Научная статья на тему 'Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности проектных организаций'

Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности проектных организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРО / ЧЛЕНСКИЙ ВЗНОС / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / SRO / MEMBERSHIP FEE / SELF-REGULATION / COMPENSATION FUND OF SELF-REGULATORY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паливода Андрей Юрьевич

Рассмотрены проблемы обеспечения имущественной ответственности СРО за вред, причиненный проектными организациями, прекратившими своё существование, и повышение качества проектной документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Self-Regulatory Organizations in Provision of Efficient Activity of Design Organizations

The problems of ensuring liability SRO for the harm caused to the design organizations, that ceased their existence and increasing the quality of design documentation are considered.

Текст научной работы на тему «Роль саморегулируемых организаций в обеспечении деятельности проектных организаций»

УДК 348.46

РОЛЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Андрей Юрьевич Паливода, аспирант Тел.: 8-926-566-57-50, e-mail: [email protected] Научный руководитель - А.И. Кузнецова, д.э.н, проф., профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московский университет им. С.Ю. Витте http://muiv.ru

Рассмотрены проблемы обеспечения имущественной ответственности СРО за вред, причиненный проектными организациями, прекратившими своё существование, и повышение качества проектной документации.

Ключевые слова: СРО, членский взнос, саморегулирование, компенсационный фонд само-регулируемой организации.

С 1 июля 2008 на территории Российской Федерации прекратилась выдача государственных лицензий в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Вместо этого организации строительного комплекса должны были объединиться в саморегулируемые организации (далее по тексту - СРО) и получить свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Разобщённость государственной системы в области контроля и надзора в строительной отрасли и в ряде других важных отраслей, отсутствие эффективного взаимодействия контролирующих органов в строительной сфере с контролирующими органами в смежных областях, таких как пожарная, экологическая, промышленная безопасность и пр., а также неукомплектованный состав и несоответствие квалификации сотрудников надзорных органов современным требованиям к надзору и контролю в строительной отрасли наряду с чиновничьим произволом явились основными причинами замены лицензирования саморегулированием [1].

Саморегулирование - это не только замена лицензирования. В первую очередь это переход от государственного управления к общественному, взаимодействие между членами саморе-гулируемой организации, формирование и лоббирование общих интересов, деловое партнёрство и поддержка. Главное отличие - механизм корпоративной ответственности: проектировщики материально ответят перед гражданами путём выплаты средств из компенсационного фонда.

С 1 января 2010 года осуществление работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющих на безопасность объектов, стало возможным только при наличии у исполнителя работ допуска, выданного саморегулируемой организацией.

Таким образом, в настоящее время саморегулирование строительного комплекса имеет специализацию по направлениям деятельности организаций: инженерные изыскания, проектирование и строительство. В каждом из этих направлений созданы саморегулируемые организации. Для выполнения работ организация должна получить допуск в том направлении, в котором она планирует работать. Допуск, выданный саморегулируемой организацией, подтверждает, что организация, который выдан допуск, соответствует минимальным требованиям, установленными в саморегулируемой организации. Организация, имеющая допуск, является членом саморегулируемой организации, которой выдан этот допуск.

Всего в строительном комплексе Российской Федерации по состоянию на ноябрь 2013 года статус СРО имеют 498 организаций (рис. 1), из них:

- 39 организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания объектов капитального строительства;

- 188 организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной

документации объектов капитального строительства;

- 271 организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Не требуется получение допуска и вступление в СРО компаниям, возводящим жилые дома для посемейного заселения - жилые дома до трёх этажей, дачи, коттеджи; производственным предприятиям с количеством работников до 30 человек и компаниям, осуществляющим подготовку проектной документации внутренних систем электроснабжения, слаботочных

„ , ,, _ _ систем и проектов органи-

Рис. 1. Саморегулируемые организации в строительном комплексе РФ

зации строительства, сноса

и демонтажа зданий и сооружений, продления срока эксплуатации и консервации за исключением уникальных, особо опасных и технически сложных объектов.

Архитектурно-проектные организации строительного комплекса законодательством выделены в особый вид саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих подготовку проектной документации.

Проектную деятельность с учётом этого следует понимать как составную часть градостроительной деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных делений, осуществляемую в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, инвестиционного, технологического, архитектурно-строительного проектирования.

С другой стороны, проектная деятельность (далее по тексту - ПД) - это сфера производства интеллектуальных продуктов в инвестиционном процессе, в том числе разрабатываемых в соответствии с заданием на проектирование заказчиков, удовлетворяющая нормативноправовым требованиям, являющаяся нематериальным активом, имеющим ценность и рыночную стоимость, авторов и право на защиту и охрану авторских прав, определяющая в конечном итоге качество конечного продукта (города, поселка, объекта недвижимости).

ПД является частью инновационно-инвестиционного сектора в воспроизводстве и технологическом прогрессе, представляет собой подсистему развития экономики, повышения ее технологического уровня и конкурентоспособности [2].

Статус саморегулируемой организации, основанной на членстве, лиц осуществляющих подготовку проектной документации, можно приобрести только при условии соответствия следующим требованиям.

1. Объединение в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц.

2. Наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. Или, если такой организацией установлено требование к страхованию её членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации

3. Наличие следующих документов:

a. требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - свидетельство о допуске), - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

b. правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к

выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

c. документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.

Законодательное требование о наличии компенсационного фонда у саморегули-руемой организации базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО, а СРО является гарантом выплаты в рамках компенсационного фонда вреда причинённого третьим лицам. Таким образом, компенсационный фонд (КФ) саморегулируемой организации - одна из основ стабильности всей системы СРО [3].

Согласно пп. 3 и 4 статьи шестой федерального закона «О саморегулируемых организациях» за номером 315-Ф3, саморегулируемые организации вправе:

• оспаривать решения и действия органов государственной власти и местных органов управления от своего имени в случаях, когда такие решения или действия нарушают права и интересы самой саморегулируемой организации и/или её членов, а также создают реальную угрозу такого нарушения;

• принимать участие в обсуждениях законопроектов, а также иных нормативно-правовых актов и программ государственного регулирования по вопросам, имеющим непосредственное отношение к отрасли и предмету саморегулирования;

• представлять в госорганы и местные органы управления свои предложения по вопросам, имеющим непосредственное отношение к отрасли и предмету саморегулирования;

• запрашивать необходимую для осуществления функций в сфере самоуправления информацию у госорганов и местных органов управления;

• представлять интересы участников СРО в госорганах и местных органах управления;

• проводить организацию профобучения и аттестации для сотрудников и работников компаний, являющихся участниками саморегулируемой организации;

• образовывать в своей структуре независимые третейские суды для урегулирования спорных ситуаций участников саморегулируемой организации, а также для урегулирования правоотношений в области защиты прав потребителей;

• осуществлять иные действия, не запрещённые законом, в том числе специальными отраслевыми нормами.

Обязанности саморегулируемых организаций согласно п. 5 статьи шестой федерального закона 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях»:

• осуществлять разработку (с последующим утверждением) условий членства участников саморегулируемой организации;

• применять в случаях, когда это необходимо, дисциплинарные меры, предусмотренные федеральным законодательством и локальными документами СРО в отношении своих участников;

• анализировать на профессиональной основе деятельность участников саморегулируе-мой организации посредством обработки информации, предоставляемой последней в форме отчетов;

• обеспечивать соблюдение принципа информационной открытости путём публикации подробных сведений о деятельности своих участников в средствах массовой информации, в том числе на сайте саморегулируемой организации;

• осуществлять эффективный контроль за деятельностью своих участников (профессиональной и предпринимательской) на предмет соблюдения участниками СРО установленных ею стандартов и правил, а также условий участия в СРО;

• рассматривать жалобы заинтересованных лиц, касающихся нарушений, допущенных участниками саморегулируемой организации.

Перечень работ по подготовке проектной документации, которые указываются в допуске к определённому виду или видам работ, оказывающих влияние на безопас-

ность объектов капитального строительства, выдаваемое саморегулируемой организации, утверждён приказом Министерства регионального развития №624 от 30.12.2009 г. [4].

Саморегулирование - это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Данный перечень был разработан без учёта классификатора лицензируемых работ по проектированию, в связи с чем до сих нет единого мнения экспертов проектной сферы и экспертов СРО о том, какие виды работ, указанные в данном приказе, соотносятся с реально выполняемыми проектными работами.

Получение допуска на тот или иной вид работы, указанный в приказе, базируется на принципе подтверждения права выполнять данные работы наличием в организации специалистов, имеющих определённую квалификацию и специализацию по профилю заявленной работы. Причём законодательно установлены минимальные требования по стажу к заявляемым сотрудникам для подтверждения права.

Основные права членов СРО:

• право на получение допуска к работам или определённым видам деятельности (допуск действителен в течение всего времени членства в СРО);

• право на информационную поддержку;

• право на обжалование мер дисциплинарного воздействия в коллегиальный орган СРО, а также обжалование решения об исключении из членов СРО в судебном порядке.

Основные обязанности членов СРО:

• своевременно уплачивать все предусмотренные членские взносы;

• соблюдать принятые в СРО стандарты и правила;

• претерпевать меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения правил СРО;

• не препятствовать проведению проверок в рамках осуществления контроля СРО над своими членами;

• предоставлять в СРО достоверную информацию о себе и своей деятельности профессионального или предпринимательского характера.

СРО, являясь некоммерческими организациями, функционируют за счет взносов архитектурно-строительных организаций. При этом возникает проблема отбора проектных организаций, получающих допуск. Чем больше выдаётся допусков, тем выгоднее СРО. В этот момент возникают ситуации, влияющие на качество выпускаемой проектной документации: во-первых, гонясь за численностью, СРО «закрывает глаза» на достоверность представляемых документов в соответствии с законами и правилами СРО; во-вторых, в момент контроля за деятельностью организации, которой СРО выдало допуск.

В саморегулировании проектной сферы происходит процесс коммерциализации СРО путём существенного ценового демпинга величины членского взноса и беспроцентной рассрочки взноса в компенсационный фонд, ведь только этим новообразованные проектные СРО могут привлекать к себе новых членов.

Многие СРО привлекают контрагентов для привлечения новых организаций -членов СРО, получается погоня за прибылью, а не выполнение основной функции СРО

- обеспечение безопасности и повышения качества выпускаемой проектной документации организациями-членами СРО.

Можно сказать, что институт саморегулирования проектной отрасли только развивается, но уже сейчас появляются проблемы, связанные с проблемами в законодательстве. Контролирующие органы, такие как Ростехнадзор и Национальное объединение проектировщиков (НОП), ничего не могут сделать с коммерческими СРО, что приводит к дискриминации самого института саморегулирования в глазах потребителей. В связи с этим возникает необходимость правового регулирования, препятствующего со-

зданию новых «коммерческих» СРО.

Конкуренция на рынке проектирования и требования законодательства об опыте заявляемых сотрудников на виды работ приводит к искусственному завышению «ценности» специалистов с опытом, а молодые специалисты становятся невостребованными. В скором времени может появиться острый дефицит высококвалифицированных специалистов в сфере проектирования, поскольку молодые специалисты сферы проектирования не могут получить необходимый опыт и знания.

Но главной задачей саморегулируемой организации является обеспечение безопасности объектов капитального строительства путём контроля за организациями, выполняющими технологическое проектирование - членами саморегулируемой организации.

С приходом саморегулирования поменялась структура ответственности организаций, осуществляющих подготовку проектной документации, за результаты их профессиональной деятельности.

Согласно действующему законодательству саморегулируемые организации несут солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда недостатками работ при подготовке проектной документации [6].

Законодательством предусмотрена строгая имущественная гражданская ответственность всех её участников, которая обеспечивается на разных основаниях:

• компенсационный фонд саморегулируемой организации;

• компенсационный фонд с одновременным страхованием гражданской ответственности.

При таком варианте размер единовременных взносов в компенсационный фонд

уменьшается более чем в три раза.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации - одна из основ стабильности всей системы СРО. Его существование базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО [7].

Как показывает практика, большинство саморегулируемых организаций выбирает второй вариант. Основным критерием такого выбора выступает меньшая финансовая нагрузка на вступающих членов СРО и более высокая степень защиты компенсационного фонда СРО. Ведь выплата из компенсационного фонда может служить началом к ликвидации СРО

Проектные СРО могут повышать степень сознательности своих членов в вопросах страхования путём контроля за соблюдением установленных требований к страхованию.

Таким образом, лица, которым причинён вред (страховое событие) вследствие недостатков работ по подготовке проектной документации, могут рассчитывать на материальное возмещение причинённого вреда в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.

С учётом действующих положений законодательства и специфики проектирования недостатки работ могут быть обнаружены не во время строительства объекта, а его эксплуатации. Иными словами, существует временной разрыв при причинении вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства вследствие допущенной ошибки в проектной документации и непосредственным причинением вреда. В таком случае по прошествии времени возникают сложности по установлению момента, когда возникла ошибка в проектной документации. В проектировании временной разрыв может исчисляться годами.

В условиях рыночной экономики проектная организация - лицо не вечное. После окончания крупного проекта или по прошествии трёх лет проектные организации как юридическое лицо прекращают свою деятельность, тем самым исключая возможность предъявления к ней каких-либо претензий.

В случае, если происходит страховое событие по вине проектной организации, которая на тот момент прекратила своё существование, требования по возмещению вреда предъявляются СРО. Такой случай является большим риском для СРО и возмож-

ностью для совершения мошеннических действий с целью завладеть средствами компенсационного фонда. Многие руководители СРО понимают актуальность данной проблемы и ищут пути ее решения.

Данную проблему можно решить путём установления требований к страхованию гражданской ответственности члена СРО при прекращении членства в саморегулируе-мой организации и ликвидации организации путём установления расширенного страхового периода, в течение которого страховая организация должна будет возместить вред.

Помимо этого, полагаю, что саморегулируемые организации должны брать на себя ответственность за своих членов, осуществлять контроль за подготовку проектной документации, поскольку проектная организация - локомотив инноваций в строительном секторе страны, и именно от принятых технологических решений зависит безопасность объектов и обеспечиваются наиболее оптимальные экономические показатели объекта строительства.

Литература

1. Специализированный проект о саморегулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://urvista.ru

2. Национальное объединение проектировщиков. Обзор развития проектной отрасли до 2020 года [Электронный ресурс]. URL:http://www.nop.ru

3. Паливода А.Ю. Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования». - М.: Транспортное дело, 2013.

4. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19 июл. 2011 г. № 246-ФЗ): [принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

5. Викторов М.Ю. Саморегулирование как фактор устойчивого развития строительной сферы», диссертация на соискание учёной степени доктора экономических наук. - М., 2010.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

7. Специализированный проект о саморегулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.all-sro.ru

8. Пупырёв Е.И. Роль и место саморегулирования в развитии проектной отрасли // Научно-практическая конференция в области проектирования и строительства инженерной инфраструктуры «ИНФРАДИЗАЙН-2011». - М., 2011.

9. Официальный сайт СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.mrsp.ru/

Role of Self-Regulatory Organizations in Provision of Efficient Activity of Design Organizations

The problems of ensuring liability SRO for the harm caused to the design organizations, that ceased their existence and increasing the quality of design documentation are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: SRO, membership fee, self-regulation, compensation fund of self-regulatory organization.

Palivoda Andrey Yuryevich, postgraduate student, Moscow University after S. Yu.Witte Research supervisor Kuznetsova A.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Municipal Economy and Service Sector Department, Moscow University after S. Yu.Witte

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.