Научная статья на тему 'Механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации'

Механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС / ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОПУСКИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / MEMBERSHIP FEE / SELF-REGULATION / LEGISLATION / TOLERANCES / ENTRANCE FEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паливода А.Ю.

Рассмотрены механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемых организаций в сфере архитектурно - строительного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF FORMATION OF FINANCIAL RESOURCES OF THE SELF-REGULATORY ORGANIZATION BASED ON THE MEMBERSHIP OF PERSONS ENGAGED IN THE PREPARATION OF PROJECT DOCUMENTATION

The mechanisms of formation of financial resources of self-regulated organizations in the sphere of architectural and construction design.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации»

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Паливода А.Ю., аспирант МУ им. С.Ю. Витте, zakupki50@yandex.ru, +7 (926) 566-5750

Рассмотрены механизмы формирования финансовых ресурсов саморегулируемых организаций в сфере архитектурно - строительного проектирования.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, вступительный взнос, членский взнос, саморегулирование, законодательство, допуски.

MECHANISMS OF FORMATION OF FINANCIAL RESOURCES OF THE SELF-REGULATORY ORGANIZATION BASED ON THE MEMBERSHIP OF PERSONS ENGAGED IN THE PREPARATION OF PROJECT DOCUMENTATION

Palivoda A., the post-graduated student, Moscow Witte University The mechanisms offormation of financial resources of self-regulated organizations in the sphere of architectural and construction design. Keywords: self-regulatory organizations, entrance fee, membership fee, self-regulation, legislation, tolerances.

Строительная отрасль является одной из ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.

Кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса являются важными задачами Государства.

Эти важные задачи могут быть успешно решены при реализации наиболее актуальных мероприятий по повышению эффективности строительной деятельности, обеспечивающих, в первую очередь, рост уровня конкурентоспособности и ответственности организаций строительной отрасли за выполнение обязательств перед гражданами и другими потребителями их услуг, путем создания саморегулируемых организаций.

Институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России, как механизм общественного регулирования и коллективной ответственности, является инновационным с точки зрения регулирования рыночных отношений. Появление такого института связано с процессами либерализации и дебюрократизации государственного аппарата, повышением роли общественных и профессиональных объединений. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития организаций строительной отрасли предполагает решение одной из сложнейших стратегических задач - повышение качества и увеличение жизненного цикла продукции строительной сферы, тесно связанное с активизацией инновационных процессов, внедрением высоких технологий в производство, непрерывного повышения квалификаций специалистов строительной отрасли

Новые экономические процессы, в которых очевидна значимость саморегулирования, обусловливают необходимость обращения к проблеме устойчивого формирования и развития саморегулируемых организаций строительной отрасли.

Саморегулирование строительной отрасли включают в себя следующие виды областей строительства:

■ инженерные изыскания;

■ архитектурно-строительное проектирование;

■ строительство;

Саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования (проектной деятельности)введено в Российской Федерации с 1 января 2009 года взамен проектных лицензий (лицензий на деятельность в области проектирования зданий и сооружений I и II уровня ответственности). Это в свою очередь означает, что для проектирования зданий и сооружений в Российской Федерации проектным организациям необходимо вступить (стать членами) саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектированияв соответствии с Градостроительным кодексом РФ - это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций

и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих архитектурно-строительное проектирование.

Государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности, осуществляющим контроль за деятельность СРО и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Целями деятельности саморегулируемых организаций в проектной сфере (проектных СРО):

■ Объединение профессиональных участников проектной отрасли для предотвращения, предупреждения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, био-миру, окружающей среде, экологии, объектам культурного наследия (памятникам культуры и искусства), имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу вследствие недостатков работ в области архитектурно-строительного проектирования выполняемые членами саморегулируемой организации;

■ Повышение качества выполняемых проектных работ;

■ Информированию профессиональных участников проектной деятельности

Преимущества СРО:

■ СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;

■ Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых проектных работ;

■ Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;

■ СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;

Высшим органом управления СРО является собрание членов СРО (проектных организаций), которое вправе утверждать локальные нормативно-правовые документы и годовую смету расходов СРО, устанавливать размеры членского, вступительного взноса, и принимать иные решения в рамках своей компетенции.

По состоянию на февраль 2014 года на территории Российской Федерации статус саморегулируемой организации имеют 188 организаций, которые объединяют в своем составе свыше 16500 проектных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Как видно из рис. 1 основной пул (больше 80% от всех зарегистрированных СРО) саморегулируемых организаций был сформирован в 2009-2010 г.г., со второй половины 2013 года новых СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования зарегистрировано не было [1].

Проектные организации в соответствии с действующим законодательством для выполнения определенного перечня работ, закрепленного в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации [2] должны получить свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которое

Рис. 1. Формирование СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

выдает СРО после вступления проектной организации в члены такой СРО.

С этого момента СРО должна контролировать проектную организацию, которой СРО выдала свидетельство на предмет соответствия проектной организации установленным требованиям законодательства и при этом СРО несет солидарную ответственность со своими членами соразмерно средствам компенсационного фонда, в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, из-за недостатков работ при подготовке проектной документации. При этом общее собрание членов СРО вправе установить дополнительные требования к членам СРО. Таким образом, с введением института саморегулирования государство переложило контроль за проектными организациями на СРО, а мерой ответственности такого контроля является компенсационный фонд СРО.

Законодательное требование о наличии компенсационного фонда у саморегулируемой организации базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО, а СРО является гарантом выплаты в рамках компенсационного фонда вреда причиненного вследствие причинения вреда из-за недостатка работ при подготовке проектной документации.

Некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд минимальный размер, которого должен быть не менее 500 тыс. рублей на каждого члена Некоммерческого партнерства получающего статус СРО в проектировании. Однако в случае страхования членами Некоммерческого партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами, минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 150 тыс. рублей на каждого члена некоммерческого партнерства; Средства компенсационного фонда могут размещаться на депозитных счетах в банковских организация и могут быть израсходованы исключительно в случае причинения вреда.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации является финансовой гарантией безопасности продукции - проектных организаций, членов СРО, но при этом фактическая покупательская

способность средств компенсационного фонда со временем нивелируется реальной инфляцией в секторе недвижимости. Обязательное размещение средств компенсационного фонда в банковской организации несет в себе экономические риски, выраженные в возможности отзыва у банковской организации лицензии на осуществление деятельности с последующим банкротством.

Планирование расходов саморегулируемой организацией осуществляется на общем собрании членов СРО и закрепляется путем утверждения сметы. В данной смете указываются основные расходы СРО.

Членский взнос - обязательный платеж проектной организации - члена СРО. Членский взнос саморегулируемой организации, уплачивается членом СРО в размере и сроках предусмотренных локальным документами СРО. Членский взнос уплачивается проектной организацией, членом СРО в сроки, предусмотренные локальными документами, как правило, порядок уплаты членского взноса может быть следующий: ежемесячно/ежеквартально/каждые полгода/каждый год. Обязанность по оплате членского взноса у члена проектной СРО возникает в силу закона и прекращается в связи с выходом из членства СРО или ликвидацией проектной организации[3]. Членский взнос является основным источником формирования финансовых ресурсов СРО и расходуется на текущую деятельность СРО, а также на мероприятия, предусмотренные по решению общего собрания членов СРО. Оплата членских взносов, как правило, происходит на основании платежных документов выставляемых СРО своим членам - проектным организациям.

В случае неуплаты в установленный срок членских взносов, СРО вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием о взыскании денежных сумм подлежащих оплате в качестве членского взноса. Иными словами можно сказать, что проектная организация, оплачивая членский внос, обеспечивает контроль со стороны СРО на предмет соответствия данной проектной организации требованиям законодательства. Таким образом, государство с отменной лицензирования и созданием института саморегулирования не несет расходов на содержание штата сотрудников, а перекладывает обязанность по контролю над проектной организацией на плечи СРО, деятельность которой финансируется за счет уплаты членских взносов проектными организациями, - членами СРО.

Членский взнос, по сути является основным источником осуществления текущей деятельности СРО. Под текущей деятельностью подразумевается оплата труда работников СРО, оплата затрат связанных с эксплуатацией помещения и иных затрат предусмотренных в утвержденной смете СРО. Величина членского взноса утверждается на общем собрании членов СРО. На данный момент величина среднего членского взноса проектной организации остается на уровне 2013 года и составляет 7800 рублей. Как видно из рис. 1 и рис. 3 с увеличением количества саморегулируемых организаций, величина членского взноса уменьшается, что положительно сказывается на затратах проектных организаций.

Вступительный взнос - взнос уплачивается единовременно проектной организацией при вступлении в члены СРО в размере, установленном по решению общего собрания членов СРО. Вступительный взнос расходуется на текущую деятельность СРО.

Иные взносы- взносыустановленные по решению общего собрания членов СРО и расходуемые на предусмотренные сметой СРО цели..

Поскольку еще не сформирован корпоративный бренд СРО, у заказчика нет понимания какую пользу он получает от членства исполнителя в том или ином СРО, поэтому основным критерием проектной организации при вступлении в СРО на данном этапе

Рис. 2 Источники формирования финансовых ресурсов СРО

2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 3 Средний членский взнос, руб

является размер членского взноса и требования к страхованию гражданской ответственности.

Литература:

1. Паливода А.Ю. Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования [Текст] /А.Ю, Паливода // Транспортное дело - 2013 №3(106) - С 16-19.

О саморегулируемых организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 315-Ф3 [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня

видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «Кон-сультантПлюс».

3. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19 июл. 2011 г. № 246-ФЗ): [принят Гос.Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

4. Викторов М.Ю. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАКФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ», диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2010 г..

5. Пупырев Е.И.. Доклад: "Роль и место саморегулирования в развитии проектной отрасли".Научно-практическая конференция в области проектирования и строительства инженерной инфраструктуры "ИНФРАДИЗАЙН-2011" - М., 2011

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учебное пособие / Под.ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.: ил.

8. http://www.mrsp.ru/. Официальный сайт СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков»: [Электронный ресурс].

9. http://www.nop.ru/. Официальный сайт Национальное объединение проектировщиков: [Электронный ресурс].

УДК 338.332

ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,

e-mail: instityteb@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы создания интегрированной системы оперативного и стратегического управления предприятиями для повышения конкурентоспособности российской промышленности.

Ключевые слова: управление, модернизация, предприятие, инновации, информационная система.

PROBLEMS REENGINEERING ORGANIZATIONAL MECHANISMS OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL CENTERS OF THE RUSSIAN INDUSTRY

Chanaliev V., Ph.D., the applicant of FGBOUInstitution «Russian State Humanity University», e-mail: instityteb@mail.ru

This article discusses the creation of an integrated system of operational and strategic management of enterprises to improve the competitiveness of Russian industry.

Keywords: management, modernization, enterprise, innovation, the information system.

Инновационная парадигма управления развитием предприятий поративных управленческих механизмов путем стратегического кони организаций в российской экономике базируется на принципи- фигурирования организационно-экономических мер, реализуемых ально новой роли инновационных факторов на любом уровне по государственными ведомствами в отношении научно-технической вертикали и горизонтали российских государственных ведомств и производственно-технологической деятельности предприятий и и корпораций в соответствии с возникающими потребностями организаций для их соответствия модернизационными приорите-осуществления новой индустриализации [11]. Модернизация на там, определенным Президентом и Правительством Российской новой технологической базе предполагает превращение российской Федерации [1].

промышленности в единый научно-технический и производственно- Время требует новых научно обоснованных управленческих

технологический стратегический комплекс все части которого взаи- действий, координированного изменения корпоративных стратегий

модействуют в едином многомерном виртуальном управленческом повышения конкурентоспособности российской промышленно-

пространстве сетецентрического характера [8]. сти в условиях необходимости оптимизации порядка и способов

В условиях преодоления последствий глобального финансово- функционирования организаций и систем, а также формирования

экономического кризиса и вступления России в ВТО, определяющих и развития эффективных методов, механизмов, инструментов и тех-

необходимость технологического перевооружения промышленности нологий научно-технической и производственно-технологической

нашей страны, возможность формирования управленческого меха- деятельности в промышленности нашей страны [2]. Эти меры реа-

низма, структурирующего организационно-экономические форматы лизуются на основе формирования и реализации организационно-

научно-технической и производственно-технологической деятель- экономических мероприятий в сфере развития науки и техники для

ности предприятий и организаций в направлении их соответствия изменения в пользу России территориально-отраслевой структуры

государственным модернизационным приоритетам превратились в мировой промышленности, бизнес-циклов и соответствующих

значимый фактор развития экономики нашей страны. производственно-товарных цепочек в рамках международного

В связи с этим требуется трансформация государственных и кор- разделения труда [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.