УДК 331
Романова Анна Ильинична
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой муниципальный менеджмент,
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Anna I. Romanova
Doctor of Economics, Professor,
Head of the Department Municipal Management,
Kazan State University of Architecture and Engineering
Повышение квалификации персонала как главный источник роста качественной составляющей сферы строительных услуг
Personnel development as the main source of qualitative components growth of
the construction services sphere
Аннотация. В последнее время статистика отмечает рост количества аварийных ситуаций на не оконченных строительством объектах и уже на эксплуатируемых объектах, можно сделать предположение, что это происходит вследствие увеличения объемов городского строительства. В этой связи не может не встать вопрос безопасности и качества строительства, которые напрямую связаны с уровнем подготовки и квалификации строительных кадров. Именно поэтому проблема профессиональных знаний и умений кадров строительных организаций никогда не остается без внимания государства, что отражается в соответствующих регламентах и осуществлении надзорными органами мероприятий по контролю за образованием персонала организации.
Ключевые слова: качество образования, квалификация персонала, строительные услуги, саморегулирование
Summary. Recently, statistics indicate an increase in the number of emergencies on projects not completed by construction and already on operated facilities, it can be assumed that this is due to an increase in the volume of urban construction. In this connection, the issue of safety and quality of construction, which are directly related to the level of training and qualification of construction personnel, can not but arise. That is why the problem of professional knowledge and skills of construction organizations' personnel is never left without the attention of the state, which is reflected in the relevant regulations and the implementation by supervisory authorities of activities to monitor the education of staff of the organization.
Keywords: quality of education, qualification of personnel, construction services, self-regulation
Развивающаяся экономика вынуждает человека на протяжении всей своей трудовой деятельности менять профессию, подстраиваясь под жизненную необходимость, обуславливая тем самым потребность во втором высшем образовании и периодической профессиональной переподготовке.
В настоящее время саморегулируемая строительная организация самостоятельно принимает решение о приеме той или иной организации в свои ряды, поэтому направление своих специалистов на курсы повышения квалификации по заявленным видам работ сегодня актуально, тем более что требования к квалификационному составу персонала высоки.
Современное законодательство требует от специалистов и руководителей, занятых в строительстве, прохождение повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Особенно актуален вопрос повышения квалификации для получения разрешения на строительство при вступлении в СРО. «Потребность в образовании возникает у всех субъектов рынка труда: работника, работодателя, государства» - совершенно верно трактует принцип LongLifeLearning Цалко Т.В. [1]. Для организации подобных курсов повышения квалификации строителей необходимо организованное взаимодействие преподавателей ведущих ВУЗов, обладающих фундаментальными знаниями, с практиками, которые ежедневно сталкиваются с проблемами строителей.
Квалифицированные кадры представляют собой большое значение для успешного развития любой отрасли. Дефицит квалифицированных рабочих остается одним из главных барьеров для развития строительства в России. Между тем, в условиях членства России во Всемирной торговой организации строители просто обязаны научиться работать в современных реалиях и стандартах, на новом оборудовании, с использованием передовых материалов и технологий.
Проведение специализированных семинаров и конференций позволяет строительным организациям получить разъяснения к произошедшим изменениям в нормативной базе, обсудить актуальные проблемы и пути их решения на конкретном случае какого-либо предприятия. Процесс повышения квалификации кадров строительной отрасли ориентирован на создание индивидуальных программ обучения и проверки знаний, адаптированных для различных должностей и категорий работников, с подтверждением профессиональной компетентности специалиста, прошедшего данные курсы, через именные квалификационные документы.
Рассмотрим зарубежный опыт повышения квалификации специалистов в строительстве.
Система профессионального образования и повышения квалификации в Германии организуется образовательными учреждениями и заочными институтами, ВУЗами и академиями, профессиональными союзами. Переподготовка для получения новых специалистов осуществляется только в том случае, если в этом существует необходимость рынка труда. Как правило, такие направления финансируются Федеральным агентством труда или организациями.
В Германии действует Дуальная система профессионального образования специалистов для строительной отрасли, ее особенность заключается в том, что в подготовке рабочих специалистов участвуют три стороны: профессиональные школы, предприятия и межзаводские образовательные учреждения. Профессиональные школы отвечают за теоретическую часть обучения, в которой на специальную теорию отводится около две трети учебного плана, а на общеобразовательные предметы - одна треть. Финансируются они за счёт государственного бюджета. Предприятия, которые предоставляют возможность по практическому обучению, несут связанные с этим расходы, в том числе, по ежемесячной платы обучающемуся. Для системы профессионального образования Германии участие работодателя в процессе подготовки рабочих кадров является большим преимуществом.
Третьим составляющим звеном в системе профессионального образования являются межзаводские образовательные центры, их финансирование осуществляется из фонда социальной кассы строительной промышленности ^ОКА), который складывается из отчислений всех строительных предприятий на профессиональное образование.
Слушатель, после повышение квалификации в Дуальной системе, получает звание «мастер», которое дает ему право руководить предприятием и обучать учеников. Слушатель, который хочет стать мастером, должен иметь определенный стаж работы по профессии, сдать экзамен перед комиссией региональной ремесленной или торгово-промышленной палаты.
В российском образовании вопрос включения работодателя в профобразование остается открытым [2]. Российские предприятия и представители бизнеса нуждаются в квалифицированных кадрах, но при этом, от участия в их подготовке зачастую отказываются. В такой ситуации немецкий опыт будет очень актуален, так как работодатели Германии активно принимают участие в подготовке кадров.
В американской системе профессионального образования повышение квалификации осуществляется в виде программ управления карьеры руководителей, в которых отражается:
- конкретный и детализированный учет руководящих должностей;
- обеспечение у работников стимулов к повышению эффективности труда (гибкая система оплаты, премирование по результатам работы, перспективы продвижения в должности);
- индивидуальное планирование карьеры каждого сотрудника (руководителя, специалиста), проводится в соответствии с возможностями фирмы и деловых качеств претендента.
В США школы делового администрирования разрабатывают учебные программы на основе конкретных заказов фирм-клиентов, после окончания учебы в такой школе слушателю присваивается степень магистра деловой администрации. Частные компании на переподготовку специалистов тратят около одной трети своего бюджета.
Активизация работы управленческого персонала связана с совершенствованием материального стимулирования, напрямую зависящего от
показателей максимальной прибыли - конечного результата работы руководителей. Американские фирмы уделяют большое внимание разработкам и освоению новой продукции, поэтому в коллективах поддерживается заинтересованность к работе инициативных и склонных к экспериментированию работников.
В этой связи программы повышения квалификации управленцев промышленных фирм, планируют горизонтальные перемещения руководителей из одного подразделения (филиала) в другое (ротация) подразделение фирмы, даже в том случае, если оно территориально удалено от головного предприятия. Ротация - главный метод подготовки управляющих широкого профиля.
В Финляндии строительные компании участвуют не только в формировании учебных планов строительных учебных организаций, но и в процессе обучения специалистов, выступая в качестве заказчиков проектных и дипломных работ студентов, обеспечивая актуальность исследований и развитие у студентов необходимых навыков планирования работы. В связи с тем, что приобретение практических навыков на производстве является важным элементом в обучении строителей, строительные компании Финляндии разрабатывают свою систему практик и стажировок для студентов средних и высших учебных заведений, которые длятся от 9 до 12 месяцев, организуют конкурсы профессионального мастерства среди строителей и среди студентов.
Созданная на базе СРО, обязательная персональная квалификационная сертификация управляющих менеджеров, главных инженеров и технологов, главных специалистов по различным видам работ, система адресной подготовки специалистов, ориентированных по профессиям новых производственных направлений, необходимых строительной отрасли.
Необходимо обратить внимание на Единую систему аттестации специалистов строительной отрасли (ЕСА), которая разработана Национальным объединением строителей и к ней могут присоединиться любые строительные СРО. Процедура аттестации организована в форме тестирования, чтобы ее пройти необходимо подать заявление. Результаты тестов автоматически попадают в единый реестр, который аккумулирует результаты проведения всех аттестационных испытаний. Решение о выдаче аттестата принимает аттестационная комиссия при конкретной саморегулируемой организации, в которую входит строительная организация. Информация о прохождении тестовых испытаний собирается в электронном реестре, с которой, при необходимости, можно ознакомиться. Специалист, который проходит тестирование, аттестуется как профессионал, поэтому он не привязан к конкретной организации и при смене места работы сохраняет подтверждение квалификации.
Для саморегулируемых организаций функция контроля качества предпринимательской деятельности является не только одной из основных, но и первичной, и осуществляется вне зависимости от добровольности или обязательности создания саморегулируемых организаций. В соответствии с российским законодательством под саморегулированием понимается инициативная деятельность субъектов предпринимательства, в результате
которой разрабатываются и устанавливаются правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности и осуществляется контроль за их соблюдением. На строительных объектах проведение строительного надзора можно считать проблемой, так как часто используемые ведомственные нормативные документы не имеют регистрации в Минюсте России, следовательно, не имеют статус нормативно-правового акта. Стандарты, которые разрабатывают и утверждают саморегулируемые организации в соответствии с Градостроительным Кодексом, являются законным способом установления требований к проведению строительных работ и методов контроля за их проведением и результатами. Саморегулируемые организации также должны разрабатывать и утверждать систему мер дисциплинарного взыскания для своих членов за несоблюдение требований стандартов, выявленных при осуществлении контроля.
Закон предоставляет саморегулируемым организациям (СРО) все полномочия для повышения безопасности и качества строительства, сочетая в себе право устанавливать требования, право контролировать исполнение требований и право наказывать за нарушения.
Контроль качества в строительстве должен отвечать принципу, который коротко имеет следующую формулировку [3; 4]: объект должен быть спроектирован, построен, и эксплуатироваться в соответствии с требованиями общей безопасности. В действующих требованиях федерального закона к качеству объектов отсутствуют «Нормы и критерии качества», поэтому требования к ведению строительных работ, согласно закону, устанавливаются и закрепляются в стандартах организации, в этой связи вопросы качества и безопасности строительства относятся к компетенции саморегулируемых организаций.
Национальным объединением строителей было разработана масса стандартов на правила выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Данные стандарты были приняты или готовы к принятию в качестве стандартов СРО 58% саморегулируемых организаций. Развитие системы стандартов СРО и дальнейшее их внедрение позволит эффективнее осуществлять контроль за деятельностью организаций-членов СРО, что, в свою очередь, обеспечит качество и безопасность строительства. Весьма оправданно, так как «возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовки персонала» [5].
Наличие отлаженной системы контроля за соблюдением стандартов СРО становится в настоящее время важнейшим условием, позволяющим строительным организациям, входящим в соответствующие СРО, рассчитывать на определенные преференции при заключении договоров страхования, участии в конкурсах на строительные подряды. Для организации контроля за членами СРО необходимо:
- составить ежегодный план-график проверок, позволяющий охватить всех членов СРО;
- разработать техническое задание, в котором определяется объем контроля: количество выборочно проверяемых видов работ;
- определить лиц, участвующих со стороны СРО в проведении проверки.
- использовать документы (акты, заключения) строительного контроля заказчика, государственного строительного надзора, сертификатов на выполняемые работы - в качестве документов подтверждения соответствия выполняемых работ стандартам;
- использовать карты контроля стандартов СРО, устанавливающие последовательность и требования к результатам определенных этапов работ.
Наряду с экспертами СРО, являющимися штатными работниками исполнительного органа СРО, к проверкам могут привлекаться на договорной основе профессиональные технические эксперты центров по сертификации в строительной области.
Контроль со стороны СРО за соблюдением ее членами требований стандартов осуществляется в форме документарной и выездной проверки. Документарная проверка проводится без выезда контрольной инспекции на место осуществления строительной деятельности члена СРО. Для проведения документарной проверки строительная организация в подтверждение соблюдения требований стандартов предъявляет документы подтверждения соблюдения требований стандартов СРО.
Итак, одна из самых главных задач, которой занимается СРО, - это обеспечение безопасности строительства, однако, ее решение, как и решение других важных задач строительства, возможно только в рамках профессиональных объединений, где тут же оголяется серьезная проблема -наличия квалифицированных строительных кадров в организациях строительного комплекса. Отсутствие специалистов со специальным строительным образованием в сочетании с опытом работы не может не отразиться на качестве строительства, следовательно, требуется пересмотреть позиции в отношении развития дальнейшего карьерного роста и оплаты труда, позиционируя строительные специальности, как очень важные, перспективные и хорошо оплачиваемые. Для того, чтобы эта система работала, необходимо распространить контроль саморегулируемых организаций на всех сотрудников компаний - членов СРО, так как они все несут коллективную ответственность за исполнение работ специалистами и за получение конечного результата работы в виде готовой строительной продукции и услуг. Литература
1. Цалко Т.В. Маркетинговые аспекты взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг// ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 2018, № 1.
2. Романова А.И. Концепция продвижения образовательных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства// Управление экономическими системами, Кисловодск, № 3, 2018.
3. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента//Вестник МГСУ. 2014. № 6. С. 158164.
4. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В., Аксенова А.А. Создание системы менеджмента качества, охраны здоровья, безопасности и экологии в строительной отрасли: монография / М-во образования и науки Росс. Федерации, Моск. гос. строит. ун-т (Библиотека научных разработок и проектов МГСУ). - М.: МГСУ, 2014.
5. Лаврикова В.Н. Профессиональная ориентация молодежи как фактор успешного трудоустройства// ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НА УКИ, 2017. № 3.
Literature:
1. TSalko T.V. Marketing aspects of interaction of subjects of the market of educational services // HUMANITARIAN, SOCIAL AND ECONOMIC AND PUBLIC SCIENCES 2018, № 1.
2. Romanova A.I. The Concept of Promoting Educational Services in the Sphere of Housing and Communal Services // Management of Economic Systems, Kislovodsk, No. 3, 2018.
3. Lukmanova I.G., Nezhnikova E.V. Development and improvement of the integrated management system // Vestnik MSSU. 2014. No. 6. P. 158-164. 4. Lukmanova IG, Nezhnikova EV, Aksenova AA Creation of a quality management system, health protection, safety and ecology in the construction industry: monograph / M-in education and science Ross. Federation, Moscow. state. builds. un-t (Library of Scientific Developments and Projects of MGSU). - Moscow: MSSU, 2014.
5. Lavrikova V.N. Professional orientation of young people as a factor of successful employment // HUMANITARIAN, SOCIAL AND ECONOMIC AND PUBLIC SCIENCES, 2017, № 3.