САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Паливода А.Ю., аспирант МУ им. С.Ю. Витте
Рассмотрены проблемы саморегулируемых организаций в сфере архитектурно - строительного проектирования, существующие проблемы и прогнозирование развития института саморегулирования.
Ключевые слова: СРО, членский взнос, саморегулирование, саморегулируемые организации, законодательство, допуски.
SELF-REGULATED ORGANIZATIONS IN THE SPHERE OF ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION DESIGN
Palivoda A., the post-graduate student, Moscow State University named after Sergei Witte
Considered are the problems of self-regulated organizations in the sphere of architectural and construction design, the existing problems and forecasting the development of self-regulation.
Keywords: SRO membership fee, self-regulation, self-regulatory organizations, legislation, tolerances.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации [2] организации архитектурно-строительного проектирования получают допуск на выполнение проектных работ в саморегулируемых организациях.
Последние, являясь некоммерческими организациями функционируют за счет средств (взносов) архитектурно-строительных организаций. При этом возникает проблема отбора проектных организаций получающих допуск. Чем больше выдается допусков, тем выгоднее СРО. В этот момент возникают ситуации, влияющие на качество выпускаемой проектной документации: во-первых гонясь за численностью СРО «закрывает глаза» на достоверность представляемых в соответствии с законами и правилами СРО; во-вторых, в момент контроля за деятельностью организации которой СРО выдало допуск.
Таким образом, данная проблема весьма актуальная, и является важной для инвестиционное строительного комплекса в целом. Как показывает анализ, допуская такие нарушения СРО является соучастником в потерях качества проектной документации и, соответственно, качества и безопасности строящихся объектов и подрывает доверие ко всему строительному комплексу.
На наш взгляд решить эту проблему возможно. Позволю себе дать некоторые понятия о СРО - саморегулируемых организациях.
С переходом на рыночные условия функционирования строительного комплекса, после плановой экономики Союза Советских Социалистических Республик (СССР), предприятиям строительного комплекса необходимо было подстраиваться под условия, диктуемые рыночной экономикой.
В условиях сравнительно молодой рыночной экономики одной из проблем, сдерживающих рост экономики России, является кризис доверия между основными субъектами рынка: инвесторами (Заказчиками), строительными организациями (Исполнителями) — и органами государственной власти, поскольку не сформирован институт корпоративного этикета и репутации.
Кризис доверия обусловлен несогласованными действиями компаний строительного комплекса и в разобщенности самих компаний по позициям и выработке нормативно - правовых актов и стандартов со стороны государства, отклонении от отраслевых норм и правил деловой этики со стороны предпринимателей, следствием чего является потеря доверия со стороны инвесторов [3].
Начиная с 2000 года, рынок инженерного проектирования и масштабного строительства в России вышел на принципиально новый уровень, а механизмы лицензирования оставались прежними. До 2009 года строительная лицензия официально выдавалась организацией РОССТРОЙ и Федеральным лицензионным центром. Это была своего рода монополия, которая постоянно тормозила всю систему получения разрешительной документации, что зачастую становилось причиной срыва запланированных сроков.
Коммерческие интересы предпринимателей и монополизация лицензирования в руках государства стало барьером для эффективных реализаций инвестиционных проектов строительного комплекса.
Процедура получения строительной лицензии стала обрастать коррупционной составляющей, т.к. организации строительного ком-
плекса в погоне за доходами вынуждены были сокращать временные издержки на получение лицензии.
Для сокращения административных барьеров Правительством Российской Федерации было решено провести административную реформу в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения.
Основной идеей замены лицензирования стало негосударственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Негосударственное регулирование выдвигалась как одна из важнейших составляющих проводимой административной реформы. Среди ее основных направлений значилось разработка и принятие нормативных правовых актов, упразднение избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти, и позволяющее передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям. Следует отметить, что ответственное за проведение административной реформы Минэкономразвития России насчитало 1468 избыточных и 263 дублирующих функций.
Эксперты строительной отрасли, отмечают, что роль института, который восстановит доверие и взаимопонимание в системе товаропроизводителей-потребителей, следует отвести саморегули-руемым организациям и создавать их в рамках государственной политики Российской Федерации по устранению избыточных административных барьеров.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую был призван решить Закон, является последовательное создание саморегулируе-мых организаций (далее - СРО) в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности и вытеснение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования [1].
Саморегулирование - это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Целью введения саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего обеспечение и повышение качества строительства. Суть заключается в следующем: все участники строительства - инженерные, проектные и строительные организации (фирмы), а также индивидуальные предприниматели - объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.
Целью государства в рамках Закона является внедрение само-
регулирования как эффективного инструмента обеспечения безопасности строительства, а также не допустить его использования в качестве инструмента монополизации рынка и незаконного обогащения таких авантюристов, которые хотели бы торговать членством в организациях и обогащаться.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) введены новые нормы, касающиеся института саморегулирования в строительной отрасли.
С 1 января 2009 года было прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. При этом отмена лицензирования полностью произошла только с 1 января 2010 года. Весь 2009 год происходил переходный период от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулирования) в указанных областях деятельности.
С 1 января 2009 года лицензирование строительной деятельности было отменено и теперь, чтобы получить разрешение на ведение проектных, строительных, архитектурных работ, необходимо вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Все ранее выданные бумаги на лицензирование строительной деятельности считаются недействительными с 1 января 2010 года.
Благодаря усовершенствованию законодательной системы, с 1 января 2010 г действие строительных лицензий, регламентирующих базовые виды профильной деятельности, было прекращено. С этого момент доступ к проектированию и строительству, имеют члены так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которым выдаются Свидетельства о допуске к определённым видам работ без ограничения срока и территории его действия, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией.
Архитектурно проектные организации строительного комплекса законодательством выделены в особый вид саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих подготовку проектной документации.
Статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц осуществляющих подготовку проектной документации можно приобрести, только при условии соответствия следующим требованиям:
1. объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
2. наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
3. наличие следующих документов:
a. требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
b. правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами са-морегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
c. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Законодательное требование о наличии компенсационного фонда у саморегулируемой организации базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО, а СРО является гарантом выплаты в рамках компенсационного фонда вреда причиненного третьим лицам. Та-
ким образом, компенсационный фонд (КФ) саморегулируемой организации - одна из основ стабильности всей системы СРО.
Перечень работ по подготовке проектной документации, которые указываются в допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выдаваемое саморегулируемой организации утвержден приказом Министерства регионального развития №624 от 30.12.2009 г [4].
Данный перечень был разработан без учета классификатора лицензируемых работ по проектированию. В связи, с чем до сих нет единого мнения экспертов проектной сферы и экспертов СРО о том, какие виды работ указанные в данном приказе соотносятся с реально выполняемыми проектными работами.
Получение допуска на тот или иной вид работы, указанный в приказе базируется на принципе подтверждения права выполнять данные работы наличием в организации специалистов имеющих определенную квалификацию и специализацию по профилю заявленной работы. Причем законодательно установлены минимальные требования по стажу к заявляемым сотрудникам для подтверждения права.
Финансовое существование саморегулируемой организации базируется на денежных отчислениях - членов саморегулируемой организации выраженных в членском и целевом взносах [5].
Как правило, членский взнос устанавливается на общем собрании членов саморегулируемой организации и оплачивается ежеквартально и оформляется в виде положения.
На данный момент в Российской Федерации зарегистрированы и действуют 186 саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц осуществляющих подготовку проектной документации, членами которых являются свыше 16500 организаций.
Как видно из рис. 1 основной пул (больше 80% от всех зарегистрированных СРО) саморегулируемых организаций был сформирован в 2009-2010 г.г., но и сейчас появляются новые саморегулируемые организации в сфере проектирования. Поскольку еще не сформирован корпоративный бренд СРО, у заказчика нет понимания какую пользу он получает от членства исполнителя в том или ином СРО, основным критерием проектной организации при вступлении в СРО является размер членского взноса и требования к страхованию гражданской ответственности.
Регистрация СРО в реестре Ростехнадзора
2013
Рис. 1 Регистрация СРО и внесение записи в реестр Ростехнадзора
Казалось бы, что основанные в 2009-2010 г.г. саморегулируе-мые организации должны были удовлетворить потребности организаций осуществляющих подготовку проектной документации в саморегулируемых организациях. Но введение института саморегулирования не повлияло на рост качества выпускаемой проектной документации.
Первые лица проектных организаций с недоверием отнеслись к появлению института саморегулирования. Организациям строительного комплекса не разъяснили, что они получат с введением института саморегулирования. Многие руководители организаций восприняли свидетельство о допуске к работам которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства как
фикцию, просто «бумажку» которую необходимо иметь для выполнения работ по подготовке проектной документации.
Согласно действующему законодательству саморегулируемая организация существует и функционирует за счет взносов членов саморегулируемой организации. Получается ситуация, когда СРО должна контролировать своих членов за деньги, оплаченные в виде взносов, организаций подлежащих контролю. Как правило, все организации стараются получить допуск на все работы, указанные в приказе Минрегиона от 30 декабря 2009 г. N 624. которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ниже на рис. 2 приведена величина среднего ежемесячного взноса при допуске на все виды работ указанные в приказе № 624 Минре-гиона, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Членский взнос, руб. (ежемесячно)
I Членский ВЗНОС, руб. (ежемесячно)
Рис. 2 Величина среднего членского взноса СРО
В саморегулировании проектной сферы происходит процесс коммерциализации СРО, путем существенного ценового демпинга величины членского взноса и беспроцентной рассрочки взноса в компенсационный фонд, ведь только этим новообразованные проектные СРО могут привлекать к себе новых членов.
Многие СРО привлекают контрагентов для привлечения новых организаций - членов СРО, получается погоня за прибылью, а не выполнение основной функции СРО - обеспечение безопасности и повышения качества выпускаемой проектной документации
Остановить процесс коммерциализации СРО возможно только объединением усилий Ростехнадзора и национального объединения проектировщиков с выработкой нормативно-правовых документов, препятствующих процессу коммерциализации.
В частности с проработкой и указанием на обоснование величины членского взноса саморегулируемой организации, контроль за расходованием средств компенсационного фонда.
Можно сказать, что институт саморегулирования проектной отрасли только развивается, но уже сейчас появляются проблемы, связанные с проблемами в законодательстве. Контролирующие органы, такие как Ростехнадзор и Национальное объединение проектировщиков (НОП) ничего не могут сделать с коммерческими СРО, что приводит к дискриминации самого института саморегулирования в глазах потребителей. В связи с этим возникает необходимость правового регулирования препятствующего созданию новых «коммерческих» СРО.
Конкуренция на рынке проектирования и требования законодательства об опыте заявляемых сотрудников на виды работ приводит к искусственному завышению «ценности» специалистов с опытом, а молодые специалисты становятся, не востребованы. В скором времени может появиться острый дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере проектирования, поскольку молодые специалисты сферы проектирования не могут получить необходимый опыт и знания.
Итак, СРО как новый элемент строительного комплекса, внедренные в практику не избежали недостатков. Поэтому требуется внести предложения по внесению изменений по контролю за их деятельностью. Необходимо на научной основе внести дополнения в действующую модель контроля Ростехнадзора за деятельностью СРО.
О модели контроля речь пойдет в следующей публикации.
Литература:
1. О саморегулируемых организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 315-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19 июл. 2011 г. № 246-ФЗ): [принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «Консуль-тантПлюс».
3. Викторов М.Ю. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ», диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2010 г..
4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «Кон-сультантПлюс».
5. Пупырев Е.И.. Доклад: «Роль и место саморегулирования в развитии проектной отрасли». Научно-практическая конференция в области проектирования и строительства инженерной инфраструктуры «ИНФРАДИЗАЙН-2011» - М., 2011
6. Герасимов А.А. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности и особенности становления института саморегулирования в строительном комплексе Российской Федерации [Текст] / А.А. Герасимов // Актуальные проблемы строительного комплекса. - 2008. - №1 (январь-март). - С. 20-27.
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учебное пособие / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.: ил.
8. http://www.mrsp.ru/. Официальный сайт СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков»: [Электронный ресурс].