п ч нн
ВВВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
пп н
Принципы и практика
саморегулирования стройкомплекса
За последние 20 лет Россия прошла путь кардинальных преобразований системы управления экономикой и правового пространства, на которые в других промышленно развитых странах ушли столетия. Среди основных условий успешного функционирования рыночной экономики - создание правового пространства и институтов преобразований. Одним из таких институтов в нашей стране стало саморегулирование стройкомплекса, которое было введено государством и поддержано участниками рынка.
Формирование института саморегулирования стройкомплекса как современной формы государственного регулирования привносит дополнительные ресурсы для развития экономики и совершенствования управления ею, содействует горизонтальной интеграции участников рынка, становится новым источником роста путем решения важнейших социальных и государственных задачи по обеспечению безопасности человека, его жизни и деятельности путем реализации предупредительных мер по недопущению аварий и катастроф на объектах капитального строительства. Для того чтобы сформировать принципы саморегулирования, которые в явном виде сегодня не представлены, необходимо дать оценку саморегулированию стройкомплекса.
Главная задача, которую решают саморегулируемые организации (СРО) стройкомплекса, состоит в обеспечении безопасности жизни и деятельности человека [1]. Согласно Конституции Российской Федерации, а также Градостроительному кодексу РФ, цель и деятельность СРО стройкомплекса обеспечивают реализацию конституционных норм, защиту прав и свобод человека и граждан Российской Федерации, их прав на охрану жизни, здоровья, имущества, благоприятную окружающую среду, безопасность объектов капитального строительства и выполняемых на них работ [1, 2].
Ю.И. МХИТАРЯН,
генеральный директор НИИ «Интерэкомс», председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий Национального объединения строителей, д.э.н., академик Международной академии информатизации, член Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете по земельным отношениям и строительству Госдумы России
Саморегулируемые организации стройкомплекса реализуют конституционные нормы, права человека и гражданина Российской Федерации на основе организации деятельности участников рынка в соответствии с Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ [3]. Основополагающие положения Конституции РФ, направленные на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды и др., реализуются Федеральным законом «О безопасности», являющимся обязательным для применения, а также определяющим основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности для всех отраслей и сфер деятельности. Деятельность по обеспечению безопасности и реализации предупредительных мер на объектах капитального строительства опирается на ФЗ «О безопасности» и действующие нормативно-правовые акты.
Основными принципами обеспечения безопасности в соответствии с ФЗ «О безопасности» являются: ^ соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
^ системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер обеспечения безопасности;
^ приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Содержание деятельности в области обеспечения безопасности включает в себя: ^ правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
^ разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности;
•• п
СП
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВВВ
СП
^ применение специальных экономических мер в целях
обеспечения безопасности; ^ осуществление других мер в области обеспечения безопасности.
Основные положения и содержание деятельности в области обеспечения безопасности, направленные на соблюдение естественных прав человека, реализуются в системе саморегулирования стройкомплекса за счет следующих организационных мер: ^ разработки и утверждения документов, определяющих требования к выдаче свидетельств о допуске к работам;
^ выработки правил саморегулирования; ^ контроля деятельности; ^ системы мер дисциплинарного воздействия; ^ формирования компенсационных фондов; ^ применения оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и обеспечению безопасности;
^ разработки программ, обеспечивающих реализацию предупредительных мер по обеспечению безопасности;
^ применения специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; ^ регулярных членских взносов для обеспечения деятельности;
^ страхования гражданской ответственности
организаций-членов СРО перед третьими лицами; ^ правового регулирования в области обеспечения
безопасности; ^ выплаты средств из компенсационных фондов; ^ размещения средств компенсационных фондов с целью их сохранения и увеличения в российских кредитных организациях.
В системе законодательных мер, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций стройком-плекса, особое место занимают компенсационные фонды, как специальная экономическая, правовая мера, создающая мощный стимул и направляющая действия участников саморегулируемых организаций на разработку долгосрочных, оперативных мер, программ обеспечения безопасности, предупредительных мер для охраны здоровья, жизни человека, предупреждения гибели людей, аварий, катастроф.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.55.16), «в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления выплат из средств компен-
сационного фонда саморегулируемой организации срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней».
Приведем некоторые итоги четырехлетней деятельности СРО стройкомплекса г. Москвы, которые объединяют 36% всех членов СРО стройкомплекса страны. Из числа членов СРО около 34% были исключены из состава партнерств. 90% СРО соответствуют требованиям законодательства. Страховые выплаты за нанесение ущерба при осуществлении деятельности в строительной сфере в целом по стране составили не более 100 млн руб. (3-5% от общей суммы страховых премий, полученных за страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, составившей за 4 года 2 млрд руб.). Это результат деятельности СРО стройкомплек-са, обеспечивших повышение квалификации специалистов, совершенствование системы контроля и организации управления.
Пример деятельности СРО стройкомплекса
В настоящее время перед СРО стройкомплекса стоят пять основных задач, решая которые СРО стройком-плекса вносят достойный вклад в развитие российской экономики. Среди этих задач: ^ разработка требований, стандартов, обязательных
для членов СРО; ^ определение правил контроля; ^ организация контроля для обеспечения соответствия деятельности членов партнерства установленным требованиям; ^ применение мер дисциплинарного воздействия; ^ формирование компенсационных фондов и дополнительной имущественной ответственности в виде страхования гражданской ответственности членов СРО стройкомплекса перед третьими лицами. Рассмотрим, как решаются эти задачи, на примере одной из саморегулируемых организация стройком-плекса - НП СРО «СтройСвязьТелеком».
НП СРО «СтройСвязьТелеком» постоянно осуществляет проверку своей деятельности, применяя различные формы внешнего и внутреннего аудита. Ежегодно успешно проводится обязательная проверка со стороны финансовой аудиторской компании. В декабре 2013 г. прошла ресертификации СМК партнерства в российском и международном органе по сертификации систем управления.
Разработаны и реализованы меры по обеспечению информационной открытости деятельности партнерства для его членов, общества, государственных органов. С этой целью регулярно проводятся конгрессы
и конференции, на которых члены партнерства имеют возможность представить свое видение развития СРО, а также повышения эффективности работ.
Утвержденное в партнерстве Положение «О профессиональной и деловой этике в НП СРО «СтройСвязьТелеком» и статусе «Добросовестный член НП СРО «СтройСвязьТелеком», а также ведущийся на постоянной основе Реестр добросовестных членов способствуют установлению партнерских отношений, повышению репутации членов партнерства, продвижению их работ и услуг на рынке. Постоянно анализируются поступившие предложения от входящих в состав партнерства организаций, а также отзывы о его деятельности.
К наиболее важным итогам по основным направлениям деятельности НП СРО «СтройСвязьТелеком» следует отнести следующие результаты 2013 г.:
1. Организация работ по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие недостатков работ, выполняемых членами партнерства.
Мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу третьих лиц и окружающей среде вследствие недостатков работ, выполняемых членами партнерства, носят комплексный характер. Несмотря на то, что все эти мероприятия относятся к предупреждающим действиям, они имеют разный статус: выполнение требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов, правил и других нормативных документов партнерства является обязательным, а выполнение положений методических руководств и пособий, разработанных в партнерстве, является рекомендательным.
Партнерством разработаны и действуют 536 требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, включенным в сферу деятельности партнерства, применительно к трем вариантам условий их выполнения:
В НП СРО «СтройСвязьТелеком» действуют следующие нормативные документы, относящиеся к стандартам и правилам:
^ Стандарт партнерства «Общие требования к выполнению работ в области строительства, реконструкции, капитального ремонта»; ^ Правила контроля в области саморегулирования; ^ Правила саморегулирования. Требования к страхованию членами НП СРО «СтройСвязьТелеком» гражданской ответственности.
Выполнение требований вышеперечисленных документов находится под постоянным контролем со сторо-
ны экспертов Организационно-правового отдела и Центра контроля деятельности организаций-членов партнерства. Членами партнерства, в основном, эти требования выполняются.
В 2013 г. 225 (99%) организаций-членов партнерства разработали ежегодную Программу мер по повышению безопасности и качества работ, которая является документом, подтверждающим наличие в организации системы мер по предупреждению причинения вреда вследствие недостатков работ, выполняемых организацией.
2. Организация работ по обеспечению соответствия деятельности членов партнерства требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, технических регламентов, стандартов и правил партнерства.
Задача по обеспечению выполнения членами партнерства требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, в первую очередь, минимальных требований, установленных законодательством РФ, являлась для партнерства в 2013 г. главной. Для ее решения деятельность партнерства была направлена: ^ на осуществление контроля деятельности организаций по выполнению установленных требований; ^ принятие мер дисциплинарного воздействия к организациям, не выполняющим установленные требования;
^ оказание организационной и методической помощи членам партнерства для устранения выявленных нарушений.
В 2013 г. совершенствование контроля деятельности членов партнерства по выполнению ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, стандартов, правил и других нормативных документов партнерства осуществлялось по трем направлениям:
^ организация и осуществление контроля деятельности членов партнерства по выполнению ими требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, стандартов, правил и других нормативных документов партнерства в ходе плановых проверок; ^ проверка соответствия организаций требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам при рассмотрении заявлений:
- по внесению изменений в состав ранее заявленных сотрудников;
- по расширению или сокращению ранее заявленных видов работ;
- по переоформлению свидетельства о допуске в связи с изменениями реквизитов организации, указанных в свидетельстве;
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ¡¡Ё1
РЕГУЛИРОВАНИЕ
- совершенствование форм и способов осуществления контроля.
Годовым планом предусматривалось проверить 238 организаций, входивших в состав партнерства по состоянию на 01.01.2013 г. По состоянию на 31.12.2013 г. в состав партнерства входит 220 организаций. Проверено 197 организаций.
По результатам плановых проверок: ^ 84 организации прошли плановые проверки без замечаний и нарушений; ^ выявлено 180 нарушений и дано 25 замечаний.
Основные нарушения и замечания, выявляемые в ходе контроля:
^ не выполнены требования о повышении квалификации заявленных сотрудников - 18 (9% от общего количества, по сравнению с 2012 г. уменьшилось в 3 раза);
^ не выполнены требования о прохождении квалификационной аттестации заявленными сотрудниками - 47 (24%; по сравнению с 2012 г. уменьшилось в 3 раза); ^ нарушение требований, предъявляемых к СМК, - 37 (19%, по сравнению с 2012 г. уменьшилось почти в 3 раза);
^ не разработана ежегодная Программа повышения безопасности и качества работ - 6 (3%, по сравнению с 2012 г. уменьшилось в 4 раза); ^ невыполнение требований нормативных документов по обеспечению охраны труда и техники безопасности - 12 (6%, по сравнению с 2012 г. уменьшилось почти в 2 раза); ^ прочие нарушения и замечания, такие как: отсутствие документированной процедуры по организации строительного контроля; выполнение организацией функций генерального подрядчика без допуска к видам работ по организации строительства в выданном ей свидетельстве; несоблюдение сроков представления в Партнерство сведений об изменениях - 54 (27%, по сравнению с 2012 г. уменьшилось почти в 2,5 раза). В ходе проведения плановых проверок эксперты стремились оказать консультационную помощь организациям по устранению выявленных нарушений.
Материалы плановых проверок оформлялись в виде актов и передавались в Контрольную комиссию. При наличии в проверяемой организации нарушений, материалы передавались в Дисциплинарную комиссию для оформления предписаний или предупреждений об обязательном устранении выявленных нарушений.
Проверка соответствия организаций требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам осуществлялась также экспертами Организационно-правового отдела при рассмотрении заявлений организаций-членов партнерства:
- по внесению изменений в состав ранее заявленных сотрудников;
- по расширению или сокращению ранее заявленных видов работ;
- по переоформлению свидетельства о допуске в связи с изменениями реквизитов организации, указанных в свидетельстве.
В 2013 г. была проведена проверка документов по 181 заявлению, требующему подготовки актов с экспертным заключением. В ходе рассмотрения представленных документов эксперты Организационно-правового отдела проводили многочисленные консультации с представителями организаций по доработке и переоформлению представленных документов с целью минимизации выявленных нарушений. Подготовленные акты направлялись экспертами в организации-заявители, а также в Дисциплинарную комиссию для оформления предписаний или предупреждений об обязательном устранении выявленных нарушений.
Большая работа проделана партнерством по совершенствованию форм и способов проведения плановых проверок. В 2013 г. во многих организациях-членах партнерства, которые по итогам 2012 г. не имели замечаний и нарушений, плановые проверки прошли камерально, без выезда в организацию.
По состоянию на 31.12.2013 г. устранено 113 нарушений и 16 замечаний. На сегодняшний день достаточно большой процент нарушений касается повышения квалификации и квалификационной аттестации сотрудников. Это связано с тем, что организации-члены партнерства активно участвуют в тендерах и переоформляют свидетельства о допуске с учетом новых видов работ, включая особо опасные работы и работы на опасных производственных объектах. Расширение свидетельств почти всегда влечет за собой необходимость в обучении сотрудников новым видам работ, в проведении аттестации как в аттестационном центре партнерства, так и в Ростехнадзоре. В настоящее время ведется активная работа по устранению выявленных нарушений и замечаний, эксперты партнерства оказывают помощь организациям в оформлении отчетных документов по устранению нарушений, в вопросах повышения квалификации и аттестации сотрудников. Следует также отметить, что по сравнению с 2012 г. количество нарушений требований, предъявляемых к персоналу, снизилось практически в 3 раза.
3. Организация деятельности по повышению качества работ, выполняемых членами партнерства.
В октябре 2010 г. НП СРО «СтройСвязьТеле-ком» одним из первых внедрило и сертифицировало систему менеджмента качества (СМК) на соответ-
стветствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008). В 2011 и 2012 гг. был успешно проведен инспекционный контроль СМК без значительных несоответствий. В декабре 2013 г. была проведена ресер-тификация СМК.
Наличие в организациях-членах партнерства сертифицированных систем управления качеством выполняемых работ является одним из обязательных требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. О состоянии работ в этом направлении можно судить по следующим данным:
^ 203 организации имеют сертификат соответствия СМК; ^ 6 организаций осуществляют разработку и внедрение СМК по договорам с ЦССК «Интерэкомс»; ^ 11 организаций еще не приступили к работам по созданию и внедрению СМК.
4. Совершенствование организационной структуры и системы управления партнерства.
В 2013 г. организационная структура партнерства не изменялась. В настоящее время в нее входят: ^ высший орган управления - Общее собрание членов партнерства; ^ постоянно действующий коллегиальный орган
управления - Правление партнерства; ^ четыре специализированных органа управления -Контрольная комиссия, Дисциплинарная комиссия, Ревизионная комиссия и Аттестационная комиссия; ^ исполнительный орган - генеральный директор; ^ структурные подразделения.
Случаев нарушения сроков рассмотрения документов по оформлению, переоформлению свидетельств, а также по внесению изменений в состав ранее заявленных сотрудников по вине органов управления партнерства не было.
На письма и запросы организаций ответы даются в значительно более короткие сроки, чем установленный в нормативной документации 30-дневный срок. Чаще всего ответы даются в электронном виде или по телефону, реже (по просьбе организации) - в письменном виде. Ответы на некоторые типовые или наиболее сложные вопросы размещаются на сайте партнерства в разделе «Вопросы и ответы». Официальных жалоб в адрес партнерства в 2013 г. не поступало.
Основой НП СРО «СтройСвязьТелеком» и главными потребителями его услуг являются члены партнерства. Состав размещен на официальном сайте партнерства www.srocom.ru в разделе «Участники СРО».
5. Участие в работе по совершенствованию законодательства РФ.
В 2013 г. НП СРО «СтройСвязьТелеком» принимало активное участие в работе по совершенствованию законодательства и других нормативных документов в области саморегулирования в строительстве. Среди документов, изменение которых активно обсуждалось в 2013 г., следует выделить три нормативных документа: ^ Градостроительный кодекс РФ; ^ Федеральный закон от 07.06.2013 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам информационной открытости саморегулируемых организаций»; ^ Приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.
6. Обеспечение информационной открытости деятельности партнерства.
Организация работ по обеспечению информационной открытости деятельности членов партнерства осуществлялась в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 г. № 113-ФЗ), Уставом и внутренними документами партнерства с целью отражения в нем информации: ^ о составе членов СРО;
^ об условиях, способах и порядке обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;
^ о членах, прекративших свое членство в СРО, и об основаниях прекращения их членства, а также о субъектах предпринимательской или профессиональной деятельности, вступивших в СРО; ^ об условиях членства в СРО; ^ о содержании стандартов и правил СРО; ^ о структуре и компетенции органов управления и
специализированных органов СРО; ^ о решениях, принятых общим собранием членов СРО и постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО; ^ о случаях привлечения членов СРО к ответственности за нарушение требований законодательства РФ в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, стандартов и правил СРО; ^ о любых исках и заявлениях, поданных СРО в суды; ^ о составе и стоимости имущества компенсационного фонда СРО; ^ об аттестатах, выданных членам СРО или их работникам по результатам обучения; ^ о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта с участием СРО; ^ о результатах проведенных СРО проверок деятельности ее членов;
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Ш
РЕГУЛИРОВАНИЕ
^ о годовой бухгалтерской отчетности СРО и результатах ее аудита.
Кроме того, проведена работа по приведению сайта и реестра членов партнерства в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.06.2013 г. № 113-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций», вступающими в силу 11 декабря 2013 г.
Таким образом, деятельность НП СРО «СтройСвязьТелеком» в основном соответствует законодательным требованиям, предъявляемым к СРО. Она направлена на достижение главных целей и осуществляется по приоритетным направлениям деятельности на 2011-2015 гг., принятым Общим собранием членов партнерства 07.07.2011 г.
Пример отраслевой саморегулируемой организации НП СРО «СтройСвязьТелеком» показывает, что институт саморегулирования, перед которым поставлены важнейшие социальные задачи по обеспечению безопасности, предупреждению причинения вреда жизни и деятельности человека при выполнении работ на объектах капитального строительства, решает поставленные задачи на основе Градостроительного кодекса РФ и ФЗ «О безопасности», а также установленных в партнерстве требований. Средства, направленные в НП СРО «СтройСвязьТелеком», являются для членов партнерства конкретным полезным эффектом, повышением эффективности их деятельности, содействуют регулированию рынка.
Это далеко не единственный пример, как саморегулируемые организации стройкомплекса выполняют законодательные требования, повышают эффективность российской экономики, влияют на безопасность объектов капитального строительства. Все это свидетельствует о том, что саморегулируемые организации заняли важное место в системе управления экономикой страны и в создании безопасной, благоприятной среды обитания человека и гражданина.
Основные положения (принципы) саморегулирования стройкомплекса
Конечно, саморегулируемые организации отличаются друг от друга задачами и способами их решения. Вместе с тем, анализ практики саморегулирования строй-комплекса и действующих нормативно-правовых актов позволяет вывести его основные положения (принципы), применение которых позволит СРО наиболее результативно достигать поставленных задач, повышать свою эффективность.
Основные положения (принципы) саморегулирования стройкомплекса:
1. Обеспечение безопасности объектов капитального строительства и выполняемых работ на этих объектах, работ в сфере изысканий, проектирования, строительства.
2. Соблюдение и защита прав человека и гражданина при выполнении работ на объектах капитального строительства.
3. Системность и комплексность применения организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению безопасности.
4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности на объектах капитального строительства.
5. Разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности для обеспечения безопасности на объектах капитального строительства.
6. Взаимодействие с органами власти и общественными организациями в целях обеспечения безопасности объектов капитального строительства.
7. Оказание содействия членам СРО в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение безопасности объектов капитального строительства.
8. Получение поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
9. Осуществление социально ориентированной деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества.
10. Обеспечение информационной открытости.
Анализ нормативно-правовых актов [1-4] и практики саморегулирования показывают, что саморегулируемые организации стройкомплекса, решая важные государственные и социальные задачи, относятся к категории некоммерческих организаций, которые осуществляют социально ориентированную деятельность. Для того чтобы эта деятельность СРО стройкомплекса была успешной, органы управления всех уровней в соответствии с российским законодательством [4] должны оказывать им надлежащую поддержку, без которой в создавшихся условиях результативность деятельности СРО будет существенно снижена.
Выводы
1. Формирование института саморегулирования стройкомплекса привносит дополнительные ресурсы в развитие и управление экономикой. Это стало новым источником роста для решения важнейших социальных задач по обеспечению безопасности жизни и деятельности человека.
2. Для анализа практики саморегулирования строй-комплекса, повышения эффективности СРО предлага-
п ч нн
ВВВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
пп
H
ется использовать десять принципов, которые в основном отражают направления деятельности СРО в соответствии с законодательством.
3. Деятельность СРО стройкомплекса может быть значительно улучшена, если, с учетом важности решаемых ими задач, они будут признаны социально ориентированными организациями, и на всех уровнях им будет оказана надлежащая помощь органами государственной власти. ■
Источники
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации.
3. ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-
ФЗ.
4. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS НОВОСТИ NEWS
Intel и МФТИ: 10 лет успешного сотрудничества
20 марта кафедра Intel в Московском физико-техническом институте (МФТИ) отметила свой 10-летний юбилей. Кафедра «Микропроцессорные технологии» была открыта в 2004 г. и стала первой инициативой взаимодействия академической среды и бизнеса в МФТИ.
На официальной пресс-конференции, посвященной десятилетию кафедры Intel-МФТИ, выступили: Олег Горшков, д.т.н., профессор, проректор МФТИ по учебной работе, Валерий Черепенников, генеральный директор по исследованиям и разработкам Intel в России, Сергей Гаричев, д.т.н., декан ФРТК МФТИ, Борис Бабаян, директор по архитектуре подразделения Software and Services Group корпорации Intel в России, заведующий кафедрой Intel в МФТИ, профессор, Арнольд Плоткин, руководитель университетской программы Intel в России, заместитель заведующего кафедрой Intel в МФТИ, профессор.
«Базовая кафедра Intel стала первым примером сотрудничества МФТИ и высокотехнологичного бизнеса в таком формате. Именно на примере кафедры Intel отрабатывались технологии создания кафедр нового типа, которые базируются на сотрудничестве академической среды и бизнеса», - отметил Олег Горшков.
Кафедра Intel относится к факультету радиотехники и кибернетики МФТИ. С момента основания ее возглавляет член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук, первый европейский ученый, удостоенный титула Intel Fellow (заслуженный инженер-исследователь Intel) Борис Бабаян. На кафедре, в основном состоящей из сотрудников Intel, работают профессора, доценты, доктора и кандидаты наук. Основными дисциплинами на кафедре являются: архи-
тектура универсальных и специализированных вычислительных систем; САПР элементов и узлов; проектирование кристаллов; языки программирования; системное математическое обеспечение, операционные системы, компиляторы, симуляторы.
Технология обучения на кафедре отличается комплексным подходом и состоит из трех этапов. Сначала первокурсникам читают лекции по базовым дисциплинам, проводятся практические занятия. На втором курсе студенты под руководством сотрудников корпорации Intel участвуют в учебных научно-технических проектах, тематика которых совпадает с приоритетными и актуальными для московского офиса компании направлениями: аппаратным (разработка архитектуры и системных команд); компиляторным; эмуляция (моделирование работы проектируемых архитектур); САПР.
Ежегодно 50-60% выпускников кафедры микропроцессорных технологий продолжают трудовую деятельность в компании, а остальные выходят на рынок труда подготовленными специалистами. Таким образом, Intel совместно с МФТИ помогает решать задачу обеспечения российских предприятий высококлассными экспертами в области разработки аппаратных и программных средств микропроцессоров. Такое сотрудничество бизнеса и академической среды особенно актуально в настоящий момент, когда в отечественной ИТ-индустрии наблюдается острая нехватка кадров.
В завершение пресс-конференции Алексей Николаев, менеджер по развитию инноваций и предпринимательства Intel в России, представил новое направление в университетской программе Intel. Конкурс MAKE IT WEARABLE - глобальная инициатива, призванная поддержать инноваторов, визионеров, разработчиков, предпринимателей, развивающих новые идеи и модели использования устройств «носимой» электроники (wearable electronics). Советы экспертов, информационная, техническая и менторская поддержка, возможности для развития инновационных проектов и биз-несов, а также призовой фонд 1,3 млн долл. - все эти преимущества предназначены для участников конкурса. Подробная информация о конкурсе представлена по адресу makeit.intel.com. ■
http://mipt.ru/ http://www.intel.ru