в
□в
РЕГУЛИРОВАНИЕ Вес САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
□ В В
Институт саморегулирования:
итоги первого года и приоритетные направления развития
В 2010 г. в соответствии с законодательством РФ в стране был введен новый институт саморегулирования. До ввода института саморегулирования около 270 тыс. компаний в России имели лицензии, которые позволяли осуществлять им деятельность в области строительства. Безопасность и качество работ в строительной сфере имели серьезные нарекания как со стороны органов государственной власти, так и со стороны потребителей и общества. Ввод принципиально нового института регулирования предпринимательской деятельности значительно сократил -до 90 тысяч - число организаций, которые получили право заниматься строительством.
Ю.И. МХИТАРЯН,
генеральный директор НП СРО «СтройСвязьТелеком», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, д.э.н., академик МАКТи МАИ
а 17.12.2010 г. на строительном рынке создано 229 саморегулируемых организаций (СРО). По данным Национального объединения строителей, 30% СРО объединяют до 200 строительных организаций, 67% - от 200 до 1500, около 3% - от 1500 до 6000. Эти данные свидетельствуют о том, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, несмотря на все трудности, сопротивление, непонимание со стороны консервативно настроенных участников рынка и тех, кто привык «ловить рыбку в мутной воде». СРО объединили субъектов предпринимательской деятельности, выработали условия членства, стали осуществлять контроль деятельности, организовывать профессиональное обучение и т.д.
Одновременно начали очерчиваться ключевые проблемы института саморегулирования, связанные с появлением рисковых СРО, СРО без соответствующей системы контроля и таких, где при выдаче свидетельств о допуске к работам не выдерживаются требования по оценке компетентности участников рынка.
В рисковых СРО число членов возрастало на 70-100 организаций ежедневно. Добившись значительной численности участников, такие объединения вряд ли смогут выстроить эффективную систему контроля, которая отвечала бы требованиям Ростехнадзора, Министерства регионального развития РФ, Национального объединения строителей. При тщательной проверке со стороны органов государственного управления (если она будет) их число, скорее всего, резко сократится.
К рисковым можно отнести и СРО с числом участников 200 и менее, а также те организации, которые поставили во главу угла своей деятельности получение дохода. Поскольку СРО - некоммерческие партнерства, они в первую очередь должны быть ориентированы на решение управленческих задач, защиту законных интересов организации, охрану окружающей среды и т.д. И с этой точки зрения их можно рассматривать как социальноориентированные некоммерческие организации, как часть формирующегося гражданского общества. Государство законодательно передало им под коллективную ответственность функции, которые ранее выполняло само, и провозгласило в качестве основных целей саморегулирующих организаций:
3 предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственно-
му или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
разработка и утверждение:
- требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске). Документ определяет условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- правил контроля в области саморегулирования. Документ устанавливает правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;
- документов, устанавливающих систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования.
Государство должно видеть в СРО социально-ориентированные некоммерческие организации и оказывать им должную поддержку на разных уровнях управления, формируя совместные программы и согласовывая с ними вопросы совершенствования этого направления регулирования экономики.
На рынке связи и ИТ строители объединились в НП СРО «СтройСвязьТелеком», число членов которой за год увеличилось на 90%: со 155 организаций в начале года до 285 в конце. Участники рынка объединились для того, чтобы реализовать законодательные требования к институту саморегулирования, определить правила поведения участников рынка.
Для выполнения целей и задач, законодательно закрепленных за са-морегулируемыми организациями, в НП СРО «СтройСвязьТелеком» созданы следующие структурные подразделения: организационно-правовой отдел; центр контроля деятельности организаций-членов партнерства; отраслевой консультационный центр по созданию, внедрению и подго-
18
век| КАЧЕСТВА № 6 • 2010
товке к сертификации систем менеджмента; учебный центр; отдел информационных технологий; исследовательская группа по разработке научно-методических, нормативных документов и др.
Разработаны положения о структурных подразделениях, 72 внутренних нормативных документа, должностные инструкции сотрудников, определены и документированы все основные процессы функционирования СРО. Создана система менеджмента качества саморегулируемой организации, полностью ориентированная на реализацию законодательных требований, организацию работ на рынке связи и ИТ в интересах членов партнерства.
НП СРО «СтройСвязьТелеком» стало одной из первых саморегулируе-мых организаций, обеспечившей сертификацию СМК на соответствие российскому стандарту ГОСТ Р ИСО 9001. Сертификат соответствия СМК требованиям международного и российского стандартов выдан аккредитованным в системе ГОСТ Р органом по сертификации системы менеджмента 11 ноября 2010 г.
В организации разработаны и приняты Политика в области качества, Руководство по качеству, определены параметры СМК, ответственность руководства, управление ресурсами, процессы предоставления услуг, требования к услугам СРО, предоставляемым членам партнерства, разработан механизм мониторинга, который позволяет контролировать процесс предоставления услуг и т.д.
В течение 2010 г. в партнерстве разрабатывались и актуализировались требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, правила, стандарты СРО - всего за год разработано и актуализировано 1424 документа.
В НП СРО «СтройСвязьТелеком» создана система управления, в которой коллективная имущественная ответственность, определенная государством, дополнена коллективной системой контроля и мотивационной системой. Коллективная система контроля НП СРО «СтройСвязьТелеком» предусматривает, что в проверке деятельности членов партнерства участвует не только саморегулируемая организация, но и другие члены партнерства, имеющие надлежащим образом подготовленный персонал. Чтобы член партнерства получил право участвовать в коллективной системе контроля, он должен иметь специально подготовленных экспертов по проверке членов партнерства. Для этого была разработана и реализована программа обучения специалистов, создан реестр экспертов, допущенных к проведению работ по контролю.
Таким образом, коллективная имущественная ответственность была дополнена новым фактором поддержки - прозрачной коллективной системой контроля, которая позволяет членам партнерства лучше знать друг друга, координировать свои совместные действия.
Надо отметить, что в последние десять-пятнадцать лет контроль за деятельностью участников рынка в строительной сфере на рынке связи и ИТ практически никем не осуществлялся. Лицензии выдавались на 5-летний срок, после его завершения компания получала лицензию снова. Реализовать законодательные требования оказалось нелегко, приходилось преодолевать большое сопротивление многих членов партнерства, которые ссылались на примеры того, что не во всех СРО осуществляется контроль членов.
Коллективная система контроля стала хорошей основой для реализации законодательных требований. В 2010 г. проводились проверки, было выдано 77 предписаний, дополнительно внимание руководителей обращалось на необходимость иметь в каждой организации систему управления качеством. Наличие системы управления качеством у каждого члена партнерства - это стратегия НП СРО «СтройСвязьТелеком», направленная на создание эффективной системы коллективного контроля. Наличие эффективной системы контроля - важная часть совместно выработанных правил поведения участников рынка.
В этом направлении НП СРО «СтройСвязьТелеком» оказывает каждому члену партнерства поддержку. Разработана базовая модель СМК, которая должна быть адаптирована каждым членом партнерства применительно к конкретным условиям, задачам и функциям организации.
Деятельность партнерства в 2010 г. осложняло несовершенство нормативно-законодательной базы в стране. Особенно ситуацию усугубил Приказ № 624 Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г., который вступил в противоречие с действующим законода-
5
□г
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□ С
а
тельством, вновь легализовал функционирование на рынке некомпетентных организаций, не имеющих ни специалистов соответствующего профиля, ни оборудования, ни опыта организации работ.
Решение легализовать деятельность некомпетентных организаций, допуск их к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства в отрасли связи и ИКТ, привело к снижению устойчивости функционирования единой сети электросвязи. В Министерстве регионального развития не учли, что единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий: сеть связи общего пользования; выделенные сети связи; технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:
- определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством РФ случаях - порядок централизованного управления сетью связи общего пользования;
- в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию.
О том, каким требованиям должна соответствовать единая сеть электросвязи РФ, можно судить на основе анализа требований к сети общего пользования.
Организационно-техническое обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования представляет собой совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание:
3 целостности сети связи общего пользования как способности взаимодействия входящих в ее состав сетей связи, при котором становится возможным установление соединения и(или) передача информации между пользователями соответствующими услугами связи;
3 устойчивости сети связи общего пользования как ее способности сохранять свою целостность в условиях эксплуатации установленных производителями средств связи, при отказе части элементов сети связи и возвращаться в исходное состояние (надежность сети связи), а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера (живучесть сети связи). Целостность сети связи общего пользования обеспечивается: соответствием сети связи техническим нормам на показатели ее функционирования; совместимостью протоколов взаимодействия (функциональной совместимостью) и совместимостью электрических и(или) оптических интерфейсов (физической совместимостью) средств связи, в том числе пользовательского (оконечного) оборудования с узлом связи;
3 единства измерений в сети связи.
Организационно-техническое обеспечение устойчивого функционирования единой сети электросвязи направлено на поддержание ее целостности, устойчивости, живучести, надежности. Технические нормы на показатели функционирования сети электросвязи свидетельствуют о высокой технологичности связи и высоких требованиях к надежности, качеству объектов связи. Так, например, время разъединения в сети Телекс составляет не более 4 с., потеря вызовов - не более 2,5 знаков на 1000 знаков, коэффициент ошибок в пакетах информации сети передачи данных составляет 1 ошибку на 10 000 знаков, коэффициент готовности сети передачи данных - 0,99, телефонной связи (в зависимости от вида сети) - от 0,999 до 0,9999.
Все это определяет высокие требования к построению, строительству, эксплуатации единой сети электросвязи и ее объектов, которые должны отвечать требованиям безопасности для передачи электромагнитных ко-
№ 6 • 2010 ВеК КАЧЕСТВА
19
в
ВВ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ваз САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ вв в
лебаний, не допускающим искажения информации, сообщений, безопасности для пользователей, окружающей среды. Соответствие сооружений связи этим и другим требованиям обеспечивается при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 ГК РФ к объектам капитального строительства федерального значения относятся объекты связи и информатики федерального уровня. В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ « О связи» материальнотехническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи Российской Федерации и сеть почтовой связи Российской Федерации. Таким образом, можно констатировать, что существующее законодательство сети, средства, сооружения и линии связи относит к объектам капитального строительства.
В связи с этим к объектам капитального строительства в области связи относятся:
3 внешние сети связи - единая сеть электросвязи РФ, в том числе сеть связи общего пользования, комплекс взаимодействующих сетей электросвязи;
3 сеть спутниковой связи, сеть радиорелейной связи, сеть мобильной связи, сеть проводного вещания, сеть передачи данных, сеть телеграфной связи, сеть телефонной связи (местной, междугородной, международной), сеть телевизионного вещания, сеть радиовещания, Интернет и т.д.
3 внутренние сети связи (телефонная сеть, структурированная кабельная система, система автоматизированного диспетчерского управления (АСДУ), система контроля доступа, система визуализации);
3 средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или обеспечения функционирования сетей связи.
Линии связи - линии передачи, физические цепи, линейно-кабельные сооружения связи.
Сооружения связи - это сети, средства, линии, объекты связи, предназначенные для устойчивого функционирования связи.
Безопасность единой сети электросвязи РФ и ее объектов должна соответствовать минимально необходимым требованиям к зданиям, сооружениям, а также объектам капитального строительства.
Единая сеть электросвязи и ее объекты должны соответствовать требованиям как минимум одиннадцати видов безопасности. Нарушение многих из них может привести к техногенной или общественной катастрофе. Можно выделить следующие виды безопасности, которые связаны с объектами связи:
1) безопасность устойчивого функционирования единой сети связи РФ;
2) защита сетей, средств, линий, сооружений связи от несанкционированного доступа к ним;
3) информационная безопасность;
4) механическая безопасность;
5) пожарная безопасность;
6) безопасность при опасных природных процессах и явлениях и(или) техногенных воздействиях;
7) безопасность для здоровья человека;
8) безопасность для пользователей;
9) доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и др.
Многие из перечисленных факторов могут создать условия для возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Вот почему при организации проектирования, строительства должно быть уделено первоочередное внимание обеспечению эффективного, устойчивого функционирования единой сети электросвязи РФ. К этим работам должны допускаться организации, отвечающие определенным требованиям, имеющие квалифицированных специалистов, опыт проведения работ, свидетельства о допуске к этим работам, подтверждающие их возможность выполнять работы в области проектирования и строительства на объектах капитального строительства в области связи.
В 2010 г. для преодоления сложившегося правового несоответствия в НП СРО «СтройСвязьТелеком» анализировалась законода-
тельная, нормативно-правовая база с целью определения перечня объектов капитального строительства и работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства в области связи. Большая организационная работа по устранению этих законодательных недостатков велась на протяжении всего года, приоритетной она останется и в 2011 г. Мнения участников рынка единодушны - работы в области строительства должны вестись организациями, имеющими свидетельство о допуске к этим работам. Существуют обоснованные надежды, что совместно с Национальным объединением строителей, Министерством регионального развития РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ существующие несоответствия будут устранены.
Саморегулируемая организация работала и над определением перечня, обязательного для разработки нормативно-методической базы, регламентирующей проведение работ в области строительства, в связи с тем, что на протяжении последних 10-20 лет этим вопросам не уделялось внимание со стороны государственных органов.
В планах НП СРО «СтройСвязьТелеком» на 2011 г. - продолжение работы по созданию Программы мер по предупреждению причинения вреда и возникновения материальной ответственности вследствие недостатков работ на объектах капитального строительства; повышение качества работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; совершенствование системы контроля; разработка стандартов СРО, научно-методических, нормативных документов; организация профессионального обучения, аттестации персонала; обеспечение прозрачности и открытости деятельности СРО для членов Партнерства и общества и проведение других законодательно определенных мероприятий.
Выводы
1. Анализ показывает, что институт саморегулирования состоялся как в стране в целом, так и в отрасли связи и ИКТ. Саморегулирование объединило основных участников рынка.
2. Ключевыми проблемами для развития саморегулирования стали: снижение количества рисковых, коммерциализированных СРО, присутствие которых на рынке отрицательно влияет на воплощение самой идеи саморегулирования в России.
3. Органы государственного управления и Национальное объединение строителей должны взять под контроль состояние рисковых и коммерциализированных СРО, деятельность которых не соответствует целям и задачам, определенным законодательством, обеспечить восприятие СРО в обществе как некоммерческих организаций с социально-ориентированными целями, оказывать содействие в формировании совместных программ по развитию рынка.
4. Формирование СРО с учетом отраслевой направленности обладает серьезными преимуществами для реализации целей саморегулирования, развития стандартизации, нормативно-методической деятельности и проведения работ по оценке их компетентности.
5. При проведении тендеров, заключении контрактов приоритет должен отдаваться организациям с широкими профессиональными возможностями, о чем сегодня свидетельствует прежде всего принадлежность организации к специализированной СРО.
6. К объектам капитального строительства в отрасли связи и ИКТ относятся сети, средства, линии, сооружения связи.
7. Единая сеть электросвязи РФ и ее объекты должны соответствовать требованиям по обеспечению устойчивого функционирования единой сети, защиты от несанкционированного доступа, информационной безопасности, механической, пожарной безопасности, безопасности для здоровья человека, пользователя и других видов безопасности.
8. На безопасность объектов капитального строительства в области связи влияют работы, выполняемые при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и проводимые как на объектах связи, так и на объектах электроснабжения.
9. Работы в области проектирования и строительства на объектах связи
должны проводиться организациями, имеющими свидетельства о допуске к данным работам. ■
20
ВеК КАЧЕСТВА № 6 • 2010
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
а
□г
□□г
□□г
□с
а
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПЛАН
обучения в «Международном институте качества бизнеса» на 2011 год
(курсы повышения квалификации, семинары, тренинги)
Для членов НП СРО «СтройСвязьТелеком» предоставляется скидка
ЯНВАРЬ НДС не облагается (руб.)
17-31 Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
24 января -07 февраля Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
31 января-04 февраля Разработка и внедрение системы менеджмента качества в организации в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 Семинар 14 200
ФЕВРАЛЬ
2-3 Организация и осуществление строительного контроля в условиях саморегулирования Семинар 14 200
7-21 Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
8 Документирование СМК Тренинг. 7500
09-11 Проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества в организации Семинар 13 800
14-28 Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
21-22 Содержание новых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам (для экспертов СРО) Семинар 12 500
28 февраля-1 марта Нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование строительства в условиях СРО и перехода к техническим регламентам Семинар 14 200
МАРТ
2-3 Опыт, проблемы функционирования и совершенствования системы менеджмента качества Семинар 12 500
14-28 Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
21 марта -04 апреля Обеспечение безопасности строительства и качества выполнения работ по устройству наружных линий связи, монтажных и пусконаладочных работ, работ по организации строительства и строительному контролю Повышение квалификации, 72 часа 18 000
30-31 Организация и осуществление строительного контроля в условиях саморегулирования Семинар 14 200
АПРЕЛЬ
14-15 XIII Международный конгресс «Инновационная экономика и качество управления» Конгресс, «Президент-Отель», ул. Б. Якиманка, 24 17 400
Для участия в семинарах необходима предварительная регистрация.
Для получения дополнительной информации и по вопросам участия обращайтесь по телефону в Москве: + 7 (499) 192-84-34 и e-mail: [email protected]
Место проведения семинаров г. Москва, ул. Народного Ополчения, 32 По вопросам размещения в гостинице на период обучения просьба обращаться по телефону:
+ 7(499) 192-84-34
Подробные программы на сайте: www.ibqi.ru
НОВОСТИ -» NEWS -> НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS
Назначен генеральный директор NEC в России
С 1 декабря 2010 г. генеральным директором ЗАО «ІМЕС Нева Коммуникационные Системы» назначен Раймонд Ар-мес, занимавший ранее пост Президента ЭЬуат Теїеііпк в Индии. В должности генерального директора объединенной компании Раймонд Армес будет отвечать за укрепление позиций и развитие новых перспективных направлений деятельности ІМЕС на российском рынке.
Раймонд Армес родился 17 февраля | 1962 г. в городе Галле в Германии. Окончил МТУСИ. После окончания университета работал в ОвиІзсИе Теїесот. С 1991 г. работал в компании Siemens. В 1994 г. возглавлял отдел сервиса департамента «Мобильные сети связи и переда-
чи информации» в России. С 2000 г. являлся руководителем департамента «Мобильные сети связи и передачи данных» в Siemens Mobile. С 2003 г. член правления и вице-президент Siemens в России. В 2004-2006 гг. - руководитель департамента «Телекоммуникации» (Siemens Communicates). В 2008 г. покинул Nokia-Siemens, заняв должность президента Shyam Telelink.
Александр Шевяков, возглавлявший ЗАО «NEC Нева» на протяжении последних 13 лет, занял в компании пост советника генерального директора. В новую должность заместителя генерального директора вступил Сергей Размахаев, который до прихода в ЗАО «NEC Нева» занимал пост директора по продажам в корпорации TIBCO.
По словам Раймонда Армеса, «в условиях динамичного роста и развития рынка телекоммуникаций и IT NEC в России будет ориентироваться, прежде всего, на задачи своих клиентов. В своей стратегии ЗАО «NEC Нева» будет опираться, с одной стороны, на исключительно высокое качество решений, с другой - на мировой опыт и новейшие разработки корпорации NEC». ■ www.necneva.com
№ б • 2010 ВеК| КАЧЕСТВА