Научная статья на тему 'Квалификационная аттестация специалистов стройкомплекса'

Квалификационная аттестация специалистов стройкомплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОЙКОМПЛЕКСА / АТТЕСТАЦИЯ СТРОИТЕЛЕЙ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СРО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Наталья Евгеньевна

Основными целями саморегулирования стройкомплекса являются повышение качества и безопасности строительства, а также предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняемых строительными организациями членами саморегулируемых организаций. Средством же достижения данных целей разработка, утверждение и контроль за исполнением саморегулируемыми организациями (СРО) ряда нормативных документов, предусмотренных градостроительным законодательством. К ним относятся требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, правила саморегулирования, стандарты СРО и правила контроля в области саморегулирования. В статье рассказывается об особенностях квалификационной аттестации специалистов строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационная аттестация специалистов стройкомплекса»

МЕТОДОЛОГИЯ

п ч нн

ВВВ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

пп '

Квалификационная аттестация специалистов стройкомплекса

Н.Е. КАЗАКОВА,

руководитель

Центра по организации

обучения и аттестации

НП СРО «СтройСвязьТелеком»,

к.псх.н

Основными целями саморегулирования стройкомплекса являются повышение качества и безопасности строительства, а также предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняемых строительными организациями -членами саморегулируемых организаций, средством -разработка, утверждение и контроль за исполнением саморегулируемыми организациями (СРО) ряда нормативных документов, предусмотренных градостроительным законодательством. К ним относятся требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, правила саморегулирования, стандарты СРО и правила контроля в области саморегулирования. В статье рассказывается об особенностях квалификационной аттестации специалистов строительного комплекса.

и

ИИ

НИИ

НИИ

ИИ Ключевые слова:

и саморегулирование стройкомплекса,

аттестация строителей, единая система

аттестации, повышение квалификации, СРО.

Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, определены в Градостроительном кодексе РФ. Особое место в ряду этих правил занимают требования к кадровому составу компаний и организаций строительного комплекса. Среди них - наличие минимального числа работников, имеющих профильное высшее или среднее специальное профессиональное образование, необходимый стаж работы, а также обязательное повышение квалификации не реже одного раза в пять лет с проведением аттестации.

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» определяет, что аттестация работников организаций, являющихся членами СРО, является исключительной функцией такой саморегулируемой организации и не может быть передана третьим лицам. Таким образом, на СРО ложится ответственность подтвердить, что специалист обладает всеми необходимыми знаниями и навыками для выполнения работ, влияющих на качество и безопасность строительства.

Цель и модели аттестации

Следует отметить, что российское законодательство не содержит норм, которые раскрывают понятие «аттестация». В справочной литературе под «аттестацией» (лат. айе${айо - свидетельство) понимается определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; отзыв о его способностях, деловых и иных качествах .

Некоторое время назад в профессиональном сообществе дискутировался вопрос о видах и типах аттестаций, приемлемых для целей саморегулирования. Среди рассмотренных вариантов были модель итоговой аттестации по результатам обучения в соответствии с законом «Об образовании», должностная аттестация, предусмотренная трудовым законодательством, квалификационная аттестация и аттестация по результатам тестирования в Единой системе аттестации (ЕСА) Национального объединения строителей. При этом законодательство не запрещает использовать любую из действующих систем аттестации или формировать собственную, предоставляя саморегулируемым организациям право самостоятельного принятия решений и не ограничивая их в выборе модели аттестации.

Практика показывает, что в различных СРО требования Градостроительного кодекса РФ об аттестации специали-

ВеККАЧЕСТВА № 1

2014

22

□ БП

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

МЕТОДОЛОГИЯ

стов решаются по-разному. В решении вопроса аттестации специалистов значительная часть СРО присоединилась к Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, разработанной и принятой НОСТРОЙ, которая представляет собой «автоматизированную систему контроля качества вопросов-ответов». Причем вопросы для тестирования сгруппированы по блокам в соответствии с группами и видами работ, определенных приказом Минрегиона от 30.12.2009 № 624.

Функционирование ЕСА и некоторые ее недостатки

Реализация ЕСА, которая осуществляется в форме компьютерного тестирования, возложена на аккредитованные в НОСТРОЙ аттестационные центры (центры по тестированию). Центры, в свою очередь: ^ организуют прием документов на аттестацию; ^ принимают решение о допуске к аттестации; ^ обеспечивают претендентам вход в систему тестирования и доступ к компьютерной базе тестов ЕСА; ^ сопровождают процесс тестирования; ^ распечатывают и удостоверяют подлинность актов оценки уровня знаний по результатам тестирования; ^ направляют данные акты в аттестационные комиссии СРО для принятия решений об аттестации. Оценка уровня знаний претендентов на аттестацию по единым требованиям и критериям, действующим в ЕСА Национального объединения строителей, в таком случае производится автоматически по результатам тестирования. Акт содержит информацию о тестируемом претенденте на аттестацию, номере и тематике теста; основные показатели тестирования (всего вопросов в тесте, количество правильных ответов, всего разделов теста, количество сданных разделов); результат оценки уровня знаний (отрицательный или положительный).

Принятие решения по результатам оценки уровня знаний претендента на аттестацию возложено на аттестационные комиссии саморегулируемых организаций, которые даже в случае положительного результата тестирования могут назначать дополнительные аттестационные испытания или контрольную проверку уровня знаний.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительный срок функционирования ЕСА, она до сих пор не лишена недостатков, ограничивающих ее использование в качестве универсальной модели аттестации руководителей и специалистов строительной отрасли. Среди недостатков руководители СРО и строительных компаний называют отсутствие возможности прохождения тестирования в дистанционном формате и необходимость обязательной явки специалиста в центр для сдачи компьютерного теста; дублирование документов, в том числе об образовании и повышении квалификации, подаваемых как в СРО, так и в центр по тестированию.

До сих пор продолжаются споры о качестве и уровне сложности вопросов ЕСА. Отмечаются такие технические проблемы при прохождении тестирования, как невозможность исправления ошибочно введенных данных, длительное время прохождения теста, отрицательный результат тестирования в случае кратковременного разрыва Интернет-соединения. Но самый большой недостаток -это отсутствие возможности аттестации в ЕСА специалистов по целому ряду видов монтажных и пусконаладочных работ. К примеру, не могут пройти аттестацию путем компьютерного тестирования специалисты по более чем 20 видам работ (в соответствии с приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009). Основные - это монтажные и пуско-наладочные работы по отдельным видам промышленного оборудования, оборудования авиационной и космической инфраструктуры, предприятий электротехнической промышленности и др. В связи с тем, что значительную часть работ, свидетельство о допуске к которым получают члены НП СРО «СтройСвязьТелеком», составляют именно упомянутые виды работ, ограничивать аттестацию лишь использованием ЕСА стало неприемлемым.

Процедура квалификационной аттестации

Руководствуясь предусмотренной законодательством возможностью создания саморегулируемой организацией своей модели аттестации, общее собрание членов НП СРО «СтройСвязьТелеком» приняло Положение об аттестации, в котором определялось, что оценка знаний руководителей и специалистов партнерства проводится в форме «квалификационной аттестации». Под этим понятием имеется в виду процедура, проводимая для подтверждения соответствия уровня квалификации

№ 1 • 2014 ВеЮКАЧЕСТВА

МЕТОДОЛОГИЯ

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

руководителей и специалистов, обеспечивающих в организации выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленным требованиям и критериям с последующей выдачей квалификационного аттестата. Ее цель - проверка соответствия образования, опыта работы, уровня знаний и навыков претендента на аттестацию квалификационным требованиям, установленным НП СРО «СтройСвязьТелеком». Аттестация проводится по видам строительных работ, включенных в Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержденных приказом Минрегиона от 30.12.2009 № 624).

Квалификационный аттестат, удостоверяющий прохождение аттестации, подтверждает, что образование, опыт работы, знания и навыки указанного в нем лица соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленным видам работ в НП СРО «СтройСвязьТелеком». Личной явки претендентов на заседание аттестационной комиссии не требуется. Аттестация проводится в заочной форме путем рассмотрения представленных документов, подтверждающих соответствие уровня образования претендента, специальности по образованию, опыта работы, уровня знаний и навыков квалификационным требованиям, установленным партнерством к выдаче свидетельства о допуске к работам. Организация и проведение квалификационной аттестации осуществляются Аттестационной комиссией и Центром по организации обучения и аттестации. По желанию претендента в Аттестационную комиссию могут быть представлены результаты компьютерного тестирования в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса НОСТРОЙ.

Аттестационная комиссия проводит экспертизу представленных претендентом документов, оценивает уровень его профессиональных знаний, образования, специальности и опыта работы квалификационным требованиям, установленным партнерством. На основе анализа этих сведений Аттестационная комиссия принимает решение о выдаче квалификационного аттестата и сроке его действия либо о мотивированном отказе.

Услуги и возможности Центра обучения

Центр по организации обучения и аттестации осуществляет прием документов, поданных на аттестацию, ведение списка организаций, заявивших сотрудников к аттестации, и проведение технической экспертизы представленных документов. Сотрудники центра проверяют полноту, а также правильность заполнения всех документов, представляют в Аттестационную комиссию сведения о результатах их технической экспертизы, оформляют протоколы квалификацион-

ВеКкАЧЕСТВА № 1 • 2014

ной аттестации по результатам работы экспертных групп и заседаний комиссии с решениями о прохождении квалификационной аттестации и выдаче соответствующего аттестата претендентам. Центр ведет также Реестр аттестованных специалистов в открытом доступе в сети Интернет.

Кроме выполнения обязательных функций по организации обучения и аттестации Центр оказывает членам НП СРО «СтройСвязьТелеком» дополнительные услуги. Это такие услуги, как предварительное рассмотрение и анализ документов, подтверждающих наличие соответствующего профильного высшего или среднего профессионального образования; анализ трудовых книжек и документов, подтверждающих стаж работы по специальности/профилю выполняемых работ; предварительный анализ программ повышения квалификации, свидетельствующих о его прохождении по соответствующему виду (видам) строительных работ. При неполном соответствии повышения квалификации заявленным видам работ члены СРО получают рекомендации по соответствующему обучению, выбору образовательных учреждений и видов обучения для последующей квалификационной аттестации. Предварительно анализируются также образовательные программы тех учреждений, где планируется обучение сотрудников. Особое внимание при этом уделяется соответствию заявленным видам работ и требованиям к квалификационной аттестации, ознакомлению организаций с реестром образовательных учреждений, рекомендованных НОСТРОЙ для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, обсуждению условий повышения квалификации в данных образовательных учреждениях.

Кроме того, сотрудники Центра по организации обучения и аттестации занимаются: ^ информированием представителей компаний и организаций о возможностях прохождения квалификационной аттестации в различных формах; ^ оказанием содействия при выборе форм проведения квалификационной аттестации; ^ консультированием по вопросам возможностей аттестации в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса НОСТРОЙ путем тестирования; ^ оказанием помощи при выборе тестов в соответствии с заявленными видами работ. На наш взгляд, именно такая форма и алгоритм проведения аттестации наиболее полно отвечают целям саморегулирования, и являются действенными инструментами поддержания на высоком уровне квалификации персонала строительного комплекса в соответствии с требованиями законодательства для обеспечения безопасности и качества выполнения строительных работ. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.