4,1%

оптимистич.

прогноз

10%

9,4%

Ц 5,7%

1950 1991 2011 2025

2,0% пессим.

прогноз 0,5%

I

□ СССР □ Россия в современных границах □ Прогноз

Рис. 1. Удельный вес России в мировом валовом продукте

Среди причин нарушений: низкая квалификация работников, неэффективный строительный контроль (заказчиков, подрядчиков), то есть неудовлетворительная работа по организации строительства. Эти факты также говорят о необходимости работ по совершенствованию систем контроля и управления, а также градостроительной политики.

По оценке Центра контроля деятельности НП СРО «СтройСвязьТелеком» недостатки, которые на момент проведения были выявлены в процессе плановых проверок, связаны с тем, что:

^ не обеспечено своевременное повышение квалификации (76%);

^ система менеджмента качества не результативна или отсутствует (57%);

^ отсутствует документированная процедура строительного контроля (30%);

^ отсутствует программа мер обеспечения безопасности и повышения качества работ (22%).

О важности и значимости проводимых НП СРО «СтройСвязьТелеком» работ по контролю деятельности, повышению квалификации и т.д. говорят отзывы членов партнерства. Например, в ЗАО «Социнтех-Инстал» считают, что «...необходимо отметить высокую квалификацию, профессионализм, конструктивность во взаимоотношениях и доброжелательность проверяющих. Проверка дала импульс к дальнейшему повышению качества работ и предоставленных услуг». По мнению специалистов ООО «Сибирь-

У * GQ Л 5 И

О £ О Í І

О 4)

5 3

2500

2000

1500

1000

500

рост на 23%

Л

рост на 21%

рост на 34%

рост на 24%

I кв.

II кв.

III кв.

всего за I - III кв.

2010 г. 12011 г.

Рис. 2. Рост числа незаконно построенных и введенных в эксплуатацию средств связи за I-2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (по данным Роскомнадзора)

№ 6 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

в

□а

ИЗЗ САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

аа а

Сигнал», «...плановая проверка в полной мере позволила убедиться в высоком уровне подготовки специалистов, которые качественно, профессионально и объективно провели проверку». Специалисты ООО «Тюменьэлек-тросвязь» пишут: «...В ходе плановой проверки нашей деятельности эксперты НП СРО «СтройСвязьТелеком» проявили искреннюю заинтересованность при обсуждении нашей деятельности. Отмечаем грамотную организацию работы, знания специфики деятельности». ЗАО «СтройМонтажСер-вис-97»: «...плановая проверка позволила убедиться в высоком уровне подготовки специалистов - аудиторов, которые провели проверку объективно, в полном объеме, что, несомненно, позволит оптимизировать внутренние процессы и жизнедеятельность нашей компании» и т.д.

В партнерстве разработаны программы повышения квалификации, организовано профессиональное обучение, что также вызывает положительный отклик у членов сообщества. Отзывы от участников служат наглядным подтверждением того, что поставленные задачи решаются. Так, специалистам ОАО «Вымпелком» (Билайн) «.обучение показало достаточно высокий уровень, как организации самого мероприятия (Международным институтом качества бизнеса аккредито-

ванной организации), так и непосредственно учебного процесса. Проведение подобных мероприятий в рамках деятельности саморегулируемой организации - безусловно, нужное и полезное дело, значение которого трудно переоценить.». ЗАО «Дозор-Телепорт»: «.образовательное учреждение «Международный институт качества бизнеса» провело обучение по программе «Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству на-

ружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ по организации строительства и строительному контролю». Признательны коллективу за высокое качество организации и проведения занятий». В ЗАО «Эрикссон корпорация АО» считают, что «.обучение по программе «Строительство зданий и сооружений» информативно, актуально, имеет высокий научно-методический уровень» и т.д.

Решена задача не только по обеспечению системы контроля членов партнерства, но и по организации системы контроля деятельности самой СРО. Организация системы контроля деятельности само-регулируемой организации включает в себя: аудит деятельности и документации партнерства по программе подготовки к проверке Ростехнадзо- 3 ра деятельности партнерства и соответствия законодательным нормам; инспекционный контроль системы менеджмента качества партнерства на соответствие требованиям ГОСТ 3 Р ИСО 9001; финансовый аудит деятельности партнерства.

Выводы аудиторских комиссий:

НП СРО «СтройСвязьТелеком» разработало и утвердило необходимые документы, организовало деятельность в соответствии с законодательством, обеспечило достижение целей, поставленных перед СРО.

В 2011 г. проводился также добровольный аудит организации со стороны Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). По результатам аудита не выявлено существенных недостатков в деятельности партнерства. Это не означает, что недостатков нет. Но есть конкретная, востребованная профессиональным сообществом работа.

В течение 2011 г. в НП СРО «СтройСвязьТелеком» проходили

встречи с 165 генеральными директора-

ми организаций - членов партнерства, которые поддержали политику СРО, направленную на реализацию законодательных норм в деятельности членов партнерства, и высказались за необходимость повышения требований.

Такая оценка деятельности со стороны членов партнерства показывает правильность выбранного направления развития. По итогам 2011 г. деятельность исполнительного органа и правления признана Общим собранием членов партнерства удовлетворительной.

В качестве главных задач на 2012 г. партнерством поставлены:

3 разработка мер, препятствующих недобросовестной конкуренции, повышения требований к безопасности, качеству работ; подготовка методических и нормативных документов для обеспечения разработки и реализации мер по повышению безопасности и качества работ;

организация и осуществление контроля за соблюдением членами партнерства требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, стандартам и правилам СРО;

3 организация взаимодействия с органами госуправления для совершенствования государственной политики и законодательства;

3 обеспечение информационной открытости деятельности партнерства и ее членов и т.д.

За два года развития саморегулирования сделано немало. В этом заслуга Минрегиона России, саморе-гулируемых организаций, НОСТРОЙ, Минкомсвязи России в части развития телекоммуникационного рынка. Вместе с тем, процесс формирования законодательной основы саморегулирования нельзя считать завершенным. При правильной организации становится очевидным положительный результат от функционирования СРО, заключающийся в коррекции целей деятельности членов партнерства, повышении требований к организациям-членам, профессионализма специалистов, возможности совершенствования систем управления, мобилизации интеллектуальных, финансовых ресурсов участников рынка для достижения установленных законодательством целей.

Постепенно участники рынка начинают более активно взаимодействовать на рынке, повышая ответственность друг друга за недопущение причинения вреда в результате выполнения работ на объектах капитального строительства. Однако отметим, что это про-

Членство в НП СРО «СтройСвязьТелеком» позволило не только соответствовать общестроительным требованиям, но и иметь адаптированные требования к работам телекоммуникационного профиля на объектах капитального строительства отрасли связи и информационных технологий, соответствовать законодательным нормам, повысить требования к организации деятельности, а также ответственность за безопасность и качество работ, квалификацию специалистов, обеспечить доступность высококвалифицированных экспертных и консультационных услуг.

г

□г

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ на!

□ С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

исходит лишь в том случае, когда свидетельство о допуске к работам выдается после реальной оценки и контроля деятельности хозяйствующего субъекта, которые осуществляет СРО.

Но определенные виды работ, осуществляемые на объектах капитального строительства и влияющие на безопасность объектов капитального строительства, на протяжении двух лет продолжают по непонятным профессиональному сообществу причинам выполняться без выдачи свидетельств о допуске организаций к этим работам.

Сложившаяся практика показывает, что влияющие на безопасность виды работ на объектах капитального строительства должны осуществляться на основе полученных свидетельств о допуске к таким работам. Следовательно, становится важным привести данные виды работ в соответствие с видами работ, установленными действующими нормативно-правовым актами.

Профессиональное сообщество и эксперты признали такую необходимость. Так, по мнению рабочей группы, созданной НОСТРОЙ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», двухлетняя практика саморегулирования подтвердила, что все работы на объектах капитального строительства должны проводиться профессионально подготовленными организациями, о чем может свидетельствовать только полученное в СРО свидетельство о допуске к таким работам. Вызвано это тем, что профессиональное сообщество объективно оценивает сложившуюся ситуацию и не хочет искусственно увеличивать риск техногенных катастроф и нарушать безопасность работ.

Все реже можно услышать в обществе мнение о том, что повышение требований к деятельности организаций и профессиональному уровню выпол-

нения работ пагубным образом повлияет на малый бизнес. Профессионализм вредит нерадивым, все остальные только выигрывают. И в феврале 2011 г. Минэкономразвития России был сделан правильный вывод: малый бизнес надо поддерживать другими методами.

Двухлетняя практика саморегулирования показала, что деятельность одних саморегулируемых организаций соответствует законодательству, а других -не соответствует. В последних, как правило, не выработаны требования к деятельности членов партнерства, не проводится экспертиза документов и не обеспечивается их соответствие требованиям, отсутствует система контроля, не осуществляется контроль членов партнерства и т.д. При этом они продолжают вводить в заблуждение общество, органы государственного управления, хозяйствующие субъекты, действующие на рынке и др. Нарушая законодательство, они направляют свою деятельность не на достижение целей некоммерческой организации, а на получение прибыли. Все это свидетельствует об отсутствии у органов госуправле-ния программы мер по предупреждению недопустимой коммерциализации СРО и ликвидации таких организаций.

В связи с отсутствием системного решения НОСТРОЙ и СРО должны помочь решить эту задачу, давно ставшую одной из главных. От этого сегодня во многом зависит успешность развития

российской экономики. Подход к решению данной задачи очевиден. Члены СРО несут ответственность за выполнение поставленных государством задачи. СРО, не выполняющие эти задачи, должны быть расформированы. При этом те, кто вступил в подобные организации и продолжают в них работать, потеряют часть своих ресурсов.

Программа по предупреждению и устранению СРО, не отвечающих законодательным нормам, составляет часть стратегии развития саморегулирования на 2012 г. Другая не менее важная стратегическая задача связана с программой мер по поддержке социально ориентированных СРО, добросовестно выполняющих определенные законодательством задачи, не рассматривающие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Они выполняют важные социальные, образовательные, управленческие функции, обеспечивают охрану человека, окружающей среды, защиту животных, объек-

тов и территорий, имеющих культурное, природоохранное значение. Государство передало им те задачи, которые ранее были в сфере ответственности государства, и теперь они решаются за счет финансовых и интеллектуальных ресурсов участников рынка. Очевидно, что государство не должно применять к некоммерческим партнерствам, выполняющим важные функции социума, тот же механизм налогового и других форм регулирования, что и к другим хозяйствующим субъектам.

Формирование стратегии и развития методологии саморегулирования, поддержка некоммерческих партнерств, от которых зависит безопасность и качество работ на объектах капитального строительства, становятся сегодня частью стратегических задач, влияющих на безопасность и конкурентоспособность российской экономики. У нас нет другого выбора. Нельзя останавливаться на полпути. Место российской экономики в мировой экономической системе должно быть изменено. Страна должна занять достойное место в числе наиболее развитых стран мира. ■

Члены СРО несут ответственность за выполнение поставленных государством задачи. СРО, не выполняющие эти задачи, должны быть расформированы. При этом те, кто вступил в подобные организации и продолжают в них работать, потеряют часть своих ресурсов.

№ 6 • 2011 ВеК| КАЧЕСТВА

25

в

нн

нзн САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ва в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.