Научная статья на тему 'Институциональные особенности повышения качества объектов социальной инфраструктуры'

Институциональные особенности повышения качества объектов социальной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INSTITUTIONAL CHARACTERISTICS / РОСТ СТРОИТЕЛЬСТВА / GROWTH IN THE CONSTRUCTION / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добросердова Е. А., Рахматуллин А. И.

Переход на европейские стандарты требует большой работы с нормативными документами и полного пересмотра законодательных актов, связанных с техническим регулированием для приведения их в соответствие с требованиями европейских директив. Вступление России во Всемирную торговую организацию обостряет наличие институциональных особенностей и обуславливает повышение конкуренции вследствие появления зарубежных компаний на строительном рынке, подчеркивая действительную потребность повышения качества на объектах инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional features to improve the quality of social infrastructure

The article investigates the institutional features to improve the quality of social infrastructure, due to the fact that today the Russian construction industry enterprises operate within the framework of the WTO, so actively implementing the quality management system. Economic activities of businesses in terms of resource constraints should take into account the environmental imperative, therefore detection of violations in the balance of endogenous and exogenous factors that lead to the disruption of economic performance is very important. In the article the problem of maintaining the economic development, which is possible with the development of the resource base and the correlation of resource constraints on the basis of effective and innovative development, resulting in economic resources is defined as an investment object. The economic cycle of economic activity, complete interaction matrix production processes with positive and negative external effects and inclusion in the analysis of industrial and economic activity environmental component, allows to reflect the impact of the introduction of innovations to volume ratio and by-products produced in the factories. Into account the principles of policy implementation to improve the quality of works and services for the population based on the combination of budgetary and extra-budgetary investments, private-public partnership. Overall, the study aims to develop organizational and economic approaches to establish mechanisms to improve the system of government measures for the development of quality housing market.

Текст научной работы на тему «Институциональные особенности повышения качества объектов социальной инфраструктуры»

ш

:-> к« Iю« и « v и У1ГГЛ й.1 № п НI нt, и1 ы>1 \o:fii urnut и

(ft щюпглнтк)

УДК 338.49

Добросердова Е.А. - кандидат экономических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Рахматуллин А.И. - аспирант

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 429043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Институциональные особенности повышения качества объектов социальной инфраструктуры

Аннотация

Переход на европейские стандарты требует большой работы с нормативными документами и полного пересмотра законодательных актов, связанных с техническим регулированием для приведения их в соответствие с требованиями европейских директив. Вступление России во Всемирную торговую организацию обостряет наличие институциональных особенностей и обуславливает повышение конкуренции вследствие появления зарубежных компаний на строительном рынке, подчеркивая действительную потребность повышения качества на объектах инфраструктуры региона.

Ключевые слова: институциональные особенности, рост строительства, социальная инфраструктура, безопасность, стандарты, стандартизация, саморегулируемые организации, профессиональное образование.

На сегодняшний день повышение качества объектов социальной инфраструктуры зависит от институциональных особенностей и существующей возможности внедрения механизма саморегулирования и сорегулирования хозяйственной деятельности, которое может принести российским компаниям и потребителям произведенной продукции большую пользу, способствуя повышению качества товаров, работ и услуг.

Строительство считается ведущей отраслью, которая помогает решать социальные и экономические задачи развития региона, поэтому, мы считаем необходимым сделать акцент на институциональных особенностях, влияющих на повышение качества объектов инфраструктуры региона.

Строительство напрямую сопряжено с рисками для жизни и здоровья граждан, а недобросовестное отношение к окружающей среде в процессе строительного производства угрожает экологическому благополучию. Создание единого подхода к организации системы контроля и оценки качества строительства на объектах строительного комплекса в условиях саморегулирования является актуальной задачей. Рассмотрев и проанализировав действующую институциональную систему контроля качества, будет возможно разработать меры по повышению качества строительной продукции в строительном комплексе через процесс совершенствования системы саморегулирования и рычагов страхования.

Самый главный принцип саморегулирования, который прослеживается в истории человечества с Древнего Мира до сегодняшнего момента, это строгая однородность членов каждого профессионального и предпринимательского объединения. Первые саморегулируемые организации в России были образованы во второй половине XIX века. Это были цеховые объединения, в которые входили работники определенной профессии. Нормы и правила каждого цеха требовали от участников общества профессиональных навыков и знаний, а также соблюдения этических норм.

Эволюция перехода от государственного регулирования к саморегулированию в строительном комплексе. В середине прошлого века в СССР было создано 19 отдельных строительных ведомств федерального масштаба, компетенции которых делились по отраслевому назначению и территориальной принадлежности: Министерство промышленности строительных материалов (Минстройматериалов), Министерство городского и сельского строительства (Мингорсельстрой), Министерство водохозяйственного строительства, Министерство промышленного строительства

(Минпромстрой), Министерство транспортного строительства (Минтрансстрой), а также Министерство строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья, Урала и Западной Сибири и другие. Данные ведомства регулировали строительные предприятия через систему заданий строительным предприятиям и решения финансовых вопросов [1].

Кроме того, имелись Госгражданстрой и Государственный комитет по строительству и инвестициям (Госстрой). В задачи Госстроя входит выработка единой нормативно-технической базы и обеспечение научно-технического прогресса. Многообразие ведомств позволяло контролировать отраслевые процессы строительства, ускоряя индустриализацию, увеличивая объемы строительства и обеспечивая граждан жильем.

После распада СССР многочисленные строительные министерства перестали существовать, Госстрой начал терять свою значимость, а СНиПы и ГОСТы утратили свою легитимность и «обязательность». В последствие ведомства были реорганизованы в Росстрой, но в его функции уже не входила разработка нормативно-технических документов, в 2008 году Росстрой упраздняется, а функция регулирования строительной сферы передается Министерству регионального развития РФ. Данная ситуация обусловила создание в 1991 году Российского союза строителей (РСС), зародив систему саморегулирования инвестиционно-строительного комплекса РФ, действующей и в наше время [2].

Первые саморегулирумые организации начали развиваться в таких значимых городах России как Санкт-Петербург и Москва. Важную роль в становлении саморегулирования в строительной отрасли сыграла Ассоциация домостроителей и производителей строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так как деятельность ее была направлена на методическое обеспечение реформы лицензирования и создание саморегулируемых общественных организаций.

Основополагающим здесь было недопущение правового разрыва, поэтому принимается ряд законов: «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Развитие саморегулирования хозяйственной деятельности начинают рассматривать как элемент реализации стратегии оптимизации государственного контроля в экономике, поэтому Комиссия по реформированию строительной отрасли при Росстрое дает свое одобрение на реализацию Концепции по обеспечению безопасности в строительстве:

- единой государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора;

- обязательного членства в некоммерческих объединениях для лиц, являющихся подрядчиками в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве;

- ответственности застройщиков за причинение вреда по вине подрядчиков;

- обязательного страхования гражданской ответственности застройщиков [3].

В декабре 2007 года, при участии Российского Союза строителей и разработки им профессиональных стандартов и условий допуска на рынок в строительстве был принят Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Данный закон должен был ослабить позиции государственного вмешательства в строительную отрасль и положить начало к работам по созданию полноценной системы саморегулирования, при сохранении системы государственного лицензирования на данный вид деятельности.

Однако, по истечению времени, для участников строительного рынка стало очевидно, что система лицензирования в строительной отрасли себя изжила, она неэффективна и не обеспечивает должной безопасности, требуемого уровня качества строительной продукции, и что не мало важно, надежности участников строительного производства. При этом, система лицензирования, будучи инструментом государственного регулирования, была приостановлена в связи с несоответствием системы современным требованиям строительства и неспособностью координировать данную отрасль в будущем, внесением изменений в соответствующие законодательные акты федеральным законом № 148-ФЗ от 22.07.2008 г.

Данный закон предписывает обязательность наличия допуска СРО на виды работ, влияющих на безопасность строительства, также предполагая, что данный допуск будет

обязателен для выполнения работ на технически сложных и уникальных объектах, связанных с повышенной степенью опасности в соответствии с требованиями.

- механической безопасности объекта капитального строительства в нормальных условиях эксплуатации;

- пожарной безопасности объекта капитального строительства;

- безопасности объекта капитального строительства в сложных природно-климатических и грунтовых условиях;

- санитарно-эпидемиологической безопасности объекта капитального строительства;

- безопасности внутренних и наружных систем и инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства;

- безопасного уровня воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации;

- радиационной безопасности объекта капитального строительства;

- безопасности гидротехнических сооружений [4].

Для координации деятельности строительных объединений было создано Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), как негосударственная надстройка над системой СРО - основным звеном системы саморегулирования, ориентированных на конкретные задачи, и не способные защитить себя на законодательном и ведомственном уровне. Целью НОСТРОЙ являлось лоббирование интересов СРО в законопроектной сфере и интегрирование в единую систему саморегулирования всех строительных объединений и защита их интересов, как от чрезмерного государственного вмешательства, так и от других СРО. Таким образом, современная позиция рынка такова: государство делится функциями контроля и отраслевого регулирования в пользу СРО, сохраняя при этом за собой функцию надзора за поведением участников рынка.

Критический анализ количества аварий и происшествий подчеркивает их рост в строительстве в указанный период, что может свидетельствовать о неэффективном контроле со стороны строительных организаций и государственном надзоре за качеством исполнения строительных работ и обуславливать реальную необходимость проведения целенаправленной работы по осуществлению контроля качества выполняемых строительных работ (табл.).

Таблица

Происшествия при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений в 2013 г.

Место происшествия Описание

г. Уфа Преждевременное снятие опалубки рабочими подрядной организации привело к обрушению трехэтажного строящегося офисного здания.

г. Москва Обрушение перекрытий и частичное обрушение опалубки и стен 3-го этажа в строящемся торговом центре во время заливки бетона

г. Владивосток Нарушение технологии и норм технического регламента привело к частичному обрушению перекрытий строящегося здания.

г. Ростов-на-Дону Обрушились две стены здания, где планировалось разместить кафе вследствие нарушения строительных норм (затвердевший раствор цемента рассыпался в руках).

г. Борисоглебск Обрушился реконструируемый мост через реку Ворона вследствие нарушений при монтаже мостовых конструкций.

Необходимо отметить действительную взаимосвязь образования и квалификации специалистов с качеством строительства, именно поэтому все усилия организаций строительной отрасли должны быть направлены на повышение профессионального уровня специалистов, что в последствие обязательно отразится производительности работ и снижении количества недоработок.

В Республике Татарстан более 30 учреждений среднего и высшего профессионального образования осуществляют подготовку специалистов по основным строительным специальностям для отрасли строительства и жилищно-коммунального

хозяйства, обеспечивая кадровую потребность строительных организаций в республике. Образовательный процесс осуществляется с привлечением грантов по линии Министерства образования и науки Российской Федерации и профильных строительных предприятий.

Однако в отрасли по-прежнему ощущается нехватка высококвалифицированных профессионалов и грамотных специалистов управления строительством, что влияет на стратегические просчеты в экономике и менеджменте организаций.

Желание подрядчиков минимизировать затраты на строительство обусловило приток рабочей силы из ближнего зарубежья, что некоторым образом отражается на качестве готовой строительной продукции.

Для получения свидетельства о допуске к работам необходимо выполнить требования, предъявляемые к кадровому составу организации и соблюдать периодичность обязательного повышения квалификации сотрудников согласно Градостроительному кодексу и Постановлению Правительства РФ от 24.03.2011 № 207.

Саморегулируемая организация может проконтролировать квалификационный уровень сотрудников организации только указанных в заявке на получение свидетельства о допуске к работам, однако, в действительности в организации, получившей допуск к работам, могут работать лица, привлекаемые к работам, но не указанные в заявке, следовательно, уровень их квалификации саморегулируемая организация проконтролировать не может. Действующие нормативно-правовые акты ограничивают выборочный контроль саморегулируемой организацией профессионализма сотрудников строительных, проектных и изыскательских организаций.

В настоящее время строительная отрасль не имеет централизованного государственного и научного управления, отечественные предприятия неконкурентоспособны вследствие устаревшего оборудования, пониженной производительности труда, повышенной энергоемкости и недостаточной автоматизации и компьютеризации производственных процессов.

Россия с 2012 года является членом Всемирной торговой организации (ВТО), приняв на себя обязательства по 116 из 155 секторов услуг, включая строительный сектор, предусмотренные классификацией ВТО. Появление реального инструмента воздействия на правила международной торговли обуславливает повышение потребительских свойств и конкурентоспособность продукции, а также участие России в международной специализации закреплении конкурентоспособных позиций в мире по ряду экономических видов деятельности.

Именно фактор вступления России в ВТО заставляет стимулировать экономическое, технологическое и интеллектуальное развитие, так как государственные власти, научное общество и бизнес-структуры понимают, что отсутствие коммерциализации инновационной продукции и незаинтересованности институтов в использовании инновационных решений в сочетании с неумением управлять бизнесом и низким уровнем образования ведут к банкротству и полному отставанию в экономике [4].

Хотелось бы сделать некоторые предположения о том, как сказалось вступление России в ВТО на отрасль строительства и на строительный рынок, затронув в этом направлении две позиции: снижение уровня импортных пошлин на стройматериалы, и обязательства, связанные с допуском иностранных организаций на отечественный рынок строительных услуг.

Снижение или отмена таможенных ставок на строительные материалы и оборудование действительно является актуальным для строительной отрасли, так как даже небольшое снижение ставок тут же отражается на стоимости строительства в целом. Однако, импортировать базовые строительные материалы при низких или нулевых тарифах экономически нецелесообразно вследствие различных географических особенностей и инфраструктурных ограничений.

За последние годы построены десятки современных заводов своими собственными силами или с привлечением иностранных инвесторов, что привело к увеличению объемов внутреннего производства строительных материалов. Хотелось бы отметить, что сейчас в Татарстане функционируют более 500 предприятий стройиндустрии, в том числе 60 заводов по производству железо-бетонных изделий, бетона и строительного раствора, 24

кирпичных завода [5]. Крупные западные компании стройиндустрии постарались максимально приблизить свои производственные мощности к рынкам сбыта.

На основании выше изложенного можно предположить, что на рынок строительных материалов будет поступать продукция неудовлетворительного качества, но с достаточно низкой ценой, что в условиях конкуренции с зарубежными компаниями нецелесообразно, так как вопрос качества строительных стоит остро.

На сегодняшний момент безопасность строительных материалов не регулируется в России, при этом декларирование соответствия используемых материалов в строительстве касается небольшой их группы. Законодательство и системы государственного управления требуют в России обязательного реформирования системы государственных закупок и модернизации нормативно-технической базы, а также закрепление требований к выполнению строительных работ и контролю за результатами практически в документах федерального уровня.

С нашей точки зрения доработка нормативно-законодательных актов, например, закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» заключается во включении в его состав положения о безопасности продукции с целью повышения ответственности у изготовителей, поставляющих на рынок товары, так как сумма возмещения ущерба, в случае применения некачественной продукции, очень высока. В данном случае эффективной считается реализация Программы внедрения Еврокодов взамен стандартам и сводам правил [6, 7].

На практике внедрение евростандартов оказалось сложным процессом. В Германии - стране, где система стандартизации достаточно развита, если результаты апробации проекта стандарта отрицательные, которые не вводятся в качестве национальных стандартов. Однако, менее развитые страны в сфере стандартизации активно используют Еврокоды, иногда никак их не изменения и не внося дополнений.

Например, в Финляндии, в связи с отсутствием большой потребности в строительстве мостов и, следовательно, опыта работы по данному направлению, а также достаточной технической базы не составлены национальные приложения на конструкции мостов. Еврокоды предоставляют возможность применять готовые разработки, становясь очень удобными для стран, где есть свои неразработанные по различным причинам направления строительства.

В международной системе стандартизации ИСО существует более 760 стандартов в области строительства. В России строительная отрасль применяет отечественные нормы, учитывающие природно-климатические, социальные, сейсмические, геофизические, опасные геологические процессы особенности, однако, также успешно действует более 200 национальных стандартов, разработанных в соответствие с требования международных и европейских стандартов.

Для России, из-за наличия множества различных особенностей, перейти на Еврокоды по всем направлениям не представляется возможным. Переход строительства и стройиндустрии на использование зарубежных норм и правил в сочетании с отказом от действующих стандартов и СНиПов может привести к крупным и незначительным авариям.

Необходимо отметить и подчеркнуть, что недалеко, то время, когда интеграция всех стран в мировом экономическом пространстве будет неизбежна, что обусловит европейские и строительные нормы, учитывать особенности территориальных составляющих. Внедрение Еврокодов должно проходить комплексно и на добровольной основе, рассматривая как эффективную альтернативу национальным стандартам, создавая равные конкурентные условия для всех участников строительного рынка.

Стоит отметить, сегодня на нашем рынке работает множество зарубежных строительных организаций, которые активно развиваются, создавая дочерние компании или иные юридические лица, и имеют возможность получить право на использование иностранного бренда на российском рынке. Появление новых иностранных участников на нашем рынке в большей степени объясняться тем, что рынок развивается и представляет интерес для зарубежных компаний.

Действующее законодательство не запрещает участия иностранных компаний в конкурсах на строительство, они подают заявки на равных условиях с российскими

компаниями. Главным преимуществом иностранных компаний - это стабильное качество выпускаемой продукции, обеспеченное наличием систем менеджмента качества. Однако, строительный рынок сейчас монополизирован и контролируется в большей степени администрацией, поэтому у новых участников рынка часто возникают проблемы с получением тендера на строительство объекта. Вступление России в ВТО должно изменить законодательную базу и процедуры тендеров в лучшую сторону [8].

Российские строительные компании конкурентоспособны на западных рынках по некоторым направлениям: строительство объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений метрополитенов. Эти объекты строились российскими организациями во многих странах. Теперь же наши компании смогут участвовать в тендерах на строительство в большем, чем ранее количестве стран.

Отрицательным моментом является то, что вступление в ВТО может привести к вытеснению многих предприятий с рынка. Возможен уход с рынка около 50 тысяч малых и средних предприятий строительной сферы. Многие компании не смогут выжить и будут поглощены более крупными организациями. Это связано с их неспособностью конкурировать на таком уровне.

На данный момент проблемы отечественных предприятий строительного сектора заключаются в использовании устаревшего оборудования, отсутствии современной нормативно-технической документации, дефиците квалифицированных кадров, высокие тарифы на энергоресурсы и железнодорожные перевозки имеют прямое отражение на качестве производимой строительной продукции, что не позволяет быть конкурентоспособными на мировом уровне.

Практически во всех европейских странах оборудование обновляются на 14-15 % ежегодно, у нас это происходит не чаще, чем раз в 20-25 лет, соответственно, производительность труда в 20 раз ниже [9]. Отметим незаинтересованность российских проектных институтов в использовании инновационных решений с целью сокращения затрат, так как высокая сметная стоимость влияет на их собственный доход (10-12 % от общей суммы).

Все крупное строительство использует кредитную систему, однако:

- за рубежом стоимость кредита - от 1 до 3 %, максимум до 5 %;

- в России стоимость кредита - от 12 до 18 %.

Большой процент увеличивает себестоимость и конечную цену строительного объекта.

Несмотря на происходящие существенные изменения ситуация в строительной отрасли быстро кардинальных улучшений ощущать не будет, так как российским строительным фирмам должны будут адаптироваться к европейским строительным стандартам, что займет время. В этом случае, иностранные компании находятся в более выгодном положении, так как давно работают с этими нормативами. При этом будет целесообразно провести разграничение между жилищными, промышленными и линейными объектами строительства. Участие иностранных компаний в жилищном строительстве минимально, а в промышленном - выше и работа осуществляется по схеме «под ключ». Таким образом, выявлена проблема организации качественного менеджмента, основанного на международном опыте.

Повышение требований к качеству строительства и исключение использования некачественных строительных материалов, возможно, приведет к укрупнению строительных организаций, но, все равно, организации, относящиеся к малому и среднему бизнесу, смогут сохранить свою нишу на рынке, если пойдут по пути повышения качества выполняемых работ.

Список библиографических ссылок

1. Маенская М. Управление качеством в строительных фирмах развитых стран //

Информационные технологии в строительстве, 2011, № 7. - С. 13-16.

2. Горобняк А.А. Методы повышения конкурентной устойчивости строительных

предприятий в условиях вхождения России в ВТО // Вестник МГСУ, 2012, № 10.

3. Плотников А.Н. Проблемы развития венчурного инвестирования в условиях финансового кризиса // Инновационная деятельность, 2009, № 7-2. - С. 56-61.

4. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. Управление качеством строительной продукции// Вестник МГСУ, 2011, № 6.

5. Нуруллина О.В., Добросердова Е.А., Романова А.И. Формирование идеологии рационального ресурсопотребления в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1. - С. 97-101.

6. Романова А.И., Добросердова Е.А. Инвестиционное развитие строительного комплекса региона на основе проектного финансирования // Известия ГАСУ, 2012, № 4. - С. 459-464.

7. Романова А.И. Применение перспективных технологий при контроле качества ремонтных работ и услуг // Региональная экономика: теория и практика. - М.: ООО Издательский дом «Финансы и кредит», 2014, № 34. - С. 58-65.

8. Романова А.И., Мухаррамова Э.Р., Ахметов Ш.Р. Выявление кризисной ситуации на предприятиях рынка строительных услуг // Вестник ИЖЭКОНа. Серия: Экономика, 2010, № 6. - С. 157-162.

9. Толмачев А. Кто ответит за качество? // Саморегулирование & бизнес, 2013, № 8 (40). - С. 38-39.

Dobroserdova E.A. - candidate of economical sciences

E-mail: [email protected]

Rakhmatullin A.I. - post-graduate student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Institutional features to improve the quality of social infrastructure

Resume

The article investigates the institutional features to improve the quality of social infrastructure, due to the fact that today the Russian construction industry enterprises operate within the framework of the WTO, so actively implementing the quality management system. Economic activities of businesses in terms of resource constraints should take into account the environmental imperative, therefore detection of violations in the balance of endogenous and exogenous factors that lead to the disruption of economic performance is very important. In the article the problem of maintaining the economic development, which is possible with the development of the resource base and the correlation of resource constraints on the basis of effective and innovative development, resulting in economic resources is defined as an investment object.

The economic cycle of economic activity, complete interaction matrix production processes with positive and negative external effects and inclusion in the analysis of industrial and economic activity environmental component, allows to reflect the impact of the introduction of innovations to volume ratio and by-products produced in the factories. Into account the principles of policy implementation to improve the quality of works and services for the population based on the combination of budgetary and extra-budgetary investments, private-public partnership.

Overall, the study aims to develop organizational and economic approaches to establish mechanisms to improve the system of government measures for the development of quality housing market.

Keywords: institutional characteristics, growth in the construction, social infrastructure, security, standards, standardization, self-regulatory organizations, professional education.

Reference list

1. Maenskaya M. Quality management in construction firms developed countries // Information Technology in stroitelstve, 2011, № 7. - P. 13-16.

2. Gorobnyak A.A. Methods to improve the competitive sustainability of construction enterprises in the conditions of Russia's entry into the WTO // Vestnik MGSU, 2012, № 10.

3. Plotnikov A.N. Problems of development of venture capital investment in the financial crisis // Iinnovation, 2009, № 7-2. - P. 56-61.

4. Lukmanova I.G., Nezhnikova E.V. Quality control of construction products // Bulletin MGSU, 2011, № 6.

5. Nurullina O.V., Dobroserdova E.A., Romanovа A.I. Formation of the ideology of resource management in the field of housing and communal services (for example, the Republic of Tatarstan) // Bulletin of Economics, Law and Sociology, 2012, № 1. - P. 97-101.

6. Romanova A.I., Dobroserdova E.A. Investment development of the building complex of the region on the basis of project financing // Izvestiya KGASU, 2012, № 4. - P. 459-464.

7. Romanova A.I. Application of advanced technologies in monitoring the quality of repair works and services // Regional economy: theory and practice. - M.: Publishing House Ltd. «Finance and Credit», 2014, № 34. - P. 58-65.

8. Romanova A.I., Muharramova E.R., Akhmetov Sh.R. Identification of the crisis on the market of construction services companies // Vestnik ENGECON, Series: Economy, 2010, № 6. - P. 157-162.

9. Tolmachev A. Who is responsible for quality? // Self-Regulation & Business, 2013, № 8 (40). - P. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.